Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Варвара 4 мин., 17.12.2018 Варвара: именины, день Ангела 17 декабря  — день памяти святой великомученицы Варвары (306). Значение имени Варвара: Варвара — древнегреческое имя. Переводится как «чужеземка». Святая Варвара Святая великомученица Варвара (III век) С вя тая великомученица Варвара родилась в знатной языческой семье в городе Илиополе Финикийском (современная территория Ливана). Ее отец Диоскор был представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане   (годы царствования 285–306). Рано потеряв супругу, родитель все свое внимание и заботу сосредоточил на дочери. Видя ее необыкновенную красоту, Диоскор решил скрыть ее от посторонних глаз до времени, обустроив башню, куда поселил Варвару вместе с прислугой и учителями. Житие святой повествует, что юная девушка, выглядывая из окон своего жилища, любуясь удивительной красотой природы, задавалась вопросом: Кто смог так прекрасно и разумно устроить все в этом мире? Она спрашивала об этом приставленных к ней воспитательниц, и те отвечали, что это сделали боги, которых почитает ее отец, на что Варвара отвечала: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так будущая мученица, созерцая этот мир, постепенно приближалась к постижению его истинного Творца. Мученичество святой Варвары. 1546 Когда Варваре настало время выходить замуж, многие знатные женихи приходили к Диоскору просить ее руки, но на ласковые предложения отца дочь отвечала твердым отказом, говоря, что всю жизнь хочет оставаться девой. Испугавшись такого необычного желания, родитель разрешил Варваре выходить из башни и общаться с кем захочется. Он надеялся, что, общаясь с людьми, дочь постепенно поменяет свое решение. Но святая, получив свободу, сразу же познакомилась с местными христианами, от которых она наконец узнала о едином Боге. Через некоторое время она приняла Крещение от одного священника, который был проездом в ее городе под видом купца (уже тогда началась новая волна гонений на христиан). Святая утаила случившееся от Диоскора.

http://foma.ru/imya-varvara.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Великомученик Меркурий Меркурий Кесарийский (Каппадокийский) ( III в.), военачальник, великомученик Память 24 ноября Меркурий был скифом по происхождению, служил воином в римской армии. Императоры Декий (249 - 251) и Валериан (253 - 260) издавали законы, повелевавшие всем римским гражданам поклоняться языческим богам. В это время на Римскую империю напали варвары, и император выступил в поход с большим войском. В одном из сражений святому Меркурию явился Ангел Господень и подал ему меч со словами: " Не бойся, смело иди на врагов. Когда победишь, не забудь Господа Бога твоего " . С этим мечом святой воин прошел сквозь варварские полчища, уничтожил множество врагов и убил самого царя варваров, обеспечив победу римлянам. Благодарный император щедро наградил святого Меркурия за храбрость и сделал его военачальником. Святому воину, получившему великие почести и богатство, вновь явился Ангел Господень, напоминая ему, Кем была дарована победа, и призывая к служению Господу. Меркурий вспомнил, что и отец его, Гордиан, исповедовал христианскую веру, крестился и всей душой устремился ко Христу. Он отказался участвовать в торжественном жертвоприношении языческим богам и был призван к императору. Открыто назвав себя христианином, Меркурий бросил к ногам императора воинский пояс и мантию и отказался от всех почестей. В темнице святому Меркурию снова явился Ангел Господень, укрепил его и призвал мужественно претерпеть все страдания за Христа. Мученика растянули над огнем, резали ножами, били плетьми так, что кровь из его ран гасила огонь. Но каждый раз, когда его бросали в темницу умирающим от ран, святой Меркурий получал от Господа полное исцеление. Осужденный на смертную казнь, святой сподобился видения Самого Господа, обещавшего ему скорое избавление от мучений. Великомученика Меркурия обезглавили в Кесарии Каппадокийской . Его святое тело благоухало миром и фимиамом, подавая исцеления многим больным.

http://drevo-info.ru/articles/4432.html

исцеление эпарха Мариана. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) исцеление эпарха Мариана. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Вмч. Димитрий Солунский. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Чудеса 8-15 рассказывают о защите Фессалоники от различных бедствий. Чудо 8 «О помощи великомученика в голоде» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 100-103; BHG, N 507). После снятия осады города (см. Чудеса 13-14) наступил голод, т. к. нападавшие варвары уничтожили посевы и все припасы в округе. К тому же из-за распространившихся слухов, что Фессалоника захвачена, торговые корабли перестали приходить в город. Жителям угрожала голодная смерть. Тогда великомученик явился во сне Стефану, капитану кораблей с хлебом, идущих в К-поль, и велел ему изменить курс и плыть в Фессалонику. Святой шел по морю впереди корабля и указывал путь. Когда капитан прибыл в город, он рассказал о видении. Д. С. впервые проявил чудотворную силу вне стен Фессалоники. Событие датируется осенью 586 г. Чудо 9 «О помощи мученика в голоде другой раз» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 103-108; BHG, N 508) имеет много общего с предыдущим. Великомученик направил суда с продовольствием в родной город, к-рому грозил голод, но на этот раз он не являлся купцам, а внушил им идти в Фессалонику. Датируется ок. 610 г. Чудо 10 «О госпоже Евтаксии» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 109-116; BHG, N 509-509b). Рассказ относится к времени кровопролитной гражданской войны при имп. Фоке (602-610), начавшейся на Востоке (Киликия, М. Азия), а затем перекинувшейся на Иллирик и Фессалонику. Одному человеку, недавно прибывшему в город и еще незнакомому с ним, приснилось, что он находится в храме Д. С., в левой части к-рого был киворий необычайной красоты. Он спросил, что это за сооружение, и ему ответили, что, по слухам, там покоится вмч. Д. С. Человеку захотелось заглянуть внутрь, и ему отворили врата кивория. Там он увидел некое подобие серебряного ложа, в изголовье которого был золотой престол, усыпанный драгоценными камнями, а на нем восседал сам Д. С. В нижней части ложа был др. престол, из серебра, на к-ром сидела красивая знатная женщина. Она поднялась и сделала шаг к двери, но святой остановил ее и просил не покидать город, к-рый нуждается в ней. Видевший сон поинтересовался, кто она, и получил ответ, что это некая Евтаксия. Она послана Богом в спутницы Д. С. Сон был истолкован как знак того, что великомученик не позволяет Евтаксии (имеется в виду персонификация: греч.- благочиние) покинуть город, переживающий междоусобицу. Это чудо содержит самое детальное описание кивория, предполагаемого надгробия Д. С. Чудо 11 «О богохульствующем эпархе»

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Обратимся к стихотворным произведениям русского молодого писателя Сергея Соловьева , за которым признается крупное поэтическое дарование и способность классической словесной пластики. Остановим наше внимание на двух значительных произведениях его – «Червонный потир» и «Три девы». В них даются картины якобы из жизни христиан первых веков. В «Червонном потире» идет речь о святой великомученице Варваре. Изображается ее обращение в христианство и святое крещение. Рассказывается о том, как римский юноша Марцелл почувствовал к прекрасной чистой деве земное чувство. Изображается, как Марцелл ловил рыбу именно вблизи того места, где происходило крещение Варвары, и это дает повод сочинителю живописать чувственную красоту тела. Такое же описание чувственной красоты он дает при изложении страданий великомученицы. Во время этих страданий увлеченный юноша выступает с таким заявлением пред языческими властями: «С возлюбленной вместе Предайте меня истязаниям бича! Как милой невесте, Пред общею смертью меня обруча. О, дайте к ланите Губами припасть! Казните, распните: Из крови сияет омытая страсть! … Страданья того же С ней рядом, как высшего счастья хочу. На брачное ложе Гряду, предающий тело бичу. И Бога Варвары Пред Цезарем чту. Скорей под удары, Скорей кладите меня на плиту.» Обоих предают мукам, после которых Варвара будто бы так отвечает Марцеллу: «После муки вожделенна Ласка чистая моя. Плоть, как райский крин, – нетленна, Вся – восторг и радость я»! Пред самой смертию в уста обоих вкладывается такой разговор. – «Взвейся к небу, в терем брачный, На крыльях из серебра! Вся лучистой, вся – прозрачной Стала ты, моя сестра. – Милый, мчимся телом слитным Две венчальные главы, – Чтоб в восторге ненасытном Взрезать пламя синевы»... Можно ли узнать в подобных речах исторически известную святую великомученицу Варвару? Согласуется ли подобное возбуждение плотских страстей с тем благоговейным настроением, какое испытывали святые и добропобедные мученики? И где бы взялась у девы Варвары благодатная сила для кроткого и мирного о Христе перенесения ужаснейших и невыносимых страданий, если бы ее настроение отуманено было грешными земными страстями?

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

РЕЧЬ после освящения новосооруженного храма во имя Св. Великомученицы Варвары Харьковском женском Епархиальном училище, 21 Сентября 1897 г. 16 О высшем назначении образованной женщины в среде православного духовенства. Радостно приветствую всех начальствующих, учащих и учащихся в этом любимом нами епархиальном училище с окончанием и освящением вашего нового храма – обширного и благолепного. Отныне не тесно будет в нем нашим шестистам воспитанницам стоять, и утешительно петь и молиться. А молиться надобно усердно не только о нуждах общих всем, указываемых церковью, но о наших собственных: о сохранении в безопасности, мире и здравии живущих здесь, об успехах учащихся в науках, о добром их нравственном настроении и тщательном приготовлении к предстоящей им в будущем самостоятельной жизни, и, особенно, к разносторонней деятельности по новым требованиям и задачам, обращаемым к образованным женщинам в наше время. Всем известно, как ныне расширяется круг деятельности для образованных жен и девиц. Находят недостаточным для образованной женщины быть верною супругою, доброю, матерью и попечительной хозяйкою в своем доме, а в девическом состоянии быть полезною в материальных трудах родственной или какой-либо другой семьи. Современную женщину вызывают на широкое поле общественной деятельности на ряду с мужчинами для самых разнообразных должностей и занятий, к которым, говорят, они обязываются своими способностями и образованием. Этот взгляд поддерживается и благожелательными указаниями на доступные женщине способы обеспечить себе средства жизни и независимое положение. Мы не будем обсуждать это современное движение по существу, ни определять сообразность, или несообразность с женскою природою тех, или других занятий, предлагаемых ныне женщинам, ни указывать предела этому движению и крайностей, замечаемых и теперь уже в некоторых христианских странах. Мы хотим только объяснить, что отрицать это движение, как бы противоречащее христианскому учению о назначении женщины, или как неприменимое к положению женщины в среде православного духовенства, мы не имеем ни права, ни основания, по наставлению Апостола: вся искушающе добрая держите ( Кол. 5, 21 ). Не для того ли по милости Благочестивейших Государей наших и попечением церковного Священноначалия ныне дается образование нашим девицам такое, какого не имели их предшественницы, чтобы просветленные наукою умы их были дальновиднее и проницательнее в выборе наилучших средств к исполнению их назначения, а облагороженные воспитанием сердца их были отзывчивее на все, что требует в среде, их окружающей, христианской любви и бескорыстного участия. Мы даже думаем, что в среде православного духовенства легче, чем в других сословиях определить самые роды новой благотворной деятельности, предлагаемые ныне образованным женщинам и остеречь их от увлечений и крайностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Сектанты осквернили православный храм в Крыму Участники музыкального фестиваля " Белые ночи на Тарханкуте " осквернили православный храм Великомученицы Варвары, расположенный в курорте Оленевка (Западное побережье Крыма). Об этом утверждается в рапорте митрополиту Крымскому Лазарю, написанном поселковым головой Оленевки Юрием Щелоком, духовенством и прихожанами храма. " Группа молодежи фестиваля " Белые ночи Тарханкута " снимали клип на территории храма Великомученицы Варвары, забивали двери и окна досками, выкрикивали оскорбительные слова в адрес Православной Церкви. Своим поведением они оскорбили религиозные чувства, нарушили действующее законодательство Украины. " , - утверждается в документе. Прихожане православного храма рассказали, что во время инцидента служба в церкви не велась, так как у храма нет постоянного священника. Верующие сообщили, что группа молодых людей сначала забила досками двери и окна церкви, а затем перед камерой стала их отдирать. Согласно задумке авторов клипа, это должно было символизировать возрождение духовности. - Когда их начали спрашивать, зачем вы это делаете, они отвечали грубостью и оскорбляли верующих. По этому факту было написано заявление в милицию, однако ему не был дан ход. Мы предполагаем, что заявления не были зарегистрированы как положено, - говорит представитель севастопольского Центра защиты семьи и детства " Русичи " Павел Буцай. По данным жителей Оленевки, фестиваль на протяжении нескольких лет проводится в поселке харизматической сектой " Посольство Божье " под патронатом Сандея Аделаджи. В этом году фестиваль не был санкционирован местными властями (отсутствовало разрешение исполнительного комитета Оленевского сельского совета). Как утверждается на сайте пресс-службы Украинской Православной Церкви, секта " Посольство Божье " является типичной финансовой пирамидой, устроенной по принципу сетевого маркетинга, в которой, кроме общепринятых методов выколачивания денег, кощунственно эксплуатируются христианские святыни. С церковной кафедры заявляется, например, следующее: " Бог   это самый надежный банк, в котором не бывает банкротства, поэтому, жертвуя Ему, вы обратно получаете сторицею " . Перед сбором пожертвований произносятся проникновенные проповеди о важности уплаты десятой части всех доходов. Поются " божественные " песни на популярные мелодии. Прихожане, не жертвующие десятину, фактически попадают под проклятие. Таким образом, под обещанные всевозможные блага, в том числе и вечную жизнь, большинство сектантов жертвуют не только деньги, но и ценные бумаги, машины, квартиры, дома, земли. 30 августа 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14385.html

Поучение произнесенное в церкви св. Великомученицы Варвары при Харьковском женском епархиальном училище, 4 декабря 1882 года. Об особенных нравственных свойствах детей «Оставите детей, и не возбраняйте им приити ко Мне: таковых бо есть царство небесное». (Мат. 19, 14). По-видимому слишком много обращается внимания на детей, когда устраивают для них такие многочисленные собрания и торжественным богослужения, в каких мы ныне участвуем. Дети – еще не совершенные люди, многого не понимают и не ценят, и потом не имеют таких заслуг, по которым бы могла быть воздаваема такая почесть им и месту их воспитания. Так многие и смотрят на вас, дети, но не такой взгляд на вас мы находим в Евангелии. Когда народ несметными толпами собирался вокруг Христа. Спасителя, чтобы слышать Его учение и просить у Него исцеления недугов, – благочестивые родители старались протесниться к Нему с детьми, „чтобы Он возложил на них руки и помолился“. Это желание их было угодно Господу: вот почему и мы в молитвах наших предоставляем вас Его любви и милосердию. Апостолы, видя, что и взрослым тесно вокруг Спасителя, говорили: зачем еще ведут сюда малых детей? Но Господь остановил их, и, повелевая до- пускать к Себе детей, произнес эти чудные слова: „таковых есть царство небесное“: Вот почему и мы относимся к вам со вниманием и заботою; так как в вас нечто особенное презирает Господь, обещая вам и тем, которые подобны вам, – царство небесное. Какие же особенности именно в детском возрасте имеет человеческая природа, по которым этому возрасту дается такое предпочтение? Первая прекрасная черта детей, особенно в раннем возрасте, есть неведение зла, или невинность. Она в известной степени есть и в детях не принадлежащих к Церкви Вождей и не искупленных от прирожденного нашей природе греха, но она является в полной красоте в детях усыновленных самому Богу по заслугам нашего Спасителя. Они только что приняли в крещении дар благодатного возрождения и помазания от Святого Духа; смрад соблазна и нечистота греха еще не коснулись их; они истинно дети Божии: как же им не быть близкими к Богу и любезными Ему? Таким чистым, несведущим зла существам где же и быть, как не в царстве Отца их небесного?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

И вот еще о чем невозможно не подумать — это о страшной трагедии в семье Варвары. В самом деле, отец превращается в зверя, в мучителя своей собственной дочери. Что это за страшная трагедия, что толкало этого человека на безрассудные поступки? Да, он имел иную веру, чем его дочь. У него были другие убеждения, чем у дочери. Но разве можно оправдать иными убеждениями, иной верой ту страшную жестокость, которую отец проявил к дочери? Думая об этой катастрофе семейной жизни (а то была действительно катастрофа), невольно задумываешься и о беде, что пришла и в нашу большую семью, в нашу Россию. Совсем недавно в Москве произошли события, которые всех нас глубоко взволновали, ведь это тоже беда, явившая нам жестокость в нашей большой семье. Внешне это может выглядеть как столкновение людей разных религий, разных взглядов на жизнь. Но если внимательно подумать о том, кем был Диоскор, отец Варвары, проявивший страшную жестокость, то понимаешь, что он не был человеком религиозным. Он был язычником, он верил в идолов, он был в каком-то смысле безбожником, отрицавшим Бога. В его семье столкнулись не две веры, по-разному воспринимающие Бога, а языческое безбожие и вера. И когда нам сегодня говорят, что конфликты, которые имеют место среди нашей молодежи, продиктованы разными верами, то это глубочайшее заблуждение и неправда. Только безбожное язычество может сталкивать людей; только безбожное язычество может вдохновлять приезжих, какими бы верующими они себя ни называли, на жестокость по отношению к местному населению, в результате чего погибают люди; и только безбожное язычество может породить у местного населения реакцию, в результате которой опять-таки страдают и гибнут неповинные люди. То, что с нами происходит, — это не конфликт вер. То, что с нами происходит, — это некая иллюстрация того, чем становится человек, который утрачивает всякую веру и живет как язычник, как тот самый Диоскор, что терзал свою собственную дочь. Сегодня я впервые после тех событий имею возможность обратиться к вам, мои дорогие, со словом во время общей молитвы. И, с горечью говоря о том, что произошло, я хотел бы выразить особое соболезнование родителям, близким тех людей, которые погибли, тех, кто оказался изувечен. Мы будем сегодня вспоминать и того молодого человека по имени Егор Свиридов, которого мало кто знал, но которого сегодня знает вся страна, будем вспоминать и всех остальных, кто пострадал в этой братоубийственной схватке.

http://patriarchia.ru/db/text/1344098.ht...

Так и человек» (2:356). «Нужно христианину непрестанное тщание, воздыхание и молитва, чтобы не совратиться с пути истинного, но до конца верным пребыть. К тому пользует всегдашняя память о смерти, что она нечаянна и различным образом восхищает людей. Память о Страшном Суде христианском, о муке вечной, о Царствии Небесном – память о сих и верное рассуждение не попустит совратиться с пути. Поминай о сих часто и рассуждай: благополучие и неблагополучие временное минется, но то, что после смерти будет, не минется. С чем отойдем, с тем и на Суде Христовом явимся. Поминай сие, и будешь себя очищать покаянием, слезами и воздыханием, да не явишися пред Господом Богом твоим со грехами» (3:385). «Вот вам, – завершает Старец, – гостинец от трудов Преосвященного Тихона: примите сердечно, да споспешествуют и его молитвы о спасении нашем» (3:385). Итак, совет от Старца: «Можете прочитать с душевной приятностью житие святой великомученицы Варвары, святой великомученицы Екатерины, святой мученицы Иустины; и усмотрите сами внутренним оком души вашей, с какой верой и любовью они страдали и претерпевали всякое лютое мучение победили сопротивную силу и прешли в вечный покой, вступили в чертог Небесный и увенчались вечно сияющими нетленными венцами! Временное проходит, а вечное пребывает. Разумеющие да разумеют истину (1:398–399). 24. Страх Божий «Корень благих есть на сердце Божий страх» (3:151) Читая письма Задонского Затворника, исполненные живой верой и чувством близости Бога, снова и снова убеждаешься в том, что в русской церковной среде никогда не прекращалось сознание того, что Господь рядом с нами, что Он все видит и знает. – В ней постоянно жил страх Божий, а где страх Божий, там «вся благая». «Что же касается до страха Божия, – размышляет Старец, – то нам должно верить, что без него человек спастись не может! – Человек, имеющий в себе страх Божий, всегда ищет творить угодное пред Богом. Страх Божий удерживает его от всякого греха и убеждает к соблюдению заповедей Божиих. Страхом Божиим покрытый человек вразумляется, умудряется и просвещается в вере, надежде и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Представленная книга предназначена для широкого круга православных читателей. Она содержит жизнеописание обеих великомучениц, историю их почитания, рассказ об их иконографии, акафисты святым. Также в данный сборник входит несколько приложений: свидетельства о чудесах великомучениц Екатерины и Варвары, рассказ о храмах и обителях, посвященных святым, и похвала великомученицам. Анна Маркова Житие великомученицы Екатерины Жизнь Екатерины до обращения Святая великомученица Екатерина была уроженкой египетского города Александрии. По мнению некоторых исследователей, до крещения девушка носила имя Доротея, но в любом случае в церковную историю она вошла как Екатерина. Она происходила из знатного рода. Одни житийные источники приписывают ей царственное происхождение. Согласно другим – она была дочерью правителя Александрии Конста. Помимо знатного происхождения семья Екатерины, где она была единственной дочерью, обладала также огромным состоянием. Живя в центре эллинской учености, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Кроме того, к восемнадцати годам Екатерина овладела диалектикой, ораторским искусством и знала более семидесяти языков. К тому времени, когда Екатерине исполнилось восемнадцать лет, ее отец скончался – в житии святой он никак не упоминается. Будущая святая осталась вместе с матерью, которая тайно исповедовала христианство, опасаясь гонений. К Екатерине, по праву считавшейся первой невестой Александрии, сватались многие богатые и знатные юноши, но ни один из них не стал ее избранником. Екатерина не хотела выходить замуж. Родственники часто советовали ей выйти замуж. Но она отвечала им так: – Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги; а выйти замуж за человека, который в чем-либо был бы хуже и ниже меня, я не желаю. Итак, поищите повсюду, не найдете ли такого юноши, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя одного из сих дарований, недостоин меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010