Ист.: Смирнов И. , прот. Апокрифические сказания о Божией Матери и деяниях апостолов//ПО. 1873. Апр. С. 569-614; Amann E. Le Protoèvangèlie de Jacques et ses remaniemant latenes. P., 1910; Апокрифические сказания о Христе. СПб., 1914. Вып. 3: Книга Иосифа Плотника; Michel C. Evangèlies apocryphique. P., 1924; Krebs E. Gottesgebärerin. Köln, 1931; Gordillo M. Mariologia orientalis. R., 1954; A Theological Encyclopedia of the Blessed Virgin Mary/Ed. by M. O " Caroll. Wilmington, 1983; Евангелие детства (Евангелие от Фомы)//Апокрифы древних христиан. М.,1989. С. 142-150; История Иакова о рождении Марии//Там же. С. 117-129; Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и свидетелях Христовых/Сост. И. С. Свенцицкая, А. П. Скогорев. М., 1999; Λγοι Θεομητορικο/ Μοναχς Μξιμος, Ησυχαστριον τς κοιμσεος τς Θεοτκου. Κατουνκια; λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος, 1999. Лит.: Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы: С 14 рис. и 26 политипажами. СПб., 1870; Барсов М. В. Четвероевангелие: Толкования и руководство к изучению. СПб., 18932. Серг. П., 2002Р: Толкование Четвероевангелия: Сб. ст. для назидательного чтения; Снессорева С. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 18922. М., 1997Р. Ярославль, 1994, 1998П; Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон/Под ред. Е. Поселянина. СПб., 1909. К., 1994Р. М., его же. Богоматерь на земле. СПб.; М., 2002; Скабалланович М. Христианские праздники: Рождество Пресв. Богородицы. Введение во Храм Пресв. Богородицы. Успение Пресв. Богородицы. К., 1915-1916. Серг. П., 1995Р; Мерзлюкин А. Родословие Пресв. Девы Марии и происхождение «братьев Господних». П., 1955. СПб., 1995. П. Ю. Малков Догматическое учение о Деве Марии Его особенности Учение о Божией Матери имеет две особенности. Во-первых, оно основано на христологии и поэтому никогда не рассматривается вне домостроительства спасения, совершенного Воплотившимся Сыном Божиим. Во-вторых, в нем почти невозможно отделить догматическое учение от того почитания, какое воздается Божией Матери в Церкви.

http://pravenc.ru/text/149527.html

21-го нояб. праздник Введения во храм Богородицы Расскажите о празднике Введения во храм Пресв. Богородицы 21-го ноября. Родители Пресв. Девы Марии, молясь о разрешении неплодства своего, дали обет посвятить Богу дитя, если Он даст им оное. Бог даровал им дитя Марию. И вот, когда исполнилось Деве Марии 3 года, они спешат исполнить свой обет. У евреев было в обычай посвящать Богу детей; это значило приводить их в храм и оставлять там до совершеннолетия; там они воспитывались в страхе Божьем, обучении вере, благочестию и делам житейским и прислуживали в храме. Для сего дела Иоаким и Анна собрали в Назарете родственников своих и пригласили дев. Св. Дева Мария одета была в самые лучшие одежды, и в сопровождении старцев и дев, при возженных светильниках и пении свящ. песней, было совершено шествие ее в дом Божий. Первосвященник и священники, служившие в храме, с духовными песнями встретили Пресв. Богородицу. Два чудных события сопровождали введение во храм Пресв. Богородицы. В храм вело крыльцо с 15-ю ступенями. Трехлетняя Дева Мария, к удивлению всех, сопровождавших ее, сама, без посторонней помощи, невидимо ведомая Богом и ангелами, очень быстро вошла на верх крыльца, – на первую ступень его. Первосвященник Захария, по руководству Духа св. ввел св. Деву не только в храм, но и в Святая святых, – место в храме, недоступное для людей обыкновенных, куда и архиерей входил однажды в год. Этим Господь показал, что св. Дева Мария Сама соделается нерукотворенным храмом Божьим, т.е. Матерью Христа Спасителя. По введении во храм, родители Пресв. Девы принесли благодарственную Богу жертву и возвратились домой с своими сродниками; а Пресв. Дева отдана была в храм – в обитель дев, под надзор старейших девственниц, и не скучала остаться. Здесь большую часть времени проводила она в посте и молитве, поучалась Свящ. писанию, а в остальное время занималась рукоделием. Ангел Господень нередко являлся к ней с пищею. Какой тропарь праздника? Днесь блоговоления Божия предображение, и человеком спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Лит.: Πασδου. 2002. Σ. 36, 54, 62, 158, 164-166, 178-179, 181-183, 201, 226, 233. Вмч. Никита. Роспись ц. Пресв. Богородицы (архонта Апостолакиса), Кастория. 1605/06 г. Вмч. Никита. Роспись ц. Пресв. Богородицы (архонта Апостолакиса), Кастория. 1605/06 г. Церковь Пресв. Богородицы (архонта Апостолакиса) в сев.-вост. части городской крепости построил и украсил росписями на свои средства архонт Апостолис (Апостолакис) в 1605/06 г., о чем известно из ктиторской надписи. Это небольшой однонефный храм с деревянным перекрытием, без нартекса. Внутри он сверху донизу покрыт росписью. Верхний ярус занимают евангельские сюжеты, ниже размещен «Акафист» Пресв. Богородицы, затем - фигуры святых в рост. На наружной стене зап. фасада помещена композиция «Страшный Суд». В малофигурных сценах важную роль играет развитый пейзажный или архитектурный фон. Чередующиеся яркие краски, обильные мелкие пробела, оживляющие фигуры и лица, ритмичные движения персонажей и сильно стилизованный рисунок драпировок придают росписи декоративный характер. По иконографии и стилю эти росписи во многом ориентированы на традиции касторийской мастерской рубежа XV и XVI вв. Фрески этого ансамбля также имеют существенное сходство с росписями мон-ря Пива (1604-1606) в Черногории, что свидетельствует о наличии художественных связей между этими 2 регионами на Балканах в нач. XVII в. Лит.: Πασδου. 2002. Σ. 32, 40-41, 68-69, 73, 76, 83-86, 88, 91, 98, 102, 106-107, 129-131, 135-136, 140, 172, 187, 194, 197, 202, 205-209, 212-214, 221, 227-230, 232, 238-239, 246-247, 249, 265, 268-269, 272-273, 275, 277, 279, 281-283. Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы «ту Циацапа» в сев.-вост. части города построена и расписана в первом 10-летии XVII в. Она получила название от находящейся рядом усадьбы семьи Циацапасов. В 1613/14 г. был выполнен 2-й слой росписи в нартексе. Судя по ктиторской надписи и по упоминаниям в кодексе Касторийской митрополии, храм был кафоликоном мон-ря. Видимо, с этим связаны и особенности иконографической программы нартекса. В ней большое внимание уделено ветхозаветным прообразам Евхаристии и сценам из житийного цикла св. Иоанна Предтечи, к-рые размещены в верхнем ярусе. Среднюю зону занимают сцены мучений святых и апостолов, в иконографии которых мн. элементы близки к фрескам Сев.-Зап. Греции. Отсутствие сцен Богородичного цикла, вероятно, объясняется тем, что они размещались в наосе, где фрески в значительной мере утрачены. Над росписью этого храма трудились неск. художников. Часть фресок наоса М. Паисиду приписывает тому же мастеру, что работал в церквах Пресв. Богородицы (архонта Апостолакиса) и вмч. Димитрия Солунского в квартале Елеусы.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Протоевангельские циклы имеются в росписях кафоликонов афонских монастырей: в Протате (нач. XIV в., мастер Панселин); в Хиландарском (1303); в Ватопедском (1312); на Балканах: в церквах Богородицы в с. Сушица близ Скопье, Македония (XIII в.), Спасителя в мон-ре Жича, Сербия (1309-1312), праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314, мастера Михаил и Евтихий). Вручение Марии пурпурной пряжи. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг. Вручение Марии пурпурной пряжи. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг. Один из наиболее полных протоевангельских циклов палеологовского времени представлен на мозаиках кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321), украшенного по заказу вельможи Феодора Метохита. Детству и юности Девы Марии посвящены мозаики внутреннего нартекса. Композиции располагаются на сводах, арках, парусах и в люнетах стен. Цикл, состоящий из 18 композиций, начинается в сев. люнете (сюжет плохо сохранившейся композиции неизв.), переходит на паруса под куполом, в к-ром изображена Богоматерь Воплощение, окруженная пророками. На сев.-зап. парусе - сцена «Отвержение даров Иоакима и Анны», на парусах и арках изображены: «Моление Иоакима в пустыне», «Благовестие Анне», «Встреча у Золотых ворот», «Рождество Пресв. Богородицы»вост. люнете), «Первые семь шагов Марии», «Благословение Марии иереями» и «Ласкание Марии» (на сев. своде), «Введение во храм Пресв. Богородицы» со сценой питания Марии ангелом (на юж. своде), «Питание Марии ангелом», «Обучение Марии в храме», «Вручение Марии пурпура», «Моление Захарии о жезлах», «Вручение Марии Иосифу» («Обручение»), «Иосиф ведет Марию в свой дом», «Благовещение у колодца», «Сомнения Иосифа». Следующие сцены, также основанные на И. П., относятся к детству Христа, предваряющему евангельскую историю, и помещены в экзонартексе: «Сон Иосифа», «Путешествие в Вифлеем» и «Перепись в Вифлееме». Протоевангельские циклы в XIV в. становятся устойчивым элементом программы росписи в храмах не только во имя Пресв. Богородицы, но и иных посвящений. Сцены «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» в системе храмовой декорации в соответствии с годовым литургическим кругом праздников попадают в один ряд с евангельскими событиями: напр., в росписи храмов вмч. Димитрия Солунского в Пече (ок. 1345); вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония (ок. 1376); Вознесения в мон-ре Раваница, Сербия (ок. 1387); Св. Софии (сер. XIV в.) и св. Феодоров в Мистре (ок. 1400).

http://pravenc.ru/text/200365.html

«Благовестие Иоакиму» изображается аналогично сцене благовестия А., с той лишь разницей, что действие происходит не в саду, а на фоне пустынного или гористого пейзажа. «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» («Зачатие Анны»). И. и А. представлены в полный рост, в 3/4-ном развороте, устремленными навстречу друг другу. Их руки сомкнуты в объятиях, лики соприкасаются. В архитектурное окружение композиции с видом города с воротами и храмом, особенно в рус. иконописи с XVI в., может вводиться изображение ложа, а в верхней зоне справа и слева соответственно фигурам И. и А.- сцены благовестия. Этот тип извода встречается на иконах кон. XVI в. из Зачатьевской ц. с. Лопасня (ныне г. Чехов Московской обл.) (ЦМиАР), 2-й пол. XVI в. (КГОИАМЗ). «Рождество Пресв. Богородицы» см. ст. Рождество Пресв. Богородицы . «Введение во храм Пресв. Богородицы» см. ст. Введение во храм Пресв. Богородицы . «Успение Анны». Иконописный подлинник под 25 июля содержит описание А., а не сцены ее успения: «…успение святыя Анны, матере Святыя Богородицы, риза багор, испод лазорь, рука молебна, в правой крест» ( Большаков. С. 123). Сцена довольно редко встречается в составе минейных циклов, напр. в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320 г. Традиционно для композиций данного типа А. изображена лежащей на ложе, вокруг к-рого склонившиеся жен. фигуры. Лит.: Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l " enfance de la Vierge dans l " Empire byzantin et en Occident. Brux., 1964-1965. Vol. 1-2; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986; Византия, Балканы, Русь. Иконы кон. XIII в.- 1-й пол. XV в.: Кат. выст. к XVIII Междунар. конгрессу византинистов. Авг.-сент. 1991/ГТГ. М., 1991. Кат. 75; LCI. Bd. 5. Sp. 168-190; Bd. 7. Sp. 60-66; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Нек-рые вопросы Богородичной иконографии XII в.//ДРИ. М., 1995. [Вып.:] Балканы. Табл. X. С. 71, 75; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. ХХ в.: Кат. выст./Мон-рь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. Б. м., 2000. С. 62. B-25; София Премудрость Божия: Кат. выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. 19. С. 92-93; Кат. 51. С. 162-163; Кат. 52. С. 164-165; Логвин Г. Н. Собор Святоï Coфiï в К., 2001. С. 117. Ил. 70, 205.

http://pravenc.ru/text/468935.html

В Йоханнесбурге и его окрестностях действуют митрополичий собор в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (или во имя Пресв. Богородицы «Пантанассы», построен в 70-х гг. ХХ в.; рядом на территории митрополичьей резиденции недавно сооружен парекклисион Св. Троицы и ап. Марка), патриарший собор во имя св. бессребреников Космы и Дамиана (Софайатаун) с парекклисионом вмц. Варвары, при к-ром открыты культурный и молодежный центры и приют «Афанасион», кафедральный собор равноапостольных Константина и Елены (Йовилл), при к-ром созданы центр помощи детям-беспризорникам и катехизаторская школа «Александрийский Патриарх Петр VII» с парекклисионом святых Рафаила, Николая и Ирины Лесбосских; церкви: Сретения Господня при греческой школе Сахети (Бедфордвью), свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, при доме престарелых (Ориндж-Гров), свт. Николая Японского (Брикстон, англоязычный приход), ап. Фомы в Саннингхилл-Парке (построена 1978-1981, сербский приход), прп. Сергия Радонежского (Мидранд, рус. приход, образован в 1998, храм освящен 2 марта 2003 Кириллом (Гундяевым) , митр. Смоленским и Калининградским (ныне Патриарх Московский и всея Руси)); парекклисион равноапостольных Константина и Елены в Эльдорадо-Парке (цветной приход, служба ведется на африкаанс). Кроме того, в пров. Гаутенг действуют кафедральный собор Благовещения Пресв. Богородицы в Претории, при котором созданы молодежные организации, парекклисион вмц. Варвары в предместье Претории, миссионерский приход во имя Киккской иконы Божией Матери и прп. Серафима Саровского в Сошангуве (служба на сев. сото (язык группы банту) и англ. языке), ц. ап. Андрея Первозванного в Крюгерсдорпе, домовая ц. прп. Антония Великого в предместье Крюгерсдорпа, ц. свт. Афанасия Великого, патриарха Александрийского, в Бенони, ц. вмч. Георгия Победоносца в Бракпане, ц. свт. Василия Великого в Спрингсе, ц. Успения Пресв. Богородицы в Албертоне, ц. св. Иоанна Предтечи в Джермистоне, ц. свт. Афанасия Великого, патриарха Александрийского, в Тембисе (приход организуется, служба ведется на сев. сото и англ. языке), ц. Рождества Пресв. Богородицы в Феринихинге, парекклисион свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, в Фандербейлпарке, ц. вмч. Георгия Победоносца в Бронкхорстспрёйте (1987, англоязычный приход в гостинице вмч. Георгия).

http://pravenc.ru/text/578032.html

5 подвижных праздников (Преображение, Успение Пресв. Богородицы, Воздвижение Креста, воскресенье, ближайшее к 18 нояб., Богоявление) являются точками отсчета недель для той части Г. ц., к-рая не входит в круг пасхальных праздников. Успение празднуется в воскресенье, ближайшее к 15 авг., и имеет попразднство в 9 дней. Воздвижение приходится на воскресенье, ближайшее к 14 сент., и имеет попразднство в 7 дней. За 50 дней до Богоявления (6 янв.) начинается Иснакац (50-дневный пост), к-рый отсчитывается от воскресенья, ближайшего к 18 нояб. Раздельных праздников Рождества Христова и Крещения нет, праздник Богоявления 6 янв. совмещает в себе оба воспоминания (тем не менее в V-VIII вв. Рождество в Армении могло праздноваться отдельно). На 8-й день после него празднуется Обрезание (13 янв.), на 40-й - Сретение (14 февр.), за 9 месяцев до Богоявления - Благовещение (7 апр.). Из визант. традиции в XIII-XVIII вв. были заимствованы праздники Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.), Введения Пресв. Богородицы во храм (21 нояб.) и Зачатия Богородицы прав. Анной (9 дек.). В 6-е воскресенье после Пятидесятницы совершается праздник Обретения фимиамника и ризы Пресв. Богородицы, а в 3-е воскресенье после Успения - Обретение пояса Пресв. Богородицы. Кроме Воздвижения празднуются Обретение Креста в Иерусалиме в 326 г. (в 7-е воскресенье после Воздвижения), Явление Св. Креста в Иерусалиме в 351 г. (5-е воскресенье после Пасхи), Обретение Креста на горе Вараг в 653 г. (3-е воскресенье после Воздвижения). В честь Церкви отмечаются следующие праздники: на Антипасху - основание Церкви и обращение язычников, в 3-е воскресенье после Пасхи - основание Иерусалимской Церкви, в 3-е воскресенье после Пятидесятницы - основание собора в Эчмиадзине, в субботу перед Успением - его освящение, в субботу перед Преображением - праздник Ветхозаветного кивота и Новозаветной Церкви, в субботу перед Воздвижением - освящение храма Воскресения Христова в Иерусалиме, во вторник, в среду и в четверг после Воздвижения - освящение храмов Рождества Христова в Вифлееме, Вознесения и Успения в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/год ...

Богородицы»; К. М., как создатель канона на Успение Пресв. Богородицы, представлен со свитком с начертанными на нем строками из стихиры утрени этого праздника. Еще раз такой же вариант размещения К. М. и прп. Иоанна Дамаскина встречается рядом с композицией «Успение Пресв. Богородицы» в ц. вмч. Георгия в Полошко, Македония (ок. 1370, впосл. переписаны). Ту же композицию в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314) попарно обрамляют 4 фигуры песнотворцев или 2, как в ц. св. Петра в Беренде, Болгария (XIV в.). В Боянской ц. свт. Николая Чудотворца, Болгария (между 1156 и 1188) фигуры К. М. (сохр. частично) и прп. Иоанна Дамаскина расположены парно на юж. и сев. склонах (соответственно) зап. свода, фланкируя композицию «Распятие»; текст на свитке К. М., а также надписи, индентифицирующие образ, не сохранились, в данном случае логику размещения здесь этого гимнографа подтверждают его труды составителя песнопений Великого четверга и Великой пятницы, а также канона на Воздвижение Креста Господня. Та же схема повторена в росписи трапезной (2-я пол. XIII в.- по А. Орландосу, посл. четв. XIII в.- по И. Коллиасу) мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе. В ц. Пресв. Богородицы Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.) К. М. и прп. Иоанн Дамаскин представлены на вост. склоне арки, рядом с композицией «Введение во храм Пресв. Богородицы». В ц. свт. Николая Чудотворца в с. Манастир близ Прилепа, Македония (1271) гимнографы (К. М. в составе 4 фигур) помещены по сторонам композиции «Древо Иессеево», тексты в их свитках отражают тему Боговоплощения. Данный композиционный принцип размещения гимнографов - рядом со сценами воспетых ими праздников, известен и в иконописи, напр., на визант. иконе «Успение Пресв. Богородицы, с избранными святыми в клеймах» (кон. XIV - сер. XV в., Музей Павла и Александры Канеллопулос, Афины). Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота в части рекомендаций по росписи храма предписывает изображать гимнографов в 4-м ярусе сверху наряду с мучениками, иерархами «в остальных местах», кроме алтаря и клиросов, т.

http://pravenc.ru/text/2458835.html

Ксиропотам - конак-келлия вмч. Димитрия Солунского (на площади Протата). Зограф - конак Преображения Господня (рядом с автобусной остановкой), построенный в 1901 г.; старый конак Вознесения Господня (рядом с новым), храм к-рого украшен фресками 1-й пол. XVIII в., выполненными под влиянием творчества иером. Дионисия Фурноаграфиота, и келлия Всех святых (к северо-западу от Андреевского скита). Дохиар - конак-келлия Всех святых, к-рую мон-рь получил от Хиландара в обмен на келлию свт. Николая Чудотворца (Кохлиара), и новопостроенная келлия ап. Иоанна Богослова (справа от развилки дороги на Иверский мон-рь). В ранее принадлежавшей Дохиару келлии мучеников Евстратия, Евгения, Мардария, Ореста и Авксентия (рядом с Протатом) с 1811 г. действовала известная мастерская граверов по меди. Каракал - конак-келлия Успения Пресв. Богородицы и 3 келлии: Всех святых (за зданием Свящ. Кинота), где работало братство иконописцев-карпенисиотов; Рождества Пресв. Богородицы, или Макареев (за Протатом), получившая название в честь живших в ней в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. художников из Галатисты мон. Макария и 3 его племянников - мон. Вениамина, иеромонахов Макария и Захарии; плохо сохранившаяся Введения во храм Пресв. Богородицы (или Ставрудадико, названная так из-за изготовления крестов), в которой прп. Никодим Святогорец принял постриг в великую схиму от старца Дамаскина и работал над своими сочинениями. Филофея монастырь - конак-келлия равноап. Космы Этолийского (1964) на площади Протата. Келлия Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Симонопетра Келлия Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Симонопетра Симонопетра - конак-келлия Всех святых (куплена в 1877, с 1944 - представительство) и 4 келлии. Одна из них - вмч. Георгия Победоносца (Калафа, το Καλαθ), основанная в XIV в., находится на площади, где останавливаются автобусы, в ней размещен магазин церковных товаров. Остальные вместе с конаком расположены слева от развилки дороги к Иверскому монастырю: Честного Креста; вмч. Мины и свт. Николая Чудотворца (Капрули, το Καπρολη), известная с 1066 г., где в 1512 г. принял монашеский постриг и неск. лет подвизался прп. Дионисий Олимпийский . Фрагменты фресок в храме келлии датируются кон. XV - нач. XVI в. После 1730 г. служила конаком. Здесь жил с учениками старец Хаджи-Георгий. Еще одна келлия, Благовещения Пресв. Богородицы (Кацулиеридес), в овраге Адин, относится к Капсале, а не к К. Она была основана в 1450 г. и куплена Симонопетрой в 1660 г., с 1840 г. в ней размещалась рус. монашеская община, с 1987 г.- община старца архим. Хризостома (Кацулиериса) (канонические игумен и братия Эсфигмена), восстановлена после пожара 1990 г.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕЖИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ), находится в г. Нежине Черниговской обл. (Украина). Основан, вероятно, во 2-й пол. XVII в. «Когда и кем он был основан - нет никаких сведений, а по наличию в нем Евангелия, напечатанного во Львове 1678 года, можно видеть, что он существует более ста лет»,- писал в 1786 г. А. Ф. Шафонский ( Шафонский. 1851. С. 462). Архиеп. Филарет (Гумилевский) считал, что Н. В. м. основан ок. 1660 г., при царе Алексее Михайловиче , вдовой полковника малороссийского Стародубского полка Анной Бриславской (в монашестве Евдокия), но источников, подтверждающих эти сведения, не приводил. На выкупленных Бриславской землях в предместье г. Нежина были построены небольшие кельи «для приюта престарелых и бедных», а вскоре по благословению Черниговского и Новгород-Северского архиеп. Лазаря (Барановича) возведены деревянные собор в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и (к востоку от него) - ц. во имя св. прор. Илии ( Филарет (Гумилевский) . 1873. С. 1-2). Евдокия (Бриславская) стала 1-й игуменией обители. Среди почитаемых настоятельниц известна «честная житием старица» Памфилия Кулябковна († 16 мая 1747). Монастырь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. Кон. XIX в. Монастырь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. Кон. XIX в. В 1756 г., при игум. Елевферии, в Н. В. м. сгорели обе церкви и кельи. Согласно ведомости 1767 г., в обители имелась новая деревянная Илиинская ц. (освящена при игум. Елевферии 12 янв. 1757). При игум. Екатерине (Клецуковне), возглавлявшей мон-рь в 1758-1763 гг., и при игум. Марфе (1763-1767) строились каменная игуменская и деревянные сестринские кельи. Одноглавый бесстолпный Введенский собор (1778) в стиле барокко выстроен из кирпича (кладка с подрезкой швов). По пространственной и планировочной композиции храм принадлежит к одному из разновидностей тетраконха с прямоугольными очертаниями юж. и сев. ветвей. Фасады расчленены пилястрами, над к-рыми раскрепован тонко профилированный завершающий карниз. Фасады юж. и сев. ветвей имеют фронтоны полукруглого очертания с овальными окнами в тимпанах. Окна с лучковыми перемычками декорированы профилированными тягами из кирпича и оштукатурены. Сандрики имеют форму лучкового фронтона. Глава украшена 8-гранным барабаном с 2-ярусным профилированным карнизом и барочным куполом.

http://pravenc.ru/text/2564836.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010