В лето 6985 (1477) мая 1 преставился преподобный игумен Пафнутий за час до ночи... Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Савельевой Пафнутий Боровский (1394–1477) – один из наиболее почитаемых русских святых. Основанный им в 1444 г. в трех верстах от Боровска монастырь стал крупнейшим монастырем в Древней Руси, которому покровительствовали именитые люди, князья и бояре, а также великий князь московский Иван III Васильевич. Из числа литературных памятников, повествующих о святом Пафнутии, наиболее известен «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского» (см. т. 7 наст. изд.) – «литературное „чудо» XV века» (Д. С. Лихачев). Житие Пафнутия Боровского дошло до нашего времени в нескольких редакциях. Полного текстологического исследования этого памятника не существует, однако ученые последовательно выделяют обширное житие, написанное пострижеником св. Пафнутия, ростовским архиепископом Вассианом Саниным, которое сохранилось в двух редакциях (см.: Лурье Я. С. Вассиан Санин//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. С. 125.) и две кратких редакции жития (см.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. Переизд. М., 1988. С. 208). Публикуемая нами краткая редакция Жития Пафнутия Боровского читается только в списках ВМЧ и, можно предположить, создана специально для этого памятника. Источниками для составления этой редакции стали обширное житие, написанное Вассианом Саниным, «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского», летописная статья о св. Пафнутии (см.: ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 310), а также, по-видимому, «Сказание о Борисе и Глебе» (см. коммент.). Текст этой редакции помещен в ВМЧ без заглавия вслед за текстом жития редакции Вассиана Санина. Текст публикуется по Софийскому списку ВМЧ (РНБ, Софийская собр., 1321, лл. 75 об.–76). 1 МАЯ В ЛЕТО 6985 (1477) МАЯ 1 ПРЕСТАВИЛСЯ ПРЕПОДОБНЫЙ ИГУМЕН ПАФНУТИЙ ЗА ЧАС ДО НОЧИ, А ВО ВТОРОЙ МАЯ, КОГДА НАСТАЛ ПЕРВЫЙ ЧАС ДНЯ, ПОГРЕБЕН БЫЛ С юных лет отрекся от мира и от всего сущего в мире, 20-ти же лет принял иноческий сан и жил в монастыре Пречистой Богородицы честного ее Покрова на Высоком в Боровске, в месте своего пострижения, 30 лет без полугоду. Выйдя же из , в котором постригся, пришел на реку Истерму апреля 23 на память святого великомученика Георгия и помощью Господа Бога Иисуса Христа и содействием Пречистой Богородицы создал своим потом и трудом предивный монастырь. И поставил церковь каменную во имя Пречистой Богородицы честного ее Рождества, и расписал, искусных живописцев старца Митрофана и Дионисия, и всяческими красотами украсил ее. И все церковное священное устроил убранство, что и ныне сохраняется, удивляя очи видящим красоту . И стадо Христово, избранное к истинному богоразумию, множество иноков обители своей, в безопасности сберег от звериных зубов чудными словами божественных своих поучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАФНУТИЙ (1394, сельцо Кудиново близ Боровска (ныне урочище в Боровском р-не Калужской обл.) - 1.05.1477, Пафнутиев Боровский монастырь), прп. (пам. 1 мая), Боровский. Агиографические и другие источники Основные сведения о П. содержатся в летописной статье под 1477 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. 309-310), в его Житии, составленном архиеп. Ростовским и Ярославским Вассианом II (Саниным) , в Иосифо-Волоколамском патерике . Созданию этих произведений предшествовал «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского», написанный учеником П., иноком Иннокентием Дивным (см. о нем подробнее: Федотов С. В. Книжник Иннокентий Дивный и начало лит. школы мон-ря Рождества Богородицы под Боровском//Диалог со временем. СПб., 2013. Вып. 42. С. 144-157), вскоре после описываемых событий, в 1477-1478 гг. (Рассказ. 1999 (опубл. по: РГБ. Ф. 113. Волок. 515. Сб. XVI в. Л. 395-419)). Житие П. изучено недостаточно, мн. вопросы остаются дискуссионными. Выделяют 2 полные редакции Жития - Отдельную и Минейную ( Лурье. Вассиан Санин. 1988. С. 125) и 2 краткие редакции ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 208), одна из к-рых - Сокращенная редакция Жития П. (Память. 2003) - встречается только в списках ВМЧ. Основные отличия между текстами полных редакций Жития заключаются в том, что в тексте Минейной редакции отсутствуют «Повести отца Пафнутия» (о Великом море; об умершей инокине; о вел. кн. Владимирском Иоанне I Даниловиче Калите; о сне Иоанна I Калиты; о псе, укрытом драгоценной шубой; о вел. кн. Литовском Витовте ; о милостыне нищим; о видении дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича; об убиении некоего праведного мужа), а также Чудеса об исцелениях посетителей монастыря. Все они читаются в Отдельной редакции (Житие. 1899. С. 131-140). В Минейной редакции (РНБ. Соф. 1321) помещено 17 рассказов о прижизненных чудесах П., в Отдельной редакции (Житие. 1899) - 25 рассказов. В Минейной редакции названо имя составителя Жития - «Васьяна архиепископа Ростовского и Ярославского» - и помещено предисловие о «добродетельности» и «богоугодности» преподобного. А. П. Кадлубовский полагал, что эпизоды Жития о татях и о старце Евфимии вошли в патерик, а патериковый цикл эсхатологических рассказов П. был включен в текст поздних редакций жизнеописания святого. По мнению Л. А. Ольшевской, «Повести отца Пафнутия» представляют собой цикл эсхатологических рассказов, читающихся в патерике и в Житии П. Этот цикл «имел самостоятельное бытование и мог быть источником как для Досифея Топоркова - составителя патерика, так и для Вассиана Санина-агиографа» (Древнерусские патерики. 1999. С. 440; БЛДР. 2000. Т. 9. С. 498).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Житие преподобного Пафнутия Боровского Скачать epub pdf (написано современником и учеником его Вассианом Саниным) Когда за грехи русского народа Бог попустил безбожному царю Батыю прийти на Русскую землю в ярости гнева своего, тогда, как серп, виденный пророком, и как меч обоюдоострый, и как пламень огненный, пожигая и разоряя города и священные храмы со всею святынею и благолепием, и православия держателей как колосья пожиная, владеющих и владомых; как кедры высокие властителей мечем посекая и предавая пагубной смерти... Да и кто может представить или словом пересказать, если бы и всеми наречиями владел, все, что тот злой царь сотворил. И поставил он по всем городам властителей от безбожных татар, на половецком языке называемых баскаками. От того колена и рода имеет корень блаженный отец Пафнутий. Соделав же все то, безбожный царь отошел в иные страны и там был убит, достойную злочестия приняв месть, извергнув окаянную свою душу. Тогда собрались оставшиеся благочестивые русские самодержцы и снова возсиял свет благочестия. Православные собирались и множились во всех городах. И повелели тогда держатели православия, чтобы татарского рода начальников, если они не приступят к благочестивой вере, предавать смерти. Среди них был дед преподобного, изволивший принять семена благочестия и банею Божественного крещения породиться от воды и Духа. И наречен он был Мартином, и жил во всяком благочестии. Отец святого родился от сего Мартина и в Святом крещении был назван Иоанном. Родительницей блаженного отрока была Фотиния, и оба они отличались христианским благочестием и соблюдали благие заповеди Господни. Более же всего они славились как неоскудевающая рука к требующим милостыни. Жили они в сельце, называемом Кудиново, что досталось им в наследие от отца, в трех верстах от города Боровска. От них же произошел блаженный, как от благого корня священный сад. С возрастом он научился Священному Писанию , и от того зародился в нем присноцветущий плод целомудрия и прочих добродетелей, ибо во всем он имел весьма крепкий смысл, как никто же другой, всегда избегая неполезного и пустых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Много чудесных историй сопровождало жизнь преподобного и людей его окружавших. 14 мая. ПРАВМИР. Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Пафнутия Боровского. Преподобный Пафнутий Боровский родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска, и при крещении был назван Парфением. Его отец Иоанн был сыном крестившегося татарина-баскака Мартина. 20-ти лет Парфений оставил родительский дом и в 1414 году принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком от настоятеля Маркелла. Когда скончался настоятель монастыря, братия избрала его игуменом. Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником. На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления он ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы. Вскоре на новое место к нему стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм, вместо прежнего деревянного, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В течение 33 лет преподобный Пафнутий обустраивал монастырь. Он собрал вокруг себя 95 человек братии. Это было самое большое количество монахов за всю историю монастыря. По свидетельству современников преподобный Пафнутий во всём избегал неумеренности, всегда старался избегать праздности, любил нищету и скудность. Много чудесных историй сопровождало жизнь преподобного и людей, его окружавших. Многие из них описаны в житии преподобного, написанном его учеником святителем Вассианом Саниным, епископом Ростовским, братом преподобного Иосифа Волоцкого. За неделю до смерти преподобный предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел к Богу 1 мая 1477 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-prazdnuyu...

Богородицы в Пафнутиевом Боровском мон-ре, о чем сообщается в летописи (ПСРЛ. Т. 25. С. 310) и в Житии прп. Пафнутия Боровского, созданном Вассианом II (Саниным) , братом прп. Иосифа Волоцкого, в его бытность Ростовским архиепископом (1506-1515). Летопись особо отмечает высокую оценку росписи современниками, включая вел. князя (Иоанн III мог посетить Пафнутиев Боровский монастырь при возвращении со «стояния на Угре» в 1480). Не указывая даты работ, Житие содержит имена и панегирическую характеристику исполнителей росписей: «Церкви та совершенное украшение приемлет еже от живописцев Митрофана инока и Дионисия и их пособников, пресловущих тогда паче всех в таковом деле» ( Кадлубовский. 1899. С. 125). Зафиксированное в источниках восхищение современников результатами работ в Пафнутиевом Боровском мон-ре имело очевидные последствия: Д. стал ведущим художником, получавшим ответственные и дорогие заказы. Тогда же, возможно, Д. создал икону Божией Матери «Одигитрия» - один из образов (скорее всего пядничных), с к-рыми, по сообщению монастырской описи 1545 г., «старец Иосиф», т. е. прп. Иосиф Волоцкий, пришел «на место се» - в основанный им в 1479 г. Успенский мон-рь на Волоке, позднее известный как Иосифов Волоколамский ( Георгиевский. 1911. Прил. С. 3). Основатель мон-ря принес с собой еще 3 иконы Богородицы: 2 - связаны, по мнению составителей описи, с прп. Андреем Рублёвым, 3-я - приписывается ему на основании устных сведений («кажуть, Рублева письма»). Эти факты свидетельствуют не только об установлении не позже 1476-1479 гг. тесных контактов молодого Д. с таким же относительно молодым монастырским старцем, о высокой оценке иконописца прп. Иосифом Волоцким уже на раннем этапе творчества, но и о едва ли не всеобщем признании художника наряду с руководителем работ - симоновским старцем Митрофаном. Есть основания полагать, что прп. Иосиф получил иконы «Андреева писма» от Митрофана или Д. и что все они происходили из Симонова мон-ря ( Попов. 2002. С. 422-438). С пребыванием художников в Пафнутиевом Боровском мон-ре между 1467 и 1476 гг.

http://pravenc.ru/text/178357.html

В 1528-1529 гг. по поручению Новгородского архиеп. св. Макария Д. трудился в Вел. Новгороде над исправлением Синайского патерика . Хотя ряд списков патерика имеет греч. приписку: «Досифеос Осифитис», исследователи установили, что Д. при работе не использовал греч. оригиналы. В предисловии Д. изложил стилистические принципы, к-рым он следовал: он «очистил» древнеслав. перевод патерика «от поселянских речей» и «старых и иностраньских пословиць, иная же смешана небрежением и неисправлением преписающих» (ГИМ. Увар. 960(883). Л. 294 об.), т. е. от непонятных архаизмов, грецизмов и южнославянизмов, и переложил тексты на «чистый» и «сладостный» книжный язык («ученая и искусная словеса»). Как установил В. В. Калугин, Д. в данном случае следовал установке архиеп. Макария, к-рая позднее нашла отражение не только в трудах святителя, но и в сочинениях др. книжников его круга: Новгородского архиеп. Феодосия , Зиновия Отенского , троицкого инока Нила (Курлятева) ( Калугин. 1998. С. 121, 127, 128, 238). Тексты патерика, отредактированные Д., были включены под 30 июня в Великие Минеи-Четьи, позднее положены в основу 2 изданий «Лимонаря» (К., 1628 и 1632), выпущенных по благословению Киевского митр. Иова (Борецкого) . Последние лит. труды Д. в Иосифовом Волоколамском мон-ре датируются 1545-1547 гг. Полученный ранее опыт Д. обобщил при написании Волоколамского патерика (его оригинал, изданный в 1915, утрачен в 1941). В этом произведении Д. не только дал агиографическую характеристику деятельности связанных с обителью подвижников, но и изложил историю мон-ря, написанную в контексте истории г. Волока Ламского и Новгородской земли, описал деятельность здесь прп. Иосифа и др. волоцких старцев («Сказание о русских пустынножителях»), привел ряд уникальных сведений, заимствованных из предания - из бесед с прп. Иосифом и его братом Ростовским архиеп. Вассианом II (Саниным) , сохранившими в памяти слова их духовного наставника прп. Пафнутия Боровского, из разговоров с Паисием (Ярославовым) . Нек-рые уникальные известия Волоколамского патерика (напр., о вел. кн. Иоанне I Данииловиче Калите) имеют, по всей видимости, лит. происхождение (см.: Турилов А. А. «Гарун-ар-Рашидовский» сюжет в слав. лит-рах XV-XVI вв.: (Серб. деспот Стефан Лазаревич и вел. кн. Московский Иван Калита)//ДРВМ. 2004. 2. С. 8-11). К последнему периоду творчества Д. относится «Надгробное слово» прп. Иосифу Волоцкому. Оно, как и Волоколамский патерик, содержит ряд уникальных известий: описание внешности преподобного, редкие биографические сведения о нем (напр., дату рождения - 12 нояб.) и о его ближайших родственниках (о выезде из Литовского великого княжества в Москву в 1408 деда прп. Иосифа - Александра (Сани), о получении им за службу земель под Волоком Ламским, об уходе в конце жизни в мон-рь мн. родственников прп. Иосифа и др.).

http://pravenc.ru/text/180347.html

жизни, при том что многие идеи писателя К. чужды. Мнение о том, что после духовного переворота в творчестве Толстого доминировали «не художественные образы, а религиозная идея» (Там же. С. 9), К. доказывает на примерах из романов «Война и мир» и «Анна Каренина». Уже в этих произведениях содержатся идеи, позднее развитые Толстым в форме проповеди. В 1911 г. в Нежине была опубликована речь К. о Н. В. Гоголе, в к-рой исследователь указал на связь творчества Гоголя с западнорус. лит-рой XVII-XVIII вв. и укр. народным творчеством. Одна из работ ученого - «Галицко-русский вариант сказания о крестнике» (1914) посвящена рассмотрению взаимосвязей между записанной в Галиции легендой о «крестнике Христа» с рассказом Л. Н. Толстого «Крестник». К. пришел к выводу, что рассказ был написан Толстым под влиянием легенды, опубликованной А. Н. Афанасьевым ; вскоре произведение Толстого было пересказано с нек-рыми отступлениями в Галиции и стало частью народной культуры. Последняя научная публикация К. посвящена духовным стихам о Варлааме и Иоасафе. Ученый выделил 5 типов произведения, указал, что на самый распространенный вариант стиха оказал влияние «Плач Адама о рае»; в приложении опубликован один из вариантов («северный стих»). Изд.: Житие прп. Пафнутия Боровского, писанное Вассианом (Саниным): По рукописи Ин-та кн. Безбородко. Нежин, 1898. Соч.: Очерки по истории древнерус. лит-ры житий святых: Дис. Варшава, 1902; Гоголь в его отношениях к старинной малорус. лит-ре//Сб. Ист.-филол. об-ва при Ин-те кн. Безбородко. Нежин, 1910/11. Т. 7. Отд. 2. С. 1-10 (отд. паг.); Художник и моралист в Л. Н. Толстом//Памяти Л. Н. Толстого: Сб. речей, произнесенных в торжеств. заседании совета Имп. Харьковского ун-та и Ист.-филол. об-ва. Х., 1911. С. 9-18; Галицко-рус. вариант сказания о крестнике//Сб. ст. в честь проф. В. П. Бузескула. Х., 1914. С. 682-692. (Сб. Ист.-филол. об-ва при Харьковском ун-те; 21); К истории рус. духовных стихов о прп. Варлааме и Иоасафе//РФВ. 1915. Т. 73. 2. С. 224-248. Ист.: Историко-филологический факультет Харьковского университета за первые 100 лет его существования: (1805-1905). Х., 1908. С. 16, 38, 142, 155, 163. Лит.: Виноградов В. В. Из истории изучения поэтики (20-е гг.)//Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и яз. 1975. 3. С. 259; Лавров В. В. Профессорско-преподавательский состав Таврического университета в 1920 г.//Крымский архив: Ист.-краеведческий и лит.-филос. журнал. Симферополь, 2000. 6. С. 80. И. А. Лобакова Рубрики: Ключевые слова: АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт

http://pravenc.ru/text/1319778.html

Этот мотив получает развитие в Житии Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога, где приводятся новые аргументы в споре с «неправо мудрствующими», отрицающими «сущих в нашей земли святых». Доказывая, что достойны «списания» жития не только «божественных великых мужей», но и «малых, сих не достизающих», агиограф наделяет произведения о героях, стоящих на нижних ступенях иерархии святых, большим «учительным» потенциалом. Поскольку граница между простым смертным и «малым» святым не велика, то читатели, знакомясь с его биографией, «надежи восприимут, не отчаяниа и, помалу отлучившеся зла, вздвигнутся к добродетели» 623 . Как первый шаг к овладению патериковой формой повествования можно расценивать десятое слово Духовной грамоты Иосифа Волоцкого 624 . Это своеобразный «конспект» так и не обретшего полного и законченного вида Русского патерика. О грандиозности замысла Иосифа свидетельствует геройный ряд «Сказания вкратце о святых отцех», где упоминаются «Антоние и Феодосие Печерский , и Сергий, и Варлаам, и Кириил, и Димитрие, и Дионисие, и Авраамие, и Павел, и инии же ученици их, бяху крепок имуще смысл и любовь к Богу и к ближнему совершену» (стлб. 548). Осуществлению замысла, видимо, помешала не только смерть Иосифа Волоцкого , но и невозможность решения этой задачи в одиночку. Следуя замыслу учителя, составитель Волоколамского патерика включает в свод рассказы, связанные с жизнью монахов как Иосифо-Волоколамского монастыря, так и других центров иосифлянского движения: Пафнутьево-Боровского, тверского Саввинского, Калязинского, московских Андроникова, Чудова и Симонова монастырей. Позднее «литературная академия», созданная митрополитом Макарием, смогла осуществить крупнейшее агиографическое предприятие XVI столетия – составление Великих миней четьих, где почетное место занимают жития «новых» чудотворцев, святых иосифлянского круга, в том числе и житие неканонизированного церковными соборами 1540–1550-х годов Иосифа Волоцкого 625 . Созданию Волоколамского патерика предшествовала работа агиографов-иосифлян в жанре жития основателя монастыря, который предполагал наличие в произведении патериковых миниатюр о сподвижниках главного героя, что часто превращало памятник в агиографическую летопись монастыря. Справедливо желание А.П. Кадлубовского видеть в Житии Пафнутия Боровского, созданном братом Иосифа Волоцкого – Вассианом Саниным, в начале XVI в. 626 , «род патерика боровской обители, состоящий из различных небольших рассказов о самом Пафнутии и о прочих выдающихся иноках его обители, рассказов со значительным чудесным колоритом» 627 . Исследователь выявил общность источниковедческой основы Жития и Патерика, поставил проблему взаимовлияния этих произведений. По мнению А.П. Кадлубовского, эпизоды Жития Пафнутия Боровского о татях и о старце Евфимии вошли в Патерик, а патериковый цикл эсхатологических рассказов Пафнутия был включен в текст поздних редакций жизнеописания святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В. скончался в Москве, на подворье Ростовских архиереев в Дорогомилове, похоронен в ростовском Успенском соборе, место погребения утеряно. В кормовой книге Иосифо-Волоколамского мон-ря под 28 авг. отмечена память В., при жизни сделавшего в мон-рь значительный вклад - 730 р. В. является автором жития прп. Пафнутия Боровского, сохранившегося в 2 редакциях - отдельной и редакции, включенной свт. Макарием в майский том Великих Миней Четьих (последняя редакция не издана). Автор жития, отличающегося полнотой и подробностью, основывался на рассказах прп. Иосифа и др. учеников прп. Пафнутия - Иннокентия и Исаии. Житие содержит одно из ранних упоминаний об иконописце Дионисии , расписавшем монастырский храм. Опись Волоколамского мон-ря 1545 г. называет ряд рукописей, переписанных В. или принадлежавших ему: Псалтирь, сборник «старой в два столбца, с начала писмо владыки Васиана Ростовскаго», 2 Ирмология, один из к-рых переписан В. В. был адресатом послания Н. Булева , католика, врача вел. кн. Василия III, письмо содержало пропаганду унии католич. и правосл. Церквей. Ни письмо Булева, ни ответ В. не сохранились, известен ответ Булеву анонимного автора. Соч.: Житие прп. Пафнутия Боровского, написанное Вассианом Саниным/Изд. и вступ. статья А. П. Кадлубовского//Сб. Ист.-филол. об-ва при Ин-те кн. Безбородко. Нежин, 1899. Т. 2. Отд. 2. С. 98-149; Жития святых в древнерус. письменности. Вып. 1: Тексты. Исслед. Мат-лы/Отв. ред., сост. и вступ. ст. М. С. Крутовой. М., 2002. С. 103-152. Ист.: АИ. Т. 1. С. 530; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. М., 2000. С. 539-540; Т. 6. Вып. 2. М., 2001. Стб. 375, 393, 405; Т. 13. Ч. 1. М., 2000. С. 2, 26; Леонид (Кавелин), еп. Выписка из «обихода» Волоколамского Иосифова мон-ря кон. XVI в. о дачах в него для поминовения по умершим//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. С. 8; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА. М., 1882. С. 20. 66 (245); Строев П. Описание рукописей мон-рей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина Сторожевского, Пафнутьева Боровского. СПб., 1891. С. 100-101; Архив П. М. Строева//РИБ. Пг., 1915. Т. 32. Стб. 126-127; Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 127, 173-175, 254-255, 329-331, 368; Книжные центры Древней Руси. С. 28, 30, 36, 60, 85, 87; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников. М., 1999.

http://pravenc.ru/text/149889.html

Когда Пафнутию было чуть более пятидесяти лет, на него напал телесный недуг. Болезнь длилась долго, и Пафнутий принимает решение принять священную схиму, после чего он уже не служил Литургию, но пастырский долг совершал. А вскоре и оставляет своё руководство над живущими в Высоком Покровском монастыре, сделав это по изволению Всевышнего. После чего телесный недуг отходит, и, видя в этом промысел Божий, Преподобный окончательно принимает решение оставить обитель. Преподобный Пафнутий оставляет обитель с одним из братии и 23 апреля (6 мая) 1444 года поселяется в лесу между реками Протвою и Истерьмою, на месте будущего Пафнутьево-Боровского монастыря. Со временем к нему стала приходить братия из Высокого Покровского монастыря и из других мест. Поэтому место распространялось, а братия умножалась. По просьбе братии и по благословению Преподобного была построена деревянная церковь во имя Рождества Пречистой Богородицы, с которой и началась новая обитель. Уже при жизни Преподобного эта обитель стала почитаема во всей Московии, любима московскими государями, царицами и царевнами. Окончательный свой облик, который сохранился до наших дней, монастырь приобретает позже, в XVI веке, когда он превращается в сильную пограничную крепость. По свидетельству современников Преподобный Пафнутий во всём избегал неумеренности, всегда старался избегать праздности, любил нищету и скудность. Много чудесных историй сопровождало жизнь Преподобного и людей его окружавших. Много из них описано в житии Преподобного, написанное его учеником Святителем Вассианом Саниным, епископом Ростовским, братом преподобного Иосифа Волоцкого. Вот некоторые из них. История об иконописце Дионисии В монастыре под духовным началом жил и работал прославленный со временем иконописец Дионисий. Большую известность ему принесли как фрески выполненные для Пафнутьево-Боровского монастыря (которые, к сожалению, не сохранились), так и иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, иконы и фрески соборной церкви Успения Богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре и др.

http://pravmir.ru/palomnicheskaya-poezdk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010