Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Никорцминда. Фотография. XX в [Груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (в 1534-1822 в составе Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ; восстановлена в 1917), с кафедрой Никорцминдского архиерея (никорцминдели, николаосцминдели) в мон-ре Никорцминда . География Н. е. включала в себя всю территорию грузинской исторической пров. Рача. Ее юго-зап. и юго-вост. границы проходили «по [селу] Накалоеби по эту сторону горы Окриби и по ту сторону горы Мухури», сев. и сев.-вост. границы - через села «Квешелва, Эрцо, Саджваре, Двалети по ту сторону горы, а также деревни Гебса и Глола» (Грамота 1544 г. царя Имерети Баграта III (1510-1565)// Какабадзе. 1912. С. 8). С запада граница проходила по р. Аскисцкали. Границы епархии не менялись, в XVIII в. груз. историк царевич Вахушти Багратиони писал: «Вверху от Хотеви воды его реки проходят через Агарское ущелье. Над этим ущельем есть Николацминда, купольная церковь, добротно выстроенная. Сидит там епископ, наставник Глолы и всей области Рача внизу от Глолы» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 764). Н. е. принадлежали селения и за пределами епархии: в частности, в источниках упоминается дер. Рцхилати в Аргвети, к-рую вместе с жителями, представителями семей Габисадзе, Чапидзе и Гамезардашвили, пожертвовал Н. е. царь Имерети Баграт III ( Какабадзе. 1912. С. 10). История. До нач. XIX в. После распада в 60-х гг. XV в. единой Грузии на 3 царства и неск. княжеств нек-рые феодалы для расширения своих владений предприняли захват церковных земель. Т. о. в их руках оказалась часть территорий, принадлежавших Кутаисской епархии , распространявшей свою юрисдикцию на царство Имерети, в частности на груз. исторические провинции Имерети и Рача. Кутаисский архиерей не мог противодействовать захвату земель, поэтому молодой и энергичный царь Имерети Баграт III с целью защиты церковных владений и для обеспечения себе политической опоры в лице Церкви после соглашения с католикосом-патриархом Зап. Грузии (Абхазским) Малахией I (Абашидзе) решил основать в Имерети новые кафедры. В 1529 г. из Кутаисской епархии были выделены Гелатская и Хонская епархии, в 1534 г.- Н. е.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Гудовичу от 28 марта 1807 г.//АКавАК. 1869. Т. 3. С. 108). Высоты и ущелья вокруг М. являлись прекрасными средствами обороны. Во время нашествия персов в 1625 г. одним из предложений военного совета грузин было «пустить кызылбашей до Мцхеты и напасть на них с высот, охватив с обеих сторон... Так как мы будем в защищенных местах, перебьем их из ружей» ( Парсадан Горгиджанидзе. 1926. С. 26; Он же. 1990. С. 78). Пошлины, собираемые с мцхетской таможни и мцхетского моста, составляли важную статью доходов Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата . Вид на Мцхету. Фотография Д. Ермакова. Кон. XIX в. Вид на Мцхету. Фотография Д. Ермакова. Кон. XIX в. М. жестоко пострадала вслед. походов Тамерлана (кон. XIV - нач. XV в.). Согласно груз. хроникам, «была в ту пору вся Грузия безотрадно разрушенной нечестивым Тимуром, полностью разоренной была столица Мцхета, большая святая соборная церковь, а также все церкви и крепости» (Парижская хроника. 1991. С. 26). В XVI-XVIII вв. М. оставалась важнейшим духовным центром Грузии, здесь короновали и хоронили царей Картли и Картли-Кахети. По некоторым сведениям, святыням М. поклонялись даже мусульм. правители. Согласно «Парижской хронике», в нач. XVII в. персид. шах Аббас I решил разрушить М., но законники отговорили его. Когда шах подошел к мцхетскому мосту, он «снял саблю, разулся и прошел от моста до Свети Цховели; обошел крепость и вошел в нее; заставил разложить свой ковер перед патриаршим престолом и помолился... Побыл там три дня: осмотрел Самтавро, Мгвиме, Джвари: понравились ему мцхетские строения» (Парижская хроника. 1991. С. 56). Вслед. походов персов и турок, а также набегов лезгин большинство церквей и крепостей М. лежали в руинах ( Вахушти Багратиони. 1904. С. 68, 70; Он же. 1973. С. 349). Европ. путешественники кон. XVIII-XIX в. описывали М. как маленькую деревушку. Ист.: Латышев В. В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. М., 1893. Т. 1. Вып. 1: Греческие писатели (на рус. и греч. яз.); Вахушти Багратиони.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мцхета. Вид с Армазцихе-Багинети. Фотография. 2016 г. [Груз. ], первая столица восточногруз. царства Картли (Иберия) (IV-III вв. до Р. Х.- нач. VI в.), военно-политический, религиозный, экономический, просветительский центр Грузии. После объявления христианства гос. религией Картли (ок. 326) - кафедра Предстоятеля Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). В 1994 г. исторические памятники М.- храм Джвари , кафедральный собор Светицховели , мон-рь Самтавро включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. География Город расположен у слияния рек Арагви и Кура в исторической провинции Грузии Шида-Картли. По описанию историка XVIII в. Вахушти Багратиони , М. «лежит между горами: на восточной стороне от нее вздымается гора Джваро-Зедазнийская, на западной - Саркинетская (хребет Схалтба.- Авт.), на южной - гора Картли и Карсани (отроги Триалетского хребта - Авт.)». К северу от М. находится крепость Белтисцихе (ныне Бебрисцихе, на правом берегу р. Арагви) ( Вахушти Багратиони. 1904. С. 68, 70; Он же. 1973. С. 349, 351). Однако в период античности и раннего средневековья территория М. была значительно больше, в нее входили: Цицамури (античное Севсамора), Саркине (букв.- место добывания железа, металлургический р-н Древней М., локализуется в окрестностях мон-ря Шиомгвиме), Земо-Авчала, Накулбакеви (городище на территории совр. Тбилиси), Карсани, Мухатгверди, Калоубани-Кодмани. В груз. нарративных источниках Древняя М. именуется «Город великий Мцхета» ( ) или «Великий город Мцхета» ( ) (Обращение Грузии//ПДГАЛ. 1964. Т. 1. С. 116, 118; То же. 1989. С. 37; Леонтий Мровели. 1955. С. 17, 85-86; Он же. 2008. С. 20, 48). В научной лит-ре закрепилось название Большая, или Великая М. ( ). Большая М. делилась на 2 части по течению Куры: «внутренний город, Мцхета в сторону Мухнари» и «город в сторону Армази, Картли южнее Куры» ( Леонтий Мровели. 1955. С. 43; Он же. 2008. С. 30). Через М. проходили дороги, связывающие царство Картли с соседними странами: Колхидой, Арменией, Албанией Кавказской , а также с Сев. Кавказом, и международный торговый путь, идущий из Индии к черноморским греч. городам. Этимология названия

http://pravenc.ru/text/2564522.html

Царские владения увеличились и в Квемо-Картли. В XII-XIII вв. на вост. и юж. рубежах Квемо-Картли существовали княжества Гаги и Лоре, где господствовали представители рода Мхаргрдзели, к-рые расширили границы своих владений за счет присоединения Сев. Армении. С политическими процессами тесно связано церковное развитие Грузии. В VIII-X вв. границы ГПЦ распространялись на юго-запад (Тао), на северо-восток (Сев. Кавказ) и восток (Шаки). В К. были выстроены или обновлены монументальные кафедральные соборы: Дманисский Сиони (IX-X вв.), Урбниси (X в.), Руиси (X в.), Никози (X в.), Светицховели (1010-1029), Манглиси (20-е гг. XI в.), Самтависи (1030), Самтавро (2-я четв. XI в.). В 1154 г. амирспасалар Сумбат Орбели «вторично обновил» ц. Хуневан. В т. н. золотой век к лику святых были причислены царь Давид IV Строитель и царица Тамара. Появились новые епархиальные центры. В Квемо-Картли новая кафедра для груз. и армяно-дифизитской паствы Хунани и Ташири была перенесена в Хуневан (арм. «Греческая обитель»; груз. Дзели-Чешмарити; ныне Хневанк). Архиерей именовался архиепископом Хуневанским и имел почетный титул «мампали» ( - отец-господин), к-рый носили как царские особы (напр., Гуарам Мампали, сын царя св. Ашота I), так и католикосы и архиереи. Первый архиеп. Хуневанский Георгий, сын марзпана Деметре, известен по эпиграфическим и письменным памятникам нач. XI в. Также сохранились имена архипастырей Димитрия (30-е гг. XI в.), Феодосия (нач. XIII в.), Георгия (XIII в.?). К сер. XIII в. епархиальный центр был перенесен в Ахталу. По сведениям из сочинения историка царевича Иоанна Батонишвили (Багратиони) (1768-1830) «Описание Картли и Кахети», епископ Ахтальский был пастырем бывш. Цуртавской епархии ( Иоанн Багратиони. 1986. С. 83). Царевич Вахушти называет Ахтальского архиерея Сомхитским митрополитом (КЦ. 1973. Т. 4. С. 310). В источниках XIII в. появились сведения о Цалкской епархии, основанной в Квемо-Картли в результате упразднения Клдекарского эриставства и перевода его земель в царский домен. Цалкский архиерей являлся пастырем провинции Триалети. В источниках этого периода упоминается также епископ Цинцкаройский. В К. известно неск. населенных пунктов с таким названием, епархия и ее центр исторически пока не локализованы. По сведениям Иоанна Батонишвили, епархия находилась в Сомхити ( Иоанн Багратиони. 1986. С. 83).

http://pravenc.ru/text/1681187.html

S. 605-610; Багратиони Д. Г. Мученичество святой царицы Кетеван. СПб., 1819 (на груз. яз.); Казбеги А. Мученичество царицы Кетеван: Ист. драма в 5 действиях//Иверия. Тифлис, 1883. 4. С. 3-39; 5/6. С. 3-49; 7/8. С. 97-116 (на груз. яз.); Белокуров С. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Вып. 1; Мачавариани К. Жизнеописание св. вмц. Кетеван, царицы Кахетии. Сухум, 1912; Теймураз I Багратиони. Мученичество царицы Кетеван// Он же. Полное собр. соч./Текст, исслед., словарь: А. Барамидзе, Г. Джакобиа. Тифлис, 1934. С. 126-137 (на груз. яз.); Материалы по истории грузино-рус. взаимоотношений 1615-1640 гг./Сост.: М. Полиевктов. Тбилиси, 1937; Иоанн Батонишвили. Калмасоба/Сост.: К. Кекелидзе, А. Барамидзе. Тбилиси, 1948. Т. 2 (на груз. яз.); Рухадзе Т. Недавно обнаруженное «Житие и страдания царицы Кетеван»//Литературули дзиебани (Лит. разыскания). Тбилиси, 1949. Вып. 5. С. 229-267 (на груз. яз.); Материалы по экономической истории Грузии/Сост.: Н. Бердзенишвили. Тбилиси, 1955. Т. 3. (на груз. яз.); Lives and Legends of Georgian Saints/Select. and transl. from the original texts D. M. Lang. L.; N. Y., 1956; Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба//КЦ. 1959. Т. 2. С. 326-442; Ибрахим Печеви. Сведения Ибрахима Печеви о Грузии и Кавказе/Сост., пер. на груз. яз.: С. Джикия. Тбилиси, 1964 (на груз. и тур. яз.); Искандер Мунши. Сведения Искандера Мунши о Грузии/Персид. текст с груз. пер. и предисл.: В. Путуридзе. Тбилиси, 1969 (на груз. яз); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4 (на груз. яз.); Тивадзе Т. Материалы по внешнеполитической истории Грузии 1-й пол. XVII в., содержащиеся в архивном фонде «Сношения России с Персией»//Вопросы истории внешней политики груз. феод. гос-в. Тбилиси, 1973. Т. 2. С. 127-188 (на груз. яз.); Шарден Ж. Путешествие Жана Шардена в Персию и другие страны Востока: Сведения о Грузии/Пер. с франц. яз., исслед., коммент.: М. Мгалоблишвили. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Кристофоро де Кастелли. Сведения и альбом о Грузии: Путешествие итал.

http://pravenc.ru/text/1684283.html

Ист.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée. P., 1839. Vol. 3; Муравьёв А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Кн. 3; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 3; Мызников В. 28 авг. в Тифлисе//Кавказ. Тифлис, 1854. 67; Иоселиани П. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866; он же. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1936 (на груз. яз.); Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Вып. 1. С. 19-178; он же. Господину редактору!//Дроеба (Времена). Тифлис, 1878. 185. С. 3 (на груз. яз.); Пурцеладзе Д. Грузинские церк. гуджари (грамоты). Тифлис, 1881; Цагарели А. Памятники груз. старины в Св. Земле и на Синае. М., 1888. (ППС; Т. 4. Вып. 1); Такаишвили Е. Деревянный антиминс Метехской церкви в Тифлисе//СМОМПК. 1897. Т. 22. С. 213-216; Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 5; Давид Багратиони. Новая история. Баграт Багратиони. Новое повествование/Ред.: Т. Ломоури. Тб., 1941 (на груз. яз.); Док-ты по истории Тбилиси (XVI-XIX). Тб., 1962. Т. 1/Сост.: Н. Бердзенишвили, М. Бердзнишвили (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Шарден Ж. Путешествие Жана Шардена в Персию и другие страны Востока/Пер., исслед., коммент.: М. Мгалоблишвили. Тб., 1975 (на груз. яз.); Папуна Орбелиани. История Грузии/Сост.: Е. Цагареишвили. Тб., 1981 (на груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. ЛОИВ АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там, XI-XVII вв. Тб., 2004. Т. 3 (на груз. яз.); Басилий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар//Картлис Цховреба: История Грузии/Сост.: М. Лордкипанидзе, Д. Мусхелишвили и др. Тб., 2008. С. 303-330; Летопись времен Лаша Георгия//Там же. С. 213-220; Столетняя летопись//Там же. С. 331-413; Корпус груз. ист. док-тов/Сост.: Т. Енукидзе и др. Тб., 2013. Т. 2: Груз. ист. док-ты XIV-XV вв.; 2014. Т. 3: Груз. ист. док-ты 2-й пол. XV в. (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2563070.html

На стенах храма в 1-й четв. XI в. были вырезаны имена ктиторов и строителей храма - манглели (Манглисского архиерея) Афанасия (?) и светских лиц Туалая Годомаисдзе, Абуларба, Феодора Евчинисдзе, Сакварела, Гавриила, Саввы Бибилури ( Такаишвили. 1913. С. 132-138; Барнавели. 1961. С. 3-8, 11-14, 21). Особый интерес вызывает 6-строчная надпись, вырезанная на юж. портике справа от входа. Броссе и прав. Евфимий Такаишвили прочли упоминаемое в конце надписи имя как «Багваши», родовое имя клдекарских эриставов ( Такаишвили. 1913. С. 132-136), А. Шанидзе и Барнавели - как «Багатур» ( Шанидзе. 1926. С. 231; Барнавели. 1961. С. 12-14), что считается маловероятным, поскольку имя Багатур стало распространяться в Грузии только с XIII в., времени монг. владычества ( Джавахишвили. 1982. С. 32). Из эпиграфических памятников Грузии известно, что Георгий I возвратил Клдекарское эриставство, обращенное при Баграте III в царский домен, дому Багваши ( Такаишвили. 1913. С. 82-85; Силогава. 2000. С. 222-223, 242), представители которого служили царям Грузии до 30-х гг. XI в. М. был церковным центром их обширной сеньории. В ограде храма Такаишвили нашел фрагмент камня с группой букв, которые расшифровал как «сильный Баграт» ( Такаишвили. 1913. С. 139) - очевидно, имеется в виду Баграт IV. Западный вход в кафоликон мон-ря Манглиси Западный вход в кафоликон мон-ря Манглиси Во время походов Тамерлана (1386-1403) монголы неоднократно превращали с. Манглиси в центр, откуда совершали набеги и разоряли страну ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 271-272). По сведениям историка кон. XVIII - нач. XIX в. царевича Давида Багратиони, Тамерлан разрушил все церкви Вост. Грузии и «во всей Иверии оставлена была тогда без повреждения одна церковь Манглиси... сохранение сего храма приписывают тому, что на одной стене оного изображен Магомед сидящим на льве (имеется в виду персонифицированное изображение солнца в куполе храма.- Авт.). Магометане не дерзнули разрушить изображение, представлявшее их пророка в восхитительном для них виде» ( Давид Багратиони. 1971. С. 130).

http://pravenc.ru/text/2561814.html

Ангел из композиции «Вознесение Креста Господня ангелами». Роспись купола кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в. Ангел из композиции «Вознесение Креста Господня ангелами». Роспись купола кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в. В М. е. строились церкви, на вершинах гор возводились кресты, развивалось монашество. Известны раннехрист. памятники в Манглисском ущелье и Триалети: Манглиси, Едзани, Лакви, Пантиани и др. Освящались древние культовые сооружения (менхири, вишапы), при этом сохранялись связанные с ними языческие обряды. Один из них описывает царевич Вахушти: «Ниже Пативана в Ваке (юго-восточнее Манглиси.- Авт.) есть большой камень: если перевернешь его во время засухи и обольешь водою, то пойдет дождь, но во время непрерывных дождей если осыплешь золою и перевернешь, наступит бездождие» ( Вахушти Багратиони. 1904. С. 40; Он же. 1973. С. 326). Языческие воззрения прослеживаются и в обрядах захоронений: в с. Едзани (ныне затоплено Цалкским водохранилищем) был обнаружен могильник V-VII вв., в котором люди похоронены на левом боку головой на юго-запад ( Куфтин. 1941. С. 21). Противостояние христиан и язычников в Квемо-Картли завершилось триумфом христианства. В сер. VII в. в Вост. Грузию вошли арабы, они выдали мирную грамоту «жителям Тбилиси (и собравшимся) из Манджалиса (Манглиси.- Авт.), из Красного Джурзана (Квемо-Картли.- Авт.)», гарантируя «безопасность их церквей и келий, молитв и религии» ( Баладзори. 1927. С. 12). Господство арабов не приостановило развитие христ. культуры в Квемо-Картли и, в частности, в М. е., примером может служить строительство Самшвилдского Сиони во 2-й пол. VIII в. С кон. IX в. Триалети и Манглисское ущелье, а также регионы Атени и Сквирети (ущелье р. Вере) перешли под власть клдекарских эриставов Багваши (Матиане Картлиса//КЦ. 1955. Т. 1. С. 276; То же. 2008. С. 148). Политическим центром новой сеньории служила крепость Клдекари (близ совр. Гедаклари), а религиозным - Манглиси. Кон. X-XI в. характеризуются культурным и экономическим подъемом М.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Крестовый мон-рь в Иерусалиме. Миниатюра из рукописи «Путешествие Георгия Авалишвили из Тифлиса в Иерусалим». 1820 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Крестовый мон-рь в Иерусалиме. Миниатюра из рукописи «Путешествие Георгия Авалишвили из Тифлиса в Иерусалим». 1820 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) По сведениям Вахушти Багратиони, в кон. 30-х гг. XIV в. Георгий V созвал Церковный Собор, к-рый «возобновил чин и порядок церковный, изгнал беспутных и нечестивцев». По данным Вахушти, на Соборе должны были присутствовать католикос-патриарх Вост. Грузии Евфимий III (10-30-е гг. XV в.) и католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) Николай . Царствование Георгия Блистательного считается периодом возрождения как гос., так и церковного законодательства. Католикос Евфимий принимал участие в восстановлении пошатнувшегося в период монг. ига гос. порядка, участвовал в создании «Правовой книги» для Мтиулети, имевшей целью четкое размежевание светских и духовных сфер. Вопросы веры были переданы в юрисдикцию церковного суда. В горных районах Грузии в силу сохранившегося влияния народных верований и язычества обычным стало осквернение христ. церквей и отказ от правосл. традиции. Благодаря совместным усилиям светской власти и правящего духовенства церковное право в горных районах было укреплено, определена местная компетенция церковных иерархов, урегулирован вопрос защиты церковного землевладения. Были созданы кодекс для горских племен «Дзеглис Деба» (Уложение), «Распорядок царского двора» и т. д. Согласно «Распорядку...», ГПЦ в дарбази (царском дворе) в это время представляли 4 иерарха: 2 католикоса - Вост. и Зап. Грузии, чкондидел-мцигнобартухуцеси и модзгвартмодзгвари (букв.- наставник наставников; архимандрит, возглавляющий Гелатскую ДА). Георгий принял особые меры для усиления влияния Церкви в Лихт-Имерети (Зап. Грузия), местом хранения царской короны и скипетра был выбран Кутаисский кафедральный собор, епископ Кутаисский и епископ Бедийский были объявлены хранителями усыпальниц груз. царей. В связи с сепаратистскими настроениями в Ацкурской епархии в «Распорядке...» особое внимание уделено архиереям Самцхе. Епископ Тбетский был наделен светской властью (эристав Шавшетский), на заседаниях за его «седалищем» моларетухуцес (глава сокровищницы) держал щит и саблю. Настоятели мон-ря Голгофа, представляющие все груз. мон-ри в Иерусалиме, упоминаются среди Самцхийских архиереев.

http://pravenc.ru/text/638558.html

676 См.: Хроники и материалы по истории и письменности Грузии (далее: Хроники)/Изд.: Ф. Жорданиа. Тифлис, 1897. Кн. 2: 1273–1700 гг. С. 335 (на груз, яз.) (см.: Джавахишвили. Цит. соч. С. 115). 677       См.: Вахушти Багратионы. История царства Грузинского/Пер., пре- дисл., словарь и указатель Н. Т. Накашидзе. Тб., 1976. С. 200. 679 Хотя первая ирано-османская война началась лишь в 1514 г., но все же вполне вероятно, что некоторая напряженность в отношениях между Османской и Сефевидской державами отмечалась уже в 1512 г., во время написания грамоты. 680 См. Джавахишвили. Цит. соч. С. 166; такого же мнения придерживается и Т. Жорданиа: Хроники. Кн. 2. С. 317–318. Ср.: ГТ: 26–28. 682       См.: Очерки истории Грузии. 1973. Т. 4: Грузия с начала XVI в. по 30-е гг. XIX в./Под ред. М. Думбадзе. С. 93–96 (на груз. яз.). 683       Титул малик применяется как к главам государств, так и к вождям племен и народов (см.: Ал-Мунджид: Энциклопедический словарь. Бейрут, 1956. С. 735 (на араб. яз.)). 685       Полный титул картлийских царей: «...царь царей, Иессеев, Давидов, Соломонов, Багратиони, волею Божией царь абхазов, картвелов, ранов, кахов и армян, шанша и шарванша и всего Востока, Севера и даже до Запада владетель и правитель самодержавных государей» (ПГП. 1965. Т. 2: Светские законодательные памятники (X–XIX вв.). Док. 45, 50, 51, 62 и др. (на груз. яз.)). 686       На это указывает наличие жалованной грамоты Мзечабуки Ацкурскому архиепископу Симеону (Исторические документы/Изд.: С. Какабадзе. Тифлис, 1913. Кн. 2. С. 26–28 (на груз, яз.)); см. также: Джавахишвили. Цит. соч. С. 168. 687       В пользу этого предположения может свидетельствовать документ, который разными исследователями датировался по-разному: Клятва верности Николоза Мацкверели католикосу Иоване//ПГП. Т. 3. Док. 24. С. 181–182). Исследователь Д. Бакрадзе считает возможным датировать документ XIV в. (см.: Вахушти. История Грузии. Т. 1/Ред. Д. Бакрадзе. Тб., 1885. С. 286 (на груз, яз.), но Картлийский католикос с указанным именем в данном столетии неизвестен (см.: Грузинская Православная Церковь //ПЭ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010