Наибольшее внимание на протяжении всех лет издания уделялось местной церковной истории, что объяснялось личным интересом Н. И. и И. Н. Суворовых, обилием старинных памятников в пределах епархии и наличием уже в сер. XIX в. значительной посвященной им лит-ры, в т. ч. не изданных прежде сочинений митр. Евгения (Болховитинова) и трудов учрежденного в 1851 г. епархиального церковного историко-статистического комитета. Так, Н. И. Суворов составил или прокомментировал работы: «Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии» (1865-1873), «Вологодский летописец» (1873), «Устюжский летописец» (1874), «История г. Сольвычегодска», составленная в 1789 г. А. Соскиным (1881-1882), «О бывшей Великоустюжской семинарии и современных ей духовных училищах в Тотьме, Лальске, Сольвычегодске и Яренске» (1887), «75-летие Вологодского духовного училища» (1889), историко-статистическое описание почти всех мон-рей и мн. древних приходских церквей. Заслуживает внимания ст. П. И. Савваитова «Об учреждении Вологодской епархии» (1865. 5, 6). В журнале публиковались биографии Вологодских и Великоустюжских архиереев, мн. др. местных церковных деятелей, жизнеописания свт. Стефана Пермского (1871, 1896), блаженных Прокопия Устюжского (1865), Иоанна Устюжского (1894), преподобных Сильвестра Обнорского (1864, 1866), Димитрия Прилуцкого (1865, 1901), Феодосия Тотемского (1866, 1867, 1887, 1896), Иоасафа Каменского (1867, 1893), Галактиона Вологодского (1867, 1901), Арсения Комельского (1869), Павла Обнорского (1870), Дионисия Глушицкого (1870, 1900, 1901), Вассиана Тиксненского (1897), Кассиана и Григория Авнежских (1900), Киприана Устюжского (1900), Агапита Маркушевского (1905), Стефана Махрищского (1906). Важным источником для истории приходской жизни православных и старообрядцев являются описания поездок епархиальных миссионеров и их дневники (см., напр.: Заплатин А. Записки епархиального миссионера - 1914. 7-9, 11, 12, 20), др. материалы местных корреспондентов (см., напр.: Этнографические наблюдения в Кадниковском уезде - 1907. 11, 12, 22).

http://pravenc.ru/text/155167.html

Клировая ведомость Тиксненской Спасо-Преображенской церкви, Вологодской епархии Тотемского уезда, 2-го благочинного округа за 1910 год Церковь построена в 1764 году. Преображенская, тщанием прихожан, и Живоначальной Троицы в 1781 году, тщанием прихожан. Зданием: каменная и крепка. Колокольня: в отдельном корпусе, каменная. Престолов: семь Преображения Господня, пр. Феодосия и Вассиана, Успения Божьей Матери, Николая Чудотворца, апост. Андрея Первозванного и муч. Параскевы и Живоначальныя Троицы. Утварью: достаточна. Штату при ней положены: два священника, диакон и 2 псаломщика. Жалование положено: на весь причт 358 руб. 68 коп. Кружечных доходов за 1910 год: 684 руб. 70 коп. Другие источники: Земли при церкви состоит: всего 54 дес. 2124 саж. кв. Качество церковной земли: ниже среднего. Средний доход ею приносимый: 90 руб. Дома священников и священнослужителей и другие здания: построены тщанием самого причта. Состояние домов: находятся в исправном состоянии и застрахованы в 1907 г. 9 июня. Расстояние сия церкви от консистории в верстах: в 150 вер., от местного благочиния в Стрелицком Преображенском в 38 вер., от Тотьмы в 50 вер., от почтовой станции в 2 вер., почтовый адрес: Фоминское, телеграф - почт. отд. Вологодской губ. Ближайшие к сей церкви: Тафтенская Николаевская в 15 вер., Нутренская Николаевская в 20 вер., Устьтолшемская в 15 вер. и Царевская Воскресенская в 28 вер. Приписанные к сей церкви и часовни: восемь, все они построены с разрешения Вологодской духовной консистории. Опись церковного имущества: заведена с 1891 г. и проверена в 1908 г. Приходно-расходные книги даны: Вологодской духовной консисторией даны октября 6 дня 1909 года. Копии с метрических книг хранятся в целости с: 1780 года.В обыскной книге, выданной в: 1907 году сентября 6 дня за шнуром и печатью 138 писаных листов, 65 неписанных. Исповедные росписи находятся в целости с: 1780 года. Книги для церковного круга подлежащие: имеются все. В церковной библиотеке: 265 томов. Церковные деньги в целости за ключем.

http://sobory.ru/article/?object=27699

См. о службе 11 сент. Священномуч. Корнта, епископа Никомидийского (по Х.М., вернее – Иконийскаго), пострадавшая за Христа при Декии и Валериане. Добровольно явившись к Иконийскому правителю, св. Корнут обличил его в идолопоклонстве и дерзновенно исповедал Христа, за что и был подвергнут мучениям. Стянув ноги св. Корнуту тонкой бичевой, язычники водили его по городу, при чем кровь текла ручьями из ног его, и затем обезглавили. В Греч. Прологе и других он называется Курнутом (сн. 17 авг.). Муч. и с ним 40 (его) друзей, пострадавших за Христа в Галатии при Диоклетиане. Скрываясь во время гонения в расселине горы, свв. мученики отправляли там христианские службы. Открытые там, они были, после тяжких мучений, все усечены мечом. По Х.М., вероятно, тот же муч. Иулиан воспоминается и 13 сент. Муч. еодра Александрийского. Родом из Александрии, за проповедание веры Христовой он был схвачен толпой язычников, увенчан терновым венцом, сильно бит лозами, водим на посрамление по городу и, наконец, брошен в море. Вынесенный тихим ветром невредимо на берег, св. Феодор после новых истязаний был усекнут мечом. Преставление Bacciaha Тиксненского. Родом из села Бурцева (Тотемского уезд., Волог. губ.) по ремеслу – портной, он был весьма усерден к божественной службе, во все воскресные и праздничные дни постоянно ходил в церковь , внимательно слушал, что в ней поют и читают, любил беседовать о законе Божьем и о спасении души с людьми знающими и набожными. Его чистому и неиспорченному сердцу казалось противным превратное настроение мира, каждый слух о какой-нибудь неправде и обиде возмущал его так, как бы они были сделаны ему самому. Почувствовав в своем сердце тайное призвание и голос Отца Небесного, призывающий его к подвижничеству он ощутил в себе отвращение к миру, возгорелся духом к иной, новой, духовной жизни для Бога и для спасения своей души, решился совершенно оставить мир и принял иночество в Тотекском Спасо-Суморином монастыре (см. Волог. еп.). Здесь он охотно исполнял все самые трудные и тяжелые монастырские работы и неопустительно посещал все церковные службы, удивляя всех своим усердием и неутомимостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

И. Срезневского, в Богоявленском соборе Тотьмы в 1884 г. хранилась рукопись под названием «Жития тотемских угодников преподобных Феодосия, Вассиана Тиксненского и праведных Максима и Андрея» ( Срезневский. 1902. Ч. 1. С. 7). Память М. под 16 янв. отмечена в Месяцеслове ростовского купца Н. А. Кайдалова, составленном им в 1868 г. (РГБ. Ф. 231/V. Карт. 2. Ед. хр. 14. Л. 72 об.). Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. Ныне Воскресенская ц. в Варницах закрыта, но не разрушена, место погребения святого находится в запустении. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723б. Л. 307-314. Ист.: Срезневский В. И. Отчет Отделению рус. языка и словесности имп. Академии наук о поездке в Вологодскую губ. (май-июнь 1901 г.). СПб., 1902. Ч. 1; То же//ИОРЯС. 1902. Т. 7. Кн. 2. С. 232-272; Кн. 4. С. 128-245. Лит.: Верюжский. Вологодские святые. 1880. С. 664-667; Выголов В. П. Архитектура барокко в Тотьме//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства/Ред.: В. П. Выголов. М., 1980. С. 106; Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. М., 1983. С. 290-291; Григоров Д. А. Тотьма и ее окрестности//Тотьма: Ист.-лит. альм. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 212-221; Хрусталев М. Ю. Тотемские святые//Там же. С. 59-60; Романова А. А. Чудеса Максима Тотемского юродивого//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 240-241; Брумфилд У. Тотьма: Архит. наследие в фотографиях. М., 2005. С. 51, 21. Примеч. 14. Е. В. Романенко Иконография Известные лицевые подлинники не содержат описаний облика святого. Первые изображения М. появились не позднее 1715 г., когда было установлено его местное почитание. Прихожанами и священником Воскресенской ц., «что на Варницах» (ныне дер. Варницы Тотемского р-на Вологодской обл.), Иоанном Рохлецовым над мощами М. в тотемской ц. вмц. Параскевы была устроена гробница. На раку был положен нагробный образ ( Верюжский. Вологодские святые. С. 665), но сведения о его иконографии не сохранились. Как сообщает свящ.

http://pravenc.ru/text/2561590.html

После того она, как видно, была в запустении потому, что Преподобный Феодосий Тотемский возобновил ее в XVI веке. Уничтожена она в 1764 году. ВВЕДЕНСКАЯ-ЗАОЗЕРСКАЯ пуст. муж., в Тотемском уезде. Основана была в 1722 году иноком Евфимием, который и был здесь первым строителем. В ней церковь Введения Божией Матери, обращенная в 1764 году из монастырской в приходскую. ГОЛУБЕНСКАЯ пуст. муж. в Тотемском уезде. О времени основания ее и уничтожения, неизвестно. Здесь бывает ежегодная ярмарка, продолжающаяся с 7 по 10 Июля. МАРКУШЕВСКИЙ, или МАКСУШЕВСКИЙ, муж. в Тотемском уезде, при речках Тарнаге и Маркуше, основан был в XVI в. Преподобным Агапитом, по указанию св. Николая Чудотворца, в сонном видении ему явившегося. Здесь две церкви, построенные сначала деревянные Преп. Агапитом в 1578 году: 1) Николая Чудотворца, где находится и икона этого угодника, названная Великородною; тут же почивают мощи Преподобного основателя, под спудом; 2) Прокопия Устюжского. Обитель эта упразднена в 1764 году. БАБОЗЕРСКАЯ пуст. муж., в 85 верстах от уездного города Тотьмы, на озере, называемом Бабьим. Здесь церковь Николая Чудотворца. О времени основания этой обители сведений нет; а известно, что в 1678 году она уже существовала. Упразднена в 1764 году. ТИКСНЕНСКАЯ пуст. муж. в 40 верстах от уездного города Тотьмы, на реке Тиксне; основана была в 1603 году Преподобным Вассианом, который построил здесь церковь Нерукотворенного Спасова образа. Ныне от этой обители, давно уже упраздненной, осталась одна (приходская) церковь Преображения Господня, в которой почивают под спудом мощи Преподобного Вассиана. БОГОРОДИЦКАЯ-ХРИСТОФОРОВА пуст. муж. в 27 верстах от уездного города Сольвычегодска и в 20 верстах от Коряжемского монастыря; в верховье речки малые Коряжемки; основана была Преподобным Христофором около 1555 года, который за пять лет до того водворился здесь в уединенной кельи, и по желанию других отшельников, к нему пришедших, построил церковь во имя иконы Божией Матери Одигитрии, принесенной сюда Преподобным, от которой происходили многие исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) На территории В. е. до 1917 г. почивали под спудом св. останки угодников Божиих: святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских,- в Благовещенской ц. в Усть-Выми, прп. Герасима Вологодского - в Троицкой ц. бывш. вологодского Троицкого мон-ря, прмч. Галактиона - в вологодском Свято-Духовом мон-ре, прп. Петра, блж. Василия - в Спасо-Каменном мон-ре, прп. Димитрия Прилуцкого, князей Иоанна и Димитрия Андреевичей - в вологодском Спасо-Прилуцком мон-ре, прп. Иосифа, Антония и Иоанникия - в Заоникиевской Владимировской пуст. Вологодского у., прп. Павла Обнорского - в Обнорском Троицком мон-ре, прп. Сергия Нуромского - в приходской Преображенской ц. бывш. Нуромского мон-ря, прп. Стефана - в Никольской ц. бывш. Озерского Никольского мон-ря Грязовецкого у., преподобных Авксентия и Онуфрия - в приходской Троицкой ц. бывш. Перцовской пуст. Грязовецкого у., преподобных Корнилия, Кассиана и Лаврентия - в Корнилиевом Комельском мон-ре, преподобных Авраамия и Коприя - в приходской Преображенской ц. бывш. Печенгского мон-ря Грязовецкого у., прп. Арсения - в Арсениевом Комельском мон-ре, преподобных Дионисия, Амфилохия, Тарасия, Феодосия - в Глушицком Сосновецком мон-ре, прп. Макария - в Глушицком Покровском мон-ре, прп. Григория Пельшемского - в Лопотовом мон-ре Кадниковского у., прп. Александра Куштского - в приходской Никольской ц. бывш. Куштского Успенского мон-ря, преподобных Евфимия, Харитона - в Вознесенской ц. бывш. Евфимиева Сянжемского мон-ря Кадниковского у., прп. Марка пустынника - в Богоявленской ц. бывш. Белавинской пуст. Кадниковского у., прп. Онуфрия - в часовне на месте Николаевской ц. бывш. Катромского Николаевского мон-ря Кадниковского у., прп. Филиппа - в Преображенской ц. бывш. Рабангского мон-ря Вологодского у., прп. Вассиана - в приходской Троицкой ц. бывш. Тиксненской Спасской пуст. Тотемского у., преподобных Григория и Кассиана - в приходской Троицкой ц.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Достигнув уже преклонных лет и предчувствуя блаженную кончину свою, преподобный пригласил духовника своего, исповедал ему грехи, причастился Святых Христовых Таин, простился с ним, и со слезами радости воскликнув: «Господи! В руце Твои предаю дух мой!», скончался 12 сентября 1624 г. Старец Ферапонт, видевший блаженную кончину преподобного, обрядил тело его по иноческому уставу и, пригласив из окрестных сел священников, при множестве народа, предал его земле в десяти саженях от храма. Окрестные крестьяне, пользовавшиеся духовными беседами и наставлениями прп. Вассиана, уверенные в святости его жизни, вскоре после его кончины стали призывать святого в молитвах. Они построили над гробом преподобного часовню, поставили в ней икону Пресвятой Богородицы, а на гробницу его возложили те тяжести, которыми он смирял свою плоть. Прошло несколько лет, и на месте подвигов Вассиана возникла обитель в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Господь вскоре прославил Своего угодника дивными знамениями и чудесами. Местное почитание прп. Вассиана как святого началось со времени губительной моровой язвы в 1647 г. В этом году по всему Тотемскому уезду распространилось моровое поветрие: и люди, и животные умирали скоропостижной смертью. Особенно сильно свирепствовала язва на Тиксне. По приказанию царя Алексея Михайловича всю Тиксненскую волость кругом завалили лесом и на всех дорогах поставили стражу, которая не пропускала ни прохожих, ни плывущих по реке. Но ездившие этим путем в Архангельск московские купцы терпели от этого запрещения большие убытки. Поэтому они просили царя снять его. Тогда, по приказанию государя, был послан на Тиксну для расследования дела дворянин Иоанн Акингеров. Приехав на Тиксну и отслужив молебен в церкви Спаса, Акингеров зашел в часовню, построенную над гробом прп. Вассиана. Увидев вериги, оковы и поручи, памятники терпения и трудов преподобного, он удивлялся высоте его подвигов. Тотчас же он приказал, чтобы все жители Тиксненской волости собрались на молебен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Движимый чувством усердия к новоявленному чудотворцу Феодосию Государь Император Павел 1, еще во время производства изследования о св. мощах Высочайше повелел Израиля, строителя Спасосуморина монастыря, (подпавшаго по сему делу под суд и назначенного епархиальным начальством к удалению от должности) возвести в сан игумена, а вслед за открытием при собственноручном письме 14 пожаловал монастырю для соборного священнослужения полную бархатную ризницу, а супруга Его Императрица Мария Феодоровна пожертвовала монастырю 500 рублей. Император Александр 1 также при собственноручном письме прислал (5 Сентября, 1801 г.) пятичную икону св. князя Александра Невского в золотом окладе, украшенную алмазами и бриллиантами, потом (21 Декабря того же года) покров на раку преподобного малинового бархата с золотым шитьем и кистями, а игумену Израилю алмазный наперсный крест на золотой цепи 15 (20 Мая 1801 г.). В следующем 1802 году Государь пожертвовал монастырю серебряные позолоченные сосуды (6 фун. 40 зол.), Евангелие в серебряных досках, крест и кадило; в 1803 г. серебряный золоченый ковчег для св. Даров, сосуд для благословения хлебов и лампадку пред образ Александра Невского (во всех весу 9 ф. 83 зол.)–и многую другую церковную утварь. Соревнуя Августейшей фамилии, многие из частных лиц также делали немалые пожертвования в пользу обители пр. Феодосия как вещами, так и деньгами, так, что вскоре по обретении мощей обитель пришла в цветущее состояние, каковою пребывает и до ныне. Ныне мощи пр. Феодосия почивают в каменном главном Вознесенском храме, под аркою между ним и северным приделом во имя самого угодника, в богатой серебряной раке под балдахином. Рака весом 6 пуд. 7 фун. 42 зол. серебра 84 пробы. На ней по сторонам 4 клейма с изображениями окрестных угодников Божиих: Максима и Андрея тотемских, Вассиана Тиксненскаго и Прокопия Усьянского. Перед ракою в киоте за стеклом стоит икона Божией Матери, именуемая Суморинскою и принесенная пр. Феодосием из Прилуцкого монастыря в 1553 году. В нижнем этаже храма, в том месте, где были обретены мощи, также устроена церковь во имя всех вологодских чудотворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Юбилейный. Церковь Вассиана Тиксненского. Карта и ближайшие объекты Строительство деревянной церкви в пос. Юбилейный началось в 1996 году с водружения креста и закладки камня в основании храма. Первая божественная литургия состоялась в апреле 1998 года. Освящен храм в честь одного из тотемских святых - Вассиана Тиксненского 28 июля 1998 года. http://tourizm-totma.ru/dejstvuyushhie-xramy --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=23346

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Феодосий Тотемский, прп. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русский Север. XVIII.] Прп. Феодосий Тотемский. Икона. Русский Север. XVIII в. 83.5 х 52.5. Поступила из 2 северной экспедиции в 1929 году. ГИМ. Файл 10781.jpg:   Размер: 793x1200, 0.95 MPix, 172 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (200) , (2) . Описание: [Россия. XVIII.] Спас Смоленский с прпп. Феодосием Тотемским и Вассианом Тиксненским (фрагмент). Икона. Россия. Начало XVIII века. Файл 10782.jpg:   Размер: 388x1200, 0.47 MPix, 131 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (130) , (2) . Описание: Преподобный Феодосий Тотемский Чудотворец. Кон. XVIII века. Дерево, темпера, оклад - золотное шитье. 28 х 23,1 см. Частное собрание. Файл 31266.jpg:   Размер: 600x727, 0.44 MPix, 181 Kb. Дата: 2018-02-15, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (77) , (1) . Описание: Прп. Феодосий Тотемский. 1799 г., Холуй (Inscribed and dated " 1799 Ikonograph Kholui Puretskii " lower right). Дерево, темпера. 40 х 32.5 см. Частное собрание. Файл 31269.jpg:   Размер: 1269x1600, 2.03 MPix, 1008 Kb. Дата: 2018-02-15, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (95) , (0) . Описание: По верхнему краю надпись: " Обр. преподобного Феодосия Тотемского чудотворца. Преставился преподобный 1568 г. января 28 д. Обретение мощей 1796 г. сентября 2 д. " Кон. XIX - нач. XX в. Дерево, левкас, темпера. 33 х 25,5 см. Тотемское музейное объединение. Файл 34024.jpg:   Размер: 534x800, 0.43 MPix, 122 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (31) , (0) .

http://pravicon.com/icon-3088-photo

   001    002    003    004   005     006    007    008