23-го сентября в среду, в утреннее время было знамение на небе: «от восточныя страны столпы восхождаху, из них же сияние аки солнечныя лучи и явися на небеси пламя, колебашеся аки вода морская семо и овамо, на мног час, и от знамени того бысть светло аки от лучей, а с запада темнота велия; и потом милосердый Господь свет нам дарова, на 1-м часу дни взойде солнце, и потом бысть мрачно на многий час при архиеп. Серапионе Новгородском Курцеви». 21-го февраля «на третий недели вторник великаго поста Никита епископ жену простил очною болезнию, от Троицы с Кланья из деревни Селца, зовут Евдокеею, на часех, как отпели часы». 8-го мая, в неделю, «после велица дни в 3 неделю жен Мироносиц, привели из Москвы в Новгород татар Казанских, а иных опосле привезли в Новгород, и давали их кормити архиепископу и гостем веденым, а всех татар 60» 327 . 20-го мая «на торговой стороне, на Ярославле дворищи, св. великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, в церкви каменной от образа своего простила 4 человека, в пятничный день, различными недуги одержимых» 328 . 25-го августа «сгорела Юрьева монастыря волость Боженка, да церковь чюдотворец Никола сгорел и на гумнех весь хлеб сгорел». В том же 1552 г. пострадали от пожаров «чюдинское заполье, за городом за деревянным; монастырь чюдотворца Николы на Лятке, Перынский монастырь и монастырь Николы чюдотворца на Липне»; а 20-го июня, в первом часу ночи, сделалась сильная буря с дождем «и сгорела церковь Живоначальная Троица на Паозерьи, и гром велик и мгла, и бурею драло сады многии и хоромы, да бурею же весь лес из Славна выдрало, прибило к великому мосту в Новгороди; да в Онтонове монастыре у игумена бурею, у Варлаама, сени выдрало» 329 . 322 П. С. Р. Л. т. III стр. 155. В подстрочном примечании под буквою «е», сказано: это место выписано буквально из богомольной грамоты, по случаю мора дайной. Читать далее Источник: Кафедра новгородских святителей ...: С 17 изображениями св. святителей/Соч. Новгородского Знаменского собора прот. П.И. Тихомирова. Т. 1-2. - Новгород: типо-лит. Губ. правл., 1891-1897. - 3 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

П.В. Долгоруков Графы Ефимовские отцовский КОЛЕНО I: Михайло Ефимофич Ефимовский, женат на Анне Самуиловне Скавронской КОЛЕНО II: Граф Иван Михайлович, … и святого Александра Невского кавалер … Граф Андрей Михайлович, … и святого Александра Невского кавалер …, женат … (от 1-го брака сын и две дочери; от 2-го брака дочь; от 3-го брака сын и дочь) КОЛЕНО III: Елисавета Семёновна, …, за графом … Граф … Графиня Анна Андреевна, … Графиня Елисавета Андреевна, … Графиня … Граф Пётр Андреевич, майор; рождение …; женат: 1) …; 2) …; от 1-го брака 2 сына и 2 дочери, от 2-го брака 2 дочери Графиня … Андреевна КОЛЕНО IV: Граф Андрей Петрович, рождение 22 …; женат: 1) на Серафиме …; 2) …; от 2-го брака 2 сына Граф … Петрович … Графиня Елисавета Петровна … Графиня Екатерина Петровна, за … Графиня София Петровна † 16 мая 1828, за полковником Сергием Васильевичем Самсоновым Графиня Наталия Петровна † 13 апреля 1828 КОЛЕНО V: Граф Пётр Андреевич, рождение 1812 † 1829 КОЛЕНО VI: Графиня Надежда Борисовна Михайло Ефимович Ефимовский женат был на Анне Самуиловне Скавронской, родной сестре Императрицы Екатерины I, и потому сыновья их Иван Михайлович и Андрей Михайлович возведены были, Императрицею Елисаветою Петровною, 25 апреля 1742 года, в Графское Российской Империи достоинство. Граф Иван Михаилович служил, генерал-майором и гвардии майором, а граф Андрей Михайлович генерал-поручиком и гофмаршалом, и при Екатерине Великой уволен в отставку с чином генерал-аншефа. Герб графов Ефимовских (Общий Российский Гербовник, часть VII, 3-й): щит разделён на четыре части. В первой и в четвёртой частях, в золотом поле, до половины выходящий двуглавый российский орёл. Вторая и третия части разделены, каждая, на четыре поля; в них, в первом и четвёртом красных полях, по четыре золотые луны рогами вверх, а во втором и третьем, серебряных полях, по три красные розы, и посреди второй и третией частей герба по золотому щитку, в коем жаворонок. Посреди всего герба щит, в коем, в красном поле, горизонтальная шахматная полоса голубая и серебряная, и на неё положена золотая сабля, остриём вверх. На гербе графская корона, а на ней дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями. На этих перьях золотая луна, а над перьями красная роза. Намет голубой, красный и чёрный, подложенный золотом и серебром. Щит держат два строуса. 163 В отсканированном варианте книги текст нечитается – примечание элекстронной редакции. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Часть II I. Землевладельцы Водской пятины Дряхлел, слабел Великий Новгород к концу XV столетия. И не внешние враги ослабляли его, – болезнь его была болезнью организма: внутренняя несогласия и междоусобицы лишили его прежнего здоровья и величия. – Москва, для которой существование самостоятельного, свободного города не могло быть приятным, видимо зорко следила за слабеющим старцем и очень точно определила его болезнь: «земля она от много лет в своей воли живяху, а о великих князех, отчине своей, небрежаху и не послушаху их, и много зла бе в земли той, межи себе убийства и грабежи и домом разорение от них напрасно, кой с которого сможаше» (Соф. Лет. II, Спб. 1853 г., стр. 202). Конечно, трудно сказать, во всей ли полноте справедлив такой отзыв о новгородской жизни; но если довериться летописи, Москва знала даже и наиболее виновных во внутренних беспорядках новгородцев: «Ведомо тебе богомольцу нашему и всему Новугороду, отчине нашей, колико от тех бояр и наперед сего лихо чинилося; а и нынеча что ни есть лиха в нашей отчине, то все от них чинится» (ibid, стр. 203). Не насилие производить, а по московскому воззрению мир водворять и отправился в Великий Новгород Иоанн III Васильевич в 1475 году. 22 октября оставил он Москву, 21-го ноября приехал в Новгород и остановился на Городище. Любопытно было это шествие Великого Князя в свободный Новгород. 5-го ноября, на Волочке, встречают его новгородцы Кузма Яковлев с товарищами и приносят жалобу на своих же новгородцев. Здесь же Вас. Микиф. Пенков подносит поминки от новгородского владыки. 7-го ноября на Виру, встречают В. Князя с поминками подвойский Назар и Лошинской; ноября 15-го, на Волме, подносят В. Князю поминки новгородские посадники Фефилат Захарьин, Яков Федоров, Кузма Фефилатов и житьи Ульян Плюснин, Федор Иевль, Матфей Деревяшкин; здесь же – с починками Федор Исаков: ноября 16-го в Васильеве, встретили В. Князя посадники Вас. Казимир и его брат Яков, Лука Федоров. Григорий и Иван Михайловы, Григорий Тучин, Богдан Есипов, Олферий Офонасов; старые тысяцкие Матфей Селезнев, Андрей Исаков, бояре Ив.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Петра переложены уже спустя довольно времени после смерти Василия Ивановича 5-го Мая 1538-го года, – о сделании рак y Kapaмз. VII, 96 и прим. 311, и в хронографе гр. Уваровой, по Опис. архим. Леонида 1362, л. 859 sub fin; о переложении мощей Петра у Карамз. VI, прим. 7. В правление царя Ивана Васильевича Грозного, при жизни супруги его Анастасии (1547–1560). был установлен 4-го числа Августа праздник «проявления мощей» митр. Петра и о поводе к установлению этого праздника читается в печатных святцах 1648-го года: «Святитель Петр митрополит явися благочестивой царице Анастасии, не повелевая никому же гроб свой раскрывати никогда, и повеле ей своею печатию раку запечатлети, и того дня уставиша праздник сей праздновати». В Новом Летописце, напечатанном в XVII кн. Временника Общ. Ист. и Древн·. стр. 201, читается под 1652-м годом, что «Сентября в 9 день церковь Успения Пресвятыя Богородицы святили (после переделки престола, к которому приделали две степени), а мощи иже во святых отца нашего Петра митрополита Московского и всея России чюдотворца из олтаря соборные церкви передвинули в предел святых апостол Петра и Павла» (в нынешнем соборе, оконченном постройкой в 1479-м году, мощи св. Петра положены были на том же месте, на котором они лежали в первоначальном соборе, именно – у стены южного отделения алтаря или жертвенника. – Никон. лет. VI, 108 fin., Воскресенск. дет. в Собр. лem. VIII, 202 и 203, см. также описи собора первой половины XVII века в Русск. Историч. Библиотеке, издав. Археогр. Комм., т. III, coll, 298, 433, 517; передвигаемы ли были мощи после 1652-го на свое прежнее место, не знаем» но в 1701-м году они находились, как и в настоящее время находятся, в помянутом приделе, который об стену с жертвенником, -Русск. Историч. Бuблuomeka ibid., col. 846 fin.). В рукописи Московской Дух. Академии 201, среди разных летописных выписок читается: «Лета 7162 (1654) на праздник иже во святых отца нашего Петра митрополита Московского и всеа Росии Декабря в 21 день святейший патриарх Никон с митрополиты и архиепископы и со всем освященным собором вынимали из раки гроб с мощами, и поставлен бысть среди церкви, вси православные християня целоваша мощей ого с верою и любовию сердечною, и после литоргии паки поставлен бысть, иде же бе преже», л.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Иосиф в борьбе с ересью Иосифов монастырь зачался в самые тяжелые для Новгорода годы. Это было, как мы видели выше, в 1479 (6987) году, в июне, в период между третьим и четвёртым походом Ивана III на Новгород, вскоре по низложении Борецких и уничтожении Веча. Последний из владык, избранных самими новгородцами, Феофил принимал в том году участие в попытке новгородцев восстановить свои древние права. В это смутное время Иосиф получил от него благословение на устройство монастыря и постройку в нем церкви, так как в то время иерархическая власть архиепископа ещё простиралась на бывшие новгородские владения в уделе князя Бориса Васильевича Волоцкого 123 . В августе освятил Иосиф первую деревянную церковь в честь Успения Божьей Матери. В октябре, когда настал 6988 год, Иван III предпринял свой последний поход на Новгород, а в январе (1480) Феофил был отвезен в Москву, где и принужден был дать отреченную грамоту. В феврале того же года покровитель Иосифа, князь Борис Васильевич, идя войной на великого князя Московского, выступил из Волоколамска с княгиней и со всем своим домом, с множеством ратных людей в Углич, для соединения с братом своим Андреем Угличским. В Москве были заняты ссорой великого князя с братьями, потом (в июле) пронесся слух о нашествии Ахмата, а Новгород всё ещё оставался без иерарха. В декабре 1480 Борис Васильевич возвратился домой с удачей: примирившийся с ним Иван Васильевич придал ему сёла, принадлежавшие дяде их по матери, Василию Ярославичу Серпуховскому. Тогда и монастырь Иосифов получил село Отчищево от Бориса Васильевича. С увеличением средств должна была сказаться зависимость монастыря от архиепископа, его бояр и десятинников. В октябре 1483 года заложил Иосиф каменную церковь в монастыре своем и только за месяц до этого отмеченного в житиях Иосифа события, поставлен был в Москве преемник Феофилу. По Новгородскому обычаю в Москве метали жребий, кому из троих предназначенных быть архиепископом Великого Новгорода. Жребий пал на старца Троице-Сергиевой обители Сергия, который прежде того был протопопом Успенского собора в Москве. Но этот первый из присланных в Новгород владык был не совсем благосклонно принят новгородцами. Менее чем через год (в июне 1484) Сергий, расстроенный физически и нравственно, оставил архиепископство. Потрясенному Новгороду нужен был на первый раз в архиепископы человек стойкий и деятельный. При избрании Сергия одним из предназначавшихся в архиепископы был Чудовский архимандрит Геннадий, но жребий тогда не пал на него; теперь он был назначен без жребия (12-го декабря 1484 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Звенигородские удельные князья с 1328 по 1570 год 1) Иван Иванович (второй сын великого князя Ивана Даниловича Калиты) с 1328 по 1353 г., с 1353 по 1359 г. в. к. Московский и всея России. 2) Иван Иванович Малый (второй сын в. к. Ивана II Ивановича) с 1359 по 1364 г., скончался 10-ти лет, в Москве, 23 октября 1364 г. 3) Юрий (Георгий) Дмитриевич (второй сын в. к. Дмитрия Ивановича Донского) с 1389 по 1434 год. Он восстановил Звенигород и его соборный храм (или выстроил его вновь), пострадавший от нашествия Тохтамыша в 1382 году. Он имел постоянное свое пребывание в Звенигороде (где устроил себе белокаменный дворец, развалины коего видны и доселе, до 1425 года, то есть, до начала размолвки с племянником в. к. Московским Василием III Васильевичем, после чего переселился в Дмитров. Двукратно овладевал, вместе с Москвою, великокняжеским престолом и умер внезапно 6-го Июня 1434 года в Москве; погребен в Архангельском соборе. 4) Василий Юрьевич Косой, старший сын князя Юрия Дмитриевича, с 1434–1436 год, родившийся в Звенигороде от брака его отца князя Юрия с Анастасиею Юрьевной, княжной Смоленской. Будучи взят в плен в. к. Василием Васильевичем в 1436 году, отвезен в Москву и здесь ослеплен 21-го мая 1436 г.; умер узником в Москве в 1448 году. 5) Андрей Васильевич Большой, князь Углицкий (третий сын в. к. Василия III Васильевича Темного); с 1462–1491; жил в Угличе, вследствие ссоры с братом своим в. к. Иваном III Васильевичем. Кончил жизнь «в велицей истоме», в Москве, в 1493 году 6 ноября. 6) Юрий (Георгий) Иванович князь Дмитровский (второй сын в. к. Ивана III Васильевича); с 1505–1533 получил в удел вместе с Дмитровом, Звенигород и Рузу, но жил в Дмитрове. По ссоре с своим племянником в. к. Иваном IV Васильевичем, по приговору бояр, схвачен в 1533 году и осужден на темничное заключение, в котором и скончался в 1537 году. Примеч. В 1552 году Звенигород был отдан в. к. Иваном Васильевичем «в кормление» царю Астраханскому Дербыш-Алею, который в 1554 г. устроен на царство в Астрахани.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Более того: министром финансов Российской империи С.Ю. Витте, перешедшим «в наследство» императору Николаю II от отца, в 1897 году была проведена реформа по введению золотого стандарта рубля. Русская валюта стала конвертируемой, притом одной из самых устойчивых в мире. В русском императорском флоте два корабля носили имя «Император Александр III»: броненосец 1900 года постройки, и линкор, спущенный на воду в 1914 году. Первый из них погиб, героически сражаясь в Цусимском сражении (из почти 800 человек экипажа не спасся никто), второй ушёл с остатками Белой армии в Бизерту в 1920 году. На нём последнем из всех русских судов был спущен Андреевский флаг. Святыня была передана в Россию из Австралии потомками эмигрантов в 2014 году, вскоре после возвращения Крыма в родную гавань. Линкор «Император Александр III». День Андреевского флага отмечается в России 11 декабря: традиция, уходящая корнями в 1699 год, во времена Петра I. Примечательно, что именно в этот день в нынешнем, 2023 году, году состоялся подъём Андреевского флага на самом современном, седьмом по счёту атомном подводном крейсере проекта «Борей», получившем название «Император Александр III». Победное имя «Александр» в третий раз возникло ныне в этом грозном строю: первым был РПКСН «Александр Невский», принятый на вооружение 23 декабря 2013 года (ему исполняется 10-летний юбилей службы), вторым – «Генералиссимус Суворов» (которого звали Александр Васильевич). Портрет императора-Миротворца на рубке атомной субмарины: весьма символично. Андреевский флаг на этой подлодке, 6-й по счёту из «Бореев», был торжественно поднят 29 декабря 2022-го, год тому назад, после чего она вошла в состав ТОФ ВМФ России. Там же, на Тихом океане, будет служить и виновник нынешнего торжества – 7-й РПКСН «Император Александр III», охраняя мир и покой родной страны. Заглавная иллюстрация : портрет императора Александра III. Художник Александр фон Бутлер . Начало 1880- х годов . ГИМ Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/opp/2023/12/25/impera...

Луки Жидяты, Послание митр. Никифора к Владимиру Мономаху, Послание митр. Иоанна к Иакову черноризцу и др. Исключение составила «Русская Правда», на сей раз изданная «с весьма древнего списка (XIII в.)». К. приводил варианты по различным найденным им спискам, снабжал публикуемые памятники предисловиями и примечаниями. Совместно со Строевым К. издал Судебники Иоанна III Васильевича и Иоанна IV Васильевича - «Законы великого князя Иоанна Васильевича и Судебник царя и великого князя Иоанна Васильевича, с дополнительными указами» (М., 1819). Первый из Судебников был известен лишь по выпискам из «Путешествия» С. Герберштейна , а список 2-го, более исправный, чем ранее изданные, содержал указ 1555 г., отсутствующий в известных до этого списках. К публикации были приложены факсимильные изображения почерков памятников и филигрань бумаги Судебника 1497 г. Издатели снабдили публикации обстоятельным введением, в к-ром дали сжатую историю рус. законодательства. В 1821 г. вышли в свет «Памятники российской словесности XII в.». За это издание, рассматривавшееся современниками как патриотический подвиг, К. был награжден серебряной медалью АН. К. издал 21 произведение, среди них 15 Слов еп. Кирилла Туровского, Послание митр. Никифора Владимиру Мономаху, Слово Даниила Заточника, «Кирика вопрошание» , Послание еп. Владимирского св. Симона к Поликарпу и др. Издание было тщательно подготовлено, в результате предшествующей археографической работы ученый обнаружил неск. памятников в списках XIII в. Для большей доступности древнерус. произведения изданы гражданским шрифтом, с раскрытием титл и с расстановкой знаков препинания. Без изменения были сохранены слав. буквенная цифирь и написания имен собственных. Все памятники снабжены обстоятельными комментариями и образцами почерков. В предисловиях к публикуемым текстам К. на основании тщательного анализа определил время создания и авторов произведений. Особенно много внимания он уделил характеристике сочинений свт. Кирилла Туровского. К. считал его самобытным рус. писателем XII в., обладавшим высоким художественным мастерством. В статье «В защиту творений Кирилла, еп. Туровского» (ВЕ. 1822. Ч. 122. 6. С. 81-100) К. опровергал мнение М. Т. Каченовского, что Поучительные слова свт. Кирилла заимствованы из сочинений свт. Иоанна Златоуста. К. сыграл выдающуюся роль в становлении отечественного славяноведения. В ст. «О времени перевода нашей Библии» (Тр. ОЛРС. М., 1823. Ч. 3. С. 5-14, 169-175) К. пришел к выводу, что перевод Библии принадлежит равноап. Мефодию , отчасти равноап. Кириллу (Константину) и относится к кон. IX в. Здесь же было опубликовано «Прибавление» к статье, в к-ром К. перечислил известные ему рукописи библейских книг.

http://pravenc.ru/text/1319911.html

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Зубовы отцовский КОЛЕНО I: Иван Андреевич Зубов, жил во второй половине пятнадцатого века КОЛЕНО II: Иван Иванович Зубов Григорий Иванович Зубов КОЛЕНО III: Никита Иванович ширяй Василий Григорьевич Борис Григорьевич КОЛЕНО VI: Игнатий Никитич Михайло Никитич Лукьян Никитич КОЛЕНО V: Алексей Игнатьевич † 1632 Матвей Игнатьевич Иван Игнатьевич † 1629 Фёдор Михайлович Михайло Михайлович Никита Михайлович Иван Лукьянович Кузьма Лукьянович КОЛЕНО VI: Иван Матвеевич Илья Иванович † 1639; женат на Ульяне Яковлевне Прокудиной Афанасий Иванович † 1648 Дмитрий Иванович старший † 1641 Данило Иванович † 1659 Василий Иванович † 1672 Дмитрий Иванович меньший Дмитрий Иванович † 1634 КОЛЕНО VII: Борис Афанасьевич Степан Афанасьевич Ксения Афанасьевна, за Василием Богдановичем Лихачевым Василий Васильевич старший † 1671 Василий Васильевич младший † 1661 Фёдор Васильевич † 1689; женат на Анне Измаиловне Чихачёвой NN, за Василием Семёновичем Кузьминым NN, за Евгением Андреевичем Яковлевым Иван Дмитриевич Клементий Дмитриевич † 1659 Лукьян Дмитриевич Григорий Дмитриевич КОЛЕНО VIII: Илья Борисович Дмитрий Борисович Данило Борисович Василий Борисович Иван Борисович Степан Степанович Венедикт Фёдорович Афанасий Фёдорович Герасим Фёдорович Евдокия Ивановна, за Иваном Ивановичем Колычевым Степан Клементьевич Михайло Кдементьевич КОЛЕНО IX: Николай Васильевич, коллегии экономии член, рождение 1699 † 1786; женат 1) на Татьяне Алексеевне Трегубовой; 2) на Агафие Ивановне Наумовой † 1770 (от 1-го брака сын) КОЛЕНО X: Граф Александр Николаевич, сенатор и святого Александра Невского кавалер, рождение 6 августа 1727 20 февраля 1795; женат на Елисавете Васильевне Вороновой, рождение 1742 † 29 декабря 1813 КОЛЕНО XI: Граф Николай Александрович, обер-шталмейстер кавалер святого Андрея и прусского ордена чёрного орла, рождение 24 апреля 1763 † 9 августа 1805; женат на графине Наталие Александровне Суворовой-Рымникской, рождение 1 августа 1775 † 30 марта 1844 Граф Дмитрий Александрович, генерал-майор, рождение 17 мая 1764 † 14 февраля 1836; женат на княжне Прасковье Александровне Вяземской, рождение 27 сентября 1772 † 18 ноября 1835

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

указанн. ркп. л. 48 fin. Но так как Ферапонт скончался не в Белозерском монастыре, а в Можайском Лужецком, то вероятно, что было дозволено праздновать его память и в сем последнем монастыре. 1388 Того самого сборника, прежний 134, теперешний – 362, из которого Карамзин выписал указ собора 1547-го года и о котором выше, – л. 222 об. 1389 Служба царевичу Петру написана в 1549-м году, см. у Ключевск. стр, 40, чт должно понимать, как приуготовление канонизации. 1391 Перед 1551-м годом инок Протасий, бывший в этом последнем году игуменом Чухломского Аврамиева монастыря, написал житие преп. Аврамия, быв подвигнут к сему чудесами, совершавшимися у гроба преподобного, – см, у Ключевск. стр. 276. А это еще более делает вероятным, что в нашей записи должно разуметь установление празднования преп. Аврамию. 1398 Т.е. при церкви Св. Духа, у которой в 1544-м году положены были мощи Иакова, после 1544-го года устроился монастырь. 1400 См. житие Ефросинии, написанное монахом Григорием, в Лаврск. ркп. 664, л. 444, также у Строева в Библилог. Словаре 4 стр. 71. 1402 См. Бычкова Описание сборников Публичной Библиотеки, стр. 99. – Монахи Иосифова монастыря своим соборным определением от 30-го Мая 1589-го постановили праздновать у себя Иосифу три раза в году, – ibid. 1404 Карамз. IX, прим. 612, Ключевое, стр. 301. В уставе Московского Успенского собора первой половины XVII века замечается о служба Антонию: «слог худ, ему пети лучше по общей минеи», – Русск. Историч. Библиотеки, издаваемой Археогр. Комиссией, т. III, col. 39 fin. 1415 См. Каталог рукописей Ундольского, 300. Что не было еще установлено празднования при Грозном, который восстановил Данилов монастырь, см. Степенн. кн. I, 383 (петы были панихиды по князе, а не служба ему). 1417 Царь Иван Васильевич Шуйский решил перенести мощи царевича из Углича в Москву с тою целью «да уста лжущая заградит и очи неверующии ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) ото убийственных дланей», – Рукопись Филарета. В Москве, в Архангельском соборе, «положено бысть (тело царевича) в пределе Ивана Предотечи, идеже отец его и братья его; и в том месте, идеже положен бысть царь Борис (с бесчестием вынесенный потом из собора по приказанию самозванца), выкопаша яму и камением выклали, хотеша егогосударя праведное тело ту погрести, и егда же бысть многое исцеление, тогда яму повелеша закласти и на том месте (верху земли) в раке положиша; царь же повеле сотворити раку древяну и убити отласы золотыми и положиша (в раку) тело святое благовернаго царевича Димитрия в прежнем его гробе», – ibid… «И составиша празднество трижды в годы первое празднество – рождение, второе – убиение, третье – пренесение мощей к Москве», – Никон. лет. 1421 См. Описание Макарьевского Унженского Костромской епархии третьеклассного монастыря, М. 1835, стрр. 65 и 69. 1423 См. Историческое описание Городецкого Аврамиева монастыря в Костромской губернии, составленное Д.Ф. Прилуцким, Спб., 1861, стр. 9–10.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010