Постясь и неся наш посильный подвиг ради Христа, мы приобретаем очень хорошее свойство. Через воздержание учимся терпению, постоянству, и это тоже очень важно, потому что этих качеств часто нам так не хватает. Человек — существо изменчивое и греховность в нас эту изменчивость усиливает. А когда мы стараемся быть постоянными в молитве, воздержании, в чутком, внимательном взгляде на себя, вниманию к своему сердцу, мы приобретаем это очень важное свойство, которое называется духовным постоянством. Все это служит нашему духовному преображению и встрече той радости, которая открывается нам в воскресшем Спасителе. Потому что свидетельство о Воскресении может быть воспринято нами духовно глубоко только тогда, когда мы сами приобщимся, хотя бы немного, к тем страданиям, которые претерпел Христос за наше спасение. Он претерпел страдания и смерть за наши грехи, но и нам, грешным, необходимо тоже в этом смысле немного потерпеть, пострадать в борьбе со страстями, потому что борьба с грехами приближает нас к познанию Бога и очищению нашего сердца. Мы становимся ближе к Богу, а через Него открывается подлинная, настоящая любовь к ближним. Еще раз хочу сказать, чтобы вы помнили — цель поста — это удержание от всякого рода зла. Наш пост не должен сводиться только к гастрономическим ограничениям. Нужно и сердце удерживать от нечистых желаний и ум воздерживать от злых помыслов. Язык удерживать от злых, раздражительных, гневных, пустых слов, не смотреть бесконечные сериалы, лучше бы вообще выключать телевизор, чтобы больше времени было на чтение, потому что современные люди фактически перестают читать. А ведь мы много чего не знаем, даже те люди, которые считают себя церковными, очень мало знают о том, что называется духовной жизнью. Поэтому есть такая традиция Великим постом в первую седмицу вычитывать всю псалтирь, лучше с толкованиями, а в последнюю – страстную, прочитывать все 4 евангелия. Еще в первые четыре дня первой седмицы великого поста будет читаться канон Андрея Критского. Это покаянный канон, он читается 1 раз вы году и помогает настроится православному христианина на покаяние перед Богом. В нем даются прекрасные образы покаяния, образы падений и восстаний на примере лиц и событий библейской истории. Что такое покаяние? Это изменение ума и сердца. Если наше сердце действительно этим озабоченно, то этот канон даст нам покаянные мысли и чувства так необходимые для победы на поприще последующего времени Великого поста. Да дарует нам всем Господь благодать покаяния!

http://pravmir.ru/episkop-vyksunskij-var...

В каком еще богослужебном тексте идет речь о переходе через Чермное море? Это 1-я библейская песнь. Она начинается словами: «Поим Господеви славно бо прославися, коня и всадника вверже в море». Один из ирмосов строится на этой строчке из библейской песни. Вторая строчка – тоже знакомый ирмос: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и превознесу Его». Этими словами начинается глава 15 книги Исход. Это песнь Моисея, которую он воспел вместе с другими сынами Израилевыми после перехода через Чермное море. Когда мы слышим библейские песни? Когда канон читается правильно (не с припевами, а перемежаясь со стихами библейских песней: стих – тропарь). Эти же строчки из библейских песней служат ирмосами к песням канона. Либо сочиняется другой ирмос, но на ту же тему, и тогда каждая первая песнь всякого канона всегда посвящена переходу через Чермное море и в той или иной форме повторяет, перефразирует слова из этой песни Моисея. Например, Великий канон Андрея Критского начинается словами из этой библейской песни, в точности повторяя ее: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение…» Канон Ангелу-хранителю начинается словами похожими: «Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися». В каноне же покаянном это уже не строки из канона, а ирмос на ту же тему: «Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше». И, наконец, совершенно особое место занимает эта библейская песнь в Страстную Субботу, потому что после 6-й паремии чтец глаголет стих из этой песни, а хор к каждому прочитанному стиху припевает слова: «Славно бо прославися». Чтобы завершить тему, хочу обратить ваше внимание на одну интересную догадку Ефрема Сирина . Библейская песнь в 15-й главе кончается 19-м стихом, а дальше идут такие слова: «Взя же Мариам пророчица, сестра Ааронова, тимпан в руце свои, и изыдоша вся жены вслед ея со тимпаны и лики. Преднача же им Мариам, глаголющи: поим Господеви, славно бо прославися, коня и всадника вверже в море» – те же слова, которыми началась песнь Моисея. Значит, Моисей воспевал эту песню с мужчинами, а Мариам стала повторять ее с женщинами. «Так, – говорит св. Ефрем Сирин , – в день сей разделился народ на два лика, чтобы воспеть достойную песнь Разделившему в тот день море и Потопившему его гонителей. Моисей в лике мужей, а Мариам в лике жен воспевали: Пойте Господеви славно прославившемуся, потому что не утруждаясь истребил врагов и пребывал в покое, навел на них все казни» (св. Ефрем Сирин Толкование на книгу Исход, т.6, с. 365). Отсюда следует, что само антифонное пение восходит именно к этому событию – к переходу через Чермное море.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Фото: Виктор Велин Канон Андрея Критского в изложении для детей — Как научить ребенка молитве, если большинство молитвословий носят покаянный характер, а нашим детям ещё и каяться, по сути, не в чем? Они радостны и открыты миру, а мы их в сокрушение о каких-то грехах пытаемся вогнать… — Начало понимания своей греховности знаете где полагается? — В нашем сострадании чужой ошибке. Когда нам жалко, что человек преткнулся, и мы просим Бога, чтобы Он его простил, и радуемся вместе с этим человеком, когда он получает от Бога и прощение, и оправдание. Собственно говоря, на этом и построены наши покаянные каноны. Есть личный покаянный канон, и он, действительно, может быть для ребенка пока сложен. Но, например, Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского весь состоит из жизненных событий, которые можно изложить ребенку так, чтобы он понял: вот история о том, как человек ошибся, какой вред нанес себе и окружающим, как иногда ожесточался в этих ошибках, а потом всё равно осознавал свою неправоту. На таких примерах ребенок получает способность анализировать собственные поступки и своё положение и, когда повзрослеет, сможет применить навык этого анализа к своей духовной жизни. Но за этим инфантилизмом — когда человек не чувствует ответственности перед Богом и внешним миром, пребывает как бы под родительским «покрывалом» — необходимо внимательно следить. Это сейчас в наших детях очень сильно проявляется, по разным причинам. У каждого ребенка своя мера взросления, но нужно употреблять и наше педагогическое чувство, чтобы помочь ему из этого инфантилизма вырасти. Беседовала Юлия Коминко Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме

http://pravmir.ru/podrostok-kotoryiy-ne-...

величает Тебя православно Матерью Богоневестною. Недуги исцеляя, нищим благовестил Христос, Божий Логос, увечных врачевал, ел с мытарями, с грешниками беседовал, дочери Иаировой душу отшедшую касанием руки возвратил. Спасся мытарь и вразумилась блудница, а фарисей хвалящийся осудился, - ибо те вопияли: очисти меня! и: помилуй меня! - сей же величался: благодарю Тебя, Боже, что я не таков, - и прочими словами безумными. Закхей был мытарь, но однако же спасся, а Симон-фарисей соблазнился, и блудница прощение верное приняла от Имеющего власть разрешать от греха; ты же, душа, покаянию её подражай. Той блуднице, о душа моя окаянная, не подражала ты, взявшей мира сосуд алавастровый и, со слезами мешая, умастившей Спасовы ноги, отерев волосами своими, - Он же раздрал грехов её перечень прежний. Города, которым благовестил Христос, ведаешь ты, душа, как прокляты они были. Устрашись же примером, чтобы не быть тебе как они, Содому Владыкою уподобленные, осуждённые даже до ада. Да не горше отчаянием, о душа моя, явишься хананеянки, слышала ты веру, которой ради дочь её исцелилась Божиим словом; возопи же Христу, как она, из глубины сердечной: спаси и меня, Сыне Давидов! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Прославим Отца, Сына превознесём, с верою почтим поклонением Духа Божественного, - Троицу нераздельную, Единицу существом; поклонимся Свету Единому - и Триипостасному, Жизни Единой - и в трёх существующей Лицах, - Богу животворящему и просвещающему до концов вселенной. И ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Храни Твой удел, Пречистая Богородица, ибо в Тебе он верою царствует, в Тебе укрепляется, и Твоею победою всякое искушение одолевает, и вражескую отъемлет добычу, и послушание Богу проходит. Великий канон Андрея Критского, читаемый в четверг первой седмицы Великого поста Песнь первая Ирмос: Помощник и Покровитель стал во спасение мне, Он — мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и вознесу Его, - ибо Он славно прославился. Агнец Божий, взявший грехи всех, возьми грехов моих тяжкое бремя,

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-pok...

Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни… — мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу. Или другими словами, — отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося. Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается. Епископ Виссарион (Нечаев) Толкования уроков покаяния Предварительные замечания

http://pravmir.ru/velikij-post-velikij-p...

В такой космологической и антропологической перспективе построена вся церковная жизнь. В ней проходит всякое церковное служение, включая и службу Великого канона. Но, предполагаемая всегда в полноте, она может быть высвечена ярче отдельными своими сторонами соответственно более частной – врачующей или усовершающей – задаче конкретного богослужения. Совершаемая в середине великопостного поприща, служба Великого канона призвана помочь человеку осмыслить трагизм противоестественного состояния, в которое его погрузил грех , укрепляя в решимости вернуться в первоначальное достоинство, согласное с естеством, усовершенным во Христе. Поэтому многое в каноне служит изображению этого достоинства. Позвольте мне подробнее остановиться на этом. 2. Антропология первозданного Естественное для человека четко определяется его состоянием до падения: Брение Здатель живосоздав, вложил ecu мне плоть и кости, и дыхание и жизнь... 429 Приводя в бытие человека, Творец устраивает телесное («плоть и кости») и душевное («дыхание и жизнь»). Эти два измерения человека органично связывают личность с вещественным и умным тварными мирами, объединяя в нем как в «малом мире» все творение. Естественным образом устроенная в тварном мире личность, человек в его целости онтологически укоренен в Боге как созданный по образу Божию. Его происхождение иконично. Его цельность, гармония, красота и блаженство – в Боге. Благодать Божия – Его любовь, жизнь и слава, одним словом, Его нетварные энергии – излились на человека вместе с его богодарованным бытием и переплелись с ним. Он устроен как Богозданная скиния, как красота образа, его первая одежда соткана ему изначала Самим Зиждителем 430 . Человек вкушал сладость присносущного Царствия 431 , был одеян царским достоинством, венцем и багряницею 432 , совмещал богатство и праведность 433 . Следует помнить, что Великий канон – не поучение, не экзегетическое сочинение. Это составляющая богослужебного действа, и его смыслы сводятся к напоминанию того состояния, от которого человек отпал, чтобы верные сильнее почувствовали неестественность своего нынешнего положения и укрепились в покаянном подвиге. Процитированные нами весьма кратко и в очень широком диапазоне строки канона как острой иглой указывают на состояние до падения. Конечно, литургическое поклонение предполагает и более точное знание святоотеческого учения. Так, приведенные стихи канона должны оживлять в памяти слушающих хорошо известное учение Церкви о сотворении человека «по образу Божию», подробно рассмотренное в первой части данной книги. Как литургический акт, Великий канон оказывается и своеобразным его выражением, и его живым преломлением. Но он также может послужить более полному пониманию церковного учения, поскольку знание православного Предания неразрывно с его деятельным исполнением. 3. Контекст раскаяния

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

Поэтому трезвое, вдумчивое чтение Покаянного канона помогает нам не только осознать свою виновность или испорченность, но еще и увидеть надежду на милость Господа: «Достойных покаяния плодов с меня не требуй, Господи, бессилье мое зная, но дай мне только трепетное сердце и смиренный дух, и это все я принесу Тебе, как фимиама приятное благоухание» , говорит автор под конец своего произведения. Самооправдание — преграда между Богом и человеком, отрава, которая разъедает и без того погибающую душу. Покаяние не бывает с «оговорками». Оно всегда без всяких «но»! Кающийся — это тот, кто осознал, что он не имеет права на милость, что он достоин кары, что он потерял лицо и достоинство человеческие. Лишь находясь в таком душевном состоянии, человек может принять милость Божью. Собственно пост и является этим трауром скорбящей и страждущей души. Насчет же того, что чтение Великого канона кого-то может ввергнуть в депрессию, то это ведь не к Канону вопрос, а к самому человеку. Мы все реагируем на чтение, на информацию, которая вокруг нас, так, или иначе. В депрессию может ввергнуть любая обида или любое осознание собственной надломленности. Но может эта же информация стать стимулом к серьезной внутренней работе над самим собою. Иными словами, вдумчивое участие в чтении за богослужением Великого канона — это важная составляющая в становлении личности верующего человека. Ну а вопрос, нужно ли ходить на этот «сеанс религиозной психоаналитики», ежегодно каждый может решать для себя самостоятельно. Никаких церковных прещений (епитимий, отлучений) за неучастие в чтении Великого канона не подразумевается. Фото на обложке: Иеромонах Феогност (Пушков) читает Великий канон в храме Ивановской духовной семинарии, где он преподавал Новый Завет. 2005 г. Фото из личного архива автора Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО

http://blog.predanie.ru/article/velikij-...

Смирение и покаяние неотделимы друг от друга. Смирение предшествует покаянию, ибо только воспитавший в себе чувство смирения, только познавший свое ничтожество и греховность, осознавший, что если и есть у него что доброго, то это совершено с Божией помощью, а лично ему если что и принадлежит, то одно дурное, злое, - только такой человек может воспитать и поддерживать в себе покаянное настроение. Но предшествуя покаянию, смирение вместе с тем с необходимостью сопровождает его. Кающийся в своих грехах, сознающий свое ничтожество и беспомощность в отношении исправления и хождения по пути добра не может быть несмиренным. " Воспоминание о согрешении, - по словам преподобного Исихия, - споспешествует к смиренномудрию " . Первая ступень смирения - проявление его по отношению к людям, к собратиям во Христе. Исчисляя только свои грехи, христианин не обращает внимания на прегрешения собратий, не должно, тем более мня себя праведна быти, осуждать других, когда сам весь в язвах греха, сам постоянно падает и согрешает. Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, еяже аз, Спасе, не согреших умом и словом, и произволением, и предложением, и мыслию, и деянием согрешив, яко ин никтоже когда (Великий канон, песнь 4-я). Как может врач, хотя бы и хорошо знающий врачебную науку, лечить больного, когда сам лежит на одре болезни, сам покрыт заразными струнами? Не обращается ли к нему Божественное слово: врачу, исцелися сам (Лк.4:23)? Грешнику ли указывать на грехи других? Таким указанием он только увеличивает свою греховность, прибавляя к прежним грехам еще новый - осуждение, которое Христос, по толкованию одного богомудрого аввы, уподобил бревну, тогда как грех ближнего, вызвавший осуждение, - только сучку Не замечая грехов других людей, постоянно сокрушаясь о своих падениях, судя прежде иных свои дела, сравнивая свою жизнь с Божественным законом и с жизнью святых людей, кающийся христианин естественно приходит к тому искреннему убеждению, что он волею согрешил паче всех, что нет того, кого бы он не превзошел прегрешениями. И это не одни только слова в его устах. Испытывая свои дела, он действительно должен увидеть себя как всякого человека, превозшедша грехами. О себе он знает, яко разумом мудрствуяй согреших, не неведением (Великий канон, песнь 5-я). Этого он не может сказать о других, ибо ему неизвестно внутреннее настроение их. Кто знает, может быть, те грехи братии, которые он видит, совершены именно по неведению и как таковые подлежат меньшему вменению, чем его, совершенные сознательно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/166/...

все царствия мира; бойся, душа, сего обольщенья, трезвись, и Богу молись во всякое время. Горлица пустыннолюбивая, светильник Христов, глас вопиющего, - взывал, покаяние проповедуя; Ирод же с Иродиадой творили беззаконие. Смотри, душа моя, чтобы тебе не увязнуть в сети беззаконных, - но возлюби покаяние. В пустыню вселился благодати предтеча, и, слышав, стекались к нему вся Иудея и Самария, грехи свои исповедуя и очищаясь усердно; но ты, душа, не подражала сему. Брак честной и непорочное ложе - оба Христос их благословил, вкушавший плотию в Кане на браке и воду в вино претворивший, - показав это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась. Расслабленного Христос укрепил, взявшего одр свой, и юношу воздвиг умершего, сына вдовицы, и сотникова слугу исцелил, и самарянке открылся, - живописав тебе, о душа, Богу служение в духе. Кровоточивую исцелил Господь края одежды касанием, прокаженных очистил, слепых и хромых просветил и исправил, глухих и немых и согбенную словом уврачевал, - чтобы ты спаслась, душа окаянная. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.  Прославим Отца, Сына превознесём, с верою почтим поклонением Духа Божественного, - Троицу нераздельную, Единицу существом; поклонимся Свету Единому - и Триипостасному, Жизни Единой - и в трёх существующей Лицах, - Богу животворящему и просвещающему до концов вселенной. И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.  Храни Твой удел, Пречистая Богородица, ибо в Тебе он верою царствует, в Тебе укрепляется, и Твоею победою всякое искушение одолевает, и вражескую отъемлет добычу, и послушание Богу проходит. Великий канон Андрея Критского, читаемый в среду первой седмицы Великого поста Песнь первая Ирмос: Помощник и Покровитель стал во спасение мне, Он — мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и вознесу Его, - ибо Он славно прославился. От юности преступал я, Христе, Твои заповеди; ими пренебрегая, со всякой страстию проводил жизнь мою, дремля духовно. Ныне же, Спасе, к Тебе взываю: хотя при кончине спаси меня. Перед вратами Твоими, Спасе,

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-pok...

   Повечерие после вечерни – малое.    Полунощница – вседневная.    На утрене порядок тот же, какой имеет утреня, отправляемая в седмичные дни в период времени пения Октоиха. На «Бог Господь» поется тропарь святому и т. д. В данное время поются сначала обыкновенные два канона Октоиха (в понедельник – покаянный, или умилительный, и Бесплотным), первый с ирмосом на 6, второй без ирмоса – на 4, а после них канон Минеи без ирмоса – на 4.    Но в тех песнях, в которых есть трипеснец или, точнее, два трипеснца, Октоих оставляется, поются же сначала канон Минеи с ирмосом – на 6, потом трипеснцы, каждый – на 4, оба – на 8, без ирмосов, только в заключение в тех песнях, где есть трипеснцы, на катавасию – ирмос второго трипеснца. В понедельник трипеснцы содержат 1, 8 и 9-ю песни, в другие дни 8 и 9-я всегда остаются, но первая меняется. Песни Священного Писания стихословятся по разделу Ирмология «Господеви поем».    Часы – обыкновенные.    Литургия – Златоустого. Вторник сырной седмицы    Вечерня – вседневная. Стихиры поются так же, как накануне понедельника.    Повечерие – малое.    Полунощница – вседневная.    Утреня – вседневная. Каноны положены из Октоиха (покаянные и Предтечи) и из Минеи. Трипеснцы – два, состоящие из 2-й, 8-й и 9-й песней. Каноны и трипеснцы 8-й и 9-й песней поются и стихословятся так же, как в понедельник. Что касается 2-й песни, то в начале ее поется ирмос 1-го трипеснца, а в конце – 2-го. Припев к тропарям «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».    Часы и Литургия – обычные. Среда сырной седмицы    На вечерне поются песнопения Октоиха, Триоди и Минеи. Порядок такой же, какой имеет вседневная вечерня. Но есть и особенности, свойственные великопостному богослужению, а именно: по «Ныне отпущаеши» и Трисвятом – тропарь, глас 4-й – «Богородице Дево, радуйся», поклон, «Слава» – «Крестителю Христов», поклон; «И ныне» – «Молите за ны», поклон. «Под Твое благоутробие» без поклона. «Господи, помилуй» – 40 раз, «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче». «Сый благословен». «Аминь». «Небесный Царю». Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко» (разделяемая тремя великамы поклонами), с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго», 12 малых поклонов, молитва «Господи и Владыко» (один великий поклон). Трисвятое по «Отче наш». Возглас. «Господи, помилуй» (12 раз). «Слава Тебе, Христе Боже». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010