В. скончался в Москве, на подворье Ростовских архиереев в Дорогомилове, похоронен в ростовском Успенском соборе, место погребения утеряно. В кормовой книге Иосифо-Волоколамского мон-ря под 28 авг. отмечена память В., при жизни сделавшего в мон-рь значительный вклад - 730 р. В. является автором жития прп. Пафнутия Боровского, сохранившегося в 2 редакциях - отдельной и редакции, включенной свт. Макарием в майский том Великих Миней Четьих (последняя редакция не издана). Автор жития, отличающегося полнотой и подробностью, основывался на рассказах прп. Иосифа и др. учеников прп. Пафнутия - Иннокентия и Исаии. Житие содержит одно из ранних упоминаний об иконописце Дионисии , расписавшем монастырский храм. Опись Волоколамского мон-ря 1545 г. называет ряд рукописей, переписанных В. или принадлежавших ему: Псалтирь, сборник «старой в два столбца, с начала писмо владыки Васиана Ростовскаго», 2 Ирмология, один из к-рых переписан В. В. был адресатом послания Н. Булева , католика, врача вел. кн. Василия III, письмо содержало пропаганду унии католич. и правосл. Церквей. Ни письмо Булева, ни ответ В. не сохранились, известен ответ Булеву анонимного автора. Соч.: Житие прп. Пафнутия Боровского, написанное Вассианом Саниным/Изд. и вступ. статья А. П. Кадлубовского//Сб. Ист.-филол. об-ва при Ин-те кн. Безбородко. Нежин, 1899. Т. 2. Отд. 2. С. 98-149; Жития святых в древнерус. письменности. Вып. 1: Тексты. Исслед. Мат-лы/Отв. ред., сост. и вступ. ст. М. С. Крутовой. М., 2002. С. 103-152. Ист.: АИ. Т. 1. С. 530; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. М., 2000. С. 539-540; Т. 6. Вып. 2. М., 2001. Стб. 375, 393, 405; Т. 13. Ч. 1. М., 2000. С. 2, 26; Леонид (Кавелин), еп. Выписка из «обихода» Волоколамского Иосифова мон-ря кон. XVI в. о дачах в него для поминовения по умершим//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. С. 8; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА. М., 1882. С. 20. 66 (245); Строев П. Описание рукописей мон-рей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина Сторожевского, Пафнутьева Боровского. СПб., 1891. С. 100-101; Архив П. М. Строева//РИБ. Пг., 1915. Т. 32. Стб. 126-127; Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 127, 173-175, 254-255, 329-331, 368; Книжные центры Древней Руси. С. 28, 30, 36, 60, 85, 87; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников. М., 1999.

http://pravenc.ru/text/149889.html

Существует акафист преподобному, известны его рукопись 1-й пол. XIX в. (РГБ. Ф. 214. Опт.-195), а также печатные издания (М., 1909; Боровск, 1994). Ист.: ВМЧ. Сент. 1-13; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 422-428; Кадлубовский А. П. Житие прп. Пафнутия Боровского, писанное Вассианом Саниным//Сб. Ист.-филол. об-ва при ин-те кн. Безбородко в Нежине. Нежин, 1899. Т. 2. Отд. 2. С. 98-149; Волоколамский патерик: по ркп. Моск. Синодальной б-ки 927, XVI в. Серг. П., 1915; ПСРЛ. Т. 25. С. 309-310; АСЭИ. 1958. Т. 2; Послания Иосифа Волоцкого/Подгот.: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959; Волоколамский патерик//БТ. 1973. Сб. 10. С. 175-222; РФА. М., 1986. Вып. 1; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Сост.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 81-109; Рассказ о смерти Пафнутия Боровского/Подгот.: Л. А. Дмитриев//БЛДР. 1999. Т. 7. С. 254-285; Волоколамский патерик//БЛДР. 2000. Т. 9. С. 20-69; Месяца маия в 1-й день житие и подвизи преподобного и богоносного отца нашего игумена Пафнутия Боровского...//Жития и чудеса святых и древнерус. письменности: Тексты, исслед., мат-лы. М., 2002. С. 103-152; Память прп. игум. Пафнутия/Подгот.: Н. В. Савельева//БЛДР. 2003. Т. 12. С. 232-234. Лит.: СИСПРЦ. 1862. С. 225-226; Ключевский. Древнерусские жития; Строев. Списки иерархов. Стб. 570; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 422-428; Описание о российских святых. С. 229-230; Леонид (Кавелин), архим. Св. Русь. С. 154-157; он же. Историко-археол. и стат. описание Боровского Пафнутиева мон-ря. [Калуга], 1907; Голубинский. Канонизация святых. С. 83, 100; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 3-10; Верный месяцеслов. 1903. С. 15; Зимин А. А. Крупная феод. вотчина и соц.-полит. борьба в России: (Кон. XV-XVI в.). М., 1977 (по указ.); Лурье Я. С. Вассиан Санин//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 125-126; он же. Иннокентий//Там же. С. 404-405; Алексеев А. И. Грамота вел. кнг. Марии Ярославны в Кирилло-Белозерский мон-рь (эсхатологический контекст)//Источниковедение и историография в мире гуманит.

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАФНУТИЙ (1394, сельцо Кудиново близ Боровска (ныне урочище в Боровском р-не Калужской обл.) - 1.05.1477, Пафнутиев Боровский монастырь), прп. (пам. 1 мая), Боровский. Агиографические и другие источники Основные сведения о П. содержатся в летописной статье под 1477 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. 309-310), в его Житии, составленном архиеп. Ростовским и Ярославским Вассианом II (Саниным) , в Иосифо-Волоколамском патерике . Созданию этих произведений предшествовал «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского», написанный учеником П., иноком Иннокентием Дивным (см. о нем подробнее: Федотов С. В. Книжник Иннокентий Дивный и начало лит. школы мон-ря Рождества Богородицы под Боровском//Диалог со временем. СПб., 2013. Вып. 42. С. 144-157), вскоре после описываемых событий, в 1477-1478 гг. (Рассказ. 1999 (опубл. по: РГБ. Ф. 113. Волок. 515. Сб. XVI в. Л. 395-419)). Житие П. изучено недостаточно, мн. вопросы остаются дискуссионными. Выделяют 2 полные редакции Жития - Отдельную и Минейную ( Лурье. Вассиан Санин. 1988. С. 125) и 2 краткие редакции ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 208), одна из к-рых - Сокращенная редакция Жития П. (Память. 2003) - встречается только в списках ВМЧ. Основные отличия между текстами полных редакций Жития заключаются в том, что в тексте Минейной редакции отсутствуют «Повести отца Пафнутия» (о Великом море; об умершей инокине; о вел. кн. Владимирском Иоанне I Даниловиче Калите; о сне Иоанна I Калиты; о псе, укрытом драгоценной шубой; о вел. кн. Литовском Витовте ; о милостыне нищим; о видении дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича; об убиении некоего праведного мужа), а также Чудеса об исцелениях посетителей монастыря. Все они читаются в Отдельной редакции (Житие. 1899. С. 131-140). В Минейной редакции (РНБ. Соф. 1321) помещено 17 рассказов о прижизненных чудесах П., в Отдельной редакции (Житие. 1899) - 25 рассказов. В Минейной редакции названо имя составителя Жития - «Васьяна архиепископа Ростовского и Ярославского» - и помещено предисловие о «добродетельности» и «богоугодности» преподобного. А. П. Кадлубовский полагал, что эпизоды Жития о татях и о старце Евфимии вошли в патерик, а патериковый цикл эсхатологических рассказов П. был включен в текст поздних редакций жизнеописания святого. По мнению Л. А. Ольшевской, «Повести отца Пафнутия» представляют собой цикл эсхатологических рассказов, читающихся в патерике и в Житии П. Этот цикл «имел самостоятельное бытование и мог быть источником как для Досифея Топоркова - составителя патерика, так и для Вассиана Санина-агиографа» (Древнерусские патерики. 1999. С. 440; БЛДР. 2000. Т. 9. С. 498).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

42 Мисаил Сукин – инок Троице-Сергиева монастыря, происходил из старинного боярского рода Сукиных; из текста «Повести» ясно, что он пользовался особым доверием Василия III (по предположению С. А. Морозова, он и является автором «Повести о болезни и смерти Василия III»). 43 ...по Михайла по Юрьевича. – Речь идет о М. Ю. Захарьине, который вместе с И. Ю. Шигоной был одним из самых близких и преданных Василию III людей. Летописи подробно рассказывают о военной и дипломатической деятельности М. Ю. Захарьина, энергичного сторонника укрепления централизованного государства, одного из виднейших политических деятелей 30-х гг. XVI в.; умер в начале 1539 г. 44 ...заговейно... – В ПЛ – «Филиппово заговейно». Имеется в виду начало Филиппова поста 14 ноября. 45 ...в Осифов монастырь к Пречистые молитися, Иосифа игумена гробу поклонитися. – Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь (в 20 км от Волоколамска, на р. Струге), основанный в 1479 г. крупным церковным и политическим деятелем конца XV в. Иосифом Саниным (Волоцким), впоследствии игуменом монастыря, был оплотом великокняжеской власти и центром борьбы с реформационными течениями конца XV – начала XVI в.; главный храм монастыря – Успения Богородицы; Василий III приехал в монастырь 15 ноября. 47 Д. И. Шкурлятев (Курлятев-Оболенский) – известен как политический деятель более позднего времени – Ивана IV; Д. Ф. Палецкий – один из полководцев Василия III, впоследствии – Ивана IV; сопровождение ими больного Василия III объясняется, по-видимому, их молодостью и физической силой. 49 ...дьякон начать октенью творити... – Ектения («прошение») – часть церковной службы; «прошение» дьякона об общей молитве должно сопровождаться ответом хора. 52 Даниил митрополит (1522–1539) – ученик и последователь Иосифа Волоцкого (о нем см. т. 9 наст. изд.); послушный исполнитель воли великого князя; поддержал развод Василия III с Соломонией Сабуровой и венчал его с Еленой Глинской. 53 Владыка Васьян Коломенской – Вассиан Топорков, племянник Иосифа Волоцкого и продолжатель его дела, единомышленник митрополита Даниила; с 1525 г. – епископ коломенский; «великий сохлебник» Василия III, не раз участвовал в его пирах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда Пафнутию было чуть более пятидесяти лет, на него напал телесный недуг. Болезнь длилась долго, и Пафнутий принимает решение принять священную схиму, после чего он уже не служил Литургию, но пастырский долг совершал. А вскоре и оставляет своё руководство над живущими в Высоком Покровском монастыре, сделав это по изволению Всевышнего. После чего телесный недуг отходит, и, видя в этом промысел Божий, Преподобный окончательно принимает решение оставить обитель. Преподобный Пафнутий оставляет обитель с одним из братии и 23 апреля (6 мая) 1444 года поселяется в лесу между реками Протвою и Истерьмою, на месте будущего Пафнутьево-Боровского монастыря. Со временем к нему стала приходить братия из Высокого Покровского монастыря и из других мест. Поэтому место распространялось, а братия умножалась. По просьбе братии и по благословению Преподобного была построена деревянная церковь во имя Рождества Пречистой Богородицы, с которой и началась новая обитель. Уже при жизни Преподобного эта обитель стала почитаема во всей Московии, любима московскими государями, царицами и царевнами. Окончательный свой облик, который сохранился до наших дней, монастырь приобретает позже, в XVI веке, когда он превращается в сильную пограничную крепость. По свидетельству современников Преподобный Пафнутий во всём избегал неумеренности, всегда старался избегать праздности, любил нищету и скудность. Много чудесных историй сопровождало жизнь Преподобного и людей его окружавших. Много из них описано в житии Преподобного, написанное его учеником Святителем Вассианом Саниным, епископом Ростовским, братом преподобного Иосифа Волоцкого. Вот некоторые из них. История об иконописце Дионисии В монастыре под духовным началом жил и работал прославленный со временем иконописец Дионисий. Большую известность ему принесли как фрески выполненные для Пафнутьево-Боровского монастыря (которые, к сожалению, не сохранились), так и иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, иконы и фрески соборной церкви Успения Богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре и др.

http://pravmir.ru/palomnicheskaya-poezdk...

618 Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 291–292. 619 Кадлубовский А.П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. 1–5. Варшава, 1902. С. 140. 622 См., например: Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии. М., 1882. 514, 534, 614 и др.; Строев П.М. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новый-Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутьева-Боровского. СПб., 1889. С. 27, 31, 33, 34, 96, 126–127, 133–134, 151, 156 и др. 623 Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным. М., 1865. С. 3–4. Вступление к Житию Иосифа Волоцкого редакции Саввы Крутицкого, вошедшему в состав Великих миней четьих, носит традиционный для агиографии характер//ВМЧ. Сентябрь. 1–13. СПб., 1868. Стлб. 453–454. 626 См.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых... С. 292; Кадлубовский А.П. Житие преподобного Пафнутия Боровского, писанное Вассианом Саниным//Сб. ист.-филол. об. при Ин. кн. Безбородко в Нежине. Нежин, 1899. Т. II. С. 99–108. 629 Ср.: Евгений (Болоховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. СПб., 1827. Т. I. С. 143–144; Филарет (Гумилевский) . Обзор русской духовной литературы. Харьков, 1859. Кн. 1. С. 165, 181; Ключевский В.О. Древнерусские жития святых... С. 294. 630 Седельников А.Д. Досифей Топорков и Хронограф//Изв. АН СССР. Отд. гуманит. наук. Сер. VII. Л., 1929. 9. С. 755–773, а также обобщающие работы последних лет: Ольшевская Л.А. Досифей Топорков (Опыт реконструкции биографии писателя на основе документальных и литературных источников вв.)//Факт, домысел, вымысел в литературе. Иваново, 1987. С. 38–52; Дмитриева Р.П. Досифей Топорков (Вощечников)//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л„ 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 201–203. 631 Тексты опубликованы в: Смирнов И.М. Синайский патерик в древнеславянском переводе. Ч. II: Обзор рукописей славянского перевода патерика и сравнительный анализ их текста. Сергиев Посад, 1917. С. 149–150.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На это же косвенно указывает и то обстоятельство, что архиеп. Вассиан II (Санин) , несомненно знавший К., в своем Житии прп. Пафнутия (1-я четв. XVI в.) не назвал К. среди «древних» учеников прп. Пафнутия (Иосиф Волоцкий, Иннокентий и Исаия), рассказы которых послужили источниками Жития ( Кадлубовский А. П. Житие прп. Пафнутия Боровского, написанное Вассианом Саниным//Сб. Ист.-филол. об-ва при Ин-те кн. Безбородко. Нежин, 1899. Т. 2. Отд. 2. С. 125). Как сообщается в Житии К., прп. Пафнутий «зело любя его за его смирение, и послушание, и за великиа труды его» (Древнерус. патерики. 1999. С. 213). Согласно Житию К., уже при жизни прп. Пафнутия К. сблизился со своим сверстником прп. Иосифом Волоцким: видя строгое соблюдение им устава, К. «прилепися к нему духовною любовию о Христе». Прп. Иосиф поведал К. о своем замысле создать общежитийный мон-рь. К. поддержал Иосифа, ответив: «Бог и Пречистыя Богородица твой помысл делом соврьшит, и яз с тобою же» (Там же. С. 214). Не исключено, что в Пафнутиевом мон-ре К. познакомился с прп. Даниилом Переяславским, к-рый также происходил из среды мелких или средних переяславских вотчинников. Согласно «Книге степенной царского родословия» , составленной на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в. учеником прп. Даниила протопопом Андреем (впосл. митрополит всея Руси Афанасий ), Даниил прибыл в Боровскую обитель вскоре после смерти ее основателя, т. е. ок. 1477 г. (Степенная книга. 2008. С. 328), когда К. еще находился там. После кончины прп. Пафнутия К. недолго оставался в Боровской обители. В результате конфликта прп. Иосифа, возглавлявшего Боровский монастырь в 1477-1479 гг., с большинством братии К. покинул Боровск; придя в 1479 г. в основанный прп. Иосифом Волоколамский монастырь, он стал одним из первых его насельников. В обители прп. Иосифа К. вел суровую аскетическую жизнь. По сообщению Жития К., святой «возложи на собя пансыр под свитку, на наго тело, и пекий хлебы на братию. Правило же его бысть в келье - 6000 молитов Исусовых и тысяща поклонов.

http://pravenc.ru/text/1681241.html

1543 г. В Иосифо-Волоцком монастыре стараниями игумена Гурия (Руготина) начинается возведение стен монастыря. Строительство ведется на вкладные и поминальные пожертвования Великого Князя Иоанна Васильевича, многих князей, бояр и многочисленных жертвователей . 1545 год. Март. Жалованная грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Гурию с запретом городовым приказчикам и московским «присыльникам» въезжать в монастырские села в Волоцком, Клинском и Ржевском уездах . 1545-1546. Инок Иосифо-Волоцкого монастыря Досифей (Топорков), племянник Преподобного Иосифа Волоцкого и брат архиепископа Коломенского Вассиана, составляет «Волоколамский патерик» – собрание житий Преподобного Иосифа Волоцкого, рассказов о их сподвижниках и учениках, а также «Слово надгробное» Святому Преподобному Иосифу Волоцкому. В этом произведении Досифей не только дал агиографическую характеристику деятельности связанных с обителью подвижников, но и изложил историю Иосифо-Волоцкого монастыря, написанную в контексте истории г. Волока Ламского и Новгородской земли, описал деятельность здесь преподобного Иосифа и других волоцких старцев («Сказание о русских пустынножителях»), привел ряд уникальных сведений, заимствованных из предания – из бесед с преподобным Иосифом Волоцким и его братом Ростовским архиепископом Вассианом II (Саниным), сохранившими в памяти слова их духовного наставника преподобного Пафнутия Боровского, из разговоров с Паисием (Ярославовым) . 1544–1546 гг. По благословению Митрополита Московского и всея Руси Макария епископ Сарский и Подонский Савва (Черный) составляет «Житие и пребывание вкратце преподобнаго отца нашего игумена Иосифа, града Волока-Ламскаго» . 1546 год. 15 сентября – 12 декабря. Великий Князь Иоанн Васильевич вместе с братом своим Князем Юрием Васильевичем отправляются в большую поездку по стране. « Выехал князь Великий Иван Васильевич всея Русии с Москвы к Живоначалной Троицы в Сергиев монастырь к чюдотворцовой памяти; и слушав всенощьнаго и заутреней и молебна и литоргии и учредив братию милостынею и кормом довольно, и оттоле поехал по своим селом, в Воробьево и в Денисьево и в Починкы, и Можайск к Никол помолитися, и по монастырем поехал молитися на Волок и в Ржеву и в Тверь и в Новгород в Великий, и во Псков в Печерской монастырь, и назад идучи в Псков и в Новгород и у Пречистой на Тихвине; а на Москву приехал Декабря 12».

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Н. Г. принимал участие в наиболее значимых событиях жизни рус. Церкви. Так, он вместе с архиеп. Ростовским Вассианом II (Саниным) , епископами Суздальским Симеоном, Рязанским Протасием, Коломенским Митрофаном и Крутицким Досифеем (Забелой) участвовал в поставлении нового митрополита Московского Варлаама (3 авг. 1511). Погребен в Жёлтиковом в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре в Тверской земле (ПСРЛ. Т. 27. С. 297). Сохранилось 2 послания Н. Г. Одно из них, об артосе, адресовано некоему вельможе Георгию Димитриевичу, по мнению В. С. Иконникова - Юрию Тютину, по мнению А. А. Турилова (см. «Воспоминание отчасти Святыя Горы Афонския, како наречена бысть Святая Гора и коих вин [дел] ради тако прозвася» ),- Юрию Димитриевичу Траханиоту. Другое адресовано князю дмитровскому Юрию (Георгию) Иоанновичу (1480-1536), 2-му сыну Иоанна III и Софии Палеолог. В послании об артосе представлена 1-я в русской книжности краткая версия рассказа о посещении Пресв. Богородицей Афона (пространное «Воспоминание отчасти Святыя Горы Афонския...», появляется в рус. книжности в 1-й трети XVI в.). Это послание использовал прп. Максим Грек в одном из своих сочинений ( Максим Грек, прп. Соч. Каз., 1862. Ч. 3. С. 90-94). Известны 2 списка послания к Георгию Димитриевичу - РГБ. Вол. 520. Л. 161-163 об.; РНБ. Q. XVII. 64. Л. 300-301 об. (в лит-ре ошибочно указывался также сб. РГБ. Ф. 256 (Рум.). 362 ( Буланина. 1989. С. 128), однако на л. 179 об.- 180 об. сборника содержится другой текст, близкий к посланию Н. Г. по содержанию,- «Слово о панагее Пречистои Богородицы и Приснодевы Марии» (см.: Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцовского музеума. СПб., 1842. С. 520; Никольский. 1909. С. 1116-1117. Примеч. 5)). Послание к кн. Георгию Иоанновичу, обнаруженное и опубликованное В. Ф. Ржигой (вторично издано В. Г. Брюсовой), представляет собой ответ на письмо князя. Во время возведения церкви в с. Покровском (недалеко от г. Кашина) погиб плотник, и князь не знал, как совершить чин погребения. Желая успокоить князя, Н. Г. рассказал о смерти прп. Афанасия Афонского и изложил вариант апокрифического сказания о Лоте, взрастившем Крестное Древо. Послание к князю Георгию Иоанновичу известно в настоящее время в единственном списке (РГАДА. Мазур. 642. Л. 349-350), который, по уточненной датировке, выполненной И. В. Жучковой, относится к 1-й трети XVII в.

http://pravenc.ru/text/2577635.html

12 Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в. и упраздненные монастыри и пустыни Ярославской епархии. М., 1906, с. 56. 13 Меняйло В. А. Указ. соч., сс. 21– 27; Волоколамский патерик//Богословские труды. Т. X. М., 1973, с. 179. 14 Кадлубовский А. А. Житие Пафнутия Боровского писанное Вассианом Саниным//Сб. Историко-филологического общества при институте князя Безбородко в Нежине. II. Нежин, 1899, лл. 17–17 об.; Флоря Б. М. Московский иконописец середины XV в. Митрофан по данным письменных источников//Культура Древней Руси. М., 1966, сс. 278–280. 16 Георгиевский В. Т. Указ. соч. Приложение, сс. 3–4, 10, 14; Голубцов А. П. Указ. соч., сс. 121–122, 123. 17 Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991, сс. 342–343. На обклейке нижней крышки переплета рукописи ГИМ. Епарх. 321 (445) сохранилась запись: “В лето от 7016 (1508 г. — В. М.) написана быс книга сиа святая Исаак Сириянинъ диякомъ Иваномъ на Симонове/А замышлением архимандрита Касиана Симоновьскаго”. В 1508 г., согласно сохранившимся актам, архимандритом Симонова монастыря был Варлаам (см.: Акты феодального землевладения и хозяйства. Акты Московского Симонова монастыря. Сост. А. И. Ивина. Л., 1983, сс. 8, 11, 13–15, 17–18, 20). Вторая строка приведенной записи сделана другим пером и, возможно, через несколько лет после первой. Касьян стал архимандритом после поставления Варлаама Всероссийским митрополитом 3 августа 1511 г. (см. Строев П. М. Указ. соч., с. 150). 19 Невоструев К. П. Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным. М., 1865, с. 46; Белокуров С. А. Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным//ЧОИДР. Кн. 3. М., 1903, с. 31. 20 ГИМ. ОР. Епарх. 252 (340). Первая половина — середина XVI в., с пометами второй половины XVI в. В описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 г. рукопись названа “Книжка в четверть… писано в ней мелкие вещи от Устава…”, что точно отражает ее содержание. Вероятно, составителем рукописи был старец Фотий старый. См. также: Книжные центры Древней Руси…, сс. 55, 300–301.

http://pravmir.ru/ikonyi-rubleva-pisma-v...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010