Первая настенная роспись, выполненная З. З. в кон. 30-х гг. XIX в. на своде над источником при ц. Благовещения (Асеновград), отличается композиционной стройностью. Между 1839 и 1841 гг. он создал 2 стенописных образа вмч. Георгия Победоносца (сохр. только над вратами во дворе метоха Бачковского мон-ря (см. Петрицонский мон-рь ) в Асеновграде). В 1840-1841 гг. вместе с учениками расписал притвор Архангельской и Никольскую ц. Бачковского мон-ря. На вост. стене Никольской ц. написал композицию «Страшный Суд», в к-рую включил изображения болг. чорбаджиев с женами в парадных национальных одеждах, спускающихся в ад. Впосл. этот прием, производивший впечатление на современников, он использовал неоднократно. На вост. стене открытой галереи мон-ря З. З. представил образы игуменов обители Анании и Матфея и автопортрет художника в полный рост. Расписал также соборы Рильского (1844; ктиторские портреты Теодора Дугана с матерью Радой и митр. Иеремии), Плаковского (1845), Долнобешовицкого (1845), Троянского (1847-1848), Преображенского (Велико-Тырново; 1847-1849) и Троицкого (Велико-Тырново, 1851, росписи погибли при землетрясении в 1913) мон-рей. Вершиной творчества З. З. считаются росписи в галерее и на стенах Успенской ц. Троянского мон-ря. В масштабной по объему композиции представлены как однофигурные, так и сложные многофигурные евангельские сцены, а также неск. групповых портретов ктиторов и первые в болг. живописи образы рус. святых (князей Бориса и Глеба, Димитрия, митр. Ростовского). В росписи Преображенского мон-ря включены образы болг. святых патриархов Евфимия, Иоакима и Иоанна Тырновских; в подписи к автопортрету З. З. отметил, что он болгарин. Для иконостаса собора этого мон-ря он создал иконы «Преображение», «Арх. Михаил», «Пресв. Богородица», «Иисус Христос», «Св. Иоанн Рильский». В 1851-1852 гг. на Афоне З. З. расписал ц. Преображения Господня при болг. корпусе в Карее, создал 15 икон (среди них «Преображение», «Пресв. Богородица», «Христос» и др.), а также расписал нартекс собора в Великой Лавре, упомянув в подписи свое имя, национальность и место рождения. После 1852 г. З. З. вернулся в Самоков и в основном писал портреты.

http://pravenc.ru/text/182661.html

В Болгарии при поддержке Церкви в Вербное воскресенье прошла акция по сдаче донорской крови 29 апреля, 2013. Новостная служба По данным Центра трансфузионной гематологии в течение 10 лет наблюдается тенденция к увеличению числа участников этой добровольной акции в болгарской столице. 29 апреля. ПРАВМИР. В болгарских городах 28 апреля, в Вербное воскресенье, прошла акция по сдаче донорской крови, организованная Министерством здравоохранения Болгарии и Центром трансфузионной гематологии при поддержке Болгарской Православной Церкви. Акция по сбору крови в этом году охватила Софию, Варну, Бургас, Пловдив, Смолян, Велико Тырново, Видин, Стара-Загору, Плевен и Добрич, сообщает Седмица.ru . Мобильные пункты по приему крови были расположены в этих городах возле православных храмов. В Софии мобильные пункты действовали на площади перед храмом-памятником св. блгв. кн. Александра Невского, перед храмом св. Недели и возле других храмов. В Варне кровь можно было сдать в здании Варненской митрополии, а в Бургасе в здании Свободного университета. По данным Центра трансфузионной гематологии в течение 10 лет наблюдается тенденция к увеличению числа участников этой добровольной акции в болгарской столице. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-bolgarii-pri-podderz...

Кирила голова ВЗЦЗ передав дзвони в дар Церкви 20 грудня 2014 р. 11:47 19 декабря 2014 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , совершающий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла визит в пределы Болгарской Православной Церкви , прибыл в город Велико-Тырново. Архипастыря сопровождали генеральный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви архимандрит Герасим (Георгиев), настоятель Подворья Патриарха Московского и всея Руси в Софии архимандрит Филипп (Васильцев) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь Подворья иеромонах Зотик (Гаевский), иеродиакон Николай (Оно), второй секретарь российского Посольства в Болгарии Е. Приходько. При въезде в город председателя ОВЦС встречал митрополит Великотырновский Григорий. Архипастыри вместе прибыли к собору Воскресения Христова и великомученика Георгия Победоносца, — самому крупному из действующих в городе храмов. Он расположен в парке «Руски гробища», где находится кладбище с захоронениями русских воинов, погибших в боях за освобождение Болгарии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Гостей приветствовал мэр города Данаил Панов. В соборе митрополит Иларион совершил чин освящения колоколов, изготовленных в России на средства благотворителей Алексея Ананьева и Павла Новоселова. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла колокола переданы в дар Великотырновской епархии Болгарской Православной Церкви. Затем с приветственным словом к владыке Илариону обратился митрополит Великотырновский Григорий: «Мы очень рады, что председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата приехал освятить колокола для нашего храма. Мы также рады, дорогой владыка, что Вы посетили это место, связанное с освобождением нашей страны. Несмотря на то, что Болгария — маленькая страна (та или иная епархия Русской Православной Церкви — больше, чем вся Болгария), здесь больше всего памятников, которые свидетельствуют о величии и подвиге наших освободителей. Отсюда проистекает большая радость наших духовных связей». Поэтому было принято решение возвести храм в честь Воскресения Христова, который стал знаком продолжения дружбы двух народов; нижняя церковь собора посвящена великомученику Георгию Победоносцу, святому покровителю воинства. «Здесь будут покоиться останки русских воинов, положивших жизнь за освобождение нашей Родины», — сказал болгарский иерарх.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3884617...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЫЛЫБОВ [Гълъбов] Иван Петков (28.05.1918, Чирпан, Болгария - 13.12.1978, Зальцбург, Австрия), болг. языковед. В 1941 г. окончил отд-ние слав. филологии Софийского ун-та. В 1951-1957 гг. директор городского музея г. Бургаса. В 1957-1966 гг. старший научный сотрудник, в 1958-1967 гг. научный секретарь в Ин-те болг. языка при Болгарской АН. В 1963-1965 гг. доцент, 1966-1967 профессор и руководитель кафедры истории болг. языка в Высшем педагогическом ин-те (ныне ун-т) г. Велико-Тырново. В 1967-1970 гг. приглашенный профессор, в 1970-1978 гг. директор Ин-та славистики при ун-те в Зальцбурге. Основатель и с 1977 г. директор Болгарского научно-исследовательского ин-та в Австрии. Редактор 16-го т. «Известий института болгарского языка», 1-9-го томов «Bulletin d " analyse de la littérature scientifique bulgare» (сер. «Philologische Beiträge zur Südost- und Osteuropa Forschung»), соредактор 2-го и 3-го томов «Трудове на Висшия педагогически ин-т «Братя Кирил и Методий в Вел. Търново» (София, 1965-1966). Награжден орденом «Кирилл и Мефодий» 3-й (1963) и 1-й (1978) степени. Г.- автор разносторонних исследований по истории болг. языка и книжности, топонимики и этимологии балканских слав. языков, археологии болг. Причерноморья. Особое внимание он уделял анализу текстов лит. памятников болг. церковной книжности. На основании лексического анализа сочинений свт. Климента Охридского (Климент Охридски и ранните школи на стария бълг. книжовен език//Бълг. език. 1966. Т. 16. С. 440-456; Климент Охридски и старият бълг. книжовен език//Трудове на Висшия педагогически ин-т «Братя Кирил и Методий» в Вел. Търново. София, 1968. Т. 4. С. 475-499), данных древнейших эпиграфических материалов, в т. ч. надписей из Круглой ц. в Преславе, Г. признал несостоятельным лексический критерий сопоставления преславской и охридской книжных школ (Ранни школи на стария бълг. книжовен език//Бълг. език. 1968. Т. 18. С. 141-148) и выделил неск. диалектно и географически нелокализованных болг. книжных школ: кирилло-мефодиевскую, преславскую I (одноеровую с «ь»), преславскую II (двуеровую), одноеровую с «ъ», тырновскую и видинскую. Рассматривал текст Шестоднева Иоанна экзарха с т. зр. использования артикля и относительных местоимений в болг. языке (Към историята на относителните местоимения в бълг. език//Езиковедски изследвания в чест на акад. Ст. Младенов. София, 1957. С. 65-72), на материале Учительного Евангелия свт. Константина Преславского проследил употребление указательных местоимений (Една интересна и важна особеност на Учителното евангелие на Константин Преславски//Преслав. София, 1976. Т. 2. С. 86-90).

http://pravenc.ru/text/168452.html

Находясь в Плевене, иерарх Русской Православной Церкви ответил на вопросы журналистов, рассказал о современном состоянии Русской Православной Церкви. Высокопреосвященнейший Тихон выразил радость от возможности посетить Болгарию и почтить память святителя Серафима, прославленного и почитаемого в Русской и Болгарской Церквах. «Святитель Богучарский Серафим, Софийский чудотворец, по праву является ярким свидетельством нашего единства», — подчеркнул архипастырь, упомянув о том, что посещение Болгарии дало возможность посетить места, связанные с воинскими подвигами русских солдат и болгарских ополченцев, плечом к плечу сражавшихся за освобождение Болгарии от османского ига. «Посещая Плевен, я рад возможности иметь братское общение с Высокопреосвященнейшим митрополитом Игнатием, а также вознести молитвы о погребенных здесь воинах — болгарах и русских — совместно принесших свободу Болгарии», — заключил митрополит Владимирский и Суздальский Тихон. В тот же день митрополит Тихон и сопровождающие его настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Вассиан (Змеев) и сотрудник ОВЦС Д.И. Петровский прибыли в древнюю столицу Болгарии Велико Тырново. При въезде в город делегацию Русской Православной Церкви встречал митрополит Великотырновский Григорий. Архипастыри вместе прибыли к собору Воскресения Христова и великомученика Георгия Победоносца — самому крупному из действующих в городе храмов. Он расположен в парке «Руски гробища», где находится кладбище с захоронениями русских воинов, погибших в боях за освобождение Болгарии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла данному храму в 2014 году председателем ОВЦС митрополитом Волоколамским Иларионом были переданы в дар колокола, изготовленные в России на средства благотворителей Алексея Ананьева и Павла Новоселова. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою та поховання Болгарського Соболезнование Предстоятеля Русской Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Болгарского Неофита : Послання] Преставився до Господа Болгарський У молитовно вшанували пам " ять святителя Серафима Богучарського Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Болгарська Церква –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5378119...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церкви У урочисто день пам " святителя Серафима, Богучарського для друку 27 лютого 2019 р. 13:20 25 февраля 2019 года в здании Священного Синода Болгарской Православной Церкви Святейший Патриарх Болгарский Неофит встретился с митрополитом Владимирским и Суздальским Тихоном ,  прибывшим в Болгарию на празднование для памяти святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского. Митрополит Тихон передал Предстоятелю Болгарской Православной Церкви поздравления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла  и председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона  по случаю годовщины возведения на Патриарший престол, а также благодарность Предстоятеля Русской Православной Церкви за поздравления с 10-летием интронизации и направление делегации Болгарской Православной Церкви для участия в торжествах в Москве. Глава Владимирской митрополии выразил Святейшему Патриарху Неофиту благодарность за приглашение посетить Болгарию для участия в праздновании памяти святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского. «По приглашению Вашего Святейшества и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла я имею возможность посетить Софию, древнюю столицу Болгарии Велико Тырново, Плевен. Я рад был совершить Божественную литургию с митрополитом Григорием в кафедральном соборе Велико Тырново, иметь братское общение с митрополитом Игнатием в Плевене, поклониться гробнице Патриарха Болгарского Максима в Троянском монастыре и быть тепло принятым наместником обители епископом Сионием, почтить память русских воинов и болгарских ополченцев, вместе сражавшихся за освобождение Болгарии от турецкого ига», — отметил митрополит Владимирский и Суздальский Тихон.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5381061...

Священники в болгарской армии По архивным материалам Варненской и Великопреславской епархии HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Мариана Русева Священники в болгарской армии По архивным материалам Варненской и Великопреславской епархии Тема места и роли Болгарской Православной Церкви в жизни болгарской армии неохватна и включает множество аспектов. Попытаемся, опираясь на документы конца XIX – начала XX веков, хранящиеся в Центральном военном архиве (ЦВА) Болгарии в г. Велико Тырново, показать всю значительность роли военных священников в интеллектуальном и религиозно-нравственном воспитании болгарской армии, без которой армия не могла бы выполнять возложенную на нее высокую миссию. Тема места и роли Болгарской Православной Церкви в жизни болгарской армии неохватна и включает множество аспектов. Она до сих пор не изучена достаточно глубоко. Попытаемся, опираясь на документы конца XIX – начала XX веков, хранящиеся в Центральном военном архиве (ЦВА) Болгарии в г. Велико Тырново, показать всю значительность роли военных священников в интеллектуальном и религиозно-нравственном воспитании болгарской армии, без которой армия не могла бы выполнять возложенную на нее высокую миссию. Панихида на фронте во время Первой Мировой Войны После освобождения Болгарии в 1878 году отношения между Церковью и армией были поставлены на конституционную и законную основу. Православное вероисповедание стало основным в Болгарском княжестве. Болгарская Православная Церковь взяла на себя функции организационного центра по восстановлению и укреплению нового болгарского государства. Военное ведомство, со своей стороны, проводило последовательную политику по удовлетворению религиозных потребностей рядового и командного состава армии . Было разослано множество распоряжений, окружных писем и циркуляров, регламентирующих деятельность военного духовенства, а именно: проведение в войсковых частях церковных праздников, совершение треб, торжественных литургий, молебнов и других богослужений, военной присяги и проч. Нормативные документы устанавливали и жалованье для церковнослужителей.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В Болгарии состоялась презентация электронной версии Лондонского Евангелия — средневековой болгарской рукописи, хранящейся ныне в Британской библиотеке 6 июня 2007 г. 11:32 29 мая в кафедральном храме города Велико Тырново был представлен компьютерный диск с электронным вариантом так называемого Лондонского Евангелия. Он представляет собой электронную копию рукописи, и его обладатели смогут «перелистать» страница за страницей этот ценный документ эпохи средневековья, познакомиться с его текстом и порадоваться изяществу и красоте его прекрасных миниатюр. Екатерина Димитрова, представлявшая этот мультимедийный проект, находилась в Великобритании с 1989 до 2005 год и занималась древней рукописью и популяризацией ее исключительной ценности, сообщает портал Двери.Бг. Первая часть проекта включала издание книги на английском языке, посвященной уникальному манускрипту. Издание, воспроизводящее 80 миниатюр из «Лондонского Евангелия», стало шестым томом в 8-томной серии Британской библиотеки, описывающей наиболее ценные иллюстрированные рукописи из ее фондов. Предстоит издание болгарской версии книги при участии Великотырновской митрополии. Реализация второго этапа проекта — создание электронной версии рукописи — началась в 2002 году. Электронное издание представляет собой полное факсимиле Четвероевангелия, включая все 367 миниатюр. Екатерина Димитрова называет осуществление этого проекта «виртуальным возвращением Четвероевангелия в Болгарию». «Слава Святой Троице и хвала Богу нашему, помогающему во всяком добром начинании, творимом во имя Его, ибо от Него все происходит, всякое начало и всякий конец. Написан был сей животворный источник новой благодати сладчайшего учения Христова и Его божественных учеников — апостолов, нареченный Четвероблаговестие. Не ради внешней красоты и ярких красок, не ради драгоценных камней и бриллиантов в украшении, но ради священного слова, что внутри...», — этими словами монах Симеон начал свое послесловие, свое личное послание читателю этой книги — царю Ивану Александру, для которого была создана эта богато украшенная иллюстрациями рукопись. В приписке, находящейся в конце книги, писец указывает, где была написана рукопись: в монастыре Святой Троицы около Тырново.

http://patriarchia.ru/db/text/253734.htm...

Патриарший монастырь Святой Троицы (версия для печати)/Православие.Ru Патриарший монастырь Святой Троицы Православие.Ru , 15 сентября 2008 г. Шишманов монастырь. Фото Ф.Калайдов / Монастырь Святой Троицы расположен на Тырновской возвышенности, в предгорьях Балканского хребта, на узкой продолговатой террасе под величественным скалистым венцом живописного Дервентского перевала, на правой стороне р. Янтра. Он находится в 6 км к северу от Велико Тырново, в 1,5 км к югу от с. Самоводене и в 240 км к востоку от Софии. По мнению одних исследователей, святая обитель была основана епископом Георгием и его сыном Калином в XI веке (в 1070 году) в период византийского владычества. Об этом свидетельствует надпись, найденная при строительстве новой церкви во время повторной отстройки монастыря в 1847 году. Надпись сохранилась до наших дней. Она гласит: «Церковь Святой Троицы построена в 6578 (1070) году в 27-й день января епископом Георгием Приложником и сыном его Калином». Предполагается, что старая церковь была частью большого оборонительного сооружения на пути, проходящем через Дервентский перевал и достигающем холма Трапезица в Тырново. По другой версии, обитель была основана в XIV веке после Первого Тырновского Церковного Собора 1350 года. По третьей версии, которая считается наиболее авторитетной, монастырь основан несколько позднее, а именно в 1368 году, когда святой Феодосий Тырновский оставил Килифаревскую обитель и удалился в пещеру, находящуюся на расстоянии около километра от старого Свято-Троицкого монастыря и в 150–200 метрах от сегодняшней обители. В скором времени вокруг святого подвижника собралось много отшельников, создавших большую монашескую общину. Через некоторое время сюда прибыл и будущий патриарх Евфимий, который, обладая исключительными способностями, знаниями и умениями, взял на себя бремя управления духовным сообществом, а после смерти святого Феодосия был избран и его игуменом. Вероятнее всего, монастырь был построен по инициативе патриарха Евфимия и при активной помощи царя Ивана Шишмана, что и обусловило его название – Патриарший, или Шишманов, монастырь. Феодосиева пещера сохранилась до наших дней. Вход в нее находится на высоте пяти метров над землей. Войти в пещеру в наши дни можно, вероятно, так же, как и во времена святого Феодосия, – по веревочной лестнице. Как утверждают спелеологи из студенческого клуба Великотырновского университета, в ней до сих пор можно увидеть следы высеченного в скале иконостаса с крестом над ним. Неподалеку от этой пещеры есть еще одна, большего размера, в которой могут поместиться до 50–60 человек. Такого рода пещеры служили убежищем для монахов, защищая их от разбойников, нападавших на монастырь, и входы в них закрывались тяжелыми каменными воротами.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В Москве завершаются торжества, посвященные 600-летию преставления свт. Киприана, митрополита Московского 1 октября 2006 г. 14:40 Сегодня в Москве завершаются торжества, посвященные 600-летию преставления свт. Киприана (1330–1406), митрополита Московского, которые проходят по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В третий день торжеств Святейший Патриарх Алексий в сослужении иерархов Русской и Болгарской Православных Церквей совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля , где почивают под спудом святые мощи святого, обретенные в 1472 году. Богослужение, на котором присутствовал новоназначенный Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгарии в РФ Пламен Грозданов, сопровождал хор Софийского Патриаршего кафедрального собора -памятника в память освобождения Болгарии Россией во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Хор, которым в течение уже 28 лет руководит доцент богословского факультета Софийского университета Димитрий Димитров, придерживается традиций русского церковного песнопения. Свт. Киприан, выходец из знатного рода Цамблак, родился в древней болгарской столице Велико Тырново. Он известен тем, что составил первую родословную русских князей и жития русских святых. Заботился об упорядочении богослужения и исправлении богослужебных книг. Своими пастырскими посланиями он утверждал веру в Церкви. Широко известна его деятельность по переводу богослужебной литературы. В торжествах в Москве по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Максима принимает участие делегация Болгарской Православной Церкви , в которую входят митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, митрополит Великотырновский Григорий и митрополит Ловчанский Гавриил, а также болгарские ученые профессор Н. Дончева-Панайотова и профессор А. Джурова. Сегодня вечером в зале церковных соборов храма Христа Спасителя состоится концерт с участием хора Софийского кафедрального собора-памятника во имя св. блгв. кн. Александра Невского.

http://patriarchia.ru/db/text/146956.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010