Василия Болгаробойцы



 001   002   003   004

Византийское государство и Церковь в XI в., Глава ...Искать в Источникеazbyka.ru
... учителей, сам нередко посещал их уроки и поощрял их занятия. 2714 Византийская Академия в Магнавре имела себе покровителей в лице первых императоров Македонского дома, всего более в лице Константина Багрянородного, собравшего вокруг себя кружок ученых людей и вместе с ними трудившегося над разрешением научных задач того времени. Но этот усерднейший между императорами X в. покровитель науки был и последним. Преемники его, занятые совсем другими делами, не имели ни времени, ни охоты покровительствовать науке. Время побед и военной славы (царствование Никифора Фоки, Иоанна Цимисхия и Василия Болгаробойцы) не обнаруживает и следа существования византийской Академии. Последний император, закончивший этот период, именно Василий Болгаробойца, сам был человек малообразованный, говорил по-деревенски (??????????) (, науки считал вещью лишней и бесполезной, к ученым не благоволил, смотрел на них с пренебрежением. 2715 Двадцать лет прошло после смерти Василия Болгаробойцы, а Академии все еще не существовало, несмотря на то, что в числе императоров, сидевших в это время на византийском престоле, были не одни невежи, но и люди образованные, преданные науке. Константин VIII по ... далее ...
История Византийской Империи. Том 3, Часть 1, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... состояла не только из деревень, но и из нескольких общин, соединенных в одно целое в смысле уезда, у южных славян – жупы. В продолжение 30 дней со времени заявления о продаже предпочитаемая категория должна уплатить цену и взять за себя земельный участок.) Если же предпочитаемое лицо находится в отсутствии, то продажа задерживается на 4 месяца. Динатам же воспрещалось делать приобретения из общинного имущества посредством дара, завещания, покупки и найма, в противном случае им угрожала пеня в казну и отнятие незаконно приобретенного имущества. Новеллы от Константина Багрянородного до Василия Болгаробойцы (до начала XI в.) все толкуют о крестьянской общине, основанием которой служил закон о 5 категориях. Но не только законами о предпочтении императоры старались спасти сельскую общину. По праву сорокалетней давности, господствовавшему в империи, динаты хотели отстоять свои захваты в сельской общине. Эта давность оказывала такую силу, что законные категории не достигали указанной цели своей. Поэтому Василий Болгаробойца отменил этот закон давности: если бы крестьянская община стала искать прав на землю, то динаты изгонялись, несмотря на сорокалетнюю давность. Еще динаты, ... далее ...
Академик Василий Григориевич Васильевский - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... В этой области наш автор не знает себе соперника, и никто лучше его не подготовлен был для этой работы предшествующими занятиями. Стоит здесь вспомнить анализ его житий Георгия Амастридского, Стефана Сурожского и др. В разбираемой статье он подвергает тщательному анализу житие преподобного Арсения и определяет на основании тонких соображений, какая редакция жития должна быть приписана Метафрасту, и как отнёсся составитель к имевшемуся в его распоряжении материалу. На анализе жития преподобного Сампсона выясняется, что оно составлено современником не только Иоанна Цимисхия, но и Василия Болгаробойцы. Изучение мучения св. Пантелеймона, при котором в одном кодексе стоит заметка??? ????????? , приводит к заключению, что оно составлено во второй половине X века, и что Метафраст жил при И. Цимисхии и В. Болгаробойце. Точно к таким же выводам приводит разбор и других пьес: житие Богородицы и слово о рождестве, воспитании и усекновении Иоанна. Агиографическое исследование подтверждает мысль автора о времени жизни Симеона Метафраста и может служить прекрасным образцом для последующих изучений литературы греческих житий. Мы уже замечали выше, что вопрос о Метафрасте ... далее ...
Синодик в неделю православия. Состав и ...Искать в Источникеazbyka.ru
... точности следует, впрочем, сказать, что этот список дошел до нас в копии XVI века, сделанной со списка XI века. Век редакции оригинала, с которого сделан наш список, усматривается из следующих данных: 1 (из перечня имен царей, которым провозглашается вечная память, последними поминаются Никифор, Иоанн и Василий; 2) из перечисления умерших Константинопольских патриархов, последними идут Николай, Сисиний, Сергий и Евстафий. Что касается первого перечня, из него можно выводить заключение, что оригинальный список был составлен в царствование Константина VIII (1025 – 1028) , брата знаменитого Василия Болгаробойцы, упомянутого последним в списке умерших царей. Это обстоятельство находит себе оправдание в перечне умерших патриархов. Последним приводимый патриарх Евстафий умер за несколько дней до Василия; преемником ему назначен был монах Студийского монастыря Алексей, управлявший церковью с 1025 по 1043 год. Ближайше определяется хронология занимающего нас синодика временем единодержавия Константина. Указанные хронологические данные находят себе подтверждение в содержании синодика. В нем отсутствует значительная часть, составляющая характерную принадлежность Венского синодика, ... далее ...
История Византийской Империи. Том 5, Часть 1, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Герой многих войн, любимец армий должен был удалиться в частную жизнь, к радости престолонаследника Андроника. Одновременно отношения с сербами и болгарами не налаживались у Палеолога. Нетрудно угадать причину. Национальная греческая политика не допускала уступить славянам что-либо из достояния древних императоров. Палеолог был далек от мысли объединить православные народы Балкан против латинства путем уступок в национальных и церковных вопросах. Непониманием этого страдают греки от Палеологов до сих пор, до современного Фанара. В 1272 г. Михаил Палеолог подтвердил хрисовул императора Василия Болгаробойцы о привилегиях архиепископа Охриды и всей Болгарии. Одним росчерком пера хотел он уничтожить церковную автономию сербов и болгар, плоды деятельности Саввы Сербского и великого Асеня. Его политика по отношению к сербам и болгарам была мелкой, династической; он был поглощен борьбой с латинством, но не понимал, что союз балканских народностей, связанных религией и культурой, легко мог выжить и латинян и татар навсегда. Наоборот, он сам призвал татар против болгар. Болгарский царь Константин Тих и его держава находились под сильным греческим влиянием, культурном и ... далее ...
Очерки по истории Византии - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... (62–65) . С. Иоанн Антиохийский; его отношение к Малале. Пасхальная хроника. Георгий Синкелл: его личность; хроника; ее источники (84–91) . 17 бил. А. Мануил I. Западное влияние. 2-й Крестовый поход. Сельджуки и Иерусалимское королевство. Мадьяры и Сербы. Стефан Неманя. Отношение к Норманнам. Рожер. Погром в Греции. Вильгельм I. Венеция. Отношение к Фридриху Барбароссе. Алексей II. Латинофильство правительства. Андроник Комнин. Его характеристика. Национальное восстание против латинян. Андроник I – император. Исаак Ангел. Гибель Андроника I (138–150) . B. Аграрная политика Василия Болгаробойцы. Феодализм. Приход франков. Архонты (55–67) . C. Феофан Исповедник. Влияние Феофана. Продолжение Феофана. Патриарх Никифор; его два сочинения (91–99) . 18 бил. А. Исаак II Ангел. Борьба с норманнами. Восстание Асеней. Третий крестовый поход. Саладин. Союз с Венецией. Свержение Исаака. Алексей II Ангел. Столкновение с Генрихом VI. Смерть Асеня. Калоян. Итальянцы. Феодализация империи. Папа Иннокентий III. Четвертый крестовый поход. Энрико Дандоло. Царевич Алексей. Исаак II Ангел и Алексей IV. Алексей V Дука Мурзуфл. Взятие Константинополя и образование Латинской ... далее ...
Князь Владимир - креститель Руси: житие, иконыИскать в Источникеpravmir.ru
... древнейшим известным Житием князя Владимира) , а также свидетельства иностранцев, исследователи включают события, связанные с принятием русским князем христианства, в канву внешнеполитической ситуации того времени и восстанавливают действительный ход событий следующим образом К концу 80-х годов X века Византийская империя оказалась на пороге национальной катастрофы. Жестокое поражение в войне с болгарами (986 год) и особенно мятеж, поднятый прославленным византийским полководцем Вардой Фокой, объявившим себя императором (987) , вынудили императоров-соправителей Василия II (будущего Василия Болгаробойцы) и Константина VIII обратиться за военной помощью к русскому князю Владимиру. (Это соответствовало условиям русско-византийского договора, заключенного отцом Владимира Святославом.) Владимир пообещал предоставить помощь, но взамен потребовал от императоров руки их порфирородной сестры. И гордые правители Ромейской державы вынуждены были согласиться на это неслыханное и унизительное для них требование, конечно, при условии крещения Владимира. В 987-м или в самом начале 988 года, предположительно, в Киеве Владимир принял крещение. Он получил и новое имя — Василий, данное ... далее ...
Князь крестивший Русь | Свято-Пантелеимоновский ...Искать в Источникеchurch.ua
... из известных) , что принадлежит перу Иакова мниха, и записи иностранцев, историки подчеркивают, что на выбор в пользу христианства повлияла сильно внешнеполитическая ситуация. Они считают, события развивались иначе. Их точка зрения изложена ниже. Конец 80-х годов X века для Византийской империи ознаменовался тем, что она очутилась на грани национальной катастрофы. В 986 году была проиграна война с болгарами, а в год 987 полководец Варда Фока поднял мятеж. Тогда он объявил себя императором, чем и вынудил соправителей, братьев-императоров Константина VIII и Василия II (в будущем Василия Болгаробойцы) прибегнуть к военной помощи Владимира, князя киевского. (Эти обстоятельства соответствовали условиям договора, заключенного Святославом с Византией.) Князь же согласился помочь братьям в обмен на брак с их сестрой Анной. Это было унизительное и неслыханное требование. Но пришлось согласиться гордым правителям христианской империи. Правда, в ответ они выдвинули князю условие: он должен отступить от языческой веры и креститься. Или в 987-м, или на заре 988-го года, вероятно, в столице Руси был Владимир крещен. Назван он при крещении Василием. Предполагается, что имя ... далее ...
Состояние монашества в Византийской Церкви с ...Искать в Источникеazbyka.ru
... жизни Византии, допущенные в предшествовавшие царствования, он задался целью устранить их. Но как солдат, он и в делах церковно-гражданских употребил меры и приемы сурового солдата. Он безжалостно и не рассуждая стал гнать все, по его мнению, недостойное, не колеблясь принялся отсекать все болезненные, на его взгляд, наросты, назревшие на государственном организме в прежнее время. Главное внимание императора было обращено на государственную казну, истощенную в предшествовавшие царствования, – и он задался целью возвратить ей все, что она потеряла. Предшественники Исаака Комнина, начиная с Василия Болгаробойцы, слишком нерасчетливо тратили общественные деньги, частью на собственные нужды, удовольствия и прихоти, частью на нужды государства и Церкви. В особенности щедро благодетельствовали они в пользу монахов. Они в изобилии строили новые монастыри, поражавшие грандиозностью сооружений, богатством и роскошью отделки, закрепляли за ними громадные недвижимые имения, щедрой рукой раздавали им золото не только на нужды, но и на более или менее удобную жизнь. 684 Изыскивая всевозможные меры 685 к обогащению казны, Исаак обратил внимание и на монастыри, разбогатевшие за счет ... далее ...
Исторический путь православия, Глава 5 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Основной целью византийской политики становится теперь защита от постоянно угрожающего азиатского востока. Запад перестает быть нужным Византии – и именно эта восточная ориентация византийской политики, окончательно усвоенная императорами после краха Юстиниановой мечты, обеспечивает Империи еще несколько веков государственной устойчивости и даже мощи. Этот «восточный» период длится пока Византия способна одна уравновешивать напор Азии. К нему относятся времена Исаврийской и Македонской династий, последним же взлетом на пути этой восточной «автаркии» Империи нужно считать царствование Василия Болгаробойцы (976 – 1025) , при котором Империя простирается от Истрии до Евфрата и от Дравы до Кипра. Но зато именно в это время «ни с какой стороны Империя не закрыта в такой мере, как с запада... Лик Византии повернут к востоку» (Нейманн) . И вот, надо сказать, что Церковь «подчиняется» этому давлению истории, не делает никаких усилий преодолеть его. За разобщением государственным и экономическим следует и церковное. Официально Церковь едина, до конца связи не обрываются, но единство ее по существу питается ведь не «официальными» связями, а действительным и жизненным общением, ... далее ...

 001   002   003   004

Постоянная ссылка на эту страницу: Василия Болгаробойцы
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"