Подвижническая жизнь отца Кирилла была открыта для всех, открыта в буквальном смысле. Батюшка всегда был у всех на виду, даже не закрывал на замок двери своей кельи. Закрывался, только когда ложился отдыхать, но это происходило уже после полуночи и до пяти часов утра, когда братия поднималась на братский молебен и полунощницу, начинавшиеся в 5:30 в Троицком соборе, у мощей преподобного аввы Сергия. После полунощницы братия лавры приходила к батюшке за духовными советами, потому что днем к нему было не пробраться. Бывало, монах стоит на коленях, рассказывает сидящему в кресле отцу Кириллу свои духовные брани и видит, что батюшка засыпает. Он говорит: «Батюшка, я приду завтра со своими вопросами», а отец Кирилл откроет глаза и слабым голосом отвечает: «Нет, не надо, говори здесь, теперь», − и обязательно дослушает до конца. Ответы были разные − иногда словом, иногда молчанием, но такое молчание часто сильнее слова укрепляло дух того, кто искал у батюшки духовного совета. У отца Кирилла постоянно были открыты двери в келью, и кто-то может подумать: не бывало ли случаев кражи – ведь там находились святые иконы, книги… Знаю один случай, как некий иеродиакон соблазнился и украл Святое Евангелие, старинное, красивое. А потом пришел к батюшке на исповедь и, чтобы «узаконить» свою кражу, говорит: «Батюшка, я нашел Святое Евангелие, благословите, я оставлю его себе». А батюшка отвечает ему: «Положи туда, откуда взял». Тот иеродиакон сам рассказывал об этом, удивляясь, как отец Кирилл узнал о том, что знали только он сам и Господь. Возможно, были и другие случаи, но об этом мне не известно. Батюшка всё покрывал любовью.      После полунощницы, в простые дни батюшка принимал народ, который шел к нему толпами, приезжал из разных уголков огромного Советского Союза, а некоторые и из-за рубежа. К архимандриту Кириллу приходили высокопоставленные лица − генералы, министры, но это делалось тайно, чтобы пришедшие не пострадали от верховной власти. И для всех батюшка находил нужное слово и поддержку. Простой народ очень докучал батюшке, но он всех терпел и жалел. В последние годы он нам говорил: «Жалей людей, и Бог тебя пожалеет». Когда батюшка шел на полунощницу утром, то за ним бежало несколько человек, а когда возвращался с полунощницы, то за ним уже шла целая толпа. И вообще, если днем отец Кирилл проходил по Лавре, то требовалось сопровождение, чтобы помочь ему пройти через толпу людей, которые внезапно сбегались и окружали его. Мы знали многих почитателей батюшки, среди них были те, кто время от времени приходили к нему за духовным советом, а были и такие, и немало, которые приходили очень часто, иные каждый день, и рассказывали одно и то же. Нас это раздражало – ну, рассказал свое горе, получил ответ и иди, исполняй, не рассказывай одно и то же каждый день. Но батюшка никогда не раздражался на это. Он с терпением снова и снова слушал, и искренне сочувствовал человеку, и молился за него. Это все видели и удивлялись, как батюшка всех терпит.

http://pravoslavie.ru/124867.html

По другой практике, принятой, например, в Киево-Печерской Лавре, тропарь «Христос воскресе» в начале всенощного бдения, перед шестопсалмием, в начале и в конце Литургии поется один раз в алтаре священнослужителями и дважды на клиросе. Тропарь: «Христос воскресе» поется также в начале молебна, панихиды, крещения, отпевания и других служб. Читается тропарь «Христос воскресе» в начале всех прочих служб суточного круга: на вседневной вечерне, утрени, на часах, за исключением 6 часа, который, соединяясь с 3 часом, обычно начинается чтением «Приидите, поклонимся». Молитва «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Пятидесятницы. Седмичная утреня начинается с шестопсалмия (двупсалмие не читается). На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припевами «Да воскреснет Бог» поются только после стихиры на стиховне великой вечерни, при этом на «Слава» поется стихира праздника. В конце стихир «Христос воскресе» поется только единожды, в заключение последней стихиры. В стихирах на хвалитех стихиры Пасхи не поются. На седмичных днях стихиры Пасхи также не поются. На воскресных всенощных бдениях «Воскресение Христово видевше» поется трижды. Это отличительная особенность Недель Цветной Триоди до отдания Пасхи по сравнению с Неделями по Пятидесятнице. В седмичные дни на утрене «Воскресение Христово видевше» поется (после кафизм) единожды. Канон Пасхи с богородичнами поется в соединении с каноном Недели в Неделю святых жен-мироносиц, а также в Недели о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К богородичным тропарям припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Заключительное «Христос воскресе» (3) в конце каждой песни не поется. На 9 песни пасхальные припевы не поются, 9 песнь поем сразу после 8 следующим образом. Ирмос: «Светися, светися», припев: «Христос воскресе из мертвых» и тропарь: «О Божественнаго, о любезнаго», затем припев и тропарь: «О, Пасха велия», богородичны тропари с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас», после них читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». После канона – ексапостиларий Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

3486 . – 2 ноября. О препровождении к иеромонаху Арсению Мацеевичу на рассмотрение сочинения «О Полтавской победе» По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по резолюции Кабинета Её Императорского Величества, подписанной на синодальном сообщении сего года сентября 21-го дня о книге торжества июня месяца в 27-м числе в Троице славимому Богу о великой Богом дарованной победе блаженной и вечнодостойной памяти Государю Императору Петру Великому над Свейским королём Карлом вторым на десять и воинством его, содеянною под Полтавою в лето 1709-е, которою резолюциею велено: ежели во оной книге есть какие слова и изображения, которые досадительны быть могут, то оные выставить, однако ж прежде переправя, подать для апробации в Кабинет. Приказали : со оной книги копию отослать ко обретающемуся в Санкт-Петербурге конционатору иеромонаху Арсению Мацеевичу и велеть ему находящиеся в той книге слова и изображения, которые досадительны быть могут, назначить к выключению, а вместо оных против их приписать иные по приличеству и по учинении того подать Святейшему Правительствующему Синоду при доношении немедленно, и о том к нему, иеромонаху Мацеевичу, послать указ. 3487 . – 5 ноября. О предписании Слуцкому архимандриту и Виленскому старшему иеромонаху не допускать к священнослужению бежавшего к униатам иеромонаха Сенеки Залуцкого и доставить его в Св. Синод По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению преосвященного Рафаила, архиепископа Киевского, о двократном из Киево-Печерской лавры иеромонаха Сенеки Залуцкого за Российский рубеж в Польскую область в литовскую нацию побеге, и о преклонении его из благочестия на унию, и что он в тамошних церквах, в благочестии содержащихся, новосмышленным униатским образцом (кроме всякого приуготовления и надлежащей проскомидии) священные литургии служить дерзает, в чём-де немалая обстоит опасность, дабы церкви тамошние и монастыри, яко во благочестии не утверждённые и силы в том не сведущие, в крайнее не пришли униатское заблуждение; а Киево-Печерской лавры от архимандрита Илариона для ведома его преосвященству сообщено, что-де оный Залуцкий нации польской, города Каменца, в тое Лавру принят 1721-го, а пострижен 1722-го годов, а у состоявшихся-де присяг в верности Её Императорскому Величеству в 1730-м году был ли, о том в той Лавре неизвестно, а в 1731-м году подлинно был. Приказали : послать к его преосвященству указ, дабы от его преосвященства к пребывающим в Слуцке архимандриту и к Виленскому старшему иеромонаху пристойным образом было подтверждено, чтобы оного Залуцкого не токмо во имеющиеся тамо православные монастыри не допускали, но и никакого с ним сообщения (ежель чрез оные ни под каким секретом не можно того, чтоб его захватя, вывезть в Россию, учинить) не имели; також о достатии того Залуцкого в Россию чрез какие благоизобретения возможно и о присылке его в Святейший Синод и в Иностранную Коллегию послать указ же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В декабре 2011 года под куполом лаврской колокольни была обнаружена 60-сантиметровая фигура ангела, покрытая сусальным золотом. О ее существовании было известно лишь из архивных документов. 11 января. ПРАВМИР. Восстановление колокольни в Киево-Печерской лавре планируют завершить весной 2012 года, сообщает Интерфакс-Религия . Реставрация самой высокой (96 метров) колокольни Украины длится около года. До того последний раз реставрацию проводили в 1961 году, колокольня пострадала во время Великой Отечественной войны. «Каждый ярус колокольни несет особое смысловое наполнение. Их всего четыре, и чем выше, тем утонченнее декор ярусов колокольни. Четвертый ярус украшен золотыми двуглавыми орлами, увенчанными царскими коронами. Правда, орлы давно утратили позолоту. Сейчас специалистам есть над чем поработать. Также под куполами нашли и начали реставрировать уникальную лепку в виде листочков с удивительными рисунками», — рассказал главный архитектор заповедника Александр Романченко. В декабре 2011 года под куполом лаврской колокольни была обнаружена 60-сантиметровая фигура ангела, покрытая сусальным золотом. О ее существовании было известно лишь из архивных документов. «Мы думаем, что это скрытый от человеческих глаз духовный оберег лавры и всего Киева. Не зря он обращен в сторону главного соборного храма Киево-Печерской лавры — Успенского собора», — рассказали в заповеднике. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/restavraciyu-kolokolni...

Филарета. Такую же мысль о реставрировании фресок и в Софийском Соборе высказал и настаивал на её осуществлении опять сам же высокопр. Филарет, так как эта мысль не сразу была признана, но встречена была весьма не малыми возражениями. Далее же, когда было уже разрешено производить работы в Софийском Соборе, то едва ли кто отнёсся к этому делу с таким жаром усердия и рвения, как высокопр. Филарет. В беседах своих со мною Феодор Григорьевич Солнцев истинно не находил слов выразить то, что видел он своими глазами в действиях высокопр. Филарета. Говорил это, как святую истину от лица его. «Нужно было, – говорил он, – не только удивляться, но изумляться, в полном смысле этого слова, и потому даже нередко предостерегать и прямо удерживать за руку высокопр. Филарета, когда он, при всей его старости, взбирался по лесам на самый верх и там пробирался часто по самым узким доскам... 312 В то же время надобно было видеть, как относился он ко всем работавшим. Поощряя их всячески к усердию и аккуратности, он каждый раз выдавал им из собственного кошелька по нескольку рублей, не менее десяти; а сверх того, как только возвращался в Лавру, то первыми приказаниями было отправить рабочим то хлебов, то лаврского пива, или меду, и всё это отправлялось буквально возами». Так же точно, если не доставало чего-либо из материалов строительных и т. п., высокопр. Филарет всячески изыскивал средства удовлетворить нужды. Сверх рабочих наемных были назначаемы и послушники, чтобы послужить святому делу в тех же видах, как мы видели в распоряжениях его по устройству иконостаса в Великой Соборной Лаврской Церкви, т. е. для соблюдения благочиния, подобающего месту и делу святыни. На этом же основании, между прочим, и по прямой мысли высокопр. Филарета, был заменён прежний заправитель дела – иконописец Пешехонов 313 Соборным старцем Иеромонахом Иринархом. Наконец, когда о. Иеромонах Иринарх не мог продолжать работ по болезни, тогда, – как сказано в приведенном нами описании, – поручено было продолжать дело Священнику Иосифу Желтоножскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Посему духовенство Московское приглашается: 1) в воскресные, некоторые праздничные и смотря по требованию обстоятельств и удобности, и в непраздничные дни, по литургии, совершать (с сокращением, по настоящим обстоятельствам, некоторых прошений на ектениях) молебное пение во время губительного поветрия, напечатанное в последовании молебных пений, на конце. 2) При сем приходское духовенство должно изъяснять прихожанам, что моление признано благопотребным не потому, чтобы опасность для здешних мест была уже велика или оче- —105— видна, но по состраданию к бедствующим в других местах, и дабы испрашивать милосердия Божия к охранению нас от нашествия бедствия. 3) В поучениях надлежит касаться сего предмета таким образом, чтобы не приводить опасностью в упадок духа народа, но побуждать, дабы молитвой и очищением совести каждый утверждал себя в уповании на Бога, и при употреблении естественных средств к охранению здоровья по наставлению начальства, без робости взирал на возможность бедствия. Если окажется возможным препроводить при сем поучение сего содержания: то оное прочитать на литургии пред первым молебным пением, 14 сего сентября. На великой ектении пятое прошение говорить так: о еже услышати от храма святаго своего глас наш и исцелити болезни смертные одержащия братий наших в иных градех, Господу помолимся 2995 . Шестое опустить. На ектении сугубой второе и третье прошение опустить. – Консистории привести сие в известность монастырскому, соборному и приходскому духовенству в столице и уездных городах» 2996 . Согласно этому распоряжению, предписание митрополита Филарета послано было и в Сергиеву Лавру, и здесь принято к точному, в чем следует и по возможности, исполнению как в самой Лавре, так и в Посаде. А между тем от 14 сентября того же 1847 года святитель Филарет писал наместнику Лавры архимандриту Антонию: «Мы молились сегодня об охранении от болезни. Слово, или словечко, бывшее пред молебствием, для скорости, чтобы ныне могло быть читано во многих церквах, напечатанное без цензуры с согласием генерал-губер-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

диакон Сергий Трубачев От составителей Как часто приходится слышать от исполнителей церковных песнопений слова благодарности и восхищения произведениями диакона Сергия (Сергея Зосимовича Трубачева) – красотой их звучания, глубиной их музыкальных образов, удобством и легкостью воспроизведения при сложностях построения. Однако мало кто знает о самом создателе этих песнопений – каким он был, как пришел к достигнутому. И даже те, кому довелось встречаться с С.3. Трубачевым – в Троице-Сергиевой Лавре, на спевках, на занятиях, концертах или вечерах, или даже приходя к нему в дом, вряд ли имели представление о широте круга его интересов и всем богатстве его дарований, о необычном жизненном пути, пройденном им. Некоторое представление о личности отца Сергия, обладавшего и литературным талантом, могут дать его исследовательские статьи, главная идея которых всегда касается темы культуры – культуры отношения к прошлому, культуры музыкального исполнительства, культуры церковных искусств, культуры слова... Соединенные в этой книге, статьи являют своеобразную картину атмосферы русской жизни XX века, охватывают множество имен как известных, так и почти безымянных делателей культуры. Кроме нескольких, впервые публикующихся статей, здесь напечатаны тексты, созданные в разные годы и для разных изданий (в связи с этим сохранены различное оформление авторских примечаний, а также повторы цитируемого материала). В одних случаях цитаты оформлены как примечания, в других имеют отсылку на номер списка в конце статьи. Ссылки на источники из частных архивов, публикация которых не была осуществлена при жизни автора, заключены составителями в квадратные скобки. Все материалы объединены в несколько тематических разделов. В раздел «Автобиографическое» вошли воспоминания об отце-священнике и своем детстве, воспоминания о людях, общение с которыми составляло содержание жизни С.3. Трубачева, а также два фронтовых эпизода времени Великой Отечественной войны. В следующем разделе – «Педагогика», представлены тексты, связанные с профессиональной деятельностью С.3. Трубачева – дирижера симфонического оркестра, руководителя академического хора и педагога музыкального вуза.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

О души дремные безропотных дерев, Нам сестры темные – дриады! Обличья зыбкие зеленооких дев, Зеленовейные прохлады, Ковчеги легких душ, святилища дерев! Все деревья – жилища дриад, но некоторые породы и отдельные деревья чтились особо. Мы знаем о священном дубе в Додоне и Аркадии, о священном лавре в Темпейской долине, откуда брались венки победителям на пифийских играх, статуэтки Артемиды вешались на деревьях, как и маски Диониса; в Афинах считалось священным масличное дерево, посвященное Афине. Следы культа животных можно проследить до самого позднего времени. Змеи были посвящены Асклепию, и в них, по верованью греков, вселялись души героев. В Афинском акрополе в храме Эрехтейона жила змея. Превращение богов в животных (Зевса в орла, быка, лебедя, Гермеса и Пана в козла и т. д.), а также посвящение некоторых животных и птиц богам (павлины – Гере, совы–Афине и т. д.) могут указывать тоже на древний тотемизм и на позднейшее слияние старых богов-животных с новыми богами-олимпийцами. Благоговейное отношение к умершим и связанный с этим культ предков тоже занимает в греческой религии видное место на всем протяжении ее истории, выражаясь в похоронном ритуале и многочисленных обычаях, связанных с почившими предками. Вот описание похорон Патрокла из XXIII главы Илиады: Склали (Ахейцы) поленья в костер, шириной и длиной во сто саженъ, Тело поверх положили, объятые скорбью великой. С множества тучных баранов и крупных быков криворогих Кожу содрали они пред костром, приготовив, как должно. Жир отобрал благородный Пеляд и покрыл ими Патрокла От – головы и до пят, а кругом повалил он все туши И посредник поставил амфоры с елеем и медом, К ложу слегка прислонив. А коней четырех крутовыйных, Тяжко вздыхая, он, мощный, взвалил на костер погребальный. Десять собак за столом у царя Ахиллеса кормилось. Двух он из них обезглавил и бросил на груду поленьев. Грозное дело замыслив, он медью зарезал двенадцать Воинов юных троянских, отважных душой, благородных И подложил под костер беспощадный огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

А.Толстой и А.Казанцев стоят в дали. Стоят и курят от зависти. Какая бурная фантазия у нашего псевдоучителя. 44. Ответ на 42, Советский недобиток: . Мною разработана методика " Духовный телескоп " , в т.ч. используя опыт Окситанской церкви, малоизвестный в России. По сути это некая дорожная карта , позволяющая верующим максимально быстро стяжать Благодать. . Нет. Мы идем иным путем. Медленным. Монумент к 80-и летию «Курской битвы». На котором полностью отсутствует символика Советского Союза, Победителя в этой жестокой битве, Победителя в Великой Отечественной. Отсутствуют вообще какие-либо символы отображающие ту войну, ту битву – нет не звёзд серпа и молота, ни крестов оккупантов которых видимо по замыслу авторов сдерживает Красноармеец. Или это не Красноармеец? Не понятный мужик, вроде в военной форме в странной позе, как будто сдерживает кроваво-бурые глыбы. Нет ни определений хотя бы автомата ППШ, плащ палатки или пилотки, шлема, Знамени – ну, хоть чего нибудь отличающего Победителя солдата Красной Армии от немецких оккупантов, символов и знаков, оружия отображающих доблесть Советского воина. Просто мужик, то ли славянин, то ли (европеец). Походу вы уже пришли. 43. Ответ на 42, Советский недобиток: . Мною разработана методика " Духовный телескоп " , в т.ч. используя опыт Окситанской церкви, малоизвестный в России. По сути это некая дорожная карта , позволяющая верующим максимально быстро стяжать Благодать. . Нет. Мы идем иным путем. Медленным. УПЦ не успела дойти , бандеровцы все разгромили. В Киево - Печерской лавре устроили Пантеон хероев. Не факт , что вы успеете. Причта о бесплодной смоковнице. ГОСПОДЬ дал таланты, а вы не пользуетесь , ОН срубит сухую ветвь. 42. Ответ на 41, учитель: . Мною разработана методика " Духовный телескоп " , в т.ч. используя опыт Окситанской церкви, малоизвестный в России. По сути это некая дорожная карта , позволяющая верующим максимально быстро стяжать Благодать. . Нет. Мы идем иным путем. Медленным. 41. Ответ на 40, Советский недобиток:

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/30/za...

– Хоть чашу мук испил до дна я, Но мой привет летит домой: «Христос Воскрес, страна родная, «Христос Воскрес, народ родной!» Восстань и ты в сияньи новом, Воспрянь из ада до небес И возгласи свободным словом: Христос Воскрес! Народ Воскрес! Архимандрит Виталий. Речь при наречении во епископа Аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состарешися, воздежиши руци твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши. ( Uoah. XXI, 18 ). Христос воскресе, Ваше Блаженство и Вы, Преосвященнейшие Владыки! Когда я получил Ваше предложение идти епископом в Америку, то, помню, при великом искушении не послушать сего зова, мне именно эти слова Господа нашего Иисуса Христа пришли на память и укрепили меня послушно ответить: «ей, Богу содействующу». Не скрою от Вас, да Вы и сами, Богомудрые Отцы, а особенно Блаженнейший мой Авво (Митрополит Антоний, Киевский и Галицкий), знаете, что всю жизнь я избегал занятий уже налаженных, дающих обеспечение, положение и почет, а предпочитал работать там, где ни я никому не мешаю, ни мне – никто: предпочитал своими силами добиваться того, в чем был убежден, что считал своим идеалом. Предпочитал препоясываться сам и ходить, аможе хотел, работать так, как был убежден. Большую часть жизни я отдал церковно-народной работе в Почаевской Лавре при типографии преп. Иова, а последнее десятилетие – восстановлению этой самой типографии на Карпатах среди Русского народа. Здесь я был сам хозяин, сам и работник. И теперь я не могу даже представить себе, какое содержание, интерес в моей жизни будет, когда я оставлю привычное мне дело служения Церкви печатным словом. Я не могу спокойно даже подумать о том, как это дело, которому я отдал 18 лет до войны, и на восстановление которого после большевистского грабежа ушло 15 последних лет моей жизни, останется без меня: начатое, но неокрепшее, без подготовленного кадра работников, юридически не безопасное. Правда, годы опыта показали и мне, что если и есть духовное удовлетворение в такой обособленной, облюбленной, идейной работе, то есть и большие опасности и дефекты, что несравненно более плодотворной, полезной, легкой и безопасной является работа, когда свою волю, силы и опыт отдаешь без остатка на послушание Церкви, вкладываешь свой малый кирпичик в общецерковное строительство, когда участвуешь в великой, согласованной, созидательной работе для Православной Церкви и Родного Народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010