игумен Арсений (Соколов) Предисловие Библейский журнал «Скрижали» продолжает издание приложения «Монографии по библеистике» и представляет Комментарий на Книгу пророка Михея, написанный членом редколлегии журнала игуменом Арсением (Соколовым) – доктором богословия, почётным доктором Минской духовной академии, Представителем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока, научным сотрудником Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Издательский дом «Познание» уже опубликовал комментарии на Книгу пророка Амоса (2017 г.) и Книгу пророка Осии (2019 г.), составленные игуменом Арсением. Фрагмент данного Комментария на Книгу пророка Михея был ранее представлен читателям в 20-м выпуске журнала «Скрижали» в 2020 г. Пророк Михей, книга которого относится к числу книг малых пророков, принадлежит к плеяде первых пророков-писателей, среди которых Амос, Осия, Исайя, чья жизнь и проповедь пришлась на VIII в. до Р. Х. Дошедший до нас текст книги представляет его автора как человека, озабоченного в первую очередь проблемами нравственного порядка и усматривавшего причины современных ему явлений социальной несправедливости в забвении Бога и Его заповедей. Михей выступает как пророк суда Божия, суда, от которого не защитят и перед которым не устоят даже великие святыни Иерусалима, но, как и другие библейские пророки, он возвещает о великой надежде на Бога и верность Бога своим обетованиям. Христианскому читателю Книга пророка Михея знакома преимущественно по его пророчеству о рождении Мессии в Вифлееме. Текст публикуемого ныне комментария предваряет авторский перевод Книги пророка Михея, сделанный с древнееврейского масоретского текста. Именно данный вариант текста становится опорным для всего комментария, так что имена собственные передаются в комментарии в соответствии с еврейской традицией, а не по привычной русскому читателю традиции греческой Септуагинты и славянской Библии . Однако данное обстоятельство не означает, что автор книги игнорирует иные варианты текста Книги пророка Михея. В комментарии обращается внимание на все важнейшие отличия, имеющиеся между масоретской традицией и такими авторитетными древними текстами, как греческий перевод Семидесяти, латинская Вульгата и арамейский Таргум.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Когда одно государство одерживало победу в войне с другим, от побежденного народа оставался именно остаток. Участь остатка была, как правило, печальной: он был вынужден работать на своих поработителей, а затем ассимилировался, растворялся среди других народов. Остаток – это часть народа, уцелевшая, но лишенная будущего. Но в данном случае остаток – это та часть Израиля, которая уцелеет после тех наказаний, которые постигнут народ, впавший в бесчисленные грехи, изменивший Богу. Таким наказанием стало нашествие ассирийцев во главе с царем Сеннахиримом, разорение Иудейского царства (главы 36–39), а в дальней перспективе – вавилонский плен. Но у этого остатка будущее как раз есть: спасшиеся станут началом нового народа Божиего – народа, который всегда будет праведен перед Богом. Что касается исполнения этого пророчества, оно возможно в нескольких вариантах. Есть такой термин: пророчество двойного исполнения. Отчасти исполнение можно видеть в общине евреев, вернувшихся из вавилонского плена: они действительно были праведны и отличались от того народа, который был до пленения. Но понятие остатка прилагается также и к новозаветной Христовой Церкви: не только к иудеям, крестившимся у апостолов, но и к людям всех народов: войдя в Церковь , они образовали новый народ Божий. То есть мы с вами тоже входим в остаток, о котором пророчествовал Исаия. – Все великие пророки, движимые Духом Святым, сурово предупреждали о тех страшных карах, которые обрушатся на народ за нечестие. Но в словах Исаии очень ярко выражено другое – как любит Бог человека, как хочет Господь его спасения: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не по­жалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя ( Ис. 49, 15 ). Я бы назвала Исаию пророком любви Божией. Вы согласны? – Вполне. Хотя первая и вторая части книги в этом смысле различаются: первая – это, скорее, проповедь суда. Но, насколько мы имеем представление об отношении Бога к человеку в Ветхом Завете, идея милости, любви в Нем всегда преобладает над идеей суда и кары.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Наиболее яркие примеры дают росписи Велюсы, Дафни, Сан Марко, Эльмале Килисе, сюда же следует добавить изображения пророков в одной из апсид Атени (90-х годов XI в.) 467 . Фрески Софийского собора в Новгороде в этом ряду занимают важное место. Выбор пророков для росписи новгородской Софии не отличался от общепринятого. Представлены цари Давид и Соломон, великие пророки Исайя и Иеремия, Иезекииль, Даниил, кроме них весьма популярный Аввакум и Малахия, чье изображение известно в мозаиках Дафни 468 . Значительно большим разнообразием отличается выбор текстов для пророческих свитков. Здесь в одном случае звучат предсказания о приближающемся судном дне – «Се грядет сам Господь Вседержитель» ( Мал. 3:1–2 ); «Бог от Юга приидет...» ( Авв. 3:3 ); «...Поставлены были престолы и воссел Ветхий днями...» ( Дан. 7:9 ), а в другом о созидании Дома Премудрости – Церкви Христовой, о «брачном союзе» Невесты-Церкви и Жениха-Христа и о «пире веры» – «Слыши, дщерь, ... и забудь народ твой и дом отца твоего» ( Пс. 44:11 ); «Премудрость созда себе дом...» ( Притч. 9:1 ); «Врата сии будут затворены...» ( Иез. 44:2 ); «Сей есть Бог наш.(Вар. З:3б) на свитке Иеремии. Кроме того, что в этих текстах акцентируется темы грядущего суда, союза Христа и Церкви, заповеди между Богом и народом избранным, некоторые из них одновременно являются паремиями на богородичные праздники, в том числе и на праздник Рождества Богородицы, которому посвящен южный придел Софийского собора. В равной мере как паремии они читаются и в праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Итак, можно сделать вывод, что создатели росписи ставили перед собой задачу объединения изображений, связанных с мотивами прихода Христа в мир, во исполнении плана Божественного домостроительства, и сотворения Церкви, как образа грядущего Царствия небесного. Такое предположение подтверждает сам принцип расположения пророков, свидетельствующих о приходе Спасителя, в западных простенках барабана (Аввакум, Малахия), т.е. со стороны главных врат собора, а в восточных простенках, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Эту борьбу весьма ясно изображали ветхозаветные пророки; и сам Искупитель наш, Господь Иисус Христос лично, и чрез своих Апостолов, св. отцев и подвижников, раскрыл до последней глубины все ее разнообразные движения и приемы, все роды коварства и хитрых замыслов, и всю адскую злобу сатаны и его служителей. „Дочь Вавилона»! восклицал Исайя, обращаясь к ложной науке в народе Израильском „мудрость твоя и знание твое, -они сбили тебя с пути, и ты говорила в сердце твоем: Я и никто кроме меня“ ( Ис. 47, 10 ). „Вожди сего народа, говорил тот же пророк, введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут» ( Ис. 10, 16 ). „Пророки пророчествуют ложь и священники господствуют при посредстве их, и народ мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?» ( Иер. 5, 31 ). „Господи Боже мой! Вот пророки говорят им: не увидите меча, и голода не будет у вас, и постоянный мир дам вам на сем месте. И сказал мне Господь: Я не посылал их, и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные, и гадания, и мечты сердца своего» ( Иер. 14, 13, 14 ). Обольщаемый лжепророками народ говорит пророкам истинным, от Бога посылаемым: „перестаньте провидеть, не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное, сойдите с дороги, отклонитесь от пути: устраните от глаз наших Святаго Израилева ( Исайи. 30, 10, 11 ). И Сам Иисус Христос предупреждал учеников Своих не только о том, что явятся между ними лжепророки, но и лжехристы, что опаснее и страшнее для верующих. „Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные “ (т. е. ищущие похитить вас, как овец, из стада церкви Христовой). „Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: Я Христос, и многих прельстят. Если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там, не верьте, ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот я наперед сказал вам» (Мат. 24,45.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

4. Пророческие книги. Вторая часть Пророков — собственно пророческие писания. Они содержат Слово Господне, обращенное к Израилю и миру через боговдохновенных мужей — пророков. Их проповедь направлена на борьбу против религиозных и нравственных искажений идеи Завета, против обрядоверия и церковного формализма. Пророки предсказывают наступление Царства Божия, когда воля Творца восторжествует в мире. Глава этого Царства — Мессия (Христос), образ Которого постоянно возникает в проповедях пророков (особенно Исайи). Пророки (Иеремия и Иезекииль) предрекли установление Нового Завета , отличного от Ветхого. Сборник Пророческих писаний в свою очередь делится на две части: Великие пророки; 12 Малых пророков. Названия разделов связаны с объемом книг. Великие пророки : 1) Исайя, 2) Иеремия, 3) Иезекииль. В русской Библии к ним добавляется и Даниил, книга которого в еврейской традиции отнесена к Учительным писаниям. Малые пророки : 1) Осия, 2) Иоиль, 3) Амос, 4) Авдий, 5) Иона, 6) Михей, 7) Наум, 8) Аввакум, 9) Софония, 10) Аггей, 11) Захария, 12) Малахия. Книга Плач Иеремии в еврейской Библии относится к Учительным, а в русской Библии — к Пророческим книгам. Книги Руфь, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфири в еврейской Библии отнесены к Учительным книгам, а в русской — к Историческим. 5. Учительные книги (евр. — Писания) включают в себя: 1) Кн. Иова, 2) Псалтирь, 3) Притчи, 4) Екклезиаст, 5) Песнь Песней. Кроме Иова, все они употреблялись при храмовом богослужении или во время праздничных ритуалов. Большинство из этих книг написано библейскими мудрецами , которые касались самых различных сторон человеческой жизни: любви и дружбы, молитвы и этики, труда и познания, тайны страдания невинного человека и смерти. Их цель — показать, что есть один путь истинной жизни — «хождение перед лицом Божиим». 6. Неканонические книги (у католиков называемые второканоническими), включенные в русскую Библию: I. Исторические: 1) 2-я кн. Ездры, 2) 1-3-я Маккавейские. II. Пророческие: 1) Послание Иеремии, 2) Кн. Варуха, 3) 3-я Кн. Ездры, 4) отдельные главы Кн. Даниила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Сборник состоит из следующих писаний: Великие пророки и Малые. «Великие» в данном случае означает большие по объему, а не по значению. Ибо Амос, написавший очень маленькую книгу, на самом деле величайший из пророков, по крайней мере, один из величайших. Великие пророки — это Исайя, Иеремия, Ие–зекииль. Малых пророков — 12. Это специальный сборник, вы догадываетесь, что число 12 — символическое число полноты праведников, это избранные: Амос, Осия, Иона, Авдий, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Малахия, Захария, Иоиль. Когда мы берем этот сборник в руки и спрашиваем: кто его писал? — мы получаем достаточно четкий ответ, потому что это наиболее аутентичная, наиболее авторская часть во всем Ветхом Завете. Если Моисей лишь закладывал основание Пятикнижия, а имена авторов Исторических книг нам не известны, то здесь мы имеем авторские произведения. Не только заголовки, но и само содержание, и всевозможные автобиографические аллюзии, и, наконец, биографические вставки позволяют утверждать, что эти книги писались именно теми, чьи имена они носят. Правда, некоторые книги впоследствии были признаны составными. Об этом я скажу позже. Но заранее отмечу, что книга пророка Исайи — это не книга, которую в VIII веке написал целиком младший современник Амоса — Исайя, а это собрание речений всей его школы. А школа его существовала несколько столетий, по–видимому, вплоть до IV века до нашей эры. Здесь присутствовал элемент анонимности. Но это исключение. Нельзя сказать, что все основы, которые были заложены в Пятикнижии, в пророчествах интеллектуально истолкованы, осмыслены. Нет, это не толкование. «Так говорит Господь!» — возвещает пророк, то есть это его интуитивное, глубинное, мистическое продолжение того, что там было. Пророк — это не мыслитель, который «вычисляет» истину, а это тот, через которого истина проходит как молния, и он сам становится носителем ее заряда. Я уже говорил вам, что здесь полностью отсутствует восточное, дальневосточное представление о растворении личности в Абсолюте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Иерусалим, небольшой горный город, окруженный оврагами, которому суждено было сыграть огромную роль в Ветхозаветной и Новозаветной истории. Здесь жили пророки, мудрецы, великие цари, и здесь прозвучал голос Иисуса Христа, здесь Он умер и здесь Он воскрес, победив смерть. Наши христианские, в частности, православные храмы строятся по образцу ветхозаветного библейского храма. Храм символизировал вселенную. Здесь было святилище, три части: притвор, святилище и святая святых. Святая святых была полностью отделена завесой от святилища. Два столба символизировали мировое древо, во дворе стояла огромная бронзовая чаша, символизирующая море, светильники обозначали звезды — это была модель вселенной. А Бог обитал в ней невидимо. Посмотрите внимательно на икону Ильи–пророка. Илья не был пророком–писателем, но он был одним из их предшественников. Он жил в IX веке, а в VIII веке появляются пророки–писатели: Исайя, Михей, Осия, первый среди них Амос. Они открывают людям ту простую, но забываемую часто истину, что человек может принести Богу только свое сердце, что ему не нужны жертвы, если нет веры и любви. Происходит целая религиозная революция. Пророки учат: «Человек, тебе сказано, что есть добро и что ждет от тебя Господь твой — только любить справедливость, быть непорочным, ходить перед Богом твоим». Вот эта истина, трудная до сегодняшнего дня, составляет средоточие учения откровения пророков. Они боролись против язычества, против пережитков язычества, против склонности людей к идолослужению. Мы должны понять, что борьба эта была напряженной, ибо современный человек также поклоняется и силе, и сексу, и плодородию — только в других формах. Тогда это были мифологические формы, сейчас — иные, но это всегда остается соблазном. Пророки предсказали, что наступит день, когда Господь Завет свой расторгнет, расторгнет свой договор, который был заключен в древности, и придут бедствия, которые разрушат всю Ветхозаветную церковь и оставят только святой остаток. И они говорили, что Царь — помазанник, все равно явится, и через Него Бог откроется людям, через Него откроется высшее, что может только знать о Предвечном человек. Он придет без силы и славы, Он не потушит курящегося льна, не переломит надломленную ветку. Его оружием будет сила духа, на Нем почиет дух мудрости, дух разумения, дух Слова Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Древние великие библейские пророки возвещали слово с силой, подкрепляемой мощью божественного свидетельства. Моисей поражает Египет казнями, Самуил помазует Царей. В смерти своей великие пророки тоже велики. Моисей восходит на гору, о кончине Самуила плачет Израиль. Илия восходит на небо в огненной колеснице. Следующие за ними пророки несут на себе печать приближающегося Креста: Иеремия насильно уводится в плен, из которого ему не будет возвращения, Исайя перепилен пилой Манассии. Иоанн – величайший из пророков. Величие его раскрывается в непосредственной близости Тому, Кому он предшествует. Величие его и в том, что делает его неповторимым, в том, что столь выделяет его из всех – в готовности быть неуслышанным. Здесь содержится поучение и вечный образ всякого христианского миссионера. Богослов.ру, 26.07.2010 Наталья Адаменко. Миссия или контрмиссия? В своей статье Наталья Александровна Адаменко, преподаватель кафедры миссиологии, катехетики и гомилетики Свято-Филаретовского института, говорит о миссии Церкви и ее подменах, а также затрагивает следующие вопросы: какое место в православном миссионерстве занимает «борьба с сектами» и в чем корни этой проблемы; приводит ли сектоборчество к искаженному восприятию православного христианства; в чем причина сосредоточения огромных усилий именно на борьбе с сектами, а не на проповеди Евангелия? Подлинная христианская миссия – очень, очень трудная вещь. Именно «трудная», так как требует огромного каждодневного труда... Насколько проще ощущать себя «истинно православным», когда вовне и внутри Церкви есть враги, против которых надо бороться – совсем как в старые давние советские времена. С самого начала своего существования Церковь сталкивалась с различными лжеучениями и лжеучителями, которые или извращали суть христианства, или использовали христианские термины и понятия для обоснования своих собственных учений. Уже апостолы лично в письмах предостерегали христиан от людей «говорящих превратное» ( Деян. 20:30 ), «лукавых людей и обманщиков» ( 2Тим. 3:13 ), и от увлечений «учениями различными и чуждыми» ( Евр. 13:9 ). Несомненно, подлинное христианское свидетельство включает в себя и противостояние лжеучениям. Особенно это актуально, когда этими «учителями» используются псевдо-библейский (как у Свидетелей Иеговы) или псевдо-церковный (как у «диомидовцев») язык, который может сбить с толку людей религиозно безграмотных и малоцерковных. Таким образом, обличение лжеучений, проведение четкой границы между ними и Церковью – это неотъемлемая часть свидетельства, которое как ответственность возложено на Церковь . Однако это важное и нужное дело может быть искажено: если для апостолов обличение лжеучений и лжеучителей было чем-то вторичным по отношению к проповеди собственно Евангелия, то в наше время обличения в адрес инаковерующих можно встретить гораздо чаще, чем проповедь Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Заключение Образ миссионера О. Иосиф: Да, это правда. Беседа о миссии в мире, о ее значении, о тех, кто совершает это дело, — это беседа о современном свидетельстве Церкви, это беседа о нас с вами, это беседа о каждом из нас. К слову об этом мы должны возвращаться снова и снова. Богословское, догматическое, нравственное и моральное осмысление этого делания является нашей задачей. От того, как будут расставлены акценты в этом служении, зависит будущее Церкви. В данной беседе мы постарались затронуть многие аспекты миссии, осмыслить ее парадигмы, выявить и проанализировать те трудности и проблемы, которые возникают как перед миссионером, так и перед миссией в целом. Мне лично эта беседа, одновременно являющаяся богословским размышлением, принесла огромную радость и глубоко вдохновила. Желаю всем нам Божией помощи в деле миссионерского служения. О. Августин: В заключение нашего богословского рассуждения о миссии мне хотелось бы обратиться к образу того, чью память Церковь чтит в эти дни и чья память предшествует торжеству в честь Апостолов. Говоря о проповеди и миссии, мы соотносим это служение благовестия с делом апостолов. Но, наряду с безусловностью апостольской парадигмы, Писание дает нам и другой образ проповеди — образ того, кто крестил, образ Крестителя. Иоанн Креститель называется Церковью величайшим из всех пророков. Древние великие библейские пророки возвещали слово с силой, подкрепляемой мощью божественного свидетельства. Моисей поражает Египет казнями, Самуил помазует Царей. В смерти своей великие пророки тоже велики. Моисей восходит на гору, о кончине Самуила плачет Израиль. Илия восходит на небо в огненной колеснице. Следующие за ними пророки несут на себе печать приближающегося Креста: Иеремия насильно уводится в плен, из которого ему не будет возвращения, Исайя перепилен пилой Манассии. Иоанн — величайший из пророков. Величие его раскрывается в непосредственной близости Тому, Кому он предшествует. Величие его и в том, что делает его неповторимым, в том, что столь выделяет его из всех — в готовности быть неуслышанным. Здесь содержится поучение и вечный образ всякого христианского миссионера.

http://bogoslov.ru/article/954388

Впоследствии Исайя 2-ой сподобился гораздо большего знания. В 50-53 главах он раскрывает иную тайну: величие и слава Мессии утверждена не только на Его смирении и послушании Ягвэ, но на Его глубоком страдании. «Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его … нет в Нем ни вида, ни величия … Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни … Он был презираем, и мы ни во что ставили Его … многие народы приведет он в изумление, цари закроют пред Ним уста свои» (52, 14 –53, 3).   Страшная, непонятная тайна! Пророку открыто, что Тот самый Мессия, которого ждет Израиль в лице лучших умов своих, ради прихода Которого только и стоит жить на земле, будет страдать? Будет мучим, будет отвергнут? Нельзя сказать, что подобный образ был неожиданностью для самого Исайи 2-го. Рассуждая об Израиле, он видит, что идеал замысла Божьего о Своем народе слишком далек от реальной исторической перспективы. Израиль верит в спасение, но от самого Израиля остается «остаток». И этот остаток страдает, а он-то и есть истинный «Израиль». Итак, истинно Божие на земле не может не страдать. И еще: Израиль объявляет о своей вере в Ягвэ, но все великие пророки обличали его в том, что он отвергает воспитующую руку Ягвэ. И Мессия, как зримое явление Ягвэ, как воплощение Его воли, тоже может быть отвергнут. Но видит ли Сам Бог какой-либо промыслительный смысл в этих страданиях Помазанника? Да, видит, и от пророка этого не утаил: «… Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились … Он истязуем был, но страдал добровольно … как овца, веден был Он на заклание … ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен был у богатого…» (53, 4-9).   Как и автор 21-го псалма, Исайя будто бы присутствует при Голгофе, видя даже фотографические подробности евангельских событий. Он вообще проникается Евангелием: безгрешный Мессия берет на себя все наши грехи и добровольно следует на казнь, чтобы победить навсегда зло. Никто из ВЗ-ных писателей не поднимался так высоко в видении Христа, в исповедании НЗ-ной доктрины. И потому мы уже не удивляемся, что книга «Второго Исайи» заканчивается благой вестью Ягвэ для всех народов, через Иерусалим познающих Творца, и видениями, предвосхищающими опыт св. ап. Павла:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010