Икос 11 Светоприемная нам возсияла еси свеща, Богородице, во храм Господень пришедши, радость величайшую тамо светящи и на молитве во Святая Святых горящи, отонудоже и облистала еси небесною чистотою всему миру, во тьме греховней пребывающему, да и мы со свещеносными девами, Тя ко храму Господню светло со славою девственною проводившими, узрящем Тя радостно, во свете чистоты душевныя и телесныя сияющу, и воспоем Тебе похвалы таковыя: Радуйся, Свеще Неугасимая, во Святилище возженная, свещеносными девами провождаемая. Радуйся, Заре Незаходимая, весь мир облиставшая, светлыми Ангелы во храме сретаемая. Радуйся, Светильниче Небесныя славы, Свете нелестный во храме всем возсиявший. Радуйся, Чертоже Божия благодати, Хлебе словесный из руки Ангела приявший. Радуйся, Мати Света грядущая быти, светом чистоты Твоея всех просвещающая. Радуйся, Мати Света Тихаго Сияние, теплотою молитв Твоих всех утешающая. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая. Кондак 12 Благодати Божия новый и одушевленный Кивот сущи, Богородице Дево, в немже вместо манны чувственныя и вещественных скрижалей вмещаются невещественныя неистощимыя дарования Божия, достойно введена была еси во Святая Святых, яко вместити имущая плотски Безначальное Слово Божие, идеже Силы Небесныя служаху Тебе, страшнии Херувими и пламенеющии любовию Серафими осениша Тя крылы своими, Престоли и Господствия, Начала, Силы и Власти припадоша к Тебе со Архангелы и Ангелы, вопиюще о Тебе: Аллилуиа. Икос 12 Поюще пречестное Твое во храм Господень Введение, хвалим вси Твое пречудное во Святая Святых со Ангелы спребывание и небесным хлебом питание, поклоняемся равноангельской девственной чистоте Твоей, Богородице, и веруем, яко пришла еси от земнаго дома в Дом Божий, яко жертва чистая, яко дар освящен на обручение девства Твоего Жениху Небесному, да уготоваешися достойно к нетленному и чистому Рождеству Христову в Божие Жилище. Темже тако верующе, возглаголем Тебе сице: Радуйся, храм Господень Пречистых ног Твоих стопами освятившая. Радуйся, жилище Божие от осквернения грешных отмывшая. Радуйся, во Святом храме, яко на небеси, поклонение Горних Сил приемшая. Радуйся, во Святая Святых, яко на небеси, Престолу Божию представшая. Радуйся, Прекрасная Девице, изшествием Твоим из дому отчаго во храм мир всему миру Принесшая. Радуйся, Новая Голубице, вхождением во храм праведным в преисподней надежду впервые даровавшая. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

http://pravicon.com/info-1161

Икос 11 Светоприемная нам возсияла еси свеща, Богородице, во храм Господень пришедши, радость величайшую тамо светящи и на молитве во Святая Святых горящи, отонудуже и облистала еси небесною чистотою все­му миру, во тьме греховней пребывающему, да и мы со свещеносными девами, Тя ко храму Господню светло со славою девственною проводившими, усрящем Тя радостно, во свете чистоты душевныя и телесныя сияющу, и воспоем Тебе похвалы таковыя: Радуйся, свеще неугасимая, во святилищи возжженная, свещеносными девами провождаемая. Радуйся, заре незаходимая, весь мир облиставшая, светлыми Ангелы во храме сретаемая. Радуйся, светильниче небесныя славы, свет нелестный во храме всем возсиявший. Радуйся, чертоже Божия благодати, хлеб словесный из руки Ангела при­явший. Радуйся, Мати Света грядущая быти, светом чистоты Твоея всех просвещающая. Радуйся, Мати, Света тихаго сияние, теплотою молитв Твоих всех утешающая. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая. Кондак 12 Благодати Божия новый и одушев­ленный кивот сущи, Богородице Дево, в немже вместо манны чувственныя и вещественных скрижалей вмещаются невещественныя неистощимыя дарования Божия, достойно введе­на была еси во Святая Святых, яко вместити имущая плотски Безначальное Слово Божие, идеже Силы Небесныя служаху Тебе, страшнии херувими и пламенеющии любовию серафими осениша Тя крилы своими, престоли и господствия, начала, силы и власти припадоша к Тебе со архангелы и ангелы, вопиюще о Тебе: Аллилуиа. Икос 12 Поюще пречестное Твое во храм Господень введение, хвалим вси Твое пречудное во Святая Святых со ангелы спребывание и небесным хлебом питание, поклоняемся равноангельной девственной чистоте Твоей, Бого­родице, и веруем, яко пришла еси от земнаго дома в дом Божий, яко жертва чистая, яко дар освящен на обручение девства Твоего Жени­ху Небесному, да уготоваешися достойно к нетленному и чистому рождеству Христову в Божие жилище. Темже тако верующе, возглаголем Тебе сице: Радуйся, храм Господень пречистых ног Твоих стопами освятившая. Радуйся, жилище Божие от осквернения греш­ных отмывшая. Радуйся, во святом храме, яко на небеси, поклонение горних сил приемшая. Радуйся, во Святая Святых, яко на небеси, пре­столу Божию представшая. Радуйся, прекрас­ная Девице, изшествием Твоим из дому отчаго во храм мир всему миру принесшая. Радуйся, новая голубице, вхождением во храм пра­ведным в преисподней надежду первее даро­вавшая. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На 9-й песни, Честнейшую не поем, но поем припевы праздника: Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася: како Дева вниде во святая святых. И посем ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту: Таже вторый лик поет тойже припев праздника, и ирмос. И на кийждо тропарь поют припевы праздника, на оба лика. Песнь 9. Ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных. Устне же верных Богородице немолчно, глас ангела воспевающе с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая. [Дважды.] Ангели вхождение Всечистыя зряще удивишася: како со славою вниде во святая святых. Яко пресветлую, Богородице Чистая, душевныя чистоты имущи доброту, благодатию же Божиею исполняема с небесе, светом присносущным просвещаеши всегда с веселием вопиющия: истинно вышши всех еси, Дево Чистая. Ангели вхождение Девы зряще удивишася: како преславно вниде во святая святых. Прелетает, Богородице Чистая, чудо Твое силу словес: тело бо в Тебе поразумеваю паче слова, течения греховнаго неприятно. Темже благодарственно вопию Ти: истинно вышши всех еси, Дево Чистая. Ангели и человецы Девы вхождение почтим: яко со славою вниде во святая святых. Преславно прообразоваше, Чистая, закон Тя скинию, и Божественную стамну: странен кивот, и катапетасму, и жезл: храм неразрушимый, и дверь Божию. Темже научают Тебе звати: истинно вышши всех еси, Дево Чистая. Ангели вхождение Девы зряще удивишася: како Богоугодне вниде во святая святых. Песнопоя Тебе провозглашаше Давид, глаголя Тя Дщерь Цареву, красотою добродетелей, одесную предстоящую Бога, видев Тя упещрену, темже пророчествуя вопияше: истинно вышши всех еси, Дево Чистая. Ангели взыграйте со святыми, девы сликовствуйте: Богоотроковица бо вниде во святая святых. Богоприятну предзря Соломон, проповеда Тя одр Царев, живый источник запечатствован, из негоже немутная нам произыде вода, верою вопиющим: истинно вышши всех еси, Дево Чистая. Ангели и человецы Деву песньми да возвеличим: Боголепно бо вниде во святая святых. Подаеши дарований Твою тишину, Богородице, души моей, точащи жизнь Тебе чтущим по долгу, Сама защищающи, и покрывающи, и соблюдающи, вопити Тебе: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Возопий, Давиде,/что сей настоящий праздник,/Юже воспел еси иногда в книзе псаломстей,/яко Дщерь Богоотроковицу и Деву./Приведутся, рече, Царю таинственно девы во след Ея и ближния Ея./И дивен соделай и всемирен праздник зовущим:/Богородица нам предста, спасения Ходатаица. Возгласи, Давид, что ныне за праздник/в честь Той, Которую воспел ты некогда в Книге Псалмов,/как Дочь – Отроковицу Божию и Деву:/«Приведутся», сказав, «к Царю таинственно/девы вслед за Ней и подруги Её»./Сделай же дивным и всемирным праздник для восклицающих:/«Приблизилась к нам Богородица,/Подательница спасения!» Слава, и ныне, глас и подобен тойже: Слава, и ныне, глас и подобен тот же: Непорочная Агница и нескверный чертог,/в дом Божий Богородица Мариам с веселием вводится преславно,/Юже Ангели Божии дориносят верно,/и вси вернии блажат присно/и благодарственно поют Ей непрестанно велиим гласом:/наша слава и спасение Ты еси, Всенепорочная. Непорочная Агница и чуждый скверны чертог/Богородица Мариам необычайно вводится/с веселием в дом Божий./Её преданно сопровождают/копьеносцы – Ангелы Божии,/и все верные постоянно прославляют/и в благодарности непрестанно поют Ей громогласно:/«Ты наша слава и спасение, Песнь 4. Ирмос: Неизследный Божий Совет,/еже от Девы воплощения/Тебе, Вышняго,/пророк Аввакум, усмотряя, зовяше:/слава силе Твоей, Господи. Песнь 4 Канон 1. Ирмос: Созерцая неисследимый Божий совет/о Твоем, Всевышний, воплощении от Девы,/пророк Аввакум восклицал:/«Слава силе Твоей, Господи!» Дверь непроходную Божий дом приемля днесь,/престати сотвори всякой службе законной,/яко истинно явися, зовый,/сущим на земли Истина. Дом Божий, Дверь непроходимую сегодня принимая,/прекратил всякое служение подзаконное и тень,/ибо истинно явилась, возвещает он,/истина на земле живущим. Гора присенная, юже провиде древле Аввакум,/предпроповеда внутрь вместившуюся в неходных храма,/добродетели процветши, и покрывает концы. Гора тенистая, которую в древности Аввакум провидел,/предвозвестила Поместившуюся внутри/недоступных отделений храма:/как Она добродетелями процвела/и осеняет мира концы.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vvedenie-...

Введение во Храм Пресвятой Богородицы — педагогический праздник В храм, конечно, прийти никогда не поздно, но тому, кто не прилепился к нему душой с младенчества, много придется работать над собой, много ломать в себе и вырывать из сердца с болью и кровью. Поэтому и настаиваем мы на крещении младенцев вопреки всем возражениям типа «пусть вырастет и сам решит, верить или не верить». 3 декабря, 2010 В храм, конечно, прийти никогда не поздно, но тому, кто не прилепился к нему душой с младенчества, много придется работать над собой, много ломать в себе и вырывать из сердца с болью и кровью. Поэтому и настаиваем мы на крещении младенцев вопреки всем возражениям типа «пусть вырастет и сам решит, верить или не верить». Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его… (Пс.26:4) Священник Игорь Гагарин В восьмидесятые годы, в самом начале больших перемен, наступивших в нашей стране, на экраны вышел фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Появление его было ярким, впечатляющим событием. Я тогда работал учителем литературы, и мы, учителя и ученики, вместе пошли смотреть этот фильм. Я думаю, многие помнят финальную сцену, когда старушка, постучав в окно дома героини фильма, спрашивает ее, эта ли дорога ведет к храму, и, услышав в ответ, что нет, удивленно произносит: «А зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?» Слова эти стали крылатыми, но тогда удивленные школьники, выходя из зрительного зала, спрашивали нас, как это понимать? Учитель истории ответил, что понимать это надо «в переносном смысле». Действительно, в слово «храм» можно вложить самый разный смысл, так же, как это было со словами «духовность», «святыня» и многими другими. Что нам тогда оставалось говорить! Многим еще предстояло выйти на ту дорогу, которая ведет к храму , и понять, что только эта дорога не ведет в тупик и что говорить о храме нужно ни в каком не переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле. И мы, педагоги, вместо того, чтобы отравлять детские души атеистическим ядом, должны бы помочь детям встать на эту дорогу.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Небо, солнце, луна и звезды в нем будут видимы! Вот это вторая ступень – очищение и чистота сердца чрез борьбу с помыслами и страстями! . Третья ступень – есть обращение от себя к Богу, которая состоит в том, чтоб стоять умом в сердце пред лицем Бога, что собственно и есть вхождение во внутреннейшее за завесу – тем новым и живым. Первые две ступени суть только приготовления к сему, но такие, что без них ему быть нельзя. Как, наоборот, те две без сего последнего не приводят к цели. Начало сего состоит в том, чтоб утвердиться в помышлении о присутствии Божием. Где бы кто ни был, что ни делал, сознавай, что всевидящее око Божие утверждено над твоим сердцем и все проникает его. Как солнце на небе светит и освещает всю вселенную и все твари движутся и действуют под его освещением, так да творим и мы все свои духовные дела, на умственной тверди своей имея утвержденным умное Солнце – Бога Всевидящего. Сие настроение внутрь нас само собою приходит по умиротворении помыслов на второй степени и очищении сердца от страстей. Ибо так говорит Господь: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» ( Мф.5, 8 ). Но не в одном зрении существо сей степени, как бы холодном Богу предстоянии. Это только преддверие. Дело же самое в том, чтобы сердцем к Богу устремляться, забыв все – и в себе, и окрест себя, в Боге исчезать, или к Нему восхищаться (возноситься). Святые отцы называют его исступлением, то есть выступлением из обычного порядка жизни и погружением в Бога, по-гречески «екстасис». Чтоб сделать понятнее для вас, скажу вам один-другой пример: об одном старце говорили, что он помнил себя только до первой «славы», то есть, на три псалма, а потом погружался в Богосозерцание и так – умно (мысленно) – без слов молился Господу, стоя неподвижно. О другом старце говорили, что он вечером становился на молитву, обращаясь лицом на восток, воздевал руки свои, был восхищаем к Богу и так пребывал неизменно до тех пор, пока солнце, взошедши, ударами лучей своих не низводило его с блаженной высоты. Вот это и есть восхищение – или самое вступление во внутреннейшее – пред лице Бога, о котором напомнило нам празднуемое нами Введение Пресвятой Богородицы. Это высшее его состояние, но обычное проявление сей степени – в начатках – есть горение сердца, или возбуждение чувств при чтении, молитве, доброделании, дома и в церкви, за делом и на пути. Плод сего – молитва . Вспадает чувство на сердце – человек входит сознанием внутрь, и ничего не хочет иметь в мысли, кроме Бога. Если в сем состоянии он молится, то сытости не знает поклонов и молитвенных воздыханий к Богу. Горение сердца ублажает его, и ему всегда хотелось бы быть в сем состоянии, как уверяет Макарий Египетский , если б можно. Вот, кто начал приходить в такие состояния, тот вступил на третью ступень, то есть стал восходить от себя к Богу! Это предел восхождений, но такой, которому конца нет, ибо Бог бесконечен!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Введение во храм Пресвятой Богородицы: Как очистить колодец души от хлама? Душу можно сравнить с бездонным колодцем, где внизу – чистая, родниковая, целебная вода. Но весь он забит хламом, мусором, грязью. До нее и не добраться, потому что в колодце столько мусора нашего самодовольства. 2 декабря, 2012 Душу можно сравнить с бездонным колодцем, где внизу – чистая, родниковая, целебная вода. Но весь он забит хламом, мусором, грязью. До нее и не добраться, потому что в колодце столько мусора нашего самодовольства. Иллюстрация Нелли Бубэ В Евангелии Господь рассказывает нам притчу о неразумном богаче , у которого уродился богатый урожай. И вот он стал думать, что ему сделать, – урожай такой огромный, что даже в прежние житницы не помещается. Он решил сломать их, построить одну большую житницу, наполнить ее богатством и сказать себе: ”Вот, душа, у тебя есть много богатства на лета многа, ешь, пей и веселись.” А Господь говорит ему: ”Неразумный, в ночь сию у тебя истяжут душу твою, с чем ты явишься? Кому это богатство достанется? С чем ты предстанешь пред Богом?” Богатство, о котором говорит Спаситель, не столько материальное, речь идет скорее о том духовном хламе, которым заполнены наши души. Душу можно сравнить с бездонным колодцем, где внизу – чистая, родниковая, целебная вода. Но весь он забит хламом, мусором, грязью. Все это гниет, отравляет воду так, что ей нельзя пользоваться. До нее и не добраться, потому что в колодце столько мусора нашего самодовольства. Все, что отделяет нас от Господа – наша гордость, раздражительность, малодушие, маловерие – это тот хлам, который забивает чистый источник живой воды, который Господь вложил в душу каждого человека. Каждый человек хранит в себе образ Божий . Это драгоценный, чистый, благодатный источник, который должен приносить радость тем, кто общается с таким человеком. Но мы такие ограниченные, самодовольные богачи, которые богаты только своими недостатками, а всех остальных осуждаем. Если ты носишь в себе какую-то тьму, тогда ты не увидишь света и в других, а будешь видеть лишь эту тьму и будешь считать, что все остальные такие же, как и ты. Это богатство обездоливает человека, лишает его радости жизни и, самое страшное, лишает его наследия Царствия Небесного. Это греховное богатство только отравляет жизнь нам и всем окружающим.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Кондак 7 Хотящих всех с верою входити в храм Твой святый, Богородице, присно спасаеши и славящих Тя от всяких напастей и бед свобождаеши; темже и благоверным людем, присноблажащим Тя, победы на сопротивныя даруй и вся ко спасению прошения нам пода­вай, о сем молящимся Тебе и поющим Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новую показа тварь, явлься нам, всех Творец Господь Тобою, Богородице. Ты же срод­ное промышление о нас к Нему имущи, честне почитающих пречестное Твое Успение, приими сицевая Тебе вопиющих: Радуйся, Мати Богу, избранная от земных; радуйся, превышшая земных и Небесных. Радуйся, херувимов и серафимов горе превозшедшая; радуйся, лик ученический облаком ко погребению Ти доле совокупльшая. Радуйся, Фому по погребении Твоем силою Божиею предпоставившая изряднее; радуйся, чрез него уверившая Твое на Небо с плотию преселение. Радуйся, красотою всех добродетелей украшенная; радуйся, краснейшему паче сынов человеческих Сынови Своему сопричтенная. Радуйся, яко финикс, плотию воскресшею процветшая; радуйся, яко кедр в Ливане небесном, умножившаяся. Радуйся, древо живота, насажденное посреде рая превышняго; радуйся, ковчеже мысленный, возвышенный в Горняя от потопа смертнаго. Радуйся, Обрадо­ванная, во Успении Твоем нас не оставляющая. Кондак 8 Странно в превышних ведуще Тя, Избранная, яко солнце, Владычице, внутрь пренебесных недомыслимых красот и неизре­ченных доброт, умильно к Сыну и Богу, дланьма Его держиму возшедшую и прерадостно преклоньшуюся живоначальней Его деснице, о сем непрестанно вопием: Аллилуиа. Икос 8 Вся, бывши горе, к Небесным взята и земных не оставляющи, Богомати, рукама Сыновнима носима, в незаходимая вниде, во оный град всесветящий и прекрасный, Иерусалим вышний, херувимы обстоима со всеми Небесными силами, идеже слышит поющих сия: Радуйся, Еяже пресвятая душа в вышнем всесветлом Сионе вселяется; радуйся, Еяже и нетленное тело таможде с душею купно прославляется. Радуйся, вшедшая в престольный град Самаго Вседержителя; радуйся, вознес­шаяся в прекрасный рай Вышняго Насадителя. Радуйся, пренесенная во град, основанный от каменей всесветяших; радуйся, введенная во ограду, обстоимую вои сил превышних. Радуйся, превышше небес во благолепие Божие взятая; радуйся, паче всех невещественных умов почтенная. Радуйся, приносящая к Сыну Своему и Богу моление верных; радуйся, и Сама непрестанно у Престола Сына Твоего и Бога молящаяся о всех. Радуйся, Предстатель­нице к Богу, мир спасающая; радуйся, Заступ­нице, роду христианскому от Бога дарованная. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таже оба лика, вкупе сошедшеся, поют припев 1-го канона: Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася,/како Дева вниде во святая святых. И посем: Затем оба лика сойдясь вместе поют припев первого канона: Ангелы, вхождение Всечистой видя, поражались тому,/как Дева вошла во Святое Святых. Катавасия: Таинство странное вижу и преславное:/Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву,/ясли – вместилище,/в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог,/Егоже, воспевающе, величаем. Катавасия: Таинство вижу/необычайное и чудное:/пещера – небо, престол Херувимский – Дева,/ясли – вместилище,/где возлег невместимый Христос Бог,/Которого мы в песнях величаем. Светилен. Подобен: Жены, услышите: Светилен Подобен: Жены, услышьте: Юже древле предвозвести пророческое сословие,/стамну, и жезл, и скрижаль, и несекомую гору,/Марию Богоотроковицу верно да восхвалим:/днесь бо вводится во святая святых воспитатися Господу. (3) Восхвалим с верою Марию, Божию Отроковицу,/Которую в древности сонм пророков предвозвестил/как сосуд с манной, и жезл,/и скрижаль, и нерассекаемую гору:/ибо в сей день Она вводится во Святое Святых –/для воспитания Господу. (3) На хвалитех стихиры, на 4, глас 1. Подобен: Небесных чинов: На «хвалите» стихиры на 4, глас 1 Подобен: Небесных полков: Свещеносицы девы,/Приснодеву светло провождающе,/пророчествуют истинно Духом будущее:/храм бо Божий Богородица сущи,/в храм со славою девственною,/младенствующи, вводится. Девы со светильниками,/светло путь пролагая Приснодеве,/воистину пророчествуют в Духе о грядущем,/ибо Богородица, являясь храмом Божиим,/во храм со славою девы/с младенчества вводится. Обещания святаго и плод благославный/Богородица воистинну явися миру,/яко всех превышшая:/Яже благочестно приводима в храм Божий,/молитву рождших исполняет,/соблюдаема Божественным Духом. Плодом, притом славнейшим,/святого обещания/Богородица явилась миру,/как поистине всех высочайшая;/благоговейно приводимая в дом Божий/Она молитвенный обет Её родивших исполняет,/сохраняемая Божественным Духом.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vvedenie-...

Устав 1641 подвергся крупной переделке и весьма важным исправлениям при правлении его к новому печатному изданию, вышедшему в 1682 году. Испещрив поправками, вставками и частыми помарками правленый экземпляр, справщик положил свою руку и на статьи дисциплинарного содержания. Задачей его было и в этой части исключить все ложное, все прямо не относящееся к делу, оставляя только прямо нужное и согласив выдержки из разных источников между собою и с установившейся практикой. Не задаваясь мыслью определить, как произошли эти противоречия в источниках и какое каждое из них имеет за себя оправдание, на стороне каких показаний историческое преимущество, справщик устава 1682 г. руководился мыслью исключить все соблазнительное и противоречивое, исправить в этом смысле наличный текст и приблизить к тогдашним греческим источникам. Наблюдательный и осторожный в разборе текста, он не затрудняется вносить соответствующие поправки, сокращения и изменения в тексте древних писателей и бесцеремонно изменяет его в этом смысле, где оказывается нужным. В результате является действительно текст профильтрованный, где недоразумения обойдены, противоречия устранены и дело поставлено на твердую ногу. Сколько видно из смысла поправок, всего более затруднения представляла точная редакция правил об Успенском посте, о разрешении в Великий пост на рыбу, соглашение правил Никона с практикой Иерусалимского устава и определение объема выдержек из него. Дело в том, что в руководящей статье о посте Успенском у Никона этот последний приравнивается к малым четыредесятницам – Филиппову и Петрову посту; но у нас на Руси Успенский пост получил особенно высокое значение, в этом смысле были составлены особые правила местной русской редакции и этим правилам соответствовала практика. Вопреки остальным, в этом посте употребление рыбы запрещалось безусловно. Поэтому статья Никона о посте Преславной Богородицы не отвечала нашей практике и стояла ниже ее 70 . Вот почему справщик зачеркнул 51 главу устава 1641 г., где говорится о посте Преславной Богородицы и повечерии Успения, и вычеркнул в статье о малых постах упоминание о посте Пресвятой Богородицы, отнесши эту статью только к двум остальным постам, а вместо того введена статья о посте Богородицы из славянского источника, где она изложена таким образом: постимся до 9-го часа в понедельник, середу и пятницу сухоядение, в четверг и вторник варение без масла, в субботу и воскресенье варение с маслом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010