Святая обитель Дохиар, что на Святой Горе Афонской Афанасий Зоитакис ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФИМИЙ – ОСНОВАТЕЛЬ МОНАСТЫРЯ Дохиар - вид с пристани Во времена, когда преподобный Афанасий на краю Святой Горы строил Великую Лавру, среди братии был и некто Евфимий, известный своей добродетелью, он был экономом или, как тогда было принято говорить, дохиаром. Когда в 963 году Никифор Фока, друг святого Афанасия, оставил намерение принять постриг и стал императором, Афанасий, расстроенный этим обстоятельством, покинул Лавру и отбыл на Кипр, предварительно указав императору на Евфимия как на достойного стать игуменом. Евфимию не удалось справиться с делами Лавры и, устав от суеты, он испросил у вернувшегося в Лавру Афанасия благословение удалиться в пустыню. Преподобный благословил его и дал в дорогу икону Божией Матери. Евфимий обосновался в гористой местности неподалеку от Дафни (ныне — главного Афонского порта) и посвятил себя молитве и трудам. Постепенно привлеченные рассказами о его благочестии вокруг него собираются и другие монахи. Монастырские ворота Вскоре (в 967 году) на высокой скале он строит величественный монастырь, посвященный святителю Николаю. В 972 году, когда новый император Иоанн Цимисский созвал игуменов всех афонских монастырей в Карею для составления первого типикона, среди них находился и Евфимий, также подписавший его. Новый монастырь быстро разрастался и получил на попечение имущество за пределами Афона. В его владение перешел большой участок около залива Сигитик, известный как Пиргадикья. Позднее, в 1037 году, правитель Волеру (местность между реками Нестос и Стримонас) Константин освободил обитель от налогов. Монастырь Святого Николая Дохиара (как он тогда назывался) переживал расцвет, о чем может свидетельствовать такой факт: в типиконе, составленном в 1045 при Константине Мономахе, подпись игумена этого монастыря Феодула стоит шестой среди тридцати одной подписи игуменов, принявших участие в его составлении. Для Византийской империи это были сложные годы. В Константинополе вот уже долгое время правили племянницы Василия Болгаробойца, Зоя и Феодора, последние представительницы македонской династии. Обороноспособности страны должного внимания не уделялось, а потому морские и сухопутные набеги недругов разоряли империю. Во время одного из пиратских нападений, приблизительно в 1050 году, монастырь Дохиар был полностью разрушен.

http://pravoslavie.ru/40851.html

– Так как ты ослушался меня, то и наказан этою болезнью. Теперь встань и иди в Иерихон 8005 ; там в странноприимном доме аввы Евфимия найдешь некоего старого инока, следуй за ним в монастырь Евфимия – и спасешься. Тотчас пробудившись, я почувствовал себя вполне здоровым и пошел, по повелению святого отца, в Иерихон; там нашел, как он и сказал мне, инока старого, добродетельного и благоразумного, который привел меня в монастырь Евфимия великого, где я поселился. Часто приходил я и в лавру святого Саввы к преподобному Иоанну и получал от него великую пользу душе моей. Раз я был смущен и обременен помыслами сатанинскими, но когда исповедал их преподобному, то молитвами его святыми немедленно получил облегчение, и мир возвратился в сердце мое. Так поведал о себе инок Кирилл. Сего-то Кирилла преподобный Иоанн посылал в лавру Сукийскую с книгами к преподобному Кириаку отшельнику 8006 . Однажды Кирилл сидел у оконца келлии преподобного Иоанна. И вот пришел некий человек, именем Георгий, ведя сына своего, мучимого бесом, поверг его перед оконцем и сам отошел. Святой Иоанн познал, что лежащий и плачущий отрок одержим духом нечистым; движимый милосердием, он сотворил молитву и помазал его святым елеем, и тотчас дух нечистый оставил отрока, и он с того часа стал здоров. Авва Евстафий, подвизавшийся после Сергия в пещере преподобного Саввы, муж духовный и благочестивый, поведал о себе: – Некогда нашел на меня дух хулы и весьма смущал меня помыслами хульными на Бога и божественное, и был я в великой скорби. Пришел я к блаженному Иоанну Молчальнику, рассказал ему беду мою и прибег к помощи святых его молитв. Иоанн помолился обо мне Богу и потом сказал мне: Благословен Бог, чадо мое! Помысл хульный уже не приблизится более к тебе. Слова старца исполнились, ибо с того времени я не испытывал в себе помысла хульного. Некая женщина родом из Каппадокии 8007 , по имени Василина, диаконисса 8008 святой Константинопольской церкви, пришла в Иерусалим с племянником своим, человеком знатным; это был муж поистине добродетельный, хотя держался неправомыслия Севера 8009 и потому не находился в общении с святой кафолической Церковью. Благочестивая диаконисса прилагала много старания, чтобы обратить его к благоверию и присоединить к святой Церкви, и усердно просила каждого из святых отцов помолиться о нем Богу. Услышав о святом Иоанне, она пожелала и ему поклониться; когда же узнала, что женщины не входят в лавру, призвала Феодора, ученика Иоанна, и просила его, чтобы он пришедшего с нею человека отвел к святому старцу. Она веровала, что Бог молитвами Иоанна смягчит жестокосердие неправомыслящего и сотворит его достойным общения с кафолическою Церковию. Феодор взял поврежденного ересью мужа, пришел с ним к старцу, поклонился по обычаю и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

" Преподобный Сергий, помоги " ,— плакала ночью молодая женщина. Утомившись, она заснула. Вот видит, что подходит к ней старец, знакомый-презнакомый. " Что, детка, трудно тебе? Я все знаю, еще потерпи " . Ей стало необыкновенно легко, она проснулась с облегченным сердцем. В другой раз ночью ее сильно бил диавол, бил по всему телу. От ударов она проснулась. Когда хотела прочесть молитву, он ударил ее по устам. И потом несколько дней она чувствовала боль в передних зубах. Стала класть под голову Святое Евангелие — враг мудровать перестал. Старушка приехала в Лавру и привезла кусок домотканого холста. " Это Преподобному " ,— подавая, сказала она служащему иеромонаху. " Зачем ему такое? " — грубо ответил тот и не взял. Старушка вышла из собора и плачет. Ткала-ткала, везла-везла, а он не берет. Подходит к ней старчик и говорит: " Не плачь, бабуся, он не берет — я возьму " . Взяв полотно, он дал ей деньги. Утром игумен на братском молебне стал открывать мощи. Крышка не открывалась. Подошли двое, трое,— как прибитая! Стали молиться, просить самого Преподобного. Открыли, а там что? На мощах — кусок холста, который старушка ткала, ткала и Преподобному отдала. Монах не взял — Преподобный взял. Девятнадцать лет юноша ползал на коленях. Юноша — и всю жизнь на коленях! Какой ужас! Он плакал у раки Преподобного Сергия. Подняли его приложиться, а он вдруг встал на свои ноги и пошел, и кожи бросил, на которых прежде ползал. Мужчина и женщина из его деревни заверяли, что он действительно всю жизнь так ползал, а как теперь ходит, они не знают. Это было в Великую Пятницу. А в другую Великую Пятницу — другой безногий получил исцеление. Накануне, в Четверг, ему стало полегче, а в Великую Пятницу он уже бегал на своих ногах. Юноша-раскольник каждый день делал по 600 поклонов. Он болел непонятной болезнью, никто не мог его исцелить. " Даром что ты много молишься, а все без толку,— говорили ему.— Ходи лучше в православные церкви, к Сергию Преподобному... " Юноша-раскольник приехал в Лавру, исповедовался, причастился, выучился Символу Веры, сложению перстов по-православному. Теперь он здоров и благодарит Бога и Сергия Преподобного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2154...

царском дворе и ок. 950 г. вел переговоры с визант. имп. Константином VII о территориальных притязаниях Грузии. Известны имена матери (Мариам) и братьев (Баграт, Аршуша, Абухарб, Иване Варазваче) И.-Т. (Гомилетический сб.//Ath. Iver. georg. 9, 977 г. Л. 375; ГИМ. Греч. 62, 981 г. Л. 377; Adontz. 1938. P. 161; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 15). Торникий имел визант. титулы патрикия и затем магистра, был Ксанским эриставом (военачальником) и занимал значительное положение при дворе груз. царя Давида III Куропалата ( 1001). И.-Т. был родственником прп. Иоанна Святогорца по жен. линии: по одной версии, супруга прп. Иоанна была племянницей И.-Т., по другой - двоюродной сестрой. Остается невыясненным, был ли Торникий женат: в нек-рых колофонах он упоминается «вместе с сыновьями» (Гомилетический сб.//Ath. Iver. georg. 9, 977 г. Л. 374 об.; Агиографический сб.//Ath. Iver. georg. 3, 979-980 гг. Л. 141; Ошкская Библия//Ath. Iver. georg. 1, 979-980 гг. Т. 1. Л. 399; Т. 2. Л. 219 об., 258, 302 об., 427-428 об.), в то время как в других, где перечислены имена его родителей и родственников (Ath. Iver. georg. 9. Л. 375; ГИМ. Греч. 62. Л. 377), упоминание о супруге и детях отсутствует. Возможно, под сыновьями подразумеваются племянники или др. представители младшего поколения рода. Торникий стремился к монашеской жизни, но не решался оставить мир. Однако, узнав, что прп. Иоанн постригся (60-е гг. X в.) и подвизается на горе Олимп в Вифинии, И.-Т. принял в Грузии монашество с именем Иоанн и в нач. 70-х гг. X в. отправился на поиски прп. Иоанна сначала на Олимп, затем на Афон, в Великую Лавру , где получил «благословение монашеское от рук Иоване». Основатель и настоятель Великой Лавры прп. Афанасий Афонский «ведал дела Торника и его знатность и мужество» и принял его «с великим почетом». Вскоре весть о 2 груз. подвижниках распространилась, и в Великую Лавру стали стекаться их соотечественники, желающие подвизаться под началом прп. Иоанна и И.-Т. Преподобные, дабы не утомлять заботой о грузинах прп.

http://pravenc.ru/text/578028.html

Прибыв туда и видя там мipckue тревоги, он оскорбел умом и со слезами молил Бога направить его на место угодное и безмолвное, дабы спастись. 5 . В сказанной богадельне честный отец наш Иоанн оставался довольно времени, долго проводя время в ночном бдении и в молитвах к Богу; в одну из ночей, очутившись один во дворе богадельни и взглянув на небо, он внезапно увидел звезду света, имеющую вид креста и идущую к нему, и услышал голос, говорящий ему из этого света: «Если хочешь спастись, следуй за этим светом». И уверовав, он тотчас вышел и последовал за ним. Руководимый им, он пришел в великую Лавру иже во святых отца нашего Саввы, в то время, когда Иерусалимским патриархом был Саллюстий, в четырнадцатый индиктион, на тридцать восьмом году жизни; в этот год была освящена богозданная церковь Великой Лавры. По смерти Зинона, царство принял Анастасий, как я слышал от самого (святого). Прибыв в Великую Лавру, он нашел блаженного Савву, составившего дружину из ста пятидесяти отшельников, живших в большой бедности относительно телесных потреб, но богатевших духовными дарами. Блаженный же Савва, приняв его, передал эконому, как единого из новоначальных, чтобы тот назначил ему послушание, не ведая сокровища в нём находившегося. Но да не удивляется никто: честному старцу Савве было открыто сокровище Иоанновых подвигов; пусть он скорее сообразит, что когда восхощет Бог открыть святым своим, то они пророки, когда же восхощет скрыть, то они видят по подобию прочих. И слову свидетельствует пророк Елисей, говоря о Сонамитянке, что «душа ея болезненна в ней, и Господь укры от мене» (IV Царств 4, 27). Божественный же Иоанн исполнял всякое послушание, помогая со всяким смиренномудрием и готовностью эконому и остальным отцам, поднимая воду из потока, приготовляя пищу работникам и помогая им в каменоделании и в других работах по постройке, когда строилась лаврская странноприимница. 6 . Во второй год его пребывания в Лавре, когда Кастелий был очищен от обитания демонов, как я уже сказал в жизни иже во святых Саввы, он там много трудился с отцом нашим Саввой и с некоторыми другими, как сам мне рассказывал, когда и иже во святых авва Маркиан, по божественному откровению, послал пищу им, находившимся в нужде и не имевшим ничего подходящего для еды.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Константинопольский Патриарх продолжает паломничество на Святую Гору Афон 09.10.2011 8 октября Константинопольский Патриарх Варфоломей (Архондони) , совершающий паломничество на Святую Гору Афон , посетил крупнейший из афонских монастырей - Великую Лавру. Там он произнес речь, в которой осудил как раскольников тех афонских монахов, которые выступают против межконфессионального диалога. Заявление было вызвано эпизодом, который имел место накануне, когда по пути Патриарха к храму Протата монахи-зилоты выкрикивали оскорбления его адрес, в том числе, называя его предателем Православия. Отметив, что главной добродетелью монаха является послушание, Варфоломей I заявил: «Опасность заключается в том, что монах заблуждается, считая, что он хранит " чистоту " веры, не признавая заповеди Божией, выраженной в словах апостола Павла " Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет " (Евр. 13:17)». Патриарх Варфоломей также посетил румынский скит св. Иоанна Предтечи, где произнес речь об опасности ереси филетизма и о том, что Константинопольская Церковь, которой подчинена Святая Гора, не делает различия между афонскими монахами по национальному признаку. Затем Патриарх вернулся в Великую Лавру, передает romfea. 9 октября премьер-министр Греции Георгиос Папандреу прибыл на военном вертолете " Апачи " на Афон, чтобы присутствовать на воскресной литургии, которую совершил в храме Протата Константинопольский Патриарх Варфоломей I с игуменами и представителями двадцати афонских монастырей. После литургии состоялся торжественный обед, после которого премьер-министр возвратился в Афины, сообщает amen. 9 октября, во второй половине дня, Патриарх Варфоломей посетил монастырь Дохиар, а затем встретился с главой гражданской администрации Святой Горы префектом А. Касмироглу. В церковной лавке «Пантанасса» в Карее Патриарх купил книги, иконы и четки. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 10.10.2011 16:41:31

http://drevo-info.ru/news/11582.html

В Великую Субботу 1946 года мощи преподобного Сергия были переданы во вновь открывшуюся Лавру. Весть об открытии Лавры молниеносно облетела все окрестные места. Из Москвы и окрестностей поехали верующие в таком количестве, что каждый день огромный Успенский собор на Страстной был более чем полон. Когда сообщили о том, что можно взять мощи и перенести в Успенский собор из Троицкого, который оставался ещё в ведении музея, прекратили доступ народа с куличами и пасхами в Лавру. Их направляли в Ильинскую церковь. Милиция закрыла ворота. Казалось, что всех удалили с территории Лавры. Народ насторожился, куда-то попрятались многие. Отец Гурий и с ним всё духовенство, взяв десять человек рабочих, отправились в Троицкий собор за мощами И вот из Троицкого собора показалось шествие: шли рабочие, несшие раку, диаконы и священники. Иван Сергеевич зажёг охапку свечей. И только показалось это шествие, как вдруг из закоулков хлынул народ. Милиция не смогла удержать напора, и вскоре вся площадь наполнилась народом. Иван Сергеевич и я стали охапками раздавать свечи, и народ мощно запел: “Ублажаем тя, преподобне отче наш Сергие…”. С этим пением среди моря горящих свечей внесли раку с мощами Преподобного в Успенский собор, отслужили сразу же молебен Преподобному. Собор наполнился народом. Раку поставили справа — на ступеньки у южной стены собора» (С. 11, 12) (Из письма архиепископа Михея). «Вечер Великой Субботы Проталкиваюсь на левый клирос. Старый звонарь со связкой верёвок в ожидании; стоящий рядом Владимир Алексеевич докладывает: “Всё сделано!”. Наместника нет Директор музея только в 10 30 вечера дал ключ от колокольни. О разрешении звона директору было передано из Москвы ещё днем. Пробившись через толпу, явился измученный наместник, шепнул мне о трудностях получения ключа. Говорю отцу Гурию: “Там всё сделано”, — и представляю звонаря. С воодушевлением отец Гурий благословляет упавшего к нему в ноги Костю Родионова начать благовест. Понятен трепет звонаря: когда в 1920 году закрывали Лавру, последний прощальный звон вёл он, и вновь начинать ему. С ним пошли мастера-умельцы Владимир Алексеевич Лошкарёв и Володя Часовщик.

http://pravmir.ru/hvalebnyiy-gimn-lavre-...

12 сего марта в 8 ч[асов] утра изволила отправиться к литургии, откуда в 10 ч[асов] 20 м[инут] утра по окончании литургии проследовала в покои игумена Германа, где пробыла около одного часа и возвратилась в монастырскую гостиницу. В 6 ч[асов] 20 м[инут] вечера отправилась ко всенощной, которая длилась до 11 ч[асов] 15 м[инут] вечера, а в 4 ч[аса] утра 13 сего марта Ее Высочество отправилась на исповедь к затворнику отцу Алексию, откуда вернулась в 5 ч[асов] утра, а в 8 ч[асов] 30 м[инут] утра отправилась к литургии, где Ее Высочество изволила приобщаться Святых Таин. По окончании литургии и слушания молебна отправилась в покои игумена отца Германа, откуда вернулась в гостиницу через 1 ч[ас] 20 м[инут], а в 3 ч[аса] 35 м[инут] на монастырских лошадях отбыла на ст[анцию] Арсаки в сопровождении иеромонаха отца Иннокентия. Со ст[анции] Арсаки с поездом 5 в 4 ч[аса] 30 м[инут] пополудни отбыла с генеральшей Корниловой до ст[анции] Сергиево, где была встречена иеромонахом отцом Нилом. Со станции на монастырских лошадях отбыла в Троице-Сергиевскую лавру, где слушала молебен у мощей преподобного Сергия и затем проследовала в покои отца наместника, где была 1 ч[ас] 30 м[инут], откуда проследовала в Митрополичьи покои. 14 сего марта в 3 ч[аса] 30 м[инут] утра Ее Высочество изволила слушать всенощную и затем вернулась в покои, в 12 ч[асов] дня вместе с генеральшей Корниловой отбыла в Черниговский монастырь, отстоящий в 4-х верстах от лавры, откуда в 1 ч[ас] 40 м[инут] дня вернулась в лавру к наместнику в покои, где была около 1 часа, вернулась в покои, а в 5 ч[асов] 40 м[инут] пополудни Ее Высочество отбыла из лавры на вокзал, откуда с поездом 11 отбыла в Москву, куда прибыла в 9 ч[асов] 55 м[инут] вечера и на собственных лошадях отбыла домой. Во время поездки никаких происшествий не было, все благополучно . Саженев, Вегерин.   16 марта 1911 г. – Сведения полицейских надзирателей Московского охранного отделения, охранявших великую княгиню Елизавету Федоровну во время ее поездки в Троице-Сергиеву лавру и смоленскую Зосимовскую пустынь 11–14 марта 1911 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

— Так как ты ослушался меня, то и наказан этою болезнью. Теперь встань и иди в Иерихон там в странноприимном доме аввы Евфимия найдешь некоего старого инока, следуй за ним в монастырь Евфимия — и спасешься. Тотчас пробудившись, я почувствовал себя вполне здоровым и пошел, по повелению святого отца, в Иерихон; там нашел, как он и сказал мне, инока старого, добродетельного и благоразумного, который привел меня в монастырь Евфимия великого, где я поселился. Часто приходил я и в лавру святого Саввы к преподобному Иоанну и получал от него великую пользу душе моей. Раз я был смущен и обременен помыслами сатанинскими, но когда исповедал их преподобному, то молитвами его святыми немедленно получил облегчение, и мир возвратился в сердце мое. Так поведал о себе инок Кирилл. Сего-то Кирилла преподобный Иоанн посылал в лавру Сукийскую с книгами к преподобному Кириаку отшельнику Однажды Кирилл сидел у оконца келлии преподобного Иоанна. И вот пришел некий человек, именем Георгий, ведя сына своего, мучимого бесом, поверг его перед оконцем и сам отошел. Святой Иоанн познал, что лежащий и плачущий отрок одержим духом нечистым; движимый милосердием, он сотворил молитву и помазал его святым елеем, и тотчас дух нечистой оставил отрока, и он с того часа стал здоров. Авва Евстафий, подвизавшийся после Сергия в пещере преподобного Саввы, муж духовный и благочестивый, поведал о себе: — Некогда нашел на меня дух хулы и весьма смущал меня помыслами хульными на Бога и божественное, и был я в великой скорби. Пришел я к блаженному Иоанну Молчальнику, рассказал ему беду мою и прибег к помощи святых его молитв. Иоанн помолился обо мне Богу и потом сказал мне: Благословен Бог, чадо мое! Помысл хульный уже не приблизится более к тебе. Слова старца исполнились, ибо с того времени я не испытывал в себе помысла хульного. Некая женщина родом из Каппадокии по имени Василина, диаконисса святой Константинопольской церкви, пришла в Иерусалим с племянником своим, человеком знатным; это был муж поистине добродетельный, хотя держался неправомыслия Севера и потому не находился в общении с святой кафолической Церковью. Благочестивая диаконисса прилагала много старания, чтобы обратить его к благоверию и присоединить к святой Церкви, и усердно просила каждого из святых отцов помолиться о нем Богу. Услышав о святом Иоанне, она пожелала и ему поклониться; когда же узнала, что женщины не входят в лавру, призвала Феодора, ученика Иоанна, и просила его, чтобы он пришедшего с нею человека отвел к святому старцу. Она веровала, что Бог молитвами Иоанна смягчит жестокосердие неправомыслящего и сотворит его достойным общение с кафолическою Церковию. Феодор взял поврежденного ересью мужа, пришел с ним к старцу, поклонился по обычаю и сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

880 В самый разгар этих событий, в ноябре 543 года, молодой Кирилл пришел в Иерусалим. 881 Поклонившись Святым Местам, он направился в Великую Лавру, желая увидеть Иоанна Епископа и Исихаста, сказавшего ему, что, ежели он действительно хочет спастись, ему надлежит отправиться в киновию святого Евфимия. Однако вместо этого юный Кирилл направился в долину Иордана и, заболев, шесть месяцев провел в Лавре Каламон. Наконец, в июле 544 года ему во сне явился Иоанн, сказавший, что он понес достаточное наказание за свое непослушание и теперь должен отправиться в Иерихон, отыскать там гостиницу обители святого Евфимия и найти там монаха, который отвел бы его в монастырь. Таким образом, в конце концов, Кирилл всетаки поселился в этой обители. Он часто искал совета у Иоанна Исихаста, которому в ту пору было уже около девяноста лет. Следует заметить, что не оставлявший своего затворничества Иоанн благословлял насельников Великой Лавры противостоять оригенистам. Поколением раньше в центре духовной жизни пустыни, по всей видимости, находились фигуры двух великих настоятелей – Саввы и Феодосия. Теперь же, когда сами обители погрязли в интригах и безобразиях церковной политики, ее [духовной жизни] средоточием вновь стали великие отшельники. Здесь уместно вспомнить житие Кириака, который, как мы помним, еще в 466 году семнадцатилетним юношей оставил свой дом в Коринфе и поселился в Иудейской пустыне, 884 а впоследствии помогал перестраивать лавру святого Евфимия в киновию. 885 Когда в 485 году две обители преподобного Евфимия разделились и Верхняя Киновия купила в Иерусалиме гостиницу у отцов лавры Сукка, Кириак, опечаленный названным разделением, перешел в лавру Сукка 886 и в течение четырех лет выполнял там послушания пекаря, гостинника и эконома. 887 После этого, будучи рукоположенным в дьякона в обители святого Евфимия, он четыре года служил в святилище (ερατεον), прежде чем был произведен в казначея (κειμηλιρχης) и в канонарха. По прошествии тринадцати лет он был рукоположен во пресвитеры, однако в течение еще восемнадцати лет выполнял те же самые обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010