б) Применительно к субботним заупокойным уставам Типикона для седмичных дней составлено и издано в Киево-печерской лавре особое последование заупокойных служб под названием: «Всенощное бдение, бываемое о усопшем, егда во утрие погребение имать быти христианского тела или усопшему память единому или многим творити кто и о них потрудитися хощет», помещенное во второй части книги, имеющей заглавие: «Последование парастаса, сиречь великия панихиды». Впрочем, это последование (Всенощное бдение и т. д.) предназначается не только для седмичных, но и для субботних дней. Это видно из того, что в нем не один раз сделана оговорка: «аще есть суббота, поется то-то»: не сделано такой оговорки только относительно воскресных дней, откуда следует, что они не имеются в виду. Состав заупокойного богослужеиия в этом последовании есть следующий: Пред всенощным бдением – малая вечерия. На ней стихиры на Господи, воззвах мертвенны, или покойны (заупокойныя), на 4. Слава, и ныне, богородичен. Вместо прокимна – аллилуиа на 8 гл: со стихами: Блажени, яже избрал... и Души их во благих водворятся. Стихиры на стиховне покойны, первая просто, следующие две со стихами: Блажени, яже избрал... и Души их во благих водворятся. Слава, и ныне, богородичен: Тебе и стену, и пристанище. На великой вечерни, с коей начинается всенощное бдение, стихиры на Господи, воззвах на 6: 3 из Минеи, либо из Октоиха и 3 покойны. Слава, и ныне, богородичен покойный одного гласа с покойными стихирами, а накануне субботы догматик настоящего гласа. Вход. Прокимен дня. Три паремии из Премудрости Соломона: Праведных души в руце Божией... Праведницы во веки живут... Праведник, аще постигнет скончатися... На литии стихира храма и стихиры покойны. Слава, покоин. И ныне, богородичен покоин. Спаси, Боже, люди твоя. Ектения: Еще молимся о Благочестивейшем... с прошением: Еще молимся о упокоении блаженныя памяти..., после которого Господи, помилуй 100. Возглас: Яко ты еси воскресение... Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

И вышло таким образом, что одна и та же книга, Катехизис Великий, свидетельствует о существовании в двух православных местностях России различных обрядов перстосложения: одним ответом утверждается существовавшее в Малой России (где Катехизис составлен) троеперстие, другим – принятое в Москве (где Катехизис напечатан) двуперстие. Вот как можно объяснять разногласие Катехизиса в ответах о сложении перстов для крестного знамения. Беспоповец спросил меня: А чем вы можете доказать, что в Великом Катехизисе ответ о троеперстии написан в Малой России, а ответ о двуперстии прибавлен к Великой России? Я ответил: Это несомненно верно доказывается Малым Катехизисом, который тоже составлен в Малой России и первый раз напечатан в Киево-Печерской Лавре в 1645 г., а вторично во Львове в 1646 году. В этих изданиях Малого Катехизиса напечатан указ слагать три перста для крестного знамения. Впоследствии тот же Малый Катехизис с этих изданий перепечатан в Москве при патриархе Иосифе, в лето 7157-е, и здесь уже статья о сложении перстов изменена, – утверждает, вместо киевского троеперстия, московское двуперстие. Таким образом вышло, что одна книга, Малый Катехизис, различно учит о перстосложении, – напечатанная в Киеве учит обычаю киевскому, а напечатанная в Москве – обычаю московскому. Этим и подтверждается сделанное мною объяснение разногласия в Великом Катехизисе: в обширном ответе о перстосложении, где толкуется значение перстов, троеперстие изменено на двуперстие, а первый вопрос, за краткостью его, оставлен в первоначальном своем виде. Да и в обширном ответе Катехизиса, где троеперстное сложение изменено по московскому обычаю на двуперстие, также в Псалтырях, учебной и со восследованием, и в книге Кирилловой, в слове о крестном знамении, где положено именуемое Феодоритово слово, находятся указания на троеперстное сложение. Здесь в Феодоритовом слове повелевается три перста равно имети вкупе. Это выражение равно, есть выражение само по себе непонятное, а с приложением слова: вкупе – и совершенно излишнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вторник Страстной седмицы, 1976 г. Отец Герман благополучно вернулся прошлым вечером. Во время следующей нашей встречи он расскажет тебе о впечатлениях, полученных им в поездке. Вообще, картина в Церкви вырисовывается довольно мрачная: старшее поколение русских вымирает, а отец Пантелеимон сейчас направляет свою церковную карьеру на «захват власти», в той или иной форме. Старший отец Пантелеимон (архимандрит в Джорданвилле – о. А. Я.) покачивает головой и говорит: «Если судить по нашим иеромонахам, то конец света наступит скоро». Он (отец Пантелеимон из Бостона – о. А. Я.) имеет очень сильное влияние на многих семинаристов и молодых монахов из Джорданвилля, благодаря тому, что он является «экспертом в богословии», а также потому, что успешно подрывает авторитет старшего поколения русских в глазах молодежи. Если только Господь даст нам сил, то мы еще скажем об этом наше слово. Молитесь, пожалуйста, каждый день о владыке Лавре (занявшем место архиепископа Аверкия – о. А. Я.), чтобы Господь дал ему сил нести его ныне еще более тяжелый крест. Он такой бесхитростный, и у него так много лютых врагов! Мы обещали, что окажем ему максимальную поддержку. Великая пятница, 1976 г. Я пишу тебе в Великую Пятницу, и сейчас уже глубокая ночь. В два часа ночи мы встанем для того, чтобы отслужить утреню Великой Субботы, по монастырскому уставу, – чин погребения Плащаницы продлится до раннего утра. Подобные службы трогают до глубины души – это сокровище, которое, похоже, постепенно исчезает с лица земли. Мы, трое оставшиеся здесь, чувствуем себя глубоко умиротворенными, поскольку мы недавно причастились, ... более сильными и лучше подготовленными к будущим трудностям. Сейчас стало очевидным, что от нас будет требоваться еще больше и мы должны будем стать более заметными. Мы очень просим ваших молитв. Отец Герман привез с собой несколько кассет с записью отпевания владыки Аверкия и литургии Преждеосвященных Даров, которая состоялась перед отпеванием. Пусть это будет нашим пасхальным подарком вашей общине; таким образом вы прикоснетесь к настоящему духовному «событию», произошедшему в нашей Церкви. Я с трудом могу слушать эту пленку – мне хочется плакать. Владыка был праведным человеком, и мы были поражены, когда неожиданно поняли, что по-настоящему его ценили очень немногие. Сейчас мы должны будем донести его учение до людей, помня, что оно могло быть утеряно из-за нашей беспечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Если российское посольство не будет выдавать им паспортов без предъявления таких грамот, то тем самым будет положен конец многим злоупотреблениям. 639 Свое мнение по поводу самостоятельных действий афонских монахов патриарх высказал в беседе с российским послом Е. П. Новиковым в ноябре 1881 г. Предметом разговора был следующий случай. Вследствие секретного донесения о тайном ввозе большого числа ружей новой системы и пороха из Греции, султан послал туда для проверки своих чиновников Мехмед-бея и Скандер-бея, чтобы они предложили монахам вопросы о численности насельников монастырей и количестве ружей и пороха в них. Монахи отвечали, что они ни на кого жалоб не имеют, представили список жителей и опись оружия (главным образом старых ружей для монастырских сторожей). 640 Мехмед-бей потребовал увеличить цифры в описях; монахи отказались, а в качестве компенсации вручили ему адрес с выражением признательности султану. При этом они тотчас же пожаловались патриарху на вмешательство турецких властей, которое имело целью изменить status quo Св. Горы. 641 «Патриарх признался мне, – писал в своем донесении Е. П. Новиков, – что вдвойне недоволен этим делом, – так как поведение монахов нужно не менее осуждать, как и притязания турок. В начале его Патриаршества Саид-паша предлагал ему обратиться к Порте, дабы при ее содействии ввести во внутреннем управлении монастырей реформы, какие признает нужными». Иоаким III тогда отклонил это предложение, опасаясь вмешательства турок во внутренние дела монастырей. Вместо того, чтобы быть довольными этим, монахи решили действовать самостоятельно: по мнению патриарха, им следовало бы в данном случае прикрыться его иерархическим авторитетом и предоставить ему инициативу действий. 642 В марте 1884 г. Иоаким III был вынужден подать в отставку. Через три года, в 1887 г., он поселился на Афоне в келлии Милопотамон, принадлежащей Великой Лавре. Пребывая на Св. Горе, он по-прежнему живо интересовался происходящими там событиями и особенно положением русского монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1900-1902 гг. группа художников во главе с В. Сониним расписала плоскости стен, которые соединяют фасад церкви с каменными стенами. Кельи соборных старцев. Из главных ворот посетитель попадает на аллею, с обеих сторон которой стоят кельи соборных старцев. Налево - 140-метровый корпус 4, направо - 64-метровый корпус 3. Оба корпуса имеют высокую кровлю с изломом, торцы кровли закрыты фигурными фронтонами с декоративными нишами и лепным орнаментом. Стены расчленены пилястрами, разукрашены сандриками, профилированными карнизами. Построенные в 20-х годах XVIII в., сооружения являются характерными образцами тогдашней российской гражданской архитектуры. Корпуса разбиты на кельи, каждая из которых была отдельным жилищем лаврского соборного старца. В годы Великой Отечественной войны кельи были разрушены. Восстановлены они в 1948 - 1963 гг. Ныне в бывших кельях разместились выставки: в корпусе 3 - " Сокровища, поднятые из руин " , " Традиционная иконопись и культовое литьё " ; в корпусе 4 - " Украинское искусство барокко " , " Духовные сокровища Украины в голограммах " ; ювелирный магазин " Сувениры " . Большая лаврская колокольня. Сооружение колокольни продолжалось в 1731-1745 гг. Проект выполнил известный архитектор Й.- Г. Шедель. В сооружении колокольни участвовали отечественные строители С. Ковнир, Й. Рубашевский, Иван и Гавриил Шаровары, Сидор, Андрей, Иван и Григорий из семьи Горохов и др. Колокольня - это величественная и стройная восьмигранная в плане четырехъярусная башня высотой 96,5 м. Конструкция здания - сводчато-арочная; стены каждого яруса перекрываются сводом, третий и четвертый ярусы имеют по восемь арочных проёмов. Толщина стен первого яруса достигает 8 м, фундамент залегает на 7 м вглубь. На третьем ярусе были установлены колокола общим весом 5 тысяч пудов. Один из них - весом 1000 пудов отлит в Лавре Г. Лукиным. Второй весом 1636 пудов отлил в Москве П. Финляндский. В 1744 г. на четвертом ярусе установлены башенные часы с курантами. В 1903 г. их заменили на новые, выполненные московским мастером А. Енодиным. Каждую четверть часа с колокольни раздается мелодия, а каждый час бьют часы.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Некоторые монастыри утопали в сытости и довольстве. Но для целей высоких часто не находилось денег. Наши духовные академики до последних дней влачили нищенское существование. И ни один из митрополитов не задумался над такого рода ненормальностью, что ординарный профессор Академии, иногда, как Болотов, Глубоковский, Катанский – европейская знаменитость, получал три тысячи рублей в год, без квартиры и квартирных, а псаломщик соседней с Академией столичной церкви имел почти четырехтысячный годовой доход и роскошную готовую квартиру; иеромонах Александро-Невской Лавры при готовом столе и квартире – свыше 2 тысяч руб. в год; сам же одинокий митрополит получал десятки тысяч. Экстраординарные профессора получали по 2 тысячи руб. в год, а доценты 1.200 р. с вычетом, квартир не полагалось. Таким образом, наши духовные профессора volens-nolens проходили обет нищеты. Академиям отпускались крохи на издание ученых сочинений, на приобретение книг и почти ничего не давалось на ученые командировки. Профессора академий были обескровливаемы нищетой, не оставлявшею их, если они не устраивались как-либо иначе, до самой смерти; безденежье обрезывало у Академий крылья для научного полета. То же надо сказать и о просветительной и благотворительной деятельности Церкви вообще, исходившей от инициативы Синода и епархиальных властей. При Синоде существовало издательство Училищного совета, в Троицко-Сергиевской и Киево-Печерской Лаврах, в Лавре Почаевской и еще кое-где издавались листки и брошюрки. Но всё это было слишком ничтожно в сравнении с тем, что должно было и что могло быть. В расходовании сумм на подобные высокие, огромного значения для Церкви, цели Св. Синод проявлял какую-то осторожность и как будто скупость, которые становились сугубо непонятными и странными при проявлявшейся им в других случаях огромной щедрости. Вспоминаю , такой случай. На повестке одного из синодальных заседаний 1916 г. стояло дело об изыскании средств на увеличение содержания трех Сибирских архиереев – Иркутского, Тобольского и Томского, слабее других обеспеченных.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Филарет во всех своих, по званию Настоятеля Лавры, предложениях Собору и в других распоряжениях начинал первые свои строки и слова не иначе, как такими выражениями: Первоначальницы святыя и Чудотворныя Киево-печерские Лавры, Духом Святым просвещённые установили и заповедали, а с тем вместе и себя самого почитал и именовал в ряду служек и пр. Быть может самим тем, которые читали предложения, эти выражения представлялись в своё время чем-нибудь в роде лишь обычной его формулы; зато впоследствии, несомненно, стал очевиден и осязателен и для них подлинный смысл истины и дела. Ясно стало, что по имени того, чьё восприял он, – было тако и житие его во всех проявлениях действий и отношений как начальственных, так и частных, личных. Отсюда же и для всех нас, читающих, становится окончательно яснее дня вся неосновательность тех суждений и толков, что будто высокопр. Филарет предпринял самое устройство Голосеевской пустыни в силу тех причин и побуждений, какие мы видели прежде. Не самое ли время свидетельствует, в чём заключались все эти причины и побуждения?.. Очевидно, что принятие в Бозе почившим схимы – за 17 лет до его кончины, – падает на 1840-й год 356 ; следовательно, оно совершилось до той ещё поры, когда он, в бытность в С.-Петербурге, мог испытать те или другие неблагоприятные обстоятельства, вследствие которых в 1842 г., наконец, он уволился навсегда от личного присутствования в Св. Синоде. Так, несть тайна, яже не открыется и несть неправда, яже не обличится…, как сплетение суетных помышлений, досужих гаданий и праздных разглагольствий... Остается помыслить, – что было бы, если бы принятие схимы высокопр. Филаретом не было сохранено в такой сокровенной тайне, в какой оставалось оно в течение стольких лет?! Сколько бы могло породиться подобных и больших даже помышлений, гаданий и разглагольствий в смысле тех же сплетений (по общепринятому выражению – сплетней)?!. Но оставляя в стороне эту суетную область явлений, мы не можем обойти настоящего вопроса с другой серьёзной стороны, так как вопрос этот, – о чем и было уже нами замечено прежде, имеет характер и значение особенной и великой важности не в биографическом только, но в историческом и каноническом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Профессор Иван Алексеевич Карабинов 8 мая 1917 года указом Святейший Синод объявил о созыве Предсоборного совета, который занимался подготовкой документов к Поместному Собору Российской Православной Церкви 1917–1918 годов. И Ивана Алексеевича, как одного из лучших литургистов, пригласили на Предсоборный совет. Ему было поручено составить доклад о возможности сокращения богослужения. 13 июля И.А. Карабинов прочитал доклад на эту тему «О Типике Великой Христовой Церкви и степени применимости его в практике Русской Церкви». К 10 июля Предсоборный совет утвердил список участников Поместного Собора РПЦ, и Иван Алексеевич был назначен в качестве секретаря в отделе «Высшего церковного управления» и членом отдела «О богослужении, проповедничестве в храме». На отделе о богослужении им был прочитан доклад на тему «О евхаристическом хлебе и вине». Именно доклад И.А. Карабинова стал решением собора, которое гласит: «на ржаном хлебе за неимением пшеничного, и на некоторых ягодных соках за отсутствием виноградного вина». Также стоит отметить очень интересный факт: И.А. Карабинов сыграл основную роль в формировании чина поставления патриарха. В декабре 1918 года Санкт-Петербургскую духовную академию закрыли, и многие профессоры академии, в том числе и Иван Алексеевич, оказались в затруднительном положении. Но, несмотря на это, И.А. Карабинов устроился в Единый государственный архивный фонд и проработал там до 1921 года. В начале 20-х годов, после закрытия академии, в Петрограде ощущалась огромная потребность в создании духовного учебного заведения. И в 1920 году митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским) был открыт Петроградский богословский институт, и в качестве преподавателя литургики туда был приглашен И.А. Карабинов . Но институт проработал недолго. Уже в 1923 году он был закрыт в связи с возрастающей активностью обновленцев. Есть сведения, что в это время И.А. Карабинов являлся членом Правления православных приходов Петрограда, и с разгромом этого общества связан его первый арест, который последовал 29 мая 1922 года. Но 5 июля Петроградский губернский революционный трибунал вынес решение об оправдании Ивана Алексеевича. После судебного процесса он служил псаломщиком в Александро-Невской Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

А на место его преосвященства в Киев еще не слихать никого. Я надюсь, что его преосвященство високомонаршою милостию много фастал, приехавши, а нине сугубо будет фастать. Дай Бог всегда такова, а не лучшая била б им милость високомонаршая» 253 . Из того же письма Софрония Тернавиота видно, что при дворе государыни, оставшейся недовольной отношением св. синода к делу о борьбе между Киево-Печерской лаврой и м. Тимофеем Щербацким, наводились справки касательно правового положения киевского митрополита и Киево-Печерской лавры, а также и отношений св. синода к ним. По словам С. Тернавиота (в письме от 7 января 1754 г.), «в святейший правительствующий синод, по изустному ее императорского величества указу, з кабинета прислан в двоих пунктах запрос: 1) какие указы от власти синодальной над Троицкой Сергиевой лаврой и когда в какой силе учинени, по которим всякие повеления от синода в оную лавру посилаются? 2) Киевский митрополит и Киево-Печерская лавра состоят ли под синодом, подобне протчим в Великой России епархиям и монастирям и по каким указам? Токмо еще святейший синод не ответствовал, а в какой силе будет ответ, вашего ясне в Богу високопреподобия известить не умедлю». Мы не знаем, какой ответ был дан св. синодом на обращенный к нему запрос. Есть основания думать, что в связи именно с указанной сейчас перепиской стояло особое высочайшее повеление, обявленное св. синоду указом от 20 января 1754 года. Согласно этому указу, св. синод, без предварительного доклада императрице, не мог ни определять никого из монахов и мирских в св. Троицкую Сергиеву лавру, ни увольнять из нее 254 . Вероятно, Софроний Тернавиот немедленно сообщил в Киев о таком высочайшем повелении, касавшемся, правда, одной только св. троицкой Сергеевой лавры. Киево-Печерский архим. Лука Белоусович с братией тотчас же (16 февраля 1754 года) поспешип обратиться с прошением к государыне императрице о распространении привиллегии, предоставленной троице-сергиевой лавре, и на Киево-Печерскую обитель, не указывая никаких других мотивов своей просьбы, кроме простой ссылки на пример Троице-Сергиевой лавры 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

В 1844 г. Н. самовольно покинул Афон и вернулся в Стамбул, где продолжил борьбу за болгарскую церковную автономию, получив поддержку влиятельной при дворе Абдул-Меджида I польск. эмиграции. Ее лидер М. Чайковский видел в К-польской Патриархии опору политики России в Османской империи и стремился ослабить ее влияние. Меморандум, составленный Н. совместно с Чайковским и адресованный султану, содержал развернутый план по предоставлению церковной автономии болгарам. План предполагал поставление на местные кафедры архиереев-болгар, введение образования и издание книг и газет на болг. языке, возможность судебной защиты от произвола архиереев-греков и прямого обращения болг. населения к султану. Общение с поляками и проживание в миссии ордена лазаристов в Стамбуле стали поводом для распространения греч. духовенством слухов о переходе Н. и его соратника Илариона (Михайловского ; впосл. митрополит Тырновский) в католичество, поэтому меморандум Н. в 1845 г. не получил поддержки болг. представителей в созванном османским правительством Народном собрании. Деятельность Н. способствовала усилению в болг. землях конфликтов местного населения с греч. архиереями, поэтому под предлогом назначения митрополитом Трапезундским он был вызван в К-польскую Патриархию и вновь заточен в Великой Лавре на Афоне, затем - в Хиландаре, где и скончался. Во время заточения Н. написал ряд писем и ярких патриотических произведений, сохраненных его учеником диак. Григорием (Немцовым ; впосл. митрополит Доростольский и Червенский), в т. ч. «Плач бедной Матери-Болгарии», «Просвещенный европеец, полумертвая мать-Болгария и сын-болгарин» и др. произведения в форме диалогов и разговоров между вымышленными и реальными персонажами - стамбульскими и тырновскими болгарами, грекофилами и др. Н. оставил незавершенными биографию С. Вогоридиса, собственное краткое жизнеописание и богатое эпистолярное наследие. В сочинениях он развивал идеи церковно-культурной автономии болгар под протекторатом султана в противовес засилью греков-фанариотов.

http://pravenc.ru/text/2564986.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010