Слава и ныне, Богородичен На 6 час тропарь пророчества. к пришельцы на земл, коже вси цы наши, краткое живота нашег безгршн сохран спсе нашъ, и помилй насъ к члвколюбецъ. Поскольку пришельцы мы на земле, как и все отцы наши, потому, Спаситель наш, сохрани безгрешными краткое время жизни нашей, и помилуй нас, как человеколюбивый. Прокименъ , гласъ 4, псал. 5. Вонм глас моег, црю мой и бже мой. Глаголы мо внш гди, размй мое. К словам моим склони слух Твой, Господи, уразумей вопль мой. Чтение из пророчества Исаии (1, 19–2, 3), продолжая начатую в прошедший день обличительную речь, исчисляет грехи Израиля. „Как сделался блудницею Сион, столица верная, исполненная правосудия. Правда обитала в ней, а ныне – человекоубийцы. Серебро твое не испытано, корчемники мешают вино с водою; князья твои неверны и сообщники ворам, любят подарки и гоняются за мздою, не защищают прав сироты и на дело вдовицы не обращают внимания. На все сие Господь угрожает Израилю наказанием: „дочиста расплавлю тебя, погублю непокорных, и удалю от тебя всех беззаконных, и всех гордых смирю. И вслед за этим наказанием Господь обещает снова устроить благоденствие Сиона. „И опять поставлю тебе судей, как прежде, и советников, как в начале; потом будут называть тебя: Город правды, столица верная Сиона. И эта слава Сиона привлечет к нему все народы: „в последние дни будет явлена гора Господня и дом Божий на главе гор, и возвысится над холмами, и пойдут к ней все народы, и пойдут народы многие, и скажут: пойдем и взойдем на гору Господа, в дом Бога Иаковлева, и Он укажет нам путь свой и будем идти по нему. Прокимен, глас 4, псал. 6 Гди да не твоею бличиши мен. Господи не с яростью обличай меня. Помилй м гди, к немощенъ смь. Помилуй меня, Господи, потому что я немощен На вечерне, стихиры на Господи воззвах древле горькою, изринвшес из ра, страстей потщимс внити, взывающе бг на крт прострый длани тво, цетъ пивый и желчь вксивый, и блзни претерпвый гвоздей, горчайшы сласти вс дшъ нашихъ изгвоздивый, ради щедротъ, спас рабы тво.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Блажен человек который не ходит в собрание нечестивых, и не стоит на дороге грешников. Чтение из пророчества Исаии (1, 1–20) предлагает сильную обличительную речь пророка к неблагодарному Израилю, который забыл Бога благодетеля своего. „Услышь небо, и внимай земля, ибо Господь говорит. Я родил и возрастил сынов, а они отказались от Меня. Вол знает хозяина своего, и осел ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. О народ беззаконный, народ обремененный пороками, злое семя, развратные дети! Оставили Господа, разгневали Святого Израилева, пошли назад. Зачем еще прибавляете раны, продолжаете свое беззаконие. Вся голова больна и все сердце иссохло от печали. От ног до головы нет на нем здорового места, то язвы, то пятна, то свежие раны, и нет возможности приложить пластырь, или масло, или перевязку . „Выслушайте слово Господа, князья Содомские, внемли закону Бога нашего, народ гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь, и пресыщен всесожжениями овнов и туком агнцев, и не желаю крови тельцов и козлов. Пусть бы и не приходили являться пред лице Мое: ибо кто требует сего от рук ваших? Не продолжайте ходить по двору Моему И если принесете Мне чистую пшеничную муку, это будет напрасно; курения ваши отвратительны для Меня. И новомесячий ваших, и суббот, и дня великого не могу терпеть; посты и праздники, и, новомесячия ваши и торжества ваши ненавидит душа Моя. Вы стали пресыщением для Меня, Я уже не буду терпеть грехов ваших. Когда вы будете простирать ко Мне руки ваши, Я отвращу от вас очи Мои, и сколько бы вы ни умножали молитв, не послушаю вас, потому что руки ваши Полны крови. Омойтесь, очиститесь, удалите лукавство из душ ваших пред очами Моими, перестаньте злодействовать. Учитесь делать добро, возлюбите справедливость, освободите неправильно обиженного, защитите сироту, разберите дело вдовы. И придите, и станем судиться, говорит Господь: и если будут грехи ваши, как алая ткань, Я все сделаю белым как снег; если будут красны, как багряница, все будет бело, как чистая шерсть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Некогда пост, крепивши отроков, показал их, как написано, сильнейшими пламенеющего огня. Постись, смиренная душа моя, возжигая в себе любовь к Владыке, чтобы посредством ее можно было тебе избежать геенны, и ею пожечь губительные страсти. Врем веселое поста, тмже чистоты свтовидны, и любв чисты, молитвы свтзарны, и ины добродтели насытившес богатн, свтл крте хртовъ всестый, возрастивый сладость жизни, всхъ чистымъ сердцемъ теб поклонитис сподоби насъ, намъ да и милость. Радостно время поста, потому в избытке наполнившись световидной чистоты и чистой любви, светозарной молитвы и всякой иной добродетели, будем радостно взывать: Всесвятой крест Христов, произрастивший пищу жизни! Удостой всех! нас поклониться тебе чистым сердцем, подавая лам очищение и великую милость. Прокимен, псал. 27, глас 6 Спас гди люди тво, и благослов тво. Спаси, Господи, народ твой, благослови наследие твое. Къ теб гди, воззов бже мой. Буду взывать к Тебе, Господи Боже мой. Чтение из книги Бытия (4, 8–15) повествует о преступлении Каина, обличении его Богом и наказании ему: „глас крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И теперь проклят ты на земле, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; стеня и трепеща будешь ты (ходить) по земле. Прокимен, глас 7, псал. 28 Гдь крпость людемъ своимъ дастъ, гдь блгословитъ люди сво миромъ. Господь дает крепость народу своему, Господь благословит миром людей своих. Принесите гдви сынове Приносите Господу сыны Божии. Чтение из книги Притчей (5, 1–15) предостерегает от ласковости развращенной женщины. „Не внимай худой женщине, ибо с уст развратной женщины каплет сотовый мед: он на время усладит гортань твою, а в последствии будет от нее горче полыни и острее обоюдоострого меча. Удаляй от нее дорогу свою, и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья своего не отдать другим, и лет своих немилосердым. Будешь раскаиваться в последствии, когда станет истаивать плоть тела твоего, и скажешь ты: зачем я ненавидел образование, и сердце уклонялось от обличения; не послушал я голоса вразумляющего, и не преклонял слуха моего к учащему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Святая Церковь в эти великие покаянные дни облеклась в траурную одежду и особою службою, молитвословиями, песнопениями, постовым колокольным звоном выражает, что она в эти дни сокрушается, сетует, плачет о своих чадах, призывая к этому и нас с вами, — так настраивает нас отец Кирилл на великопостный подвиг. — Подобно тому как евреи, лишившиеся своего отечества, плакали на реках вавилонских, так и мы призываемся в эти святые дни оплакивать утрату своего Небесного Отечества, которого мы лишились по нашим грехам и беззакониям. Оплакивание грехов Церковь с оединила с постом, ибо он окрыляет наше покаяние и возносит его к Престолу Божию. Подвиг поста — дело святое и весьма древнее. Пост — не новое изобретение, но драгоценность Отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста, он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Первую заповедь принял Адам: От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (Быт. 2, 17). А сие не снесте есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Мы, поврежденные грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно». Одна из самых пронзительных проповедей была сказана отцом Кириллом после службы Пассии. Подробно описывает пастырь страдания Господа, заставляет нас всмотреться в Его раны, разделить Его душевную боль, но для чего? Для того чтобы вспомнили мы слова Господа, сказанные Им еврейским женщинам: Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? (Лк. 23, 28–31). Отец Кирилл переводит фокус нашего внимания от созерцания Страстей Господних к нашему внутреннему миру. Чем наполнен он? Чем мы отличаемся от израильтян, о чьей участи сокрушается Господь, идя на крестную смерть? «Дорогие братия и сестры, эти слова непосредственно были сказаны народу иудейскому, но они имеют силу и в наши времена и для нас, христиан.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/13/slova_...

Тропарь, глас 8-й: Песнопения Страстной седмицы в mp3 Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Кондак, глас 2-й: Час, душе, конца помысливши и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова. В этот день вечером (в среду) последний раз совершается великопостное великое повечерие. Великий Вторник. Проповедь Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во вторник Страстной седмицы после Литургии Преждеосвященных Даров в храме преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы 10 апреля 2012 года Архимандрит Кирилл (Павлов). Слово в Великий Вторник. О необходимости бодрствовать Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15), — говорил Спаситель Апостолам. Теперь Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2). Видя скорбь, охватившую Апостолов, Он утешает учеников обещанием, что не оставит их. Но вместе с тем Господь не скрывает от них и того, что и их, и всех вообще христиан ожидает такая же участь, как и Его — их Божественного Учителя: Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 20, 18 и 19).

http://pravmir.ru/velikij-vtornik/

– Новоначальным трудно определиться с мерой воздержания. Что бы вы им посоветовали? – Детям и новоначальным христианам, которым трудно поститься, нужно выбрать свою собственную форму поста. Если человек не может отказаться от мясной пищи, то пусть откажется от курения, дети могут отказаться от жвачки на время поста. Каждый сам должен сесть и поразмыслить: от чего он может отказаться на время поста. Любое такое решение будет приятно Богу. Искушения Иисуса Христа      К слабым в вере Господь относится с терпением и сердечным вниманием. Сказано: «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит…» (Мф. 12:20), то есть если твоя религиозность, как трость надломленная, ткни ее – и она сломается; или как лен курящийся, махни на него – и он погаснет. Но для Господа дорога любая форма проявления религиозного чувства, и каждое религиозное решение, принимаемое в преддверии поста, угодно Ему. Горе тем, которые совсем не постятся! В древнехристианской книге «Пастырь Ерма» сказано: «Постись Богу следующим образом: не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце твоем. Веруй в Бога, имей страх Божий и удержишься от всякого злого дела. Делая это, ты совершишь великий и угодный Богу пост, и жить будешь с Богом» . – Как правильно расставить для себя акценты в великопостное время, чтобы, соблюдая внешнюю сторону поста, не забыть о духовной его стороне? – Приводите себе на ум слова из Писания: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Слова «сие надлежало делать, и того не оставлять» означают, что во всем надо исполнять не только внешнюю сторону, но и внутреннюю, которая в религиозной жизни всегда должна преобладать над внешней обрядовой. Святитель Василий Великий учил: «Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и обращения, и сближения должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так, чтобы воздержание от пищи было дополнением к подвижничеству». Вы слышите, братия и сестры?! Воздержание от пищи – только дополнение, а главное в посте – суд и милость: суд над собою и милость по отношению ко всем другим. Оказывается, скоромным во время поста является не только колбаса, но и любой пустой разговор; не только котлета, но и любое грубое или ругательное слово. Если мы это поймем, то и начнем поститься по-настоящему.

http://pravoslavie.ru/101576.html

Когда православные христиане молились за всенощным бдением на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий (Першин) открывал… Пасхальный марафон… по инициативе Московского еврейского дома и НОУ «Открытие». Где мог открывать «пасхальный марафон» православный миссионер? Трудно поверить, но это было в синагоге, в той, что на Поклонной горе, а полное название мероприятия – «Первый Московский межконфессиональный пасхальный марафон " Традиции праздника. Вкус праздника. Музыка праздника " ». Отчего такая спешка: открывать пасхальные мероприятия прежде Страстей Христовых, прежде схождения на Гроб Господень Благодатного огня? Оттого, что еврейский праздник Песах выпадает на Страстную седмицу. А до того, что Спаситель на Тайной Вечери упразднил ветхозаветную Пасху, московским миссионерам, видать, печали нет. Но может быть, мы ошибаемся, и в действиях миссионеров не равнодушие к основам христианской веры, а божественная ревность об обращении приверженцев иудаизма? Может быть, отец Димитрий (Першин) старается подражать апостолу Павлу, благовествовавшему о Христе в синагогах иудейских? Однако имеется существенная разница: апостол не устраивал марафонов и не говорил о деликатесах с музыкой – наверное, потому что находил несколько более важные темы для своих бесед. В программе же марафона – лекции, мастер-классы по приготовлению пасхального стола, концерты и т.д. Проповедь апостола Павла в синагогах могла сопровождаться очень нетолерантными действиями и словами, от которых присутствовавший в московской синагоге на открытии марафона советник Департамента межнационального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Правительства Москвы В.В.Карапетян мог бы остаться не в восторге. Так в коринфской синагоге «Павел понуждаем был духом свидетельствовать иудеям, что Иисус есть Христос. Но как они противились и злословили, то он, оттрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» (Деян. 18, 5-6). Никто не станет за подобные слова угощать мацой в рамках провозглашенного марафона.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/04/10/ve...

С тех пор, как Господь воплотился, с тех пор, как Он пришел в мир и жил среди людей, этот путь открыт для всех нас. И потому мы с особым благоговением в эти великопостные дни, приближаясь к Страстной седмице, молимся Господу, пострадавшему и распятому за нас. Мы просим Его укрепить нас на жизненном пути, молимся о том, чтобы Он пришел и вселился в нас, чтобы Он пребывал с нами, чтобы Он благословлял нашу Церковь, наши семьи, наши труды. Наша молитва – о том, чтобы мы, причащаясь Святых Христовых Таин, исполнялись Божественной благодатью, Небесным светом, который проистекает от Самого Источника жизни Господа нашего Иисуса Христа. Всего этого мы были бы лишены, всего этого мы не имели бы, если бы не святой равноапостольный князь Владимир. Подобно апостолу Павлу, он был просвещен Божественным светом, и его Господь избрал для того, чтобы просветить светом Христовой истины нашу русскую землю. И с тех пор на протяжении более тысячи лет Православие озаряет нашу землю. С тех пор Господь изливает на наш народ Свои особые милости и щедроты через Пресвятую Богородицу, через Ее чудотворные иконы, в том числе через чудотворный Казанский образ Царицы Небесной». Председатель ОВЦС пожелал православной пастве в этой российской республике являть пример истинно христианского образа жизни: «Мы знаем, что в нашей стране бок о бок с православными людьми живут люди других вероисповеданий, и Бог призывает нас быть в мире со всеми людьми. Словами святого апостола Господь говорит, что мы должны быть в мире со всеми для того, чтобы вместе идти по пути к Царству Божию (см. Евр. 12. 14). Господь, указавший этот путь, учил нас ни с кем не враждовать, всех любить. И для тех, кто, как вы в этом регионе нашей страны, живет среди людей, исповедующих иную веру, есть особая миссия: являть людям свет Христовой истины, являть людям то, чем Господь заповедал нам быть, когда сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего, Который на небесах» (см. Мф. 5. 16).

http://mospat.ru/ru/news/50535/

Помните, как изложил Господь главную заповедь Закона, добавив: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:39-40). Без второго нет первого: если ты говоришь, что любишь Бога, а брата своего ненавидишь, то ты лжец (ср. 1 Ин. 4:20). Подтверждение этому мы видели и в Законе, и у малых пророков. Эта мысль здесь тоже раскрывается: «Тогда, – то есть, когда вы научитесь делать добро, – придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис. 1:18-20). Здесь заканчивается первая паремия великопостная из пророка Исаии. В первый день Великого Поста это, конечно, звучит особенно убедительно и назидательно. И дальше пророк Исаия говорит: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия!» (Ис. 1:21). Здесь мы снова встречаемся с теми проявлениями брачной мистики, о которой мы уже имели возможность говорить. Взаимоотношения человека с Богом описываются не столько в юридических терминах, сколько в терминах взаимоотношений мужа и жены, и такого рода выражения постоянно нам встречаются в тексте книги пророка Исаии. И у пророка Исаии все время чередуются обличительные и утешительные пророчества, но первая часть – первые 40 глав все-таки посвящены преимущественно наказанию и возвещению гнева Божия. Вначале ставится вот эта перспектива: сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия. Почему блудницею сделалась? Потому что не соблюдает верность Богу, призвавшего ее и возлюбившего ее, и любить Которого она сама обещалась: «Серебро твое стало изгарью, – теперь обитают в ней убийцы, – вино твое испорчено водою, князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; и не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис. 1:22-23). И вот это – причина суда, который возвещается над Израилем и Иудеей. Но вместе с судом обещается и то, что суд не будет уничтожением окончательным народа, но суд будет чем-то наподобие печи, в которой вся изгарь, весь свинец, который портит серебро, всякие примеси будут отделены и очищены.

http://sedmitza.ru/lib/text/431408/

И в самом деле, Моисей прошел великий путь скорбей и искушений во время странствования по пустыне, терпя поношения от тех, кому благодетельствовал. Все трудности он преодолевал верой в Бога и верой во Христа, о котором Моисей предсказывал: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» (Втор. 18:15). Моисей страдал от тех, для кого он старался, страдал безвинно, страдал с верою во Христа. Поэтому Павел говорит о нем, что он терпел «поношение Христово». Все это Церковь говорит нам сегодня не только для того только, чтобы мы узнали нечто новое о Моисее. Сказанное прямо относится и к нам. Во-первых, мы все с вами в некотором роде были сыновьями дочери фараона, т. е. сыновьями греха и мира. Но мы, подобно Моисею, отказались быть вельможами в царстве греха и решились страдать с народом Божиим. Имеется в виду то, что мы стали христианами, о которых Павел говорит: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Христиане есть народ Божий, желающий жить благочестиво и страдающий от диавола, мира и своих грехов. Во-вторых, и нам тоже нужно принять участие в «поношении Христовом». Как же у нас с вами это может быть? Есть такой всеобщий мировой закон: всякое повреждение, всякая болезнь устраняются и лечатся через страдание, понуждение, подвиг, боль. Например, больному прописывают уколы и кормят противными порошками, а иногда даже требуется хирургическое вмешательство – его режут, чтобы вылечить. Таким «больным» после грехопадения сделалась наша поврежденная природа. Христос исцеляет заболевание нашей человеческой природы Сам в Себе, испытав предельную глубину человеческих страданий, и духовных и телесных, ибо Он страдал за грехи всего мира. Мы же должны в нашей христианской жизни добровольно приобщиться к опыту этих страданий – страданий за наши грехи, ибо Бог исцеляет и спасает нас не без нас. Мы тоже должны в этом поучаствовать, в свою меру. Для этого Бог дает всякому человеку какой-то свой крест скорбей. Это или крест бедности, или семейный крест, или крест одиночества, или болезни – у каждого свое. Но Великий пост открывает нам уникальную возможность прикоснуться к Кресту Христову, поднять добровольные скорби исправления своих грехов и страстей. Все наши великопостные подвиги именно для этого нужны. Устал ты, например, от поклонов, ради Христа положенных – это хорошо. Значит, ты понес хотя бы какую-то ничтожную долю страданий Христовых, поучаствовал в Его боли, ибо и Христос уставал. Ты недоспал, недоел – прекрасно! И Христос недосыпал и недоедал ради нас, и ты разделил с Ним Его опыт. Тебя оскорбили, и ты смолчал – благодари Бога! Ты последовал примеру Христа, молчавшего на Его неправедном осуждении.

http://pravoslavie.ru/119951.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010