52 Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями//Собр. соч.: В 7 т. М., 1986. Т. 6. Гл. XVIII. С. 246–248. 53 Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – русский религиозный философ, богослов, публицист, поэт. Его труды оказали значительное влияние на развитие философской мысли. Основные сочинения: «Философские начала цельного знания», «Критика отвлеченных начал», «Оправдание добра», «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» и др. 54 Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь находится в Калужской епархии, недалеко от г. Козельска. Это один из самых известных монастырей Русской Православной Церкви. Обитель основана, согласно преданию, в конце XIV в. В XIX в. монастырь стал одним из духовных центров России. В 1918 г. пустынь была преобразована в сельхозартель и в 1923 г. окончательно закрыта. Оптина пустынь перешла в ведение Главнауки; в стенах монастыря был открыт музей. Возобновление монашеской жизни в обители началось в 1987 г. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году были канонизированы 13 Оптинских старцев: иеросхимонах Лев, иеросхимонах Макарий, схиархимандрит Моисей, схиигумен Антоний, иеросхимонах Иларион, иеросхимонах Анатолий Старший, схиархимандрит Исаакий, иеросхимонах Иосиф, схиархимандрит Варсонофий, иеросхимонах Анатолий Младший, иеросхимонах Нектарий, иеромонах Никон, архимандрит Исаакий II. Иеросхимонах Амвросий прославлен в лике святых в 1988 году. Собор преподобных Оптинских старцев – 11/24 октября. 58 Филатов Владимир Петрович (1875–1956) – известный офтальмолог, академик Академии медицинских наук, лауреат Государственной премии СССР. 59 Протоиерей Сергий Булгаков (1871–1944) – русский философ, богослов. Происходил из семьи сельского священника. Учился в Орловской духовной семинарии и Елецкой классической гимназии. Отошел от Церкви, увлекся марксистскими идеями. Закончив юридический факультет Московскою университета, преподавая в различных учебных заведениях, с 1917 г. – профессор Московскою университета. Вернулся к вере и в 1918 г. был рукоположен во священники. В 1922 г. был выслан из России. В 1925–1944 гг. преподавая догматическое богословие в Богословском институте Парижа. Был одним из основателей и руководителем Русскою студенческою христианского движения. Богословские воззрения Булгакова развивались в рамках учения о Софии, во многом он продолжил философские традиции В. С. Соловьева . Основные сочинения: «Свет невечерний», «Тихие думы», «Трагедия философии», «Два града», «Философия хозяйства» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

С. Афонин. Прпеодобный Амвросий Оптинский. 2009 Правда, В. Каширина и Г. Черкасова в своем исследовании об иконе дают такое суждение: «В современных комментариях к работе отца Павла Флоренского “Иконостас” упоминается устное сообщение епископа Уфимского Анатолия в январе 1988 года в Бергамо. В нем он указывает на то, что икона “Спорительница хлебов” находится в литовской деревне Михново под Вильнюсом. Вероятно, этот комментарий и послужил основанием для устойчивого мнения в православном интернет-пространстве, что это и есть келейная икона старца Амвросия. Так ли это? Действительно, в храме “Всех скорбящих Радость” в местечке Михново, в 30 километрах от Вильнюса (совр. Микнишкес Шальчининкайского р-на), есть образ Божией Матери “Спорительница хлебов”. Но ни история храма, ни иконография иконы, находящейся в нем, этого мнения не подтверждают. Несомненно, что эта не келейная икона старца Амвросия, как несомненно и другое: благословение старца преподобного Нектария Оптинского милостью Божией хранило общину, которая образовалась вокруг храма». На снимке, сделанном автором этих записок в августе 2009 года, мы видим икону «Спорительница хлебов», расположенную в деревянном киоте на стене Введенского храма Оптиной пустыни , главного собора обители, построенного в 1750–1771 годах. В этом храме покоятся в посеребренной раке святые мощи преподобного Амвросия, к коему для духовного окормления стекались многие тысячи людей со всей православной России. Во Введенском храме находится также деревянный ларец с мощами преподобного Никона – одного из четырнадцати Оптинских старцев. Святые гробы старцев сейчас установлены в трех храмах пустыни. Что же это за место дивное такое, прославленное целым сонмом – Собором Оптинских старцев, – Оптина пустынь? В Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни возрождалось монашеское старчество – особая форма духовного окормления иноков и мирян. Эта традиция прославилась по всему православному миру благодаря целой плеяде подвижников. Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь находится на берегу реки Жиздры, в 3 км от древнего г. Козельска Калужской области, исторически знаменитого тем, что монголо-татары в 1232 году уничтожили всё его население, сожгли дотла город, и хан за стоическое сопротивление горожан захватчикам назвал его «злым».

http://pravoslavie.ru/74669.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл благословил схиархимандриту Илию (Ноздрину) вернуться в Оптину пустынь 2 апреля 2024 г. 12:04 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по просьбе духовных чад схиархимандрита Илия (Ноздрина) благословил старца, если такова будет его воля, вернуться в Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь .  В резолюции Его Святейшества, адресованной наместнику Оптиной пустыни епископу Можайскому Иосифу , сообщается: «В связи с поступающими на мое имя жалобами лиц, именующих себя духовными чадами схиархимандрита Илия, на невозможность иметь с ним общение и просьбами вернуть старца в Свято-Введенскую Оптину пустынь, где бы он мог пребывать " в условиях монашеского сообщества и окружения, с соответствующим медицинским наблюдением, подобающих его возрасту и духовному сану " , благословляю отцу схиархимандриту Илию при его согласии вернуться в Оптину».  Схиархимандрит Илий с конца 1980-х годов был духовником восстанавливающейся после 65-летнего запустения Оптиной пустыни. Здесь он был пострижен в великую схиму и в течение 20 лет проходил свое монашеское поприще.  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 . На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...». 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6117620.ht...

11. Феофан Затворник, свт. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. М. – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994.Вып. 1. 12. Феофан Затворник, свт. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. М . – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. Вып. 7 и 8. 13. Благословенная Оптина [Электронный ресурс]: http://www.optina.ru/history/optina (дата обращения: 26. 07. 2015). Дух и заслуги монашества для Церкви и общества. СПб., 1874. С. 74. Иоанн (Маслов), схиархим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 2008. С. 139. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптиной Пустыни, 2014. С. 92. Феофан Затворник, свт. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. М. – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. Вып. 7 и 8. С. 181. Аскетизм и монашество. Евангельския, биологическия и психологическия их основания: (Опыт популяризации святоотеческих воззрений). Киев, 1907. С. 3 – 5. Слово к монашествующим. Проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в монастырях (2014–2015). М., 2015. С. 12. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

http://bogoslov.ru/article/4717935

Архимандрит Мелхиседек обратил внимание участников совещания, что интернет-страницы  ставропигиальных монастырей успешно развиваются, многие из них имеют уникальный контент, на сайтах создаются новые интересные рубрики. Пресс-секретарь Отдела поблагодарил Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь за создание  научного сайта «Монашество в истории» ; Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь за создание на сайте обители  рубрик «Беседы матушки» и «Монашеская жизнь» ; Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь за  раздел «Жития преподобных жен» ; Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь за разработку  мобильного приложения толкований Священного Писания для iOS ; Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь за  рубрику «Соловецкие сказы» ; посвященную автобиографическим рассказам людей о Соловках, Андреевский ставропигиальный мужской монастырь за  рубрику «Новомученики » о служивших в Андреевском монастыре и храмах Юго-Западного викариатства новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Главный редактор журнала «Монастырский вестник», настоятель Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев) подвел итоги работы редакционной коллегии журнала за 2016 год. Игумен Петр сообщил, что в настоящее время 107 монастырей оформили подписку на официальный печатный орган Синодального отдела по монастырям и монашеству. Главный редактор также поделился планами работы на следующий год, особо отметив тот факт, что читатели журнала теперь могут присылать свои вопросы специалистам в рубрики, посвященные юридическому консультированию и консультированию по вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия. В следующей части своего выступления, посвященной образованию монашествующих, игумен Петр осветил наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией образовательного процесса в монастырях. Главный редактор официального сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству Екатерина Орлова сообщила игуменам и игумениям ставропигиальных монастырей, что специалистами информационной службы СОММ на сайте Отдела создана база монастырей Русской Православной Церкви, в наполнении которой монастыри могут принять деятельное участие.

http://patriarchia.ru/db/text/4696104.ht...

И из ОпочкиУспенский девичий, упразднённый. Находился в Псковской Епархии в уездном городе Опочке. До Духовных 1764 года Штатов было за ним 55 душ крестьян. Оптина Козельская Введенская Макарьевская пустынь См. Макарьевская Оптина. Оптин Троицкий Болховский монастырь Орловской Епархии заштатный мужской. Находится близ уездного города, Болхова на берегу реки Нугры. Построен был этот монастырь в древние времена; но при нашествии Литовцев на Россию в 1613 году весь истреблён; а возобновлён по грамотам Царским в 1620 и 1628 годах, и на содержание вместо руги пожалована рыбная ловля по всей реке Нугре. Здания в этом монастыре все каменные, примечательнейшие же из оных следующие: 1) посреди монастыря СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя Живоначальной Троицы, построенная в 1668 году иждивением Государя Царя Алексея Михайловича и Царицы Марии Ильиничны для поминовения родственников Царицыных, Кн. Милославских, погребённых в этой обители; 2)  ЦЕРКОВЬ во имя Тихвинской Божьей Матери, с приделом Покрова Пр. Богородицы; 3) КОЛОКОЛЬНЯ; 4) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 5) ОГРАДА кругом монастыря с 4 башнями. Всё это устроено иждивением доброхотных дателей; при чём участвовали и Высокие Царские особы; а именно, в 1688 году Государи Nemp I и Иоанн Алексеевич пожаловали на окончание соборной церкви 300 рублей; в 1758 году Государыня Императрица Елисавета Петровна 2.000 рублей на возобновление монастырских строений. Настоятельство до Литовского разорения было Игуменское; а с возобновления обители до 1705 года – Строительское. В 1705 году по именному Указу Государя NETPA I учреждена Архимандрия. До Штатов 1764 года крестьян было за этим монастырём 108 душ. По Штатам оставлен на своём содержании с настоятельством Строительским, которое и доныне, продолжается. Ораненбурская или Раненбургская Петропавловская пустынь Рязанской Епархии заштатная мужская построена в 1712 году, по благословению Преосвященного Стефана, Митрополита Рязанского и Муромского, при городе Ораниенбурге расстоянием от него в двух вёрстах, иждивением Светлейшего Князя Александра Даниловича Меншикова в собственных его дачах с урочищами при реке Московской Рясе. Настоятельство Строительское продолжается с того 1712 года доныне. Здания в этой пустыне деревянные кроме церкви во имя Апостолов Петра и Павла и колокольни. Оранский Богородский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В рубрику включена также развернутая рецензия: Владимир Лавров , доктор исторических наук, заместитель директора Института российской истории РАН. Слово Оптиной Пустыни . (Об издании: Оптинский альманах. 1. – Введенский ставропигиальный мужской монастырь, 2007. – 167 с.)//Фома. - – сентябрь 2008. – С.124-125. – (рубрика « Что читать »). Первый выпуск «Оптинского альманаха» посвящен двадцатилетию возрождения Оптиной Пустыни. Статьи, воспоминания, публикации архивных документов, жития и жизнеописания, составленные на основе исследования архивных источников и дореволюционных изданий, воссоздают живые страницы прошлого. Альманах открывают публикуемые впервые «Записки об оптинском музее» монахини Марии (Добромысловой), духовной дочери последнего Оптинского старца иеромонаха Никона. Оживают трагические страницы истории: закрытие монастыря в 1920-1921 годах, создание монашествующими на его базе совхоза «Оптина пустынь», закрытого в 1923 году, и историко-мемориального музея «Оптина пустынь», просуществовавшего до 1927 года и позволившего сохранить часть духовно-исторического наследия, собранного и созданного оптинскими старцами. В состав альманаха включен очерк Владимира Солоухина «Время собирать камни», благодаря которому в 1979 году читатель стал открывать для себя Оптину и ее старцев. Центральное место в альманахе занимает раздел « Крестный путь . Испытание верности Богу », где на основе архивных изысканий восстановлена историческая правда о духовном подвиге оптинских монахов во время антирелигиозного государственного террора. Особое внимание историков привлекут разделы « История в документах » и « Утрата духовно-нравственной ответственности в современной агиографии или жажда популярности? (К вопросу об искажении истории Оптиной Пустыни и жизнеописаний ее насельников)». Публикуются также « Страницы старой монастырской летописи » и « Поучения » старцев. С захватывающим сопереживанием читается очерк Светланы Костенко « Жить по вере, Родине служить по долгу », посвященный жизнеописанию подполковника М. Д. Обручева (1871-1917).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-65-s...

Архив Пн В канун праздника Казанской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Оптиной пустыни 20 июля 2017 г. 22:48 20 июля 2017 года, в канун празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь . У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий , епископ Козельский и Людиновский Никита , председатель Законодательного собрания Калужской области В.С. Бабурин, первый заместитель губернатора Калужской области Д.А. Денисов, глава администрации муниципального района «Козельский район» Е.В. Слабова, наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков), насельники обители. В главном храме монастыря — соборе в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, где покоятся святые мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптинских, Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву у мощей преподобного Амвросия Оптинского. В храме Казанской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение всенощного бдения. Его Святейшеству сослужили: митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры ; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Козельский и Людиновский Никита ; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе московского подворья Оптиной пустыни; архимандрит Антоний (Гаврилов), духовник братии Оптиной пустыни; насельники Оптиной пустыни в священном сане. За богослужением молились: наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков), настоятельница Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино игумения Сергия (Щербакова), братия Оптиной пустыни, многочисленные паломники.

http://patriarchia.ru/db/text/4965558.ht...

Пресс-секретарь Отдела поблагодарил Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь за создание  научного сайта «Монашество в истории» ; Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь за создание на сайте обители  рубрик «Беседы матушки» и «Монашеская жизнь» ; Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь за  раздел «Жития преподобных жен» ; Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь за разработку  мобильного приложения толкований Священного Писания для iOS ; Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь за  рубрику «Соловецкие сказы» ; посвященную автобиографическим рассказам людей о Соловках, Андреевский ставропигиальный мужской монастырь за  рубрику «Новомученики » о служивших в Андреевском монастыре и храмах Юго-Западного викариатства новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Главный редактор журнала «Монастырский вестник», настоятель Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев) подвел итоги работы редакционной коллегии журнала за 2016 год. Игумен Петр сообщил, что в настоящее время 107 монастырей оформили подписку на официальный печатный орган Синодального отдела по монастырям и монашеству. Главный редактор также поделился планами работы на следующий год, особо отметив тот факт, что читатели журнала теперь могут присылать свои вопросы специалистам в рубрики, посвященные юридическому консультированию и консультированию по вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия. В следующей части своего выступления, посвященной образованию монашествующих, игумен Петр осветил наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией образовательного процесса в монастырях. Главный редактор официального сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству Екатерина Орлова сообщила игуменам и игумениям ставропигиальных монастырей, что специалистами информационной службы СОММ на сайте Отдела создана база монастырей Русской Православной Церкви, в наполнении которой монастыри могут принять деятельное участие. Главный редактор поблагодарила игуменов и игумений за активное сотрудничество с редакцией сайта и предложила в будущем году уделить внимание созданию страниц ставропигиальных монастырей в социальных сетях. Е. Орлова также привела примеры наиболее посещаемых страниц ставропигиальных монастырей. Помощник председателя Отдела по вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия С.А. Анохина рассказала о назревшей необходимости совершенствования системы финансирования реставрационных работ в монастырях. По словам докладчицы, выделенные из бюджетных средств деньги часто не доходят до пользователя. Комментируя выступление С.А. Анохиной, епископ Дмитровский Феофилакт высказал предложение включать на паритетных началах представителей Церкви в профильные комитеты Министерства культуры и государственных органов охраны памятников.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4696930...

Иеродиакон Мефодий, головщик по клиросу, был весьма способен, начальству благопокорен и, хотя он и имел некоторые слабости, его прекрасные качества их вполне искупали. Он заболел и во время своей болезни, продолжавшейся 17 лет, он стяжал глубочайшее смирение и великое терпение, потому что, несмотря на свое положение, постоянно благодушествовал и служил для братии назидательным примером. Он имел ученика, мальчика лет 13, по имени Николай, жившего в монастыре вместе с отцом своим, мещанином города Козельска, по прозванию Кудрявцев. Николай весьма скромный мальчик, хорошо знавший ноты и певший альта, когда достиг 18-летнего возраста, смутился и не захотел долее жить в Оптиной пустыни. Он был высокого роста, видный собой и красивой наружности, знаток пения и имел прекрасный голос. Ни слезы отца, который уговаривал его не уходить, ни увещания старцев, ни ласки настоятеля, не могли его удержать. Он ушел в Москву, поступил в Симонов монастырь, где уклонился от правил оптинской жизни, стал жить распущенно, впал в отчаяние и в ближайшей от монастыря деревне умер скоропостижно. Таковы пагубные последствия своеволия: ежели бы он внял просьбе отца и старческим увещаниям, не дошел бы до состояния отчаяния и, весьма вероятно, не постигла бы его столь печальная кончина. 20 Комельский Введенский мужской 3 класса, в 5 верстах от уездного города Грязовца, на р. Нурте, в Комельской волости. Основан в 1497 году преподобным Корнилием, отчего и называется также Корнилиевым. В нем две церкви: 1, Соборная Введения Богородицы, первоначально деревянная, строенная преподобным Корнилием, в 1517 г. увеличена, с приделом во имя преподобного, где почивают и святые его мощи под спудом, 2, преподобного Антония Великого , строенная при Корнилии. При монастыре было 2 ярмарки генваря 17 и ноября 21. 21 Троицкий Обнорский, или Комельский, мужской 3 класса (ныне Вологодской епархии), в 15 верстах от уездного города Грязовца, при реках Обноре и Нурме, основан в 1414 г. преподобным Павлом Обнорским. В 1538 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010