Дамаскин ( Орловский ), игумен. Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской. – Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2015. – 648 с.: ил./Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – октябрь 2015. – С.83. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Игумен Дамаскин (Орловский) в свое время подготовил семитомное издание          биографий новомучеников и исповедников Российских – всего около   девятисот имен. В новую книгу вошли журнальные варианты этих    фотографий, печатавшихся в «Фоме» в течение нескольких лет. 94 судьбы из             полумиллиона пострадавших за веру православную. В них отразились судьбы       тех, кто предпочел смерть отречению от Христа. Разнятся только детали    личной судьбы, но крестный путь у всех был один. «Житие его было честно и        успение со святыми». Так написал будущий патриарх Алексий (Симанский),         узнав о расстреле епископа Кирилловского Варсонофия. Эти слова применимы ко всем героям книги, но она – вовсе не расширенный    мартиролог   с описанием страданий, Она – о «красоте души   человеческой», которая проявлялась у этих людей во всем. Не только о             священниках рассказывается здесь. Блаженная Матрона Анемнясевская.      Татьяна Гримблит, которая так раздражала власти своей помощью близким и           открытым исповеданием веры, что ее несколько раз арестовывали и в конце концов расстреляли в Бутове. «За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу            пойду с радостью», - писала она из тюрьмы.       Это страшная и светлая книга    заканчивается историей преподоноисповедника Леонтия (Стасевича),            человека, обладавшего не только мужеством, но и несокрушимым чувством          юмора и оптимизмом. В пасхальную ночь охранники окунали его на веревке          в выгребную яму с требованием отречься от Бога. А он им отвечал «Христос         воскрес, ребята!». Прошел все лагеря, вернулся к своей пастве и дожил до 88             лет! Умирал, радостно восклицая: «К Богу идем!». И молимся мы,    теплохладные, им, новомученикам и исповедникам Российским о даровании      такой же веры – и мужества ее исповедовать.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-150...

Календарь Святейший Патриарх Кирилл благословил схиархимандриту Илию (Ноздрину) вернуться в Оптину пустынь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по просьбе духовных чад схиархимандрита Илия (Ноздрина) благословил старца, если такова будет его воля, вернуться в Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по просьбе духовных чад схиархимандрита Илия (Ноздрина) благословил старца, если такова будет его воля, вернуться в Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь . В резолюции Его Святейшества, адресованной наместнику Оптиной пустыни епископу Можайскому Иосифу , сообщается: «В связи с поступающими на мое имя жалобами лиц, именующих себя духовными чадами схиархимандрита Илия, на невозможность иметь с ним общение и просьбами вернуть старца в Свято-Введенскую Оптину пустынь, где бы он мог пребывать " в условиях монашеского сообщества и окружения, с соответствующим медицинским наблюдением, подобающих его возрасту и духовному сану " , благословляю отцу схиархимандриту Илию при его согласии вернуться в Оптину». Схиархимандрит Илий с конца 1980-х годов был духовником восстанавливающейся после 65-летнего запустения Оптиной пустыни. Здесь он был пострижен в великую схиму и в течение 20 лет проходил свое монашеское поприще. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/patriarch/2024-04-02/...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь Я начала этот текст буквально на следующий день после возвращения из Оптиной пустыни. Как всегда, не хотелось откладывать – пока впечатления свежи. Самое популярное Сейчас в разделе 0  чел. Всего просмотров 52 тыс. Всего записей 182 поделиться: ©2024 Православный паломник к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/tag/vved...

Индонезийские и филиппинские учащиеся духовных школ Русской Православной Церкви посещают Оптину пустынь 3 августа 2020 г. 16:54 С 24 июля по 7 августа 2020 года обучающиеся в Московской и Санкт-Петербургской духовных школах семинаристы из Индонезии и Филиппин по благословению Патриаршего экзарха Юго-Восточной Азии митрополита Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского Сергия совершают паломническую поездку во Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь . Группу сопровождает секретарь Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии иеромонах Питирим (Донденко). 28 июля азиатские студенты вместе с отцом Питиримом посетили Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни. В скитском храме паломники пропели тропарь Собору преподобных Оптинских старцев, а затем побывали в келье преподобного Амвросия Оптинского. Насельники рассказали об особенностях скитской жизни и богослужебного устава, введенного еще Оптинскими старцами. 2 августа, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, день памяти пророка Божия Илии, наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Леонид совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» на полевом стане монастыря в сослужении духовенства монастыря и иеромонаха Питирима (Донденко). Богослужебные песнопения на индонезийском и филиппинском языках исполнили азиатские семинаристы. По окончании богослужения состоялось общение владыки Леонида со студентами. Во время пребывания в монастыре семинаристы исполняют монастырские послушания, знакомятся с укладом знаменитого русского монастыря и оптинской монашеской традицией. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5672589.ht...

Выставка «Монах и художник. К 100-летию памяти иеромонаха Даниила (Болотова)» пройдет в МДА 2 октября 2007 г. 13:03 14 октября по благословению ректора Московской духовной академии   архиепископа Верейского Евгения в залах Церковно-археологического кабинета Троице-Сергиевой лавры откроется выставка «Монах и художник. К 100-летию памяти иеромонаха Даниила (Болотова)» . Соучредителями выставки являются Свято-Троицкая Сергиева лавра и Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. Свои экспонаты предоставили Государственный Исторический музей, Тверской государственный объединённый музей, Тверская областная картинная галерея, Тульский музей изобразительных искусств, Калужский областной краеведческий музей, а также Дом-музей свящ. Павла Флоренского, музей Свято-Данилова монастыря и частные собрания. На выставке будут представлены уникальные, не издававшиеся ранее дневниковые записи, размышления художника об искусстве и переписка, которые находятся в фонде Оптиной пустыни и в отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Кроме того, посетители выставки смогут увидеть фотоработы иером. Даниила, а также дореволюционные издания Оптиной пустыни с его иллюстрациями. 25 ноября исполняется 100 лет со дня кончины иеромонаха Даниила (Болотова) . Художник родился в 1837 году. В 1863 году окончил Академию Художеств в Санкт-Петербурге, был известен в основном как портретист. В декабре 1886 года поступил послушником в Оптину пустынь, где провёл 20 лет в скиту Св. Иоанна Предтечи под духовным руководством преп. Амвросия Оптинского. Исполняя послушание художника, о. Даниил устроил мастерские в Оптиной пустыни и женском Шамординском монастыре, расписал Владимирский храм в Оптиной, а также регулярно проводил беседы-поучения с интеллигенцией. Скончался в 1907 г. Сайт МДА /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/301726.htm...

1 Келлией на Афоне называют не только отдельную комнату для монаха, но и небольшое строение с домашней церковью. Калива – отдельно стоящий дом с небольшой церковью внутри. 2 См.: 1) Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1998. 2) Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст . Свято-Троицкая Сергиева лавра, Свято-Преображенский Валаамский монастырь, 2000. Читать далее Источник: Старец Ефрем Катунакский : [перевод с греческого]. - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2016. - 285 с. ISBN 978-5-86594-205-4 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Отдельные сборники и жития Огнь пылающий: Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского. Из духовного наследия. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Огнь пылающий : Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского. Из духовного наследия. - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019. - 376 с. : ил. Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского написано ведущим российским агиографом доктором исторических наук архимандритом Дамаскиным (Орловским). Священномученик Андроник - один из выдающихся архипастырей Русской Церкви. В его жизни, полной напряженного драматизма, показан пример мужества, нелицемерного служения Богу и Церкви. Во второй части книги, богатой по своему содержанию, опубликованы избранные творения священномученика, в которых он отвечает на многие вопросы, актуальные не только в его время, но и поныне. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

Сила Германовский упом. 14 июля 1752; в 1753 перев. в Мещовский Георгиевский. Мелетий , в 1754–58, отрешён. Арсений определён 1758. Гедеон Ротенский , в авг. 1762, в нояб. 1763. 15 Рождествин (Христорождественский) в Боровске, прежде мужской, потом женский; упразднён в 1764 г. [III, 437] Игум. Иосиф , 1626. – Антоний , 1635. – Феодосий , в нояб. 1643. Строит-ца Анисия Челищева , в 1651–1659. – Мария Кормилицына , в мар. 1664. Иг-нья Капитолина , в июле 1675; † 1687. – Христина , 1690, 91, февр. – Александра , 1733–38. 16 Оптина Введенская (Макарьевская) пустынь под Козельском, заштатная. [V, 42; VI, 1034.] Игум. Сергий , в дек. 1625. Строит. Феодорит , 1629–31. –       Корнилий , в июне 1658. –       Иринарх , в окт. 1661. –       Исидор , 1672–80. –       Дорофей , 1686–88. –       Серапион , 1694–98. –       Герасим , 1701, 2. Игум. Моисей , 1703, 4. –       Дорофей , 1709 и 10. –       Иоасаф , 1716. –       Леонид , 1717. Строит. Леонтий , 1724–26. –       Сергий , 1728. –       Авраамий , 1731. Игум. Пафнутий , 1760. –       Моисей , 1762. –       Филагрий , 1763; † 1765. Строит. Никандр определён 1765; † 27 мар. 1768. Игум. Аристарх , бывший Боголюбова монастыря, определён 3 дек. 1770; † в янв. 1775. Строит. Феодосий определён 19 окт. 1775; по 1780. – Александр определён 22 дек. 1780; † 1782.... – Николай определён 26 окт. 1782, уволен 1 февр. 1783. – Андрей определён 31 мар. 1783; уволен 29 янв. 1789. – Иоасаф 29 янв. 1789 перев. из Давидовой пустыни; в 1791 уволен. – Антоний , 1792–94. – Иосиф , 1794 и 95. – Авраамий , с 1796; в 1801 произведён в игум. Доброго монастыря, но здесь оставлен игуменом; † 14 янв. 1817. – Маркелл , в 1817–19, уволен, по желанию. Игум. Даниил , в 1819–25, перев. в Добрый мнтрь. – Моисей Путилов определён в 1825; † 1862 ... Строит. Леонид , 1863, архим. 1865. Игум. Исаакий , 1867–69. 17 Тихонова пустынь, от города Медыни в 15 верстах. Нкогда была приписана к Донскому мнтрю; с 1764г. заштатная. [VI, 401.] Препод. Тихон , основатель ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вн. Дел», 1840 г., XXXV, 256 (обозр. древн. Русск. памятн.); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1791 г., XVIII, 98 (архим. Вениамин Григорович, с 1748 г. еписк. Нижегород.); “Русск. Истор. Библиот.», III, 194 (4 декаб. преставися Гурий, еписк. Казан. и Свияж., и положен бысть в Казани в м-ре Преображ. Госп.); IV, 850 (Палинодия, 1621 г.; 4 октяб. память обретения мощей Варсонофия, еписк. Твер., нового чудотворца), 850 и 851 (там же: 4 окт. память обретения мощей св. Гурия, а 5 декаб. тоже его память), 852 (там же; 11 апреля память св. Варсонофия, еп. Твер.). 1170. Спасо – Преображенский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Белеве, Тульской губ. Полагают, что основан в 1523 г. удельным князем Белевским Иоанном Васильевичем, и царь Иоанн Грозный поставил в обязанность игумену монастыря поминать вседневно Белевских князей, а в день их смерти служить соборно и раздавать милостыню. Каменным зданием воздвигнут во время управления монастырем (1680–1709 г.) архим. Иовом, из рода дворян Марковых, скончавшимся в 1718 г. и погребенным в трапезе. В 1723 г. к м-рю были приписаны Введенская Жабын. и Оптина пустыни. В церкви сохранился древний образ св. Иоанна Крестителя. “Ист. Росс. Иер.», III, 466; VI, 206 (с грамотою); Ратшин, 525; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 178; “Опис. монаст.», 1817 г., 18; “Воен. стат. обозр. Туль. губ.», 128; Афремов, “Ист. Обозр. Туль. губ.», 54, 69; “Журн. Мин. Вн. Д.», 1836 г., XX, 111; “Памят. кн. Туль. губ.», 1864 г., прибавл., 4; “Ист. опис. Козель. Введен. Оптиной пуст.», 1862 г., 42, в примеч.; Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 347 (в 1700 г. имел 235 двор. крест.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 790, 1; “Акты к истор. Ю. и З. Р.», III, 10 (Указ 1638 г. о водвор. монахов, вышедших из Литов. земли); “Дополн. к Акт. истор.», IX, 5 (Ц. гр. 1676 г. о недозволении помещикам Белев. уез. Хлоповым и кн. Ив. Волконскому держать перевоз на р. Оке, принадлежащий м-рю; архим. Иов); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 20; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., Отд. 1, 142 (в 1744 г. имел 2.329 душ крест.); 1862 г., II, Отд. I, 76 (основ. кн. Сонцовыми-Засекиными), 113 (в 1759 г. дозволено архимандритам служить с набедренником и палицею, на ковре, и носить шелковую мантию); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 2, 473 (дело 1722 г. о Павлове, держав. раскольников), прилож., LXVII, XVIII (в 1678 г. за м-рем было 217 двор. крестьян); VI, 1726 г., 300 (прошение вкладчиков Оптиной пустыни о неприписке ее к м-рю, что и удовлетворено); VII, 1727 г.. 325 (архим. Тихон был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1855 г., XIV, Отд. 3, 113 (известие о гор. Белеве; история м-ря); “Матер. для ист. г. Белева XVII и XVIII ст.», 3 (опись м-ря и его вотчин 1624 – 25 г.), 17 (опись монаст. слободки 1646 г.), 28 (роспись 1643 г. Спасского м-ря бобылей), 97 (сказка 3-ьей ревизии 1763 г. о муж. и жен. поле по семействам, вотчины Белев. Преображ. м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Рядом с церковью — своеобразное напоминание о смерти. Ворота с табличкой: «Отделение для ВИЧ-инфицированных». Когда храм достроят, мимо этой надписи будут ходить крестным ходом осужденные и петь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!» Кинорежиссер Эмир Кустурица отдыхает. — Александр Сергеевич, — спрашиваю замполита колонии Александра Пивеня. — А поступок Тошева на кого-то из осужденных или работников колонии повлиял? — Нет, — вздохнул замполит. — Не повлиял. Если честно, всем просто наплевать. Так и напишите. О раскаявшихся разбойниках Раскаявшийся разбойник Опта Он основал в XV веке монастырь, который в XIX веке стал крупнейшим духовным центром русского православия, — Свято-Введенская Оптина пустынь (Калужская область). Шайка казачьего атамана Опты много лет разбойничала в козельских лесах, наводя ужас на местное население. Он отличался нечеловеческой жестокостью — не щадил ни стариков, ни детей. Но произошло необъяснимое: кровавый разбойник распустил банду, обратился к Богу, основал обитель и всю оставшуюся жизнь провел в покаянии, молитве и посте. К оптинским старцам за наставлением приезжали многие русские писатели и мыслители — Гоголь, Достоевский, Владимир Соловьев, Константин Леонтьев, Алексей Константинович Толстой. Кудеяр-атаман Популярная и загадочная народная легенда. Многочисленные историки сходятся лишь на трех фактах: Кудеяр жил в XVI веке, наводил ужас на огромной территории от Смоленской до Воронежской губернии, а впоследствии раскаялся и принял постриг. По мнению некоторых исследователей, свою жизнь Кудеяр закончил иноком в Соловецком монастыре. Наиболее известная версия жизни Кудеяра-атамана изложена в поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», хотя в ней явно прослеживается привнесенная поэтом революционная тема: грехи раскаявшемуся разбойнику отпускаются после того, как он убивает другого злодея — пана Глуховского. Благоразумный разбойник Согласно Евангелию, первым в Царство Божие вошел раскаявшийся разбойник, который был распят на Голгофе вместе с Иисусом Христом. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Евангелие от Луки).

http://pravmir.ru/ya-sel-v-tyurmu-i-stal...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010