В состав погоста входили деревни: Бережиста, село Водосы, Глушица, Голчанов Остров, Дубровици, Заблудно, Исаково, Лезна, Любуни, Мстино, Мстино, Муравьево, Новинка на Подольском, Овдокимово, Оникеев Остров, Пертично (2), На Подольску, Полка, Середние Водосы, Сковородка, Соснец, Холопья Полисть, Шестоедово. На р. Волхове лежала дер. Водосы, на р. Водосе – село Водосы, на р. Полисти – Бережиста, Сковородка, Соснец, Шестоедово, Холопья Полисть. При перечислении пожен упоминаются реки Кересть, Пертична, Жавынь (не Равынь ли?), Меневша, Лунь; озера – Лунино и Незнание (прот. Дубровиц?). Погост Солецкий на Волхове – самый северный из погостов Новгородского уезда, расположенных по течению р. Волхова. Северная граница погоста – граница Новгородского и Ладожского уездов. «На погосте церковь Рождество Пречистые, да на погосте ж дв. поп Елисей, дв. диак церковной Гридя, дв. сторож церковной Ивашко» (III, 414). Погост занимал довольно большую территорию, – пахатной земли в нем числилось 235 ½ обеж; в 285 дворах жило 458 человек. По родам владений все земли распределялись на а) оброчные, б) поместные, в) своеземцевы и г) поповы. Поместья были за Иваном Михайловичем Волынским (74 дв., 13 челов., 48 ½ об.), за Булгаком Вокшериным (32 дв., 66 челов., 20 ½ об.), за Степаном Немцовым Забелиным (5 дв., 8 чел., 4 об.), за Федком Немцовым Забелиным (4 дв., 6 чел, 4 об.), за Гридею Немцовым Забелиным (10 дв., 15 челов., 8 ½ об.), за хлебным подключником Андреем Малым (2 дв., 3 челов., 2 об.), за подьячим Гридею Карповым (3 дв., 6 челов., 3 об.), за Васюком Дмитреевым Шадриным, человеком Вас. Бор. Тучковского (11 двор., 15 челов., 12 об.), Шадрин жил в д. Бор-Селятинское. В числе владельцев значится «поп Алексей (Елисей? см. выше) с погоста с Сольцы. – Всего в погосте было земель оброчных 95 дворов 141 человек 93 обжи поместных 144 двора своеземцовых 63 человека 37 ¾ обеж 2 ½ обжи В переводе на отношения %-ные оброчных 39,5%, поместных 43,5%, своеземцевых – 16%, поповых 1%. Деревни, составлявшие Солетцкий погост, следующие: Бабино Новое, Березовик, Богоник, Борок, Бор (2), Бор Селятинское, Брусно, Веретея, Вешки, Волмосы поч., Ворошкино, Вязовой поч., Горбыня, На горке за Кусынею, Гороховцово, Дедерево, Долгое, Домашево (2), Дронева, Дуброва, Дуброва у Оломны, Дуплево, Жар, Заполье, Заполье – Остров, Заручье, Заручье – Борь, Заречье, Засопие, Ирса, Каменка – Новое, Каменка – Павлово, Каменка – Старое, Кокорино, Комарово Бережное, Котоля, Красное, Крутик, Кусыня сц., Липники – Середнее Бабино, Липовик, Лука, Медведевское Заречье, Мелехово Селище, Мерятино, Меневщина, Моломна, Мягры, Наволок, Наростыня, Наход, Ничане, Новое Село Бабино, Обрамово, Оломна (2), Осничок (2), Осташово, Остров (2), Плоское, Подборовье, Подборовье Нижнее, Посолье Новое, Равыня (2), Разика, Рядбуж, Среднее, Солетцкий погост, Солодуха, Сольца село, Сотово, Сухие, Тарута (–ово), Тур, Тухани, На холму, Хочково, Черная, Шолыгино.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Васильевич Васюкович (28.03.1882, застенок Коски Минского у. и губ.- 26.09.1937, г. Борисов Минской обл.), сщмч. (пам. 13 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. Из семьи священника. В 1899 г. окончил после переэкзаменовки Минское ДУ. Был учителем народной школы. Получил назначение на должность псаломщика в храме Рождества Пресв. Богородицы в с. Литвяны Минского у. Затем рукоположен во диакона в том же храме. 6 авг. 1937 г. Н. был арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в тюрьму в г. Борисове. Согласно собранным НКВД свидетельствам, после поджога безбожниками Рождественского храма в 1930 г. Н. сказал: «Разве это власть, когда во власти большевики? Это не люди, которые не веруют в Бога, а банда проходимцев, которые издеваются над православным народом». Также он отказался в 1936 г. подписываться на гос. займ, заявив: «Подписываться не буду, мне нечего укреплять эту власть...». На допросе Н. отказался давать показания. Расстрелян по приговору Особой тройки НКВД Белорусской ССР от 16 сент. 1937 г. Канонизирован как местночтимый святой Минской епархии решением Синода Белорусского Экзархата РПЦ от 28 окт. 1999 г. Прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Кривонос Ф., свящ. Минская епархия в период довоенных репрессий//Минские ЕВ. 1996. 39. С. 79; он же. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951 гг.). Киевец, 1996. С. 81. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Ипатов († 1918), диак., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Шалай (1879-1937), прот., сщмч. (пам. 1 нояб., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2565676.html

  ОПК в российских школах РПЦЗ и РПЦ Споры вокруг введения института военных капелланов Судебное разбирательство Бычков vs Чаплин Протест архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона (Васюкова) против пропаганды оккультизма на первом канале Ситуация со строительством кришнаитского храма в Москве Фильм Павла Лунгина " Остров " Всемирный саммит религиозных лидеров в Москве Встреча митрополита Кирилла (Гундяева) с российскими рок-музыкантами Фестиваль Православных СМИ " Вера и слово " Главный вывод, который можно сделать, глядя на результаты: в 2006 году не произошло ни одного настолько значимого события в религиозной сфере, которое смогло бы завоевать сколько-нибудь заметное большинство. Иными словами прошлый год был достаточно " рядовым " , в отличие от 2005, в котором, например, происходили выборы Папы. На первое место читатели " Религии и СМИ " поставили ситуацию с преподаванием ОПК в российских школах. Вероятно, все согласятся, что эта тема чрезвычайно актуальна для значительной части общества, иначе она бы не вызвала столь оживленной дискуссии в СМИ. Второе и третье место так же заняли события, которые могут определить жизнь РПЦ и общества на несколько лет вперед. Объединение РПЦЗ и РПЦ МП может серьезно изменить ситуацию в мировом православии, а упорядочивание положения священников в армии открывает путь к более тесному сотрудничеству двух структур, пользующихся доверием населения – Церкви и вооруженных сил. Достаточно интересным представляется появление на 4 месте судебного разбирательства журналиста Сергея Бычкова и протоиерея Всеволода Чаплина. Это событие оказалось весьма знаковым для определения границ дозволенной критики и ее тона, как для религиозных организаций, так и для других объектов СМИ. Напомним, что журналисты ведущих изданий и представители духовенства совместно пришли к выводу о недопустимости клеветы и откровенного хамства в публикациях и об ответственности журналистов за свои тексты и сюжеты. Можно предположить, что подобный подход разделяют и голосовавшие за эту позицию читатели портала " Религия и СМИ " .

http://religare.ru/2_37248.html

Служившие в нем епископ Филарет (Раменский), протоиерей Стефан Кульчицкий, прот. Антоний Киркевич, священник Михаил Рубанович, диакон Владимир Лобач, диакон Яков Барановский, и ряд прихожан были арестованы и 1 ноября 1937 года расстреляны. Их судьбу разделили очень многие пастыри, душу свою положив за други своя. Назовем имена некоторых из них. Это расстрелянные в том же 1937 году о. Димитрий Павский (Минск), о. Сергий Садовский (Койданово), о. Александр Шалай (Блонь), о. Леонид Бирюкович (Бродец), о. Иоанн Воронец (Смиловичи), о. Владимир Зубкович и о. Димитрйй Плышевский (Смолевичи), о. Михаил Савицкий (Старобин), о. Иоанн Панкратович (Чижевичи), о. Николай Васюкович (Литвяны), о. Павел Печенко (Житин), о. Михаил Плышевский (Шацк) и многие другие. Гонения «первой безбожной пятилетки» нанесли Церкви страшный урон. На словах трудно пересказать беззаконие, которое тогда творилось … И тем не менее, несмотря ни на что, по данным всесоюзной переписи населения 1937 года, 2/3 жителей села и 1/3 городских жителей записались верующими. В этом смысле «безбожная пятилетка» не удалась. 1938 год Эпилогом гонений на Церковь в Минской епархии явились события 1938 года. Тогда состоялись самые последние (из известных нам) аресты лиц духовного звания с теми же жестокими приговорами, что и в предыдущем году. В Минске был арестован и расстрелян, прибывший незадолго до этого из Сибири, обновленческий митрополит Петр Блинов. Крупные аресты в 1938 году прошли в Борисове. Действовавшая там Свято-Андреевская церковь была закрыта, ее настоятель о. Иоанн Мацкевич расстрелян, вместе с ним расстреляли еще восемь человек, по сути уничтожив приход. Летом 1939 года на территории Минской епархии прекратила действовать последняя православная церковь, находившаяся в Бобруйске, на кладбище. Этот город в те времена входил в пределы епархии. В течение последующих двух лет в былой епархии нигде не совершались богослужения. В ее истории наступил скорбный перерыв. И кому-то казалось, что с Церковью Божией покончено раз и навсегда.

http://pravmir.ru/novomucheniki-i-ispove...

3. О Шестой сессии Смешанной Богословской комиссии по диалогу между Поместными Православными Церквами и РКЦ по вопросу наличия и деятельности униатских Церквей. 4. О заседании Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. 5. Об экуменической консультации по теме “Новые процессы в Центральной и Восточной Европе – требования к свидетельству Церквей ”. 6. О заседании РК ХМК. 7. О работе Комиссии Священного Синода по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян РПЦ, репрессированных в советский период. 8. Назначить еп. Ташкентского Льва епископом Новгородским и Старорусским. 9. Назначить еп. Подольского Владимира епископом Ташкентским и Среднеазиатским. 10. О возведении прот. В. Якобса, клирика Таллиннской епархии, по пострижении в монашество, в сан епископа с титулом “Таллиннский, Патриарший викарий”. 11. Назначить еп. Тапаского Виктора епископом Подольским. 12. О возведении архим. Мануила (Павлова), клирика Олонецкой епархии, в сан епископа с титулом “Петрозаводской и Олонецкий”. 13. Назначить архиеп. Куйбышевского Иоанна митрополитом Ленинградским и Ладожским, постоянным членом Священного Синода. 14. Назначить еп. Ладожского Арсения епископом Истринским, викарием Московской епархии . 15. Назначить еп. Алма-Атинского Евсевия епископом Куйбышевским и Сызранским. 16. Назначить архиеп. Зарайского Алексия архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским. 17. О возведении архим. Никона (Васюкова), клирка Ульяновской епархии, в сан епископа с титулом “Уфимский и Стерлитамакский”. 18. Утвердить постановления Украинского Экзархата (Журнал 19. О назначении архиеп. Симферопольского Варлаама архиепископом Днепропетровским и Запорожским. 20. О возведении архим. Глеба (Савина), клирика Донецкой епархии, в сан епископа с титулом “Симферопольский и Крымский”. 21. О заседании Синода Белорусского Экзархата (Журнал 22. О возведении архим. Аристарха (Станкевича), насельника Троице –Сергиевой Лавры, в сан епископа с титулом “Гомельский и Мозырский”. 23. Назначить еп. Тобольского Антония епископом Красноярским и Енисейским.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

обсуждение всего комплекса вопросов, связанных с участием представителей правосл. Церквей в контактах с инославным миром, в частности в двусторонних богословских диалогах, в работе ВСЦ и др. международных христ. орг-ций. Доклад и. о. председателя Учебного комитета и ректора Московских духовных школ еп. Евгения был посвящен проблемам богословского образования, заключающимся, в частности, в нехватке преподавательских кадров, снижении числа рукоположений среди выпускников ДС и финансовых трудностях. После докладов состоялась дискуссия. Острокритический характер носило выступление Львовского еп. Августина (Маркевича) . Рассказав о трагической ситуации в его епархии и во всей Галиции, он упрекал собратьев-архипастырей в недостаточном противостоянии униатскому прозелитизму. Кроме того, еп. Августин дал жесткую характеристику проявлениям неообновленчества. Критическое отношение к экуменизму выразили в своих выступлениях епископы Уфимский Никон (Васюков) и Тернопольский Сергий (Генсицкий). Постоянные члены Свящ. Синода митрополиты Смоленский Кирилл и Крутицкий Ювеналий и архиеп. Солнечногорский Сергий (Фомин) , хотя и полемизировали между собой в оценке эффективности участия представителей нашей Церкви в деятельности ВСЦ в прошлом, в основном высказались за то, чтобы РПЦ оставалась в ВСЦ. Их поддержали епископы Уральский Антоний (Москаленко) и Зарайский Павел (Пономарёв) , управляющий приходами Московского Патриархата в США. Киевский митр. Владимир (Сабодан) говорил о крайне тяжелом положении УПЦ, против к-рой ополчились раскольники-автокефалисты, униаты, римо-католики, язычники, греч. старостильники, раскольники из т. н. «Свободной церкви», представители РПЦЗ. Глава УПЦ просил А. С. дать укр. Синоду полномочия на диалог с братскими поместными Церквами по вопросу о положении УПЦ. Большой интерес у участников А. С. вызвал зачитанный Керченским архиеп. Анатолием (Кузнецовым) текст речи отсутствовавшего по болезни Сурожского митр. Антония (Блума) . Митр. Антоний поднял вопрос о духовничестве, участии РПЦ в ВСЦ и экуменическом движении, отношениях правосл.

http://pravenc.ru/text/76520.html

- У нас представлена икона Царственных Мучеников, написанная в византийском стиле, - показывает одна из сестер. - Наши сестры много работают над образами Царственных Мучеников, к примеру, такая икона находится в Елоховском соборе Москвы. Сестры нашего монастыря, можно сказать, духовно связаны с Царственными Мучениками – во время их заточения они носили им еду. На стенде Ново-Тихвинского монастыря представлены также фарфоровые изделия работы сестер и, конечно же, уникальные вышитые богослужебные облачения, которые заинтересовали многих посетителей выставки. Свято-Троицкий женский монастырь в Симферополе, где находятся мощи святителя Луки Войно-Ясенецкого, доставил на выставку икону святителя Луки с частичкой его мощей. - Как известно, от иконы святителя-исповедника происходит множество исцелений, и посетители выставки с радостью и умилением припадают к ней, - говорит одна из сестер. - Мы также привезли масло из лампадки от мощей святителя Луки. Почитание святого Луки в Крыму очень сильно, свидетельство тому – пение нараспев еженедельно акафиста святителю, которое возглавляет митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. И в этот день храм всегда переполнен. К нам постоянно приезжают паломники, в том числе из Греции и США. У нас на стенде также представлены проповеди свт.Луки, в том числе те, которые еще нигде не издавались. Сейчас в нашем монастыре готовится к изданию полное собрание сочинений святителя. В 2003 году при монастыре был открыт музей, посвященный свт.Луке, где собраны его фотографии, книги. Там есть и книга отзывов, больше напоминающая сборник рассказов наших современников о чудесах и исцелениях по молитвам свт.Луки. И мы планируем, с Божией помощью, издать книгу о современных чудесах святителя. …Среди выставочных рядов обращают на себя внимание стенды компании «Русский Афон», окруженные плотным кольцом посетителей. Знакомлюсь с руководителем оптового отдела компании Андреем Васюком. - Мы являемся представителями Свято-Пантелеимонова монастыря, который находится на Святой Горе Афон, - рассказывает он. - Основное направление деятельности – греческая икона, ладан в самом широком ассортименте: патриарший, херувимский, келейный, алтарный. Этот ладан производится на Афоне и в Греции. Также там делается вся утварь: кадильницы, подвесные лампадки...

http://pravoslavie.ru/371.html

«Есть смирение – есть всё» Матушка, как владыка Иоанн стал Вашим духовным отцом? Это дорогие для меня воспоминания, которыми я уже делилась с корреспондентами и участниками одного из вечеров памяти владыки в Санкт-Петербурге. Также они вошли в книгу «Земной ангел и небесный человек: Митрополит Иоанн (Снычев) в воспоминаниях митрополита Никона (Васюкова) и игумении Иоанны (Смолкиной)», выпущенную в 2019 году издательством «Царское дело». Но с радостью и великим чувством благодарности к своему духовнику расскажу об этом снова. Я была 13-летним подростком, когда впервые увидела владыку. Он управлял тогда Самарской и Ульяновской епархиями и приехал в наше село Оськино (рядом с г. Инза, Ульяновской обл.) на престольный храмовый праздник. Церковь была битком набита, а владыка стоял на кафедре в митре, и мне не разглядеть было его лица. В окно лилось щедрое солнце, и от этого владыка стоял, будто в некоем розовом облаке. Я не перемолвилась с ним ни словом, но интуитивно почувствовала, что это тот человек, которого бы я хотела назвать своим духовным отцом. Однако прошло много лет, прежде чем моя мечта осуществилась. Мы встретились, когда я поступила в Пюхтицкий женский монастырь в Эстонии и игумения Варвара (Трофимова) послала меня домой выписываться. Приехав в Самару, я пошла в епархию. Владыка принял меня, мы стали беседовать… И по милости Божией на протяжении 15 лет до самой его кончины я у него духовно окормлялась. Всякое было с моей стороны. В том числе и обиды на духовника, которые я лелеяла в душе и только позже осознавала греховность своих желаний и всю правоту владыки, выковывавшего во мне монастырский дух. В книге опубликовано много писем духовного наставника, адресованных мне. После небольшой преамбулы приведу два отрывочка. Когда мне в монастырской жизни приходилось предпринимать что-то серьезное, и тогда я желала узнать мнение по этому поводу духовно умудренной старицы. Бывало такое, что мне рекомендовали сделать одно, а владыка говорил другое. Как я поступала? Из двух советов выбирала тот, который для меня был легче к исполнению. Но сила молитв старца и правильного его руководства разбивали все вражьи козни. Вот что писал мне старец: «Не знаю, что и ответить тебе на твое письмо. В нем тонко проскальзывает дух самонадеянности и какого-то огорчения на духовного отца. Дай-то, Господи, чтобы матушки, познавшие монастырскую жизнь, передали тебе свой опыт и предохранили тебя от падений. Однако пренебрегать наставлением великих старцев Варсонофия, Иоанна и Дорофея не советую. Я не думаю, что ваши матушки превзошли опытом монашеской жизни опыт сих подвижников. Не пренебрегай старшими!» И далее: «Ну и глупенькая ты у меня! Неужто такая ваша монастырская жизнь, что мне не разобраться в ней и не понять ваших искушений? Мне все ясно, но я обращаю внимание на самое главное – на чистоту сердца своего чада. Если оно без грязи – я спокоен. А если нет – бью тревогу, невзирая на все трудности».

http://pravoslavie.ru/131983.html

В ходе встречи состоялось обсуждение вопросов организации работы курсов, особенностей преподавания дисциплин монашествующим, положительного опыта соискателей 2018-2020 годов. Комиссии были предоставлены документы курсов, учебный и календарный графики занятий. 27 мая в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре после молебна у чудотворной Тихвинской иконы состоялась беседа членов выездной комиссии с благочинным обители иеромонахом Ианнуарием (Рухловым), преподавателем курсов священником Дионисием Якименко и слушателями открывающихся курсов. Затем экспертная группа посетила Тихвинский Введенский женский монастырь г. Тихвина, где прошла встреча с настоятельницей обители игуменией Павлой (Васюковой), преподавателем курсов священником Дионисием Якименко и слушательницами Курсов. В продолжение работы члены комиссии посетили Духовно-просветительский центр Тихвинской епархии «Воскресение», где будут проводиться общие лекции для слушателей всех обителей епархии. Гости осмотрели музей, аудитории и мультимедийный класс-библиотеку с виртуальным читальным залом Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. Экскурсию провела директор центра Е.В. Акимова. В завершение дня члены комиссии посетили Антониево-Дымский мужской монастырь, где провели встречу с игуменом Адрианом (Дементьевым) и учащимся — монахом Силуаном (Евсеевым). В беседе также принял участие преподаватель курсов священник Дионисий Якименко. 28 мая в иконописном классе Покрово-Тервенического женского монастыря члены выездной группы провели беседу с будущими слушательницами курсов. Во встрече приняли участие также настоятельница обители игумения Лукиана (Рысева) и преподаватель курсов священник Роман Соколов. Члены комиссии посетили Введено-Оятский женский монастырь. Комиссию встречали игумения Иоанна (Егорова), священник Роман Соколов и сестры обители. Затем члены комиссии прибыли в Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь. Гостей встречали игумен обители архимандрит Пахомий (Трегулов) с братией обители и преподавателем курсов протоиереем Виталием Фонькиным.

http://patriarchia.ru/db/text/5817242.ht...

От сего народ мало имел внимания к Христианским Церквам, не приходил на исповедь к Духовным Отцам, не наблюдал постов, не привозил умерших своих на Церковные погосты для погребения, а погребал их на курганах и холмах, и там отправлял им с Арбуями поминовение; а младенцев, если по страху от помещиков приносил для Крещения к Священникам, то уже после Арбуева молитвословия. Сверх того сами они расторгали свои браки и с чужими женами и девками жили без венчания и проч. Для прекращения всех сих беспорядков Архиепископ Макарий по Указу Государеву в 1534 году от 25 марта послал с одним Новгородским Священником Илиею и с двумя Боярскими детьми Васюкою Палицыным и Ивашкою Ошманаевым увещательную Грамоту ко всем Игуменам, Священникам и Диаконам Водской Пятины в погосты Ижерской, Дубровской, Замошской, Егорьевской, Ополецкой, Кипенской, Псковской Зарецкой и во все уезды Чудские, Ижерской, Вашской, Копорской, Ямской, Иванегородской, Корельской и Ореховской, убеждая их разорять, сожигать и истреблять языческие мольбища, и на их местах петь молебны, окроплять всех Святою водою по селам и деревням, поучать народ и самих Арбуев Христианскому Закону, хождению к Церквам, к исповеди и проч. и которые покаются, тех принимать; нераскаянных же и упорных ловить и присылать в Новгород: а нерадивым Игуменам и Священникам Макарий угрожал извержением без милости. Но все сии строгости тогда не прекратили еще Чудских суеверий и преемник Макариев, Архиепископ Феодосий, в 1548 году принужден был прислать вторичную от 8 июня таковую же Грамоту в помянутые Уезды с одним Новгородским Священником и двумя детьми Боярскими. В сей Грамоте, сверх повторения Макариевых предписаний, Феодосий заповедует еще внушать Чудским женщинам, чтобы они голов своих не брили, а из обритых таковых по две, или по три и по два Арбуя прислать в Новгород для увещания. Между тем в пределах самого Пскова около половины 16 столетия появился новый раскол от Монахов Елизарьева Монастыря, учивших, вопреки Уставу Церкви, читать и петь в Церковных службах Аллилуиа по дважды, а не по трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010