Скачать epub pdf Страдание святого великомученика Меркурия Память 24 ноября Нечестивые цари Римские, Декий и Валериан 7681 , созвав своих князей и вельмож, имели совещание с ними о распространении чествования своих лживых богов, и истреблении и уничтожении святой христианской веры. И единодушно, с общего согласия, они издали в Капитолии 7682 следующий указ: – Римские цари, непобедимые победители, присночестные, великие, верные, Декий и Валериан с вельможами: так как мы испытали благодеяния и дары наших богов и, вместе с тем, насладились победами, которые они подают нам на врагов, так как, к тому же, мы изобильно получаем от них всякого рода плоды, чрез благорастворение воздухов, и считаем их своими благодетелями и устроителями общего благополучия; то, посему, по совещании с вельможами, единодушно повелеваем, чтобы люди всякого звания, свободные и рабы, военные и не военные, – приносили жертвы богам, припадая и усердно молясь им. Если же кто осмелится нарушить наше царское повеление, изданное нами на общем совещании, того мы повелеваем, связав, бросить в темницу, потом предать различным мучениям. Если, раскаявшись, он подчинится повелению, то будет удостоен нами не меньшей почести; если же будет противиться, то, после многих мучений, пусть будет казнен чрез усечение мечом, или пусть будет брошен в море, или отдан на съедение птицам и псам. В особенности же так должны быть казнены христиане, если найдется кто-либо из их веры; повинующиеся же нашему повелению получат великие почести и подарки. Желаем благополучно здравствовать. Когда был издан такой царский указ, то весь Рим пришел в смятение, ибо это безбожное повеление было объявлено по всему городу и послано в окрестные города и страны. В то время на римское государство восстали варвары 7683 ; цари приготовляли своих воинов и приказали воинским полкам из всех городов сходиться в Рим. Тогда пришел и тот полк, в котором Меркурий был воином; этот полк назывался Мартенсес, из первой Армении 7684 , под начальством трибуна 7685 Сатурнина. По отбытии царя Декия на войну, Валериан остался в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ужасный пожар ожесточенной брани истребил уже немало из того, что в сем отношении было сделано нами, — и вероятно, прострется еще далее; святое предприятие затруднится посему для нас еще более; но мы, доколе живы, не отстанем от своего дела. Не ослабевайте и вы в вашем сочувствии и усердии. Может быть, самый этот огонь брани явился за нашу прежнюю холодность к нашей святыне. А когда Господь увидит, что мы переменились, и что в нас достаточно пробудилась ревность по вере и по всему, что к ней относится, то пресечет невидимо этот «пламень» (Пс. 28:7), положит конец разрушению; и к нам паки возвратятся дни мира и благоденствия, чего всеусердно желаем от Господа вам и всей стране нашей. Аминь. Слово на день святой великомученицы Варвары С какой стороны ни смотреть, а нетление телес святых угодников Божиих представляет, братие, как сами видите, зрелище величественное и поучительное. Те самые останки земного бытия, которые обыкновенно служат последним и сильнейшим обличением бренности нашего телесного состава, и кои, по тому самому, по смерти человека за долг почитают удалять от взора человеческого, те самые останки здесь являются не только сами видимо торжествующими над тлением, но и проливающими жизнь и нетление для всех, к ним с верою притекающих!.. Для чего же премудрость и всемогущество Божие совершают пред очами нашими столь дивное и продолжительное чудо? Для того ли, чтобы прославить память святых угодников?.. Но что в славе земной для тех, кои украшены венцом славы Небесной? Нетленные телеса мучеников, — это милоть Илиина, которую они, возносясь на небо, оставляют для нас, в знамение своего неразрывного союза с нами в духе, дабы, под сенью ее, мы сами могли немокренно прейти Иордан — поток тления, ожидающий нас на пути в Ханаан Небесный. Раки святых подвижников -это Самим Богом воздвигнутые кафедры, с коих всем и каждому возвещаются вечные истины не словами, как это бывает в наших слабых поучениях, а делами и чудесами. После сего, братие, вместо наставлений вам от себя, мы сами должны ныне вместе с вами поучаться у сего гроба. И трудно ли обрести в нем, приличное всем и каждому, поучение? Обозревая со вниманием жизнь великомученицы, тотчас видим: 1) как должно находить и познавать истину; 2) как употреблять ее во благо свое и других; 3) и, наконец, как хранить ее среди соблазнов и искушений. Ныне, братие, мы так счастливы, что не только истина, сама благодать Божия встречает каждого из нас при самом появлении на свет. Еще очи младенца не открылись для света видимого, еще он, можно сказать, не существует для предметов, его окружающих, а свет Христов уже озаряет его душу, и весь состав существа его уже проникнут таинственным действием благодати и запечатлен знамением искупления. Самое происхождение наше от христианских родителей уже предполагает природу нашу к добру, ослабляя в ней действие той древней наследственной порчи, по коей все мы зачинаемся в грехах и рождаемся в беззакониях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3220...

Катанная из овечьей шерсти обувь с высоким голенищем, круглым носком и плоской подошвой без каблука. Они известны в Сибири с сер. XVIII в., а в Европейской России с н. XIX в. Валенки в XIX в. были обувью зажиточных крестьян. Белые вышитые валенки носили по праздникам только очень богатые крестьяне. К ним относились как к семейной ценности. Вампиры Кровожадные существа, вид нечистой силы. Представления о вампирах известны только в Малороссии и Белоруссии (малорос. упир, белорус. вупор), что свидетельствует о их заимствовании из Западной Европы. Эти представления быстро здесь прижились, т. е. в них очень много общего с местным культом заложных покойников. Вампир, как и заложный покойник, не подвержен тлению. Он лежит в гробу лицом вниз, лицо у него красное. Ночью он приходит в дом своего прежнего врага, а иногда и друга или родственника, ложится на грудь своей жертвы, прижимается губами к ее сердцу и пьет горячую кровь. Язык у него острый, как жало змеи. У человека, ставшего жертвой вампира, появляется лишь маленькая, едва заметная ранка, однако он становится все бледнее и погибает. Как и заложным покойникам, вампирам, лежащим в могиле, втыкали в грудь осиновый кол, считалось, что после этого их ночные блуждания прекращаются. В некоторых местах малороссы верили, что мертвого вампира носит на спине живой. Считалось, что вампиры обоих полов, так же как и заложные покойники, приносят и распространяют различные эпидемические болезни; в старое время им приписывали, между прочим, и появление чумы. Этим объясняется и то, что в древности восточные славяне приносили вампирам жертвы. В одном памятнике XV в. мы читаем: «требоу кладоугь... оупиремъ и берегынюмь» («приносят жертвы вампирам и берегиням»), где «берегиню» можно понимать как «сестры-лихоманки», которым больные приносили различные дары, между прочим, на берега рек. Ванька Народное название извозчика-сезонника из крестьян, самого дешевого, искавшего седоков по улицам. Варвара Великомученица (ск. 306), русские люди почитали ее хранительницей от внезапной смерти, и потому в «Сказании, коим святым каковыя благодати исцелений от Бога даны» ей назначается особая молитва . В житии св. Варвары, напечатанном при акафисте, составленном митрополитом Киевским Иоасафом Кроковским, сообщалось, что в XVII в. в Киеве господствовала повсеместно сильная повальная болезнь, но благодаря заступничеству св. Варвары обитель Михайловская, где почивают ее мощи, не видела ни одного мертвеца в своих стенах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Так молилась святая, и небесная помощь к мужественному терпению страданий невидимо подавалась мученицам. После сего мучитель велел отрезать у обеих сосцы. Когда это было исполнено и страдание мучениц усилилось, святая Варвара, снова возведя очи к Врачу и Целителю своему, возопила: «Святого не отними от нас, возврати нам, Господи, радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди нас в любви Твоей!» (Пс. 50:13-14).    После таких мучений, правитель велел отвести святую Иулианию в темницу, а святую Варвару, для большого посрамления ее, водить нагою по городу, с издевательствами и побоями. Святая дева Варвара, покрываясь стыдом, как бы одеждою, возопила к возлюбленному Жениху своему Христу Богу:    – Боже, одевающий небо облаками и землю мглою, как пеленами, повивающий, Ты – Сам, Царь, покрой наготу мою и страдание великомученицы Варвары, сотвори, чтобы очи нечестивых не видели тела моего и чтобы не до конца была осмеяна раба Твоя!    Господь Иисус Христос, взиравший свыше со всеми Своими святыми ангелами на подвиг рабы Своей, тотчас поспешил к ней на помощь и послал к ней светлого ангела с светозарною одеждою, покрыть наготу святой мученицы. После того нечестивые не могли уже больше видеть обнаженного тела мученицы, и она обратно была приведена к мучителю. После нее водили по городу, также нагою, святую Иулианию. Наконец, мучитель, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу и склонить к идолопоклонству, осудил обеих на усечение мечом.    Диоскор, жестокосердый отец Варвары, так ожесточен был от диавола, что не только не поскорбел, при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился даже быть ее палачом. Схватив свою дочь и держа в руке обнаженный меч, Диоскор повлек ее к месту казни, которое было назначено на одной горе, за городом, а один из воинов вел за ними святую Иулианию. Когда они шли, святая Варвара так молилась Богу:    – Безначальный Боже, простерший небо, как покров, и основавший на водах землю, повелевающий солнцу Своему сиять на благих и злых и изливающий дождь на праведных и неправедных, услышь и ныне молящуюся Тебе рабу Твою, услышь, о Царь, и подай благодать Свою всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания, да не приблизится к нему внезапная болезнь и да не похитит его нечаянная смерть, ибо Ты знаешь, Господи, что мы – плоть и кровь и творение пречистых рук Твоих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Святая дева Варвара, покрываясь стыдом, как бы одеждою, возопила к возлюбленному Жениху своему Христу Богу: — Боже, одевающий небо облаками и землю мглою, как пеленами, повивающий [ 8 ], Ты — Сам, Царь, покрой наготу мою и страдание великомученицы Варвары, сотвори, чтобы очи нечестивых не видели тела моего и чтобы не до конца была осмеяна раба Твоя! Господь Иисус Христос, взиравший свыше со всеми Своими святыми ангелами на подвиг рабы Своей, тотчас поспешил к ней на помощь и послал к ней светлого ангела с светозарною одеждою, покрыть наготу святой мученицы. После того нечестивые не могли уже больше видеть обнаженного тела мученицы, и она обратно была приведена к мучителю. После нее водили по городу, также нагою, святую Иулианию. Наконец, мучитель, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу и склонить к идолопоклонству, осудил обеих на усечение мечом. Диоскор, жестокосердый отец Варвары, так ожесточен был от диавола, что не только не поскорбел, при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился даже быть ее палачом. Схватив свою дочь и держа в руке обнаженный меч, Диоскор повлек ее к месту казни, которое было назначено на одной горе, за городом, а один из воинов вел за ними святую Иулианию. Когда они шли, святая Варвара так молилась Богу: — Безначальный Боже, простерший небо, как покров, и основавший на водах землю, повелевающий солнцу Своему сиять на благих и злых и изливающий дождь на праведных и неправедных [ 9 ], услышь и ныне молящуюся Тебе рабу Твою, услышь, о Царь, и подай благодать Свою всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания, да не приблизится к нему внезапная болезнь и да не похитит его нечаянная смерть, ибо Ты знаешь, Господи, что мы — плоть и кровь и творение пречистых рук Твоих. Когда она так молилась, послышался с неба голос, призывавший ее с Иулианией в горные селения и обещавший ей исполнение просимого. И шли на смерть обе мученицы, Варвара и Иулиания, с великою радостью, желая скорее разрешиться от тела и предстать пред Господом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Святая дева Варвара, покрываясь стыдом, как бы одеждою, возопила к возлюбленному Жениху своему Христу Богу: — Боже, одевающий небо облаками и землю мглою, как пеленами, повивающий Ты — Сам, Царь, покрой наготу мою и страдание великомученицы Варвары, сотвори, чтобы очи нечестивых не видели тела моего и чтобы не до конца была осмеяна раба Твоя! Господь Иисус Христос, взиравший свыше со всеми Своими святыми ангелами на подвиг рабы Своей, тотчас поспешил к ней на помощь и послал к ней светлого ангела с светозарною одеждою, покрыть наготу святой мученицы. После того нечестивые не могли уже больше видеть обнаженного тела мученицы, и она обратно была приведена к мучителю. После нее водили по городу, также нагою, святую Иулианию. Наконец, мучитель, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу и склонить к идолопоклонству, осудил обеих на усечение мечом. Диоскор, жестокосердый отец Варвары, так ожесточен был от диавола, что не только не поскорбел, при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился даже быть ее палачом. Схватив свою дочь и держа в руке обнаженный меч, Диоскор повлек ее к месту казни, которое было назначено на одной горе, за городом, а один из воинов вел за ними святую Иулианию. Когда они шли, святая Варвара так молилась Богу: — Безначальный Боже, простерший небо, как покров, и основавший на водах землю, повелевающий солнцу Своему сиять на благих и злых и изливающий дождь на праведных и неправедных услышь и ныне молящуюся Тебе рабу Твою, услышь, о Царь, и подай благодать Свою всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания, да не приблизится к нему внезапная болезнь и да не похитит его нечаянная смерть, ибо Ты знаешь, Господи, что мы — плоть и кровь и творение пречистых рук Твоих. Когда она так молилась, послышался с неба голос, призывавший ее с Иулианией в горные селения и обещавший ей исполнение просимого. И шли на смерть обе мученицы, Варвара и Иулиания, с великою радостью, желая скорее разрешиться от тела и предстать пред Господом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов. Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу знаменитое выражение " остатки сладки " , а также опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: " Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера " . Изюм тому был не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: " Возьмите, сударь, остатки ведь! Дешево и сердито! " Тот не выдержал и повернулся к нему: " Ну, показывай свой остаток! " . Однако остатков изюма оказалось много - 7 фунтов (около 3,5 кг). " Что ж, остаток, как и положено быть остатку! " - оправдывался продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: " Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам " . От покупателей не было отбою... Отсюда и пошла поговорка - " остатки сладки " , видимо с намеком на вкус того самого изюма. Потом эта практика вошла в официально установленное правило - устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи - на Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. " Остаточной " лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать " литературными остатками " , устроив... распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним хорошо посмеялись... Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы. Объектом таких невинных развлечений были в основном покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться, купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам посыльного мальчишку с вопросом: " Краснить или зеленить будем? " . Допустим, сговаривались " краснить " . Ни о чем не подозревающий покупатель входит в лавку и просит показать материал серого цвета - жене на платье. Купец с добродушной улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую лавку, в третью... Везде повторяется та же история. В итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него проблемы со зрением, а то и еще похуже - с головой.

http://pravoslavie.ru/75.html

Варварка и Зарядье с палатами бояр Романовых в XIX в. Путеводная звездочка веры С давнего времени Великомученица Варвара была одной из самой любимых в народе святых. …Она была совсем юной, эта девушка, жившая на рубеже III и IV веков в Малой Азии, но история ее настолько поразительна, что не забылась и спустя столетия, ее знают во всех уголках христианского мира. Необыкновенно красивая, не нуждавшаяся ни в чем, воспитанная в неге и роскоши, Варвара была дочерью одного из влиятельных правителей — Диоскура, но, узнав о Христе, приняла Его учение всем сердцем и с легкостью сумела перешагнуть через все блага мира ради того, чтобы быть достойной призвания христианки. На ее долю выпало тягчайшее испытание: за отказ отречься от евангельского учения и принести поклонение ложным богам Варвару подвергли жесточайшим пыткам, не пощадив ни возраста, ни девичьей нежности. Ей пришлось выдержать такие истязания, какие мог бы вынести не всякий мужчина. Девушку избивали воловьими жилами, жгли ее тело огнем, строгали железными когтями, сорвав с нее одежды, влачили по городу… Но, наверное, тяжелее физических и нравственных мук от оскорбленной чистоты была боль за отца. Главным гонителем и истязателем Варвары стал самый близкий для нее человек! В наставлениях нашего современника – известного афонского старца Иосифа Ватопедского есть одно наблюдение, позволяющее глубже понять историю этой святой и ту страшную метаморфозу, которой подверглась естественная родительская привязанность: «Когда нет воздержания и любви духовной, от чувств рождаются страсти». Ведь отец любил свою дочь больше всего на свете, заботился о ней, берег и помышлял о выборе для нее достойного жениха, однако непреодолимым «порогом» стал вопрос о вере. Неосвященное истинной любовью, любовью во Христе, чувство отца Варвары буквально распалось под действием страстей и заблуждений. Теплота обратилась в безудержную ненависть, родительское попечение – в неумеренное властолюбие, ласка – в неистовое преследование. Ее же чувство, укрепляемое верой и любовью к Господу, напротив, возросло стремительно, набрало силу и простерлось до вершин христианского подвига – до готовности отдать жизнь за Того, Кто был воплощенной Любовью. Под пытками она страшилась уже не боли, а только отступления от Истины, боясь выронить путеводную звездочку веры, и Господь придал ей силы. Едва повзрослевшая девочка проявила в земной битве со злом столько же мужества, сколько закаленные в походах римские легионеры, принимавшие христианство и предпочитавшие смерть участию в языческих культах.

http://pravmir.ru/varvara-nevesta-xris/

Работа центра построена на реализации различных форматов взаимодействия с посетителями — обзорные экскурсии, квесты, профориентационные кейс-программы, выставки, встречи, экспериментально-познавательные программы с проведением опытов, викторины, круглые столы, свободное посещение. Активное социальное взаимодействие осуществляется благодаря семейным посещениям Центра, во время которых посетителям предлагается познакомиться с деятельностью группы компаний «ФосАгро» с помощью буклета-квеста со специально разработанными заданиями для разных возрастных групп. В январе 2018 года запущена новая экскурсионная программа «Возрождение традиций», в рамках которой посетители знакомятся с социальной политикой компании «ФосАгро». Слушатели во время данной экскурсии имеют возможность посетить не только ИПЦ «Зеленая планета», но и  храм Великомученицы Варвары  на Фосфорном комплексе АО «Апатит». Весь маршрут сопровождается рассказом специалиста об истории развития химических предприятий в Череповце, о помощи компании в деле восстановления православных святынь и возрождения традиции строительства заводских храмов, существовавшей в России до революции. В Центре оформлен стенд с информационными материалами о  посещении  Святейшим Патриархом Кириллом Кировского филиала АО «Апатит» в августе 2016 года. Также представлены макеты заводских храмов, на примере которых, можно познакомится с особенностями  деревянного церковного зодчества Русского Севера. В настоящее время ведется реконструкция второго этажа интерактивно-познавательного центра для размещения экспозиции, посвящённой истории и развитию на вологодской земле АО «Апатит», одного из крупнейших производителей удобрений в мире. Посещение центра и экскурсии для всех посетителей бесплатные. Затем Святейший Владыка посетил Азотный комплекс АО «Апатит» группы предприятий «ФосАгро» в Череповце и совершил освящение закладного камня в основание храма-часовни в честь святой великомученицы Екатерины на территории производственной площадки «Аммиак

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Такое любомудрие юной девы достойно было того, чтобы благодать Божия послала ей искомое. И вот, по тайному водительству Божию, она сближается с девами христианскими, от которых получает первые понятия об истинном Боге и Господе Иисусе Христе; потом, по желанию ее увидать совершеннее истину, является пресвитер христианский в виде мимоходящего купца, открывает ей таинства св. веры Христовой, научает ее поклоняться Богу истинному духом и истиною, наставляет правилам христианской жизни, просвещает св. крещением и предоставляет ее опять водительству единой благодати Божией, без видимого наставника и руководителя. Но сего довольно было для мудрой девы. Отрекшись диавола, она не хотела уже возвращаться вспять, чем бы ни обольщал ее и чем ни угрожал бы ей исконный враг человеков. Сочетавшись Христу, она решилась навсегда принадлежать Ему единому, чего б ни стоило ей сие духовно-таинственное обручение небесному Жениху. И диавол не умедлил излить всю злобу свою на посрамившую его юную деву; и небесный Жених ее Господь Иисус Христос не умедлил явить в ней всю непреоборимую силу благодати Своей в конечное посрамление диаволу. И вот открывается борьба дивная, неслыханная! На стороне диавола вся видимая сила и все невидимое бессилие; на стороне великомученицы вся кажущаяся немощь естества и вся невидимая сила любви Божией, – той крепкой, аки смерть, любви, которой не могут поколебать ни смерть, ни живот, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни иная какая тварь. Первым орудием диавола является отец, которого сердце преложил он от чрезмерной, почти безумной любви к дочери на столь же безумную к ней ненависть и злобу. Он грозит ей смертью, преследует ее с оружием, влачит ее за власы по острым камням, заключает в темную комнату и морит ее голодом. Но, как ни ужасна была ярость и злоба его, она скоро оказалась немощною пред мудростью и силою веры юной девы. Все угрозы его казались для св. мученицы слабее тех мнимых страшилищ, которых пугаются дети и над которыми посмеиваются возрастные.

http://pravoslavie.ru/50418.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010