Святейший Патриарх Алексий наградил архиепископа Хустского и Виноградовского Марка орденом преподобного Серафима Саровского II степени 28 июля 2008 г. 09:00 Высокой церковной награды архиепископ Хустский и Виноградовский Марк удостоен во внимание к усердному служению и в связи с 20-летием архиерейской хиротонии. Ниже приводится текст поздравительного послания Святейшего Патриарха Алексия архиепископу Марку. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Марку, архиепископу Хустскому и Виноградовскому Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 20-летием архиерейской хиротонии. Господь сподобил Вас нести крест архипастырского служения, дабы Вы свидетельствовали о Нем, что: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Ин. 1:5), «доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах» (2 Пет. 1:19). Вы ревностно и с усердием несете возложенное на Вас послушание архиепископа Хустского и Виноградовского, сохраняя православную веру и оберегая вверенную Вам паству, в тех непростых условиях, в которых пребывает каноническая Церковь Московского Патриархата на Украине. Памятуя о долге епископа, Вы призваны неустанно призывать всех верных чад Православной Церкви к духовному, молитвенному и евхаристическому общению, к жизни по заповедям Христа Спасителя, делам христианской любви и милосердия, «оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога» (Тит. 2:10). Во внимание к усердному служению и в связи с 20-летием архиерейской хиротонии полагаю справедливым удостоить вас ордена преподобного Серафима Саровского II степени. В этот день молитвенно желаю Вам, дорогой Владыка, крепости душевных и телесных сил, терпения и преуспеяния в Ваших дальнейших архипастырских трудах, во благо Святой Матери Церкви и народа Божия с усердием совершаемых. С любовью о Христе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/441338.htm...

Сегодняшние времена напоминают греховное допотопное время. Еще тогда через своих служителей, пророков обращался Господь к человечеству увещевая, призывая, предупреждая. Вот, скажем, обращение Бога к Иоилю, сыну Вафуила: «…внимайте, все жители земли сей. Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду. Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Истлели зерна под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовые, ибо не стало хлеба. Как стонет скот! Уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец. огонь пожрал злачные пастбища пустыни и пламя попалило все деревья в поле.» (Иоил. 1:1—3, 10, 17—19). Пророк призывает священников назначить пост, созвать всех жителей страны в Дом Господень и молить Его о прощении и милости... А ведь Слово Господне дано на века. Ну и как же мы этот Божий наказ выполняем? Многие ли каются в грехах своих? К сожалению, некоторые даже порог церкви не переступают, не думая о жизни вечной. Так чему же удивляться нам сегодня: и поля опустошены от жары, грозя оставить многие страны без зерна, и происходят землетрясения, наводнения и прочие бедствия. И не станет лучше, сколько бы ни говорили мы об изменении климата. Это следствие нашей греховной жизни. Пока не будет истинного покаяния, мир неудержимо будет катиться в бездну. — Святые отцы учат, что сила благодати Христовой способна преобразить душу. Как, Ваше Высокопреосвященство, сподобиться этой благодати? — Нет ничего в мире выше Божественной литургии. Это самое главное Богослужение. Постоянным поминовением на Литургии можно вымолить даже очень грешную душу. О великой силе этого Богослужения свидетельствует такой рассказ. Во времена святителя Василия Великого один священник в силу сложившихся обстоятельств впал в большие долги. Кредиторы стали требовать возвращения долга, и он вынужден был занять пятьсот золотых монет у знакомого купца, обещая поминать его самого и сродников всю жизнь на проскомидии.

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/28/...

Сейчас, когда многие церкви уже восстановлены, необходимо заниматься именно социальной деятельностью, и работать активнее, не покладая рук. Это начало большого и, наверное, тернистого пути. У нас в стране еще много народа неверующего, маловерующего, есть и те, кто увлекся оккультизмом, попал в сети различных тоталитарных сект. Сегодня их надо возвращать в лоно Церкви. Для этого, конечно, потребуются усилия не одного священника, а всего приходского актива. Это и есть тот новый определенный этап, который наступает в жизни нашей Церкви. — Ваше Высокопреосвященство, в последнее время в стране произошло сразу несколько убийств священнослужителей. Как уберечь от такого злодеяния наших батюшек, как спасать их? Высказывалось даже мнение, что за подобные преступления следует ужесточить наказание. — Нападения на свяшеннослужителей случались всегда: зло ни на минуту не прекращает борьбу с добром. А священника — того, который обличает грех, — темные силы ненавидят особо люто. И стараются отомстить ему. Если Господь попускает, то и происходят убийства пастырей. Если мы почитаем церковную историю, то увидим: священников убивали за то, что они говорили правду Божию. Так же, как и пророков. Пророки были гонимы, потому что говорили истину. А кто в мире любит истину? За истину распяли Христа. И как Христа гнали, оскорбляли и распяли, так и Его верных служителей будут гнать и убивать. Как защищать батюшек, спрашиваете вы. Не будем же мы к каждому священнику приставлять охранников. Это несерьезно. Нас защищает Сам Господь. Если Он считает, что этому человеку надо идти мученическим путем, значит, таким его путь и будет. Все в руках Божиих. А мы должны нести в этот мир правду и истину, мы должны обличать грех. Наша миссия в том и состоит. Борьба добра со злом вечная, она продолжается и в наши дни. Так было, так есть и так будет. В этом для нас ничего удивительного нет. Кто-то считает, что за подобные преступления необходимо ужесточить наказание. Церковь занимается борьбой со злом, когда оно еще внутри человека. Вот здесь нам зло и надо искоренять. А дело правоохранительных органов бороться со злом, когда оно уже проявило себя вовне. Они это и делают. Может, ужесточение наказания и сыграет какую-то роль. Но мы считаем, что со злом, с пороками надо бороться в своем сердце. Вспомните апостола Петра: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему; потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны: а страха их не бойтесь и не смущайтесь» (1 Пет, 3:11-14).

http://patriarchia.ru/db/text/1193499.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном приеме в Храме Христа Спасителя по случаю 65-летия Его Святейшества 20 ноября 2011 г. 17:30 20 ноября 2011 года в Трапезных палатах кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялся  прием по случаю празднования 65-летия со дня рождения Предстоятеля Русской Церкви. Со словами благодарности к участникам торжеств обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ваше Святейшество и Блаженство! Ваши Блаженства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Хотел бы сердечно поблагодарить всех за молитву, за добрые слова, которые были сказаны в мой адрес. Сегодня на этот день выпало замечательное апостольское чтение — небольшой отрывок из второй главы послания к Ефесянам, который помогает мне ответить на все то, что было сказано в мой адрес: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). Эти слова исчерпывают все. Мы предназначены совершить те добрые дела, которые Бог от нас ждет. Это сильное слово «предназначил» не оставляет никакой альтернативы: всякая альтернатива есть грех, есть уклонение от воли Божией, от Его замысла о каждом из нас. И поэтому то, что совершает Патриарх, то, что совершает каждый архиерей Божий, каждый священнослужитель, есть ответ на предназначение Божие, которое имеет отношение к каждому человеку. И еще сегодня прозвучали замечательные слова, которые помогают нам понять тайну спасения. Даже если мы сделаем все то, что мы можем и должны сделать, это не совершит спасения и не введет нас в Царствие Божие, потому что, по слову апостола, слышанному сегодня, «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9). Поэтому, воспринимая все то, что надлежит делать мне как Патриарху, я в меру своих сил старюсь ответить на Божий призыв, сознавая, что без благодати Божией невозможно ни совершить добрых дел, ни тем более обрести спасение. А в основе спасения наша вера — та самая вера, примеры которой были даны нам в сегодняшнем Евангелии (Лк. 8:41-56). Это вера кровоточивой женщины, которая прикоснулась к одежде Спасителя, уверенная в том, что это прикосновение принесет исцеление. Это несчастный Иаир, потерявший свою 12-летнюю дочь, который твердо верил, что достаточно сказать слово Господу — и воскреснет умершая дочь его. И в первом, и во втором случае мы видим, как в ответ на веру людей Бог совершает чудеса.

http://patriarchia.ru/db/text/1748404.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии во вторую неделю Великого поста в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисове 20 марта 2011 г. 18:56 20 марта 2011 года, во вторую неделю Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Троицы Живоначальной в столичном районе Орехово-Борисово. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство! Ваши Преосвященства! Досточтимый отец Олег, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю со вторым воскресеньем Великого поста. Сегодня в Евангельском чтении нам было предложено еще раз послушать историю, которая не должна оставить безразличным ни одного думающего человека. Это история о том, как Господь исцелил расслабленного, то есть парализованного (Мк. 2:1-12). Близкие этого человека, желая, чтобы Господь хотя бы увидел его, но не имея возможности войти в дом, где Он находился, из-за множества народа, разобрали крышу (благо, на Востоке и в то время, да и сегодня в деревнях сделать это очень просто, потому что крыши плоские — делаются они обычно из тростника и только укрепляются глиной). Так вот, с легкостью разобрав крышу, они опустили ложе вместе с парализованным человеком прямо в комнату, где находился Спаситель. Как повествует евангелист Марк, Господь, видя веру этих людей, говорит парализованному: «Прощаются тебе грехи твои». Как только услышали эти слова книжники и фарисеи, — которые находились в толпе народа и внимательно слушали слова Спасителя, желая обличить Его в том, что было с их точки зрения греховным, — они тут же сказали: «Как же человек может прощать грехи?» Тогда Господь, уразумев смысл того, что они про себя сказали, говорит им: «Что легче сказать: " прощаются тебе грехи " или: " встань, возьми ложе свое и иди " ?». Те, кто так помыслил, были лицемерами — для них слова мало что значили. Они могли сказать любое слово, потому что за этим словом не было дела. К ним-то и обращает Господь Свое слово: «что легче сказать: " прощаются тебе грехи твои " — а для них, конечно, это было бы очень легко сказать — или: " возьми постель свою и иди " ?» А это сказать никто не мог, ведь парализованный лежал без движения. И, продолжая, Спаситель говорит: «но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть отпускать грехи, Я говорю этому несчастному расслабленному: " встань, возьми постель свою и иди " ». К ужасу, к удивлению, к потрясению окружающих этот несчастный обездвиженный человек встал, взял свою постель и вышел из комнаты. И дивился народ, понимая, что произошедшее свидетельствует о чем-то великом, и, наверное, многие уверовали, что перед ними действительно Мессия, Спаситель, Сын Божий.

http://patriarchia.ru/db/text/1433419.ht...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года 7 июня 2008 г. 07:53 Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие возлюбленные о Господе собратья Архипастыри отцы настоящего Архиерейского Собора. Благословением и благодатию Пастыреначальника Христа Спасителя мы собрались воедино, дабы рассмотреть пройденный нашей Церковью со времени Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года путь. Прожитые четыре года между Соборами наполнили нашу жизнь разнообразными, как радостными, так и печальными, событиями церковной и общественной жизни. В то же время начавшийся век и новое тысячелетие поставили перед нами очень серьезные вопросы как во внутрицерковной жизни, так и в межцерковных взаимоотношениях, глобальные вопросы, диктуемые подчас негативными тенденциями развития современного мира. На эти вопросы мы нашим соборным разумом должны дать ответ, должны наметить, а по возможности и конкретно определить пути разрешения многих непростых проблем. Только что, совершая Божественную литургию в нашем Соборном храме и молясь Господу об успешном проведении сего Освященного Собора Русской Православной Церкви, мы слышали удивительные слова апостола Павла: «Законом я умер для закона, чтобы жить мне для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 19-20). Как актуальны эти слова! Только с позиции веры в Пролившего Свою Пречистую Кровь, за возлюбленное Свое творение мы должны оценивать происходящее; пытаться правильно ответить на поставленные вопросы, основываясь исключительно на заповедях Христовых. Следует признать, что сегодня мы стоим перед новыми, неизвестными и непривычными для нас мировыми процессами. Если XX век был ознаменован гибельным распространением атеизма и материализма, приведшим к разрушительным последствиям в нашем Отечестве, то век нынешний, XXI, заставляет нас выносить на повестку дня обсуждение таких явлений, как необратимое искажение духовного сознания во всем мире, влекущее за собой всеобщее падение нравственности, распространение неоязычества, терроризма и других губительных явлений современности.

http://patriarchia.ru/db/text/418885.htm...

Я не надеюсь дожить до времени церковного соединения, но будем просить Бога, чтобы и к нам можно было отнести, хотя в несколько измененном смысле, слова Апостола Павла: «все сии умерли в вере, не получивши обетования, а только издали видели оныя, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех , и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса» ( Евр. 11, 13; 12, 1–2 ). Старые люди только одною ногою стоят на земле, а другою в будущем веке и бывают озабочены не столько тем, что делается здесь сегодня и вчера, но более тем, что будет во времена грядущия и там и здесь. Ваш преемник, как слышно, Ваш единомышленник: это великая милость Божия для Вас и для Церкви. Ваше Высокопреосвященство, как великий Моисей, довели свой народ до земли Обетованной, а он пусть введет его в нее, как Иисус Навин. Вашего Высокопреосвященства преданный собрат Митрополит Антоний. Ноябрь 1928 г. Письмо 59. К Н. М. Котляревскому Глубокоуважаемый и дорогой Николай Михайлович! Взаимно приветствую Вас и Супругу Вашу. Сердечно сочувствую Вашему большому желанию устроить особую церковь в Брюсселе, но не знаю, чем могу помочь я – совсем нищий и обнищавшая вконец здешняя эмиграция, перед которой я испытываю всегда неудачу в попытках просить пожертвовать на храм и т. п. Однако, если начинается дело с надеждой на Бога, то упование не посрамит. После Генерала нашего пережили смерть многих шефов в лице Вел. Кн. Николая Николаевича. Теперь не знаю, что будут предпринимать наши русские. Преданный сердечно М. Антоний. 27 дек. 1928 г. Письмо 60. Иеросхимонаху Феодосию Достолюбезный и любимый Батюшка Отец Феодосий! Спаси Вас Христос за мудрый и мужественный ответ студному Митрополиту Гурию 95 . Подобные ему господа просто не веруют в Бога, как множество современных архиереев и более половины иереев. Их нисколько не интересует догматическая, и каноническая, и историческая и даже научная правда, а только выполнение масонских поручений. Последние поняли, куда должно им направлять свои стрелы против Христовой веры и Церкви – на разрушение предания Церковного и св. канонов, а также на сеяние раздоров среди служителей Церкви. Увы, они не безуспешны, но преуспевают на горшее, и слово их, как рак, будет распространяться ( 2Тим. 2, 17 ). Но скажем: «неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да святится еще» ( Апок. 22, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

— Да, до меня доходило что-то такое, ваше высокопреосвященство, но нечто весьма туманное, так что я даже не мог понять, в чём дело, и полагал, что это или душевнобольной, или сектант. — Вы отдали какое-нибудь распоряжение, ваше превосходительство? — Да, я приказал наблюдать... и в случае чего донести мне. — Ваше поручение, осмелюсь заметить, ваше превосходительство, — нервно передёргиваясь, проговорил владыка, — исполняется в высшей степени халатно. — Вы меня тревожите, ваше высокопреосвященство. — Это не сектант и не сумасшедший, это нечто похуже анархиста! — Не может быть... Что же, и бомбы... и вообще... — Он открыто призывает войска к возмущению, он врывается в зал заседания суда, он разгуливает, как ни в чём не бывало, по всем улицам, устраивает за городом массовки. И кроме того, творит срам и гнусность в православных храмах. — То есть... что же, собственно, экспроприации... или... вообще... — Лжечудеса, ваше превосходительство! Генерал-губернатор несколько секунд с изумлением смотрел на владыку. — Чу-де-са!.. — раздельно проговорил он. — Лжечудеса, ваше превосходительство. Генерал-губернатор поёжился на своём кресле: — Но, ваше высокопреосвященство... это уж касается, так сказать, духовной администрации. — Я полагаю, ваше превосходительство, что здесь затронуты оба ведомства. — Да, конечно, косвенно это касается и нас. Но, однако, какие же это чудеса творит этот негодяй? — Воскрешает мёртвых. Генерал-губернатор чуть не упал со своего кресла. На минуту он был в уверенности, что владыка спятил. «Впрочем, может быть, я сплю, — бормотал генерал, — я читал где-то, что бывает что-то в таком роде». И незаметно для владыки ущипнул себя за ногу: «Нет, ничего, чувствую... Странно...» — Да-с, ваше превосходительство, осмеливается врываться в православные храмы и там воскрешать мёртвых! — Изумительно, — проговорил генерал-губернатор, с трудом приходя в себя. С минуту молча смотрели друг на друга два администратора. Вдруг генерал-губернатор просиял: — Теперь я всё понимаю! Очень, очень вам благодарен, ваше высокопреосвященство. Это, безусловно, относится к министерству внутренних дел. Не говорите более ни слова. Я сейчас скажу по телефону, и всё будет сделано.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2344...

С немногими учениками Своими, по обыкновению, пошёл Он за город в любимую берёзовую рощу. Когда стемнело, рощу окружили солдатами, и наряд полиции человек в двадцать явился арестовать Христа. Ждали сопротивления, и потому все были вооружены с головы до ног. — Как будто на разбойника, вышли вы на Меня в полном вооружении, — сказал им Христос. — Разве не каждый день учил Я открыто на улицах города? Полицейские смутились от этих простых слов Христа, сказанных без всякого гнева: не такого преступника ждали они найти. Словно агнец непорочный, шёл Христос в Своих белых одеждах, окружённый толпой вооружённых солдат и городовых. А в это время митрополит Анания стоял у телефона и звонил к генерал-губернатору: — Это вы, ваше превосходительство? — Я, ваше высокопреосвященство! — У меня к вам большая просьба, да я только не знаю, не явится ли это, так сказать, нарушением законов Империи? — Помилуйте, ваше высокопреосвященство, всё, что в моей власти, я готов для вас сделать. — Я всё насчёт того бунтовщика... Помните?.. — Ну разумеется. Он уже взят, ваше высокопреосвященство. И, представьте, без всякого сопротивления. Сейчас сообщил мне по телефону пристав. Не извольте больше беспокоиться. Можете спокойно предаваться служению Всевышнему. — Нет, я не о том. Мне уже сообщили, что он взят. Я бы хотел иметь с ним свидание. — Очень хорошо. — Но, вы понимаете, ваше превосходительство, в моём сане неудобно посещать тюрьмы, особенно в такое лихолетье... это может возбудить толки. — Ну разумеется, я понимаю, ваше высокопреосвященство. Сегодня же арестованный будет доставлен в ваши покои. — Глубоко благодарен вам, ваше превосходительство. — Помилуйте, ваше высокопреосвященство!  XIII — Я призвал тебя, чтобы говорить с тобой как пастырь с заблудившейся овцой, — сказал Анания, когда келейник ввёл Иисуса в низкий, тёмный кабинет митрополита. Христос молчал. Круглые, острые глаза Анании внимательно всматривались в лицо Иисуса. — Ты должен быть со мной откровенен. В моих руках твоя участь. Христос по-прежнему не произносил ни слова и прямо смотрел в лицо Анании.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2344...

Обращение на «вы» обязательно со стороны мирянина по отношению к лицам, находящимся в высшей степени священства — то есть ко всем епископам (епископам, митрополитам, архиепископам, Патриарху), как в устном, так и в письменном обращении. Как нужно говорить, если надо дополнить это обращение? По отношению к Патриарху Всероссийскому мы употребляем титул «Его Святейшество» и, соответственно, в личном обращении говорим: «Ваше Святейшество», можно дополнить: «Ваше Святейшество, Святейший Отец!» или просто ограничиться обращением «Ваше Святейшество» и дальше продолжать излагать ту или иную мысль. Как обратиться к архиепископу или митрополиту? По отношению к митрополитам и архиепископам принято обращение «Ваше Высокопреосвященство», за исключением митрополита Киевского, которому усвоен титул, в силу высокого статуса Украинской Церкви — титул, свойственный самостоятельным предстоятелям Церквей — титул «Блаженство». Поэтому к митрополиту Киевскому Владимиру следует обращаться «Ваше Блаженство!», а в третьем лице о нем могут говорить: «Блаженнейший Владыка!» По отношению к епископам корректная форма обращения: «Ваше Преосвященство!». Итак, Ваше Святейшество, Ваше Блаженство, Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство. Это будут корректные формы обращения к архиереям. В устной речи затем допустимо, с тем, чтобы не нагромождать всякий раз эти наименования, именование архиереев «Владыка»: «владыка Мефодий», «владыка Кирилл», «владыка Евгений…» Когда мы в третьем лице говорим об архиерее, то в устной речи допустимо несколько вариантов. Можно сказать: «Митрополит Кирилл сказал…», «Владыка Иоанафан подписал обращение…», можно сказать «Его Высокопреосвященство (когда понятно, о ком речь идет) обратился к собравшимся со словом приветствия…» И такие формы будут взаимозаменяемы и корректны. Если мы в письменной форме обращаемся к архиерею, то обычно начало письма, начало обращения следует сделать в такой форме: «Его Преосвященству, Преосвященнейшему епископу (далее указывается кафедра этого епископа) имярек» от такого-то прошение (или рапорт, или другая какая-то бумага)». И далее в письме мы излагаем: «Ваше Преосвященство, спешу доложить вам и т. д.» Такого рода обращение покажет церковную корректность и знание церковного этикета со стороны людей, которые будут так обращаться к архиерею.

http://pravmir.ru/o-cerkovnom-etikete/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010