Против этого отношения государственного устройства к нравам и убеждениям народа ты говоришь: «Где же такое государство (где бы народ был связан одинаковыми убеждениями)? Такого государства не только нет и никогда не было, но ты его даже и в воображении создать не можешь». – Но я думаю, что до 16-го века все государства Европы были таковы, что народы в каждом были одинаковой веры. – Но особенно древняя Россия в этом отношении может служить образцом единодушия и единомыслия народного, воплощавшегося в нравы и обычаи народные, и если не успевшего (по причине внешних исторических условий) выразиться в его правительственной государственности, то выразившего, по крайней мере, свои требования во многих отношениях государственного законодательства. Впрочем я думаю еще и то, что даже теперь никто не имеет права смотреть на Россию иначе, как на государство православное, а если Бирон, или кто из немцев когда-нибудь и смотрел на нее иначе, то никогда не смел в этом признаться. – Императрица Екатерина в своем манифесте, которым она объявляла о низвержении Петра Ш и о своем восшествии говорит, что император Петр III, дошел до того, что намеревался даже соделать господствующею в России верою лютеранскую, от чего каждый верный подданный государства должен был помышлять о пролитии его крови. – Конечно, не я могу одобрять слова ее; но они, однако же, показывают, как она понимала единство России и ее веры, и хотя сама была не верующая, но никогда не смела признаться в том. – И как же может измениться характер православной России от того, что она покорила под свою власть несколько миллионов католиков и несколько миллионов протестантов, евреев, магометан и большое количество язычников? – Если б они покорили Россию, тогда только могла бы она утратить господство православного духа в своем законоустройстве и в своем правительстве. – Если же, сохрани Бог , в России когда-нибудь сделается что-нибудь противно православию, то все-таки будет враждебно России столько же, сколько и вере ее. Все, что препятствует правильному и полному развитию православия, все то препятствует развитию и благоденствию народа Русского; все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое. Потому, чем более будет проникаться духом православия государственность России и ее правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство, и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений. – Если оно будет не того духу, то непременно будет стеснять свободное его выражение в жизни и слове под предлогом толеранства и, стесняя его, само будет стесняться им и утверждаться против него только насильственно, боясь каждой тени духа общественного, как привидения из другого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Доцентом по кафедре библейской истории резолюцией Его Высокопреосвященства от 25 октября 1909 года утвержден был преподаватель Московской духовной семинарии, магистр богословия, Коллежский Советник Дмитрий Иванович Введенский. – Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 22 февраля 1910 года за 11 доцент Введенский назначен экстраординарным профессором Академии, с 10 декабря 1909 года – дня избрания его в это звание академическим Советом. На кафедру новой гражданской истории Советом Академии избран был, в собрании 7 октября 1909 года, преподаватель Воронежской духовной семинарии, кандидат богословия, Надворный Советник Александр Константинович Мишин. – По прочтении в собраниях Совета 12 и 17 декабря 1909 года двух пробных лекций, г. Мишин резолюцией Его Высокопреосвященства от 10 января 1910 года утвержден исправляющим должность доцента по означенной кафедре. На кафедру гомилетики и истории проповедничества Совет —19— Академии, в собрании 23 сентября 1909 года, постановил иметь в виду кандидата и профессорского стипендиата Академии выпуска 1909 года Василия Петровича Виноградова, предложив ему посвятить 1909–1910 учебный год подготовлению к занятию означенной кафедры и поручив, с разрешения Его Высокопреосвященства, временное преподавание гомилетики и истории проповедничества студентам III курса Академии в 1909–1910 учебным голу и. д. доцента Академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета священнику Димитрию Васильевичу Рождественскому, ранее занимавшему кафедру гомилетики, с особым вознаграждением в размере жалования доцента. – В виду соединения, по новому, Высочайше утвержденному во 2-й день апреля 1910 года, уставу православных духовных академий, кафедры гомилетики с кафедрою пастырского богословия, профессорский стипендиат Виноградов, по представлении отчета о своих занятиях в течении 1909–1910 учебного года и прочтении в собрании Совета Академии 11 июня 1910 года двух пробных лекций: одной (по гомилетике) – на тему по собственному избранию, другой (по пастырскому богословию) – по назначению Совета Академии, избран был Советом, с 16-го августа 1910 года – дня окончания стипендиатского года, исправляющим должность доцента Академии по кафедре пастырского богословия с аскетикой и гомилетики. – Резолюцией Его Высокопреосвященства от 9 июля 1910 года означенное постановление Совета было утверждено.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

составили союз, считались старшинством, крамольничали. Великие князья не имели нужды соединяться с народом, дабы их усмирить. Аристокрация стала могущественна. Иван Васильевич III держал ее в руках при себе. Иван IV казнил. В междуцарствие она возросла до высшей степени. Она была наследственная – отселе местничество, на которое до сих пор привыкли смотреть самым детским образом. Не Феодор, но Языков, т. е. меньшое дворянство уничтожило местничество и боярство, принимая сие слово не в смысле придворного чина, но в смысле аристокрации. Феодализма у нас не было, и тем хуже. История древняя кончилась богочеловеком, говорит г-н Полевой. Справедливо. Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В сей-то священной стихии исчез и обновился мир. История древняя есть история Египта, Персии, Греции, Рима. История новейшая есть история христианства. Горе стране, находящейся вне европейской системы! Зачем же г-н Полевой за несколько страниц выше повторил пристрастное мнение 18-го столетия и признал концом древней истории падение Западной Римской империи – как будто самое распадение оной на Восточную и Западную не есть уже конец Рима и ветхой системы его? Гизо объяснил одно из событий христианской истории: европейское просвещение. Он обретает его зародыш, описывает постепенное развитие и, отклоняя всё отдаленное, всё постороннее, случайное, доводит его до нас сквозь темные, кровавые, мятежные и, наконец, рассветающие века. Вы поняли великое достоинство французского историка. Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою; что история ее требует другой мысли, другой формулы, как мысли и формулы, выведенные Гизотом из истории христианского Запада. Не говорите: иначе нельзя было быть. Коли было бы это правда, то историк был бы астроном и события жизни человечества были бы предсказаны в календарях, как и затмения солнечные. Но провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая – мощного, мгновенного орудия провидения. Один из остроумнейших людей XVIII столетия предсказал Камеру французских депутатов и могущественное развитие России, но никто не предсказал ни Наполеона, ни Полиньяка.

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

Не бывало крепости крепче, не было обороны отчаяннее… Но Измаил взят! 24 декабря – День воинской славы России. Взятие Измаила. Этот штурм, это кровавое сражение потрясло Европу, не говоря уж о Блистательной Порте. А дело было так… 24 декабря, 2012 24 декабря – День воинской славы России. Взятие Измаила. Этот штурм, это кровавое сражение потрясло Европу, не говоря уж о Блистательной Порте. А дело было так… А слава тех не умирает, Кто за отечество умрет; Она так в вечности сияет, Как в море ночью лунный свет. Времен в глубоком отдаленьи Потомство тех увидит тени, Которых мужествен был дух… Г.Р.Державин, ода «На взятие Измаила» 24 декабря – День воинской славы России. Взятие Измаила. Этот штурм, это кровавое сражение потрясло Европу, не говоря уж о Блистательной Порте. А дело было так… В середине 1790-го, когда Австрия вышла из войны, а со Швецией Россия, наконец, подписала мирный договор, главной твердыней султана Селима III на Дунае оставалась неприступная крепость Измаил. Её осаду русская армия вела с октября. Корабли речной флотилии генерал-майора Иосифа де Рибаса подошли к стенам Измаила. Начались бои с турками, которые пытались предупредить план Рибаса высадить десант и овладеть островом Чатал. К 20 ноября Де Рибасу удалось устроить на острове артиллерийские батареи. Начался обстрел крепости и с острова Чатал, и с судов флотилии. Завязался бой, в ходе которого русский десант овладел башней Табией, после чего был вынужден отступить. Ответная атака турецкого десанта на Чатал была отбита. Турецкий флот близ Измаила удалось уничтожить; русские суда перекрыли Дунай. После 20 ноября под Измаилом наступило затишье. Осаду организовали не предусмотрительно: тяжёлой артиллерии не было, а полевой не хватало боеприпасов. В русских частях под Измаилом царила суматоха. К тому же, старший по званию из русских генералов, съехавшихся к турецкой твердыне – генерал-аншеф Иван Васильевич Гудович – не пользовался достаточным авторитетом, чтобы добиться единоначалия. Генерал-поручик Павел Потёмкин и генерал-майоры Кутузов и де Рибас, в свою очередь, действовали несогласованно, ревниво поглядывая друг за другом…

http://pravmir.ru/ne-byvalo-kreposti-kre...

Санскритское «putra» значит сын. Переходя из арийской (санскритской) сферы в иранскую 15 , понятие «vecaputra» должно было в так называемом зендском принять форму «иîсôри θrô». Но уже в древней своей стадии персидский язык (ближайшая к зендскому разновидность иранского) санскритско-зендскому «c» противопоставляет свое простое «s». Армянский язык (во всех трех устанавливаемых де-Лагардом 16 его стадиях: древнейшей хайканской, средней арсакидской, поздней сасанидской) согласуется на этом пункте с персидским, т. е. звук «c» заменяет своим « σ». Таким образом, на персидско-армянской почве праарийское F οκo ς-vicus фонетически превращается уже в славянскую весь. В свою очередь зендское «pu θrô»=«puthrô», явившись в лоне персидского языка в виде «putra», должно было принять здесь упрощенные формы «pûhr» и «рûг»: сперва « θr» заменяется персидским «hr», потом выбрасывается и «h». Имя персидских царей «Шапур», новоперсидское «âрûг», на так называемом халдео-пахлави (chaldaeo- pahlavî, «халдейско-парфянское письмо») пишется т. е. «ah-i-pûhr», шахов сын, царевич 17 . В армянском языке и, по-видимому, специально в арсакидском (парфянском) его слое, т. е. в словах, заимствованных из персидского не ранее второй половины III в. до р. Хр. – зендское « θr» – персидское «tr» упрощается до «h» 18 . Примеров налицо – достаточное количество. Напр., бог Митра, Μθρης греков, Mitra в санскритском, Ми θrô в зендском 19 , миа в написи Артаксеркса II 20 , Mihr в новоперсидском 21 , в армянском арсаксидского слоя называется M εh. Седьмой месяц персидского и армянского года называется новоперсидском Mihr-mâh, месяц Митры. 16-го числа этого месяца праздновали в честь Митры праздник M ιθρακνα (новоперс. Mihrgân): в армянском этот месяц называется M εh εκαν, т. е. М ιθρακν [а]. И у персов ко всякому храму прилагается название «dar-u-Mihr», врата Митры: в армянском « μεh εαν» значит и жертвенник, βωμς, и капище, τμενος 22 . По этому закону 23 и «putra» – »pu θrô» в армянско-арсакидском должно было явиться в форме « πουh»=puh. Заимствовав в парфянское время понятие «иîсôри θrô» в виде w ισεπουh и сократив его σεπουh, армяне во второй раз – в виде иностранного слова – получили его при сасанидах в форме w ασπου.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

«Тако ли прегордые царства разоряете, еже народ безумными глаголы наущати и от брани отвращати, подобно Янушу Угорскому», — писал царь с гневом в Первом послании Курбскому. Характерной чертой первых абсолютистских монархий в Европе было внимание к экономической жизни, стремление активно содействовать развитию торговли и промышленности. Эти новые черты политической практики не прошли мимо внимания царя, но только усилили его антипатию к политическим режимам, существовавшим у западных соседей России. С отвращением царь писал о том, что когда при Густаве Вазе в Швецию приезжали русские торговые люди с салом и с воском, то шведский король, «сам, в рукавицы нарядяся, сала и воску за простого человека вместо опытом пытал и пересматривал на судех». Неприязнь царя была вызвана не только тем, что такое поведение не соответствовало достоинству государя («коли бы отец твой не был мужичей сын, и он бы так не делал» — писал Иван Васильевич шведскому королю Юхану III). Причины антипатии лежали глубже, и их можно понять, обратившись к его посланию английской королеве Елизавете. Правление Елизаветы в Англии считается временем расцвета английского абсолютизма. Но у Ивана IV были свои представления о политическом устройстве Англии. Елизавета, как и другие известные царю западные правители, не принадлежала к числу «прироженых» государей, она не получила власть по наследству, а была возведена на трон английскими сословиями («Филипа короля ишпанско-го аглинские люди с королевства сослали, а тебя учинили на королевстве»). Поддерживая торговлю и зарождающуюся промышленность, Елизавета оказывала покровительство «Московской компании» — объединению английских купцов, торговавших с Россией. Расширение ее привилегий ставилось непременным условием заключения соглашения о союзе между Россией и Англией, которого добивался Иван IV. Раздосадованный царь писал королеве: «И мы чаяли того, что ты на своем государстве государыня и сама владеешь... ажио у тебя мимо тебя люди владеют, не токмо люди, но и мужики торговые, и о наших государских головах и о честех и о землях прибытка не смотрят, а ищут своих торговых прибытков.

http://sedmitza.ru/lib/text/438926/

Владимир Михайлович Бехтерев (1857 — 1927 гг.), выдающийся русский невролог, психиатр и психолог. Внес большой вклад в изучение различных аспектов алкоголизма, разработал систему антиалкогольных профилактических мероприятий, одним из первых в мире успешно применил гипноз в лечении алкоголизма, пропагандировал идеи трезвого образа жизни. Иван Васильевич Сажин (1868 г. – после 1926 г.), доктор медицины. На протяжении всей своей профессиональной деятельности изучал влияние алкоголя на человека, активно боролся за здоровый образ жизни. Был членом Российского медицинского общества врачей-трезвенников (1910–1914 гг.). Лазарь Соломонович Минор (1855–1942 гг.), невропатолог, доктор медицины, профессор. Член Организационного комитета 1-го Всероссийского съезда по борьбе с пьянством (1910 г.). Михаил Дмитриевич Челышов (Челышев) (1866–1915 гг.), из крестьян . Владелец различных торговых заведений и бань. С 1892 г. и до своей кончины был гласным Самарской городской думы, в 1907 г. избран депутатом III Государственной думы от Самарской губернии. Член фракции «Союза 17 октября». Известен как решительный противник употребления спиртных напитков и винокурения, выступал на эту тему в Государственной думе с яркими речами, входил в состав думской противоалкогольной комиссии. Челышову приписывают фразу: «Если водку заменить на простоквашу, то революцию, как рукой снимет». Это утверждение Галкина вызывает серьезное сомнение. Точно известно, что на издание журнала разрешение выдавалось дважды: первый раз — свидетельство Санкт-Петербургского градоначальника 1472 от 23 ноября 1907 г.; второй раз («второе издание» журнала) — аналогичное свидетельство 2061 от 22 марта 1909 г. (РГИА, ф. 777, 1907 г., оп. 8, д. 333, л. 1–1 об.; 1909 г., оп. 14, д. 392, л. 1). Однако сам священник М. Галкин от издания журнала отстранен не был. Поль Лафарг (1842–1911 гг.), французский экономист и политический деятель, один из видных марксистских теоретиков. Так в документе. Деизм — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных явлений. Концепция деизма не предполагает жёстких канонов. Часть деистов считает, что Бог после сотворения мира не вмешивается в ход событий; некоторые из деистов полагают, что Бог всё же влияет на происходящие процессы, хотя и не управляет ими полностью. В то же время деизм утверждает, что разум, логика и наблюдение за природой — единственные средства для познания Бога и Его воли. Деисты высоко ценят человеческий разум и свободу, а также стремятся привести к гармонии науку и религию.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

Si cui lubet, благоволит сравнить „парфянские числа“ 21 и 23 на монетах Bartholomaei, tab, XIX, 27. 29; XXIII, 30; XXIV, 32; XXIX, 24. 26; годы 11 и 13 на tab. XIX, 16. 19; XXIII, 18. 21; XXVIII, 14. 16; годы 31 и 33 на tab. XX, 40. 41. 45; XXIV, 40.43; XXX, 35. 37; годы 41 и 43 на tab. XXI, 58. 59. 61; XXV 52. 53. 55; тогда станет ясно, что «парфянское» ядж-вист, yag vîst [один-двадцать] не диво принять за си-вист, sî vîst [три-двадцать]. Для моего неопытного глаза это sî неразличимо от sig . И как „один“ ,,yâg“, так и „три“ „sî“ представляют нечто похожее на СП. – Я, конечно, предполагаю, что из персидского документа писатель мученичества взял „десятый год“ Яздегерда, отождествленный там с «221 годом царства персидского»; а затем по 10-му году Яздегерда совершенно правильно высчитал соответствующий 759 год ионийцев. Наоборот, составитель расширенного мученичества св. Шим’она бар-Сабба’е просто воспользовался формулою p588­s и сосчитал 117 персов538­655 селевкидов. 352 Нёльдеке (Gesch. d. Pers., 405, cf. 385. 397) справедливо считает след. доказательство решающим: Кавад II Шеройе царствовал только 8 месяцев (с 25 февр. 628, † вероятно, 15 сент. 628), однако, сохранились монеты от «второго» года (Bartholomaei, XXX, 1: «trên») его царствования. Этот argenteus чеканен в «Dâ,», т. е. (как полагает Mordtmanu) в Dârâbgerd (ср. Хр. Чт. 1899, I, 339. 340). «Второй год» Шеройе начался лишь 17 июня 628 (1-го фарвардин). По вавилонской системе Postdatirung время с 25 февр. по 16 июня считали бы за rêš šarrû-ti, за начало царствования Шеройе, а с 17 июня начался бы его первый [не «второй» «trêu»!] год. Ср. Хр. Чт. 1896, II, 329; след., Яздегерд III, по всей вероятности, воцарился только 10 июня 633 г. (ard-rôz-i- spendârmad h -mâh), и, однако, с 16 июня 633 г. начался «второй» год его царствования!!! 353 По Nöldeke, Aufsätze, 89, битва была 28 апр. 224 г.; считаю это предположение бесповоротно устраненным после аргументации ф.-Гутшмида (Gesch. Irans, 162) в пользу 28 апреля 227 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

10.15.1, 11.4.4, 12.24.7, 13.12.5, 14.1.1, 15.21.4, 16.9.2, 17.29.5, 18.17.3, 19.6.6. Для непосредственной цели отмет можно было бы ограничиться только первою цифрою (она представляет порядковый годов круга луны) или только второю цифрою (она показывает день, на который в данном году падает пасхальная граница: цифры 21–30 означают числа марта âd h r, все прочие 1–18 числа апреля nîsn). Третья цифра вполне соответствует латинским regulares paschae (но, понятно, за исключением 19-го года). Regularis=( φ –10 марта) – 7 х, где φ ­ пасхальная граница [­вторая цифра], х=целое число minimum 1 maximum 5, которое следует избирать так, чтобы Regularis получилось maximum 7 minimum 1. Напр., в 1-м году формула должна иметь вид: (25 марта-10 марта)-7 x 2=Regularis 1. День недели, в который приходится в данном году пасхальная граница, определяется так: Вруцелето †Regularis-7y=feria, где у=или или 1. Напр., мы уже знаем, что в годы, когда бывает црра-затик, фи-сургади 19.6.6 iww совпадает с вруцелетом В 2; тогда 6-е апреля (первое w) бывает в 62– 7x1=в 1-й день недели, в воскресенье. Первая цифра в fî sûrgâdi получается по очень простой формуле: q12 19 R QUOTE σ1219 ­ год лунного круга, где σ ­ год селевкидов и R=отмета остатка, Restans, который должен быть minimum 1, maximum 19. Напр. 415 , 393 †12=405; 405дает в остатке 6, и у Амру стоит фи-сургади 6. 30. 6. В 82 г. по р. Хр. вруцелето было бы А, следовательно, 30 марта было в 6 †1=в субботу, и пасха 31 марта. Тогда второе воскресенье седмицы лета приходилось бы на 14-е июля, и 19-е июля было во вторую пятницу лета. Constat igitur numerus Amri. Главная ценность этих сложных фи-сургади состоит в том, что при их помощи всегда или почти всегда можно установить именно тот год селевкидов, который имел в виду сам Амру: четыре цифры контролируют взаимно одна другую. Corrigenda «К персам примкнули катарцы и мервцы, marwany’». – – «Мервцев Ишо’яв III обвинял» – – – «Эстефанос мервский» – -. Все, что в этом примечании b говорится о «мервцах», не должно бы быть написано. В то время я, к сожалению, не оценил всей важности следующих четырех строчек примечания проф. Нёлъдеке 416 :

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Сообщение о деятельности Донского Епархиального Церковно-Исторического Комитета (1904–1912 г.) Источник Параграф I II III IV V Донской Епархиальный Церковно-Исторически Комитет был учрежден резолюцией Высокопреосвященного Афанасия, бывшего Архиепископа Донского и Новочеркасского, от 16 апреля 1904 года, за 1971, с ближайшей целью описания церквей и приходов Донской епархии, устав же Комитета был утвержден Архипастырем в конце июня того же года, причем Архипастырь преподал Комитету святительское благословение «доброму предприятию». Торжественное открытие действий Комитета состоялось 15-го октября 1904 года, под почетным председательством Высокопреосвященного покровителя Комитета, в присутствии многочисленных гостей и преимущественно епархиального духовенства, явившегося в Новочеркасск на общеепархиальный съезд. Комитет, ободренный в своих начинаниях общим вниманием, приступил к осуществлению поставленной ему задачи и занялся изучением церковно-религиозной жизни Донского края в ее прошлом и настоящем, и прежде всего в своей программе церковно-исторического и статистического описания церквей и приходов Донской епархии наметил кафедральный войсковой город Новочеркасск, в виду исполнявшегося в 1905 году столетия со дня его основания. Работы эти были распределены между членами церковно-исторического Комитета, выделившего из своей среды так называемый «Совет» для заведывания текущими делами. Членами этого совета были утверждены Архиепископом следующие лица: Инспектор духовной семинарии А. А. Кириллов в качестве председателя, священник, ныне протоиерей, Т. А. Донецкий в качестве заместителя председателя, статские советники: Л. Ф. Свидерский, X. И. Попов , М. М. Дьяков, А. М. Щетковский, священники: М. С. Архангельский, И П. Артинский, В. А. Кожин, Е. М. Овсянников качестве членов Совета, причем делопроизводство принял на себя о. И. Артинский. В 1910 году на состоявшемся общем собрании в состав комитетского Совета были избраны и Высокопреосвященнейшим Владимиром, Архиепископом Донским и Новочеркасским, утверждены: Инспектор семинарии Андрей Кириллов , которому предложено быть председателем Комитета, протоиерей Тихон Донецкий, статские советники: X. И. Попов , Л. Ф. Свидерский, секретарь Донской духовной Консистории С. Г. Павловский, гвардии есаул (ныне полковник) Леонид Васильевич Богаевский, протоиереи: Захария Лобов, С. Троицкий , священники: М. Архангельский и В. Кожин. За выбытием из Новочеркасска о. М. С. Архангельского, членом Совета приглашен законоучитель мужской гимназии священник В. Чернявский.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kirillo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010