Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛОЯН (Иоанн, Иоанница; † 1207), болг. царь (1196-1207). Младший из 3 братьев, основателей династии Асеней (уменьшительные имена, под к-рыми он известен - Иоанница и Калоян, т. е. «добрый Иоанн»). После заключения его старшими братьями Иоанном I и Петром мирного договора с Византией в 1188 г. К. был взят в качестве заложника визант. имп. Исааком II Ангелом (1185-1195) в К-поль. Вернувшись в Болгарию, стал соправителем старшего брата, Иоанна I, а после его убийства (1196) - соправителем Петра. Вступив на престол после гибели Петра и объединившись с родственниками Алексием (Иванко) и Добромиром Хрисом, К. объявил войну визант. имп. Алексею III Ангелу. Вначале К. потерпел поражение, но привлек половцев, родственников жены, и в условиях обострившегося противостояния Византии с Западом в 1202 г. заключил мирный договор с К-полем. Для укрепления международного положения Болгарии К. просил Рим признать законность его власти. Но получив в кон. 1199 г. ответ Римского папы Иннокентия III (1198-1216), болг. царь неск. лет не принимал выдвинутые папой условия - признать юрисдикцию Рима над Болгарской Церковью. Однако после заключения мира с греками и обострения отношений с Венгрией К. в 1202 г. направил в Рим еп. Браничевского Власия, диоцез к-рого находился на оспариваемой венграми территории, и попросил «царскую корону и достоинство, какие имели наши древние цари». Посольство также везло письмо главы Болгарской Церкви архиеп. Василия, выражавшего готовность перейти под папскую юрисдикцию в случае удовлетворения просьбы болг. царя. Первое посольство не достигло Рима, но 2-е, в составе пресв. Константина и конюшего Сергия, в кон. 1202 г. передало письма Иннокентию III и получило на них положительный ответ. В письме от 10 сент. 1203 г. К. впервые назван «светлым царем болгар и валахов», при этом папа желал его потомкам унаследовать не только царство, но «преданность апостольскому престолу на вечные времена». Подобное письмо было доставлено и Тырновскому архиеп. Василию, а прибывший в Тырново (ныне Велико-Тырново) осенью 1203 г. капеллан Иоанн Каземаринский вручил ему епископский паллиум.

http://pravenc.ru/text/1320149.html

Болгарская Православная Церковь. Часть 1. (версия для печати)/Православие.Ru Болгарская Православная Церковь. Часть 1. Православие.Ru , 17 октября 2008 г. Современное положение В настоящее время юрисдикция БПЦ распространяется на территорию Болгарии, а также на православные болгарские общины Западной Европы, Северной и Южной Америки и Австралии. Высшая духовная власть в БПЦ принадлежит Священному Синоду, в который входят все митрополиты во главе с Патриархом. Полный титул предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, митрополит Софийский. Резиденция Патриарха находится в Софии. В малый состав Синода, постоянно работающий, входят 4 митрополита, избираемые сроком на 4 года всеми архиереями Церкви. Законодательная власть принадлежит Церковно-Народному Собору, членами которого являются все служащие архиереи, а также представители духовенства и мирян. Высшая судебная и административная власть осуществляется Синодом. При Синоде имеется Высший Церковный Совет, в ведении которого находятся хозяйственные и финансовые вопросы БПЦ. Председателем Высшего Церковного Совета является Патриарх; Совет состоит из 2 священнослужителей, 2 мирян как постоянных членов и 2 заместителей, избираемых на 4 года Церковно-Народным Собором. БПЦ состоит из 14 епархий (митрополий): Софийская (кафедра в Софии), Варненская и Преславская (Варна), Велико-Тырновская (Велико-Тырново), Видинская (Видин), Врачанская (Враца), Доростольская и Червенская (Русе), Ловчанская (Ловеч), Неврокопская (Гоце-Делчев), Плевенская (Плевен), Пловдивская (Пловдив), Сливенская (Сливен), Стара-Загорская (Стара Загора), Американско-Австралийская (Нью-Йорк), Центрально-Западноевропейская (Берлин). На 2002 год в БПЦ действовали по официальным данным, около 3800 храмов, в которых служили более 1300 священнослужителей; более 160 монастырей, где подвизались около 300 монахов и монахинь. Богословские дисциплины преподаются в государственных учебных заведениях (богословский факультет Софийского университета «Св. Климента Охридского»; богословский факультет и факультет церковного искусства Велико-Тырновского университета; кафедра богословия Шуменского университета).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ [БПЦ; болг. Българска Православна Църква]. Современное положение В наст. время юрисдикция БПЦ распространяется на территорию Болгарии, а также на правосл. болг. общины Зап. Европы, Сев. и Юж. Америки и Австралии. Высшая духовная власть в БПЦ принадлежит Свящ. Синоду, в к-рый входят все митрополиты во главе с Патриархом. Полный титул предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, митрополит Софийский. Резиденция Патриарха находится в Софии. В малый состав Синода (постоянно работающий) входят 4 митрополита, избираемые сроком на 4 года всеми архиереями Церкви. Законодательная власть принадлежит Церковно-Народному Собору, членами к-рого являются все служащие архиереи, а также представители духовенства и мирян. Высшая судебная и адм. власть осуществляется Синодом. При Синоде имеется Высший Церковный Совет, в ведении к-рого находятся хозяйственные и финансовые вопросы БПЦ. Председателем Высшего Церковного Совета является Патриарх; Совет состоит из 2 священнослужителей, 2 мирян как постоянных членов и 2 заместителей, избираемых на 4 года Церковно-Народным Собором. БПЦ состоит из 14 епархий (митрополий): Софийская (кафедра в Софии), Варненская и Преславская (Варна), Велико-Тырновская (Велико-Тырново), Видинская (Видин), Врачанская (Враца), Доростольская и Червенская (Русе), Ловчанская (Ловеч), Неврокопская (Гоце-Делчев), Плевенская (Плевен), Пловдивская (Пловдив), Сливенская (Сливен), Стара-Загорская (Стара Загора), Американско-Австралийская (Нью-Йорк), Центрально-Западноевропейская (Берлин). На 2002 г. в БПЦ действовали, по офиц. данным, ок. 3800 храмов, в к-рых служили более 1300 священнослужителей; более 160 мон-рей, где подвизались ок. 300 монахов и монахинь. Богословские дисциплины преподаются в гос. учебных заведениях (богословский фак-т Софийского ун-та им. св. Климента Охридского; богословский фак-т и фак-т церковного искусства Велико-Тырновского ун-та; кафедра богословия Шуменского ун-та).

http://pravenc.ru/text/149675.html

Все храмы Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных (64 всего, 64 на карте) Архангельская область Холмогорский район. Погост (Верхние Хаврогоры). Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных, церковь Астраханская область Ахтубинский район. Ахтубинск. Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных, часовня Беларусь, Минская область Минский район. Лесной. Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, церковь Белгородская область Новооскольский район. Малое Городище. Сергия Радонежского, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Болгария Великотырновская область. Велико-Тырново. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, часовня Брянская область Брянск, город. Брянск. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, церковь Владимирская область Киржачский район. Михаило-Архангельский погост, урочище. Михаила Архангела, церковь Ковровский район и г. Ковров. Ковров. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, церковь Греция Айон-Орос (γιον ρος). Афон (θως). Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных, церковь Грузия Тбилиси, город. Тбилиси. Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных в Глдани, церковь Имеретия. Кутаиси. Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных на кладбище Квитири, церковь Казахстан Алматинская область. Каскелен. Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных, церковь Калужская область Куйбышевский район. Новодяглево. Белокопытовский Казанский Боголюбивый женский монастырь. Часовня Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных Камчатский край Петропавловск-Камчатский, город. Петропавловск-Камчатский. Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных при Управлении судебного департамента, часовня Кировская область Котельничский район. Курино. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, часовня Вятка (Киров), город. Русское. Михаила Архангела, церковь Оричевский район. Пустоши. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=555

Для меня является подлинной загадкой тот факт, что маленькая треугольная площадь вокруг “Попа”, как все грубовато, но в глубине души с любовью называют памятник св. Патриарху Евфимию в центре Софии рядом с кинотеатром “Одеон”, служит любимым местом свиданий молодых людей – и так уже многие десятилетия. В последний раз Тырновский Патриарх Евфимий благословляет свою паству, будучи высылаемым на заточение. Фреска в притворе кафедрального собора в городе Велико Тырново, Болгария. Фото: pravoslavie.domainbg.com Есть же и масса других памятников в центре, но молодые люди толпятся именно здесь, “у Попа”. Думаю, что это не случайно. Народное почитание и признательность обычно избегают официозности и формализованности, нарочитых пустых торжеств. Думаю, что и памятник “самого блистательного из святых предстоятелей Болгарской Церкви”, как сказано в житии о св. Патриархе Евфимии, счастлив иметь такую судьбу. Он непритязателен, невелик, позеленел от времени. На плечи ему часто садятся голуби. На постаменте постоянно можно увидеть живые цветы. В метрах от него бабушки продают бублики, а вокруг круглые сутки толпятся молодые люди. “Где? У Попа в шесть”. Это более чем пароль; это мировоззрение. В этой статье я попытаюсь найти один из возможных ответов на эту загадку. Перед тем, однако, опишу вам одну картину из моего детства. До первого класса школы я жил в деревне у бабушки и дедушки. Тогда деревня называлась Благоево. Сейчас ей вернули старое имя – Батемберг. В мои ранние детские годы были еще живы две моих прабабки, мать бабушки – баба Марийка и мать деда – баба Дена. Их мужья были уже покойниками: дедушка Вылко, супруг бабы Марийки, погиб в сражении при Чаталдже еще в далеком 1913 году, а дедушка Христо, муж бабы Дены, умер в девяностолетнем возрасте за несколько лет до моего рождения. Обе жили в одном подсобном помещении рядом с домом. В задней комнатке они спали, а в передней была печь, в которой на Пасху выпекались куличи. Там же находился и широкий низенький деревянный стол, “паралия”, чуть приподнятый над землей, с двумя трехногими скамеечками рядом.

http://pravoslavie.ru/38348.html

Киприан Болгарин «Отче Киприане, ты воистину был светилом земли Русской. Ибо как в добродетели был неподражаем блаженный Киприан, так и в словесных наставлениях был неповторим. Впрочем, его наше отечество вскормило, вам же Бог его даровал; и ему вы многим услаждались, мы же лишились. И вы им украшались, а мы вожделенно сокрушались о нем; и вы с нем преуспевали, ибо возрастали в заповедях Господних». Такие слова употребил в своем Похвальном слове о жизни и подвиге митрополита Киприана его племянник и духовный последователь Григорий Цамблак. Эти слова древнеболгарский писатель произнес 16 сентября 1409 года в Успенском соборе Московского Кремля, по поводу третьей годовщины блаженной кончины святителя Киприана. Кто он – Митрополит Киприан и почему семь веков спустя мы обращаемся к его имени и его делу? Писатель, выдающийся церковный и общественно-политический деятель, внесший большой вклад в распространение христианской и болгарской духовной культуры и литературы, болгарин, руководивший долгое время Русской Православной Церковью – вот кто такой Киприан Болгарин, митрополит Киевский, Московский и всея Руси. Он много путешествовал и часто менял подданство, его мировоззрение отличалось широтой, а знания были многообразны. Киприан родился в 1330 году в древней болгарской столице Велико Тырново. Его жизнь и деятельность условно можно разделить на два периода. Первый связан с Болгарией и Грецией – с 1330 по 1372 год. Об этом периоде его жизни существует очень мало сведений. К сожалению, мы мало знаем о родителях, годах детства, юношества и молодости святителя Киприана. Не известен нам и его день рождения, как и его светское имя. Этот период документирован недостаточно. В посвященных ему произведениях, согласно канонической традиции, мирская жизнь святого игнорировалась. Доподлинно удалось установить, что он выходец из знатного тырновского рода Цамблаковых. Он и его племянник Григорий Цамблак являются наследниками упомянутого в синодике царя Бориса великого примикюра Цамблака. С этой фамилией связан и Болгарский патриарх Евфимий Тырновский. Киприан и Евфимий учились вместе у Феодосия Тырновского в Килифаревском монастыре. Там они познакомились с учением исихазма, там проявилась одаренность будущих выдающихся церковных деятелей Болгарии и России. В 1363 году Феодосий Тырновский вместе с четырьмя своими учениками, среди которых были Евфимий и Киприан, отправились в Константинополь.

http://pravoslavie.ru/2570.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СОБОР В СОФИИ с приделами во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия и св. блгв. царя Бориса, воздвигнут по волеизъявлению и на средства болг. народа в знак признательности рус. народу за освобождение от османского ига в русско-тур. войне (1877-1878). 13 апр. 1879 г. на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в г. Велико-Тырново, выработавшего и принявшего Тырновскую Конституцию, видный болг. общественный и гос. деятель П. С. Каравелов предложил воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его рус. святому - Александру Невскому, небесному покровителю российского имп. Александра II Николаевича , что было единодушно принято и для осуществления чего был избран Комитет во главе с председателем - еп. Климентом (в миру писатель Васил Друмев, впосл. митр. Тырновский). 26 февр. 1881 г. была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней, к-рый 1 июня 1882 г. обратился с «Воззванием» к болг. народу, освобожденному от пятивекового тур. рабства рус. братьями-славянами, потерявшими в этой войне 200 тыс. солдат. 19 февр. 1882 г. на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма. В 1883 г. для составления проекта и для руководства строительными работами был приглашен рус. акад. архитектуры И. С. Богомолов. Но ориентированное на Австро-Венгрию и Германию правительство нем. принцев Александра Баттенберга (1879-1886) и Фердинанда I Кобургского (1887-1894) всячески тормозило проект. Лишь в 1895 г. дружески настроенное к России правительство К. Стоилова вновь подняло вопрос о постройке храма. К тому времени Богомолов умер, и вместо него был приглашен рус. архитектор, проф. Академии художеств А. Н. Померанцев (1848-1918), построивший ряд церковных и гражданских зданий в России и храм-памятник у подножия исторического Шипкинского перевала в Болгарии. Померанцеву было предложено переработать проект Богомолова и воздвигнуть более обширный и величественный храм, к-рый внешним видом отвечал бы своему высокому назначению, а в архитектурном отношении отражал характерные черты древнеболг. зодчества. Из-за несогласия сторон по нек-рым адм. и техническим вопросам переговоры затянулись, подписание проекта состоялось лишь 31 марта 1904 г. 5 авг. 1904 г. были начаты земляные работы, общее строительство А. Н. с. было закончено в 1912 г., во время Балканской войны. Работами руководили помощники Померанцева - рус. архитекторы А. А. Яковлев и А. Н. Смирнов. С болг. стороны в строительстве приняли участие архитекторы П. Момчилов, Ю. Миранов, Я. Шамарджиев, Т. Петров, инженер Г. Лазарев и др.

http://pravenc.ru/text/64446.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРБАНАСИ [болг. Арнауткьой - албанский], с. в 4 км к северо-востоку от г. Велико-Тырново (Болгария), где находятся церкви Рождества Христова, вмч. Георгия, вмч. Димитрия, свт. Афанасия Александрийского, архангелов Михаила и Гавриила и мон-ри свт. Николая и Успения Пресв. Богородицы (см. Арбанасский во имя свт. Николая жен. мон-рь , Арбанасский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь ). В болг. науке нет единого мнения об обстоятельствах и времени возникновения А. Название село получило от переселенцев - албанцев (арбанасов) из Эпира (Греция), основавших его, вероятно, в кон. XV - нач. XVI в. Первое письменное упоминание об А. содержится в фирмане султана Сулеймана 1538 г., где сказано, что вместе с др. деревнями село было подарено зятю султана Рустем-паше. Расцвет А. приходится на кон. XVI - кон. XVIII в., вплоть до разорения поселения кирджалийскими разбойниками. Большинство арбанасцев были богатыми торговцами, имевшими привилегии в Османской империи, они вели торговлю с Валахией, Анатолией, Австрией, Италией, Россией и др. К 1640 г. в селе насчитывалось ок. 1000 домов, в период с XVI по XIX в. А. приняло переселенцев из Фракии, Кратова и др. В XVII в. здесь находились летние резиденции валашской фамилии Брынковяну, возможно и Тырновского митрополита. Тогда же было открыто келийное училище. До освобождения Болгарии от османского ига офиц. языком в А. был греч. Несение Креста. Роспись ц. Рождества Христова в с. Арбанаси. 1649 г. Несение Креста. Роспись ц. Рождества Христова в с. Арбанаси. 1649 г. С кон. XVI до кон. XVII в. в А. было построено 7 храмов, к-рые сохранились до наст. времени. Самой ранней является ц. Рождества Христова, согласно ктиторской надписи над входом на зап. стене наоса, расписанная в 1596 г. Это однонефная, одноапсидная церковь с полуцилиндрическим сводом, массивными каменными стенами и черепичным покрытием, делающими церковное здание сходным с жилой постройкой.

http://pravenc.ru/text/75842.html

София. Кафедральный собор Александра Невского. Храм-паметник " Свети Александър Невски " , Патриаршеска църква " Свети Александър Невски " Карта и ближайшие объекты Кафедральный патриарший собор Болгарской Православной Церкви. Расположен в столице Болгарии Софии, на площади Александра Невского. Идея воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его русскому святому Александру Невскому была выдвинута 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в Велико-Тырново Петко Каравеловым. 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней; 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма, который был завершён строительством в 1912 году. Автором проекта храма был российский архитектор Александр Померанцев. После вступления в октябре 1915 года Болгарии в Первую мировую войну на стороне Центральных держав, 2 марта 1916 года Народное собрание Болгарии приняло решение о переименовании собора — в честь святых Кирилла и Мефодия, что официальным органом российского Святейшего Синода было названо «великим грехом Болгарии». По отречении царя Фердинанда от престола в 1919 году, Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора, вопрос о чём был внесён в Народное Собрание Болгарии, которое постановило возвратить собору первоначальное наименование. 12 сентября 1924 года, в день памяти князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, а на следующий день северного придела — во имя святых Кирилла и Мефодия, а 14 сентября — южного во имя святого царя Бориса. Крупнейший православный собор на Балканах. Высота главного купола собора — 45 м, колокольни — 53 м, площадь собора — 3170 кв.м. Храм вмещает до 5000 человек. На колокольне находится 12 колоколов общим весом 23 тонны. Среди авторов писанных маслом 82 икон, а также 273 фресок храма — 17 посланцев России, в том числе В.

http://sobory.ru/article/?object=11800

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАПАЛЬДО [итал. Capaldo] Марио (род. 8.10.1945, Атрипальда), итал. славист. В 1971 г. на классическом отд-нии Католического ун-та в Милане защитил диплом «Роман об Александре в византийско-славянской традиции», в к-ром доказал, что серб. «Александрия» происходит от не сохранившейся до наших дней редакции романа об Александре Македонском. Во время обучения слушал лекции по славистике в Белградском, Загребском, Софийском, Пражском, Братиславском и Московском ун-тах, а также изучал классическую и визант. филологию, семитологию, анатолийские языки, индо-иранскую филологию. С 1975 г. внештатный доцент кафедры слав. филологии в ун-те г. Салерно, профессор (1987). С 1994 г. заведующий кафедрой славянской филологии в ун-те Сапиенца (Рим). Вместе с А. д " Амелией основал славистический ж. «Europa Orientalis: Studi e Ricerche sui Paesi e le Culture dell " Est Europeo & Bibliografia Italiana Corrente sull " Europa Orientale» (Salerno, 1982-). С 1978 г. совместно с В. Р. Ведером издает специализированный международный, посвященный проблемам средневек. слав. текстологии и рукописной традиции ж. «Полата кънигописьная» (Polata knigopisnaia: An Informational Bulletin devoted to the Study of Early Slavic Books, Texts and Literatures). С 2003 г. вместе с С. Грачотти является главным редактором новой серии ж. «Ricerche slavistiche» (Roma). К. удостоен степени doctor honoris causa ун-тов Благоевграда (1999), Софии (2007) и Велико-Тырново (2007). Член-корреспондент Национальной академии деи Линчеи (Италия, 2010). Марио Капальдо. Фотография. 2012 г. Марио Капальдо. Фотография. 2012 г. К. занимается преимущественно палеославистикой, связями визант. и древнеслав. лит-р и разысканиями визант. оригиналов старослав. переводных текстов. Он изучает проблемы исторической поэтики (Sul ruolo della leggenda cristiana e della mediazione bizantino-slava nella formazione della koine narrativa indo-mediterranea//Medioevo romanzo e orientale: Il viaggio dei testi.

http://pravenc.ru/text/1470309.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010