Близкий этому порядок раздачи благословенного хлеба дает рукопись Синайской библиотеки 1097, с той разницей, что здесь вместо вина, которое не предлагалось для благословения, раздавалась вода («келарь, разломав один хлеб из благословенных, раздает его братии, а также воду») 360 . По рукописи Иерусалимской патриаршей библиотеки 311, «садятся все за стол и вкушают хлеб и по чаше вина» 361 . Значительно отличается от указанных порядок раздаянйя хлеба в лавре Саввы Освященного. Здесь (по благословении иерея) «сидящим нам, как положено, кандилапт раздает брати-ям куски хлебов, начиная от игумена, и по выполнении этого в Великой церкви, выходит в святую ограду и раздает также всем находящимся там, затем – в Богозданной и Предтечевой (церквах). Один из параксенодохов 362  приносит воду и раздает ее по чаше, начиная от игумена, и по совершении этого служения входят и другие (разумеются параксенодохи, разносившие воду во дворе и других храмах), делают поклон между Святыми Вратами и к хорам по одному и отходят. Благословенный же иереем кусок сам чередной, взяв, делит на четыре части и одну часть берет себе, другую берет водонос, другую (третью) – читавший праксапостол и другую (четвертую) – келарь, которую он, подсушив, сохраняет, дабы послать всюду для исцеления болезней душевных и телесных, принимаемую и испиваемую с водой» 363 . По данному памятнику, как и по рукописи Синайской библиотеки 1097, вместе с хлебом раздается вода, опять же по той причине, что здесь вино не предлагалось для благословения. Первой особенностью описываемого порядка раздачи хлеба в лавре преп. Саввы является раздача его братиям, молящимся не только в Великой церкви, но и в ограде или дворе, соединяющем церкви, в Богозданном и Предтечевом храмах. Этим подтверждается сказанное выше о причинах каждения этих святынь пред началом всенощного бдения как мест, которые в это время были наполнены молящейся братией. Второй особенностью излагаемого порядка раздачи хлеба является деление чередным иереем благословенного куска, который полагался отдельно от братских в корзине, на четыре части, из коих одну келарь засушивал с тем, чтобы можно было послать ее для вкушения с водою больным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Или аще изволят, вместо славословия поют: Тебе Бога хвалим». – Особые прошения на великой ектении произносятся после прошения «О плавающих». – В современной практике принято и признаётся вполне законным (см. Волын. Е.В. 1873; 5; Рук. д.с.п. 1886, 38) возносить в указанном месте великой ектении. имена болящих в слух всего народа. Прошения этого рода напечатаны в «Иерейском молитвослове» и особо («Благопотребные прошения») изд. в Киево-Печ. Лавре. Прошения «о недужных многих или о едином» следующие: «О еже простити всякое прегрешение вольное и невольное рабов Своих (или раба Своего), имя рек: и милостиву быти им (или ему)». «О еже угасити огнь, и утолити болезнь, и милостивно исцелити недуг их (или его)». – «О еже вскоре, яко сотнича отрока, Хананеину дщерь, и Петрову тещу, словом силы милостивно исцелити, и от одра болезни воздвигнути их (или его)». – «О еже благосердия ради милости Своея, грех юности и неведения их (или его), и родителей их (или его), не помянути, но милостивно здравие им (или ему) даровати». – «О еже, якоже иногда расслабленного словом Божественные Своея благодати, скоро недугующих рабов Своих (или недугующего раба Своего) от одра болезни воздвигнути и здравых (или здрава) сотворити». – «О еже не презрети прилежная моления рабов Своих (или раба Своего), нами ныне молящихся (или молящагося), но милостивно услышати, и благоуветливу, и благопременительну, и человеколюбиву им (или ему) быти, и здравие подати». – «О еже посетити их (или его) посещением Святого Своего Духа, и исцелити всяк недуг, всяку болезнь в них (или в нем) гнездящуюся, славы ради имене Своего». – «О еже милостивно, якоже Хананеин, услышати глас Молитвы нас недостойных рабов Своих, к Нему вопиющих, и якоже тоя дщерь, помиловати и исцелити больных рабов Своих (или больного раба Своего), имя рек». К каждому прошению присоединяется: «Господу помолимся». Эти прошения в Киево-Печерской Лавре печатаются (под заглавием: «Благопотребные прошения») на отдельных листах. (Ср. «Молеб. Пение о недужных»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Новости 20 февраля, 2014 Государство будет субсидировать производство товаров для малышей Власти решили, что доля российских товаров для детей на рынке к 2020 году должна составить 45 %, а их стоимость к этому же сроку - снизиться на 15 процентов 20 февраля, 2014 20 февраля, 2014 В храме новомучеников в Бутово пройдет заупокойная служба в память о русских воинах, погибших в первой мировой После литургии и заупокойной литии прихожане, представители военно-исторических клубов, казачьих объединений соберутся у многометрового памятника русским воинам, павшим в 1914-1918 годах 20 февраля, 2014 В Киево-Печерской Лавре проходят панихиды по погибшим на Украине В продолжение всего периода противостояния в стране в Киево-Печерской Лавре непрестанно возносятся молитвы о примирении враждующих. 20 февраля, 2014 20 февраля, 2014 Благотворительная Масленица " Отведай блин — спаси ребенка! " пройдет в пяти городах России 1 марта в столичном саду им. Баумана также пройдет благотворительный праздник " Масленичный карнавал " . 20 февраля, 2014 В Госдуму внесен законопроект о статусе детей Великой Отечественной войны Законопроект предлагает признать вклад родившихся в период с 23 июня 1928 года до 3 сентября 1945 года и являвшихся в годы войны несовершеннолетними в Победу в Великой Отечественной войне 20 февраля, 2014 В Тульской области школьники спасли пожилую женщину, упавшую в колодец " Я кричала, кричала, а потом уж чувствую - в сон как будто клонит...Тут глаза поднимаю: надо мной два мальчика стоят... " , - вспоминает Валентина Васильевна. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/407...

Является управляющий Конторой Ее Величества и говорит, что Великой Княгине угодно, чтобы я сопровождал ее в Москву, если могу и желаю. Я, разумеется, и мог и желал. И вот ваш милый сынок, любезнейшая маменька, садится в роскошнейший царский вагон, чуть не рядом с Великой Княгиней: она сама назначила мне ехать в одном с ней вагоне и не позволила, чтобы я снял пальто и шляпу! Летели мы быстро – всего 1 час 30 мин. Великая Княгиня несколько времени занималась со мной разговором о раскольниках и других предметах. В Москве на станции сама распорядилась, чтоб я ехал с управляющим ее Конторой, а во дворце приказала, чтобы мне отведена была квартира; когда же я заметил, что имею знакомых, где могу провести ночь, спросила, не далеко ли это, и велела приготовить для меня экипаж. Удивительная внимательность царственной особы! Через полчаса позвала меня в роскошную столовую обедать (это было часов в 8 вечера, а из лавры мы выехали в 6-м). На месте хозяйки заседала молоденькая племянница Великой Княгини, кроме нее – три фрейлины, доктор и я; сама Великая Княгиня с нами не кушала, а явилась, когда подали кофе. Великая Княгиня говорила со мной около четверти часа, затем встала и отправилась во внутренние апартаменты. Я откланялся ей и фрейлинам, от которых получил приказание, по назначению Ее Высочества, явиться во дворец в следующий день, в 12 часов утра. Ночь мне пришлось похлопотать в отыскивании переплетчика, которой успел бы к 11 часам следующего дня переплести мне книги, назначенные мною для поднесения Великой Княгине и фрейлинам. Слава Богу, нашелся такой, и я, наконец, успокоился. В четверг 30 апреля в конце 12 часа, облеченный в партикулярный фрак, в белом галстуке и белых перчатках, являюсь я в приемную Ее Импер. Высочества. Вскоре же камердинер провел меня через великолепную залу в роскошный кабинет. Я представил Великой Княгине мои книги. Она попросила меня сесть и стала рассматривать сочинения. Речь зашла сначала о Никоне, потом о расколах, которыми она очень интересуется, потом о лавре, Академии и лично обо мне: спрашивала, откуда я, есть ли у меня родные и кто именно (я сказал, что имею матушку и замужнюю сестру), давно ли служу, сколько мне лет (при этом даже комплимент сказала мне, – что я кажусь гораздо моложе), сколько получаю жалованья, даже как содержу стол! Наконец сказала, что если я буду что издавать, то присылал бы ей, а если буду когда-нибудь в Петербурге, ей очень приятно будет меня видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1898 году из России на Афон выехала специальная археологическая экспедиция, в ходе работы которой был совершен кратковременный осмотр 18 афонских монастырей и 1 скита. В состав экспедиции входил известный специалист по церковной археологии Н. П. Кондаков – автор нескольких солидных монографий по истории христианского искусства. Для более эффективной работы по изучению средневековых фресок и рукописных миниатюр Н. П. Кондаков применял фотосъемку; он вывез с Афона большое количество фотографий иллюстрированных манускриптов, а также многочисленные изображения икон и фресок. Н. П. Кондаков смог работать в лаврской библиотеке лишь короткое время, но в своих записях он рассказал о тех причинах, по которым ученые из разных стран испытывали серьезные затруднения в своей исследовательской деятельности в книгохранилище Великой Лавры. «В новейшее время, – писал Н. П. Кондаков , – когда наезды ученых умножились и стали постоянными, обители Святой Горы согласно предоставили для ученого пользования свои рукописные сокровища и ради этого теперь устраивают библиотеки, составляют каталоги. Но под влиянием тех же посещений и вновь начавшегося собственного участия монашествующей братии в ученых работах, а также воспоминаний об утраченных или розданных обителью предметах вырабатывается новый ревнивый взгляд на значение сохраненных предметов древности: монастырские власти относятся к ним уже как к коллекциям, которые, имея высокую цену, составляют славу обители и требуют поэтому ревнивого бережения не только от пропажи, но равно и обесценения путем издания в свет тех снимков и этих драгоценных предметов. Так, в Лавре, власти, после нескольких синодов, решились нам показать сокровища обители: ризницу, всю обиходную и древнюю утварь, библиотеку, даже представили отобранные предметы для занятий, но решительно отказали в разрешении сделать со всех этих предметов фотографические снимки… было выставлено желание сохранить за вещами их полный интерес, который умалится будто бы, если они будут изданы в точных снимках. Уже под конец пребывания нашего в Лавре мы получили разрешение снять наиболее важные предметы, которые по своей тонкости и сложности допускали документальное воспроизведение только с помощью фотографии» 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

14. И прежде всего онъ увлекъ въ свою грязную ересь наиболее образованныхъ, или скорее неразсудительныхъ въ новой лавре, и не удовольствовался ими, но старался передать свою заразу и въ пустынные монастыри. Какихъ не употреблялъ онъ для того, чтобы увлечь съ собою и меня смиреннаго? Богъ же черезъ указалъ мне грязь его ереси. козни онъ не прилагалъ къ тому, чтобы къ своему дружину Суки, и не былъ въ силахъ потому, что я, Христовою, увещевалъ каждаго и побуждалъ не отставать отъ правой веры. И когда онъ старался поставить въ нашей лавре игуменомъ поборника своей ереси, Петра   , и поработить дружину, не былъ съ но дружина, возбужденная противъ, изъяла Петра изъ игуменства. И опять некоторые приверженцы Нонна, безстыдно возбуждаемые, поставили намъ игуменомъ другаго Петра изъ Эллады, бывшаго поборникомъ заразы Оригена. Но дружина, паки движимая духовною ревностью, изгнала Петра изъ игуменства и, уйдя въ лавру блаженнаго Савы, взяла себе нынешняго игумена авву   родомъ изъ Скифополя, православнаго и украшеннаго словомъ и жизнью; и тогда съ трудомъ могли мы оттолкнуть поборниковъ Оригена. 15. Когда рабъ разсказалъ мне это и узнавъ, что я изъ великой обители блаженнаго обрадовался и сказалъ: вотъ, ты мой сокиновитъ. И затемъ онъ началъ разсказывать мне многое о самихъ иже во святыхъ и Саве, что я поместилъ въ двухъ уже написанныхъ объ нихъ. И такимъ образомъ, напитавъ мою душу такими разсказами, онъ отпустилъ въ мире. Когда же некоторые начали безпокоить его въ пещере иже во святыхъ Харитона, и вождь последователей Оригена Ноннъ умеръ, и ихъ владычество прекратилось, а брань на православныхъ сокрушилась и зловерные занялись междоусобною бранью, то старецъ, оставивъ заботу, удалился паки изъ пещеры святаго Харитона въ Сусакимъ на 99 году жизни и безмолствовалъ тамъ 8 летъ. Я, пожелавъ поклониться ему, пришелъ въ лавру Сука и, взявъ съ собою ученика его пошелъ въ Сусакимъ, каковое место отстоитъ отъ лавры Сука на 90 Когда мы приближались къ месту, намъ попался огромный и страшный левъ, и когда я испугался, авва сказалъ мне: не бойся ничего. И левъ, увидя, что мы идемъ къ старцу, уступилъ намъ место.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

В той же лавре «Башен» был один старец по имени Мироген, который от великой строгости жизни сделался болен водянкой. Его постоянно навещали старцы, чтобы походить за больным. «Молитесь лучше обо мне, отцы, – говорил больной, – чтобы внутренний человек мой не страдал водянкой. Я же молю Бога, чтобы Он продлил мою настоящую болезнь». Иерусалимский архиепископ Евстохий, услышав об авве Мирогене, пожелал прислать ему кое-что для телесных потребностей, но тот не принял ничего из присланного: «Помолись лучше за меня, отче, чтобы мне избавиться вечного мучения». 9. О доброте одного св. отца. В той же лавре «Башен» жил один старец, отличавшийся полной нестяжательностью. В то же время он очень любил подавать милостыню. Однажды пришел к нему в келлию один бедняк, прося милостыни. Старец ничего не имел, кроме хлеба, и, взяв его, подал нищему, но тот возразил: «Не нужно мне хлеба. Дай мне одежду». Желая услужить бедняку, старец, взяв его за руку, привел в свою келлию. Нищий не нашел в ней ничего, кроме того, что носил на себе сам старец. Глубоко тронутый святостью старца, нищий развязал свой мешок, вынул из него все, что имел, и положил посреди келлии, сказав: «Возьми это, добрый старец! A себе я найду, что мне нужно в другом месте». 10. Жизнь отшельника Варнавы. В пещерах св. Иордана жил один отшельник по имени Варнава. Однажды он отправился утолить жажду из Иордана. В ногу его вонзилась спица, и он оставил ее в ноге, не допуская, чтобы врач осмотрел его. Нога начала гноиться, и он принужден был отправиться в лавру «Башен» и взять себе келлию. Между тем нарыв в ноге увеличивался со дня на день, a старец говорил всем, навещавшим его: «Чем более страждет внешний человек, тем более возрастает в силе внутренний». Прошло несколько времени с той поры, как авва отшельник Варнава ушел из своей пещеры к «Башням». В оставленную пещеру пришел какой-то другой отшельник и, войдя внутрь, увидал ангела Божия, стоявшего пред престолом, который воздвиг и освятил старец. – Что ты здесь делаешь? – спросил отшельник ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug...

При пении клирошане должны стоять с благоговением в небеси подобной Церкви, подражая Ангелам на небесах, с трепетом воспевающим величество Божие. Клирошан, замеченных в малейшем неблагочинии, как-то – в разговорах, бесчинном взирании назад и по сторонам и пр. исправлять неослабно духовными наказаниями, и о не исправляющихся доносить Настоятелю для исключения из числа клирошан и из Лавры. Уставщикам правого и левого клироса предписать, чтобы они всемерное употребляли старание к сохранению пения в древнем его совершенстве, и клирошан обучали как сами, так и посредством других клирошан в простом церковном пении, отнюдь не допуская на клиросах никому петь, кроме клирошан и канонархов» 222 . Кто бывал в св. Киево-Печерской Лавре и слышал тамошнее пение и, тем более, кто имеет сколько-нибудь специального знания по части церковного пения, каждый вполне поймёт и оценит значение, сейчас изложенного, предложения. Можно от лица всякого сказать, что отнимите это пение, какое собственно бывает в великой небеси-подобной Церкви, и вы с тем вместе едва ли не отнимите и от самой Церкви это досточудное наименование её – небеси подобной, – или во всяком случае, вы не будете себя чувствовать так, как при настоящем, собственно ей принадлежащем, пении. Вот напр. как свидетельствует об этом именно пении автор статьи: «Великие дни Богослужения в Киево-Печерской Лавре. «Боже мой! что это за пение? Слышал я много хоров церковных на св. Руси; сам с любовью изучал нашу церковную музыку; понимаю её настолько, насколько сил моих есть: но подобного пения выразить и перевести на ноты не могу, да и не умею... Кажись тут нет никакого порядка; кажись, здесь всё – дело чистого произвола: а между тем как жалкими и бледными представляются все композиции великих мастеров церковной музыки перед этими потрясающими звуками, не подсказанными наукою, а вынесенными прямо из души, насквозь проникнутой тем чувством, с которым должно славословить Господа. Строгие контрапунктисты должны бросить свои теории и руководства перед этим пением, в прах повергающим всякое человеческое искусство...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

«Не унывай, душко!» – часто любил повторять приходящим к нему Христа ради юродивый святой Паисий (Яроцкий). Сам он не только терпел, но и намеренно вызывал окружающих на побои, издевательства и насмешки в свой адрес. Всё это он переносил с великой радостью и благодарностью. Память преподобного отмечается 17/30 апреля. Жизнь в миру Пре­по­доб­ный Па­и­сий Киевский 8 июля 1821 года в городе Лубны Полтавской губернии в семье Яроцких родился мальчик, которого назвали Прокопием. Семья была многодетной: шестеро сыновей; Прокопий был самым младшим. Родители происходили из мещан и занимались торговлей, благодаря чему семья жила в достатке. Особенным благочестием отличалась мать Прокопия. Она любила принимать богомольцев, была милосердной и гостеприимной. Прокопию было около десяти лет, когда скончался его отец. Из-за пошатнувшихся торговых дел мать вынуждена была отослать младшего сына к его старшему брату, который жил в то время в Киеве. Брат определил Прокопия в Киево-Подольскую духовную бурсу. К светским наукам юноша не проявлял никакого интереса, его интересовал только Закон Божий. Часто он убегал из бурсы в Киево-Печерскую Лавру. Уже тогда он начал изредка прислуживать в алтаре и петь на клиросе. Однако начальство бурсы было недовольно: оно считало Прокопия своенравным и непослушным. Поэтому юноша, не закончив училища, определился писцом в Киевскую городскую управу, где служил в то время и его старший брат. Киево-Печерская Лавра Не испытывавший никакой привязанности к миру Прокопий в 16 лет ушел из дома брата и поселился в Лавре. Здесь он был принят на временное клиросное послушание, которое нес в то время в Ближних пещерах. Ничего другого не желал Прокопий, как остаться в Лавре навсегда, для чего и стал собирать необходимые бумаги. Однако рассмотрение его дела в казенной палате затянулось на целых три года, из-за чего юноша начал уже сомневаться в правильности своего выбора. Сомневаясь в правильности своего выбора, Прокопий решил покинуть Лавру – и вдруг тяжело заболел

http://pravoslavie.ru/120890.html

Семь лет был послушником, 8 июля 1932 г. пострижен в монашество с именем Иосиф. Окончил полный курс Иноческо-Богословской школы при Почаевской лавре. Выполняя различные работы и послушания, отец Иосиф стал известен как костоправ, денег не бравший. Поток страждущих не прекращался круглосуточно, порой вдоль улицы стояло до сотни подвод. Настоятель сказал Иосифу: «Хороший ты монах. Но из-за тебя покоя братии нет». И благословил о. Иосифа поселиться в церквушке на монастырском кладбище. Там он и прожил двадцать лет. Принимал каждый день до пятисот человек, которые жаждали исцеления — кто телесного, кто духовного. Говорил: «Знаю, хто до мене йде, що у нього болить й ckiльku йому жити». Местные рассказывают, что во время Великой Отечественной войны к Амфилохию приходили женщины и спрашивали прозорливца: придет ли муж с фронта. Иногда он благословлял и говорил: придет, придет. А иногда говорил: а ты не плачь, не придет. Так и бывало.      Имел батюшка и дар изгонять бесов. К нему везли одержимых из самых дальних республик Советского Союза. Демонов старец видел наяву, и часто, проходя по храму, строго повелевал им выйти из церкви и из людей. Традиция вычитки одержимых сохраняется в лавре и сегодня. В советские времена власть запрещала ездить к батюшке, даже автобусы отменили — но люди шли пешком. Как-то к старцу прибыл первый секретарь Тернопольского обкома партии. Без надежд привез единственного сына с саркомой колена, которого врачи лечить отказались. Через неделю забрал сына от старца здоровым. После этого дал личное распоряжение, чтобы к батюшке пустили рейсовый автобус, для удобства людей. Сохраненные народной памятью случаи — поразительны и поучительны. Из Москвы военный привез расслабленного четырехлетнего сына. Старец попросил оставить ребенка у него, и через несколько дней мальчик уже бегал по двору. Счастливый отец со слезами упал в ноги батюшке, предлагал и деньги, и машину хотел оставить. «Нэ трэба», — ответил старец. Исцелялись даже те, чьи болезни были запущены, и врачами неизлечимы. Отец Иосиф исцелял разные недуги и утверждал, что половина больных исцеляются, а половина уезжают от него не исцеленными. Объяснял: «Богу не угодно, бо це тщетне зцiлehhя niдe не на користь, а на погибель дyшi».

http://pravoslavie.ru/91763.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010