10 минут духовного чтения. Если бы мы жили во времена апостолов… (+аудио) Не думайте, что если бы вы жили в те времена, то были бы чисты и святы 6 апреля, 2016 Не думайте, что если бы вы жили в те времена, то были бы чисты и святы Великопостная проповедь священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого). Часто, часто приходится слышать, что вы думаете и говорите о том, что время теперь неблагоприятное, чтобы стяжать нам спасение, – вот если бы жили во времена святых апостолов, то были бы, конечно, так же святы, как и они. А думали ли вы когда-нибудь, в каком положении были и апостолы , и все современники Господа Иисуса Христа; думали ли о том, что им и в голову не могло прийти, что с ними жил, что им проповедовал Сам Сын Божий? Ведь они все считали Его Пророком; некоторые считали великим Пророком; но Сыном Божиим Его назвал только святой апостол Петр. Когда спросил Господь Иисус Христос апостолов, за Кого они считают Его, то апостол Петр сказал: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». И этот ответ был так удивителен, так глубок, так необыкновенен, что Господь ответил Ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17). Блажен ты, ибо ты получил Откровение от Самого Отца Небесного. Святитель Лука Так не думайте, что если бы вы жили во времена святых апостолов, то были бы чисты и святы, ибо знаем, какое множество людей не веровали во Христа, поносили Его, ненавидели Его и распяли Его. Почему вы думаете, что были бы в числе уверовавших в Него, а не в числе тех, которые поносили Христа? Итак, не думайте, что времена апостольские были более благоприятны для спасения, чем наше время. Не говорите: «Если бы мы жили в те времена, когда подвизались великие отцы, постники, молитвенники, отшельники, когда воссияли в Церкви великие светильники, святители Божии!» Не думайте, что это было время более легкое и удобное для спасения, чем теперешнее. Напротив, оно было более тяжелым и более трудным, чем нынешнее время, ибо тогда было множество лжехристов, всяких еретиков, которые уводили людей с пути спасения и многих, многих погубили.

http://pravmir.ru/10-minut-duhovnogo-cht...

     В замечательной книжке Александра Дворкина «Афонские рассказы» автор описывает следующее запомнившееся ему впечатление. Лодка, подвозившая молодого Александра к Афону, встретила плывущий навстречу корабль с наемными рабочими, работавшими на святой горе два месяца. Те, изголодавшиеся по выпивке и развлечениям, хохотали, шумели и распевали скверные песни. Заметив проплывающий мимо туристический корабль, на палубе которого были молодые женщины, рабочие начали свистеть и выкрикивать разные неприличные слова. Дворкин пишет далее, как это печальное зрелище разгула человеческих страстей, вырвавшихся из молитвенного ограждения святого места, сильно огорчило его недавно уверовавшую душу. Этот эпизод наводит на некоторые размышления. Уже три недели прошло после праздника Воскресения Христова. Несколько утихла свежая и всегда новая радость Пасхальной ночи. Ушли вглубь и спрятались в сердце священные воспоминания Страстей Христовых и Его Воскресения. Праздник потеснили будни – длинная цепь так похожих друг на друга дней, которые тем не менее очень важны: они показывают нам нас самих. Какими мы возвратились из великопостного паломничества? Подобные Моисею, спустившемуся с Синая после сорокадневного поста и излучавшему дивный свет? Или же как эти наемники, изголодавшиеся по страстям плоти? У каждого будет какой-то свой ответ… Церковь же, зная немощь человеческую, в сегодняшнем апостольском чтении подымает от земли и возвышает нашу мысль к горе, напоминая о чудесных событиях, совершенных силою Воскресшего Христа. Эти чудеса показывают нам, что Иисус, окончив земное служение, продолжает исцелять больных и воскрешать мертвых – но уже действуя через Свою Церковь, руками апостолов и других святых. Свет Христова Воскресения продолжает сиять в Церкви – теле Христовом – и богослужебное чтение из Книги Деяний обращает на этот свет наш взгляд. «Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу» (Деян. 9:32–35).

http://pravoslavie.ru/112668.html

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. (Мк. 1:4, 5) Слово похвальное на зачатие св. Иоанна Предтечи. XVI в. РГБ Призыв Матери-Церкви сотворить достойный плод покаяния (Мф. 3:8) особенно ясно звучит в богослужении Святой Четыредесятницы и подготовительных к Великому посту недель. Есть у этого призыва к покаянию и иконографические парафразы; о некоторых из них рассказывается в нашей заметке. Покаяние… Наверное, для новоначального христианина нет задачи более насущной — и более сложной. В системе ценностей секуляризованного мира такого понятия попросту нет: даже если речь заходит о раскаянии в совершенных проступках, а то и преступлениях, то чаще всего это — сожаление о содеянном, а иногда — не столько о самом содеянном, сколько о том, что совершенный проступок стал достоянием гласности. Между тем в церковном понимании слово покаяние, по-гречески «metanoia», дословно означает «перемена ума», «перемена образа мыслей». Евангелие арпакос 1693 г. БАН Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл покаяние «великим даром благости Божией человеку-грешнику, ибо через него человек, безмерно удалившийся от Бога, вновь вступает в блаженный союз с Ним. Человек, конечно, не мог бы так приблизиться к Богу, если бы Сам Бог не приблизился к нам». Почувствовать, понять это приближение к нам Бога помогают и богослужебные тексты, и священные изображения, не только иллюстрирующие, но и дополняющие тексты. Прозвучавший два тысячелетия назад в пустыне Иудейской, а затем и на берегах Иордана призыв Иоанна Предтечи покаяться, ибо приблизилось царство небесное (Мф. 3:1–2), звучит и сегодня и означает призыв к перемене всего внутреннего состояния человека, призыв к совершенно новому образу жизни, к обновленному восприятию себя и окружающего мира, к перемене и преображению души и сердца, чувств и мыслей (митрополит Амфилохий Радович). К этому преображению, шаг за шагом возводя по лествице Великого поста, наставляет Церковь своих чад. За три недели до начала Великого поста начинают звучать дивные тропари великопостные:

http://pravoslavie.ru/38123.html

Скачать epub pdf 40. Страстная седмица. Великий Четверток. Благоразумный разбойник (из службы утрени Великого Пятка) «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи» 49 . Среди великопостных песнопений, благочестивые слушатели, нас всегда трогает пение светильна о разбойнике, названным святая Церковью благоразумным за то, что «во едином часе Господь сподобил его рая», за его веру во Христа, как Спасителя-Искупителя. Когда, при каких обстоятельствах произошло это чрезвычайное событие на Голгофе? Ответ мы найдём у евангелиста Луки ( Лк. 23:25–43 ). Здесь мы читаем следующее. После суда над Иисусом Христом Пилат предал Его в волю судей Его ( Лк. 23:25 ), во главе которых стояли члены еврейского Синедриона (верховного судилища). И они повели Его ( Лк. 23:26 ). Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, то (римские воины) распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону ( Лк. 23:32–33 ), сняв предварительно с них одежду и напоив по обычаю того времени, напитком из вина и смирны (благовония). Напиток этот на некоторое время помрачал рассудок и приглушал мучительную боль от распятия на кресте 50 . Христос не принял это питие, желая сознательно и в полной мере пострадать и умереть за грехи людей. Разбойники же приняли его и вслед за тем от помрачения рассудка начали хулить, поносить Его ( Мф. 27:44 ; Мк. 15:32 ), подражая врагам Его, толпившимся на Голгофе. Но вот до разбойников доносится тихая молитва с Креста Господня. Они слышат голос, обращённый к Отцу Небесному: Отче, прости им, ибо не знают, что делают ( Лк. 23:34 ). Такими «незнающими» на Голгофе были и воины, пригвоздившие Его и к кресту, и члены Синедриона с толпой, осудившие Христа, и разбойники, хулящие Спасителя. Господь обо всех врагах своих молился, следуя своей божественной заповеди – любите врагов ваших... и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф. 5:44 ). Среди врагов Христа особой лютостью и нераскаянностью отличался неразумный разбойник.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

     Православие – это религия, которая ставит догматы выше заповедей. Почему? Потому что заповедь говорит, как спасаться, а догматы рассказывают о Том, Кто дал заповедь. Одно дело, если что-нибудь провозглашает человек, пусть даже и очень святой. Но совсем другое, если заповедует Сам Бог. Тогда и исполняться заповедь будет по-другому. И вопрос «Во что я верую?» стоит прежде вопроса «Как я спасаюсь?». Поэтому, например, на горе Преображения Бог Отец сначала дает догмат: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», а потом заповедь: «Его слушайте» (Мф. 17:5). Послание к евреям, выбранное Церковью для литургических чтений Великого поста, раскрывает нам главнейший из догматов христианства: божественность Иисуса Христа. В сегодняшнем Апостоле святой Павел вспоминает разные стихи из мессианских псалмов и показывает, что они свидетельствуют о Христе как о Боге. Христос – Творец мира, и человеческого, и ангельского: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих» (Евр. 1:10). Он имеет жизнь в Самом Себе, неизменен и вечен: «Они погибнут, а Ты пребываешь… Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр. 1:11–12). Он равноправен Отцу, несоизмеримо выше ангелов, и все враги Его будут побеждены: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?”» (Евр. 1:13). Что дает нам это знание, братья и сестры? Духовную силу, твердость в вере и надежде. Например, сейчас время Великого поста. Только подумайте, христиане, во имя Кого мы постимся. Не во имя пророка, и не во имя Ангела, но во имя Господа неба и земли! Именем царя – так говорили в древности царские слуги, совершая нечто важное, простолюдину недоступное. Именем Иисуса Христа сегодня и мы поднимаем великопостный подвиг, непонятный и недоступный человеку нецерковному. Христос сотворил небо и землю, которые старше нас и нас переживут. Но и их Христос свернет, как одежду, и они как-то дивно изменятся. Сам же Христос меняться не будет, ибо Он уже совершенен, будучи Богом. А как человек Он открылся совершенным на Кресте, показав крайнюю степень любви и снисхождения к убивающему Его миру людей. Об этом пишет апостол Павел в том же Послании, говоря, что Иисуса Христа как Искупителя Бог Отец «совершил через страдания» (Евр. 2:10), т. е. через страдания Христос достиг цели Своего служения роду человеческому.

http://pravoslavie.ru/111201.html

     Великим постом мы читаем всем известную молитву преподобного Ефрема Сирина, в которой просим, помимо прочего, «духа терпения». Что обычно испрашивает у Бога человек? То, чего не хватает. Дефицит терпения преследует нас вообще всегда, но в великопостное время он обостряется. Постящемуся немало приходится потерпеть. Он терпит голод и некоторую физическую слабость, терпит разные запахи, проходя мимо ларьков с курицей гриль; терпит коллегу на работе, жующего бутерброд с колбасой. Терпит других постящихся, которые от голода могут стать злые, как осы. Терпит самого себя, когда живущие в нем страсти начнут поднимать свои головы. Действительно, терпение – едва ли не самая ценная великопостная добродетель. Поэтому сегодня Церковь и предлагает апостольское чтение о терпении. Апостол Павел призывает нас подражать долготерпению Авраама, ждавшего исполнения Божьих обетований десятки лет: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное» (Евр. 6:13–15). Интересно, что Павел приводит лишь часть обетования Божьего Аврааму. Полностью оно звучит так: «Благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22:17–18). Итак, обетование имеет три уровня. Первый – размножение потомства до числа, подобного числу песка морского. Дождался ли Авраам исполнения этого обетования? Нет. Авраам только увидел рождение единственного сына от Сарры – Исаака. Умножения семени своего, как звезды небесные и как песок на берегу моря, он созерцал уже с неба. Вот терпение, которое простирается даже до небес! Второй уровень – «и овладеет семя твое городами врагов своих». Это пророчество о завоевании евреями Палестины. Опять же, исполнение этого обетования Авраам увидел уже из мира иного. А вот третий пункт пророчества: «и благословятся в семени твоем все народы земли» – до конца не исполнился и сейчас. Здесь имеется в виду заквашивание евангельским учением всей земли. Христос пророчествовал, что до конца мира «во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (Мк. 13:10). От каждого народа должен быть принесен некий начаток веры, какие-то христианские души. Этот процесс давно начался, но не закончился. И сегодня еще есть народы, в которых не проповедано Евангелие. Удивительно, но Авраам даже и теперь ждет исполнения данного обетования. Долготерпение Авраама воистину беспредельно – он ждал при земной жизни, после земной жизни, продолжает ждать сейчас и будет ждать даже до конца мира. Вот какое терпение ставится нам в пример!

http://pravoslavie.ru/111555.html

Змея в пустыне Лучшие из раввинов слепли над книгами, убелялись сединой и старились в изучении Закона, в ожидании Мессии. Наконец Обещанный явился… 25 марта, 2013 Лучшие из раввинов слепли над книгами, убелялись сединой и старились в изучении Закона, в ожидании Мессии. Наконец Обещанный явился… Протоиерей Андрей Ткачев продолжает великопостный цикл публикаций на Правмире. Читайте также предыдущие колонки о.Андрея: О «блаженной глухоте» Религия сердца Лучшие из раввинов слепли над книгами, убелялись сединой и старились в изучении Закона, в ожидании Мессии. Наконец Обещанный явился, но не все молившиеся о Его скорейшем приходе признали в Нем Долгожданного. Вместо конечного облегчения совести возник соблазн, назойливый рой вопросов и недоумение. Протоиерей Андрей Ткачев Действительно Христос пришел на «падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лук. 2:34) Христос – драгоценный и краеугольный камень, но «тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:44) Нужно было иметь очень смиренную душу и облагодатствованный ум, чтобы в вопросе признания Христа или непризнания Его не ошибиться. Один из обладателей такого ума – Никодим. Этот начальник Иудейский приходил к Мессии ночью и беседовал с Ним. Третья глава Иоаннового Евангелия передает эту беседу. В ней Никодим признавал, что Христос от Бога пришел, и «мы», то есть фарисеи, «знаем» это. С ним говорил Христос о рождении свыше и о Царствии Божьем. В беседе с ним разговор коснулся и будущего распятия Сына Божия. О Своем страдании Христос сказал, помянув события, описанные в книге Чисел . Слова Христовы звучат так: «Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14) Исследователю Писания на этом месте необходимо посмотреть в сноску, найти координаты упомянутых слов (Чис. 21:9), и прочесть сам цитируемый текст. Так нужно поступать всегда, встречая в Новом Завете ссылки на Старый.

http://pravmir.ru/zmeya-v-pustyne/

Закрыть Свет мира Преподаватель Ставропольской семинарии Николай Павленко предлагает рецепт, как решить многочисленные проблемы, стоящие перед нашим обществом 15.01.2018 1019 Время на чтение 3 минуты «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да сынами света будете» (Ин. 12, 36) «Свет Христов просвещает всех». Эти замечательные слова мы слышим на умилительном великопостном богослужении – Литургии Преждеосвященных Даров. Бог неизменен и еще в первый день творения Он изрек: «Да будет свет». И вот теперь каждый день Церковь молится: «Христе, Свете истинный, освящаяй и просвещаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас Свет Лица Твоего, да в Нем узрим Свет непреступный…». Этот божественный свет от начала мира незримо пронизывает все мироздание и жизнь каждого из нас. Отчего же столько бедствий, нестроений, скорбей и болезней в окружающем нас мире? Только лишь от нашей неспособности воспринимать этот свет, а значит, неумения этим светом творчески преображать и оплодотворять свою душу, жизнь своих близких и мир вокруг себя. Все это случилось после того, как однажды человек, имея до этого жизнь, наполненную радостью, божественным светом и любовью, решил попробовать иной путь – путь непослушания своему Богу и Творцу. С тех пор люди, больные тяжелым недугом непослушания и своеволия терпят неисчислимые бедствия: обречены жить в тусклом отблеске божественного света, во тьме лжи, лукавства и самооправдания, довольствуются пошлыми суррогатами подлинной радости, предаются низменным инстинктам и вожделениям, от удовлетворения которых сами же безмерно страдают. Христос явился в мир для того, чтобы разрушить это средостение, и чтобы жизнь каждого человека смогла вновь воссиять подлинным светом Божественной любви и радости. «Явился еси днесь вселенней и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя, пришел еси и явился еси, Свет Непреступный» - так об этом говорится в кондаке праздника Богоявления (Крещения Господня). Теперь перед каждым из нас стоит выбор: быть чадом света или чадом тьмы. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов отмечает в своем первом соборном послании: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/15/sv...

Великое повечерие втрое более обыкновенного – малого. Состав великого повечерия таков, что его удобно разделить на три части, которые мы и рассмотрим порознь. Первая часть, повечерия несколько подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием. После того, как священник благословит начало службы, читаются обыкновенные начальные молитвы, т. е. „Царю Небесный”, „Трисвятое”, „Отче наш”, „Придите, поклонимся”. За молитвами этими следует чтение шести избранных псалмов (4, 6, 12, 24, 30 и 90). Как на утрени псалмы шестопсалмия приспособляются к утреннему времени, так шесть псалмов великого повечерия приспособлены ко времени отхода ко сну. В них мы прежде всего благодарим Господа за прошедший день, молим Его и уповаем, что Он дарует безмятежный сон в наступающую ночь, сподобит нас и после сна смертного почить с праведными: „Яви нам свет лица Твоего, Господи! – взываем мы со св. Псалмопевцем, – Ты исполнил сердце мое веселием. Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, один даешь мне жить в безопасности” ( Пс. 4, 8. 9 ). Сон есть подобие смерти. Посему, отходя ко сну, вспоминаем мы и о смерти, ожидающей каждого из нас. Возносим мы теплую молитву Господу, чтобы Он помиловал, спас нашу душу, пока не постигла нас смерть, так как после смерти поздно уже просить помилования: „Помилуй меня, Господи ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена. Обратись, Господи, избавь душу мой, спаси меня ради милости Твоей, ибо в смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя? Утомлен я воздыханиями моими; каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочу постель мою... Доколи, Господи, будешь скрывать лице Твое от меня?.. Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным, да не скажет враг мой: я одолел его... Я уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня и буду петь имени Господа Всевышнего” ( Пс. 6, 3–7; 12, 2. 4–6 ). Веруем мы, что долготерпелив Господь и многомилостив и взываем к Нему с крепкою надеждою на Его помощь и заступление: „Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

30. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. 31. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мной, и всё мое твое. 32. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения В евангельском чтении этой недели, притчею о блудном сыне Святая Церковь призывает чад своих к покаянию. 1. Необходимость покаяния (ст.11–16) имеет свое основание: а) В глубокой греховности человека. Начало греха — своеволие и гордость; « Отче! дай мне следующую мне часть имения » (ст.12). Сущность греха — отпадение от Бога; « По прошествии немногих дней младший сын … пошел в дальнюю сторону » (ст.13). Обнаружение греха — беспутная жизнь: « расточил имение свое, живя распутно » (ст.13). б) В пагубных последствиях, которыми сопровождается грех. Потому что в грешнике остается еще жажда спасения: « настал великий голод » (ст.14); он чувствует свое несчастное состояние: « начал нуждаться » (ст.14); ищет помощи себе, но напрасно: « пошел, пристал к одному из жителей страны той » (ст.15) и наконец нигде не находит спасения: « придя же в себя » (ст.16). 2. Сущность покаяния (ст.17–20) состоит в том, что: а) грешник одумывается: « придя же в себя » (ст.17); б) сознает тяжесть своего положения: « сколько наемников … избыточествуют хлебом » и проч. (ст.17); в) питает в себе благую решимость: « встану, пойду к отцу » (ст.18); г) исповедует свои грех: « отче! я согрешил » и т. д. (ст.18); д) смиряется: « уже недостоин называться сыном твоим » и проч. (ст.19); е) действительно возвращается на путь правый: « встал и пошел к отцу своему » (ст.20). 3. Следствия покаяния (ст.20–32): а) по отношению к милосердому Отцу небесному. Бог издали видит кающегося грешника: « и когда он был еще далеко, увидел его отец » (ст.20); облегчает ему исполнение его доброй решимости (ст.21); осыпает его знаками отеческой любви, дарует ему благодать и спасение (ст.22, 23); приглашает всех небожителей к участию в радости о покаявшемся грешнике (ст.24).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010