Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ УЛУМБОЙСКИЙ [Микаел, Микел Улумбели, Улумбули; груз. , , ], прп. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), один из 12 сир. отцов, основателей груз. монашества и учеников прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.). О его деятельности не сказано в кименных версиях Житий прп. Иоанна и его учеников прп. Шио Мгвимского и прп. Давида Гареджийского, однако он упомянут (11-м) в списках сир. отцов в поздних рукописях, содержащих метафрастическую ред. Жития прп. Иоанна (НЦРГ. Q 795 XVI в. Л. 426-470.- ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 191-217; НЦРГ. А 160, 1699 г. Л. 190-213.- ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 89-107). По преданию, к-рое приводит груз. историк XVIII в. царевич Вахушти Багратиони , очевидно основываясь на сведениях местных жителей, М. У. основал мон-рь Улумбо на территории одноименного селения (ныне близ с. Али, муниципалитет Хашури, Грузия) и был похоронен там ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 372). То же повторяет груз. писатель XIX в. М.-Г. Сабинин ( Сабинин. Рай. 1882. С. 302). Ист.: Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4). Лит.: Кипароидзе Т. Для изучения памятника Улумбо//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1974. 35. С.436-447 (на груз. яз.). Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские

http://pravenc.ru/text/2563772.html

«Георгий Илорский» считался целителем, освободителем пленных, покровителем бедных, помощником во время войн, приносящим мир. Илорскую икону вмч. Георгия призывали в качестве судии на спорах: посреди церкви висели весы, истец и ответчик молились до тех пор, пока одна из чаш не склонится над головой того, кто прав. В Мегрелии существует обычай «гиночама» (мегр.- передача), согласно к-рому на суде должен присутствовать список Илорской иконы, к-рый переносит из села в село мехатули (иконник, прислужник иконы, от груз. «хати» - икона). Ламберти описывает, что на большие ярмарки возле церкви съезжались жители со всех уголков Зап. Грузии. В 1962 г. в километре к югу от И. экспедиция Абхазского совета Грузинского об-ва охраны памятников культуры обнаружила участок древней, мощенной булыжником дороги, связывавшей прибрежные районы Абхазии и Мегрелии с предгорными зонами. И. находилась на пересечении торговых путей ( Пачулиа. 1968. С. 63-64). Историк XVIII в. Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони. 1973. Т. 4. С. 27-28, 34, 36, 257-260, 284, 292, 383, 779) много раз упоминает И. Так, в «Истории царства Грузинского» он дает точное описание местоположения церкви: «Севернее этой Дадисцкали [р. Ингури] течет Эгрисцкали [р. Галидзга], названная из-за Эгроса, сына Таргамоса. Берет начало у Кавказа, течет к западу и впадает в [Чёрное] море у Илори. А на берегу моря, на западном берегу этой реки, стоит Илорская церковь святого Георгия. Восточнее от нее протекает Эгриси, к западу - река Мокви, с юга - море, а с севера - равнина». Историк так характеризует И.: «На краю моря есть Илорская церковь святого Георгия... без купола, маленькая, богатая и украшенная». В другом месте Вахушти описывает, как в 1730 г. турки заняли Одиши и «вступили... в Илори, однако кресты и иконы и церковное имущество были упрятаны в укрытиях. Подожгли, сожгли церковь и сняли свинцовую крышу и уничтожили роспись, а затем ушли и вступили в Абхазети». Позже, как передает историк, абхазы «ушли» от турок и в решающей битве с ними одержали победу благодаря «чуду святого Георгия Илорского, ибо в ту ночь направил их в поход и укреплял их в бою». Историк уточняет, что с тех пор мн. абхазы «отказались от мусульманства и вернулись к своей вере» ( Он же. 1976. С. 287).

http://pravenc.ru/text/389441.html

Цагери. На полях груз. рукописи XII в. напротив фрагмента, в котором описана кончина М. И., той же рукой была сделана приписка: «Святые мощи св. Максима покоятся... (неразб.) близ Цагери». Плохо читаемое место ученые восстанавливают как «в крепости Мури» ( Кекелидзе. 1912. 9. С. 35). О месте погребения М. И. также сообщает Вахушти Багратиони в соч. «География Грузии»: при описании Лечхуми царевич упоминает мон-рь М. И. выше с. Цагери и ниже крепости Мури и указывает, что святой погребен в нем ( Vaxu š ti Bagrationi. 1842. Р. 348-351; Он же. 1904. С. 200-201; Он же. 1973. С. 4-14, 749). Вахушти отметил мон-рь М. И. на карте Имерети ( Idem. 1842. Карта 5); также Мури и мон-рь М. И. были обозначены на рукописных картах Черноморского побережья Кавказа и р. Риони (на груз. языке; нач. XVIII в.) и карте Кавказа (на груз. и рус. языках; 1743 г.), хранившихся в Военно-ученом архиве Военного министерства Российской империи ( Бриллиантов. 2006. С. 283. Примеч. 2). Церковному преданию соответствуют и местные народные легенды и праздники. Несмотря на сказочность и гиперболичность большинства из них, они содержат сведения о могиле М. И. в мон-ре его имени близ с. Цагери у крепости Мури ( Стефан (Калаиджишвили). 2015. Прп. Максим Исповедник. С. 479-485). В нач. XX в. Синод РПЦ принял ряд мер по разысканию места погребения М. И. В ответ на запрос Синода еп. Имеретинский Георгий (Аладашвили) представил в 1909 г. в Грузино-Имеретинскую синодальную контору Грузинского Экзархата РПЦ доклад историка Ф. Жордании , в котором сообщалось, что древний мон-рь св. Арсения после погребения в нем М. И. был переименован в мон-рь М. И. и сохранился в руинированном состоянии, «следы фундаментов оправдывают указания географа Вахушти о сравнительной обширности монастырских сооружений»; «на месте бывшего изящного храма», к-рый упоминает Вахушти, над могилой М. И. был воздвигнут «маленького размера храм, грубой и непрочной постройки, вроде часовни с алтарем, под которым предполагаются святые мощи Максима Исповедника, ибо, по обычаю Древней Церкви, святых хоронили под алтарем» (ЦГА г.

http://pravenc.ru/text/2561638.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ X (Херхеулидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1741-1744). Согласно сведениям груз. царевича Вахушти Багратиони , Н. был избран на престол первоиерарха Грузинской Православной Церкви согласно воле умирающего католикоса-патриарха Доментия IV ( Багратиони; 1705-1724, 1737-1741) ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 518). Груз. историк Папуна Орбелиани в «Истории Грузии» подробно написал об этом. Доментий IV «при жизни велел назвать католикоса», и церковный клир Картли-Кахети выбрал сына царя Картли Иесе (1714-1716) - Антония (католикос-патриарх Антоний I (Багратиони) в 1744-1755, 1764-1788), к-рый «с раннего возраста отказался от богатства, престола и постригся в монахи, и при жизни его дядя (Доментий IV.- Авт.) желал его патриархом после себя и на этом настаивал церковный клир, чтобы он занял престол после дяди». Однако Антоний отказался. Тогда обеспокоенный Доментий IV позвал «епископа Урбнисского Николоза Херхеулидзе, который преклонил колени перед его постелью. Доментий положил руку ему на голову и покинул этот мир и предстал перед Господом» ( Папуна Орбелиани. 1981. С. 34-35). Очевидно, факт выбора почившего католикоса-патриарха имел для Н. особое значение: так, заверяя купчую грамоту 1741 г., он подписался: «Избранный католикосом-патриархом Доментием Батонишвили (царевичем.- Авт.) его духовный сын, при его жизни благословенный и благословляющий Грузию католикос-патриарх Николоз, заверяю сию грамоту» (Документы из соц. истории Грузии. 1940. Т. 1. С. 295). Сохранилось письмо Н., отправленное папе Римскому Бенедикту XIV (1740-1758), которое демонстрирует благожелательное отношение католикоса-патриарха к католич. миссии в Грузии. В обращении к папе он писал о проповедовавших в Грузии капуцинах, что он всегда «обращался с ними с любовью и желал им счастья и всех благ, особенно в этот короткий промежуток времени, в течение трех или четырех месяцев, когда скончался патриарх Доментий»; от лица всех грузин «покорно просил» папу «заботиться об этой провинции… не бросать на произвол неверующих»; сетовал, что «некоторые патриархи Грузии забыли о надлежащей покорности» папе, и просил папу «не сравнивать его с ними», заверяя, что он «слуга покорный и готов выполнять указания» папы ( Тамарашвили. 1902. С. 237).

http://pravenc.ru/text/2566072.html

Топоним «Метехи» впервые упоминается в связи с событиями 1-й пол. XII в.: по приказу царя Грузии Димитрия I (1125-1155/56) крупный сановник Иване Абулетисдзе был обезглавлен и погребен в М. (Летопись времен Лаша Георгия //КЦ. 1955. Т. 1. С. 367; То же. 2008. С. 214). С древности в храме хранилась Метехская икона Божией Матери, поэтому в источниках М. часто называют Метехской Богоматерью. М. находилась рядом с царскими палатами и служила придворной церковью ( Беридзе. 1969. С. 9, 11). В «Жизнеописании царицы цариц Тамар» сказано, что царица св. Тамара , отправив войско против вторгнувшегося в подвластные Грузии территории Абу Бакра Ильдегиза (1195), молилась здесь перед Шамхорской битвой: «...сама сняла обувь и пешком, босая, прибыла в храм Богоматери в Метехи и, пав ниц перед святой иконой, не переставала молиться со слезами, пока не исполнил Бог ее просьбы» - царица оставалась в церкви до тех пор, пока ей не принесли весть о победе над врагом ( Басилий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар//КЦ. 1959. Т. 2. С. 126; То же. 2008. С. 309). Метехская икона Богородицы, наряду с Хахульской и Вардзийской, считалась «споспешествующей царствованию», «оплотом и славою скипетра и царского венца» дома Багратиони (Корпус груз. ист. док-тов. 2013. Т. 2. С. 61, 124, 128; 2014. Т. 3. С. 38, 242, 246, 279). Церковь Метехи в Тбилиси. V–XII вв. Церковь Метехи в Тбилиси. V–XII вв. М. сильно пострадала во время нашествий хорезмийцев (1126) и особенно монголов (1235), когда защитники Тбилиси сожгли «город сполна и даже дворец и Исани» (Столетняя летопись //КЦ. 1959. Т. 2. С. 187; То же. 2008. С. 345). Несмотря на бедствия, церковь продолжала действовать. По сведению груз. историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони , возвратившиеся в 1248/49 г. из Каракорума в Грузию цари Давид VI Нарин (1245/47-1293) и Давид VII Улу (1247-1270) «вошли в Тбилиси, в церковь Метехи, и воссели оба на престол... и короновались в Тбилиси» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 212). Во время монг. владычества Всесвятая Метехская Богородица оставалась одной из самых почитаемых святынь Грузии (Столетняя летопись//КЦ.

http://pravenc.ru/text/2563070.html

Картлийский царь Вахтанг V Шахнаваз, несмотря на то что он принял ислам, проводил политику укрепления царства и Церкви: после смерти патриарха Христофора II (1660) Церковный Собор избрал патриархом двоюродного брата царя Доментия III (Мухранбатони) - «человека достойного, который много сделал для восстановления церковного порядка и укрепления веры» ( Бери Эгнаташвили. Новая КЦ. С. 440; Вахушти Багратиони. История. 1976. С. 454). Им была построена большая церковь в с. Мчадиджвари, восстановлен собор Анчисхати в Тбилиси и пристроена колокольня. После смерти Доментия III (1676) Патриарший престол оставался вдовствующим. В 1678 г. при поддержке царя Георгия XI патриархом был избран Николай IX (Амилахвари) . Царь проводил независимую от Ирана политику: фактически контролировал шахского ставленника в Кахети Бежан-хана, вел переговоры с Османской империей. Иран. шах отстранил Георгия от власти и посадил на Картлийский престол выросшего в России Ираклия I (Назарали-хан, в России - царевич Николай). Католикос Николай, отказавшийся признать царя, был смещен: на созванном Ираклием I Соборе католикосом был избран дядя Ираклия, Руставский митр. Иоанн X (Диасамидзе) , его преемником стал племянник Иоанна и двоюродный брат царя Евдемон II (Диасамидзе) . Во время Патриаршества Николая бандой лезгин (леков) были замучены Гареджийские преподобномученики Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел вместе с др. насельниками Гареджийской лавры св. Давида. Изрубленные куски тел мучеников захоронили на юге от могилы св. Давида Гареджийского. Восточногрузинская Церковь в XVIII в. В 1705 г. по инициативе Вахтанга VI (джанишин Картли; 1703-1714; царь Картли; 1716-1724) был созван Церковный Собор, сместивший Евдемона и избравший на Патриарший престол вернувшегося из России Доментия IV (Багратиони) ( Вахушти Багратиони. Описание. 1973. С. 481). Он активно участвовал в мероприятиях Вахтанга, направленных на укрепление груз. государственности и развитие груз. культуры. Так, в нач. XVIII в. было разработано новое законодательство, при поддержке румын.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАКАР КОЛАЙСКИЙ Бакар [Бакур] Колáйский [груз. ], св. Грузинской Православной Церкви (пам. 22 февр.), блгв. царь Картли (2-я пол. IV в.). Груз. летописец Леонтий Мровели называет его сыном блгв. Мириана , первого груз. царя, принявшего христианство (КЦ. Кн. 1. С. 30-131), в груз. хроникеМокцеваи Картлиса («Обращение Картли») Б. К.- внук св. Мириана, сын Реви. Относительно хронологии его царствования существует неск. т. зр.: согласно Леонтию Мровели, Б. К. занял картлийский трон в 362 г., по сведениям арм. летописца Мовсеса Хоренаци - до кон. 60-х гг. IV в. ( Мовсес Хоренаци. История Армении. Кн. 2. Гл. 86). По свидетельству Вахушти Багратиони, Б. К. царствовал 22 года ( Вахушти Багратиони. С. 94). Царствование Б. К. ознаменовалось соперничеством за престол Картли между 2 ветвями потомков Мириана: его старшего сына Реви, к-рому достались Кахети и Кухети, и Б. К. После смерти Реви его жена Саломе, дочь арм. царя Трдата, при поддержке арм. двора пыталась возвести на трон своего сына. Б. К. заключил союз с персами и вместе с мужем своей сестры Перозом успешно выступил против арм. коалиции (КЦ. Т. 1. С. 131). При поддержке визант. властей потребовал от потомков Реви подписать свидетельство, по к-рому они отказывались от претензий на Картлийский трон, довольствуясь лишь Кухети. Будучи искусным дипломатом, Б. К. поддерживал хорошие отношения с Византией и Персией. После достижения мира создал благоприятные условия для проповеди христианства. При нем «умножилось число священников и диаконов» (Там же. С. 131), Леонтий Мровели характеризует Б. К. как человека глубокой веры и приписывает ему обращение в христианство горских племен Кавказа, «что не сумел довести до конца» св. Мириан (Там же. С. 130). Б. К. известен также как строитель Цилканской ц. Ист.: КЦ. Т. 1 С. 130-131; / , . . , 1963. Т. 1. С. 91-92. Лит.: . () // / . , 1958. Т. 4. Вып. 1. С. 349-350. М. Сургуладзе Рубрики: Ключевые слова: ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55)

http://pravenc.ru/text/77390.html

Hd 1638; ПГП. 1970. Т. 3. С. 792). Алавердская паства оказалась покинутой. В одном из документов Н. писал о том, что укрылся «в поместье Ксанского эристава» ( Бердзенишвили. 1973. Т. 6. С. 318). В «Памятниках грузинского права» этот источник датирован 1695-1746 гг.; однако, учитывая исторический контекст, его следует отнести к периоду после 1725 - до 1732 г. (времени кончины Н.). Вскоре кахетинские крестьяне восстали против лезгин; царь, дворяне и духовенство во главе с Н. вернулись в Кахети, началось восстановление царства и Церкви (Там же. С. 319). Константин был вынужден заключить с турками мир и выплачивать им дань. В 1731 г. сын тбилисского паши Исака, Юсуф-паша, пригласил Константина к себе. Подозревая пашу в коварстве, Константин вновь бежал в Пшави. Н. вел переговоры между царем Кахети и Юсуфом-пашой и уговорил Константина принять предложение паши. Вахушти Багратиони писал о том, что Н. в довольно категоричной форме вынудил царя сделать этот шаг, считая, что в противном случае Кахети грозит новое нашествие лезгин и турок. Константин был казнен сразу после приезда к паше. Представителей сопровождавшей его знати, в т. ч. и Н., взяли в плен, затем обезглавили, головы послали тур. султану ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 624-625). В поздних источниках Н. неоднократно упоминается как «Великий господин Николоз Алавердели»: напр., в жалованной грамоте его преемника, архиеп. Алавердского Николая, сына моурави Пааты (НА Грузии. Ф. 1449. Д. 2626), в документе 1775 г. «Распоряжение об имуществе Тамаза Бакрадзе» (ПГП. 1972. Т. 4. С. 680-681) и др., что говорит о высокой оценке деятельности Н. его современниками и преемниками. Ист.: Жордания Ф. Исторические документы мон-рей и церквей Картли-Кахети. Поти, 1903 (на груз. яз.); Какабадзе С. Исторические документы. Тифлис, 1913. Т. 4 (на груз. яз.); Документы из соц. истории Грузии. Тб., 1940. Т. 1/Сост.: Н. Бердзенишвили (на груз. яз.); Климиашвили А. Материалы XV-XVIII вв. по истории садрошо Кахети и Картли//Несколько груз. ист.

http://pravenc.ru/text/2566022.html

Н. е. занимала территории исторических груз. провинций Шида-Картли (Вост. Грузия), Двалети (котловина между Сбавским (Сбайским) и Мамисонским перевалами, входила в состав Картли, ныне - юж. часть Алагирского р-на Сев. Осетии), Рача-Сванети (верховья р. Риони, сев. часть Зап. Грузии) и территорию Осетии (ныне Сев. Осетия и часть Кабардино-Балкарии). Наиболее ранние сведения о границах епархии относятся к XVI-XVIII вв. По описанию груз. царевича Вахушти Багратиони , Никозский епископ (никозели) являлся «пастырем кавказцев (имеются в виду народы Сев. Кавказа.- Авт.), двалов (одни ученые считают их племенами занского происхождения, другие - вайнахского.- Авт.), [страна которых] ныне Осетией называется, вместе с Глола и Геби (селения, ныне - в муниципалитете Они; в средние века охватывали территории соседних поселений.- Авт.)» ( Вахушти Багратиони. 1904. С. 87; Он же. 1973. С. 370). Документы и эпиграфические источники позволяют уточнить эти данные. Согласно одному документу (Копия мцхетской грамоты 433//ИВР РАН. H 6 (G29b; H 46) - 51. Л. 93a), который на основании содержания датируют временем до нач. XVI в., в пределы Н. е. входили села в Шида-Картли: Земо-Никози и Квемо-Никози, Земо-Хвити и Квемо-Хвити, Тбети, Боцисджвари, Сабацминда, Свери (в верхнем и среднем течении р. Б. Лиахви (Диди-Лиахви), близ совр. г. Цхинвали), а также вся пров. Двалети и вся Осетия до границ Сванети ( Какабадзе. 1967. С. 340). Т. о., становится понятно, что никозели окормлял также и часть Лиахвского ущелья, соединявшую мон-рь Никози с паствой на северо-западе. Примечательной является надпись 914 г. на юж. фасаде церкви Эредви во имя вмч. Георгия, где сказано, что фундамент храма был заложен в 906 г. зодчим Тевдоре Таплаисдзе «по замыслу никозели - блаженного епископа Степане», когда «Картли правил Иване Тбели, а архиепископом (т. е. Самтаврским архиереем.- Авт.) был блаженный Кваркваре» (КГН. 1980. Т. 1. С. 170-172). Следовательно, в нач. X в. жители территории по нижнему течению р. М. Лиахви (Патара-Лиахви), где было расположено с. Эредви, также входили в паству никозели. В более позднее время ущелье р. М. Лиахви находилось в пределах Самтаврской епархии ГПЦ.

http://pravenc.ru/text/2565612.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Некреси [Груз. ], мон-рь (VI - нач. XIX в., с 2000) в честь Успения Пресв. Богородицы Некресской епархии Грузинской Православной Церкви; также - древний город (II в. до Р. Х.) с дохрист. и христ. памятниками. Мон-рь был основан сщмч. Авивом , еп. Некресским, одним из 12 сир. отцов; христ. центр груз. исторической провинции (позже царства) Кахети, расположен над городищем. История Как подтвердили археологические изыскания последних 30 лет, г. Некреси был построен в вост. части Алазанской долины, на склоне небольшой горы, у подножия самого юж. разветвления Кавказского хребта, в низине, покрытой лесами и хозяйственными угодьями, на площади в неск. десятков гектаров. Город состоял из более-менее отдаленных друг от друга кварталов, выстроенных в ряд по оси «восток-запад», иногда разделенных горками. Границы города доходили до ущелья р. Дуруджи на востоке и до русла р. Челта на западе. История города тесно связана с истоками груз. государственности и со всеми политическими и культурными событиями, происходившими в дальнейшем в стране. В своде груз. средневековых летописей «Картлис Цховреба» в сочинении еп. Руисского Леонтия Мровели повествуется, что во II в. до Р. Х. груз. царь Парнаджом заложил г. Некреси (также Нелкариси) в Кахети ( Леонти Мровели. 1955. С. 29). В конце того же века строительство города завершил царь Аршак (Обращение Грузии. 1900. С. 12; Леонти Мровели. 1955. С. 33). Груз. историк-географ XVIII в. царевич Вахушти Багратиони в труде «Описание царства Грузинского» подтвердил древнее происхождение города и поддержал версию его основания царем Парнаджомом ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 545). Исходя из сведений этих источников, археологи еще до получения первых результатов полевых исследований городища предполагали, что Некреси в языческую эпоху не только отличался стратегическими объектами системы укрепления, но и был социально-экономически развитым крупным урбанистическим центром ( Чилашвили. 2004. С. 8).

http://pravenc.ru/text/2564850.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010