Успенские Минеи не сохранили имен своих писцов, так как в результате последующих поздних переплетов были сильно обрезаны поля, на которых имена эти обычно указывались. Известны имена писцов Царского списка, благодаря опубликованной работе Т. Н. Протасьевой 73 . Это – Богдан, диакон Софийского собора (II) 74 , Даниил, диакон церкви преподобного Варлаама (II) 75 , Димитрий, священник Никольской церкви (XI), Димитрий, священник Прусской улицы (VIII, IX), «Жук» диакон Захария, священник церкви (Иоанна) Богослова (VI), Зилантий, диакон церкви Рождества Пресвятой Богородицы (V), Иаков, священник Зачатьевской церкви Иоанн Григорьев, сын Неронов, дьячок Иоанновской церкви (VII), диакон Покровской церкви (I), Игнатий, диакон Вознесенской церкви иеромонах Иннокентий ассиан инок «з Гремячей горы» Клим, диакон Георгиевской церкви онон, священник с владычнего двора (I), осьма, священник Богородицкой церкви «на Завеличье» Леонтий, диакон Ильинской церкви (VIII), священник Марк Нечайка, дьячок Духовской церкви (VIII), Никита, диакон церкви Бориса и Глеба (XI, VI), Никифор, диакон церкви святого Василия (I), «Останя», священник церкви Тимофея (XII), Павел, священник церкви Сретения на Усохе (I), Тимофей, священник Георгиевской церкви (XII), Трофим Зеленый, священник церкви Варлаама «с товарищи» (II, VIII), Феодор, священник церкви святого Алексия (II), Феодор, дьячок церкви святого Власия (VIII), Христофор инок (Х), наконец, Гавриил и «Юшка», по-видимому, братья дьячка Косинского (VII). Без имен называются Алексеевский Пономарь (IX) и Троицкий дьячок (VI), без указания духовного звания – Филат Космодамианский (VIII), и «Коткового из Котельникова монастыря» (II). Наряду с духовными лицами активно трудились и простые писцы. Анания («Онашка Постник», XI), «Постник» (Х), «с Нутной улицы» (VIII), Андрей («Ондреица из алачников», XI), Андрей Новгородец (VIII), Борис Михайлов олтыря (VII), Брусилов Михаил (VII), Василий («Васка», Василий Проскурницын (VIII), Гавриил (I), Дементий («Дементишкино писмо», Зотик («Зот», Иаков («подручник Кривкова»; II), Иаков («Якуша Онуфриев сын Мужачего»; VII), Иван Шумилин (IX), «Истомка Купинский» (XI), Кривков осьма Белый (I), Лавр Залякин «с луга» Максим (VII), Меншиков (VIII), Мокий (XI, V), Петр («Петрушка " VII), Савва Образков (II), Синицын Ситков (I), Третьяков (I).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Созданные незадолго до соборных разбирательств ереси Матфея Башкина и Феодосия Косого, Минеи содержат самые различные произведения антиеретической направленности. Святитель «Макарий наполнил ковчег Русского Православия новыми переводами и новыми редакциями произведений религиозных классиков в связи с древними ересями или по поводу явлений, которые могли иметь касательство к тогдашним ересям» 59 . Это были «Беседы на богомилы» пресвитера Козмы, житие Афанасия Александрийского , творения святителя Афанасия против ариан, послание патриарха Константинопольского Фотия болгарскому царю Борису, проповедь патриарха Константинопольского Германа в защиту икон, антиеретические послания русских митрополитов, «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого . Антимусульманской направленности Миней отвечают «Повесть о мусульманской вере» флорентийского монаха Рикольдуса (под 31 июля) и русские жития князей, пострадавших от татар в Орде, повествования о принесении Владимирской иконы Богоматери в Москву и избавлений Руси от нашествия Тамерлана (под 26 августа). «Освобождение от татарского ига в Макарьевской Минее явилось темой двух созданных агиографических трудов. Это «Память» святителя Ионы, архиепископа Новгородского, времен Василия II и Иоанна и похвальное слово преподобному Димитрию Прилуцкому. Подобная же тема фигурирует и в содержащихся в Минее трех посланиях священнослужителей Ивану III во время стояния на Угре в 1480 году» 60 . Д. Миллер отмечает и такую особенность Миней они содержат все антилатинские произведения, существовавшие в то время на Руси. На основании этого он делает вывод, что митрополит Макарий, в отличие от своих предшественников, «имел презрительное отношение к западному христианству» 61 . А так ли это? Поставив себе цель собрать все «Чтомые» на Руси книги, святитель последовательно и осуществлял её. Но делать на основании этого подобный вывод – преждевременно, как и сомневаться в чистоте Православия у святителя Геннадия, при дворе которого переводились западные сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

463 Макарий, архим. Перевод Псалтири Брунона Вюрцбургского Димитрием Герасимовым//ЖМП. 1989. 1. С. 73–74; Он же. Толмач Дмитрий Герасимов//Троицкие чтения: 2003–2004 гг. Материалы VII–VIII Троицких чтений. Большие Вяземы, 2004. С. 270–288. 464 Макарий, архим. Василий Михайлович Тучков – книжник Древней Руси//Кириллов. Краеведческий альманах. Вологда, 2003. Вып. 5. С. 43–51. 466 Поскольку летописный свод заканчивается 1539 г., остальные годы новгородского периода святителя менее известны. Нами была предпринята попытка собрать сведения об этом времени, см.: Макарий, архимандрит 2006. С. 190–200. 468 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 142. Об иерархах, участниках интронизации святителя Макария, см.: Макарий, архимандрит 2007. С. 58–136. 470 Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до 2-й четв. XVI в. (1397–1625). Т. 2: Управление. Общинная и келейная жизнь Богослужение. СПб., 2006. С. 44. Прим. 109. 471 Преподобный Геннадий Любимоградский, уроженец Литовской Руси, будучи однажды в Москве и находясь у бояр Захарьиных, предрек боярской дочери Анастасии, что она будет первой русской царицей. Позднее он был в Москве на крестинах дочери Иоанна Грозного. 472 Макарий, архим. Макарьевские Соборы 1547–1549 гг. и их значение//Русская художественная культура XV-XVI веков. Материалы и исследования/Гос. Ист.-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». М., 1998. С. 5–22. 474 О святых современниках митрополита Макария, с кем он общался при своей жизни см.: Макарий, архимандрит 2006. С. 212–225; Он же. Митрополит Макарий и его святые современники//АиО. М., 1996. Вып. 4 (11). С. 158–172. 475 Макарий, архимандрит 2006. С. 76–91; Он же. Стоглавый Собор 1551 года//АиО. М., 1996. 1 (8). С. 88–104. 481 Макарий, архим. Старец Паисий Ярославов//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2004. 2 (16). С. 34. 483 См.: Макарий, игум. Великие Макарьевские Четьи Минеи – сокровище духовной письменности Древней Руси//БТ. М., 1989. Сб. 29. С. 106–126. 485 Немировский Е.Н. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964; Макарий, архим. Начало церковного книгопечатания в Московской Руси//Книга в России. Из истории духовного просвещения. Сб. научных трудов. СПб., 1993. С. 25–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В позднем списке сохранилось краткое житие святителя 522 . Его имя встречается в справочных трудах по русской агиографии 523 . В митрополите Макарии воплотились многие лучшие черты Московских первосвятителей-чудотворцев: архипастырь и государственный деятель, проповедник и организатор, молитвенник и подвижник. Это был истинный пастырь Христов, призванный пасти Христово стадо словесных овец. Он вошел в историю как покровитель книжного делания, собиратель духовных сокровищ Земли Русской, объединитель державы нашей. 6 июня 1988 г. на послеобеденном заседании Поместного Собора Русской Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, была совершена канонизация целого лика русских святых и среди них глава Русской Церкви XVI в. святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Первосвятитель был канонизован как показавший «подвиг добродетельной и постнической жизни, за которую он сподобился дара прозорливости и чудотворения, о чем имеются многочисленные свидетельства его современников. Чудеса, совершенные им, и ныне вызывают благоговейные чувства в сердцах верных чад церковных, с благодарностью вспоминающих своего великого первоиерарха. Как ревностный хранитель чистоты веры святитель боролся с различными ересями. Его церковная деятельность отмечена прославлением русских святых, собиранием духовных сокровищ Русской Церкви (Великие Макарьевские Четьи Минеи) и поднятия уровня духовного просвещения» 524 . С 1993 г. в Можайске, где святитель Макарий был в 1523–1526 гг. настоятелем Лужецкого монастыря, проходит ежегодная конференция «Макарьевские чтения». В 1997 г. Синодальным решением было упорядочено поминовение московских чудотворцев, и в их лик был включен святитель Макарий. В 2001 г. в Русской Церкви были учреждены орден и медаль святителя Макария для награды усердно потрудившимся на поприще духовного образования и просвещения. 1547, января 16. Поздравительная речь митрополита Макария нововенчанному царю Иоанну IV О Святем Дусе господин и возлюбленный сын святыя Церкве и нашего смирения, князь Великий Иван Васильевич, всеа Русии самодержець! Се отныне от Бога поставлен еси князь Великий и боговенчанный царь правити хоругви и съдержати скипетр царства Русскаго, и венчан еси царьским венцем по благодати Святаго Духа, и по милости Пресвятыя Богородица, и по благословению великого чюдотворца Петра митрополита всеа Русии и всех святых молитвами, и по благословению приснопоминаемаго святаго отца твоего Великого князя Василья Ивановича, всеа Русии самодержца, и по данной нам благодати от Святого и Животворящего Духа, рукоположением нашего смирения, с архиепискупы и епискупы Русския митрополия и со всеми священными Соборы в святей соборной церкве Успения Пресвятыя Богородица у чюдотворных гробов великих чюдотворцов Петра и Олексея, Ионы митрополитов всеа Русии и прочих святых митрополит Русския митрополия, в царствующем твоем граде Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Болгарская исследовательница В. Тыпкова-Заимова установила греческий оригинал для одного похвального слова великомученику Димитрию Солунскому, оставшийся неизвестным издателям Макарьевских Миней 67 , а потом сравнила все тексты, посвященные этому мученику в Великих Минеях, с более ранними списками (XV в.) из собрания Рыльского монастыря 68 . В связи с этим она отмечает: «Многочисленные тексты, связанные со святым Димитрием и помещенные в собрании Макария, свидетельствуют о широком распространении почитания на Руси Солунского покровителя. Одно это уже доказывает тесные связи между книжностью, проникавшей в Средневековье в болгарскую культурную общественность из Византии и переносившейся в другие славянские культурные среды, прежде всего – в Россию. Как, однако, видим, при подборе этих текстов составители не следовали одной определенной линии, а черпали из многих сборников, имевших распространение. Внушительный перечень текстов в Макарьевском собрании имеет большое значение для текстологического изучения как сравнительный материал при проверке самого греческого текста, раскрывающий манеру древних книжников, их переводов с греческого, восприятие среднеболгарских текстов в русском языке» 69 . Правомочен вопрос, известны ли имена писцов Великих Макарьевских Четьих-Миней? В июльской Софийское Минее, которая завершается «Просветителем» преподобного Иосифа Волоцкого , имеется запись писца «В лето 7046-го месяца февраля 7 по благословению государя нашего преосвященного архиепископа Великаго Новагорода и Пскова владыки Макариа почета сиа книга писати многогрешным неключимым иноком Аркадцом Пофнутьева монастыря постриженник» 70 . Таким образом, это имя свидетельствует как о постоянных связях святителя Макария с местом его пострижения, так и о том, что в создании июльской Минеи сфокусировались просветительские традиции Боровского и Волоколамского монастырей, синтезированные в таком богатом культурном центре, каким был Великий Новгород 71 . Известна также безымянная запись в августовской Софийской Минее. «А писал крылошенин много грешный им(я) р(е)къ» 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Может быть, ничто лучше жития не даёт нам прочувствовать, что не одним топором, не одною сохой расчищено и взрыто это необъятное поле, и не одни пресловутые Иваны Московские дали государству такую живучесть, но что их материальному созданию послужили и лучшие нравственные силы народа в образе Петра, Алексия, Сергия и многих других. Может быть, мы серьёзнее смотрели бы на себя и своё будущее, если бы знали и ценили эти нравственные силы, потрудившиеся для нас в прошлом» 124 . Как этот вопрос с русскими житиями был разрешен в XVI в., мы уже выяснили, указав на распространение книг «новых чудотворцев». Возможно, как попытку решить данную проблему при издании Миней следует рассматривать публикацию «Сказаний о русских и славянских святых, извлеченных из Великих Миней Четий» (СПб, 1868). Октябрьская Минея издавалась уже значительно дольше (1870–1880 гг.), первоначально под редакцией С. Н. Палаузова (члена Археографической комиссии с 1868 г.) 125 , затем М. О. ояловича. С. Н. Палаузов – выходец из болгарской семьи, филолог, знаток древних и новых языков в своём письме на имя председателя Археографической комиссии А. С. Норова он писал о значимости Макарьевских Миней и их издания для всего славянского мира, что публикация «Великих Миней Четьих не может не обрадовать деятелей русской и общеславянской науки, ибо их собирателю удалось сохранить не только для себя, но и для южных православных славян некоторую часть из богатой сокровищницы их памятников и спасти её от печальной участи, коей подверглись они в разные времена, – от участи быть уничтоженными турками или фанариотами». Говоря о составе Макарьевских Миней, Палаузов замечал, что в них «оказались включёнными многие древнеболгарские памятники, сочинения патриарха Евфимия Тырновского, его многочисленных учеников и последователей, а также похвальные слова, сказания и жития болгарских святых» 126 . Еще дольше продолжалось издание ноябрьской Минеи – 20 лет (1897–1917) 127 (первая половина Миней – под редакцией В. Васильевского ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В Польше святитель Димитрий изучил польский язык, здесь он познакомился с католическим богословием, с произведениями светских и религиозных мыслителей Запада, столкнулся с происками католической пропаганды. Гетман Самойлович несколько раз приглашал Димитрия к себе, а посему он воспользовался такой возможностью и прибыл в город Батурин, где поселился в Николаевском монастыре. Здесь он начал писать свой «Диарий», дневник. Но вскоре спокойная жизнь для него закончилась. В 1681 году архиепископ Лазарь Баранович производит иеромонаха Димитрия во игумена Максаковского монастыря. Через пять месяцев его переводят настоятелем Батуринского монастыря. Впрочем, настоятельство Димитрия продолжалось недолго. Имея от природы склонность к жизни созерцательной и богомыслию, святитель тяготился своим хлопотным послушанием, поэтому в 1684 году, оставив игуменство, с согласия нового Печерского архимандрита Варлаама Ясинского он переселился в Лавру. В Киево-Печерской Лавре Димитрий принял на себя новое послушание, на все времена прославившее его: составление Четьих-Миней. Труд этот был начат еще Петром Могилой , выписавшим для сего с Афона греческие рукописные Жития святых Симеона Метафраста , но не успевшим совершить задуманное. Лазарь Баранович тоже предпринимал попытку исправить положение дел, но она окончилась неудачно и принесла святителю лишь огорчения, послужив поводом к насмешкам от латинян. Серьезно занимался этим делом Иннокентий Гизель и даже испрашивал патриарха Иоакима благословения прислать Макарьевские Минеи из Москвы. Его просьба была удовлетворена, но книги были переписаны скорописью, а потому отосланы обратно, ввиду «трудности скорописного писания». Вновь за нелегкий труд принялись Варлаам Ясинский и другие духовные лица обители, но главным редактором был назначен Димитрий. Составление житий полностью увлекло его и отнимало так много времени, что часто он ложился отдыхать, не раздеваясь, за час до заутрени. Вскоре состоялось избрание нового Киевского митрополита Гедеона (Святополк-Четвертинского), бежавшего от польского своеволия под защиту Самойловича, ходатайствовавшего о нем перед московским правительством. И в январе 1686 года, когда Димитрий с Ясинским поехал поздравить нового митрополита, его вновь упросили принять игуменство в Батуринском монастыре, где он продолжал свои труды, и сам гетман содействовал ему, обращаясь в Москву к князю Б.В. Голицыну с просьбой прислать Великие Четьи-Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Какие же были эти источники? Некоторые из них указывает нам сам свят. Димитрий. Напр., 21-го ноября, приведя в сказании о введении во храм пресв. Богородицы выдержки из слов на тот день Георгия Никомидийского и Германа Константинопольского , он на поле отмечает, что слова эти «обретаются у Метафраста», т.е. в книгах Сурия 382 . У того же Сурия Святитель мог взять и другие святоотеческие творения 383 . В сказании о свв. Иоакиме и Анне, тесно связанном с словом на рождество Богородицы, Святитель приводит свидетельство Ипполита Римского и отмечает, что берет его у Никифора Каллиста (II, 3), у того же Никифора передано послание патр. Иерусалимского Ювеналия к императору Маркиану и царице Пульхерии о успении Богоматери (XV, 14) 384 и некоторые другие отрывки из творений свв. Отцов. В изобилии святоотеческий материал давали Святителю Макарьевские великие Четьи-Минеи. Он сам свидетельствует об этом, отмечая, напр., во втором месяцеслове под 15 августа: «В Четье множество» 385 . Без сомнения, Святитель заимствовал из ВЧМ святоотеческий материал и для других праздничных сказаний. Об этом говорит буквальное сходство некоторых его выдержек с текстом великих Четиих-Миней 386 . Обращался свят. Димитрий за святоотеческой литературой и к различным славянским печатным сборникам. Он ссылается, напр., на Маргарит 387 , где собраны были слова св. Иоанна Златоуста на «книгу словес недельных и праздничных, в Москве под именем Златоуста изданных» 388 и на сборник 1642 г., где находятся слова ( Григория Двоеслова , Германа Константинопольского и Иоанна Дамаскина ) о почитании свв. икон 389 . Весьма вероятно, что Святитель имел возможность пользоваться и другими, вышедшими в XVII столетии в Москве и Киеве изданиями творений свв. Отцов 390 . Но все же эти издания не исчерпывают всех ссылок и выдержек Святителя из святоотеческих творений. Поэтому приходится предполагать, что он обращался за тем же материалом или к рукописям, или к латинским изданиям свв. Отцов. В каталоге его библиотеки из подобных изданий упоминаются Basilius magnus 99), Ioannis Damaskini opera omnia et Ioannis Cassiani 149), sanctus Gregorius Nasiansenus tomus secundus 293). В типографском сборнике 420, л. 450, есть латинская рукопись с сочинением Мелитона Сардинского – «о преставлении Богоматери» с переводом на славянский язык Антония Стаховича, казнодея Черниговского. Сделанные рукою Святителя отметки показывают, что он читал и пользовался этою рукописью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Примерно с этого же времени началось изучение Макарьевских Миней в Чудовом кремлёвском монастыре (в XVI в. – это митрополичий монастырь) иноком Евфимием. «Большую и важную работу осуществил Евфимий, составив, может быть, и неполный и не вполне исправный перечень состава (оглавление) Великих Четий-Миней митрополита Макария по списку Успенского собора. Долгое время это было единственное пособие для ориентировки в огромном пёстром материале Миней» 105 . Сподвижник М. В. Ломоносова – книговед и библиограф А. И. Богданов, перечисляя выдающихся деятелей русского просвещения, называет и митрополита Макария как «собирателя» Великих Четьих-Миней и «сочинителя Книги Степенной» 106 . В конце XVIII в. в одном описании московских достопримечательностей впервые была полностью опубликована вкладная запись митрополита Макария из Успенской Минеи 107 . В 1847 г. В. Ундольский издал описание Миней, сделанное иноком Евфимием 108 . Несколько позднее епископ Шацкий Макарий (Булгаков) , издавший вскоре многотомную «Историю Русской Церкви», опубликовал статью о Софийских Четьих-Минеях, хранившихся тогда в Петербургской Духовной Академии 109 . Ректор Московской Духовной Академии протоиерей A. Горский вместе с К. Невоструевым , описывая рукописи Синодального собрания, сделали описание и Макарьевских Миней, увидевшее свет после их кончины 110 . Публикация охватывает материал Царских Миней с 1 сентября по 26 мая. Судьба самой рукописи полна приключений. В 1917 г. заведующий Синодальной библиотекой И. Попов писал о её пропаже, «неизвестно только, навсегда или на время» 111 . Теперь, по-видимому, можно говорить, что навсегда. На исходе в. было издано тщательное и подробное оглавление Успенских Миней архимандритом Иосифом (Левицким) 112 . В изданной им ранее небольшой брошюре, ныне малоизвестной, он писал: «По тщательном рассмотрении Великих Четии-Миней митрополита Макария открывается, что они, по содержанию своему, могут быть названы более сборником духовной литературы, нежели Четии-Минеями, в том смысле, в каком мы привыкли понимать это слово. Жития святых, помещённые в них, занимают только четвертую или пятую часть всего их содержания, а все прочее составляет сборник произведений духовной литературы " 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В результате всего 24 февраля 1549 г. состоялось заседание Собора “в Мясопустную неделю на память Страшного Суда, в царствующем граде Москве в митрополичье дворе, в белой палате” (с. 139). Возглавлял его Митрополит Макарий. В заседаниях участвовали архиепископ Великого Новгорода и Пскова Феодосий (1542–1551), епископ Рязанский и Муромский Михаил (1548–1551), епископ Тверской Акакий (1522–1567), епископ Коломенский и Каширский Феодосий (1542–1555), епископ Сарский и Подонский Савва (1544–1554). Кроме архиереев, в нем участвовали архимандриты, протопопы и старцы монастырей. “Исака Собаку” осудили “соборне по священным правилам святых Апостол и святых Отец, и отпустиша его на Белоозеро в Нилову пустыню на покаяние” (с. 139). Хронологическая близость заседаний этого Собора ко второму Собору о “новых чудотворцах”, проходившем в 1549 г., позволяет сделать предположение о единстве состава того и другого, а следовательно, благодаря этой находке мы знаем, кто в нем участвовал. Новооткрытые материалы дают нам новые сведения о жизни и деятельности Митрополита Макария и о Соборах Церкви того времени. /Журнал «Альфа и Омега» Можайский период Всероссийского митрополита Макария 13 мая 2012 г. Середина XVI века – период становления Русской земли, собирания ее духовных сокровищ, когда появились Великие Макарьевские Четьи Минеи и была составлена Степенная книга – памятник исторической мысли Древней Руси, в котором показан последовательный переход власти от Киевских князей к Владимирским, а затем – к Московским государям. С этого же времени в Русской Церкви началось печатание богослужебной литературы. Особый подъем культурной жизни страны был вызван Соборами 1547 и 1549 годов, прославившими множество русских святых. Им писали службы, жития, похвальные слова и иконы. Важнейшими вопросами исправления различных недостатков в жизни общества занимался Стоглавый Собор 1551 года. Вдохновителем (и организатором) всех этих культурных начинаний был выдающийся труженик на ниве духовного просвещения, глава Русской Церкви – Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 дек.), канонизированный на юбилейном Соборе 1988 г., созванном в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010