XXXIX. Письма еп. смоленского Антония Амфитеатрова Антоний, в мире Яков Гаврилович Амфитеатров, сын священника оренбургской епархии, родился 15 октября 1815 г.; обучался сначала в калужской семинарии, затем в киевской академии; 31 декабря 1839 г. – магистр и бакалавр киевской академии; 1840 г. сентября 12 – пострижен, 14 – иеродиакон, 15 – иеромонах; 19 июля 1841 г. – инспектор киевской семинарии; 12 марта 1845 г. – ректор киевской семинарии; 15 апреля того же года – архимандрит; 11 февраля 1848 г. – настоятель киево-никол. монастыря; 22 ноября того же года – доктор богословия; 10 января 1851 г. – ректор киевской академии и настоятель киево-братского богоявленского монастыря; 1 марта 1858 г. – епископ Чигиринский, хирот. – 30 марта; 31 октября 1859 г. – смоленский; 9 ноября 1866 г. – казанский; 29 декабря 1876 г. – почетн. член академии наук. Сконч. 8 ноября 1879 г. CCXLV Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Настает всерадостный праздник св. церкви – воплощение Господа нашего Иисуса Христа, принесшее спасительное обновление человеческому роду и всему миру. С сыновним дерзновением поставляю себя мысленно пред Святительское лице Ваше и вместе с ближайшими и присными чадами Вашими, присущими Вам, приношу Вашему Высокопреосвященству всеусерднейшее поздравление и вместе благожелание, да Господь, воплотившийся нас ради, подаст Вам от неистощимого сокровища благодати Своей вся потребная к временной и вечной жизни и обновит Ваши силы в наступающем новом году к новым трудам и подвигам на пользу святой церкви. Живейшую благодарность приношу Вашему Высокопреосвященству, что подали скорое утешение нам сирым в постигшей нас печали 1 , которая и наступающий праздник светлый превращает для нас в жалость. Земной поклон я передал гробу почившего в Бозе, передал и желание Ваше, но признаюсь – с прибавлением своего собственного желания, чтобы Ваше желание еще долго и долго не исполнилось. Да светит нам и радует светом своим нас хотя московский светильник, когда киевский уже погас. Поживите подольше хотя Вы, святый Владыко, когда наш Владыко оставил и осиротил всех нас. Сего желал Вам и почивший, который во время последней болезни своей, среди тяжких страданий своих нередко обращался мыслию своею к Вам и высказывал свою глубокую преданность и живейшее сочувствие к Вашему Высокопреосвященству и тесный духовный союз души своей с Вашею. Он рассказывал мне и поручил написать Вам, по своей кончине, свой сон, виденный им в самом начале болезни. «Видел я, говорил он, будто я прихожу в покои московского Владыки. В руках у меня Казанская икона Богоматери, вся сияющая лучами. Выходит ко мне Владыка и я встречаю его умоляющим тоном произнесенными словами: Владыко святый, помолись Господу Богу, чтобы принял дух мой с миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Н.И. Державин О церковном этикете За время господства атеистической идеологии в нашей стране были забыты многие элементарные правила церковного поведения, хорошо известные людям, жившим в России до революции. Сейчас современные люди, оказавшись в храме, порой чувствуют себя растерянными, не зная, что делать и как себя вести, чтобы не оказаться в неловкой ситуации. В этой главе мы постараемся рассказать о некоторых правилах и традициях, которые, надеемся, помогут вам чувствовать себя более уверенно в церковной среде. Как обращаться к духовенству Диаконов и священников принято называть отцами, например: отец Иоанн, отец Даниил. Если вы не знаете их имен, то к диакону можно обратиться, назвав его «отец диакон», а священника – батюшкой. В Православии священника не называют «святым отцом». В отличие от диакона у священника на груди – крест. Не принято в церковной практике со священнослужителями здороваться по-светски. Подходя к священнику, нужно сложить крестообразно кисти рук ладонями вверх и попросить благословения. Священник осеняет человека крестным знамением и кладет на его ладони свою правую руку, которую полагается поцеловать. Нередко малоцерковные люди, перед тем как взять благословение, осеняют себя крестным знамением. Это распространенная ошибка, по церковным правилам «креститься на священника» не следует. Диаконы – это первая ступень в священнической иерархии. Они не имеют той благодатной силы, которую получают священники в Таинстве рукоположения, и поэтому благословения не преподают. В период от Пасхи до Вознесения верующие приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!». К духовенству, занимающему высшую ступень в церковной иерархии, а это епископы, архиепископы и митрополиты, принято обращаться «Владыко» 88 . К Патриарху обращаются: «Святейший Владыко» или «Ваше Святейшество». В официальной лексике приняты обращения: к диакону, иерею 89 и иеромонаху – «Ваше Преподобие», к протоиерею, игумену, архимандриту – «Ваше Высокопреподобие», к епископу – «Ваше Преосвященство», к архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство», к Патриарху – «Ваше Святейшество».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

За Божественной литургией митрополит Ювеналий рукоположил студента Коломенской духовной семинарии диакона Марка Рожнова во пресвитера. По окончании богослужения было совершено славление новомученикам Раменским, затем с приветственным словом к Патриаршему наместнику Московской епархии обратился игумен Никодим (Лунев): «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! Мы сегодня с радостным сердцем и трепетом встречаем Вас в этом городе в день памяти новомучеников Раменских! Это день, когда мы чтим своих святых, наших земляков, которые были прославлены Церковью и сохранили верность Православию, несмотря на мучения и гонения. И сегодня мы просим их, чтобы они продолжали оставаться нашими молитвенниками и предстателями. Когда мы совершаем их память, смотрим на образ священномучеников Александра и Сергия Раменских, мы, владыка, всегда вспоминаем, что составление их жития и их канонизация произошли при Вашем участии. Ваши труды помогли нам узнать имена святых Раменской земли, тех угодников Божиих, которые молятся о нас Господу. На память о сегодняшнем дне и о Вашем визите в город Раменское разрешите преподнести Вам икону священномучеников Александра и Сергия. Дорогой владыка, наши прихожане готовились к сегодняшнему дню и ждали Вас. Конечно, каждый не может подойти Вас поздравить, но мне хотелось бы передать Вам от всех прихожан этот букет цветов в благодарность за Вашу молитву, за Ваше архипастырское благословение. Многая и благая лета!» Затем к собравшимся обратился глава Раменского района А.Н. Кулаков: «Ваше Высокопреосвященство, уважаемый владыка! Я думаю, что имею право сегодня сказать от имени присутствующих, от имени всех жителей города Раменское и Раменского района, что мы очень рады Вас видеть. Большое спасибо за то, что Вы уделяете столько внимания нашему городу, нашему району, храмам нашего района, как и всем храмам Московской области. Ваше присутствие вызывает уверенность в том, что у нас здесь все будет хорошо. И я очень надеюсь на то, что никогда не повторятся события, которые происходили во всей нашей стране сто лет назад. Тяжелые времена, которые пришлось пережить нашей стране, коснулись и нашего города, и сегодня мы вспоминаем двух наших новомучеников, святых Александра Парусникова и Сергия Белокурова, которые пострадали за веру, за свой народ, мужественно перенесли все невзгоды и испытания.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5232214...

Открытое письмо Патриаршего Экзарха Юго-Восточной Азии Митрополиту Корейскому Амвросию (Константинопольский Патриархат) Митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский, экзарх Юго-Восточной Азии Сергий (Чашин) Митрополит Сингапурский Сергий с прихожанами Успенского храма Сингапура Ваше Высокопреосвященство, Митрополит Амвросий! Я долго сомневался, отвечать ли на Ваше интервью, опубликованное 12 апреля на сайте The Orthodox World . Однако впечатления от состоявшейся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла моей недавней поездки на Украину для участия в торжествах по случаю тезоименитства Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия привели меня к мысли все же ответить на Ваши публичные выступления. Поскольку интервью Ваше, равно как и последующая реплика, опубликованы на сайте, не дающем никаких сведений о тех, кто его содержит и редактирует, я не вижу иного пути ответить на эти публикации, кроме как обратиться лично к Вам, но, учитывая публичность Ваших выступлений, мое письмо тоже будет открытым – чтобы читатели могли сделать свои собственные выводы. Я с радостью вспоминаю, как тепло Вы приветствовали меня братским целованием, когда я посетил Вас в Сеуле в июне 2017 года. Тем больнее сейчас видеть, в каком черном цвете, не стесняясь слухов и домыслов, Вы пишете о пастырской и миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Неужели сложные взаимоотношения наших Церквей, вызванные решениями Константинопольского Патриарха Варфоломея по созданию новой «церковной» структуры в Украине, так резко повлияли на Ваше отношение к нам? Но нет, Вы пишете, ссылаясь на анонимного «старца», что за тысячу лет многие церковные лидеры в России так и не узнали, о чем учит Евангелие, культивируя «сатанинскую и империалистическую теорию Москва – Третий Рим”». И все это говорится так, как будто Вы всегда в это верили. Должен ли я сделать вывод, что Ваше приветствие в Сеуле было лицемерием, а теперь Ваша позиция искренняя? Два мои прадеда – священники – за свою веру и служение Церкви прошли тюрьмы и лагеря для заключенных.

http://pravoslavie.ru/123370.html

прот. Александр Мень Переписка с владыкой Иоанном (Шаховским) Ваше Высокопреосвященство дорогой Владыко! Поздравляю Вас с праздником Рождества Христова. Прошу молитв Прот. А. Мень, 8 янв. 1979 Всечестнейший и дорогой о. Александр, благодарю Вас за Ваше доброе приветствие и пожелание. Оба письмеца дошли. Если бы я когда собрался в места московские, где увидел свет сей земли благословенной, несомненно захотел бы повидать Вас и навестить Ваш Семхоз (сколь понимаю, это Семенное хозяйство?). Очень нужное, для страны и для души, место. Все мы работники в наивысшей квалификации этого дела… А к Моск. Дух. Академии это совсем подходит, это как раз «Семенное Хозяйство». Недавно я получил хороший фотографический снимок – Крестный ход вокруг одного из северных храмов России. Какие хорошие, чистые лица, отсвет жизни настоящей на них и, словно, внутрь смотрят себя. И два священника – еще молодые (лет по 35–40), тоже молитвенно идут. Это хороший подарок мне родины земной – поглядеть на ее лица. Прошу Господа благословить вас всех, тружеников дела Его… А если будете посланы (с какой – либо делегацией М. Патриархии) в С. Ш. – надеюсь, встретимся. Впрочем, думаю, главное дело Ваше – не братски–дипломатические разговоры с иностранцами в разных странах, а кормление детей своих, слетающихся к Вам. Вам дал Господь этот дар хождения не среди отвлеченностей (хотя бы самых священных), но среди лиц бессмертных… (В юности моей много утешало в этом именно меня мое священство). Надеюсь, я правильно разобрал Ваш адрес на конверте, и письмо дойдет без проволочек. Обнимаю Вас и желаю сил и радости в служении Вашем. И дому Вашему мир. С любовию. А. Иоанн 1 февр. 1979 г. Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко! Был глубоко тронут Вашей открыткой и молитвенной памятью о маме. По удивительному «совпадению», за несколько дней до смерти, она читала одну из Ваших старых, еще довоенных брошюр и очень ею восхищалась. Вообще, она прочла у Вас все то же, что и я. Мне трудно оценить – чем я ей обязан, с того дня, когда восьмимесячным младенцем привезла меня крестить – в Загорск. Тем самым она как–бы отдала меня под покровительство преп. Сергия, которое ощущаю и теперь, на пятом десятке лет. Еще в детстве прочел я о нем лекцию Ключевского и осознал, что нужно делать (единое на потребу). Взращивать незаметно те духовные богатства, которые нам завещаны. В этой глубине посевы могут взойти еще не скоро, но, как сказал апостол: «один насадил, другой поливал, а взрастил Господь». И то, что преподобный не замыкался в своем лесу от проблем жизни (тогдашних), тоже послужило мне уроком. Эта сторона поразила меня и в Вашей «Биографии юности», которая свидетельствует, насколько автор ее был открыт к людям и течениям (это видно и в последующих этапах его трудов). В таких ключах стараюсь решать все и благодарю Бога, что нашел в Вас пример и молитвенника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Димитракопулос Софоклис Афонский паломник Летом 1898 года святой Нектарий отправился паломником на Афон – Святоименную Гору, о которой всегда с вожделением помышлял и куда по изгнании из Египта хотел удалиться. При нем была рекомендательная грамота Вселенского Патриарха Константина V, среди прочего содержащая следующий текст: «Высокопреосвященный Митрополит Пентапольский кир Нектарий, директор Ризарийской семинарии в Афинах, прибывает в святое Ваше место для благоговейного поклонения, равно как и для посещения монастырских книгохранилищ. Посему, с особым удовольствием рекомендуя Вашей Святости Его любезное Нам Высокопреосвященство, нимало не сомневаемся, что и Священный Кинот 209 , все святые игумены, проистамены 210 и отцы здесь сущих святых обителей примут Его со всей подобающей его сану и должности честью и уважением и изъявят готовность оказать посильные услуги для благовспомоществования намерению, коим он вдохновлен». 29 июня 211 Нектарий Кефалас прибыл в Дафни – пристань Святой Горы и, по одним сведениям, направился прямо в Карею (местопребывание Священного Кинота), а по другим – провел ночь в монастыре Ксиропотам (лежащем на середине пути к столице афонского монашества), где наряду с другими святынями поклонился хранящейся там самой большой частице Креста Господня. На другой день Священный Кинот разослал монастырям предписание: «Двадцати святым и честным обителям Святой Горы Афонской. С радостью извещаем Их Высокопреподобия святых игуменов и эпитропов 212 честных обителей, что в святое место наше прибыл вчера Высокопреосвященный митрополит Пентапольский господин Нектарий Кефалас, директор Ризарийской Духовной семинарии в Афинах, для благоговейного поклонения, равно как и для посещения книгохранилищ, имеющихся в наших монастырях. Его Высокопреосвященство митрополит Пентапольский, представленный нашему Священному Киноту Патриаршей рекомендательной грамотой, является одним из самых просвещенных и выдающихся иерархов Восточной Православной Церкви. Он известен многими и разнообразными духовными сочинениями, богословскими и иными, в особенности же своим бескорыстным и пламенным стремлением к духовному и нравственному назиданию верующих, над чем трудится в продолжение многих лет неленостно и весьма благоуспешно, почему и ревнители Церкви в Элладе вполне заслуженно вручили Ему заведование одной из лучших наших Духовных семинарий. Ввиду того что Его Высокопреосвященство посещает святое наше место впервые, Мы настоятельно рекомендовали бы Вашему Высокопреподобию принять его со всей подобающей сану и должности честью и уважением, охотно оказывая посильные услуги для благовспомоществования желанию, коим он вдохновлен. При сем предъявляем Вам полученное от Его Святейшества Вселенского Патриарха разрешение на невозбранный доступ. В заключение братски просим, чтобы [при перемещении] из обители в обитель Ему оказывалось содействие кем-либо из проистаменов святых монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Ваша духовность, признанное всеми глубочайшее богословское образование, многолетний опыт в церковных вопросах и главным образом Ваша любовь к Святой Церкви и верному народу Божию, гарантируют и в дальнейшем блестящие годы Вашего патриаршества. От всей души желаем, чтобы Пастыреначальник Иисус Христос укрепил Ваше Святейшество, даровав Вам крепкое здоровье и многие силы на многая лета право править слово Его Истины к похвале и славе Русской Церкви и всего Православия. Снова поздравляя Вас с достойным избранием, лобызаем Ваше Святейшество святым лобзанием, пребываем любящий о Христе брат + Феодор II, Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки     Святейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IV направил поздравительное послание Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу с избранием и наречением Предстоятелем Русской Православной Церкви. Ниже приводится текст послания. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу, избранному и нареченному Патриархом Московским и всея Руси Ваше Высокопреосвященство! Мы сердечно поздравляем Вашу Святыню с избранием на Московский Патриарший Престол и молитвенно возносим благодарение Пастыреначальнику Христу за единодушное определение Поместного Собора Русской Православной Церкви о Вашем избрании. Зная Ваше многолетнее истовое служение делу всеправославного единства, Вашу ревность и принципиальность в отстаивании евангельских духовных идеалов в жизни современного общества, Мы уверены, что Вы станете достойным преемником Ваших именитых предшественников, особенно приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, соработником которого Вы являлись многие годы. Желаем Вам обильных милостей от Господа на Многая лета! + Игнатий IV, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока   Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III направил на имя Высокопреосвященнейшего митрополита Кирилла телеграмму, в которой поздравил его с избранием Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Текст телеграммы приводится ниже.

http://patriarchia.ru/db/text/545322.htm...

Ваше Высокопреосвященство, досточтимый Владыка Экзарх, Ваше Преосвященство, многоуважаемые Владыки, Ваше Высокопреподобие, Ваше Преподобие, дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые дамы и господа, все высокое собрание! Таинство Евхаристии установлено Спасителем на Его последней Вечере с учениками при произнесении Им слов: " примите ядите Сие есть Тело Мое... " , " ...пиите от Нея вси сия есть Кровь Моя... " , " ...сие творите в Мое воспоминание... " . Но еще задолго до этой таинственной трапезы Спаситель раскрыл апостолам мистический смысл причащения Его Тела и Крови - Господь Иисус Христос произнес в Капернаумской синагоге Свою проповедь о Хлебе Жизни. В этом учении Христа важны две главные мысли: 1) Евхаристия воскрешает вкушаемых от нее и 2) Евхаристия есть соборное единство всех ее причастников, членов таинственного Тела Христова. Святой Кирилл Александрийский, толкуя VI-ю главу Евангелия от Иоанна, пишет: " Поскольку Животворящее Слово Божие вселилось в плоти, Оно преобразовало Его (то есть тело) в собственное качество, то есть жизнь, и, всецело соединившись с ним неизреченным образом единения, сделало его животворным, каково и Само Оно есть по природе. Поэтому тело Христа животворит тех, которые становятся причастниками Его, так как оно изгоняет смерть, когда является между умирающими и удаляет тление, нося в себе Слово, совершенно уничтожающее тление " . А святой Иоанн Златоуст учит: " В Ветхом Завете было обещание долговечности и многолетия, но теперь обещается не просто долговечность, но жизнь, конца не имеющая " . Таким образом. Евхаристия есть единственная существенная связь наша с умершими. Причащаясь Тела и Крови Христовой, мы входим в теснейшее общение и с усопшими причастниками их. Капернаумская беседа раскрывает и екклезиастический смысл Евхаристии. Спаситель говорит: " Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем " (Ин.6:56). Каждый, причащаясь тайн Господних, становится членом Его таинственного Тела, то есть Церкви. Евхаристия есть Тело Христово, и Церковь, по апостолу Павлу, также есть соборное Тело Христово (Еф.4:15-16). Другими словами, природа Церкви евхаристична. Евхаристии нет вне Церкви, ибо нет тела вне Тела; и Церковь не может быть без Евхаристии. Нельзя поэтому быть членом Церкви, но не причащаться Того, Что есть Тело Христово или Сама Церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/260/...

Приветственное слово Его Блаженства, Митрополита Германа преподавателям и студентам Московской Духовной Академии HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Приветственное слово Его Блаженства, Митрополита Германа преподавателям и студентам Московской Духовной Академии Хотел бы поблагодарить вас за ваше теплое приветствие и великодушное гостеприимство, особенно в это загруженное время года, когда вы готовитесь к экзаменам. Для меня большое благословение провести время с вами и снова молиться в этой святейшей Лавре, в которой я бывал много раз прежде. Мой нынешний визит, все же, проходит спустя почти год после моего избрания Главой автокефальной Православной Церкви в Америке. 3 июня 2003 г. Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Евгений, досточтимый Ректор этих уважаемых Академии и Семинарии, (Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Феогност, епископ Сергиево-Посадский), глубокоуважаемые преподаватели и возлюбленные студенты! Христос Воскресе! Хотел бы поблагодарить вас за ваше теплое приветствие и великодушное гостеприимство, особенно в это загруженное время года, когда вы готовитесь к экзаменам. Для меня большое благословение провести время с вами и снова молиться в этой святейшей Лавре, в которой я бывал много раз прежде. Мой нынешний визит, все же, проходит спустя почти год после моего избрания Главой автокефальной Православной Церкви в Америке. В этом качестве я рад возможности молиться у святых мощей иже во святых отца нашего Сергия Радонежского. И я особенно благодарен за возможность молиться у святых мощей иже во святых отца нашего Иннокентия, Митрополита Московского и Апостола Америки, которого так любят наши верующие в Северной Америке, прося его предстательства пред Престолом Славы, поскольку я являюсь служителем итого же стада, которое было вверено его попечению более 150 лет тому назад. Еще в начале 19 века святитель Иннокентий, будучи молодым священником и позднее епископом, оставил Святую Русь, чтобы начать свое служение на Аляске. Несмотря на сложности повседневной жизни в отдаленном и малоизвестном уголке мира, он трудился с той же " снедающей ревностью " , что исполняла пророка Илию и побуждала апостолов в великий день Пятидесятницы проповедовать Евангелие всем кто принимает его, даже до пределов земли.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

     В январе 2018 года митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь) принял участие в работе направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVI Международных Рождественских образовательных чтений, проходившей на этот раз в Мультимедиа Арт Музее Москвы. 25 января Его Высокопреосвященство выступил на пленарном заседании с докладом «Практические аспекты хранения монашеских обетов в современных условиях». А 26 января в рамках семинара « " Покаяния двери " : современная монашеская жизнь как путь ко спасению и совершенству» и за круглым столом «Монашеские обеты и свобода личности» ответил на многочисленные вопросы игуменов и игумений, приехавших из монастырей России, Украины, Белоруссии, Грузии и других стран. Ваше Высокопреосвященство, Вы не первый раз присутствуете на форумах, которые устраивает Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от монашеских собраний, ставших регулярными в России. Во-первых, мне очень приятно, что в России проводятся подобные конференции, поскольку, участвуя в них, можно увидеть, что у монахов есть стремление правильно устраивать свою жизнь. Во-вторых, очень важно, что здесь присутствуют представители монастырей России и Поместных Церквей и делятся своим опытом (который может быть разным в разных монастырях) – для того, чтобы достичь общей цели. Очень важно, что на этих собраниях царит доброжелательная атмосфера поиска и чувствуется присутствие духа ученичества, монахи стараются учиться друг у друга, перенимать друг у друга положительный духовный опыт. Это можно понять хотя бы из того, что участники задают много вопросов и получают довольно много разнообразных ответов на свои вопросы. Во всем этом я вижу доброе намерение всех тех, кто приезжает на подобные мероприятия. Ваше слово всегда с радостью ждут игумены и игумении наших монастырей. Сегодня Вы видите полный зал Мультимедиа Арт Музея. Скажите, с Вашей точки зрения, применим ли опыт Поместных Церквей, в частности, монашеский опыт Греческой Церкви у нас в России?

http://pravoslavie.ru/110297.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010