Но собирание и поиски – процесс творческий и, следовательно, выявление новых духовных сокровищ, которыми жила Русская Церковь в то время и которые бытовали, прежде всего, в северных её пределах, продолжалось. На базе Софийских Миней было предпринято составление новой редакции Миней, известных ныне как Успенские. Сличение соответствующих томов показало, что по сравнению с Софийскими Минеями «в успенских экземплярах сделаны весьма немногочисленные изъятия или замены текстов. В то же время Минеи Успенского списка были дополнены самыми разнообразными материалами, начиная с небольших статей из стишного Пролога и кончая такими объемными сборниками, как, например, Златоструй или Измарагд. Подобные дополнения были не эпизодическими, они делались не от случая к случаю, а систематически. При составлении каждой месячной Минеи Успенского списка в нее включались новые тексты, отсутствовавшие в соответствующей Софийской Великой Минее» 27 . В. Кучкин, изучив списки ноябрьских Миней, считает, что при создании расширенной, т. е. Успенской редакции, была первоначально сделана отредактированная копия Софийской Минеи, затем к ней было добавлено Толковое Евангелие от Матфея и другие статьи. Причем по филиграням первый этап можно датировать «около 1542 г.», второй – «между 1542 и 1547 гг. Окончательное оформление Успенского списка относится примерно к 1550 г.» 28 . Последнее было осуществлено в Москве, где к этому времени святитель Макарий был митрополитом, а предшествующие этапы – в Великом Новгороде 29 . С. Клепиков считает, что переплеты Миней были изготовлены в Троицком монастыре 30 . В ноябре 1552 г. новый комплект Миней был дан в Успенский собор Русской Церкви, от которого и произошло их именование «Успенские». Как и Софийские Минеи, Святитель дал их, согласно вкладной, «на память своей души и по своих родителех в вечный поминок». Сведения об этом даре можно встретить и в синодике-помяннике Успенского собора, где после записи рода митрополита Макария говорится: «И по тех по всех душях дано в Сенаник богородицкому протопопу Ивану з братьею на собор дватцать рублев денег, да в соборную церковь Успениа Пресвятыя Богородицы Русьскыа Митрополиа дано по тех же душах дванадесять Миней четьих великих книг, писаны все в дестный лист и в тех Минеях четьих все святыа книги четьи написаны, которые в Русьском царстве обретаются и с новыми чюдотворцы на память своей души и по своих родителех в вечной поминок» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

4-го августа, история семи отроков, иже во Ефесе, составлена, как значится в ссылке, «от Метафраста, и великие Минеи-Четьи, и от Никифора, и от прочих историографов»; в ВЧМ, та же редакция, что и у Метафраста. Сравнивая повествование Святителя с источниками, видим, что оно написано главным образом по Макарьевским Четиим-Минеям. Об этом свидетельствует очень близкое словесное сходство житий и некоторые частности. Напр., только в Макарьевских Минеях царь, обращаясь к свв. отрокам, говорит: «Господие мои». Влияние латинского перевода сказалось только на некоторых именах и названиях местностей. Так, пещера, где почивали свв. отроки, в ВЧМ именуется «Нохели» у Святителя, как и в латинском «Охлон»; в Минеях защитник ереси «Феодор, епископ Ефесского града», у Святителя – Егинийский, как и в латинском тексте (Theodoras Aeginesium episcopus); имя епископа Ефесского в Минеях «Макарий», у Святителя, согласно с латинским «Стефан» и т.д. 475 (в Успенском списке великих Миней имя «Макарий» подчеркнуто красными чернилами, – вероятно также рукою Святителя). Рассмотренное нами соотношение латинских и славянских источников, полагаем, с достаточною ясностью показывает, каким высоким доверием пользовались последние, особенно Макарьевские великие Четьи-Минеи, в глазах свят. Димитрия. Поистине, эти Минеи были для Святителя, как выражается Варлаам Ясинский в предисловии к первой книге Четиих-Миней, «верхом всея истины и достоверия совершенством». Если бы великие Четии-Минеи были в постоянном и свободном пользовании свят. Димитрия, то влияние их на его работу было бы еще более глубоким и значительным. Но и теперь, по степени авторитетности, они занимают между всеми источниками Четиих-Миней первое место. Правда, и они нередко исправлялись и заменялись латинскими источниками, но не трудно заметить, что исправления вызывались чаще всего явными ошибками и погрешностями славянского перевода, а замена происходила тогда, когда пользование латинским текстом представлялось более удобным. Мы не говорим, насколько выгодно было такое отношение к великим Минеям для работы свят. Димитрия, но общее направление юго-западной русской литературы было здесь вполне выдержано, – мы имеем в Четиих-Минеях соединение латинских и славянских источников с явным предпочтением последних, как чуждых всякого подозрения в неправославии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Комиссия давно привыкла обходиться без предварительного ознакомления с тем, что она издает; но едва ли ей удалось приучить к тому же свою публику. Надо быть крепко уверену, что снисходительность публики достаточно испытана, что взыскательность ее низведена до возможно низшей степени, – надобно получить такую уверенность относительно публики, чтобы спокойно смотреть ей в глаза, предлагая издание, ждавшееся веками, и не предпослав ему предварительного изучения, изложенного в приличном введении. Нет сомнения, издатели прекрасно изучили макарьевские минеи, но они не поделились плодами этого изучения, которые облепили бы для публики пользование изданием Вместо этого издатели в нескольких строках выписывают несколько слов Макария из его вкладной записи, а от себя сообщают, что Великие минеи четьи собраны всероссийским митрополитом Макарием, что в них вошли не одни жития, – и немногое другое в этом роде. Это вызывает тем большее сожаление, что макарьевские минеи издаются не для одних записных ученых: ими не меньше будут интересоваться люди, которые по заглавному листу их впервые узнают, что существует на свете Археографическая комиссия. Если уж издаваемый памятник не мог возбудить в издателях должного интереса к своему содержанию, если с ученою братиею они привыкли обходиться запросто, то по крайней мере из внимания к этим людям следовало бы предпослать издаваемым минеям сведения пошире того, что они собраны всероссийским митрополитом Макарием и что это – знаменитый памятник. Почему бы, например, не определить пообстоятельнее хотя того, когда и как составлен этот знаменитый памятник? Во вкладной записи, приложенной к Успенскому списку миней, Макарий пишет, что он «писал сии святые великие книги в Великом Новгороде, как был там архиепископом», следовательно, в промежуток времени между 1526 – 1542 годами. Между тем в минеях встречаем произведения, списанные позднее: читаем житие Александра Свирского , составленное в 1545 году, житие Павла Обнорского, написанное не раньше 1546 года, житие Евросипа (sic) Псковского и слово о митрополите Ионе, составленные в 1547 году, встречаем несколько других произведений с указаниями, что они писаны при митрополите Макарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Поводом для открытия святых мощей угодников и их последующей канонизации являлось чаще всего начало ремонтных работ в храмах, где покоились их священные останки. По числу канонизаций (семь) наиболее плодотворным было царствование последнего государя — императора Николая II. Торжества канонизации святых явились особой страницей в истории русского благочестия. Синодальные канонизации святых освятили сибирские просторы Русской Церкви. Новые звезды, вспыхивавшие на церковном небосводе, новопрославленные святые угодники Божии возгревали веру русских людей. 1 См. Игумен Макарий. Великие Макарьевские Четьи Минеи — сокровище духовной письменности Древней Руси//Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 114; Он же. Святитель Димитрий Ростовский и Макарьевские Четьи Минеи//Макариевские чтения: Русская культура XVI века — эпоха Митрополита Макария. Материалы Х Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 95–110. 3 Цит. по: Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 171. 4 Виденеева А. Е. Канонизация Димитрия Ростовского и Спасо-Яковлевский монастырь//Макарьевские чтения: Канонизация святых на Руси. Материалы VI Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (10–12 июня 1998 года). Можайск, 1998. Вып. 6. С. 202. 8 Архиепископ Черниговский Филарет. Обзор русской духовной литературы. Кн. 2: 1720–1863. Изд. 3. СПб., 1884. С. 397. 9 См. Спасский Ф. Г. Поэт XVI века, игумен Хутынский Маркелл Безбородой//Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже. Париж, 1948. Вып. 6. С. 155–169. 10 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. С. 245. Подробнее о службе и ее составителе см. Спасский Ф. Г. Служба преп. Феодосию Тотемскому и ее автор//Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже. Париж, 1971. Вып. 14. С. 84–94. 11 Поскольку в день его блаженной кончины чтится память иконы Богоматери Знамение, то память Святителя при канонизации была перенесена на день раньше. 13 См. о нем: Жития сибирских святых. Сибирский Патерик. Новосибирск, 1998. С. 87–100; Архиепископ Черниговский Филарет. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2. СПб., 1892. Ноябрь. С. 320. 20 Протоиерей Г. Дебольский. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Б. м., 2002. С. 443. 23 Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского Чудотворца. СПб., 1862. С. 17. 26 Священник П. Хондзинский. Два труда об истинном христианстве: святитель Тихон Задонский и Иоганн Арндт//Журнал Московской Патриархии (далее — ЖМП). 2004. 2. С. 72.

http://pravmir.ru/russkie-svyatyie-prosl...

Канонизованы были иерархи, святительствовавшие преимущественно на стыке Патриаршего и Синодального периода. Поводом для открытия святых мощей угодников и их последующей канонизации являлось чаще всего начало ремонтных работ в храмах, где покоились их священные останки. По числу канонизаций (семь) наиболее плодотворным было царствование последнего государя – императора Николая II. Торжества канонизации святых явились особой страницей в истории русского благочестия. Синодальные канонизации святых освятили сибирские просторы Русской Церкви. Новые звезды, вспыхивавшие на церковном небосводе, новопрославленные святые угодники Божии возгревали веру русских людей. 1269 См. Игумен Макарий. Великие Макарьевские Четьи Минеи – сокровище духовной письменности Древней Руси//Богословские труды. Сб. 29. М., 1989, с. 114; Он же. Святитель Димитрий Ростовский и Макарьевские Четьи Минеи//Макариевские чтения: Русская культура XVI века – эпоха Митрополита Макария. Материалы X Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2003. Вып. 10, с. 95–110. 1270 Святители-подвижники нового времени, прославленные в XVIII–XIX столетиях. М., 1913, с. 61–63. 1271 Цит. по: Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903, с. 171. 1272 Виденеева А. Е. Канонизация Димитрия Ростовского и Спасо-Яковлевский монастырь//Макарьевские чтения: Канонизация святых на Руси. Материалы VI Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (10–12 июня 1998 года). Можайск, 1998. Вып. 6, с. 202. 1273 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (По современным Минеям). Париж, 1951, с. 247. 1276 Архиепископ Черниговский Филарет. Обзор русской духовной литературы. Кн. 2: 1720–1863. Изд. 3. СПб., 1884, с. 397. 1277 См. Спасский Ф. Г. Поэт XVI века, игумен Хутынский Маркелл Безбородой//Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже. Париж, 1948. Вып. 6, с. 155–169. 1278 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество, с. 245. Подробнее о службе и ее составителе см. Спасский Ф. Г. Служба преп. Феодосию Тотемскому и ее автор//Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже. Париж, 1971. Вып. 14, с. 84–94. 1279 Поскольку в день его блаженной кончины чтится память иконы Богоматери Знамение, то память Святителя при канонизации была перенесена на день раньше. 1281 См. о нем: Жития сибирских святых. Сибирский Патерик. Новосибирск, 1998, с. 87–100; Архиепископ Черниговский Филарет. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2. СПб., 1892. Ноябрь, с. 320. 1291 Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского Чудотворца. СПб., 1862, с. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Очевидно, у него было два сборника, полученные из Ростовского Богоявленского монастыря. На «Ярославскую Николо-Надеинскую Четью» Святитель в том же месяцеслове ссылается: 9 августа, память св. апост. Матфия – «в Ярославской лист»; 18-го, свв.мм. Фрола и Лавра и 19-го – св.м. Андрея Стратилата – «в Ярославской Николо-Надеинский л. 9-й» 262 . Если от этих заметок в рукописях мы обратимся к книгам Святителя и посмотрим, на какие источники ссылается он здесь, при житиях перечисленных нами святых, то увидим следующее: в одних случаях Святитель не указывает никаких источников 263 , в других ссылается на великие Четии-Минеи 264 , в третьих выражается неопределенно или перечисляет несколько источников 265 . Очевидно, ссылки в месяцесловах на различные рукописные Четии-Минеи не всегда приводят нас к действительным источникам житий. Указывая, где был материал, они не дают права утверждать, что Святитель отсюда его заимствовал. И мы, вообще, полагаем, что свят. Димитрий обращался к этим Четиям только тогда, когда в других, более авторитетных источниках нужного материала не находилось. Таких случаев едва ли было много. Мы можем указать только два. Из «четейки Богоявленской» заимствовано сказание о Тихвинской иконе Божией Матери (26 июня), имеющее в Четиих-Минеях отметку: «от различных рукописцев», да из Ярославской Николо-Надеинской четьи взято не имеющее никаких указаний на источники житие преп. Макария Желтоводского (25-го июля), так как в Макарьевских великих Четиих-Минеях ни жития этого святого, ни сказания о Тихвинской иконе Богоматери нет, а во втором месяцеслове Святитель пишет – о первом: «В сборнику Николо-Надеинском Ярославском довольно» и о втором: «Из четейки Богоявленской» 266 . Что касается остальных праздников и святых, при которых в месяцесловах есть ссылки на рукописные Четии-Минеи, то все относящиеся к ним сказания и жития имеются и в других источниках, главным образом в Макарьевских Четиих-Минеях. Но при решении вопроса о влиянии рукописных Четей на работу свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Т.Н. Протасьева Минеи-Четьи В настоящем описании даются краткие сведения о внешних признаках той или иной рукописи, указываются жития русских и славянских святых, редкие произведения древней литературы. Ввиду ограниченности объема издания при описании Миней, библиография к каждой рукописи не указывается. Общая литература к Минеям-четьям: арх. Филарет. Русские святые ... М., 1863–1865; В.О.Ключевский . Древнерусские жития ...; Н.И.Лебедев. Макарий, митрополит всероссийский. Чтения Общества любителей духовного просвещения, кн. 9, 10.М., 1877; К.Засцынский. Макарий, митрополит всея России, ЖМНП, 1881, 11; Н.П.Барсуков. Источники ...; В.О.Ключевский . Великие четьи-минеи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Отзывы и ответы. Сб.Ш. М., 1914, стр.1–20. (Син.169) Минея-четья, месяц Сентябрь, домакарьевского состава, 16 в., 1°, русский полуустав и скоропись, 341 л. Водяной знак: Тиара, Тром. 616, 618, 1538 г. л. об. Скорописное оглавление 1 . л.3. Изящная плетеная заставка в красках на золотом фоне. Инициал византийского стиля в красках и с золотом. Заглавие золоченой вязью. В тексте инициалы киноварные 2 . л.195. Житие Сергея Радонежского, 25 сентября 3 . Жития Людмилы и Вячеслава не имеется, 16 и 28 сентября. л.306. Житие Григория священномученика великой Армении. В тексте много редакторских исправлений, сделанных скорописью XVII в. С л. ЗЗ1 об. добавления. л.331 об. «Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустог о – Слово в начале индикту септевриа в 1 день». л.333. «Месяца септевриа 26 Иоанна Златоустог о похвала апостолу и евангелисту Иоанну Богослову». л.339. «Месяца септевриа 19 Преставление благоверного и христолюбивого князя Феодора Смоленского и Ярославского в граде Ярославля нового чудотворца». л.341. О персидском царстве, взято из Хронографа (скоропись) По листам рукописи часто встречаются карандашные пометы К.И.Невоструева , сравнивающие текст рукописи с текстом Макарьевских четей-миней (см. стр.28, 157 и др.). Арх. Савва. Указатель ... стр.209; М.Н.Сперанский, Сентябрьская минея-четья домакарьевского состава, Сборник ОРЯС, т.64. СПб., 1899, стр.20–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Рассмотрим теперь влияние других источников, сначала славянских. Между ними значительное влияние на работу над месяцесловом оказывали прежде всего Четии-Минеи митроп. Московского Макария . Из заметок видно, что Святитель по этим Минеям постоянно проверял месяцеслов Пролога. Напр., 11-го апреля, против памяти преп. Фармуфия Святитель в своем Прологе пишет: «Той се Фармуфий, иже питал есть в пустыне Иоанна оного, иже на студенци, марта 29-го... а яко се есть Фармуфий patet ex Четя л. 255, где спочатку житие Иоанново помещено с Малхом плененным» 74 . Или 13 апреля, после жития св.м. Фомаиды, Святитель в замечании указывает, что «в Чете преподобномученицей» она названа «достойне» 75 . Такая проверка иногда вела и к исправлению Пролога. Напр., 2-го апреля Святитель пишет в месяце-слове: «Пролог в сей же день полагает св.м. Феодору девицу, но та, яко же от великие Чете яве есть, несть Феодора, но Феодосия, память же ея будет мая 29-го» 76 . Интересно сопоставить это замечание с отметками в Прологе; там 2-го апреля Святитель пишет: «сия мая 29-го Феодосия. Четя апр. 2-го, л. 81. Acta SS. арг. 1, 61». В мае 29-го, где память св.м. девицы Феодосии, на поле те же цитаты и заметка: «таяжде апр. 2-го, но вместо Феодосии написано Феодору. Eusevius, t. 8, с. 17» 77 . Отсюда мы видим, что поправка Пролога сделана непо одним Макарьевским Минеям. 12-го апреля: «Пролог зде вместо Давида полагает Даду сице: в тойже день свв. триех мучеников – Мины, Дады и Иоанна. Но в Прологе не воспоминается, кто бе той Дада. Явственнее же в Минее-Четье из-ведается Давид быти, а не Дада, един от тех триех мучеников, идеже и чин жития их и образ смерти воспомянуется» 78 . 15-го июня: «инде пишется (в Прологе), яко св.м. Дула бе епарх Киликийский, но он был родом от страны Киликийскиа и св. Метафраст не воспоминает, дабы он был епархом. А в великой Минеи-Четьи на сей день о том пишется, яко сей бяше от Зефиритские преториады епархии Киликийскиа» 79 . Следуя Макарьевским Минеям, Святитель иногда переносил память святого с одного числа на другое. Напр., в месяцеслове 15-го июня он пишет: «В месяцеслове Великороссийском, такожде и в Минеи служебной и в Прологу в сей день положена память иже во святых отца нашего Ионы, митрополита Московского и всея России, в наших же месячных книгах житие его положися марта в 31-й день, понеже и блаженный Макарий, митрополит Московский, в своей великой мартовой Минеи-Четье тако положил есть; изволяй убо тамо да прочтет житие Ионы святого» 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Выдающимся иерархом Русской Церкви в середине XVI веке был святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси (1563; пам. 30 дек.). Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников. Как Предстоятель Церкви он созвал знаменитые Соборы, на которых был прославлен сонм русских святых, затем на Стоглавом Соборе последовало исправление недостатков в жизни Церкви и общества, наконец, соборное искоренение лжеучений. Его Первосвятительство пришлось на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного, которого Митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом. Святитель Макарий – это аскет, молитвенник, богослов, иконописец, патриот Московской Руси, государственный деятель и дипломат, выдающийся представитель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды, все с большим успехом, предпринимал попытки собрать воедино всю духовную литературу того времени, пока эта грандиозная задача не была воплощена в его знаменитых Минеях Четьях. С его именем связано первое систематическое изложение истории – составление Степенной Книги, а также начало новой страницы в истории русской книжности – учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли Митрополита Макария чудным. Можно говорить, что именем Митрополита Макария может быть названо время середины XVI века. Он был канонизован в 1988 году на Соборе в дни празднования великого юбилея – Тысячелетия Крещения Руси. О Митрополите Макарии существует немалая разножанровая литература. Главное книжное детище святителя Макария – это Минеи Четьи. В XIX веке при их издании Археографической Комиссией им было усвоено именование Великие Макарьевские Минеи Четьи. К сожалению, их издание прекратилось в 1917 году, не будучи доведенным до конца. Уже в наши дни была издана Майская Минея Успенской редакции. В процессе подготовки данного издания была выявлена недостающая Софийская майская Минея. Таким образом, это важное достижение нашего времени в вопросе изучения Макарьевского наследия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Великий Новгород – выдающийся культурный центр Древней Руси. С его именем связаны древнейшие памятники нашей письменности: Остромирово Евангелие, богослужебные Минеи XI в. и др. Их созданию и сохранности способствовали два фактора высокий культурный и экономический потенциал Новгорода и благоприятствовавшие исторические обстоятельства «Орды Батыя не дошли до Новгорода, счастливо избегнувшего общего для всех русских городов разгрома. Поэтому Новгород сохранил рукописные богатства Киевской Руси, сохранил книжную образованность и, впоследствии, в течение веков снабжал Москву древними рукописями, летописями, предметами искусства» 1 . Академик М. Н. Тихомиров подчеркивает, что «новгородцы выделялись своей относительной образованностью»  2 . Активную роль в этом созидательном процессе играли новгородские монастыри и, прежде всего, соборный храм святой Софии, Премудрости Божией, и новгородские святители «Помещались ли в доме Новгородского владыки, кроме канцелярии, еще какие-нибудь учреждения, мы не знаем. Очень возможно, что именно тут, а не где-нибудь в другом месте работали ученые составители летописей и переписчики разных книг, дошедших в значительном количестве до нас и обозначенных местом их написания. Пишут здесь книги «Владычные паробки» Владыки Новгородские собирают вокруг себя много писцов и заботятся о развитии при доме своем книжного дела» 3 . Книжными начинаниями известны такие Новгородские владыки, как архиепископы Моисей 4 , Евфимий II и др. 5 . Во второй половине XV в. в Новгороде трудился плодовитейший писатель древней Руси – афонский иеромонах Пахомий Серб 6 . Особое место среди владык занимает святитель Геннадий – богослов и полемист, библеист и литургист. «Старый Новгород в длинном ряду своего литературного наследства оставил один знаменитый памятник духовной или, точнее, священной письменности, который решительно выделяется, как Софийский собор среди многочисленных новгородских святынь, из всей родственной ему старой русской литературы. Это Библейский свод, то есть первое на Руси и во всем славянском мире полное собрание Библейских книг в славянском переводе, сделанное Новгородским архиепископом Геннадием в 1499 году» 7 . Продолжателем его трудов был архиепископ Новгородский Макарий (1526–1542), позднее – митрополит Московский и всея Руси (1542–1563) 8 . Он принимает уже усилия по собиранию всей духовной литературы в единый сборник – Великие Минеи Четьи (далее ВМЧ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010