«Верь больше!» Святитель Николай Сербский о жизни с Богом 20 апреля/3 мая Церковь празднует память святителя Николая (Велимировича) , епископа Охридского и Жичского (1880–1956). Архипастырь, глубокий богослов и религиозный философ, святитель Николай был и остается авторитетнейшим духовным наставником не только Сербской Церкви, но и всего Православия. Предлагаем читателям подборку поучений и высказываний святителя Николая Сербского. • Мысль о Промысле Божием в человеческой жизни – величайшая мысль, достойная человека. Забота о спасении души – величайшая забота, достойная человека. Ожидание смерти – величайшее ожидание, достойное человека. • Кто-то из европейских философов сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». И это изречение разнесено по миру как нечто великое. На самом же деле, сколько бы я ни мыслил, я не существую, если не существует Некто высший меня, Кто и меня, и весь свет измыслил. Если Бог не существует как разум, высший меня, тогда, несомненно, и я не существую, но я только некая приходящая вещь, призрак, которого вихри подняли из пыли, придали ему форму на мгновение, чтобы снова сбросить в ту же самую пыль без следа и цели. • «Без Меня не можете делать ничего», – сказал Господь. На каждом шагу, с утра до ночи, разумный человек сознает правдивость этих слов. И осознание этого делает его великим пред Богом. • Люди живы настолько, насколько в них живет Бог. Ибо только Бог – жизнь. Потому считать всех людей одинаково живыми – иллюзия. Есть живые и неживые, что зависит от меры Бога в них, меры жизни, которую они несут в себе. • Даже наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда видит праведника, страдающего по его вине, когда он сам терпит скорби по чужой вине и когда наступает для него час смерти. • Отче наш, Сущий на небесах, помоги нам знать и исполнять лишь одно: знать, что вся сила – Твоя, и употреблять Твою силу по Твоей воле. Смотри, мы несчастны, ибо поделили то, что у Тебя нераздельно. Мы отделили силу от святости, и отделили силу от любви, и отделили силу от веры, и наконец (а это первая причина нашего падения) отделили силу от смирения. Отче, молим Тебя, соедини всё то, что Твои дети разделили по неразумению.

http://pravoslavie.ru/93046.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том L  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОДИМ ТИСМАНСКИЙ (ок. 1320 - 1406, прп. Румынской (РумПЦ) и Сербской Православных Церквей (пам. 26 дек.), архим., основатель мон-рей НИКОЗИ муж. монастырь (V - нач. XIX в.; ныне 2 мон-ря: в 1995 возрожден муж. мон-рь, в 2006 основан женский, оба во имя первомч. Раждена), кафедра Никозской (с 1995 Никозско-Цхинвальской) епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), архитектурный комплекс, памятник истории культуры Грузии НИКОЗСКАЯ ЕПАРХИЯ (2-я пол. V или нач. VI в. 11, с 1995 Никозская и Цхинвальская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Никози НИКОЛА (Позднев Петр Алексеевич; 1853-1934), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан НИКОЛАЕВА Татьяна Васильевна (1921-1984), историк, археолог, искусствовед, исследователь в области рус. средневек. искусства; доктор исторических наук, старший научный сотрудник Ин-та археологии АН СССР (ныне РАН) НИКОЛАИТЫ еретическое движение в истории древней Церкви, упомянутое в Откровении св. Иоанна Богослова в посланиях к 7 церквам (Откр 2. 6, 15) НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских 90-160 160-178 178-179 179-180 НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель 180-186 186-187

http://pravenc.ru/vol/L.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Семь ключей к вечной жизни Искренняя вера — единственная лестница, возводящая к Богу, но ключи от Неба каждый человек держит в своих руках — это наша свободная воля. Всякий раз, встав перед выбором совести, мы или постепенно раскрываем свою душу для Вечности, либо, напротив, запираем ее, отворачиваясь от Бога, от людей и даже от самих себя — таких, какими стать мы надеялись: честными, бескорыстными, сильными, милосердными… Книга «Семь ключей к вечной жизни» — это слова выдающегося богослова и мыслителя, святителя Николая Сербского (1880—1956) о путях человеческих в Царство Божие. Простота и ясность мысли в сочетании с поэтичностью языка, высота богословской мысли, евангельский взгляд на жизнь, — все это делает святителя Николая (Велимировича) близким и понятным для каждого читателя. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ . Святитель Николай Сербский Семь ключей к вечной жизни Москва • «Никея» • 2013 УДК 281.9 ББК 86 С 90 Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС 13-221-1764 Составитель Татьяна Михайлова Сербский Николай, Святитель С 90 Семь ключей к вечной жизни. — М.: Никея, 2013. — 192 с. ISBN 978-5-91761-208-9 Искренняя вера — единственная лестница, возводящая к Богу, но ключи от Неба каждый человек держит в своих руках — это наша свободная воля. Всякий раз, встав перед выбором совести, мы или постепенно раскрываем свою душу для Вечности, либо, напротив, запираем ее, отворачиваясь от Бога, от людей и даже от самих себя — таких, какими стать мы надеялись: честными, бескорыстными, сильными, милосердными... Книга «Семь ключей.» —это слова выдающегося богослова и мыслителя, святителя Николая Сербского (1880—1956) о путях человеческих в Царство Божие. Простота и ясность мысли в сочетании с поэтичностью языка, высота богословской мысли, евангельский взгляд на жизнь, — все это делает святителя Николая (Велимировича) близким и понятным для каждого читателя. УДК 281.9 ББК 86 © «Никея», 2013 ISBN 978-5-91761-208-9 Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Arhiva Ambasadorul Serbiei a fost decorat cu ordinul Bisericii Orotdoxe Ruse 17 martie 2019 21:26 17 марта 2019 года, в Неделю Торжества Православия, после Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил Чрезвычайному и Полномочному послу Сербии в России Славенко Терзичу орден преподобного Серафима Саровского III степени. Высокой награды глава сербского дипломатического представительства в Москве удостоен во внимание к вкладу в развитие отношений Русской и Сербской Православных Церквей. На церемонии награждения, состоявшейся в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве, присутствовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. На праздничной трапезе, состоявшейся в этот день, Славенко Терзич обратился к Святейшему Патриарху Кириллу, сказав: «Ваше Святейшество, от лица всех присутствующих здесь послов я хочу поблагодарить в Вашем лице Русскую Православную Церковь за помощь, которую она на протяжении веков оказывала всем Поместным Православным Церквам». Дипломат, в частности, упомянул, что в каждом старинном православном храме на Балканах, включая деревенские, можно найти русские облачения, сосуды, богослужебные книги. Сербский посол подчеркнул, что Русская Церковь «на сегодняшний день продолжает оставаться опорой всего православного мира». С.Терзич также обратил к Святейшему Владыке слова благодарности за усилия по защите и поддержке многострадальной земли Косова и Метохии. Коснувшись темы сербско-российских отношений, он привел цитату из творений святителя Николая Сербского (Велимировича; 1880-1956), писавшего: «Совесть наша заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются». «Столетиями укреплялись наши духовные, культурные, политические связи, они продолжают укрепляться и сегодня», — отметил посол Сербии, пожелав Святейшему Патриарху Кириллу крепкого здоровья и духовных сил на многая лета. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5395634...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сербская Православная Церковь МАНАСИЯ (Ресава), жен. мон-рь во имя Св. Троицы (Пятидесятницы) Бранчевской епархии Сербской Православной Церкви МАРДАРИЙ (Ускокович Иван; 1889-1935), свт. (пам. 29 нояб.), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви МИЛЕШЕВА (Милешево), муж. мон-рь в честь Вознесения Господня Милешевской епархии Сербской Православной Церкви МИРКОВИЧ Лазарь (1885-1968) прот., сербский историк церковного искусства, литургист, археограф, переводчик МИХАИЛ [серб. Михаило] (Йованович Милое; 1826-1898), архиеп. Белградский и митр. Сербский, богослов, историк МИХОЛЬСКА-ПРЕВЛАКА (Иловица, Тумба или Томба), муж. мон-рь во имя арх. Михаила Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ) МОРАЧА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви МУЗЕЙ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ офиц. организация Сербской Православной Церкви по хранению исторических церковных ценностей и реликвий сербского народа НАУПАРЕ [Наупара], жен. монастырь в честь Рождества Пресв. Богородицы Крушевацкой епархии Сербской Православной Церкви НЕСТОР (Попович (иногда в литературе - Йованович) Никола; 1833-1884), еп. Нишский Сербской Православной Церкви НИКОДИМ (Милаш Никола; 1845 - 1915), местночтимый священноисповедник (пам. 20 марта), епископ Далматинский (Далматинско-Истрийский); канонист НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель НИКОЛАЙ (Никола; 2-я пол. XIII в.- после 1329), игумен мон-ря Студеница (ок. 1329), серб. писатель и книгописец-каллиграф НОВОГРАЧАНИЦКАЯ ЕПАРХИЯ церковная структура, с 1963 по 1991 г. пребывавшая вне юрисдикции Сербской Православной Церкви (СПЦ) ОРАХОВИЦА (Ремета), мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Славонской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ОСТРОГ муж. мон-рь во имя свт. Василия Острожского Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121584_7.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Трехтомное собрание творений святителя Николая Сербского вышло в издательстве Сретенского монастыря 17 апреля 2024 – 17 апреля 2024 События Издательство Сретенского монастыря выпустило переиздание  творений святителя Николая Сербского (Велимировича) в 3-х книгах . Трехтомник охватывает множество тем: вера, покаяние, молитва, скорби, любовь, прощение, смерть и жизнь вечная. В это издание вошли самые известные творения святителя Николая: воскресные беседы на Евангелие и «Миссионерские письма». В беседах на воскресные евангельские чтения содержится культурно-исторический комментарий и глубокие богословские размышления святителя, в «Миссионерских письмах» автор отвечает на самые разные вопросы, дает духовные советы, поддерживает и наставляет. Святитель Николай Сербский, епископ Охридский и Жичский (1880–1956) — богослов, философ, почетный доктор нескольких всемирно известных университетов. Его по праву называют сербским Златоустом. Литературные и богословские труды святителя написаны простым и доступным языком, но при этом поражают разнообразием, глубиной и силой.   Источник : Богослов.Ru/ Издательство Сретенского монастыря Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6195713

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства НИКИФОР (ок. 1680 - 1751), митр. Молдавский, предстоятель Молдавской митрополии в юрисдикции К-польской Церкви НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКИФОР ИРБАХ (Ирубакидзе-Чолокашвили Николоз; приблизительно 1585-1658), настоятель груз. Крестового монастыря в Иерусалиме (1643-1649); известный политический деятель и дипломат НИККОЛО ДЕ ТУДЕСКИ [де Тедески, также Панормитан, Палермец] (1386-1445), архиеп. Палермо (с 1435), канонист, юрист, участник НИКОДИМ (Милаш Никола; 1845 - 1915), местночтимый священноисповедник (пам. 20 марта), епископ Далматинский (Далматинско-Истрийский); канонист НИКОДИМ (иногда упом. как Никодим I; в миру Цинционис Николай; 1827 - 1910), патриарх Иерусалимский (3/4 авг. 1883 - 30 июля 1890) НИКОДИМ (Мунтяну Николае; 1864 - 1948), патриарх Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (30 июня 1939 - 27 февр. 1948) НИКОДИМ (Латышев Никита Тимофеевич; 1916-1986), архиеп. Московский и всея Руси старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОЗИ муж. монастырь (V - нач. XIX в.; ныне 2 мон-ря: в 1995 возрожден муж. мон-рь, в 2006 основан женский, оба во имя первомч. Раждена), кафедра Никозской (с 1995 Никозско-Цхинвальской) епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), архитектурный комплекс, памятник истории культуры Грузии НИКОЗСКАЯ ЕПАРХИЯ (2-я пол. V или нач. VI в. 11, с 1995 Никозская и Цхинвальская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Никози НИКОЛА (Позднев Петр Алексеевич; 1853-1934), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан НИКОЛАИТЫ еретическое движение в истории древней Церкви, упомянутое в Откровении св. Иоанна Богослова в посланиях к 7 церквам (Откр 2. 6, 15) НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/rubrics/121236_180.htm...

Преподобный Максим Грек (1470-1556). Место изоляции Иосифо-Волоцкий монастырь. – С.69; Священномученик Иларион (Троицкий). Место изоляции Соловецкий лагерь особого назначения. – С.70; Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961). Место изоляции: Лубянка; Святитель Николай Сербский (Велимирович) (1880-1956). Место изоляции Дахау. КУЛЬТУРА (раздел). – С.72-87. Школа «Фомы». Книга:   Домострой протопопа Сильвесттра . [«Домострой» - книга, регламентирующая домашний быт состоятельного человека XVI века. Автор-составитель : Священник Сильвестр, настоятель Благовещенского собора Московского Кремля, один из сподвижников молодого царя Ивана Грозного, государственный деятель и церковный писатель; Время написания : 1547 г.; Содержание: В книге изложены основы уклада православной семейной и хозяйственной жизни; Подборка инфрмационных сведений из истории книги ; 7 фактов о протопопе Сильвестре. Подготовил Михаил Козлов ]. Ил.: Протопоп Сильвестр. Портрет; Один из разворотов современного издания – «Если муж сам не учит добру»; Современное иллюстрированное подарочное издание в кожаном переплете. ИД «Экономическая газета», 2012; Академик Д. С. Лихачев; «Послание и наказание от отца к сыну». Лист из рукописи XVI в.; Соловецкий монастырь. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – сентябрь 2016. – С.72-73. – (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Книга »). Митрополит Иларион ( Алфеев ). Новый Завет: от свитков до книг. Как создавались и выглядели рукописи Евангелий Ил.: Древний египетский папирус, датируемый 30 годом до нашей эры. Отрывок из Псалмов Давида; Древний свиток. Традиционно в церковном искусстве пророки и евангелисты изображались с древними свитками в руках; Знаменитый Синайский кодекс, датируется IV веком н. э.; Таблицы канонов (фрагментов Евангелий) Евсевия Кесарийского, составленные в V веке на основе Диатессарона Аммония Александрийского; Комплютенская полиглотта – первое издание Библии, в котором текст был напечатан на четырех языках; Заседание Объединенного библейского общества, которое в наши дни ведет работу над изданиями Святого Писания. Фото; Эразм Роттердамский. Портрет//Фома. - – сентябрь 2016. – С.74-81. – (раздел « Культура »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-161-...

1983. Год 15. 1/3. С. 1-16; Фuлocoфuja и мистика//Там же. С. 16-25; Марксистичко и peлuruje и фuлocoфuje//Там же. С. 131-144; и као чувар и бранилац же. 1984. 16. 1/2. С. 69-79; Исус Христос jeдuhu света у православной мисли данас//Там же. С. 49-68; као човека//Там же. 3/4. С. 163-173; Nampoлoruja. Приручник за студенте. Београд, 1984. Св. 2: Источници и писци IV и V од Hukeje до Халкидона, 325-451; Сусрет схоластике и исихазма код Нила Кавасиле//Теолошки погледи. 1985. 17. 4. С. 201-212; Летопис манастира 1985; Ohaj koju jecme - живи и истинити Бог Светог Гpuropuja Паламе//Теолошки погледи. 1985. Год 17. 1/3. С. 95-119; Од Косова до Jaдobha: Путни записи. Београд, 1987; Задужбине Косова: Споменици и српског народа/Уред. А. J. Призрен; Београд, 1987; за Христом. Београд, 1989: и патристика//Теолошки погледи. 1989. Год 21. 1/2. С. 41-52; срба на Косову и Memoxuju од 1941 до 1990. Приштина, 1990; Духовност Београд, 1990; Света Ucmopuja и эcxamoлoruja//Теолошки погледи. 1990. Год 22. 1/3. С. 97-107; На путевима Отаца. 2. Београд, 1991; личности у ucmopuju//Теолошки погледи. 1991. Год 23. 1/4. С. 19-33; Свети Сава и Косовски Завет. Београд, 1992; Српска Црква у другом светском рату. Београд, 1992; Le royaume céleste dans le destin historique du peuple Serbe//Russie: Mille ans de vie chrétienne. Chambésy, 1993. P. 197-204; L " infinito cammino: Umanazione di Dio e deificazione dell " uomo. Sotto il Monte, 1996; Знак препоречни: Разговори у времена смутна. Београд, 1994; Etudes hésyhastes. Lausanne, 1995. (La lumière du Thabor); Српски Православни буквар. Београд, 1997; Распета Херцеговина/Приредио Велибор В. 1997. Пер.: Makabejcke. 1996. На рус. яз.: Учение о Пресв. Богородице у св. Иоанна Дамаскина//Правосл. мысль. П., 1971. Вып. 14. С. 40-61; Человек полагает, а Бог располагает//Беседа. Л.; П., 1984. С. 217-221; Покаяние, исповедь и пост. Фрязино, 1995; Новое слово о покаянии, исповеди и посте. М., 1996; Православный экуменизм//Церковь и время. М., 1998. 4 (7). С. 63-74. Лит.: [Предисловие]// Amahacuje. Знак препоречни: Разговори у времена смутна. Београд, 1994. С. 9; 1991. 582. 15 jyh; Светигора: Образник веры, культуры и воспитания. 1994. 1. С. 100; Orthodoxia. 1999-2000. P. 183. И. А. Чарота Рубрики: Ключевые слова: ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель ВЕНЕДИКТ (Кралевич, наст. фамилия Пачавура (серб. по др. данным, Полизович; 1765, по др. данным, 1767 - 1862), еп. Далматинский

http://pravenc.ru/text/76888.html

Однажды Томислав сильно заболел, и его поместили в белградскую больницу, где он провел сорок семь дней. Состояние его оставалось тяжелым, и прогноз врачебного консилиума был суров: больной не проживет больше пяти лет. Приняв диагноз как недвусмысленный призыв Божий отрешиться от мира, Томислав отказался продолжать лечение, покинул больницу и отправился в монастырь Горняк. Он поведал настоятелю о своей жизненной ситуации и о том, что хотел бы посвятить оставшиеся годы Богу, проведя их в смирении, покаянии и молитве. При разговоре Томислава с игуменом присутствовал некий русский старец. На следующий день он сам подошел к юноше и сказал: «Ты не найдешь ни в одной из здешних обителей того монашества, какое ищешь. Такое устройство есть только в монастыре Мильково, где собрались русские иноки. Ты должен идти туда!» Томислав отправился в Мильков монастырь, где стал духовным чадом старца Амвросия, учась у него спасительному послушанию, трезвению ума и непрестанной Иисусовой молитве. «Каждый день я исповедовался отцу духовнику во всём, что происходит в моей душе, и он советовал мне, как поступать. Спустя определенное время я заметил, что молитва входит в меня вместе с воздухом при дыхании; постепенно молитва сама стала совершаться в сердце». Так Томислав, ведомый опытной рукой старца Амвросия, стяжал благодать внутреннего мира и радости в Духе Святом, благодать очищения ума и освобождения его от рабства чувствам и страстям. После смерти Амвросия Мильковского в обители начались брожения, и послушник Томислав вернулся в монастырь Горняк. Там в 1935 году он принял монашеский постриг с именем Фаддей, а позже был рукоположен в иеродиаконский чин. Вскоре инок стал клириком Белградско-Карловацкой архиепископии и братом Раковицкого монастыря. В 1941 году отец Фаддей дважды арестовывался нацистами, но даже под угрозой смерти свидетельствовал свою преданность Богу, свое безраздельное служение Христу и Его Церкви. В 1943-м его приговорили к смерти, но Господь утешил Своего подвижника чудесным видением: «Вдруг передо мной появился высокий воин с перекрещенной на груди золотой лентой. На голове его шлема не было. Высок, прекрасен, на земле таких не бывает! Держит в руке свиток и смотрит на меня, и я понимаю: Ангел, утешение от Господа! Воин Божий развернул свиток и сказал: „Смотри, это – карта Сербии. Не бойся, не страшись, предстоит тебе еще многих утешить и ободрить“». Спустя месяц нацисты перевели его в монастырь Войловица, где он вместе со святителем Николаем (Велимировичем; 1880–1956) и другими заключенными служил литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010