Последования утрени с чтением 12-ти Страстных Евангелий, царских часов, изобразительных, вечерни и малого повечерия Великого Пятка 16 апреля 2020 г. 15:30 Последования утрени с чтением двенадцати Страстных Евангелий (по традиции утреня совершается в четверг вечером), царских часов, изобразительных, вечерни и малого повечерия с каноном о распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы Великого Пятка для домашнего (келейного) совершения (в формате Word). В уставные чтения Великого Пятка добавлен новый перевод с греческого языка Слова свт. Георгия Никомидийского. Образы из этого Слова повлияли как на иконографию Страстей Христовых, так и на тексты похвал, которые поются на утрене Великой Субботы. Перевод выполнен Д.Е. Афиногеновым, ведущим научным сотрудником ИВИ РАН, специально для данной публикации. Утреня Великого Пятка Царские часы и изобразительны Великого Пятка Вечерня Великого Пятка Малое повечерие Великого Пятка Уставные чтения Великого Пятка   Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5622910.ht...

Патриаршее служение в канун Великого Пятка. Утреня с чтением 12-ти Евангелий в Храме Христа Спасителя Версия для печати 2 мая 2013 г. 18:00 2 мая 2013 года, в канун Великого Пятка, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя утреню с чтением 12-ти Евангелий Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Начало богослужения в 18.00. Для получения аккредитации необходимо оформить заявку согласно образцу . Прием заявок проводится до 15.00 30 апреля по электронной почте accredit@patriarchia.ru . Тел. для справок (499) 578-03-49. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2925122.ht...

Патриаршее служение в канун Великого Пятка в Храме Христа Спасителя 25 апреля 2019 г. 21:22 Вечером 25 апреля 2019 года, в канун пятницы Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню Великого Пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5420351.ht...

Предстоятель Русской Церкви совершил утреню с чтением 12-ти Евангелий Страстей Христовых Код плеера Livejournal Liveinternet Код плеера Livejournal Liveinternet 1 апреля 2010 г. 22:59 Вечером 1 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню Великого пятка  с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . Его Святейшеству сослужили епископы Дмитровский Александр и Бронницкий Игнатий ; ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев ; клирики Храма Христа Спасителя; московское духовенство. Перед началом утрени из алтаря вышла процессия священнослужителей во главе со Святейшим Патриархом Кириллом, несшим Евангелие.  Епископ Дмитровский Александр возложил на аналой в центре храма ковчег с частицей Ризы Господней , епископ Бронницкий Игнатий — Гвоздь Господень. Частица Ризы и Гвоздь, ранее хранившиеся в Успенском соборе Кремля , были переданы Храму Христа Спасителя из кремлевских музеев в декабре 2007 года. По традиции после пятого Евангельского чтения Предстоятель Русской Православной Церкви вошел в алтарь и под пение антифона «Днесь висит на Древе» вынес из алтаря и установил посреди храма крест с изображением Распятия, после чего были прочитаны семь Евангелий, посвященных Крестным мукам Спасителя. Завтра в 14.00 Святейший Патриарх Кирилл совершит вечерню с выносом Святой Плащаницы в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1129324.ht...

Предстоятель Русской Церкви совершил утреню с чтением 12-ти Евангелий Страстей Христовых Москва, 1 апреля 2010 года Вечером 1 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню Великого пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает Патриархия.ru Фото: Патриархия.ru Его Святейшеству сослужили епископы Дмитровский Александр и Бронницкий Игнатий; ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев; клирики Храма Христа Спасителя; московское духовенство. Перед началом утрени из алтаря вышла процессия священнослужителей во главе со Святейшим Патриархом Кириллом, несшим Евангелие. Епископ Дмитровский Александр возложил на аналой в центре храма ковчег с частицей Ризы Господней, епископ Бронницкий Игнатий — Гвоздь Господень. Частица Ризы и Гвоздь, ранее хранившиеся в Успенском соборе Кремля, были переданы Храму Христа Спасителя из кремлевских музеев в декабре 2007 года. По традиции после пятого Евангельского чтения Предстоятель Русской Православной Церкви вошел в алтарь и под пение антифона «Днесь висит на Древе» вынес из алтаря и установил посреди храма крест с изображением Распятия, после чего были прочитаны семь Евангелий, посвященных Крестным мукам Спасителя. Завтра в 14.00 Святейший Патриарх Кирилл совершит вечерню с выносом Святой Плащаницы в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 2 апреля 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/34751.html

Часы Великого пятка по внутреннему составу также отличны от обыкновенных великопостных часов. Прежде всего, все четыре часа поются за один раз и совершенно отдельно от всякой другой службы. Потом, псалмы избраны особенные, в которых есть соотношение с воспоминаемыми событиями. Дальше, на каждом часе поются стихиры, читаются паремия, апостол и Евангелие. Наконец, все это заключается чтением блаженных и пр., как заключаются часы пред преждеосвященной литургией. Так составленные часы поются трижды в году в навечериях величайших праздников: Христова Рождества, Крещения и в Великий пяток. Они называются царскими, потому что в Греции, когда она еще процветала, установлено было петь их в придворной церкви в присутствии государя. Памятником этого доселе сохраняется торжественнейшее возглашение многолетия, по окончании часов, царствующему лицу, с самым подробным исчислением всех подвластных земель и народов, и всему царствующему дому. Часы Великого пятка составлены Кириллом, архиепископом Александрийским. По уставу их должно начинать во втором часу дня, в восьмом утра по нашему счету. Вот состав первого часа. После обыкновенного начала псалмы: пятый, второй и двадцать первый. В них, как и в псалмах прочих часов, пророчества о воспоминаемых в этот день событиях. «Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Боже мой! ( Пс. 5:3 ). Кровожадного и коварного гнушается Господь ( Пс. 5:7 ). Нет в устах их истины, внутри их разврат, гортань их открытый гроб ( Пс. 5:10 ). Почто мятутся народы и племена замышляют тщетное? Вельможи собираются вместе против Господа и против помазанника его ( Пс. 11:1–2 ). Боже мой! Боже мой! внемли мне, почто ты оставил меня, удаляясь от спасения моего, от слов вопля моего? ( Пс. 21:2 ). Я в поношении у людей, в презрении у народа. Все, видящие меня, ругаются мне, расширяют уста, кивают головой и говорят: он положился на Господа, пусть избавит его, пусть спасет его, если благоволить о нем (что за точность предсказания! Как будто Давид стоял у самого креста и слышал эти вопли: «уповал на Господа, пусть теперь избавит его, если Он угоден Ему» и т. д.). Сила моя иссохла, как череп, язык мой прилипнул к устам; и в персть смерти Ты полагаешь меня. Окружили меня псы, толпа злых ходит вокруг меня, пронзили руки мои и ноги мои. Они смотрят и делают из меня зрелище. Делят ризы мои по себе, и об одежде моей мечут жребий. Вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред лицем Его все племена язычников» ( Пс. 21:7–9, 16 –19, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Повечерие этого дня малое, с трипеснцем, затем полунощница и утреня. Утреня Великого Пятка имеет особое название: Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Это знаменитейшая служба, в просторечии именуемая «чтением двенадцати Евангелий». Что это за служба? Это, собственно, будничная утреня, как это ни странно звучит для таких важнейших дней года. Но в этой будничной утрени чтение кафизм заменено развернутым чтением Евангелия, которое перемежается с обычными текстами из Часослова и Служебника. Каково же последование этого богослужения? Естественно, двупсалмие и шестопсалмие, ектенья великая и Аллилуйя. Особое внимание обратим на то, что после Аллилуйя следует тропарь. Казалось бы, это должен быть тропарь Великого Пятка, однако здесь поется тропарь Великого Четверга – Егда славнии ученицы. Вообще вопрос о тропаре Великого Пятка – это сложный и каверзный вопрос, потому что в начале утрени поется один тропарь, совпадающий с тропарем Великого Четверга, в конце утрени будет петься уже другой тропарь, а на каждом из Великих часов Великого Пятка употребляется свой, особый тропарь. Поэтому на вопрос о тропаре Великого Пятка нельзя ответить однозначно, так как в службе употребляется несколько тропарей, на каждом месте свой. Итак, после Аллилуйя Устав указывает «косно и со сладкопением» трижды спеть Егда славнии ученицы. В этот момент мы чувствуем взаимопроникновение, слияние тем этих дней, несмотря на то, что и Четверг, и Пятница, и Суббота имеют каждый свою ярко выраженную тему. Мы как бы постоянно возвращаемся к темам предыдущего дня: Великий Пяток – а все еще поется про Иуду, Великая Суббота – а мы все еще слышим про погребение, про предательство... После малой ектеньи начинается чтение Евангелий. Для обобщения можно сказать так: после первых пяти Евангельских чтений должны петься антифоны, по три антифона после каждого чтения. Таким образом, получается пять Евангелий и пятнадцать антифонов. После антифонов возглашается малая ектенья, и по ектеньи седален. Как видите, очень похоже на то, что бывает при чтении кафизм: кафизма, ектенья, седален. Антифоны эти замечательно хороши, о предательстве, о беззаконии, и снова говорят об Иуде. Здесь возникают новые мотивы, новые мысли о том, что же совершилось в его судьбе, в чем же загадка его жизни. Об этом говорит седален после второго Евангелия:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Повечерие этого дня малое, с трипеснцем, затем полунощница и утреня. Утреня Великого Пятка имеет особое название: Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Это знаменитейшая служба, в просторечии именуемая «чтением двенадцати Евангелий». Что это за служба? Это, собственно, будничная утреня, как это ни странно звучит для таких важнейших дней года. Но в этой будничной утрени чтение кафизм заменено развернутым чтением Евангелия, которое перемежается с обычными текстами из Часослова и Служебника. Каково же последование этого богослужения? Естественно, двупсалмие и шестопсалмие, ектения великая и Аллилуйя. Особое внимание обратим на то, что после Аллилуйя следует тропарь. Казалось бы, это должен быть тропарь Великого Пятка, однако здесь поется тропарь Великого Четверга — Егда славнии ученицы. Вообще вопрос о тропаре Великого Пятка — это сложный и каверзный вопрос, потому что в начале утрени поется один тропарь, совпадающий с тропарем Великого Четверга, в конце утрени будет петься уже другой тропарь, а на каждом из Великих часов Великого Пятка употребляется свой, особый тропарь. Поэтому на вопрос о тропаре Великого Пятка нельзя ответить однозначно, так как в службе употребляется несколько тропарей, на каждом месте свой. Итак, после Аллилуйя Устав указывает «косно и со сладкопением» трижды спеть Егда славнии ученицы. В этот момент мы чувствуем взаимопроникновение, слияние тем этих дней, несмотря на то, что и Четверг, и Пятница, и Суббота имеют каждый свою ярко выраженную тему. Мы как бы постоянно возвращаемся к темам предыдущего дня: Великий Пяток — а все еще поется про Иуду, Великая Суббота — а мы все еще слышим про погребение, про предательство… После малой ектеньи начинается чтение Евангелий. Для обобщения можно сказать так: после первых пяти Евангельских чтений должны петься антифоны, по три антифона после каждого чтения. Таким образом, получается пять Евангелий и пятнадцать антифонов. После антифонов возглашается малая ектения, и по ектеньи седален. Как видите, очень похоже на то, что бывает при чтении кафизм: кафизма, ектения, седален. Антифоны эти замечательно хороши, о предательстве, о беззаконии, и снова говорят об Иуде. Здесь возникают новые мотивы, новые мысли о том, что же совершилось в его судьбе, в чем же загадка его жизни. Об этом говорит седален после второго Евангелия:

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Доколе Евангелие находится на средине храма, Царские двери не затворяются. Евангелия располагаются между песнопениями утрени таким образом: 1-е Евангелие читается после великой ектении, пения Аллилуиа, тропаря: «Егда славнии ученицы» и малой ектении (Триодь). Пред Евангелиями: 2-м, 3-м, 4-м, 5-м и 6-м положены по три антифона, малая ектения [ектении глаголются от диакона или иерея до 8-го Евангелия (Тип., послед. Вел. пятка), т. е. семь ектений] и седален 992 , при которых седальнах не позволяется сидеть, за еже кадит тогда иерей или диакон св. трапезу. Таким образом, чтением Евангелия на этой утрени заменяется чтение кафизм. По 6-м Евангелии поются: «Блаженны» с тропарями, оканчивающимися словами: «Помяни нас, Спасе, во царствии Твоем»; после Блаженн и малой ектении пред 7-м Евангелием, в котором говорится о смерти Господа на кресте, произносится прокимен: «Разделиша ризы Моя себе». После пения прокимна читается 7-е Евангелие 993 . Пред 8-м Евангелием читается 50-й псалом (в монастырях бывает еще чтение толкования Евангелия). Затем, поется трипеснец (5, 8 и 9 песни), читается 8-е Евангелие. 9-е Евангелие читается по конце трипеснца и светильня. 10-е Евангелие читается после пения: «Всякое дыхание» и стихир на хвалитех. 11-е Евангелие читается после чтения (а не пения): «Слава в вышних Богу» и ектении: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви». 12-е Евангелие читается после стихир стиховных. Засим утреня кончается обычно: читается: «Благо есть», «Трисвятое». «Отче наш», поется тропарь: «Искупил ны еси от клятвы законныя», произносится ектения: «Помилуй нас, Боже». Иерей после возгласа говорит: «Премудрость» и отпуст: «Иже оплевания и биения» (Служебн. и отдельн. служба на каждый день). Первый час не соединяется с утреней, а бывает вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами (Тип., послед. Вел. пятка) 994 . На часах Великого пятка, на вечерне и затем на утрени Великой субботы один и тот же отпуст: «Иже нас ради человек и нашего ради спасения» (Особ. книга: Службы на кажд. день страсти, седм.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Какие возгласы должне произносить священник после каждой малой ектении пред чтением евангелий на утрени Великого пятка? Возгласы эти указаваются в особо изданной службе на Великий пяток и суть следующие: после 1-й (по пении аллилуйя и тропарей): «Яко Твоя держава»; после 2-й —!Яко подобает Тебе великая слава»; после 3-й — «Яко благословися и пославися»..; после 4-й — «Яко Ты еси Бог наш»; после 5-й — «Яко благословися всесвятое имя Твое»..; после 7-й — «Яко Тя хвалят все силы небесные»… Следует ли производить трезвон при выносе плащаницы из алтаря на средину храма на вечерне Великого пятка? Следует, при чем за перезвоном должен следовать трезвон (Ц. В, 1897 г., Какой должен быть звон при обношении св. плащаницы в Великую субботу: трезвон торжественный, или перезвон — перевод колоколов — печальный? Судя по событию, из печальных печальнейшему и глубоко-трогательному, каково перенесение и затем погребение святейшего тела Мертвеца-Животодавца, и звон колоколов должне быть «перезвон, или перевод» — печальный. В самом деле, если и при выносе тела всякого усопшего православного бывает перевод колоколов, печальный; то не тем ли более должен быть таковой при обношении св. Тела Иисуса Христа. Но если в воспоминании этого события производить «трезвон» — торжественный, как это делается в некоторых приходских церквах и монастырях; то чем же будет отличаться таковой от перезвона на день св. Пасхи и во всю Святую седмицу, когда воспоминается преславное торжество Победителя над адом и смертию воскресшего Господа нашего Иисуса Христа? (Р.д.С.П., 1877 г., Во сколько часов полагается вынос плащаницы в Страстную пятницу? Вынос плащаницы полагается, как известно, за вечерней, по пении стихирь: «Тебе одеющегося светом яко ризою»… при пении тропаря: «Благообразный Иосиф»; самая же вечерня совершается или «в 10-м часу дня» (Типикон, последование Великого пятка), т. е., по современному исчеслению часов, в 3 часа по-полудни, или, если в Великий пяток придется Благовещение, в 8-м часу дня (Типикон, последование 25 марта), т. е. во 2-м часу дня (Ц. В-к, 1900 г.,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010