3, вторник, песнь 7, тр. 2). О Дева благая! О мipa радосте и прибежище! О хранительница верных и избавление скорби! Ты предстани ми в час смерти и избави от бесов, ищущих растлити мя (гл. 3 пяток, песнь 9, тр. 1). Егда повелением Божиим от временны жизни отыти хощу, Пречистая, бесовской руки покажи мя высша (гл. 5, среда, песнь 1, тр. 3). Егда хощет душа моя разлучитися от окаянного моего телесе, невидимых враг томительства избави мя, Богоневесто (гл. 5, среда, песнь 9, тр. 4). И ныне и тогда Твою помощь да обрящу, Чистая, в час воньже изыдет дух мой... избави мя бесовского мучительства... и не остави мене... предану бьгти им (гл. 6 вторник, песнь 9, тр. 3). ВСЕГДА ТЯ, ПРЕНЕПОРОЧНАЯ, МОЛЮ: в час смерти предстани ми... (гл. 7, понедельник, песнь 3, тр. 3). В час мя страшный смертный Ты исхити оглаголающих демонов и всякия муки (гл. 1, Неделя, Полунощница, по 6-й песни седален Богородичен). 467 Даже заупокойные тропари поются на 2-й глас (Помяни Господи), 8-й (Глубиною мудрости) или 4-й (Со духи праведных). 468 Строй последования по исходе души, как сокращенной панихиды, очень сходен со строем сокращенного молебна, совершаемого в пяток вечера 1-й седмицы Великого Поста. Тогда Святая Церковь также с одной стороны считает необходимым нарочито прославить Св. муч. Феодора, а с другой, снисходя к немощи молящихся, утомленных продолжительными службами всей седмицы и самого пятка, и ослабевших от строгого поста, насколько возможно сокращает чин молебна, опуская катавасии, ектении, даже Евангелие. В этих двух случаях Церковный Устав дает как бы некоторый образец того, как при известных обстоятельствах можно сокращать те или иные последования, сохраняя существенное, так чтобы получалось лишь сокращенное последование, а не жалкие обломки его. 470 Различные именования усопших. Попутно должно отметить, что нередко употребляемые у нас в отношении к усопшим и другие эпитеты: отрока, девицы, жены, болярина, воина, убиенного, усопшего, сгоревшего и под. также не имеют твердых оснований в богослужебных книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

б. состояние душевное преподавать догматы без твердой уверенности в истинности, даже в ясности их! Пот. что сегодня, как ни изворачивался Mr. Sweet, а изъяснялся весьма туманно и запутанно. То ли дело Свет Православия, как радостно быть православным миссионером! 1899 г. 11 (23) января 1899. Понедельник Не могу ли я пожаловаться когда моему дневнику? Больше кому же? Чувствуешь себя иногда очень разобранным, как дом разобран и раскидан на части. Что может быть несчастнее такого состояния... Вот в таком я ныне; и раза три-четыре ежегодно бывает такое. Отчего? Нападение ли искусителя? Собственное ли утомленье? Или неободряющие обстоятельства? Возможно, все вместе. Враг нашего спасения разве дремлет? [Нрзб.] однообразием разве нельзя утомиться? А ободряющее где же? И при всем этом — вечное одиночество! Кремень о сталь дает искру; где же моя сталь? Даст ли мне Господь хоть пред смертью видеть здесь сотрудника себе? Или погибнет дело Миссии и с ним моя душа, как бесполезно прошедшая поприще жизни? 13 (25) января 1899. Среда Утром вид из окон был совсем русский: все покрыто обильным снегом; безветрие позволило снегу держаться на всех ветвях и на всем, куда он падал, что придавало особую прелесть виду. 4(16)апреля 1899. Воскресенье 6-й недели Великого Поста Господь разрешил, наконец, свою рабу Анну от тленных уз: сегодня пополудни в 3 часа она скончалась. По-видимому, до последних минут сохраняла сознание, хотя едва могла выражать это. Когда зазвонили к обедне, правая рука ее силилась подняться для крестного знамения; когда в 1-м часу о. Павел Сато пришел читать отходную и ей сказали о том, она слабым наклонением головы ответила. Спаси ее Господи! Достойна она милости Божией! Более 20-ти лет трудилась для женской школы; любила девочек и заботилась о них, как родная мать. 10 (22) марта 1899. Среда 2-й недели Великого Поста Разность в чтениях славянского и русского текстов Притчей принудила сегодня натащить из библиотеки все, что можно было добыть о Притчах по части толкования.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2436...

19 я неделя. 2 обедни. Вечером беседа и акафист. 5 Вечером всенощная накануне Скорбящей 6 “Всех скорбящих” литургия в 9 ч. утра. 7 Среда. Будни. Служба окончилась в 9 ч. утра. 8 Великомученика Димитрия Солунского. Полиелей. Крестили в 3 приема. 9 Пятница. Будни. 10 Суббота. Мучеников Терентия и Неонилы. Великому­че­ницы Параскевы. Праведного Иова Почаевского. 11 Воскресенье. 20 я неделя. 2 литургии. Вечером беседа о. Алексия. 12 Будни 13 Будни 14 Святых бессребренников Космы и Дамиана. Утреня утром. 15 Будни. 16 ноября. Пятница 17 Суббота. Преподобного Иоаникия Великого. 18 Воскресенье, неделя 21 я 2 литургии. Вечером беседа. 19 7 ми дев. Причастниц 60. Я помогал. Проверка топлива. 20/XI Вторник. Служил о. Ал-др Державин. Вечером акафист. Народу больше в 2 раза, чем в субботний вечер. 21/XI (8/XI) Святого Архистратига Михаила. 2 литургии. После ранней молебен с акафистом. Я служил позднюю. Сделано замечание Варваре о Царских вратах, 9 ти частной просфоре. Вечером Богослужение Скоропослушнице. Пел левый хор с бригадой. 22/XI Четверг. “Скоропослушница”. Литургия в 9 ч. утра. Причастников 40 ч-к. Накануне была всенощная с акафистом. Было 500 человек. 23/XI Пятница Святых апостолов Ореста, Олимпа, Родиона и иных 70 ти 24/XI Мины, Виктора и Викентия. Служба будничная. Вечером всенощная. 25/XI Воскресенье неделя 22 я . 2 литургии. Вечером всенощная и беседа. 26/XI Святителя Иоанна Златоустого. 27/XI Святого апостола Филиппа. Заговенье. 28/XI Начало Рождественского Поста. Среда. 29/XI Святого апостола и евангелиста Матфея. 30/XI Пятница. Святителя Григория Неокесарийского. Декабрь 1 Суббота. Будничная служба. Вечером всенощная. 2 Воскресенье. 2 литургии. Вечером — беседа моя. 3 Преподобного Григория Декаполита. БЫЛ у СВЯТЕЙШЕ­ГО. Высказал желание освободиться от благочиния. Принято благосклонно. Вечером всенощная. 4/XII Введение Божией Матери 2 литургии. За ранней все поминовения, панихида и молебен. 5/XII День Конституции. Служба будничная. 6/XII Четверг. Святого Ал-дра Невского.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

2 . Определение четыредесятницы первое. Она есть первый праздник Христова Рождества, который берется во образ Отца, Который, как известно, благоволил Сам о зачатии и рождении Сына. Поэтому и было установлено сорок дней, как пост Моисея ( Исх. 24:18 ) и Илии ( 3Цар. 19:8 ). 3 . Второе определение. После нее есть и вторая, которая Великой четыредесятницей именуется и является во образ Единородного, которую Он Сам явственно показал, три года ее совершая после выхода из воды Крещения. И откуда ясно это – пусть слушающий разумеет и хорошо знает: в тридцатилетнем возрасте Господь Крещение явил и после других трех лет принял смерть. Поэтому, как мы узнали от наилучших знатоков, трижды раз в году Он показал данный пост. 4 . Третье определение. Третье же после него, – от апостолов некоторых проповеданный, является образом Животворящего Духа, Который и научил апостолов всему ( Ин. 14:26 ), что было тайноводствуемо от Отца и Сына. Имя же Трех – одно: Божество, но в трех Ипостасях познаваемое и поклоняемое. 5 . Но должно идти далее. И слово приближается к предложенной теме и обо всем в свое время расскажем, о днях и неделях и по какой причине они установлены, и пусть среда и пятница совершенно чистыми всегда соблюдаются для поста от сыра, рыбы и елея, как установили это божественные апостолы и бывшие после них богоносные отцы. В Рождество же Всенепорочной Богородицы и Ее Введение во Храм и в другой праздник, который Сретением называется, в Благовещение и божественное Успение мы разрешаем на елей и рыбу, если они придутся на указанные дни, то есть на среду и пятницу. Также и Рождество Предтечи и праздник первоверховных апостолов Петра и Павла; если же праздники святых мучеников и преподобных иерархов придутся на среду и пятницу, то не разрешаем на рыбу и елей. 6 . Монашествующие же в славу и похвалу Крестного Древа четырнадцать дней соблюдают, другие двенадцать, некоторые же четыре. Весь же народ Христов чистые все пусть соблюдают этот день Воздвижения – 14 сентября месяца. В пост же [в честь] Рождества Христова да соблюдаются три дня в неделю, то есть понедельник, среда и пятница, когда от рыбы и елея [Col. 1698] пост божественно да совершается. Так же как и [в честь] святых апостолов совершается и [в честь] Богоматери святой пост. В преддверии праздника Христова Рождества пост совершаем и каждый день не едим рыбу и елей за исключением субботы и воскресения, а тогда вкушаем их. Также совершаем и другие предпразднества Христовых праздников, а наутро разрешаем, в какой бы день это ни произошло, как было сказано выше, во славу благоволившего Отца и рожденного Сына, ибо в этот день и остальные шесть разрешаем, чтобы не показаться мрачными, как неразумные иудеи, на Рождество нас Воссоздавшего (ср. 2Кор. 5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Ошибка, которую часто допускают в небольших садах, — это создание газона квадратной или прямоугольной формы. Вместо этого газоны круглой и овальной формы визуально открывают участок в обрамлении клумб и кустарников. Напряжение создается, когда газон находится в центре и окружен рыхлой растительностью. В результате получаются островные участки, которые украшают сад, оставаясь при этом гармоничными. Водные и зеркальные поверхности создают простор Хотя садовые пруды и водные объекты с большей вероятностью будут выделяться в больших садах, небольшие сады также можно украсить водными пространствами. Таким образом, тот факт, что небо и окружающая среда отражаются на поверхности воды, становится пространственным аспектом, который визуально увеличивает небольшое зелёное пространство. Кроме того, водные просторы придают саду дополнительную яркость. Более необычной формой дизайна для небольших садов является так называемая техника Trompel’oeil. В дословном переводе это означает «обман глаз». Название техники также можно перевести как «оптическая иллюзия». Эта техника имитирует простор и глубину с помощью умело использованных зеркал и уловок перспективы. Внутренние распорки деревянного каркаса, решётки или шпалеры придают зрительному восприятию посетителя сада визуальную глубину. Целенаправленно расставляйте акценты Чем меньше сад, тем больше вероятность того, что отдельные элементы, такие как скульптуры, решётки, увитые вьющимися растениями, световые шары и другие идеи декора, займут центральное место. Небольшой водный объект, тщательно подобранная скульптура или куст с особенно ярким цветением в конце дорожки или в конце участка станут достопримечательностями для глаз. Это создает дополнительную глубину пространства. Рекомендуемые статьи Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение прп. Илариона Новаго, игумена Пеликитскаго (ок. 754). прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийскаго (ок. 815). прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). мч. Бояна (Енравота), кн. Болгарского (ок. 830).

http://azbyka.ru/garden/10-hitrostej-dly...

О. Симеон Мии дал телеграмму, что освящение основания назначено им на 21-е число (так как я писал ему, чтобы сообразовался в сем с тамошними сборами). Значит, я уеду отсюда во вторник – 19-го. Но Кавамура и Обара, так как уже собрались – отправились. 5/18 марта 1901. Понедельник 4-й недели Великого Поста. В Иокохаме по делам в банках и другим. Чтение корректуры; печатание дошло до Соборных Посланий Святого Апостола Иоанна. Изучение «Чина бываемого на основание Церкви», к счастию, порядочно переведенного, когда нужно было здесь освящать основание Собора. 6/19 марта 1901. Вторник 4-й недели Великого Поста. Дальнейшее чтение корректуры Нового Завета. Вечером, в шесть часов десять минут, из Синбаси отправился в Кёото на закладку Церкви. 7/20 марта 1901. Среда 4-й недели Великого Поста. На пути в Кёото и в Кёото. В десятом часу утра на станции в Кёото встретил о. Симеон Мии, облаченный в рясу. По приезде на миссийское место нашел, что основание храма построено очень хорошо: два ряда гранитных камней уложены тщательно; для третьего закладочные камни приготовлены, прочие обтесываются. Дом о. Симеона, по переноске, установлен и ремонтирован превосходно; другой дом, для катехизатора, тоже отлично устроен, и катехизатор Иоанн Исохиса с семейством живет в нем; третий дом строится; материал остальных лежит разобранный. Скоро по моем приезде пришел архитектор Мацумуро и представил планы оград: кирпичной, с трех сторон, стоимостью в 2152 ены 45 сен, и из прессованной четвероугольниками глины, дешевой, но не прочной. Я предпочел первую. Кирпич первого сорта, хорошо выжженный и звенящий, как медь: стоит по 20 ен за тысячу. Передняя сторона ограды будет чугунная на каменном фундаменте; план ее Мацумуро представит после. Высота ограды будет 7 футов 8 дюймов – 3 линии над землей; крышка у кирпича будет каменная. О. Симеон Мии жаловался на певца Фудзита Якова. Нанялся учителем пения в Правительственной школе за 18 ен в месяц; сдружился там с языческими учителями, стал пить до того, что два раза к вечернему богослужению являлся совсем пьяным; христиане жалуются на него, что и служит соблазном для них. – Просит о. Мии отозвать его в Токио. Но это значило бы совсем потерять его для церковной службы, потому что он, конечно, предпочтет 18 ен в месяц от школы, где ныне служит, жалованью от Миссии – 12 ен. Советовал я о. Семену всячески воздерживать его от неблагочестивого поведения и держать пока на службе у себя, по крайней мере до тех пор, пока оснуется там маленькая Женская школа, о которой мы с о. Семеном тут же много толковали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Что этот обычай соблюдался большинством христиан и в конце 4-го века, за это нам говорят следующие слова в приписываемом св. Амвросию 25 слове: omnes christiani omni Dominica debent offerre et communicare 25 . В это время день воскресный получил даже наименование «dies panis» 26 . О постоянном причащении в день воскресный мы находим указания и y других отцов Церкви, напр. y Златоуста 27 , Василия Великого 28 , Августина 29 и др. Рассматриваемый обычай продолжал существовать очень долгое время, особенно среди монашествующих. Есть некоторые свидетельства, которые говорят за его существование даже в 7 веке. Таково напр. свидетельство Феодора, архиепископа Кантуариенского 30 , который писал о греках следующее: «греки причащаются в каждый воскресный день, как клирики, так и народ; те же, которые пропускают 3 воскресенья, отлучаются». В Западной же Церкви, по его сообщению, в воскресные дни приобщались только желающие, не желавшие же не отлучались. В 9 веке, по словам Магтепе 31 , этот обычай совершенно вышел из употребления в Западной Церкви. Помимо дней воскресных верующие в древности причащались и в другие дни. По свидетельству Тертуллиана , такими днями были дни стояний: среда и пятница. «Многие, говорил он, полагают, что во время богослужения при дневных стояниях не следует приносить бескровной жертвы под тем предлогом, что причащение прерывает и даже прекращает стояние. Но не заблуждается ли тот, кто думает, что Евхаристия может останавливать, a не усугублять наши обязанности и пр. 32 Несомненно, что от причащения в эти дни уклонялась только известная часть христианского общества, другая же часть христиан в среду и пяток принимали св. Тайны. Подобно Тертуллиану и Василий Великий утверждал, что среда и пяток были не только днями поста, но и днями, назначенными для причащения. «Мы приобщаемся, говорил он 33 , 4 раза в седьмицу: в день Господень, в среду, пяток и субботу». Но об Александрийской церкви церковный историк Сократ замечает следующее 34 : «в Александрии в среду и в день, называемый пятком (παρασκεβ), читают писания и учителя изъясняют их и затем бывает все то, что происходит в собраниях, за исключением совершения таинств» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Пост состоит не только в телесном воздержании, но является временем усиления борьбы со страстями. «Пост – это прежде всего движение, активность духа, борьба с косностью, ленью, изнеженностью, расслаблением воли и тела. Это борьба за жизнь, за свободу духа от привычного рабства» (митр. Антоний. Первая беседа об молитве). Многодневные посты 1 . Великий пост. 2. Петров пост от недели Всех святых до 12 июля (29 июня). 3. Успенский пост от 14 (1) августа до 28 (15) августа. 4. Рождественский (Филиппов) пост от 28 (15) ноября до 7 января (25 декабря). Однодневные посты 1. Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок от 7 января (25 декабря) до 18 (5) января. 2. Крещенский сочельник 18 (5) января. 3. День Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября (29 августа). 4. День Воздвижения Креста Господня 27(14) сентября. Сплошные седмицы 1. Мытаря и фарисея. 2. Сырная (масленица). 3. Пасхальная. 4. Троицкая. 5. Святки от 7 января (25 декабря) до 18(5) января. Дни, в которые воспрещается совершение таинства брака 1 . Накануне среды и пятницы в течение всего года. 2. Накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников. 3. В продолжение всех постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского. 4. От Рождества до Богоявления: от 7 января (25 декабря) до 20 (7) января. 5. В течение сырной седмицы (масленицы). 6. В течение Пасхальной седмицы. 7. В дни (и накануне) Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 11 сентября (29 августа) и Воздвижения Креста Господня 27 (14) сентября. Дни особого поминовения усопших 1 . Суббота мясопустная. 2. Суббота 2-й седмицы Великого поста. 3. Суббота 3-й седмицы Великого поста. 4. Суббота 4-й седмицы Великого поста. 5. Радоница – вторник Светлой седмицы. 6. Суббота Троицкая – накануне Пятидесятницы. 7. Суббота Димитриевская с 31(18) октября и может быть до 3 ноября (21 октября). Вся жизнь наша заключается в устремлении к Вечности, задача веры Церкви и её богослужения – приготовить человека к вечности. Заключение Ещё в самой глубокой древности люди знали, что смерть не означает полного конца.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Великая Среда. Слезы мироносицы Постное письмо 39. Когда все молчат 4 апреля, 2018 Постное письмо 39. Когда все молчат О наступающих тревожных днях и глубоком молчании – архимандрит Савва (Мажуко). Архимандрит Савва (Мажуко). Фото: Ефим Эрихман Великая Среда: сегодня Иуда предал Христа Когда я впервые оказался в Троице-Сергиевой лавре , я понял, чего хочу от жизни. Мне было шестнадцать, и я, наконец, увидел живого канонарха. Это просто царь! Король богослужения! В длинной монашеской мантии величественно и свободно он идет вдоль иконостаса от клироса к клиросу, возглашая гласы и стихиры. Завораживающая красота! – Глас первый. Господи, воззвах Тебе, услыши мя. И хор послушно отвечает «королю». Потом поются стихиры. Но не так, как на приходе, а по строчке: канонарх пропевает строку, хор вторит, и так все стихиры. Без спешки. Со вкусом. С достоинством. Услышать канонарха и умереть! Почему такое никому не приходило в голову? Лавра славилась своими канонархами. Голосистые. Стройные. Выдержанные. По-своему стильные. Но это – люди. У них тоже есть свои истории и даже свой фольклор. В первый день поста все строгие и молчаливые. А на клиросе веселая возня: кому канонаршить стихиры вечерни. Никто не хочет. Канонархи разбегаются или манкируют. Наконец, выталкивают Макария. Шагает величественно по солее. Не просто кланяется – «творит метание». И на всю церковь возглашает «стыдные» строки: – Всякий грех содеях. Хор повторяет строчку «на глас вторый». – Всех превзыдох блудом. Хор продолжает, едва сдерживая смех: Макарий опять во всем «признался». Однако есть стихира, которую канонархи ждут целый год. Возглашать ее – честь настолько высокая, что отдается эта привилегия самым заслуженным и уважаемым певцам. Это знаменитая стихира Страстной Среды, написанная инокиней Кассией, которая жила в IX веке близ Константинополя. Содержание стихиры – исповедь мироносицы-блудницы, которая в среду, в самый канун событий в Гефсиманском саду, вошла в дом Симона прокаженного и, разбив сосуд с драгоценным миром, выкупала в нем ноги Спасителя и отерла их своими волосами. Молча. Со слезами. Не произнесла ни слова.

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-slyozyi...

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. 2 . Другая важнейшая тема Евангельских чтений этой седмицы тема “конца” – Страшного Суда. Жених приходит в полуночи, во тьме, чтобы судить людей светом Своей Истины. Поэтому мы призываемся непрестанно бодрствовать, быть готовыми, так как никто не знает ни дня, ни часа, когда придет Господь. ( Ин.12:31,36 ; Мф.25:13 ). 3 . Во время Страстной седмицы обычное время богослужений передвигается вперед. Утреня следующего дня служится вечером, а вечерня (вместе с Литургией Преждеосвященных Даров) служится утром. Таким образом, Святой Понедельник, например, начинается с утрени воскресного вечера. 4 . Литургические особенности Великого поста продолжают оставаться с нами вплоть до среды: мы слышим молитву святого Ефрема Сирина , великопостные песнопения, долгие чтения (кафизмы) Псалтири, а также совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Великие и Святые Понедельник, Вторник, Среда Евангельские чтения и их темы в эти дни: День недели Евангельское чтение Великий и Святой Понедельник Бесплодная смоковница – образ сотворенного мира, который не приносит духовных плодов и должен держать ответ перед Богом. Знамения и провозвествование “конца” – “Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут”. Великий и Святой Вторник Осуждение слепых и лицемерных фарисеев – тех, кто считал себя вождями и светом миру, но вместо этого они “затворяли Царство Небесное человекам”. Притчи “конца”: мудрых и неразумных девах; талантах – повествуют о необходимости быть готовыми к приходу Жениха. Также и Притча о Страшном Суде, в которой говорится, что нас при- зовут к ответу за то, любили ли мы других и как служили им. Великая и Святая Среда Иисус Христос сказал: “Ныне суд миру сему”. Господь пришел, как Свет миру, но те, кто предпочел тьму и не верит в Него или в Отца, пославшего Его, предстанут перед судом Превечного Слова. Женщина, помазавшая ноги Иисуса Христа миром – образ любви и покаяния, которые объединяют нас со Христом. Она противостоит Иуде, предавшем Христа из-за любви к деньгам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010