В католичестве почитание Богоматери, в общем, не меньше, чем в православии, но и оно подверглось здесь тому общему духовному гнету, который тяготеет над всем католическим миром. Потребность проявлять и ощущать абсолютную власть папы во всем, в частности и в делах веры, догматизировать сверху, издавать догматические законы там, где жизнь их вовсе не требует, сказалась и здесь. Таким именно законом, ничем другим не вызванным, кроме потребности догматического властвования, явился новый католический догмат 1854 года, изданный папой Пием IX, который de facto предвосхищает в нем догмат будущего Ватиканского собора о папской непогрешимости в делах веры. Правда, формально был произведен опрос епископов почтой и телеграфом и, конечно, получено их согласие, но, в общем, на этом догмате лежит уже тень будущих событий, отбрасываемая назад, именно – Ватиканского собора с Ватиканским догматом. Догмат 1854 года не вызван никакой жизненной необходимостью (если не считать голосов церковных партий или видений отдельных благочестивых душ, которые еще не представляют собой догматического авторитета). Для католичества существовало время, когда нужда в догмате о почитании Богоматери действительно наличествовала, это именно тогда, когда Реформация его отвергла. Однако, не сделав этого своевременно, оно уже не имело этой нужды – теперь, когда церковные реки вошли в берега, а протестантское отрицание Богоматери обличилось в полной своей нецерковности. И во всяком случае новый догмат не имеет никакого значения для борьбы с протестантизмом. Догмат 1854 года явился в этом смысле самочинным доктринерством отдельных партий и голосов и отразил все их влияние с его односторонностью. В общем, католический догмат является неправильным выражением правильной мысли о личной безгрешности Богоматери, причем он делает это совершенно негодными средствами. Именно – он вводит при этом проблематические, а то и прямо неверные учения в качестве основных элементов догмата и совершенно неверно формулирует саму мысль, вовсе отрицая силу первородного греха у Богоматери 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

По словам Гвидо Поццо, статус персональной прелатуры, который Ватикан готов предложить Братству св. Пия, «представляется канонической формой, приемлемой» для последователей Лефевра. «Епископ Бернар Фелле (глава традиционалистов) принял это предложение, однако в течение предстоящих месяцев еще предстоит прояснить некоторые детали», -- сообщил ватиканский прелат. Архиепископ Поццо рассказал, каким образом СБСП сможет войти в полное общение с Католической Церковью, не приняв те решения II Ватиканского собора, с которыми его члены по-прежнему не согласны. На сегодняшний день, отметил прелат, обсуждается вопрос о том, «в какой мере некоторые соборные тексты соответствуют непреложному учению Церкви». Сначала, подчеркнул Гвидо Поццо, лефевристы должны принять вероучительную декларацию, в которой будет признана действительность таинств Католической Церкви и примат Папы. В то же время, добавил архиепископ, от СБСП ожидается «определенная степень признания» документов II Ватикана. Что касается некоторых аспектов Nostra Aetate, Unitatis Redintegratio и Dignitatis Humanae, которые вызывают смущение у последователей Лефевра, то они «не затрагивают вероучительных истин, а являются, скорее, руководством в пастырской практике», отметил архиепископ Поццо. Обсуждение этих моментов может продолжиться после канонического признания, считает секретарь папской комиссии. Гвидо Поццо также напомнил, что еще в ноябре 1964 года, когда работа II Ватиканского собора продолжалась, было заявлено, что Nostra Aetate является не догматической декларацией, а собранием пастырских и практических норм. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 02.04.2019 18:01 Благовест-инфо Папа Франциск назначил французского священника ответственным за диалог с лефевристами 05.02.2019 02:02 Благовест-инфо Дважды отлученный епископ не добился успеха в ЕСПЧ 22.01.2019 02:47 Благовест-инфо Папа Франциск упразднил комиссию «Ecclesia Dei» 13.07.2018 17:31 В Братстве св. Пия X принял присягу новый настоятель

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ваша мысль имеет крамолу, предполагая не смирение грешного человека, а постановление Бога на службу человеку. Вот Христос не за что пронёс на Себе мучения и Крест, а мы Ему теперь:  " Ты это, Господи! Давай Сам подумай, как меня спасти от смерти. У меня, это, ноги и спина тут болят. И не слышно в храме ничего. У Тебя нет попроще вариантика? Я футобол хочу сегодня вечерком посмотреть " Я соглашусь, что слова и содержание не всегда понятны. Так Бог дал голову, чтоб взять книжку и прочитать, и изучить столь прекрасные покаянные стихи, которые слышим. Когда человек будет мучаться от издевательств дьявола, имеено теплые воспоминания от участия в богослужениях будут облегчать душеньку. Максим, Святые Тайны — это Тело и Кровь Христовы. Вы предлагаете (страшно и сказать) торговать Божеством. Теперь насчёт всего остального: так ведь такие «ультра-лайт» версии уже есть — католицизм после Второго Ватиканского собора, бесчисленные протестантские течения, которые вообще модернизируются хронически… И каков результат? Отход людей от веры, точнее, от вот этих самых предлагаемых им «ультра-лайтов». В Вене, которая как бы один из центров католицизма, католики недавно передали один из своих храмов православным сербам (и видя экономическое положение Сербской Православной Церкви, я как-то сомневаюсь, что речь идёт о продаже за баснословные деньги). О протестантских церквях вообще молчу — многие из них фактически переоборудованы теперь в концертные залы. А ведь Лютер и прочие основатели протестантизма — равно как и деятели Второго Ватиканского собора — руководствовались точно такими же мыслями, что и Вы: сделать веру более доступной. Знал бы Лютер о венчаниях гомосексуалистов и прочих «радостях» современных протестантов — сильно подумал бы, в какую именно сторону ему надо было идти от католичества… (Впрочем, если уж небезызвестный богач из притчи знал о нравственном состоянии своих братьев, весьма вероятно, Лютеру о деятельности современных лютеран тоже известно, и тогда его можно только пожалеть… Но это ладно, уже уход от темы).

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-uprost...

Как известно, предыдущий Папа, который ушел в отставку, Бенедикт Ратцингер, был очень озабочен релятивизмом, который господствовал и в Ватикане во многих богословских и экклезиологических вопросах после Второго Ватиканского Собора, и это было одной из причин его отречения от Папского престола. Характерным является случай с римо-католическим богословом Раймоном Паникарром, о богословии которого архимандрит Никодим Фармакис написал важнейшую диссертацию под названием «Христианство и другие религии в богословии Раймона Паникарра». Как анализируется в этой диссертации, тремя тенденциями, сформировавшимися на христианском Западе уже после Второго Ватиканского собора, были: — во-первых, «исключительность» или «эксклюзивизм», согласно которому «откровение Богочеловека уникально, а необходимым условием для спасения людей является обращение в христианство». Одни приверженцы этой тенденции считают, что находящиеся за пределами христианства не могут быть спасены, тогда как другие возлагают их спасение на волю Господа»; — во-вторых, «инклюзивизм», согласно которому «Иисус Христос – это единственный источник спасения, но спасительная благодать Божия присутствует и за пределами Церкви»; и — в-третьих, «плюрализм», согласно которому «может существовать множество форм Божественного откровения, следовательно, и другие религии могут считаться истинными». В этой перспективе римо-католический богослов Р. Паникарр от «исключительности божественного Откровения во Христе» перешел к «инклюзивизму», «обогащенному со временем многими элементами плюрализма и принимающему принцип равенства религий». Богословский релятивизм подрывает основы и базовые устои православного богословия. Согласно этой концепции, все является относительным; в православном богословии есть немало преданий, ни одно из которых не претендует на абсолютную истинность; все взгляды на духовную жизнь являются относительными, поскольку существует множество мнений и богословских суждений, и каждый может выбрать любое, какое пожелает.

http://azbyka.ru/reljativizm-v-cerkvi-i-...

В статье анализируется полемика относительно институционального и властного аспектов жизни Католической церкви, развернувшаяся на страницах международных католических журналов “Concilium” и “Communio”, созданных в первые годы после II Ватиканского собора и отражающих, соответственно, реформаторскую и консервативную позиции. Эти журналы, вокруг которых собрались видные католические богословы той эпохи, демонстрируют различные взгляды на постсоборное развитие католицизма, на конфликт модернизма и традиционализма, на специфику формирования корпорации католических ученых в современный период, на новый этап становления католических СМИ. Как отмечает автор, различная политика редакций этих журналов отражает, с одной стороны, усиление поляризации и плюрализма в католическом богословии после II Ватиканского собора, с другой – тесное взаимодействие религиозной и социально-политической сфер жизни современных католиков, что особенно подчеркивает важность анализа религиозной коммуникации. При этом богословские противоречия в этой полемике решаются не столько через выявление ортодоксии и ее отделение от лжеучений, сколько в связи с социально-политическими предпочтениями той и другой стороны, в пользу которых интерпретируются конкретные христианские идеи. В условиях глобализации, развития информационного общества и нового статуса экспертов-теологов появились ранее невиданные коммуникативные возможности для распространения богословских идей, а контроль за ними со стороны курии оказался существенно ограничен. Штурбабин С. А., прот., Петрова К. Ю . Догмат о папской непогрешимости в Римско-католической церкви: вероучительные и социальные аспекты//Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. 3 (22). С. 43–60. В статье анализируются богословские и исторические особенности принятия догмата о папской непогрешимости (безошибочности). По словам автора, в связи с тем, что именно это положение католического учения воспринимается многими православными богословами как одно из ключевых и непреодолимых различий между православием и католичеством, актуальным оказывается вопрос о том, насколько этот догмат присущ богословской логике католицизма. Как отмечает автор, определяющее влияние при принятии этого решения имела именно социально-политическая составляющая. Автор приходит к выводу, что хотя идея примата римской кафедры имманентно присутствовала в истории Католической церкви, нельзя однозначно сказать, что именно представление о непогрешимости Папы Римского составляет сущность римского католицизма. По мнению автора, Католической церкви не чужда и идея соборности, а приоритет той или иной точки зрения определяется историческими обстоятельствами.

http://bogoslov.ru/article/6194745

Отказ от преемства авторитета и отрыв от Предания произвел разрушительную работу в сознании верующих. Число «практикующих» католиков после нововведений Второго Ватиканского Собора не увеличилось, как с самого начала ликующе сообщали об этом реформаторы, а резко сократилось. Большинство храмов сегодня - полупустые, и никакая рок-музыка не может привлечь в них молодежь, которая предпочитает слушать ее и «расслабляться» в более подходящих для этого местах. Что самое ужасное - по некоторым данным, свыше 20-ти процентов священников стали сомневаться в «реальном присутствии» Христа в Евхаристии. И это миссионерство? Сегодня официальный отказ объединенной Европы от «христианских ценностей» - в значительной мере плод миссионерских нововведений Второго Ватиканского Собора. «Новая Реформация» сумела по-новому внушить среднему христианину Запада веру в высокую значимость мирских ценностей. И здесь не просто «двойная» система ценностей. Из естественной потребности оправдать эти ценности «верой отцов», придать им высший смысл через религиозную санкцию, совершается худшее - западный человек вносит секулярные ценности внутрь религиозного сознания, придает им религиозную окраску и тем самым подменяет ими подлинно духовные христианские ценности, уже размытые в сознании. Получается странная амальгама секулярно-христианских ценностей, которые остаются христианскими лишь по имени. Желание угодить свободному выбору современного человека в сочетании с признанием возможности спасения в других религиях приводит к катастрофическим результатам. В самом деле, по дорожке «мистического индивидуализма» и эгоизма уже нетрудно дойти и до буддизма и индуизма, ибо их психологические корни те же - религиозный эгоизм и утилитаризм. Вследствие эмоциональных перегрузок современного темпа жизни, обилия стрессовых ситуаций - в религии, в первую очередь, начинают искать психотерапевтических утешений. Священник тогда занимает в сознании человека «почетное место» рядом с домашним психоаналитиком. Вся эта картина патологического религиозного сознания, которое не решается признаться себе в своей безрелигиозности и лукаво носит маску христианства, создает общую атмосферу двусмысленности и субъективности, в серой мгле которой расплываются критерии Истины и Добра.

http://moral.ru/doklad.html

Проведенное исследование делает вывод о наличии богословских и литургических оснований для надежды на то, что умершие без крещения младенцы могут быть спасены и удостоены вечного блаженства, несмотря на то, что по данному вопросу в Откровении не содержится ясного учения. При этом, ни один из предложенных в тексте аргументов, целью каждого из которых является попытка призыва к новой контекстуализации данной тематики, не может быть использован в качестве повода к отрицанию необходимости крещения или его переносу на более поздний срок. Целью предлагаемого Международной Богословской Комиссией документа является последовательное изложение основания надежды на спасение Богом некрещеных младенцев, крещение которых в Церкви, означающее видимое принятие их в Тело Христово и столь для них необходимое, не было совершено по причине фактической невозможности. И, наконец, замечание методологического характера. Рассмотрение вопроса о некрещеных младенцах находит свое обоснование в контексте развития истории понимания веры (intelligenza della fede), о которой говорится в догматической конституции Dei Verbum (n. 8). Факторами этого развития являются размышление и изучение определенной тематики верующим народом Божиим, духовный опыт и учение вероучительного авторитета Церкви. Судя по всему, некогда впервые в истории христианской мысли задавшись вопросом об участи младенцев умерших без крещения, богословие не вполне отдавало себе отчет в глубинной сути и вероучительном значении этого вопроса. Лишь в результате имевшего место в течение веков исторического и богословского развития, включающего собой и время Второго Ватиканского Собора, сделалось очевидным, что вопрос об участи некрещеных младенцев заслуживает всестороннего рассмотрения в постоянно углубляющемся вероучительном горизонте, а сама проблематика может быть переосмыслена благодаря ее рассмотрению в глобальном контексте кафолической веры, в согласии с принципом иерархии истин, упоминаемом в декрете Второго Ватиканского Собора Unitatis redintegratio.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

В XX в. Конгрегация по вопросам вероучения вела борьбу с левыми течениями в самом католичестве, но одновременно, напротив, со слишком консервативным католическим сознанием с позиции современного папства. В качестве примеров деятельности конгрегации в XX в. можно упомянуть осуждение священников-рабочих в 50-х годах; осуждение идеолога II Ватиканского Собора, но потом оказавшегося уж слишком крайним в своих воззрениях Ганса Кюнга, немецкого богослова; осуждение «теологии освобождения», богословского общественного движения в Латинской Америке, которое предполагало очень активное сотрудничество католической церкви с движениями за установление социальной справедливости, с революционными движениями в Латинской Америке (здесь вспоминается сандинистская революция в Никарагуа и сандинистское правительство Никарагуа, членами которого были как раз иные из деятелей «теологии освобождения»); или, напротив, осуждение католиков-традиционалистов, последователей архиепископа Марселя Лефевра, которые не приняли модернистских решений II Ватиканского Собора. Понятно, что сейчас нет никаких инквизиционных процессов в старом смысле этого слова, но решениями конгрегации могут быть отлучение, запрещение публиковаться в католических изданиях, преподавать в католических учебных заведениях, самые разные формы прещений, которые применяются поныне в католической церкви. Главная задача этой конгрегации – это попечение о чистоте веры и суд по делам, касающимся преступлений против веры. Здесь и цензура книг, издаваемых католическими изданиями, и контроль за образованием, в том числе выдача лицензий на право преподавания в высших католических учебных заведениях, и многое другое. Конгрегация по делам епископов, организованная еще в 1588 г., занимается вопросами отношений епископов, границ епархий, жалоб на епископов, назначений, перемещений и так далее. Следующая – Конгрегация по делам Восточных Церквей. Речь идет о католиках-униатах. Как самостоятельная структура эта конгрегация сформировалась 1 мая 1917 г., после крушения исторической российской государственности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

В 1929 г., после консультаций с епископами восточного обряда, папа поручил подготовительную работу первой Комиссии кардиналов по подготовке восточной кодификации, возглавил которую кардинал Пьетро Гаспарри. В 1939 г. ее сменила Папская комиссия по редактированию восточного Кодекса канонического права, под председательством сперва кардинала Синсеро, а затем кардинала Массими 121 . Эта вторая комиссия 122 с помощью экспертов подготовила и опубликовала в 1943 г. первый черновой вариант Кодекса всего восточного права, который стал предметом широкого обсуждения, а затем был заново отредактирован и опубликован в 1945 г. под заглавием Codex iuris canonici orientalis (Восточный Кодекс канонического права). Этот кодекс, разделенный на 24 титула, был вновь пересмотрен, дополнен рядом поправок и в январе 1948 г. представлен папе Пию XII. Однако папа решил обнародовать его поэтапно. 22 февраля 1949 г. апостольским посланием Crebrae allatae Sunt 123 были обнародованы каноны о таинстве брака; 6 января 1950 г. апостольским посланием Sollecitudinem nostram 124 обнародованы каноны о процессах; апостольским посланием Postquam apostolicis litteris 125 (9 февраля 1952 г.) – каноны о монашествующих, о временном имуществе Церкви и о значении слов. Наконец, апостольским посланием Cleri sanctitati 126 (2 июня 1957 г.) были обнародованы каноны о восточных обрядах и лицах. Таким образом, из 2666 канонов Проекта 1945 г. обнародованы лишь три пятых, в то время как прочие остаются в архивах Конгрегации 127 . В действительности после Второго Ватиканского собора стало совершенно ясно, что и труднейшая кодификация восточного канонического права, предпринятая Пием XI, теперь должна быть направлена на сопряжение восточной традиции с богословскими принципами и пастырскими ориентирами вселенского форума. Некоторые из этих ориентиров имеют решающее значение для самой концепции кодифицирования восточного канонического права. Достаточно вспомнить о том, что до Второго Ватиканского собора было принято говорить (в том числе в официальных документах) о «Восточной Церкви» в единственном числ 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Впрочем вышеуказанное ухудшение внешнего положения старокатолического общества и вместе с тем регресс в развитии его заметен с 1878 года только в бернском кантоне; в других же кантонах развитие его шло и доселе идет успешно конечно отчасти потому, что в них старокатоличество не встречает себе противодействия со стороны курии: разрешение Льва XIII подчиниться швейцарским законам 1873 и 1874 годов не простиралось для римско-католиков на другие кантоны и потому в них не могло случиться ничего подобного случившемуся в бернском кантоне. Из всех других кантонов старокатолицизм не может развиваться только еще разве в кантоне люцернском, который представляет из себя гнездо самого крайнего ультрамонтанства и в котором члены нового общества поэтому подвергаются прямым преследованиям. Общее количество старокатоликов в Швейцарии в настоящее время достигает той же цифры, какой достигло оно в 1876 году, т. е. свыше 73 тысяч. 176 Кроме вышеуказанных государств – Германии и Швейцарии старокатолицизм проявляет свою историческую жизнь еще в Австрии. В этом государстве были по-видимому все данные для развития старокатолического движения: клир на первых порах был против нового догмата, о чем свидетельствовали многочисленные заявления австрийских епископов на соборе, как-то: заявления – Раушера, Симора, Шварценберга, Гайнальда, Штроссмайера и др.; образованный класс общества был католическим только по привычке, а главное само правительство во главе с графом Бейстом, протестантом по вероисповеданию, проникнутым ненавистью против развития папизма, и министром исповедания Стремайером, либералом по убеждениям, не могло сочувствовать определениям ватиканского собора. Действительно, вскоре же после санкционирования ватиканских декретов Стремайер от 25 июля 1870 года доносил императору, что новый догмат чрезвычайно опасен для государства, ибо при той власти, какая усвояется им римскому первосвященнику, светская власть не может существовать долее. Император в силу этого донесения запретил опубликование определений ватиканского собора, о чем граф Бейст дал знать даже в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010