«Если римляне так поступили со Мною, деревом влажным, плодоносным, вечно зеленеющим и вечно живущим, силою Божества и плодами учения Своего всех питающим, как бы так говорит Господь, по словам блаж. Феофилакта; то чего не причинят они вам, т. е. народу, – дереву сухому, лишенному всякой животворной праведности и не приносящему никакого плода? Если бы вы имели сколько-нибудь живительной силы добра, может быть вы удостоились бы по крайней мере некоторой пощады, а теперь, как сухое дерево, вы подвергнетесь сожжению и погибели». Зач. 111. Распятие Иисуса Христа. Восьмое евангелие страстей и на 6-м часе великого пятка. Лк.23:32 . Ведяху же и ина двá злодея с ним убити. (Вели с Ним на смерть и двух злодеев.) Римские правители Иудеи обыкновенно жили в Кесарии и нечасто бывали в Иерусалиме, а потому естественно случалось им, в бытность в Иерусалиме, произносить смертные приговоры над несколькими преступниками. Лк.23:33 . И егдá приидóша на место, нарицáемое лóбное, тý распяша егó и злодея, óваго ýбо одеснýю, а другáго ошýюю. (И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.) У Матфея ( Мф.27 ) и Марка ( Мк.15 ) сказано: привели на место Голгофу, что значит Лобное место. «Чье сердце не содрогнется при одном имени Голгофа? восклицает один из духов. писателей. Есть ли на всей земле еще такое святейшее место, как гора Голгофа, на которой Единородный Сын Божий, нас ради воплотившийся, пролил кровь Свою и умер, яко человек, за всех нас грешных сынов Адамовых? Св. Голгофа, это – открытая дверь в царство небесное, в дом Отца Небесного. И сколько спасительных слез покаяния пролилось благочестивыми поклонниками здесь у подножия креста Господня в течении многих веков! Сколько грешных сердец облегчилось, сколько сердечных ран исцелилось!» (Тр. Лист.) Голгофа или Лобное место, это была не большая гора, или, скорее, холм, за стенами Иерусалима, к северовостоку. Полагают, что это место так называлось потому, что было кругообразное, на подобие черепа человеческой головы, или потому, что на нем казнили преступников, и тут находилось много их черепов и костей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Женщины и мужчины не могут отказывать друг другу в сексуальной близости на время поста, если они не достигли полного согласия по этому вопросу. Сказано: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1Кор.7,3–5 ). Смысл этих слов апостола Павла очевиден: воздержание от брачного ложа на время поста возможно только по взаимному согласию. Если такое согласие не достигнуто, то жены да покорятся мужьям, а мужья женам. В противном случае воздержание одного может оказаться падением для другого. Такого допускать нельзя! Строгий пост в субботний и воскресный день запрещается. Эти дни считаются праздничными: суббота – как памятник миротворения, воскресенье – как день восстания Христа из гроба (чем Бог Отец засвидетельствовал, воскресив Его из мертвых, что принял жертву Его). В эти дни можно во время Великого поста вкушать пищу с постным маслом. Во все дни года, кроме сплошных седмиц, в среду и пятницу надо поститься. Те, которые это делают, получают от Бога особое двойное благословение. Об авве Пахомии сказано в Древнем патерике, что однажды труп мертвого несли по дороге. Встретив погребальную процессию, авва Пахомий увидел двух Ангелов, сопровождавших мертвого сзади одра, и, размышляя о них, просил Бога, чтобы Он открыл ему касательно их. Пришли два Ангела к нему, и спросил он их: «Зачем вы, будучи Ангелами, сопровождаете мертвого?» И сказал ему Ангел: «Один из нас – Ангел среды, другой – пятка. И поскольку до тех пор, пока не умер он (умерший, процессию которого видел Пахомий), душа его не переставала поститься в среду и пяток, то мы сопровождаем этот труп. Так как даже до смерти своей сохранял он пост, то и мы прославляем его, добре подвизавшегося для Господа». И все же пост не есть только воздержание от определенных продуктов в рационе нашего питания. В таком случае пост являлся бы обычной диетою. Есть основная, она же и главная цель поста: цель поста – покаяние! И в этом смысле воздержание в пище – одно из условий поста, но не более того. Мы уже определились, что если постящийся не будет иметь в душе мира с ближними, то пост не принесет ему никакой пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И по окончании чтения поем: Слава долготерпению Твоему, Господи! Таже Слава в вышних Богу: Священник же ектению: Исполним утреннюю молитву: И прочее по обычаю, и по возгласе: Яко Бог милости: Славословие вседневное, ектения просительная [и молитва 12]. После молитвы главопреклонной – Священник: Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие: И читает одиннадцатое Евангелие от Иоанна, зачало 62 Во время оно, моли Пилата Иосиф, иже от Аримафея, сый ученик Иисусов, потаен же страха ради иудейска, да возмет тело Иисусово: и повеле Пилат. Прииде же и взят тело Иисусово. Прииде же и Никодим, пришедый ко Иисусови нощию прежде, нося смешение смирнено и алойно, яко литр сто. Прияста же тело Иисусово, и обвиста е ризами со ароматы, якоже обычай есть иудеом погребати. Бе же на месте, идеже распятся, верт, и в верте гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе. Ту убо пятка ради иудейска, яко близ бяше гроб, положиста Иисуса. В то время попросил Пилата Иосиф из Аримафеи, бывший учеником Иисуса, но тайным из страха перед Иудеями, взять тело Иисуса. И разрешил Пилат. Пришел он и взял тело Его. Пришел же и Никодим, приходивший к Нему в первый раз ночью, и принес состав из смирны и алоя около ста фунтов. Взяли они тело Иисуса и обвили Его пеленами, с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. Был же сад на том месте, где Он распят был, и в саду гробница новая, в которой еще никто не был положен. Там-то ради пятницы Иудейской, так как близко была гробница, положили Иисуса.   Ин 19:38–42 И по окончании чтения поем: Слава долготерпению Твоему, Господи! Стихиры на стиховне Глас 1 Вся тварь изменяшеся страхом,/зрящи Тя на Кресте висима, Христе:/солнце омрачашеся,/и земли основания сотрясахуся,/вся сострадаху Создавшему вся./Волею нас ради претерпевый,/Господи, слава Тебе. Все творение изменялось от страха,/видя Тебя, Христе, висящим на Кресте:/солнце омрачалось и основания земли колебались,/все сострадало Создавшему все./Добровольно все за нас претерпевший,/Господи, слава Тебе! Глас 2. Стих: Разделиша ризы Моя себе,/и о одежди Моей меташа жребий.

http://foma.ru/velikij-chetverg.html

   Но если кто пожелает дать и другое толкование тому, что гроб называется новым и что в нем никто не был положен ранее, то может сделать, например, такое: гроб называется новым, в котором никогда никто не лежал, для того, чтобы верили, что, кроме Иисуса, никто другой не воскрес. Ин.19:42. Ту [тамо] убо ради пятка иудейска, яко близ бе гроб, положиша Иисуса    Говорит не просто только о том, что был погребен или что сад «был вблизи» креста и в нем — «новый гроб», но указывает и на то, что «был положен», не оставляя без сообщения ни малейшей частности. И это потому, что исповедание и знание смерти Христа есть подлинно самое необходимое в признании и утверждении тайны (веры христианской). Поэтому и премудрейший Павел, определяя нам правило веры, говорит так: «Близ тебя слово есть, в устах и в сердце твоем, то есть слово веры, что проповедуем, потому что ежели скажешь в устах твоих: Господь Иисус, и уверуешь в сердце твоем, что Бог воскресил Его из мертвых, спасешься: сердцем ведь веруется в праведность, устами же исповедуется во спасение» (Рим.10:8-10). И в другом месте опять: «Предал я ведь вам во-первых то, что и принял, что Христос умер за грехи наши, по Писаниям, и что погребен был, и что воскрес в день третий, по Писаниям» (1Кор.15:3-4). Таким образом, необходимейшее и об этом делает нам писатель книги сообщение. Ведь действительно подобало веровать, что и умер и погребен, ибо после этого уже должна была явиться истинная вера в то, что и, разорвав узы смерти, восшел, как Бог в собственную жизнь. В самом деле, невозможно было, чтобы смерть овладела Им (Деян.2:24). Будучи Жизнью по природе, мог ли Он подвергнуться тлению. Тот, «в ком живем и движемся и существуем» (Деян.17:28), разве бы мог подлежать законам нашей природы, а не, напротив, как Бог легко оживотворил то, что не имеет жизни? :glava20 Ин.20:1-9. В единый [первый день] же суббот [недели] Мария Магдалина прииде заутра, тьме еще сущей, ко гробу и виде камень взят от гроба. Тече убо и прииде к Симону Петру и к другому ученику, егоже любляше Иисус, и глагола им: взяша Господа от гроба, и не вем[ы], где положиша Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

      Евангельское чтение этого дня - особое, составленное из описаний Тайной Вечери всеми четырьмя евангелистами.       «Херувимская песнь» и причастные стихи заменяются пением следующей молитвы:       «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». О Великом пятке Все богослужение Великого пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека.       Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы.       Первое и самое длинное из них - Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как «Путь и Истину и Жизнь», как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с апостолами прочерчивается радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Заканчивается это евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая являет нам весь смысл прихода Спасителя:       «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»       Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея.       В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях.       Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня.       Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение - «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница - большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2118...

Александра Г. 27 июля 2020, 12:48 Александр, удивление и недоумение вызывает превозношение над другими людьми в ваших комментариях и многие комментаторы вам об этом пишут, но вы как будто не слышите. Эта черта характера вряд ли придется по нраву " обычной православной девушке " . Иулиания 27 июля 2020, 12:32 Понимаю Александра. Сама ни разу не была замужем. Хотя в разные годы знакомился даже венчанный в прошлом. Поняла для себя - новых отношений из таких старых отношений не хочу. В Евангелии, дорогие, четко написано для всех: и кто женится на разведенной - тот прелюбодействует. Нравится это или нет - что есть, то есть. Сегодня человек очень хочет переделать Православие под свои немощи. Местами это даже получилось. Поэтому Господь не зря задаётся вопросом: приду и найду ли хоть одного праведника?.. Александр 27 июля 2020, 08:32 Денис26 июля 2020, 13:12 [Александр, вы про суд совести для язычников (и неверующих) в курсе?] Слыхал, только какое это имеет отношение к вопросу? Каноны запрещают не только жениться на язычниках и неверных, но и за стол садиться с ними, если вы не в курсе. К сведению, анафема за такие вещи полагается. [Только мы спасемся, в жёны подавай без малого святую и так далее.] Никто тут святых и бестелесных праведниц не ищет. Святые на небе. Требуются сугубо базовые понятия и исходящее из них поведение. Александр 27 июля 2020, 08:24 И. [А Вы знаете, кто, когда и как придет ко Христу, а кто нет?] В общих чертах и я знаю и вы знаете и все знают. Об этом написано в Библии и, в частности, в Послании. " Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют " При этом опять вспомним, что разведённые неканонически и женатые вторым браком - это прелюбодеи. Просто большинство комментирующих рассчитывают не на то, что написано в Писании, а на авось. Зачесалась левая пятка - разведусь, авось ничего не будет. Выйду замуж третьим разом - авось прокатит. И в том же духе.

http://pravoslavie.ru/132794.html

Во имя этой свободы Господь и не препятствует Иуде: «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13, 27). Действительно, никто не принуждал Иуду к предательству: он сам «пошел и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им» (Лк. 22, 4). Свободная воля его была уже помрачена и предана в руки лукавого. Евангелист свидетельствует об этом: «Вошел же сатана в Иуду» (Лк. 22, 3). Действуя прикровенно, нечистый дух часто скрывает от самого человека, над которым он получил власть, истинные мотивы поступков. Во всяком случае, несмотря на то, что Иуда требует у первосвященников деньги за свои услуги, он имеет в виду и еще какую-то свою цель. В церковном песнопении Страстной Пятницы воспроизводится этот его дополнительный мотив: «Что ми подаете, и предам вам оного, закон разорившего, и осквернившего субботу» (Седален утрени Святого и Великого Пятка). Толкователи Евангелия приводят свидетельства, что Иудой двигали, помимо сребролюбия, и побочные побудительные мотивы, которые могли несколько скрашивать в его помраченном сознании слишком уж неприглядную изнанку предательства. Ведь потом, когда он раскаялся и возвратил тридцать сребреников, он так определил свое деяние: «Согрешил я, предав Кровь невинную» (Мф. 27, 4), как будто бы, предавая Христа, он полагал, что эта Кровь была в чем-то «виновата». М. Барсов указывает на подкладку сребролюбивого замысла Иуды: он разочаровался в Учителе. «Когда же он увидел, что ему от Иисуса Христа нельзя ждать никаких временных выгод, то охладел к Нему до того, что даже тридцать сребреников могли расположить его сделаться Его предателем» . Очевидно Иуда, даже и следуя за Христом в течение почти четырех лет, так и не понял, кем на самом деле был его Учитель и Чьим учеником он являлся. Вероятно, сначала его привлекали слова Христа о Его царстве, и он рассчитывал получить в нем высокое и почетное место. Слова Христа: «Я завещаваю вам… царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в царстве Моем, и сядете на престолах – судить двенадцать колен Израилевых» (Лк. 22, 29, 30) – он, как, впрочем, и другие ученики, понял лишь применительно к земной власти и земной жизни.

http://pravoslavie.ru/3065.html

И послушай евангелиста Иоанна, говорящего: И связав Его, вывели в преторию, и они не вошли, чтобы не оскверниться, но чтобы есть Пасху ( Ин. 18:28 ). Обычай этот у иудеев – вечером приносить жертву или вкушать Пасху, то есть вечером пятка. Латинянин. Так что же Христос? Разве не приобщался и Он опресноков до тридцати трёх лет? Христианин. Да, и не только опресноков, но и обрезание и всё, что относится к закону, Он исполнял не как противник Бога 45 , а как подобает людям. Латинянин. Апостол говорит: Вы бесквасны, и не празднуйте с закваскою порока и лукавства, но с опресноками ( 1Кор. 5:7–8 ) и: Малая закваска квасит все тесто ( 1Кор. 5:6 ). Христианин. О, какое неведение! Апостол говорит это как притчу. Символом злобы он называет закваску, а сама она не есть зло, да не будет! Но он показал вред и ущерб, от лукавства и злобы происходящий через закваску, как и Господь в Евангелиях открыл ученикам: Блюдите себя от закваски фарисеев и саддукеев, которая есть лицемерие ( Лк. 12:1 ). Латинянин. Об исхождении же Святого Духа мы хорошо говорим, что от Отца и Сына исходит Дух Святой. Так это или нет? Христианин. Очень плохо и опасно вы говорите; вот вы устанавливаете два начала. Таковым был Манес и Маркион. Послушай Господа, говорящего: Когда придёт Утешитель, Дух истины, Которого Я пошлю вам, Который от Отца исходит ( Ин. 15:26 ). Тогда чего большего ты ищешь? Латинянин. Но поскольку я слышу Господа, говорящего: Я и Отец – одно ( Ин. 10:30 ), я боюсь, как бы мне не разделить единое, или не умалить, как Арий и Несторий. Христианин. Услышь, человече, надёжное суждение, если хочешь. Когда мы говорим, что от Отца исходит Дух Святой, а не от Сына, мы не разделяем природу, как вы говорите, но ипостаси разделяем, как отцы, соборно, когда и папа Дамас председательствовал через местоблюстителя 46 , точно постановили, что отличительное свойство Отца – причинность и нерождённость, Сына – рождение, а Духа – исхождение. Если же Дух от Сына, то Сын стал бы отцом Духа, как вы говорите. В таком случае Отец – дед Духа, согласно вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда придешь во царствие Твое». «Истинно говорю тебе, – сказал Иисус, – сегодня же со Мною будешь в раю». Страждущий Богочеловек возгласил велиим гласом: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» и этими словами окончил земную жизнь Свою. После 8-го Евангелия положен трипеснец, дивное творение Космы Маюмскаго (в виду особой назидательности и чудной красоты, мы приводим его в приложении к нашей брошюре целиком в русском переводе) с глубиной мысли и чувства изображающее события Великого пятка. В 9-м Евангелии благовествуется об утешительных словах Господа со креста Богоматери и о поручении Ей Ап. Иоанна вместо сына, наконец, о смерти и прободении Спасителя. При кресте Господа нашего Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери его – Мария Магдалина. Видя Матерь и возлюбленного ученика, Господь сказал Матери Своей: «Жено, вот сын Твой, и ученику: «Вот Мать твоя» и с этого времени взял ученик Ее к себе. Потом Господь, ведая, что всё уже совершилось, сказал: «Жажду». Нашлись люди, которые поспешили напоить уксусом губку и на трости поднести к устам Его. Он вкусил и со словом «Совершилось» преклонил голову и предал дух 11 . Дабы не оставить тела на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, иудеи молили Пилата, чтобы пробили голени их и сняли тела со крестов. Иисус Христос уже умер, и у Него не пробили голеней, но один из воинов, в угождение иудеям, пронзил копием ребро Господа, и таким образом поругался даже над мертвым Его телом, и абие изыде кровь и вода. «Совершилось неизреченное таинство, – говорит Златоуст, – не случайно истекли источники крови и воды, но потому, что из того и другого составлена церковь , водою возрождаются, а кровию и плотию питаются» 12 . После этого Евангелия поется «Всякое дыхание» и стихира хвалитная; первую из них мы приведем здесь в русском переводе. «Два преступления совершил первородный Мой сын Израиль: оставил Меня – источник воды жизни, выкопал себе родник отравы; распял Меня на древе, а Варавву выпросил и отпустил.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

То же пишут блаженный Феофилакт и Евфимий Зигабен, чьи толкования на Евангелие от Иоанна вторичны по отношению к трудам свт. Иоанна Златоуста, прпп. Ефрема Сирина и Андрея Критского. Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна// Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. СПб.: Изд. СПбДА, 1902. Т. 8, ч. 1. Беседа LXIII. С. 413. Иконийский, святитель. Слово на воскрешение Лазаря. Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 4. более всего славно было то, что он беспрепятственно шествовал, хотя ноги и лицо его были со всех сторон обвиты погребальными пеленами» (Амфилохий Иконийский, святитель. Слово на воскрешение Лазаря). Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 5. Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 8. Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 3. на утрене Лазаревой субботы. Творение господина Феофана. Песнь 1. Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 5. же. Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXIV. С. 423. Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 1. же. Песнь 3. Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 3. же. Песнь 5. же. Песнь 8. Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 3. Златоуст, святитель. Против аномеев слово девятое// Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. СПб.: Изд. СПбДА, 1898. Т. 1, ч. 2. того и спрашивает: ‘где вы положили его’ (Ин. 11: 34)? — чтобы те, которые сказали: ‘пойди и посмотри’, и которые привели Его, не могли сказать, что Он воскресил другого; чтобы и голос, и руки свидетельствовали: — голос, говоривший: — ‘пойди и посмотри’, — руки, отвалившие камень и разрешившие повязки; также — зрение и слух, — слух, так как слышал голос, — зрение, так как видело исшедшего (из гроба); равно и обоняние, так как оно чувствовало смрад, — ‘уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе’». Иоанн Златоуст, святитель.

http://pravmir.ru/voskreshenie-pravednog...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010