Приложения и дополнительные статьи А. Письмо Префекта Верхнеальпийского департамента, Ладусета, Платону, Архиепископу (Митрополиту) Московскому Ваше Высокопреосвященство! Осмеливаюсь представить Вам Опыт о старости, читанный мною в публичном заседании Общества соревнования, при верхних горах Альпийских. Желаю, чтобы конец сего малого сочинения не показался Вам слишком недостойным своего предмета. Общие рукоплескания доказали восторг, который внушало Ваше Имя, Примите, Ваше Высокопреосвященство, жертву моего почтения. Ладусет Ган, 1803 г. Февраля 3. В Опыте своём о старости, поднесённом Митрополиту Платону, Ладусет говорит о нём следующее: «Обратите мысленные взоры ваши к стране, близ лежащей к исходищу древнего Бористена; посмотрите на сего священнейшего Патриарха, помазавшего трёх Императоров (?). Он видел их нисходящих во мраке гроба, обременённых величием, повелевавших столь многими народами. Их нет уже более, а он существует. Он возливает миро на главу Наследника сея великия Державы, на юношу, носящего на себе столь славное, столь страшное в историях света имя. Он начертывает народам круг их должностей к Государю, начертывает Государю круг его обязанностей к народу. Это не смертный уже более; он несётся превыше Александра и Его престола. Сто пять лет (?) не ослабили ни его гласа, ни его дарований, ни его бодрости. Слова его не дерзновенны, ни безрассудны, но они были бы и дерзновенны и безрассудны в устах всякого другого Владыки народов! Говоря к одному из вас, он говорит всем вам; ваша польза заставляет вас внимать ему – он имеет великую и достойную своей великой души цель: он хочет дать вам право на любовь подданных и предохранить вас от проклятия потомства. Имя ему Платон, и он кажется древним Платоном, воскресшим для того, дабы излить небесный свет на землю. Опытный Первосвященник! О Платон! я повергаю перо своё пред тобою: твоё имя и твоё бытие суть прекрасная похвала старости». 1. Письмо Архиепископа Анастасия Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Если же Бог существует, Он есть и здесь, в Грамматико. Но тогда как в этом месте мог разбиться самолет? Значит, Бога в этот момент здесь не было? Не было здесь — значит, не было нигде? Я сидел, глядя на пожар, и рука моя автоматически нащупала четки, которые всегда в кармане моей рясы. Я начал молиться — про себя, незаметно, давая душе место для движения по тернистому пути надежды к хотя бы малому утешению, хотя истина казалась в эти минуты такой необъяснимой, такой непонятной и далекой. Задать Богу вопрос: почему? А огонь все не унимался. Неожиданно ко мне подошел руководитель спасательной операции. — Ваше Высокопреосвященство, очень рад нашему знакомству. Я столько о вас слышал! Надо же, как получилось: в такой момент, среди огня, боли и страданий — вы здесь! Помню, это вежливое Ваше Высокопреосвященство показалось мне в тот момент очень неподходящим, неуместным и даже фальшивым. Вокруг нас — пик человеческого горя, вершина страданий, а мы тратим время на лишние слова… — Где же мне еще быть, господин спасатель? — спросил я в ответ. — Не знаю, поймете ли вы сейчас мои слова правильно, но здесь я самый бесполезный человек: сижу себе на камушке и думаю. Вокруг пожарные тушат огонь, полицейские охраняют территорию, военные заняты своими обязанностями, административное начальство курирует всю операцию, журналисты передают новости — а я? Что я могу сейчас предложить? Ровным счетом ничего. Так что здесь я — самый бесполезный. Сижу здесь только потому, что дома находиться сейчас нет сил. Там прохладно и комфортно, и я, сидя сейчас под кондиционером у телевизора, просто смотрел бы, как вы все тут работаете… Нет, я так не могу!  — Что вы говорите, Ваше Высокопреосвященство! Вы вдохновляете нас, ваше присутствие придает нам сил! Глядя на вас, мы работаем еще усерднее… — Единственное мое оправдание — даже не то, что вы сейчас сказали. Людей поддерживают не слова, не демонстрация власти и силы. Поддержать человека по-настоящему можно лишь делом. И в данный момент эту лепту — дело — людям даете только вы.

http://pravmir.ru/pochemu-on-ne-vmeshals...

—502— 1860 г. благочестивым Россия не отказала в своей помощи, и мы получили. А ваше высокопреосвященство благоволительно призрели на посланного для сего, оказавши свое вседействующее предстательство. За сие явственно провозглашая глубокую и пустившую глубокие корни в нашей душе признательность, малое православное общество (а с ним и я смиренный, недостойно именуемый пастырем его) осмеливается чрез меня повергнуть ее пред вашим высокопреосвященством и просить, дабы ваше высокопреосвященство удостоили известить о ее чувствованиях и прочих благодетелей, так как оно может принесть одно сие приношение. Да вспомнит ваше высокопреосвященство во святых своих за все христианство молитвах и о нас, и о малом нашем обществе, дабы мы возмогли низложить все, что нечестие и неправославие замышляет против православия: В Трапезунте 1-го февраля 1860 г. Пребываю вашего высокопреосвященства нижайший и малейший во Христе брат, Трапезунтский Константин». Содержание послания Антиохийского патриарха из Константинополя от 6-го февраля следующее: «Высокопреосвященнейший и всечестнейший митрополит Московский и Коломенский, о Христе Боге возлюбленнейший и вожделеннейший брат и сослужитель мерности нашей, господин Филарет! С величайшим удовольствием приветствуем вас, ваше высокопреосвященство, с любовью братски о Господе обнимая вас. Не только уже тогда, когда получаем письма от вашего высокопреосвященства или, когда имеем честь отвечать на них, даже при одном представлении себе вашего достопочтенного образа, начертанного на скрижалях сердца вашего, чувствуем мы великое утешение и духовную радость. Сие самое и было с нами в то время, когда получили мы за 3 января 5-го дня достопочтеннейшее послание вашего высокопреосвященства, из которого известившие вожделеннейшим для нас здравии вашем, весьма возрадовались, воздавая славу Промыслителю всяческих, сохраняющему вас во здравии. Вместе с поздравительными приветствиями и благожеланиями на новый год спешим засвидетельствовать вашему высокопреосвященству глубочайшую признательность,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Письма игуменьи Антонии к митрополиту Филарету с резолюциями Июня 20. Божие благословение Вам и сестрам обители. – Ходатайство Ваше о причетнике – неудобоисполнимо. Правила церковный устраняют двоеженца от алтаря и от священной одежды. Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Препровождая при сем прошение на Архипастырское Ваше рассмотрение, смиренно умоляю у святых ног Вашего Высокопреосвященства простить меня, что осмеливаюсь ходатайствовать о дьячке нашем, Николае Стефанове Георгиевском. По его способности и по ревностному исполнению своего дела желала бы, чтобы он находился в стихаре, для большего приличия монастырского богослужения, тем более, что у нас нет другого причетника, который бы мог заменить его в чтении Апостола и паремий, а голоса сестер очень слабы для обширного летнего нашего храма, даже голос диакона нашего очень неспособен для нашего богослужения, а Николай Георгиевский имеет звучный голос и правильное чтение. Если желание мое незаконно, то простите ради Бога, святый Владыко, неосновательному моему прошению и учините благоугодное Архипастырскому Вашему рассмотрению. Ваше святительское слово для меня закон – со всяким благоговением приемлю оное. Во всех моих действиях по управлению вверенной мне обители и во всех немощах душевных и телесных, укрепляюсь только призванием святительских молитв Вашего Высокопреосвященства. А в настоящее время, когда огонь истребляет так много строения, я умоляю Царицу Небесную, Владычицу нашу, чтоб Она сохранила обитель нашу, предстательством святых молитв Ваших, милостивейший отец и покровитель наш. Мы совершенно осиротели без Вашего архипастырская пребывания в Москве, и я утешаюсь только молитвою об укреплении драгоценного Вашего здравия, для блага и спасения нашего, – Простите, святый Владыко, что дерзаю так писать откровенно, как милостивейшему пастырю и покровителю. Как много была бы утешена, если бы я получила с подательницею письма, рясофорного послушницею Таисиею благословение Вашего Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Их Ростова от 2-го числа писал мне, за 5 начальник Ярославской губернии В. Д. Левшин: «Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь. Комитет Ростовского Музея Церковных Древностей, в виду оказанных Вами Церкви и отечественному просвещению почтенных заслуг, обеспечивающих за Вами право на всеобщую дан уважения и признательности, в первом заседании своем, единогласно постановил просить Ваше Высокопреосвященство принять звание Почетного Члена Музея. Уведомляя Вас о сем с приложением экземпляра Устава Ростовского Музея, имею честь покорнейше просить Ваше Высокопреосвященство почтить принятием означенного звания и не отказать Ростовскому Музею в вашем благосклонном сочувствии. Испрашивая ваших архипастырских молитв и святительского благословения, с истинным почтением и совершенной преданностью имею честь быть…» В ответ на это писал я от 10-го числа за 3362: «Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! Получив почтенное письмо Вашего Превосходительства от 2-го текущего сентября, 5, с приглашением меня к принятию звания Почетного Члена Ростовского Музея Церковных Древностей, долгом поставляю принести Вам, Милостивый Государь, и прочим гг. Членам Комитета сего Музея, душевную благодарность за оказанную мне честь. При всегдашнем искреннем моем сочувствии к отечественным, и в особенности церковным, древностям, где бы они не хранились, я не могу отказаться от принятия лестного для меня звания Почетного Члена Ростовского Музея церковных древностей, и при сем не могу не пожелать Ростовскому Музею процветания и умножения в нем памятников священной древности. С истинным почтением и преданностью имею честь быть…» Из Москвы А. В. Краснопевков извещал меня телеграммой о кончине сестры своей, рясофорной послушницы Московского Алексеевского монастыря Леониды (в мире Екатерины Васильевны Ушаковой). 8-го числа получена была мной от имени Министра народного просвещения записка от 3-го числа за 12, 259, следующего содержания: «Министр Народного Просвещения, свидетельствуя совершенное почтение Его Высокопреосвященству, имеет честь препроводить при сем по одному печатному экземпляру: экзаменных требований, примерных учебных планов, правил о зачете полугодий, по факультетам Историко-филологическому, юридическому, физико-математическому и медицинскому, а также по экземпляру правил для студентов и инструкций для инспекции.»

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

губернского предводителя дворянства Жабы и, находясь за воротами незамеченным, услышал разговор 2-х мущин весьма интересный, это заставило меня продлить бытность мою в полном разузнании так обстоятельств, как равно заметить приметы сих людей: тут услышал, что один из них увещевал, подстрекал и уговаривал другого с обещанием 500 награды и вручения ему паспорта для следования за границу с тем, дабы тайно при удобном случае вонзить кинжалом, в кого? узнайте в Высокопреосвященнейшую особу Вашу, – в том переход людей, стук дверей, а также мой шорох, удалил их на переулок Св. Казимира, я последовал за ними и около задних ворот дома Вашего Высокопреосвященства увидел тех 2-х осмотрел быстро их приметы и был намерен при казармах закричать караул для захвачения; – но они остановились, я желая не спускать из глаз, возвратился назад всматриваясь как тотчас высший ростом, приступив ко мне, отозвался «чего желаю, для чего всматриваюсь и тут схватив за грудь, толкнул со всей силы и когда я ударился об стену облился кровью, обдёр из кожи правую руку уронил шляпу и закричал караул – высший вынул из деревянной палки треугольный кинжал и в минуту по совету низшего уходить, помчались бегом – я тотчас довёл о сем до сведения Вашего Высокопреосвященства, секретно розыскиваю, два раза заметил но завсегда вечером, знаю приметы, имею след, но только встречаю крайнюю безотлагательную надобность для отыскания сих убийцев в открытом листе о содействии городской и земской полиции и ограждения впредь личности Вашего Высокопреосвященства и моей, а также примерного законного виновников наказания – в чём ожидаю благосклонной Вашего Высокопреосвященства резолюции (На подлинной подписано): Состоящий в должности столоначальника Виленского уездного суда Иосиф Пейкерт. С подлинною верно: в должности письмоводителя Гр.... Графу Протасову, 1 ноября 1845 г. 2810 (конфиденциально). Не взыщите, Ваше Сиятельство, что вместо хлопотливого лета я теперь сделал себе в Жировицах каникулы на две-три недели. Каникулы – потому что занятий действительных оказалось у меня здесь весьма немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

II. Сданное Его Высокопреосвященством с надписью: «1901 г. Апреля 7. В Совет Московской Духовной Академии» – отношение на имя Его Высокопреосвященства Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода от 29 марта за 2531: «Отношением от 2 декабря минувшего года за 710 Ваше Высокопреосвященство ходатайствовали о назначении бывшему лектору немецкого языка при Московской духовной академии, Коллежскому Советнику Василию Лучинину, за 30-летнюю службу его при академии, пенсии в размере полного оклада производившегося ему по должности содержания. Святейший Синод, на благоусмотрение которого предложено было мною означенное ходатайство Вашего Высокопреосвященства, определением от 27 февраля – 13 марта 1901 года за 777, постановил назначить Лучинину, в виде изъятия из общих правил, пенсию в размере полного оклада производившегося ему содержания, т. е. по шестьсот рублей в год, с производством таковой пенсии с 14 ноября 1900 года, со дня расчета его жалованьем. Об изложенном долгом поставляю уведомить Вас, Милостивый Государь и Архипастырь, вследствие упомянутого отношения за 710, присовокупляя, что зависящее распоряжение о производстве Лучинину пенсии будет сделано по Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде». Определили: Принять к сведению. III. Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на журнале собрания Совета 8 марта текущего года: «1901 г. Марта 31. По ст. IV. Согласен ходатайствовать об удостоении профессора Глаголева степени доктора богословия. – По ст. V. Субсидия в 3000 рублей из сумм Перервинского монастыря на издание Святоотеческих творений разрешается и на 1901 год. – По ст. VI. Кандидат Академии Сергей Крылов утверждается исправляющим должность помощника библиотекаря Академии. – Прочее читано и утверждается». —54— Определили: 1) Резолюцию Его Высокопреосвященства сообщить лицам, коих она касается, Правлению Академии и редакции академического журнала «Богословский Вестник» – для зависящих распоряжений. 2) Об утверждении кандидата Сергея Крылова исправляющим должность помощника библиотекаря Академии сообщить (и сообщено) в Учебный Комитет при Святейшем Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отец твой Иннокентий, Архиепископ Камчатский. мая 24 дня 1852 г. Якутск. Письмо 118 Высокопреоевященнейппй Владыко, Милостивейший Архипастырь 206 . Иркутская Духовная Консистория сообщила мне отношение Курской Конеистории от 16-го октября прошлого 1851 года, за 10.320, относительно увольнения на всегдашнее жительство в Борисовской Девичьей Пустыне девицы Параскевы Вениаминовой, с пропитанием резолюции Вашего Высокопреосвященства, данной на представление Настоятельницы вышеозначенной Пустыни, следующего содержания: может ли Вениаминова быть уволена в Курскую Епархию), и если может, прислать надлежащие о ней сведения; пребывание в монастыре иметь дозволить. Поименованная Парасковья Вениаминова есть дочь моя, и потому Иркутский Преосвященный приказал отношение Курской Консистории препроводить подлинником ко мне, а мною будет предписано Ново-Архангельскому Духовному Правлению собрать требуемый Вашим Высокопреосвященством сведения и препроводить в Курскую Консисторию. Но так как сведения сии могут быть получены в Курской Консистории не ранее осени будущего 1853 г., а потому я поставляю себе обязанностью прежде всего принести Вашему Высокопреосвященству мою благодарность за дозволение дочери моей Парасковье иметь пребывание в пустыне, находящейся в Епархии Вашего Высокопреосвященства, потом, уведомляя, что я еще прошедшего года послал мое родительское и Архипастырское благословение дочери моей на поступление ей в монашество, и ныне подтверждаю это пред Вашим Высокопреосвященством и наконец покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство принять ее навсегда в вверенную Вам Епархии и не лишать ее Вашего благословения и молитв в числе прочих и тем успокоить мое сердце уверенностью, что дочь моя пристроена, как нельзя лучше. Поручая и себя молитвам Вашего Высокопреосвященства, есьмь и имею быть с совершенным почтением и душевною преданностью Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою Иннокентий, Архиепископ Камчатский. 571. 27 мая 1852 Якутск. Письмо 119 Высокопреосвященнейший Владыко 207 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

1881 г. Новый год начался у меня старыми обычными порядками, т.-е. молитвою в храме и благожелательными поздравлениями в доме. Кроме личных поздравлений, получено было мною несколько телеграфических и письменных приветствий с разных сторон; так 3-го января получил я письмо из Москвы от преосвящ. Алексея епископа Можайского. Вот что он писал ми от 1-го числа: «Примите мое искреннейшее приветствие с текущими святыми праздниками и с наступившим новым годом. От чистого сердца желаю Вашему Высокопреосвященству здравия и милостей от Господа в грядшее лето и во вся дни жития Вашего. Да хранит Вас Господь на лета множайшая! Ες πολλ τη Δποτα! Ваше Высокопреосввященство чрез протоиерея Василия Феодоровича 464 изволили спрашивать меня о вопросах, предложенных на обсуждение преосвященных от г. Обер-Прокурора. Оказывается, что вопросы сии предложены на обсуждение только Епарх. архиереев, но не викариев. Это, вероятно, будущая программа деятельности г. Обер-Прокурора. И Епарх. Преосвященным предлежит великая задача регулировать эту программу, сделать ее истинно церковною и православною. Мы все должны молить Бога, чтобы Он помог нашим архипастырям в сем великом деле. В нашем царствующем граде нет ничего нового. Владыка наш 465 , слава Богу, здравствует, как свидтельствуют видевшие его на праздниках в Петербурге. Викариям в отсутствие епархиального архиерея много бывает затруднений. Ваше Высокопреосвященство не испытали этого. Письмо сие Ваше Высокопреосвященство изволите получить вместе с книжкою 466 . Не знаю, как понравятся Вам рассуждения этой книжки, а я во многом соглашаюсь с книжкою». В ответ на это писал я от 8-го числа: «Искреннее и благожелательное приветствие Ваше с праздниками и новым годом принял я с сердечною признательностью. Примите и от меня взаимное братское поздравление. Усердно также благодарю Ваше Преосвященство и за присланную мне книжку, но отдарить за нее не имею чем. Книжка преинтересная: спасибо Николаю Васильевичу. Все, что написано в ней, в первых шести главах, – сущая правда. Но что изложено в последних двух, – это, как мне кажется, не более как pia disideria, и надобно долго, долго ждать, чтобы эти благие чаяния более или менее осуществились.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Главные виновники перемены моей судьбы – инспектор Горский 188 и еще Субботин 189 . К удивлению, есть завидующие моему положению, т. е. ожидаемой пенсии, но это те, которые не разумеют моей привычки к деятельности, которая теперь сжата обстоятельствами». Из Казани от 27­ сентября писал преподаватель семинарии А. Ф. Гусев : «Приближается день вашего тезоименитства, и я поставляю приятным для себя долгом приветствовать Ваше Высокопреосвященство с этим знаменательным и важным для Вас днем. Молю милосердие Божие, да дарует Оно Вам долголетие и все желаемые Вами блага! Пользуюсь случаем, чтобы снова поблагодарить за производство во священника дорогого брата моего. Да вознаградит Вас Всевышний и в настоящей и в будущей жизни за ваше благодеяние! Брат мой справедливо пишет мне, что он награжден Вами больше, чем смел думать и ожидать... Признаюсь, Ваше новое благодеяние глубоко, глубоко тронуло меня и сделало навсегда ваше имя для меня самым дорогим... Косвенно ведь Ваше Высокопреосвященство помогли и мне при настоящих моих трудных обстоятельствах... Приношу сердечную признательность и за ваш подарок, доставленный мне о. Никодимом. Скоро буду иметь удовольствие и с своей стороны выслать Вашему Высокопреосвященству новую мою брошюру, имеющую предметом своим анализ лжеучения графа Толстого 190 . О. Ректор Казанской академии заявил формально Совету, что он слагает с себя необязательное для него единоличное преподавание Апологетического богословия, и в числе троих кандидатов указал на меня, как на более достойного по его взгляду. Дело это не скоро решится. Конечно, из среды профессоров найдутся лица, которые будут против меня то в силу бывших литературных столкновений со мною, то в силу других своекорыстных ­же побуждений... Будут некоторые, напротив, горячо отстаивать меня со студенческой скамьи работающего преимущественно в области христианской апологетики. Крепко нуждаясь в выходе из семинарии, необеспечивающей нашего брата в материальном отношении, я с тревогою ожидаю, чем окончится вопрос о моей кандидатуре на любимую кафедру. Как ни тяжело положение доцента академии, но оно лучше теперешнего моего положения в материальном отношении и в будущем дает карьеру, каковой никогда не даст семинарская служба... Я уже не говорю о том нравственном удовлетворении, какое дало­ бы мне занятие кафедры в академии по любимому предмету… Зная ваше доброе сердце и милостивое внимание ко мне, осмеливаюсь просить и ваших святительских молитв о переходе моем на академическую службу. Великая моя благодарность Казанскому Архипастырю 191 : он из Петербурга уже писал о. Ректору академии, что признает меня самым компетентным и желательным кандидатом на кафедру Введения в богословие».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010