Memento mori — постоянный фон их жизни. Потому они и верующие — пусть и несовершенно, примитивно, очень «утилитарно». Именно этот мотив «смертной памяти» и зафиксировался в народном почитании святой Варвары. Само воспоминание о грядущей смерти — защита от ее страшной непредсказуемости. Такой человек не уйдет к Богу совсем уж неготовым — он готовится всей своей жизнью. Я хочу посвятить этот небольшой текст шахтерам — жертвам недавней аварии в шахте «Листвяжная», на алмазном руднике «Мир» в мае 2017 года, в угольной шахте «Северная» в феврале 2016-го и других катастроф на ГОКах, рудниках, шахтах. Хочу посвятить его и всем, кто с риском для жизни дает людям тепло и ценный материал. Пусть их хранит своими молитвами святая великомученица Варвара. Пусть, когда они погружаются в земные недра, Сам Господь несет их в Своих руках, чтобы в нужный момент вынести их на свет — или даже на самое небо. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 30 сентября, 2023 30 августа, 2023 25 марта, 2024 23 марта, 2024 21 января, 2024 1 декабря, 2023 26 октября, 2023 25 октября, 2023 22 октября, 2023 30 сентября, 2023 30 августа, 2023 25 марта, 2024 23 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/shahty-i-domashnee-nas...

И потому, прежде чем огорчаться чужой неблагодарностью, мысленно оглянемся вокруг себя – не для того, чтобы найти своих должников, а для того, чтобы вспомнить, скольких обидели своей неблагодарностью. Вспомним и не будем никого судить – кроме самих себя. Научившись просить, мы не научились благодарить. Но и в просьбах и молитвах к Богу мы часто только требуем. «Дай!», «мне!!», «почему другим, а не мне!!!» – вот часто истинные и потому страшные скрытые слова наших молитв. По их духу мы более похожи на почитателей бога богатства и благополучия мамоны, чем на последователей Христа Спасителя, распятого на кресте. Мы ропщем и обижаемся на весь мир – даже на Самого Творца. И эта неблагодарность тяжестью лежит на нашей душе О полученных от Бога милостях мы быстро забываем, а скорби, нужду, болезни тем более считаем признаком неблагополучия и наказания. Ропщем и обижаемся на весь мир и Самого Творца. И эта неблагодарность тяжестью лежит на нашей душе. В таком помрачении мы не можем дорожить и беречь дар благодатного обновления, получаемого от общения с Богом. Мы не успеваем понять, что мы общались с Самим Господом Богом, получили от Него прощение грехов, слышали Его слово, что Он находится среди нас, по Своему обещанию: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). И неблагодарность, омрачая наш ум и нашу душу, проводит нас мимо Богообщения. Так не поняли это и сегодняшние евангельские прокаженные, с очищением от болезни возвратившие себе право вместе с другими молиться в храме Божием. А бывает еще и так, что, получив просимое, мы в малодушном страхе пытаемся убежать от Бога, понимая, что прежняя жизнь без Него уже невозможна, но мы не можем расстаться с грехом, которому полностью поработились. Но Господь, зная нашу человеческую слабость, не отвергает, не обижает и уж тем более не проклинает нас. Он терпеливо и милостиво ждет. И тот, кто возвращается к Нему, слышит слова: «Вера твоя спасла тебя». Те же слова: «Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5: 34), – услышала женщина, о которой сегодня читалось в Евангелии в память святой великомученицы Варвары. Потому что подвиг ее любви и подвиг ее веры соответствовал той вере, которую испытывала эта женщина к Христу Спасителю.

http://pravoslavie.ru/109248.html

С. Успенский Первая заповедь Закона Божия Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене ( Исх. 20, 2–3 ) Христианские обязанности, относящиеся к внутреннему Богопочитанию Как учиться богопознанию Святая великомученица Варвара родилась в Греции, в городе Илиополе, в семье богатого и знатного вельможи Диоскора. Желая уберечь свою дочь от дурного общества, отец поселил ее в уединенной башне высокого дома. Здесь ее взору открывался прекрасный вид на окрестности. Восход и заход солнца, луна и звезды на небе, дивная природа... Все представало отсюда в своем неизъяснимом величии. Удаленная от суетных развлечений, юная девушка стала задумываться над разными явлениями непонятной ей природы. «Кто создал это прекрасное море? – часто задавала себе вопрос Варвара. – Кто населил рыбами воды, птицами воздух и землю животными? Кто дал человеку разум и быстроту коню?» Восходило ли солнце, покрывалось ли небо светлыми звездами, гремел ли гром, шел дождь – святая Варвара неизменно задавала себе вопрос: «Кто же так премудро устроил все это?» Когда она спрашивала об этом своих подруг, те отвечали, что вся прекрасная природа создана теми самыми богами, которым поклоняется ее отец и изображения которых ей были известны с детства. Но мудрая отроковица не удовлетворялась такими объяснениями. «Что это за ответы! – думала она. – Боги, почитаемые моим отцом, сами созданы людьми. Как же они, не будучи в состоянии ходить, думать и говорить, могли быть творцами мира?» Как-то отец Варвары на долгое время уехал из дома. Уезжая, он просил не стеснять свободы дочери и позволять ей выходить из дома. Воспользовавшись этим, Варвара познакомилась с некоторыми христианками и впервые услышала от них о Христе, которого давно жаждала узнать. В это же время в Илиополь прибыл христианский священник, от которого Варвара узнала, как права была она в том, что не поверила служанкам и подругам. «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене», – сказал ей священник первую заповедь и постепенно познакомил Варвару с христианским учением.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Так и напишите; я и сам не иначе и не больше бы передал на письме, если бы предстояла надобность писать, в настоящий раз миновавшая моих немощей, ему не безызвестных». Письмо, с самым точнейшим изложением всего сейчас сказанного, было послано мною к преосв. Антонию на другой же день. Впоследствии, уже в Смоленске, при воспоминании об этом времени и в частности о сейчас сказанном моём письме, покойный влад. Антоний говорил: «Твоя весть была действительно для меня тогда первая. Что же было особенно приятно для меня, это, – что Владыка Филарет так верно изобразил моё состояние, как будто был у меня на душе. Я поспешил отписать ему тогда же по этому поводу со многими подробностями. То правда, что я урожденец не в южном крае, но двадцать четыре года, безысходно проведённые мною в Киеве со времени поступления в Академию в 1835 г., сделали свое дело. С другой стороны мне было грустно расставаться и с Михайловским монастырем. Я только что привёл к концу устройство домовой церкви и своих помещений 287 и начал было приступать к некоторым исправлениям в главном Соборе, и всего более желалось мне обновить тот придел храма, где почивают Св. Мощи Великомученицы Варвары. Одним словом – я не прочь был, чтобы возможно подольше пожить на викариатстве». «Смоленск был, впрочем, для меня не безызвестен, говорил преосв. Антоний. О самом Архиепископе Тимофее, как старце и желавшем выйти на покой, я знал ещё прежде из писем его к Владыке Филарету. Но последний, помню, отсоветовал ему тогда, водясь обыкновенными при этом рассуждениями при мысли об отставке: «Старость не радость, но и не наша вина; а думать о том, что из-за неё могут быть опущения по делам, значит винить самую старость. На старости переходить на новое место это другое дело, – не статно; а оставаться неизменно на своём, особенно долговременном, месте служения нам и старикам нечего смущаться. Во всяком случае, упреждать волю Божию и Правительства нам не должно: не беда, если пришлось бы дожить и до того, что будет предложено уволиться».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Слава, глас 6: Весело ныне к торжеству Богомудрыя Варвары/стекшеся, о мучениколюбцы,/сию похвалами, яко цветы, украсим:/радуйся, вопиюще,/со дерзновением Бога в Троице Единаго проповедавшая/и безбожие отеческое обличившая./Радуйся, отца и отечество возненавидевшая,/и любве ради Христовы плоть ранам вдавшая,/и смерть паче изволившая./Радуйся, Горния обители возмездие болезнем восприимшая/и со Христом царствующая./Егоже и прилежно моли/от всякаго обстояния и губительныя смерти/и от врагов нахождения/град сей и люди невредимы сохранити/и спасти души наша. И ныне, Богородичен: Богородице, Ты еси лоза истинная,/возрастившая нам Плод живота,/Тебе молимся, молися, Владычице, со святыми апостолы/помиловати души наша. На стиховне стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Отца нечестиваго и матерь, Варваро, презревши,/Бога и Вышний Иерусалим возлюбила еси,/в немже живущи ныне,/и нам спребывати тебе/умоли Владыку Христа. Стих: Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Ни пристрастие родителей, ни сласти,/ни доброта телесная, ни богатство,/ни муки отторгоша тя от любве Зиждителя,/Егоже нам, великомученице, милостива сотвори. Стих: Святым, иже суть на земли Его,/удиви Господь вся хотения Своя в них. В Троице Единаго Бога исповедующи дерзновенно, Варваро,/во главу усечена,/венец победы свыше от Христа прияла еси,/с Нимже ныне царствующи,/мир всем испроси. Слава, глас 2: Яко многоценное миро,/кровь твою принесла еси Жениху Христу,/Варваро, мученице непобедимая,/возмездие же от Него прияла еси, венец нетленный./Темже и по страдании твоем/от честных мощей твоих/исцеления богатно истекают верою приходящим и чтущим тя,/яже и нам неоскудно источи/и моли спастися душам нашим. И ныне, Богородичен: Все упование мое на Тя возлагаю,/Мати Божия,/сохрани мя под кровом Твоим. Ина слава, святаго, глас 6: Преподобне отче,/во всю землю изыде вещание исправлений твоих,/тем на Небесех обрел еси мзду трудов твоих,/демонския погубил еси полки/и Ангельския достигл еси чины,/ихже житию непорочно поревновал еси./Дерзновение имея ко Христу Богу,/мир испроси душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наконец, следует рассказ о войне против Солуни, веденной болгарами под предводительством Кувера: «Как знаете, христолюбцы, в предыдущих сказаниях мы изложили о славянах, как они, опустошив весь почти Иллирик или его области: обе Паннонии и обе Дакии и все епархии с присоединением Фракии и до Длинных стен Византии и прочие города и государства, все найденное там население увели в ту часть Паннонии, которая находится у Дуная, и в которой главным городом был прежде Срем; названный каган в этой области поселил всех пленных, как подчиненный ему народ. Это население смешалось с болгарами, и аварами, и другими народами, народило детей и размножилось в бесчисленный народ, и каждое новое поколение воспринимало от предыдущего идею родины и племенные стремления к ромэйским обычаям . Как еврейский народ размножился в Египте, так и здесь подобным же образом под действием православной веры и святого и животворящего крещения размножалось христианское племя, и через передачу от одного другому о местонахождении отечества разжигалось в сердцах пламя тоски по родине. Уже миновало около 60 лет с тех пор, как на их предков сделали нападение варвары, и появился уже новый народ, и многие из них со временем стали свободными, и каган аварский, смотря на них, как на любимый народ, согласно господствовавшему у них обычаю, поставил над ними князя, называвшегося Кувером. Этот же, узнав от некоторых из близких к нему, что среди его народа распространено желание возвратиться в отечественные города, замышляет план и поднимает весь ромэйский народ вместе с другими племенами, т. е. пришельцев вместе с их запасами и оружием, и начинает возмущение против кагана. Последний погнался за ними и, сразившись с ними пять или шесть раз и каждый раз потерпев поражение, спасается бегством с оставшимся войском и уходит на север в безопасные места. Кувер после одержанной победы перешел реку Дунай, вошел в наши места, расположился в Керамисиевом лагере и, там утвердившись, заявил притязание на отечественные города — одни стремились взять хранимый великомучеником город Фессалонику, другие — царственный город, иные — оставшиеся за греками фракийские города».

http://sedmitza.ru/lib/text/442799/

7) Наконец, чтобы подтвердить свой взгляд на церковный брак, хлысты ссылаются на пример великомуч. Варвары, св. Алексея человека Божия и монахов. Но эти примеры не оправдывают их. Св. Великомученица Варвара пострадала юной девой за веру во Христа, а не за то, что не хотела вступить в брак; св. Алексей, человек Божий, оставил брачное ложе и удалился в пустыню из-за даннаго им обета девства (см. жития их в Ч.-Мин. под 4 Дек. и 17 Мар.); православные монахи тоже вели и ведут безбрачную жизнь по добровольному обету, а не потому, что считают брак делом греховным. 239 Отвергая законный брак и супружеские отношения между венчанными в церкви мужем и женой, хлысты в то же время имеют у себя духовных жен, которые даются им пророками и христами на радениях и с которыми они имеют плотские сношения. Сожительство и половое общение между духовными мужем и женой, по учению хлыстов, «очищает дух»; «только чрез духовную жену мужчине, а чрез духовного мужа женщине и можно достигнуть полного спасения. 240 Отсюда у них с заповедью о безбрачии ради воздержания соединяется самый грубый разврат. В оправдание этого хлысты говорят: 1) в послании к Галатам сказано, что Авраам имел двух жен и одну прогнал (4:22–31). По его примеру и мы поступаем. Но они забывают, что Авраам жил в Ветхом Завете, когда по закону можно было разводиться с женами; в Новом же Завете этого делать нельзя, так как, по слову Божественного Установителя Нового Завета, «что Бог сочетал, то человек не разлучает». Поэтому «кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ( Мф. 19:3–9 ). То же говорит и ап. Павел ( 1Кор. 7:1–11 ). 241 2) Лот жил со своими дочерьми и родил от них двух сыновей ( Быт. 19:30–38 ), однако, замечают хлысты, ни его самого, ни его дочерей не обвиняют за это. Действительно, Лот совершил указанный поступок, но в состоянии опьянения и без всякого сознания его значения, как это ясно видно из библейского текста (ст.ст. 33 и 35). А «только те грехи подвергают нас осуждению и наказанию», говорит св. И. Златоуст, «которые мы совершаем с сознанием и добровольно» (Твор. св. И. Злат. т. IV, кн. 2, стр. 496. Спб., 1898 г.). Дочери Лота в своем поступке руководились не любострастием, а похвальным намерением восстановить угасающее семя отца, и прибегли к данному средству, как к единственному выходу из их положения, так как были убеждены, что кроме отца у них нет больше никакого мужчины, от которого они могли бы получить потомство (ст. 31). Кроме того, впоследствии ни та, ни другая «не жили ни с Логом, потому что он отец их, ни с другими, хотя и были для них женихи. Так как они поспешили сделатъ, чего не надлежало, то воздерживались и от того, что было дозволено. И последующим воздержанием, вероятно, заглажена прежняя поспешность» (Твор. св. Ефр. Cup.ч.VI, стр. 389–390. М., 1887 г.). В действиях же хлыстов никаких подобных обстоятельств, смягчающих их вину, не было и нет. 242

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Но откуда в ней такое удивительное терпение и мужество? Что одушевляло ее среди ужасов смерти? Конечно, все это вследствие того, что она имела утешение свыше, или то «упование», которое, по слову апостола, «не посрамит». Иначе ни она, да и никто из последователей Христовых не мог бы явить столь изумительных подвигов самоотвержения. Ибо терпеть и в тоже время не иметь утешения невозможно. Кто сотворил красоту? Евгений Поселянин Есть какая-то особая высота и святыня в той душе, которая приходит к Богу по внутреннему влечению, которой Бог открывается Сам. Таким именно путем внутреннего чудесного озарения пришла ко Христу великомученица Варвара. Отец ее не мог надышаться на свою дочь. Красота ее, по мере того, как она подрастала, расцветала так, что отцу казалось, что глаза людей не достойны видеть Варвару, и для нее была выстроена высокая башня с великолепными палатами. Лучшим утешением Варвары в ее затворничестве было смотреть с высоты на природу. Она любила уходить взорами в вечернюю пору в небо, горевшее мигающими звездами, словно возвещающими о каких-то великих, скрытых за этим загадочным шатром, иных мирах. Наблюдала она и красоту земли: праздники юных зорь, роскошь заката, изумрудный всход молодых посевов, колеблемые в летнюю пору ветром волны золотистых нив, немолчно шумящие вершины деревьев. Захотелось ей, смотря на красоту мироздания, знать, кто же создал всю эту вселенную, украсил ее, как невесту для неведомого жениха. Как-то она спросила одну из своих воспитательниц, указывая на красоту неба: – Кто это сотворил? Потом, взглянув на красоту земли, на поля и рощи, на сады в их весенней свежей зелени, на возвышающиеся к небу горы, на тихие задумчивые воды, она опять спросила: – Чьей рукой создана вся эта красота? – Все это создали боги, – ответили ей. Варвара стала расспрашивать, какие именно боги. – Да те боги, – ответили ей, – которым поклоняется твой отец и которые стоят у него – золотые, серебряные, деревянные. Они все создали. Варвара была вдумчива не по летам. И несообразность ответа бросилась ей в глаза. Она возразила:

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

— Девочка? Как девочка? А где же мой Андрюша? — Бедненькая, совсем замучилась, — гладит меня по голове пожилая врач. — Через пару лет приходи за Андрюшей, когда нянька подрастет. А девочка хорошая, здоровенькая, а голос-то громкий какой! Девочка… Я очень устала и поэтому сразу засыпаю. Просыпаюсь вечером. Пока спала, меня перевезли в послеродовую палату. Я начинаю понимать, что случилось: были четыре пробирки с кровью, и мою пробирку случайно поменяли с кем-то. Андрюша родился у другой женщины, а может, еще не родился? Кто-то ждет здоровую девочку… Принесли моего ребенка и как-то небрежно положили рядом со мной. Я прикоснулась к ней, поцеловала — вот ты какая, дочка моя… Так неожиданно… Ты прости, так получилось, что я называла тебя Андрюшей. Я не подбирала тебе имя, но сегодня день святой великомученицы Варвары, значит, ты — Варварушка. Я смотрю на тебя, а ты всем своим видом, не по-земному спокойным, устремленным внутрь, как будто отвечаешь: «Конечно же, я — Варвара». И мне захотелось молиться, не то чтобы за нее или за себя — нет, было чувство уверенности, что Бог нас не оставит — просто благодарить Господа за все, что он нам посылает. Вскоре под окно пришел муж — радостный, весь в снегу. Он, увидев меня, стал вытягивать из пакета «драгоценности»: — Смотри, это соска, импортная! Это ползунки, сейчас будут великоваты, но я на потом купил — цвет красивый. Вот погремушка — такая только одна была в магазине! А это белый пушистый кот, если нажать на бок, он слышишь как мяукает? По размеру, наверное, сейчас больше нее будет… Что-то я забыл сказать… А, вспомнил! Денег дома больше нет! Но поверь, у меня зарплата на днях! И я рассмеялась — так смеются после тяжелых испытаний и многих скорбей, когда уже все позади. Со мной мой простодушный добряк-муж, родные и Бог, Он всегда был со мной, я ведь не была одинокой с того злополучного момента… «Благоговею и безмолвствую перед непостижимыми для меня Твоими судьбами…» Как же хорошо я поступила, что никому не говорила про анализ! Все были спокойны, все спокойны и теперь… вот только где же Андрюша?

http://azbyka.ru/zdorovie/kogda-ty-byla-...

Батюшка спросил его о личной жизни. Тот рассказал, что жениться на подобной ему калеке он отказался и все эти годы тайно встречается у себя дома с одной женщиной. “Вот этот-то грех блуда был одним из главных и закрыл пред тобой дорогу в Рай”, – сказал ему отец Вячеслав. – Господь по Своей милости, за твои добродетели, не дал душе погибнуть и вернул тебя на землю, чтобы ты, покаявшись, прожил оставшуюся жизнь в благочестии”. Отец Вячеслав посоветовал ему или жить в чистоте одному, или жениться и обвенчаться. Прошло время, этот мужчина похоронил свою мать, отец Вячеслав обвенчал его с женщиной-калекой. Во время венчания этот человек сидел на стуле, так как долго стоять он не мог. Как-то один мужчина спросил отца Вячеслава: “Зачем мне читать Псалтирь, если я все равно ничего не понимаю?” – “Главное – что бесы понимают то, что ты читаешь, и бегут от тебя и тех, кого ты поминаешь на Псалтири. Вот если тебе врач выпишет рецепт на лекарство, в состав которого входит несколько компонентов, а рецепт написан на латинском языке – ты ведь не понимаешь, что там написано и что оно значит, но знаешь, что это лекарство поможет тебе от той болезни, на которую ты жаловался врачу. Так и при чтении Псалтири: душа очищается, и ты получаешь облегчение или исцеление от своих душевных недугов”. ...Был случай на 31-ом заводе, где в свое время работал отец Вячеслав. В те годы раздавали на предприятиях участки земли, по 6 соток на семью. Одному из рабочих досталось место рядом с разрушенным храмом святой великомученицы Варвары. Хотя от храма осталась лишь небольшая часть престола, на это место каждый год 17-го декабря на Барбароба приходили люди, чтобы поблагодарить святую и попросить ее помощи. Так вот этот “хозяйственный” сосед решил присоединить этот участок земли к своему. Его народ предостерегал, что это вызовет гнев Божий, но он все же пригнал трактор, разровнял это место и засадил его клубникой. Клубника удалась необыкновенная, крупная, красивая. Когда начались испытания нового самолета, была собрана команда испытателей, в которую вошел и этот человек. Перед полетом всем выдали спирта для смелости: никто не знал, как пройдет испытание машины. Все выпили из одной посуды. Самолет поднялся в воздух. И вдруг, на глазах у всей команды, этому человеку стало плохо, у него разверзлась брюшная полость и все внутренности стали выпадать наружу. В течение короткого времени он в тяжелейших муках скончался. Этот случай батюшка Вячеслав рассказывал в назидание, говоря о том, как опасно относиться без страха Божия к святыням. Так как погибший яро доказывал, что Бога нет и все это – просто камни...

http://pravoslavie.ru/68886.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010