Brescia, 1984; Филипс Ж. Приснодева Мария и Второй Ватиканский Собор//Символ/Слав. б-ка в Париже. 1984. 11. С. 89-96; Il Vaticano II e la Chiesa. Brescia, 1985; Vatican II Revisited. Minneapolis, 1986; Vatican II: The Unfinished Agenda: a Look of the Future. N. Y., 1987; Сурманек Ш. Общие тенденции развития католицизма после II Ватиканского собора. М., 1987; Эволюция идей II Ватиканского собора: реф. сб. М., 1987; Wrzeszcz M. Pawe VI. Warsz., 1979; Мазалова В. П. Католицизм четверть века спустя после II Ватиканского собора. М., 1989; Banaszak M. , ks. Historia Kocioa Katolickiego. Warsz., 1992. T. 4; À la veille du Concile Vatican II: vota et réactions en Europe et dans le catholicisme oriental. Leuven, 1992; Кюнг Г. Теология на пути к новой парадигме//Путь. М., 1992. 2. С. 160-182; Indelicato A. Difendere la dottrina o annunciare l " Evangelo: il dibattito nella Commissione centrale preparatoria del Vaticano II. Genova, 1992; Эвё Ф. Экуменика. М., 1995; Storia del Concilio Vaticano II/Dir. da G. Alberigo. Bologna, 1995-2001. 5 vol.; Томос Агапис: Ватикан - Фанар (1958-1970). Брюссель; М., 1996; Второй Ватиканский Собор: Взгляд из России. М., 1997; L " Evento e le decisioni: studi sulle dinamiche del Concilio Vaticano II/A cura di M. T. Fattori e A. Melloni. Bologna, 1997; Escudero Cabello A. La cuestión de la mediación mariana en la preparacion del Vaticano II: Elementos para una evoluación de los trabajos preconciliares. R., 1997; Olewi ski D. J. , ks. W obronie Mszy witej i tradycji Katolickiej. Komorów, 1997; Пучкин Д. Верны своей вере//Православная беседа. 1997. 3. С. 18-21; он же. Мерзость запустения//Покров: альманах российских католиков. 1999. 1. С. 53-56; Angelo A. d " . Vescovi Mezzogiorno e Vaticano II: L " episcopato meridionale da Pio XII a Paolo VI. R., 1998; Antimodernismus und Modernismus in der katholischen Kirche: Beitr. z. theol. Vorfeld des II. Vatikanums. Paderborn etc., 1998; Burigana R. La Bibbia nel Concilio: La redazione della Costituzione «Dei verbum».

http://pravenc.ru/text/Ватиканский II ...

– Верное название. Но этот курс дал мне прекрасные базовые знания. Символ ордена тринитариев – Вы были рукоположены в священника ордена Тринитариев. Почему выбрали этот орден? – Мы были миссионерами, и я чувствовал, что именно этим хотел заниматься. Родители, правда, желали, чтобы я стал епархиальным священником: был ближе к дому и мог бы чаще с ними видеться. Я же хотел принадлежать миссионерской группе священников и братьев, поэтому присоединился к ордену. – Вы говорили, что вам пришлось столкнуться со многими переменами, связанными с решениями II Ватиканского собора, – и в частной жизни, и в вашем священническом служении. Можно ли сказать, что вы выросли католиком формации до-соборной, до II Ватикана? – Да. – Но ведь вы знали, на что идете, становясь священником после II Ватиканского собора. Хотелось бы, чтобы вы рассказали о тех переменах, которые оказались самыми разрушительными – и для вашей духовной жизни, и для жизни всей церкви. – Когда меня рукоположили в 1968 году, «Novus Ordo Missae» еще не был введен, поэтому первый год я служил мессу половину на латыни, половину на английском. Но со временем изменения в богослужении не только стали беспокоить верующих – люди просто перестали чувствовать себя комфортно на мессе и не считали нужным на нее приходить. Это пагубно сказалось на нашей общине. Радикальные изменения коснулись и устройства ордена: я был свидетелем того, как многие из моих собратьев крайне разочаровались и ушли, подчас без официального разрешения Рима, и некоторые женились. Я видел разрушение моей общины. Для меня это было печальнее всего, потому что 18 лет это была моя жизнь, мой дом, моя семья – и вот все трагически распалось. Заседание II Ватиканского собора – А почему переход от латыни к английскому видится столь контрпродуктивным? Новый чин изменил мессу до неузнаваемости! Она стала похожа на протестантскую – Если бы они взяли Тридентскую мессу и перевели ее с латыни на английский, то не было бы особых проблем. Но новый чин изменил мессу до неузнаваемости! Если бы, к примеру, католик, умерший в 1945 году, пришел на мессу в 1972 году, он бы ее не узнал!

http://pravoslavie.ru/89531.html

Их видение католичества вырастало из русского религиозного максимализма, из страдания от церковного разделения и исторических недугов православия, из стремления к единой и всеохватывающей Христовой Церкви. Поэтому некоторые их положения могут казаться сегодня наивными, как, например, явно носящие на себе следы влияния Вл. Соловьева мысли Карсавина о всемирной теократии, высказанные в последней главе этой книги «Папское государство». Важно не то, что представления русских религиозных мыслителей о католичестве бывали порой преувеличенными, ошибочными или не всегда последовательными, а то, что в своих концепциях они угадали неограниченные возможности природы католичества, его подлинно вселенский характер, предвосхитили пути его развития. Нет смысла затевать конфессиональные споры вокруг этих мыслителей. Оставаясь сынами православия, они перерастали его конфессиональную ограниченность и в своем тяготении к единой Церкви прокладывали пути к грядущему христианскому единству. М. Меерсон-Аксенов От издательства В переиздаваемом нами труде, написанном Львом Платоновичем Карсавиным в 1918 г., говорится (см. стр. 27 слл. (гл. III – Прим. ред.)), что способность к развитию – характерная черта Католической Церкви. Поэтому не мог пройти для нее бесследно 56-летний период, отделяющий нас от первого издания этого труда, тем более, что этот период был ознаменован созывом II Ватиканского Собора. В своих суждениях о католичестве Л.П. Карсавин ссылается на тексты I Ватиканского Собора. Не подлежит сомнению, что он использовал бы тексты и II Ватиканского Собора, если бы был еще жив; указал бы на сдвиги, происшедшие за это время в Католической Церкви (во многом соответствующие его чаяниям), в частности, на сближение с Восточными Церквами. Чтобы осовременить печатаемое нами произведение Л.П. Карсавина, мы добавили в некоторых местах примечания. Номер примечания указан в тексте. Ввиду того, что эти заметки представляют собою необходимую дополнительную информацию о современном католичестве, мы просим читателей обращаться к ним по мере чтения книги. Таким образом, они сразу же получат правильное представление о трактуемом вопросе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Папская Комиссия Ecclesia Dei запретила участие женщин-министрантов в экстраординарном служении мессы, т.е. в том случае, если месса совершается не по реформированному после Второго Ватиканского Собора чину, а по одному из древних чинов. Ватикан. 9 июня. ПРАВМИР — С 1994 г. в Римско-католической Церкви практикуется допущение девушек и женщин к несению низшего алтарного служения. Девушки могут участвовать в мессах в качестве министрантов и облачаться в некоторые священные одежды (например, альбу – аналог православного стихаря). В обязанности католического министранта входит подготовка литургии, каждение верующих, помощь священнику в облачении и омовении рук перед евхаристической литургией, осуществление звона в богослужебный колокол. Министранты во время мессы могут читать Священное Писание, руководить пением народа, следить за исполнением основных церемоний, возжигать свечи и участвовать в шествиях. Также во время архиерейского богослужения министранты носят книгу, посох и митру епископа и в целом исполняют обязанности соответствующие обязанностям православных иподиаконов. Таким образом, фактически, в Римско-Католической Церкви разрешено служение женщин в качестве, аналогичном православному служению алтарников, чтецов и иподиаконов. При этом женщины-министранты не получают никакого специального священного посвящения, их литургические функции считаются делегированными. Однако недавно Папская Комиссия Ecclesia Dei запретила участие женщин-министрантов в экстраординарном служении мессы, т.е. в том случае, если месса совершается не по реформированному после Второго Ватиканского Собора чину, а по одному из древних чинов. Последнее время очевидно просматривается стремление Ватикана ограничить богослужебные новшества, введенные в период реформ после Второго Ватиканского Собора. Ограничение участия женщин в алтарном служении является еще один шагом на этом пути. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/katoliki-nalozhili-ogr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ОПТАТАМ ТОТИУС» Декрет Ватиканского II Собора Римско-католич. Церкви о священническом образовании (лат. de institutione sacerdotali). Утвержден 28 окт. 1965 г. папой Римским Павлом VI . По значению нередко сравнивается с декретом Тридентского Собора о семинариях «Cum adolescentium aetas» от 3 дек. 1563 г. ( Mansi. T. 33. Col. 146-149), 400-летие принятия которого совпало с 3-м периодом заседаний II Ватиканского Собора. Если для тридентского декрета определяющим являлся дух контрреформации , то «O. t.» должен был соответствовать духу открытости миру, «aggiornamento» , чтобы подготовленные т. о. священники отвечали нуждам совр. людей. Наряду с соборным декретом о служении и жизни пресвитеров «Presbyterorum ordinis» «O. t.» определил структуру и содержание всех документов, регламентирующих католическое духовно-пастырское образование во 2-й пол. XX в., став основой реформ в этой области. Главные его положения были развиты в документе Конгрегации католич. образования «Ratio fundamentalis institutionis sacerdotalis» (Основная программа подготовки священников) от 6 янв. 1970 г. История составления Вопрос о подготовке священников был одним из центральных на II Ватиканском Соборе и вызвал широкую дискуссию уже на этапе подготовки «O. t.». Мн. участники обсуждений высказывали обеспокоенность трудным положением, в к-ром оказались католич. священники в совр. мире, а также неспособностью существующей системы духовного образования предложить адекватные ответы на вызовы современности. Попытки найти решение отражены в разных документах Собора, в частности в декрете об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» и в догматической конституции о Церкви «Lumen gentium» , содержащей новые для католической экклезиологии акценты. Доминирующей стала позиция группы иерархов и теологов, выступавших за миссионерскую концепцию священства и переосмысление церковных должностей, исходя из принципов евангелизации и открытости к совр. проблемам. Именно эти идеи лежат в основе семинарской реформы, обозначенной в «O. t.». Декрет обусловлен соборным учением о сущности священнического призвания и должен рассматриваться в контексте др. документов. Во введении сказано, что, поскольку «обновление (renovationem) всей Церкви в значительной мере зависит от служения священников, вдохновляемого духом Христовым», то на основе проверенных веками законов в основополагающие принципы духовного образования вводятся «определенные новшества, отвечающие конституциям и декретам настоящего святого Собора, а также изменившимся условиям времени» (CVatII. OT. Prooem.).

http://pravenc.ru/text/2581447.html

Участвуя в работе Ватиканского I Собора , К. примкнул к группе меньшинства, выступавшей против готовившегося провозглашения догмата о папской безошибочности (непогрешимости) в вопросах веры и морали. В сент. 1869 г. на конференции епископов в Фульде К. сделал доклад, где выразил теологические сомнения относительно формулировок учения о папской безошибочности, предложенных в проекте соборной конституции «Pastor aeternus» (напр., недостаточное обоснование необходимости провозглашения данного догмата, отсутствие разграничения между пониманием непогрешимости соборных определений и суждений всякого епископа в вопросах веры и морали от «особенной» непогрешимости Римского епископа). Позиция К. была поддержана всеми немецкими епископами, подписавшими послание папе Пию IX, в котором просили не выносить на обсуждение Собора догмат о папской безошибочности. 23 мая и 25 июня 1870 г. К. выступал на Соборе с критикой проекта конституции «Pastor aeternus», подчеркивая, что принимает учение о папской безошибочности в целом, но настаивает на необходимости более ясного определения этого понятия, подкрепленного убедительной богословской аргументацией. 17 июля, накануне финального голосования по принятию догматической конституции «Pastor aeternus», К. вместе с несогласным меньшинством покинул заседания Собора и уехал из Рима, чтобы не участвовать в провозглашении догмата о папской безошибочности, но сделал специальное заявление о подчинении любым решениям Собора. В Германии К. вступил в публичную полемику с И. Губером и Дёллингером, которые полностью отрицали учение о папской безошибочности и впосл. стали лидерами старокатолического движения (см. Старокатолики ), а также выпустил апологетическое соч. «Безошибочность папского учительства согласно решениям Ватиканского Собора» (Das unfehlbare Lehramt des Papstes nach der Entscheidung des vaticanischen Concils). На конференции герм. епископов в Фульде в сент. 1870 г. К. вместе с др. участниками подписал заявление о полном принятии догмата о папской безошибочности в том виде, в каком его провозгласил I Ватиканский Собор.

http://pravenc.ru/text/1684287.html

Католическая версия истории Флорентийского собора дошла до нас в своеобразной форме диалога, составленного папским чиновником Андреа ди Санта Кроче и дополненного в 1638 г. библиотекарем Ватикана Джустиниано. Этот документ, хотя он и содержит некоторые ценные указания, в общем очень субъективен, неточен и не может дать ясной картины всех событий. 105 Главным источником по истории Флорентийского собора обыкновенно считается труд грека Сиропула, опубликованный еще в XVII в. Сиропул был главным экклесиархом собора св. Софии в Константинополе, одним из крупных греческих церковных деятелей из числа пяти ближайших советников и помощников Константинопольского патриарха, так называемых ставрофоров. Он принимал активное участие во всех работах собора и составил его историю, имеющую мемуарный характер. Она носит выразительное название: «Правдивая история неправедной унии между греками и латинянами». 106 Имеются также греческие «Деяния Флорентийского собора» – плод усилий ученых секретарей и проунионистской редакционной обработки, вошедшие в многотомный свод католической истории соборов. 107 Сохранились также описания деятельности Флорентийского собора, принадлежащие перу русских участников событий, – епископа суздальского Авраамия 108 и суздальского иерея (он называет себя священноиноком) Симеона. 109 Около 1461 г. неизвестным автором на Руси была написана еще одна история собора, известная под названием «Слово избрано...» 110 Кроме упомянутых описаний, особый интерес вызывает сочинение некоего русского клирика, изданное в 1598 г. в городе Остроге, являвшемся в ту пору крупным центром юго-западного русского Православия. 111 Это сочинение существенно дополняет другие сохранившиеся источники по истории Флорентийского собора и дает яркую картину того, как было проведено оформление Флорентийской унии. Рукопись этого сочинения была в 1830-х годах обнаружена в Ватиканском архиве и кратко описана русским исследователем С. Шевыревым. 112 Униатская деятельность митрополита Исидора. «История» острожского клирика сообщает многие подробности важные для понимания политики папства на Флорентийском соборе в отношении Московской Руси, роли митрополита Исидора и общего характера собора, оценку которого автор дал уже названием своего сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Первоначально «Труд...» был рассчитан на широкое распространение по всему лат. христ. миру, однако количество рукописей трактата невелико. Сохранился рабочий экземпляр трактата без предисловия и 4-й книги (Vat. lat. 7207) с 3400 редакторскими исправлениями, среди которых - вычеркивание, перефразирование и замена фрагментов текста, добавление ссылок. Фриман выделила по меньшей мере 4 почерка редакторов, но идентифицировать их не представляется возможным. В рукописи сохранились также 81 или 83 замечания на полях, выполненные тиронской скорописью (часть маргиналий могла быть утрачена из-за небрежного переплетения рукописи в XIX в., когда были обрезаны поля листов). По мнению Фриман, эти замечания могли отражать непосредственную реакцию Карла Великого на содержание трактата, прочитанного в его присутствии ( Freeman. 1971; Opus. 1998. Р. 3-4, 48-50, 583). Первые и последние листы рукописи заменены новыми, текст на которых переписан в XIV в. в цистерцианском мон-ре Мариенфельд. В XVI в. рукопись была перевезена в Рим; в 1783 г. ее владелец, кардинал-библиотекарь Франческо Саверио де Селада, передал манускрипт в Ватиканскую б-ку (к этому времени ркп. была уже в поврежденном состоянии; подробнее см.: Opus. 1998. Р. 38-50). В переплете рукописи Paris. lat. 12125 сохранился лист из манускрипта IX в. (л. 157) с фрагментом «Труда...» (Opus Caroli regis. I 12-13). Рукопись Paris. Bibl. de l " Arsenal. 663 - копия рукописи Vat. lat. 7207, выполненная в 60-х гг. IX в. для Гинкмара , архиеп. Реймсского; в 1428 г. этот манускрипт использовал Николай Кузанский. В XV в. рукопись хранилась в б-ке кафедрального собора в Лане, в XVIII в.- в собрании библиофила Жозефа Луи, барона д " Эса, и вместе с собранием в 1781 г. перешла к основателю б-ки парижского Арсенала А. Р. де Вуайе, маркизу д " Аржансону. Для восстановления текста, отсутствующего в ватиканской рукописи, и для сопоставления вариантов текста трактата эта рукопись была использована Фриман при подготовке критического издания (Opus. 1998). До XVI в. в Ватиканской б-ке хранилась еще одна рукопись трактата, о к-рой упоминается в каталогах кон. XV - нач. XVI в. По всей вероятности, эта рукопись была уничтожена вместе с др. т. н. запрещенными книгами в 1550 г. Сохранились упоминания о рукописи трактата, изготовленной для гуманиста и богослова Иоганна Фабри (1478-1541), к-рый неоднократно цитировал «Труд...» в полемике с лютеранами; по свидетельству Фабри, копия была сделана с некой рукописи, находившейся в Ватиканской б-ке. Среди книг, принадлежавших ватиканскому библиотекарю Джироламо Алеандро (1480-1542), были рукописи греч. Деяний VII Вселенского Собора и «Труда...» (судьба этой рукописи также неизв.).

http://pravenc.ru/text/2463659.html

Но еще ранее этого, сначала в Мюнхене а потом в Мюнстере и Бреславле, движение было вызвано к жизни следующим, чисто случайным обстоятельством. В Мюнхене всех возмутило бестактное поведение мюнхенского архиепископа Шерра, который первоначально принадлежал к оппозиции, но затем, по прибытии в Мюнхен, вдруг сделался горячим поборником ватиканского догмата, так что определение его поместил даже в приложении к своему пастырскому листку. Такое поведение архиепископа возбудило сильное негодование в городе, в особенности в университете, профессора которого, в числе 43 лиц, в конце июля опубликовали протест следующего содержания: «Принимая во внимание то обстоятельство, что действительная и полная свобода заседаний на ватиканском соборе была затрудняема порядком делопроизводства; что многие члены собора находились в безусловной зависимости от римской пропаганды, и, сверх того, на епископов от папы было употреблено сильное моральное давление, мы, нижеподписавшиеся, единодушно объявляем, что не можем признать ватиканского собора свободным вселенским собором, и его заключениям не можем придавать никакого значения, в особенности же отвергаем положение о личной непогрешимости папы, как не имеющее основания ни в св. Писании, ни в св. предании, и как явно противоречащее церковной истории». Едва это объяснение было опубликовано в «Аугсбургской Всеобщей Газете», как в той же газете появилось заявление от 12 профессоров бреславльского университета и 6 профессоров мюнстерского о том, что они, вполне разделяя мнение ученых коллег мюнхенского университета, присоединяют свои имена к именам этих последних в их протесте против ватиканского догмата. Еще не успело изгладиться впечатление, произведенное этими протестами, как в этом же духе заявлен был протест и со стороны не одних только представителей науки, но и вообще представителей общества. 14 августа 1870 года, под влиянием главным образом адвоката города Кобленца, Адамса, и старшего учителя того же города Штумпфа, в городке Кенигсвинтере, лежащем неподалеку от Бонна, состоялось громадное собрание (до 1.359 человек), в котором приняло участие, кроме профессоров университета, множество купцов, фабрикантов, аптекарей, офицеров и представителей других сословий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИСКОПСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ постоянный коллегиальный орган власти в Римско-католической Церкви, объединяющий епископов отдельной страны или определенной территории. В качестве постоянно действующего канонического ин-та Е. к. получили оформление после Ватиканского II Собора (1962-1965), однако практика собраний епископов отдельных стран для обсуждения религ., политических и социальных вопросов возникла еще в XIX в., заменив древнюю практику национальных или поместных Соборов, к-рые практически не собирались с эпохи средних веков. Впервые национальная конференция епископов была организована в 1830 г. в Бельгии (в Мехелене), затем возникли периодически собиравшиеся Е. к. в Германии (с 1848 в Вюрцбурге, позднее в Фульде), в Австрии (с 1849 в Вене), в Ирландии (с 1854), в Царстве Польском (с 1906 в Варшаве), во Франции (с 1906), в США (с 1919) и в др. странах. К 1962 г. существовало 45 национальных Е. к., 20 из к-рых имело устав, утвержденный Папским престолом. Согласно конституции папы Римского Пия X «Sapienti concilio» (29 июня 1908), все вопросы, связанные с проведением Е. к., передавались в ведение рим. конгрегации Собора. Принятый в 1917 г. Кодекс канонического права (см. Codex iuris canonici ) подтверждал подчиненность Е. к. конгрегации Собора (CIC (1917). 250. § 4) и возлагал на архиепископа (митрополита) или в случае его отсутствия на старейшего из епископов церковной провинции заботу о проведении не реже раза в 5 лет собрания правящих епископов церковной провинции для обсуждения различных вопросов, а также для подготовки поместного Собора (CIC (1917). 292. § 1). В собраниях должны были участвовать главы еп-ств и др. структур, не входящих в состав церковных провинций и подчиненных непосредственно Папскому престолу (CIC (1917). 292. § 2). До II Ватиканского Собора Е. к. имели лишь совещательный характер и не обладали властными полномочиями. Новый канонический статус Е. к. был сформулирован на II Ватиканском Соборе в связи с выработкой учения о коллегиальности епископата (см.

http://pravenc.ru/text/190049.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010