Четьи Минеи у нас появляются после Крещения Руси. Работу над собиранием всех “чтомых” книг на Руси святитель Макарий начал еще в Новгороде в 1529 г. Созданные большими усилиями, Макарьевские Минеи представ­ляют собой двенадцать громадных томов, более 27000 страниц, которым архимандрит Макарий дал следующую оценку: “Великие Макарьевские Четьи Минеи — это удивительное и уникальное явление в русской духовной жизни и в культурной жизни нашей Церкви XVI в. Это компендиум нашей древней церковной литературы. Макарьевская Минея — это яркий этап в истории русской Четьи Минеи, вобравшей в себя всю полноту духовной литературы. Последующие Минеи — это сокращение материала. Сохраняя на своих страницах памятники предшествовавшего времени, Великие Макарьевские Четьи Минеи использовались, публиковались и изучались в последующее время, тем самым свидетельствуя и отражая тысячелетнюю традицию русской духовной письменности”. В работе личность и труды митрополита Макария подробно освещены в контексте трудов его предшественников и преемников. Кроме того, автором показана типологическая близость Святителя с другими выдающимися деятелями духовного просвещения древности и средневековья. “Личность митрополита, — сказал в конце своей речи о. Макарий, — эпохальна, и канонизирован он был в дни великого юбилея Русской Церкви — на Соборе в дни празднования 1000-летия Крещения Руси”. Первый рецензент, доцент Московской Духовной Академии протоиерей Владислав Цыпин в своем отзыве отметил: “Главное достоинство представленного сочинения — исключительная обстоятельность и полнота освещения всех известных по документам обстоятельств жития святителя Макария на широком фоне церковной и политической жизни Московской Руси его эпохи. Кроме того, автор диссертации основательно исследовал церковные взаимоотношения Руси с Православным Востоком, в особенности с Церквами балканских славян, и Западом, в центре которых стояла личность святителя Макария. Давая характеристику просветительской деятельности митрополита Макария, автор диссертации вносит существенный вклад в изучение духовной письменности и всей вообще русской литературы XVI в. Значительное внимание в диссертации уделено иконописи и храмоздательству эпохи митрополита Макария”.

http://pravmir.ru/xronika-zashhita-disse...

Еще будучи в монастыре преподобного Пафнутия, он видел росписи соборного храма, сделанные прославленным мастером Дионисием, молился на иконы преподобного Андрея Рублева.  Воспитанный на их наследии, он сам позднее “поновлял” в Новгороде такую святыню, как икону Знамения Богоматери, а в Москве — принесенный с Вятки образ святителя Николая Великорецкого. Еще будучи в Великом Новгороде, он начал собирание всего духовно-письменного наследия Русской Церкви. Этому способствовала богатая книжная традиция Новгородской кафедры. Можно провести параллель: если архиепископ Геннадий (†1505) собрал первую полную славянскую Библию, то святитель Макарий пошел еще дальше, стремясь собрать все “чтомые” на Руси духовные книги. На руководство и осуществление этого грандиозного замысла ушло более двадцати лет напряженного труда. Начат он был еще в Новгороде, а с 1542 г. продолжен в Москве. По своему объему и по имени своего создателя сборник получил в истории именование — Великие Макарьевские Четьи Минеи . Их первая редакция была дана в Новгородский Софийский собор в 1541 г., вторая — в Успенский кремлевский собор в 1552 г., наконец, третья была подарена царю Иоанну Грозному. Каждая новая редакция Миней является более расширенной по отношению к своей предшественнице. Во вкладной записи Успенской Минеи Митрополит Макарий говорит, что создание Миней велось “многими различными писари, не дащя серебра и всяких почестей”. Каждый том из двенадцати содержит до полутора тысяч листов большого формата, написанных двумя колонками полууставным почерком. Великие Макарьевские Четьи Минеи содержат памятники духовной литературы, переведенные с греческого, а также оригинальные произведения, написанные на заре существования славянской, а затем и русской письменности. Самым ранним древнерусским памятником является Слово о Законе и Благодати Митрополита Илариона (XI в.). Последующие труды принадлежат перу епископа Кирилла Туровского, игумена Даниила, Митрополитов Киприана, Фотия, Григория Цамблака, плодовитого писателя Древней Руси иеромонаха Пахомия Серба и др. Главный объем Миней представлен византийскими авторами, имеются также и труды западных богословов. На каждый день Православного календаря в начале идут проложные жития святых, затем минейные редакции житий, гомилетические произведения, похвальные слова, патристические тексты. В конце Миней помещены различные сборники — Златоструй, Пчела, Маргарит и др. При создании Макарьевских Миней велась большая текстологическая и редакторская работа с учетом древних славянских, а также греческих текстов. Увеличение содержащегося материала характерно для первоначальной стадии в истории Четьи Минеи на Руси. Апогеем этого собирательного процесса явились Минеи святителя Макария. В разной степени их влияние сказалось впоследствии при создании Четьих Миней Чудовских, Милютинских, Тулуповских и святителя Димитрия Ростовского (†1709).

http://pravmir.ru/iz-zhizni-mitropolita-...

Греч. оригиналы мн. текстов МЧВ не сохранились, поэтому они наряду с др. рус. четьиминейными собраниями и отдельными помесячными томами, восходящими к тому же первоначальному комплекту, имеют большое значение не только для русской, но и для византийской филологии. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 494-558; Canart P. Cinq manuscrits transférés directement du monastère de Stoudios à celui de Grottaferrata?//Bizancio e l " Italia: Raccolta di studi in memoria di A. Pertusi. Mil., 1982. P. 19-28; Афиногенов Д. Е. Церковнослав. перевод «Жития Никиты Мидикийского» и его текстол. значение//Житие прп. отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исповедника Никиты, игум. Мидикийского. М., 2001. С. 147-159; он же. Новгородское переводное четье-минейное собрание: Происхождение, состав, греч. оригинал//Abhandlungen zu den Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij: Kodikologische, miszellanologische und textologische Untersuchungen. Freiburg i. Br., 2006. Bd. 2. S. 261-283. (MLS; 49); он же. Четьи Минеи: Энциклопедия визант. жизни для рус. читателя//Вестн. истории, лит-ры, искусства. М., 2007. 4. С. 127-139. Д. Е. Афиногенов Великие М.-Ч. (ВМЧ). Создание ВМЧ связано с именем свт. Макария, архиеп. Новгородского и Псковского (1526-1542), митрополита Московского и всея Руси (1546-1563). Минеи свт. Макария - самый грандиозный проект в истории отечественной книжности и наиболее полное собрание четьих текстов, известных на Руси до сер. XVI в. ВМЧ отличаются от Миней т. н. домакарьевской редакции не только полнотой и разнообразием материала, но и существенным увеличением числа статей, посвященных рус. святым. Всего известно 3 комплекта Макарьевских Миней. Софийский комплект ВМЧ сохранился только в 9 томах (отсутствуют тома за дек., янв. и апр.): сент.- РНБ. Соф. 1317; окт.- 1318; нояб.- 1319; февр.- 1320; март - ГИМ. Увар. 201; май - РНБ. Соф. 1321; июнь - 1322; июль - 1323; авг.- РГАДА. Обол. 161. Успенский комплект наличествует в полном составе: сент.- ГИМ. Син. 986; окт.- 987; нояб.- 988; дек.- 989; янв.- 990, февр.- 991; март - 992; апр.- 993; май - 994; июнь - 995; июль - 996; авг.- 997.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

На Руси к этому времени существовала различная переводная и оригинальная литература, имелись и «четьи» сборники. Их появление у нас восходит к Киевскому периоду. Они охватывали весь годовой период и имели в своем содержании жития, но не всегда с чтением на каждый день 9 . В последующее время идет постепенное заполнение лакун, а в конце житийного материала появляется гомилетический 10 . К числу таких памятников следует отнести Супрасльский сборник XI в., Успенский сборник XII–XIII вв. 11 . Отдельные тома минейного круга сохранились от XV в. Первый известный систематический опыт работы над житийным материалом связан с именем преподобного Нила Сорского и его учеников. «После смерти Нила Сорского (7 мая 1508 г.) в Кирилло-Белозерском монастыре переписали созданное им грандиозное собрание житий – годовой комплект Четьих Миней. Трудилось несколько писцов во главе с Гурием Тушиным, учеником Нила» 12 . М. Н. Сперанский следующим образом резюмирует ход развития Минейных сборников на Руси: «Возникшая в IX или Х вв. Минея славянская пополняется греческими житиями под влиянием церковных уставов, эти Жития заполняют сперва пустые числа, затем идут дополнения в виде вторых статей под числами. Это славянские, преимущественно югославянские, статьи исторического характера, затем характер Минеи понемногу начинает меняться, принимая поучительный оттенок – начало проникновения в Минею, сперва в конце, а затем и внутри её, поучений, похвальных слов, среди которых местные славянские сочинения играют заметную роль. Наконец, в макарьевское время выдвигаются жития специально русские и самый характер Миней изменяется, превращаясь в своеобразную сокровищницу всех читаемых книг» 13 . При дворе святителя Макария в Новгороде так же, как и при архиепископе Геннадии, велась интенсивная литературная деятельность. По его благословению делается перевод Толковой Псалтири епископа Брунона Вюрцбургского, пишется житие и служба преподобного Михаила Клопского, житие болгарского мученика Георгия Нового, составляется Пасхалия на восьмую тысячу лет, ведутся летописные работы. Этим трудам предшествовала работа инока Досифея, племянника преподобного Иосифа Волоцкого , над исправлением текста Синайского Патерика по благословению архиепископа в 1528 – 1529 гг. 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В послесловии к Патерику он писал: «И ныне оубо и в нашей земли такая (подвижники – И. М.) много бывают, но нашим небрежением презираеме и писанию не предаваема, еже некая и мы сами свемы, иотоих не слышавша нехуже писанных зде» 15 . Работа над Синайским Патериком – это одно из ранних литературных начинаний святителя Макария, которое предшествует началу собирания Миней Четьих и взаимосвязано с ними 16 . Стремление инока Досифея собрать и записать сведения об отечественных подвижниках выразилось впоследствии в составлении им Волоколамского Патерика. Задачи, поставленные святителем Макарием, были значительно шире. Учитывая опыт архиепископа Геннадия по собиранию библейских книг 17 , святитель Макарий начинает собирание и систематизацию всего агиографического, гомилетического, святоотеческого, духовного наследия на Руси для духовного просвещения и назидания 18 , «чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтоб они в свое время возвещали своим детям, возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его» (Пс.77:6–7) Созданные архиепископом Макарием Четьи-Миней сохранились до нас в трех списках: самый ранний называется Софийским, так как был дан святителем в Новгородский Софийский собор в 1541 г. 19 , полностью сохранился Успенский комплект Миней, данный им позднее в Успенский собор Русской Митрополии, и десять царских Миней из числа подаренных царю 20 . Сам Святитель во вкладной записи в Софийской Минее довольно краток. После обычной датировки в ней следует «Се яз смиренный Макарие архиепископ Богоспасаемых градов Великого Новаграда и Пскова дал есми сию святую великую книгу Минею четью месяць сентябрь и прочих дванадесяти Миней четих во святую великую в соборную церковь святыа Софея, не изреченныя Премудрости Божия того преславуцаго Великого Новаграда в шестоенадесяте лето святительства и паствы своего смирениа. На память своей души и по своих родителех в вечной поминок» 21 . Несомненно, большая и кипучая книжная деятельность Новгородского владыки была всем известна. Выдающийся писатель XVI в., богослов-полемист инок Отенской обители Зиновий, обращаясь в послании к новгородскому дьяку Я. Шишкину (30-е гг.) и имея в виду святителя Макария, писал «Государь, живешь ис божественна мужа велика святителя и Божия книги на всяк час чтутся ту» 22 . «С какою гордостью, – пишет один исследователь, – он (святитель Макарий – И.М.) должен был видеть, когда руками собирателей и переписчиков, выполнявших его поручения, росли книжные сокровища!» 23

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

4 . Митрополита Московского и всея Руси Макария (1482–1563), показавшего подвиг добродетельной и постнической жизни, за которую он сподобился дара прозорливости и чудотворения, о чем имеются многочисленные свидетельства его современников. Чудеса, совершенные им, и ныне вызывают благоговейные чувства в сердцах верных чад церковных, с благодарностью вспоминающих своего великого первоиерарха. Как ревностный хранитель чистоты веры, святитель боролся с различными ересями. Его церковная деятельность отмечена прославлением Русских святых, собиранием духовных сокровищ Русской Церкви (Великие Макарьевские Четьи-Минеи) и поднятием уровня духовного просвещения 5 . Схиархимандрита Паисия Величковского (1722–1794), местнопочитающегося в Нямецком монастыре (Румынская Православная Церковь ), известного святостью жизни, продолжателя исихастской традиции. Он был собирателем и переводчиком на русский и другие языки святоотеческих творений, результатом чего явилось изданное в России в 1793 году “Добротолюбие”. Схиархимандрит Паисий Величковский является возродителем на Руси школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской, Оптиной и в других монастырях и пустынях Русской Церкви. 6 . Блаженную Ксению Петербургскую (XVIII-haчaлo XIX в.), бывшую юродивой, почитавшуюся еще при жизни и на протяжении всего XIX и XX веков скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевания со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище Ленинграда была испещрена благодарениями за соделанные чудеса по ее молитвенному предстательству. 7 . Епископа Игнатия Брянчанинова (1807–1867), подвижника благочестия, автора многочисленных творений, аскета и учителя христианской жизни, труды которого по глубине и духовному содержанию раскрывают дух святоотеческого предания и являются его продолжением. Они легко читаемы и понимаемы современному христианину. Епископ Игнатий почитался за святость жизни уже своими современниками, которые видели в нем ученого подвижника и богослова Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Макарий изображён на памятнике у печатного станка, с другой стороны у печатного станка изображён князь Константин Острожский, издатель первой печатной Библии. «Вся композиция “У станка” похожа на сценку Но устаревшее определение сцены — явление. Это явление в группе “У станка” называется книгопечатанием » 7 . По благословению святителя Макария на Руси было положено начало церковного книгопечатания. За князем К. Острожским “с посохом в левой руке стоит святой Гурий первый архиепископ Казанский, основатель христианской епархии в мусульманской Казани. В углублении за Гурием видна голова Тверского архиепископа Варсанофия” 8 . Святитель Макарий за время своего митрополитства рукоположил двадцать одного иерарха и среди них — канонизованный Русской Церковью архиепископ Гурий (†1563; пам. 5 дек.) 9 . Перед святителем Макарием в сидячей позе помещён преподобный Максим Грек (†1555; пам. 21 янв.). Таким образом, Первосвятитель изображён на памятнике в окружении своих святых современников 10 . В описаниях памятника 1000-летия России традиционно подчеркиваются заслуги святителя Макария в области просвещения: собирание Великих Четьих Миней и начало церковного книгопечатания в Московской Руси. О главном детище Первосвятителя как книжника можно сказать следующее: “Сохраняя на своих страницах литературу предшествующего времени, Великие Макарьевские Четьи-Минеи влияли на другие сборники: они использовались, публиковались и изучались в последующее время, вплоть до наших дней, тем самым свидетельствуя и отражая тысячелетнюю традицию русской духовной письменности” 11 . Изображённый на памятнике 1000-летия Руси, святитель Макарий достойно вошёл в русскую историю и был канонизован на Соборе в год празднования 1000-летия Крещения Руси. Образ святителя Макария на памятнике в Новгороде заложил основы его прославления как просветителя. Учреждённый в Русской Церкви в наши дни орден святителя Макария вручается за заслуги в области просвещения. “Мысль каждого памятника говорит о прошлом, прожитом и замечательном, чтобы побудить к похвальным подвигам на пользу общества каждого его члена” 12 .

http://pravmir.ru/zametki-po-ikonografii...

Наиболее объемное исследование, посвященное Великим Макарьевским Минеям Четиям, принадлежит американскому исследователю Д. Б. Миллеру, который попробовал увидеть в их содержании идейную направленность. «Обилие текстов макарьевского собрания показывало, что Москва, которую часто именовали Русским царством, есть центр христианского мира, что это последнее из указанных Богом царств», – пишет он (13, с. 270) . Святитель Макарий называет свой труд в успенской вкладной так: «святая великая книга Минея Четья». Это же именование мы встречаем и в Успенском Синодике: «дванадесять Миней четьих великих книг, писаны все в дестный лист» (ГИМ, Усп. 64, л. 295 об.). О нем с похвалой отзываются историки. Созданный памятник, впитав в себя духовные письменные сокровища Древней Руси, и сам явился величайшим вкладом в русскую культуру. Профессор Московской Духовной Академии И. Н. Шабатин писал о Макарьевском труде: «И ученый богослов, и историк Церкви нашей Родины, и скромный сельский батюшка, и любой из миллионов рядовых православных мирян с именем святителя Макария неразрывно связывают его бессмертный подвиг по составлению всемирно известных «Великих Четьих-Миней». Действительно, этот труд один достаточен для того, чтобы прославить имя Макария в веках; его значение очень далеко выходит за пределы справочной энциклопедии внутрицерковного значения» (14, с. 29) . «Четьи Минеи, – писал доцент Московской Духовной Академии Н. Муравьев, – являются актом церковно-государственной важности. Мотивы их появления одинаковы с мотивами созыва Стоглавого Собора и Соборов для канонизации – именно обновить и возвеличить Русскую Церковь » (15, с. 51) . Академик А. С. Орлов отнес Макарьевские Четьи-Минеи, как и Стоглав, Соборы 1547, 1549 годов, Степенную Книгу, Домострой, Лицевой летописный свод, книгопечатание, к числу обобщающих культурных мероприятий (16, с. 178–182) . «Идеей величия Русской земли и необходимости централизации областных священных преданий проникнута и литературная деятельность Макария по составлению Великих Четьих-Миней. Великие Четьи-Минеи Макария по своему составу представляют собой прежде всего собрание оригинальных и переводных житий, сохранившихся на Руси от начала христианства до середины XVI века» (17, с. 434) . Эта же мысль о Макарьевских Минеях еще более отчетливо сформулирована Д. С. Лихачевым: «Это было идейное собрание Русской Церкви, подобно тому политическому объединению Руси, которое незадолго до этого было осуществлено московскими великими князьями» (18, с. 92) . Отобранные в Четьи-Минеи или написанные для них жития русских святых воспитывали литературные вкусы позднейших агиографов. Историко-литературное значение Четьих-Миней велико еще и потому, что в них сохранились подчас старшие списки ряда произведений духовной литературы предшествующего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Но собирание и поиски – процесс творческий и, следовательно, выявление новых духовных сокровищ, которыми жила Русская Церковь в то время и которые бытовали, прежде всего, в северных её пределах, продолжалось. На базе Софийских Миней было предпринято составление новой редакции Миней, известных ныне как Успенские. Сличение соответствующих томов показало, что по сравнению с Софийскими Минеями «в успенских экземплярах сделаны весьма немногочисленные изъятия или замены текстов. В то же время Минеи Успенского списка были дополнены самыми разнообразными материалами, начиная с небольших статей из стишного Пролога и кончая такими объемными сборниками, как, например, Златоструй или Измарагд. Подобные дополнения были не эпизодическими, они делались не от случая к случаю, а систематически. При составлении каждой месячной Минеи Успенского списка в нее включались новые тексты, отсутствовавшие в соответствующей Софийской Великой Минее» 27 . В. Кучкин, изучив списки ноябрьских Миней, считает, что при создании расширенной, т. е. Успенской редакции, была первоначально сделана отредактированная копия Софийской Минеи, затем к ней было добавлено Толковое Евангелие от Матфея и другие статьи. Причем по филиграням первый этап можно датировать «около 1542 г.», второй – «между 1542 и 1547 гг. Окончательное оформление Успенского списка относится примерно к 1550 г.» 28 . Последнее было осуществлено в Москве, где к этому времени святитель Макарий был митрополитом, а предшествующие этапы – в Великом Новгороде 29 . С. Клепиков считает, что переплеты Миней были изготовлены в Троицком монастыре 30 . В ноябре 1552 г. новый комплект Миней был дан в Успенский собор Русской Церкви, от которого и произошло их именование «Успенские». Как и Софийские Минеи, Святитель дал их, согласно вкладной, «на память своей души и по своих родителех в вечный поминок». Сведения об этом даре можно встретить и в синодике-помяннике Успенского собора, где после записи рода митрополита Макария говорится: «И по тех по всех душях дано в Сенаник богородицкому протопопу Ивану з братьею на собор дватцать рублев денег, да в соборную церковь Успениа Пресвятыя Богородицы Русьскыа Митрополиа дано по тех же душах дванадесять Миней четьих великих книг, писаны все в дестный лист и в тех Минеях четьих все святыа книги четьи написаны, которые в Русьском царстве обретаются и с новыми чюдотворцы на память своей души и по своих родителех в вечной поминок» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

9)       в 1883 г. – в 3 выпуске Макарьевских Четии-Миней (Великие Минеи Четии, сентябрь, дни 25–30, изд. Археографич. Комиссии, СПб. 1883 г.), стр. 1463–1563. Здесь же далее помещено (стр. 1563–1578) похвальное слово преп. Сергию, а ранее сокращенные Пахомиевы жития: проложное стр. 1404–1408, и минейное стр. 1408–1463. 10)       и в 1885 г. – Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием Премудрым в XV веке, по Троицким спискам XVI в. с разночтениями из синодального списка Макарьевских Четьи-Миней, с присоединением стихир преп. Сергию по напеву, именуемому Трезвон, положенных на церковные линейные ноты в начале XVIII в. Сообщил архим. Леонид. Памятники древней письменности. LVIII. СПб., в типографии В. Балашева, 1885 г.. стр. ΧΧVIIΙ+167+14 (лл. нот). С изображением святого из Троицкой рукописи XVI века. Затем были изданы след. жития: 11)       В Клинцах в 1786 г. были напечатаны – Житие и служба преп. Сергию вместе с житиями и службами преп. Никону Радонежскому и Савве Сторожевскому, в л., 45, 4, 187, 1, 26 и 2 л» (Ундольский 2840). 12)       «Житие преп. Сергия Радонежского, написанное императрицею Екатериною II», издано П.И. Бартеневым. (Памятники древней письменности. LXIX. СПб. 1887 г, стр. VI+24). См. о нем в Русской Старине ч. LVII, стр. 751–756. 13)       Житие преп. и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца, вкратце собранное синодальным членом преосвящ. Платоном, архиепископом Московским и Калужским и обители преп. Сергия священноархимандритом. (Нач.: Господне слово есть истинно, яко в память вечную будет праведник). 1-е изд. СПб., в типографии Св. Синода, 1782 г., (4°, лл. 38?), 8°, стр. 50, в X томе творений митр. Платона (Е. И. В. учителя в законе и придворного проповедника, Свят. Прав. Синода члена, преосвящ. Платона, архиеп. московского и калужского... поучительные слова и другие сочинения, от московской Академии выпечатанные. М. у содержателя Сенатской типографии Ф. Гиппиуса 1782 г.) В конце книги с особой пагинацией помещено житие, в конце которого отмечено «печатано первым тиснением в СПб. в типографии Свят. Правит. Синода 1782 г., месяца июня – Конец десятого тома».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010