Мои же по мельничному ручью ляга Каняда, Щеглевская ляга, да моя же ляга по Вожбальской дороге у Шишкинской Новины. Да по Пёсьей Деньге наволоки, и лога, и пожни, да по Ковде пожни по одной стороне под монастырём до грязной улицы. Да мои же пожни по Сухоне вверх повыше Толшмы за Сонбалом на Красотицком наволоке три закосца да поженка на устье реки Тиксны. Да моя же пожня пониже Тиксненского острова с Лепестовой пожней в межах. Да мой же остров Тиксненский, да против Дудырева острова мои же две пожни, да на устье реки Шонтаса по обе стороны мои пожни, а от Шонтаса по Сухоне вверх моя же пожня Наволок, да у Чёрной речки четвёртая выть пожни Наволока, да моя же пожня Хлепестовская, и другая половина, да моя же пожня на Печенском острове на нижнем конце с Истомкой Симоновым не делена, да на том же острове на верхнем конце на ходучей стороне поженка моя же, да моих три закосцы в Неченжице, да против залоги на ходучей стороне над Сухоной поженка моя же, да закосец за Сухоной на дикой стороне повыше Дедова острова, мои же в межах с Бабиченки, да в Леденге реке повыше Неустроевой деревни, мои же три закосца. Да два дощаника с парусами, да три котлика медных, да горшочек медный, да три сковородки медные да оловяник, да свечник медный, да рукомойник медный, да фонарик, да три сковородки железные, да две клюки железные, да замок железный. Да взять мне на Иване, на Григорьеве сыне, на Лабутине Галицкой соли сорок рублей, а в тех деньгах у меня на него кабала, и та кабала у меня утерялась. Да два колокола в пустыни. Да взять мне на Семёне да на Якове да на Немире, да на Петре на Неустрое, на Стефановых детях Саблина вкладных денег за отца за Стефана семь рублей с гривной безкабально. Да мой же починок за Медведицей речкой, да мой же починок за речкой за Шоренгой, Рахийской, да моя же поженка за Сухоной у речки Чёрной; да в кремле городе у меня горница, да на площади в большом ряду мои две лавки, да мой же починок по Сухоне вверх на речке на Чёрной, а вышка в нём Бибиченком, да что мне приказал пустыньку Архиепископ Ростовский и Ярославский в Тотемском уезде на реке на Реже и на Ваге Леванидовское займище и брата его Мисаила по старцеву челобитью Ефремову.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Мир этот пройдет мимо нас, и слава его исчезнет; а придет Господь с небесными силами, и поставит каждого на суд, и каждому воздаст по делам его. Помни, что можешь завтра же увидеть, как разверзутся небеса, сойдут ангелы, и ты станешь пред страшным судилищем и будешь давать отчет в твоей жизни в делах, словах и мыслях. Позаботься же о себе, вспомни грехи свои, вспомни о суде. Помни, что ты человек смертный, немощный и подверженный страстям. Помни, что ты живешь в жизни печальной, погубившей многих добрых и злых, умных и неумных, богатых и бедных. Помни, что ты человек слабый, не могший вынести труда ни одного дня, ни бдения нощного. Вспомни, сколько ты грешил пред Богом с юности своей. Вспомни, что день и ночь борешься ты с грехом, как со львом. Подумай, сколько было людей после Адама, и все прошли без следа. Прославились на небе и на земле лишь те, которые жили по заповедям Божиим. Что в этом мире не ложь? Все полно болезни и страха. Рождение наше – со страстями, и смерть страшна. А что будет по смерти – неизвестно. Все пути наши – печальны. Плоть наша – неумирима. Здоровая воюет, немощная печалит нас, не давай ей хлеба – ослабеет. Кто в этой жизни прожил без скорби? Кто не пил соленой воды и не хлебал волны морской? Кто не стонал? Сколько обманутых жизнью! Подумай, что скоро-скоро оставишь ты все видимое – и эту землю, и это небо, и этих людей. Подумай, как ничтожен ты телом и душой. Малая скорбь треплет тебя, малое слово громит тебя, малая болезнь, как огонь, обжигает тебя и ввергает в скорбь. Каждое веселье света оканчивается печалью. Ныне играют свадьбу, завтра плачут над мертвецом. Ныне растем, завтра гнием. Ныне рождают, завтра погребаются. Ныне радость, завтра слезы. Ныне богат, завтра нагой. Ныне знатен, завтра кипит червями. Содрогнемся и вострепещем. Что с нами будет, не знаем. Покаемся теперь: после смерти нет покаяния. Что сделаем здесь, то и найдем там; что посеем, то и пожнем. Придет и не минует. Придет Божий меч на нас и не обойдет никого. Оставит человек все и пойдет один, нищий и нагой, беспомощный, несмелый, неготовый; и ведут его, как осужденного, в места страха и трепета, где не смех, а плач, не пища, а туга, где страх и трепет грешникам, беда великая, слезы необъяснимые, печаль неописанная, вздыхание непрерывающееся, огонь неугасимый, червь неусыпающий, тьма без света, Судия страшный. Вытвердим себе все это, не минуем же сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

118) От Iohn E. В. Mayor из Кембриджа – его брошюра: Franz Heinrich Reusch. 119) От студентов Академии – их перевод: Фонсегрив, «Элементы психологии». 120) От студента LVI курса Н. Высоцкого – 1) I.I. Scheuchzer, Physica sacra (Kupfer-Bibel), 4-te Abtheilung (текст) и 1–2 Abth. гравюры (1–575), voll. 3, и 2) «Денница Премудрости», ркп. конца XVIII ст., на 58 листах, F. 121) От студента LVIII курса иерод. Дионисия Марангудакиса – 1) брошюра: Κρητικη πολιτεια. Καταστατικος νομος της εν Κρητη ορϑοδοξου εκκλησιας, и 2) газеты: Πατρις, Ερευνα и Αναγεννησις. 122) От бывшего студента Академии В.Н. Львова книга Друммонда, «Эволюция и прогресс человека», издание 2-е. 123) От студента LVI курса М. Виноградова – книга: Wundt, Vorlesungen über die Menschen – und Thierseele, 3-te Auflage. 124) От студента LVII курса H. Остроумова – его брошюры: а) «Редкий человек», и б) «Проф. И. Н. Корсунский ». 125) От студента LVIII курса А. Линькова – его брошюра: —224— «Описание Тиксненской Преображенской церкви Вологодской губернии». 126) От студента Казанской Духовной Академии Ю. Халеби – его брошюра: «Два документа к истории Антиохийской церкви». 127) От А. Н. Лаврова – книга: Auserlesene Psalmen und geistliche Lieder für d. evangelisch-reformierte Kirche des Kantons Aargau. 128) Кроме сего с почты получены от разных учреждений и лиц следующие книги и брошюры: 1) Мигулин, «Русский государственный кредит», том I; 2) «Архим. Кирилл Лопатин (некролог)», в двух экземплярах; 3) десять брошюр разного содержания; 4) «16 и 17 Отчет попечительства Импер. Марии о слепых за 1898 и 1899 г.»; 5) «Отчет о состоянии церковно-приходских школ в Ярославской епархии в 1898 и 1899 г.»; 6) «Кавказские курорты на 1901 г.». 129) От профессорского товарищества по выписке журналов получены журналы русские за 1899 и 1900 годы (16 названий в 529 томах и тетрадях). 130) Из Редакции «Богословского Вестника» получены 1) периодические издания за 1899–1901 годы (87 названий в 214 томах и 1587 тетрадях) и 2) книги и брошюры (42 названия в 89 томах и 37 тетрадях).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наставляй бесчинных, утешай малодушных, служи больным, принимай странных, храни братолюбие. С искренними в вере имей мир, удаляйся еретика. Читай завещанные книги и отнюдь не читай запрещенных. Ищи небесного и не жаждай земных благ: под ними растянута сеть, увязнешь, как птица. Пребудь в нищете на земле, чтобы быть богатым на небе. Пребудь в алчбе и жажде на земле, и на небе насытишься бесконечной радости. Таись здесь, и явишься там. Пока во плоти, не прекращай подвига; день за день подвизайся для спасения. Не отлагай до времени. Пред смертию не приходит вестник. Поработи тело, и освобождай душу. Не давай льготы телу: плоть действует во льготе. Предавай себя здесь труду, чтобы там радоваться. Жизнь эта – торг. Не почивай прежде покоя вечного; не насыщайся благ земных, прежде вечных. Слушание бесполезных повестей пусть будет для тебя горечью, а чтение повестей святых и Писания божественного – сотом медовым... Страх Божий пусть отворяет и затворяет уста твои. Когда надобно, смотри; когда надобно, говори; спрашивают – отвечай, неспрашиваемый – молчи, чтобы подстрекаемый дерзостью язык не уязвил кого. Беседуй с лицом веселым, чтобы весело было и разговаривающему с тобою. Разговаривая с бедняком, не оскорби его: кто обижает нищего, оскорбляет Создателя. Не стыдись кланяться всякому, как созданному по образу Божию. Старшего летами постарайся почтить; с равными встречайся мирно; младших принимай с любовью; пред почтенными не ленись стоять. Алчущего накорми, жаждущего напои, как повелел Господь, нагого одень, странного введи в дом, больного посети, дойди до темницы и узнай беду тамошних, чего требуют, подай, поскорби, вздохни и прослезись с ними; вспомни, что многие из них страждут за один какой-нибудь грех , а мы постоянно грешим и, однако, живем счастливо. Ищи человека, боящегося Бога и служащего Ему всей душой, и к нему прилепись душою и телом. Если нашел ты человека, будь покоен: ты нашел ключ к Царству Небесному. Следуй ему во всем, внимая словам его, делай приятное ему. Монастыри и дома святых пусть будут для тебя пристанищем; прибегай к ним, прими в них участие и утешь их в нищете их. Если есть у тебя нужное для них, принеси им: ты отдашь это в руки Божии. Пойми, чего требует Царь Небесный от твари Своей? Малой и легкой милости. Подай же малость – и получишь вечное; подай немногое – и возвратят во сто раз. Милующий убогого дает заем Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пафнутиева монастыря. Первый из них – строгий постник – жил впоследствии вне обители в затворе, занимаясь молитвою и рукоделием. Одним из главных его занятий было списывание книг. Кассиан Босой ни летом, ни зимою не носил обуви, не знал меховой одежды; он так изнурил себя постом, что преподобный Иосиф находил нужным умерять его подвиги. Иосифов Волоцкой , или Волоколамский, Успенский 2-го класса (с 1764 г.) монастырь находится в Московской губернии Волоколамского уезда, в восемнадцати верстах к северовостоку от Волоколамска, на равнине между речками Сестрою и Сестругою, на левом берегу речки Спировки. Основан в 1479 г. В нижнем соборном храме обители его погребены князья Волоколамские, Иоанн и Феодор Борисовичи, митрополит Даниил и Феодосий, архиепископ Новгородский, скончавшийся в 1566 году. В монастыре находится икона Богоматери, именуемая Волоколамскою и явившаяся в 1667 году; празднество ей совершается 3 марта. Чтобы познакомить читателей с творениями преподобного Иосифа, предлагаем здесь из его «Просветителя» несколько душеполезных наставлений. «Прежде всего, – говорит Преподобный, – возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всем умом твоим и крепостию; пусть не отлучает тебя от любви Божией ни жизнь, ни смерть, ни настоящее, ни грядущее. Пусть все правила и привычки твои будут угодными Богу... Мало говори и много размышляй; не будь дерзок в слове, не излишествуй в беседе, не будь дерзок в смехе, украшайся стыдливостию. Трудись руками своими, благодари за все, терпелив будь в скорби, охраняй сердце от гордости и худых помышлений. Не засматривайся на жизнь ленивых, а ревнуй житию святых; радуйся успехам добродетельных, но не завидуй. Плачь о согрешающих, но не осуждай их, – есть Судия, Который воздаст каждому по делам его. Не оправдывай себя, а признавай себя грешником пред Богом и людьми. Не беседуй льстиво; не клевещи ни на кого и не слушай клеветы. Не гневайся напрасно и не думай о мести, чтобы платить злом за зло. Пусть укоряют тебя, но ты не укоряй; пусть бьют тебя, но ты не бей; пусть обижают тебя, но ты не обижай. Остерегайся бесед женских и вина: то и другое отуманивает и умных. Совершая заповеди Господа, не будь печален, а жди награды от Бога и ищи жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приняв начальство, новый настоятель ввел в своем монастыре самый строгий порядок и общежительный устав, стараясь назидать братию не только словом, но и собственным примером и прилагая труды к трудам. При заботах о возвышении и улучшении своего монастыря, при подвигах поста и молитвы преподобный Григорий не оставил мысли своей о пустынножительстве. Он снова начал тяготиться повсюду следующей за ним славой, опасаясь из-за нее лишиться славы будущей; сердце его стало опять стремиться к уединению и безмолвию. Не в силах будучи побороть своего желания и зная, что братия будут упрашивать его остаться и архиепископ никогда не согласится отпустить, он решился тайно оставить монастырь. Дождавшись ночи, никем не видимый, преподобный Григорий вышел из своего монастыря и направился к северу, в страну для него неизвестную, усердно моля Матерь Божию быть ему путеводительницей и возлагая на Нее всю свою надежду. Пришедши в Вологду, он долго ходил по окрестным лесам и пустыням, отыскивая себе место, где бы поселиться и работать Богу. Скитаясь по непроходимым дебрям и болотам, он дошел до монастыря преподобного Дионисия Глушицкого, где утомленного путника приняли как дорогого гостя. Пробывши в Глушицком монастыре несколько времени и присмотревшись к жизни братии и уставу монастыря, преподобный Григорий решился навсегда остаться в нем и стал просить себе келлию у преподобного Дионисия. Пустынный авва поместил пришельца в своем любимом Сосновце, при церкви Иоанна Крестителя, где и сам проводил большую часть времени. Узнавши ближе друг друга, они скоро сделались самыми искренними друзьями; целые дни и ночи проводили они вместе то в совокупной молитве, то в собеседовании духовном. Дионисий, провидя в Григории будущего пастыря и наставника пустынножителей, старался непрестанно назидать его и наставлениями отеческими, и наблюдениями собственного опыта. «Смирение всего необходимее иноку, – говорил старец, – потому надобно стараться с корнем исторгать из сердца всякое превозношение и со страхом и трепетом служить Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сотвори, чадо, ум твой со всяцем тщанием единаго Бога искати и прилежати к молитве, паче же подвигнися помогати нищим, сиротам и вдовицам». Преподобный Григорий, забыв свой прежний настоятельский сан, как ученик, смиренно внимал поучениям великого своего наставника, обещаясь всегда неотложно и всецело исполнять их. Приятна ему была тишина уединенной келлии пустыни Сосновецкой: он нашел здесь желаемый покой. Дороги для его сердца были внимание и любовь к нему Дионисия, в частых беседах с которым приобрел он немало духовной опытности, и разлука с ним должна была казаться ему тягостной. Но, пробыв в Сосновце несколько лет, как пловец в тихой пристани, он почувствовал в сердце своем новое, неизвестное прежде ему желание – трудиться не для себя только, но послужить спасению и других. С великим смирением он открыл помысл свой старцу, прося его совета и вразумления. Духовный друг и наставник одобрил его намерение, и, когда Григорий пал ему в ноги, прося благословения на подвиг, пустынный авва сказал: «Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля; послет ти помощь от святаго и от Сиона заступит тя; даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит» 21 . С крестом на плечах и молитвою на устах вышел преподобный Григорий из Сосновца и направил путь свой к восточной стороне от Глушицкого монастыря, в места, ему совершенно неизвестные. Идя лесами и болотами, к вечеру он достиг пустынных берегов великой реки Сухоны и, утружденный путешествием, расположился тут ночевать, непрестанно думая о том, как найти ему место, удобное для пребывания иноческого. Ночью сквозь сон он услышал за рекою как бы звон колокола и, тотчас же пробудившись, начал усердно молиться Господу и Его Пречистой Матери, чтобы указано было ему то вожделенное место, где ему предназначено пребывать. Пробыв в молитве до рассвета, преподобный Григорий переправился на другой берег реки, откуда слышен был звон, и чрез леса и болота дошел до реки Пельшмы, впадающей в Сухону. Здесь преподобный останавливается, обозревает местность и, походив немного по лесу, водружает крест на левом берегу Пельшмы, преклоняет пред ним колена и возносит усердную молитву к Богу, чтобы Он благословил его на этом месте основать храм и обитель иноческую в прославление имени Божией Матери и для спасения душ христианских.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скоро собрались к нему ученики. Первый из них был преподобный Никон, будущий игумен Лавры Сергиевой, присланный сюда самим Сергием, а второй – Амос, сын знатных родителей из Ярославской области, который при пострижении назван Афанасием. Блаженный игумен ревностно заботился о душевной пользе учеников своих, советовал им остерегаться праздности и как можно чаще заниматься чтением книг. Преподобный Афанасий был другом святого митрополита Киприана, и, когда Киприан, по неудовольствию великого князя Димитрия, вынужден был удалиться из Москвы в Киев и потом в Царьград, Афанасий, оставив игуменство, добровольно последовал за ним в изгнание. В Царьграде, в Предтеченской обители, старец купил себе келлию и жил с несколькими учениками, занимаясь то молитвою, то списыванием книг 18 , то делами благотворения. Святитель Киприан, возвращаясь в Москву по приглашению преемника Димитриева, сильно упрашивал Афанасия возвратиться с ним вместе и обещал ему почести. Но смиренный старец отказался. «Келлия моя мне дороже всех почестей», – сказал он. Святитель отвечал ему: «О ум рассудительный! О взор светлый! Возлюбил ты горькое и скорбное, зная, что, по слову пророка, эта горечь слаще меда. Дивлюсь твоему подвижническому житию; скорблю, что и я не могу наслаждаться им». Таким образом, он остался в Константинополе, но и там трудился для блага Церкви Русской. В 1401 году преподобный Афанасий прислал в свою обитель списанный (а может быть, и переведенный им) церковный устав, с которого снято потом много списков в России. Этот устав он назвал «оком церковным». Он прислал также несколько икон византийского искусства, которые и теперь целы в Высоцком монастыре. Там, в Константинополе, он и скончался в глубокой старости в первых годах XV века. Между тем основанная им обитель находилась под управлением ученика его Афанасия, который вел жизнь богоугодную и скончался 12 сентября 1395 года 19 . Высоцкий, или Высокий, Богородицкий Зачатиевский монастырь 3-го класса (с 1764 г.) Московской губернии, Серпуховского уезда, в одной версте от Серпухова по дороге в Тулу, на возвышенном берегу реки Нары, против Владычнего женского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Повсеместное церковное празднование памяти преподобного Григория установлено соборным определением 1549 года. Лопотов Богородицкий монастырь находится в семи верстах от города Кадникова (Вологодской губернии) при речке Пельшме. 13 Блаженный Паисий Ярославов, постриженник Спасокаменский, старец Кириллова монастыря, потом игумен Сергиевой Лавры, отказавшийся от престола митрополии, почил в той обители, где принял иночество. Он был наставником одного из великих отцов Русской Церкви, преподобного Нила Сорского , и других подвижников и занимал первое место в числе пустынных старцев, считавших неполезным для монастырей обладание селами. 14 Иосиф говорил на соборе: «Аще у монастырей сел не будет, како честному и благородному человеку пострищися? И аще не будет честных старцев, отколе взяти на митрополию или архиепископа, или епископа на всякия честныя власти?» 15 Житие, написанное Саввою, епископом Крутицким, издано К. И. Невоструевым в приложении к Чтениям в Московском обществе любителей духовного просвещения за 1865 г. Им же издано житие преподобного Иосифа, составленное неизвестным, и надгробное слово, написанное учеником и сродником Иосифа, Досифеем Топорковым (Барсуков. С. 279–280). О преподобном Иосифе в нашей литературе написаны целые книги, в которых подробно изложены жизнь, деяния и сочинения его. 18 Один из учеников Афанасия, списавший в Царьграде в 1392 г. сборник, говорит в послесловии: «Сию книгу писал я по благословению и совету моего старца, священночестнейшего между иноками кир Афанасия, бывшего прежде начальником общежития и братии в монастыре на Высоцком. Рассмотрев жизнь рассудительным умом своим, оставил он монастырь и все, что было дорого ему: родных, знатных знакомых, – и удалился в Константинополь; здесь пребывает он, как один из убогих, забывая все земное, печется только о будущем». В Румянцевском музее есть копия этого послесловия в сборнике XVI века под 360, лист 42. 19 О преподобном Афанасии сказано в летописи: «Бога ради остави (Афанасий) игуменство и отьще в Царьград, и купи себе тамо келлию, и поживе в молчании со святыми старцы, и тако в старости глубоце преставися ко Господу» (Никоновская летопись. IV, 39). 20 Этот монастырь основан в XIII веке княгиней Марией, дочерью святого мученика князя Михаила Черниговского и вдовою другого мученика князя Василька Ростовского. Теперь эта обитель находится в ограде Иаковлевского монастыря, отчего последний зовется Спасо-Иаковлевским. Читать далее Источник: Троицкий Патерик : или Сказания о святых угодниках божиих, под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. - [Репринт. воспроизведение изд. 1896 г.]. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 383 с. ISBN 5-85280-137-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Потом он пошел к настоятелю церкви и просил как его, так и весь церковный причт и прихожан уступить ему немного места для построения малой келлии на церковном погосте неподалеку от храма Божия, на что те и согласились беспрекословно; крестьяне же ближайших селений изъявили даже желание построить труднику и самую келлию, что вскоре действительно и исполнили, поставив ее в 20 саженях от церкви. Все то время, пока келлия строилась, Вассиан неисходно днем и ночью пребывал на церковной паперти в посте и молитве. Когда постройка келлии кончилась, он просил священника освятить ее с молебствием Пресвятой Троице пред иконою, принесенною им с собою, и поселился в ней в 1594 году. Возрадовался подвижник, достигши исполнения своего заветного желания; светлым чертогом и царским жилищем показалась ему малая и тесная его келлия, в которой он и стал подвизаться в посте и молитве, выходя в храм к каждой церковной службе и совершая в келлии пред иконою Святой Троицы полное иноческое правило. Питался он только тем, что иногда приносили ему добрые люди. Чтобы не нарушать своего уединения, он никого не принимал к себе, кроме одного только духовника; если же приходили к нему или для духовной беседы, или с подаянием, то он принимал приносимое и беседовал с приходящими чрез оконце своей келлии. Постелью ему служил голый пол, но часто он не позволял себе и того, все ночи стоя на молитве и изнуряя себя множеством поклонов и коленопреклонений. Но и такая трудная и суровая жизнь казалась ему еще недостаточною и слабою, и когда один раз посетил его духовник Ферапонт, то он просил у него благословения для большего умерщвления плоти возложить на себя вериги и с его разрешения надел на свои плечи цепи, на чресла – железный широкий обруч, на руки и ноги – оковы, покрыв их своею монашескою одеждою, а на голову надел тяжелую железную шапку, закрытую иноческим куколем. Облекшись весь в железо, как воин в броню, блаженный Вассиан предался еще большим подвигам, стараясь до конца умертвить в себе ветхого человека, очищая и обновляя дух страданиями грешной плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008