Москва. Домовая церковь Троицы Живоначальной при бывшей Набилковской богадельне. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основана в 1828 году почетными гражданами Федором и Василием Федоровичами Набилковыми, пожертвовавшими для этой цели здание и землю. В 1877 году сюда перемещен с Маросейки Мариинско-Усачевский богадельный дом. Кроме того, в последнее время здесь основано еще несколько других богоугодных заведений, занимающих пространство позади Набилковского дома. Церковь - во имя Живоначальной Троицы - построена и освящена в 1861 году на средства Набилковых и купца Захара Чернышева. Кондратьев И.К. " Седая старина Москвы " . В Протопоповском переулке сохранились строения одного из самых крупных благотворительных московских учреждений – Набилковской богадельни. Название оно получило по фамилии основателей братьев Набилковых – Василия и Федора, крестьян Ярославской губернии, крепостных графов Шереметьевых. Оба брата, Василий в Петербурге, а Федор в Москве, преуспели в торговле красным товаром (тканями, мануфактурой) и выкупились из крепостных. Братья получили известность в Москве своими благотворительными делами. В 1820-х годах они пожертвовали Московскому попечительному о бедных комитету, вместе с капиталом в 40 тысяч рублей, обширный участок с рощей, обширным садом и прудами, для постройки богадельни. В народе ходили слухи, что у Федора Набилкова во время пожара в цирке погибли все его дети и сломленный горем отец расстался со своим состоянием в пользу бедных. В 1828 году состоялась закладка, а в 1831 году открытие первого (западного) корпуса богадельни. Строительство зданий Набилковской богадельни продолжалось в течении почти всего XlX века. В 1831-1835 годах выстроили домовую церковь св. Троицы, к концу 1830-х годов возвели правый восточный корпус на пожертвования купца З.П. Чернышева, а в 1847 году заложили два здания для мужского отделения и больницы, а также Всехсвятскую церковь. Почти все постройки и их содержание были обеспечены Федором Набилковым, который до своей кончины в 1848 году на 74-м году жизни, пожертвовал для богадельни и училища более 300 тысяч рублей.

http://sobory.ru/article/?object=25370

Не забывается одна передовица многомиллионных «Известий» в 1990 году. Там предупреждалось об армии некомпетентных деятелей, готовых занять любые должности в обновляющемся государстве. Подпись была: С. С. Аверинцев, депутат Верховного совета СССР. Лосевские слова о «продаже разных наслаждений и удовольствий» я слышу теперь как пророчество о демократической риторике, прикрывшей в 1987–1993 годах перестройку власти. 246 Отец или сын хулиганил? Мне помнится, сын. 247 Московское психологическое общество, председателем которого в 1899–1918 был Лев Михайлович Лопатин (умер 64-летним 21.3.1920). 248 Через четверть века всё для меня собралось вокруг этих двух дат. 249 Редактор в издательстве «Энциклопедия». 250 Аверинцев рассказывал, как однажды столкнулся в издательстве с Крывелевым, который взяв за пуговицу начал его отчитывать. После бессонной ночи за работой Аверинцев видел всё странно и вдруг без слов расхохотался Крывелеву в лицо. Тот мгновенно куда-то исчез. 251 См. 5.7.1971. 252 Сложный Ваче Самвелович Григорьян, занявший место Василия Григорьевича Кисунько во главе редакции эстетики издательства «Искусства» после погрома этой редакции. К. М. Долгов был неблагоприятным директором издательства. 253 Борис Сергеевич Украинцев окончил Грузинский индустриальный институт. 254 Зульфия Абдулхаковна Тажуризина, зав. кафедрой атеизма МГУ. В начале 80-х она многое знала и с горечью говорила мне: вы хотите религии; но ведь, вернув ее, они (!) сделают народ нищим. 255 Филострат (Старший и Младший), Картины, пер. С. П. Кондратьева, М. 1936; Кондратьев С. П., Римская литература в избранных переводах, М. 1939; Павсаний, Описание Эллады, пер. и вводн. ст. С. П. Кондратьева, т. 1–2, М. -Л. 1938–1940. 256 Попов И. В., Личность и учение Бл. Августина, т. 1, ч. 1–2, Сергиев Посад 1916. 257 См. 22.2.1973. 258 «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» (1889) Хенрыка Семирадского. 259 «Эдип в Колоне» 1224–1225. 260 Персонаж популярных тогда «Зияющих высот» Александра Зиновьева. 261 Лосев, с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

священника Леонтия Клименко (1887-1920) и с ним 5-и мучеников священника Николая Амасийского (1889-1938) священника Николая Беневольского (1877-1941) священника Николая Ковалева (1884-1937) священника Николая Фигурова (1886-1937) священника Павла Гайдая (1896-1937) священника Парфения Красивского (1859-1919) священника Петра Кондарова (1870-1937) священника Петра Кравца (1885-1937) священника Петра Новосельского (1883-1937) священника Петра Покровского (1872-1937) священника Романа Марченко († 1929) священника Симеона Афонькина (1870-1937) священника Симеона Кривошеева (1878-1937) священника Стефана Костогрыза (1887-1937) священника Стефана Крейдича (1874-1937) священника Стефана Ярошевича (1883-1937) священника Феодота Шатохина (1888-1937) иеромонаха Мелетия († 1918) иеромонаха Пахомия (Ионова; 1883-1937) протодиакона Матфея Казарина (1886-1942) протодиакона Никиты Алмазова (1874-1937) диакона Григория Долинина (1875-1937) диакона Константина Зверева (1881-1920) диакона Михаила Исаева (1875-1937) диакона Петра Сорокина (1885-1953) диакона Стефана Пономарева (1880-1933) монахини Агафии (Крапивниковой; 1890-1937) монахини Евдокии (Андриановой; 1886-1942) монахини Ксении (Черлиной-Браиловской; 1881-1937) монахини Маргариты (Закачуриной; 1883-1937) монахини Марии (Портновой; 1888-1937) монахини Пелагии (Жидко; 1897-1944) монахини Тамары (Проворкиной; 1879-1937) монахини Февронии (Ишиной; † 1937) Агриппины Киселевой (1903-1942) Акилины Дубовской (1892-1942) Александра Лебедева (1874-1937) Александры Смоляковой (1880-1942) Анатолия Рождественского (1891-1921) Анны Боровской (1907-1942) Анны Водолановой(1890-1942) Анны Поповой(1898-1942) Валентина Корниенко (1873-1937) Варвары Деревягиной (1912-1942) Василия Кондратьева (1887-1937) Владимира Правдолюбова (1888-1937) Георгия Юренева (1887-1937) Димитрия Морозова (1875-1937) Домны Васильковой (1887-1942) Евдокии Гусевой (1912-1942) Евдокии Назиной (1902-1942) Евфросинии Денисовой (1906-1942) Евфросинии Джуринской (1888-1920)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

При матушке находилась крестница отца Василия Дертева, круглая сирота, девица Евдокия Мартынова из деревни Вертьяново, затем еще три послушницы: крестьянская вдова Анастасия Кириллова, крестьянская девица Ульяна Григорьева и крестьянская вдова Фекла Кондратьева. Так жила мать Александра до конца своих дней, ведя жизнь богоугодную, подвижническую, крайне суровую, в постоянном труде и молитве. Строго исполняя все трудности Саровского устава, она во всем руководствовалась советами отца Пахомия. Она и сестры, кроме того, шили свитки, вязали чулки и работали все нужное из рукоделья для саровской братии. Отец Пахомий в свою очередь выдавал малой общине все необходимое для их земного существования; так что даже пищу привозили сестрам раз в сутки с саровской трапезы. Общинка матери Александры была плоть от плоти Саровской пустыни. Жизнь матери Александры и ее сестер вполне соответствовала идеи нищенства, работающего на насущное пропитание. Великая старица мать Александра с особенным уважением обращалась к еще юному в то время послушнику, монаху и затем иеродиакону Серафиму, как бы провидя в нем исполнителя начатого ею Божия дела при долженствующей в нем явиться миру великой благодати. В июне 1788 года, предчувствуя приближение своей кончины, мать Александра пожелала восприять на себя великий ангельский образ. Для этого она послала Евдокию Мартыновну с другой какой-то девушкой в Саров, и отец Исаия, прибыв в Дивеево, постриг ее во время вечерни в схиму и нарек ей имя Александры. Пострижение это было за неделю или за две до кончины, в Петровский пост . Через несколько дней после пострига отец Пахомий с казначеем отцом Исаией и иеродиаконом отцом Серафимом отправились по приглашению в село Леметь, находящееся в шести верстах от нынешнего города Ардатова Нижегородской губернии, на похороны богатого благодетеля своего помещика Александра Соловцева, и заехали по дороге в Дивеево навестить Агафию Семеновну Мельгунову. Мать Александра была больна и, получив от Господа извещение о скорой кончине своей, просила отцов-подвижников, ради любви Христовой, соборовать ее.

http://pravmir.ru/prepodobnaya-aleksandr...

83) (1670) году дал вкладу Михаил Борисович Мансуров 50 рублей денег; да он же Михаил Борисович 184 (1676) году прислал вкладку коня савраса, за 20 рублей. 84) 185 (1677) году дал вкладу калужанин посадский человек Козьма Юръев кобылу, цена 10 рублей; да дед его Феодор с братьями дали на церковное каменное строение денег 5 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и при прочей братии. 85) Того же году дал вкладу калужанин посадский человек Арсений Иванов, сын Долгой, кандею, ценою 5 рублей, да две лошади цена 17 рублей; да он же Арсений, во иноцех Авраамий, дал на церковное строение денег 5 рублей. 86) 186 (1678) году дал вкладу старец Моисей денег 10 рублей со отцом его Варсанофием, да он же Моисей дал блюдо оловянное, весу 3 фунта, а в 198 (1690) году он же старец Моисей построил местную икону Преображения Господня, и икону Распятия Господня и икону трех святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, по родителях своих; и им же, старцем Моисеем, построена лампада серебреная пред Распятием Господним, что вверху, весу в ней фунт 10 золотников. Да в нынешнем 200 (1662) году, как его, старца Моисея, не стало, поставлен образ Пречистой Богородицы Одигитрии обложен серебром, оклад белый гладкий и венец с короною и гривна, да псалтырь со восследованием, да 50 рублей денег в колокол дано. 87) Того яге (1678) году дал калужанин посадский человек Михаил Иванов коляску, цена 40 алтын. 88) 188 (1680) году дал вкладу старец Фома Кондратьев денег 3 рубля. 89) Дал вкладу стольника Венидикта Яковлевича Хитрово, человек его Савва Агиев, по отце своем, коня чубара сросла за 6 рублей. 90) Дал вкладу стряпчего Кириона Ивановича Самаринова, человек его Яков Иванов, кобылу пегу за 5 рублей; да он же Яков, во иноцех Иоасаф, дал на церковное строение денег 4 рубля, при игумене Ионе и при келаре Авраамии. 91) 188 (1680) году дал вкладу Ярославецкого уезда Малого, церкви Козьмы и Дамиана, что на Взломе, священник Епифаний Давыдов, по прозванию Сахарь, с детьми своими, коня гнедого ногайского, цена 6 рублей, да полтину денег, да стол, цена 20 алтын, да пчелы, да сын его архангельского собора священник Власий дал в иконостас полтину.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ШВЕЦ ВАСИЛИЙ ФЕДОСЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Протоиерей Василий Швец Василий Федосеевич Швец ( 1913 - 2011 ), митрофорный протоиерей , заштатный клирик Псковской епархии Родился 24 февраля 1913 года в селе Ставницы Летичевского района Хмельницкой области. Родители - Феодосий Кондратьевич и Агафья Никитична были крестьянами. В семье говорили на украинском языке. Дед - Кондратий Швец, был чтецом в церкви. Отец - Феодосий Швец, был старостой храма, отличался силой и здоровьем, но умер сравнительно молодым — во время пожара надорвался, когда срывал ворота у горящего амбара. Отец больше занимался со старшим сыном, а младший, Василий, был любимцем матери, постоянно помогал ей в работах по огороду и в торговле на рынке. Однажды во время пожара его забыли в горящем доме. В последний момент отец вынес его на руках сквозь огонь. Мать - Агафья Никитична, была очень ревностной к молитве, к церкви, состояла в сестричестве при храме, пекла просфоры, катала свечи, убирала в храме, занималась благотворительностью по благословению священника. Первые три ребенка Агафьи Никитичны умерли в младенчестве. Каждый год она ходила пешком в Киев и дважды - в Почаев. Дома постоянно читала жития святых и другую духовную литературу. Во время раскулачивания Агафья Никитична убежала ночью через окно, переплыла Буг, прошла пешком около 100 км, села на поезд и уехала на Белое море, потом жила в Ленинграде. Друзей у Василия в детстве не было, он много работал по хозяйству, очень уставал, на улицу гулять не ходил. Сам он был атлетического телосложения, научился ковать косы, серпы, ножи, подковывать лошадей. Он хотел основать свою кузницу, но семья попала под раскулачивание, и все планы рухнули. Память у него была прекрасная, легко считал в уме, запоминал различные тексты, но заниматься науками ему было неинтересно. Больше привлекали театр, цирк. Однажды его поразили бродячие акробаты-клоуны, после чего он стал тайно от всех заниматься акробатикой.

http://drevo-info.ru/articles/18234.html

В 1392 году преподобный Сергий преставился, оставив преемником своим преподобного Никона. Но Никон, по любви к уединённому богомыслию, скоро оставил управление монастырём и затворился в особой келии; „братия же, не терпяще без настоятеля быти, со многим молением возведоша на игуменство блаженного Савву в Великую лавру“. 3 Здесь преподобный Савва „добре пасяще порученное ему стадо, елико можаще, и елико отца его блаженного Сергия молитвы спомогаху ему“. Древнее предание ко времени начальствования его в Лавре относит изведение молитвами его источника водного за стенами обители к северу. В рукописи о новоявленных чудесах преподобного Сергия, писанной келарем Троицкого монастыря Симоном Азарьиным 4 , о кладезе Саввы сказано: «Место тогда было безводно (при обители Сергия) и кроме источника, его же св. Сергий молитвою изведе, не бысть иныя воды под его обителию. Ныне же всем зримо, многи источницы явишася. Первее по нем ученик его преподобный Савва, иже ныне на Сторожех, молитвами св. отца своего преподобного Сергия, изведе источник воды чистый выше конюшенного двора, из него же и доныне почерпают, благодаря Бога». 5 – Вероятно, в Лавре же преподобного Сергия преподобного Савву, во время его игуменства, узнал и князь Звенигородский Юрий Дмитриевич, брат тогдашнего великого князя Василия Дмитриевича. Он часто посещал обитель преподобного Сергия и ущедрял её богатыми вкладами. Преподобный Савва, всем известный тогда по святости жизни, возбудил к себе любовь и почтение и в Юрие – и князь избрал его своим духовником. 6 В одно из посещений Троицкой обители Юрий просил преподобного Савву идти с ним в город Дмитров, подать благословение его дому. Благочестивый старец, умоленный князем, согласился исполнить его прошение и вместе с ним предпринял путь, надеясь скоро возвратиться в обитель свою. Но промысел Божий устроил иначе. Юрий, желая навсегда иметь при себе такого святого и мудрого старца, неотступно начал умолять его, чтобы он никогда уже от него не отлучался, «да пребудет у него, и да созиждет монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи». Преподобный Савва, видя душевное желание князя, согласился и на это его прошение, и с полным упованием на помощь Божию, пошёл на «Сторожу». Это, по всей вероятности, было в 1398 году, ибо преподобный Савва игуменствовал в Троицком монастыре около шести лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Преподобный Савва, для снабжения монастыря водой, ископал за его стенами колодезь, который существует и доныне в восьмидесяти саженях к югу от монастыря под горой. Он сам почерпал из него воду и носил на раменах своих, дабы научить братию смирению и трудолюбию. Вскоре усердный князь Юрий возжелал вместо деревянной церкви создать каменную во имя же Рождества Богородицы, и для сего дал преподобному „злато довольно, и села многа, и имения довольна на строение монастырское. Таким образом, ещё при жизни самого преподобного Саввы воздвигнута каменная соборная церковь Рождества Богородицы на том самом мест и в том виде, в каком она находится доныне. 8 Тогда же, с умножением братий, которые приходили к преподобному отовсюду, умножено и строение монастырское «святому делу о сем прилежащу». Между тем преподобный Савва достиг глубокой старости, «никогда не изменив своего уставного правила, и отвергшись однажды мира, о мирском и суетном уже более не заботился; тесный и скорбный путь предпочёл пространному, возлюбил нищету и был образцом трудолюбия и смирения для братии». Наконец старец, понесший столько трудов, изнуривший плоть свою тяжкими подвигами, впал в болезнь телесную и, призвав братий, поучал их довольно от божественных писаний, убеждал блюсти чистоту телесную, иметь братолюбие, украшаться смирением и подвизаться в посте и молитве. Он назначил преемником себе одного из учеников своих, и, наконец, преподав всем мир и целование, предал праведную душу свою в руце Божии 1407 r., декабря 3 дня. Игуменствовал он в обеих обителях около 15-ти лет: в Сергиевой обители около 6-ти лет, в своей – около 9-ти. Много слёз пролили братия лишившись своего «кормника и учителя». На погребение его собрались князья и бояре и почти все жители звенигородские. Тело преподобного честно предали земле в церкви Пресвятой Богородицы, им построенной, на правой стороне. По преставлении преподобного Саввы, князь Звенигородский Юрий Димитриевич, продолжал посещать обитель преподобного, полную отрадных для него воспоминаний, и усердствовал ей от своего достояния. Вскоре князь Юрий передал Звенигород во владение шурину своему Василию Ярославовичу Боровскому, затем, с 1462 г., Звенигород поступил во владение Андрея Большого, сына Василия Тёмного. Этот князь имел весьма великое усердие к Саввину монастырю и даровал ему много льгот. По смерти князя Андрея, в 1492 г., Звенигородом стал заведовать сам великий князь Иоанн тоже весьма много усердствовавший к монастырю и оставив за монастырём все земли, бывшие в его владении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

35) Роздольского Александра, присл. из Волынской сем., Петропавловского Александра, волонтера из Моск. сем., Смирнова Михаила, волонтера из Рязанской семин., Добротворского Николая, вол. из Владимирской сем., Станиславского Ивана, присланного из Полтавской сем., 40) Виндряевского Михаила, волонтера из Тамбовской сем., Розанова Владимира, волонтера из Московской семин., Павского Григория, присланного из Тверской семин., Ястребова Николая, волонтера из Астраханской сем., Неутриевского Ивана, волонтера из Полтавской семин., 45) Евсеева Константина, волонтера из Московской сем., Боголюбова Владимира, свящ., вол. из Нижегород. сем., Смирнова Николая 2-го, волонтера из Московской сем., Троицкого Александра, волонтера из Московской сем., Антония, иеромонаха, волонтера из Тамбовской семин., 50) Батина Александра, присланного из Вологодской сем., Ершова Филиппа, волонтера из Тобольской гимназии, Дгебуадзе Ивана, присланного из Кутаисской семин., Никольского Павла , волонтера из Московской семин., Отрезова Михаила, волонтера из Вифанской семин., 55) Орлова Митрофана, волонтера из Тверской семин., 56) Нежданова Алексея, волонтера из Московской сем. 2) Остальных, явившихся к поверочным испытаниям лиц: Сагайдаковского Ананию (волонтера из Волынской семинарии), Лепехина Павла, Соловьева Михаила, Успенского Петра, Смирнова Дмитрия (волонтеров из Московской семинарии), Кондратьева Сергея (волонтера из Черкасской гимназии), Голубева Василия, Кигурадзе Ивана, Лебедева Александра, Соболева Всеволода (волонтеров из Московской семинарии), Кочуновского Виктора (волонтера из Уфимской семинарии) и Полотебнова Леонида (волонтера из Москов- —247— ской семинарии) признать недостаточно подготовленными к слушанию академических лекций и выдать под расписки их документы. 3) Из принятых в Академию студентов – значащихся в списке под 3–32 зачислить на казенные стипендии, под 1–2, 33–36 – на стипендии частные (именно: Федора Россейкина – на стипендию профессора В.Д. Кудрявцева, Николая Смирнова – на стипендию А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее идет «род болярина князя Ивана Андреевича Голицына, род стольника и воеводы Кондратия Фомича Нарышкина, род именитаго человека Григория Димитриевича Строганова», потом после пропуска нескольких страниц «род стольника Ивана Ивановича Буторлина большаго, род гостя Логина Кондратьевича Добрынина, род Шушманова, род стольника Тихона Михайловича Беклемешова, род болярина Семена Лукьяновича Стрешнева, род княгини Софии Ивановны Одоевской, род боярыни Евдокии Андреевны Стрешневой, род стольника князя Петра Эльмоурзича Черкасскаго, жены его вдовы княгини Устины Васильевны, род стольника князя Андрея Канбулатовича Черкасскаго, род стольника Ивана Богдановича Милославскаго, род думнаго дворянина Иоанна Иоанновича Чаадаева, род стольника, Стефана Дмитриевича Борисова, род Морозова (с Москвы), род Бельскаго, род гостя Стефана Горбова Москвитянина, род князя Василия Городскаго, род Игумена Козмы, обители сея постриженника, где записаны: игумен Кирилл Белоозерский, старец Нил Сорской , Митрополит Макарий Новгородский, инок Елеазар Анзерский, инок Варлаам игумен Ферапонтовский. Особыми чернилами «монах Герман соловецкий». Далее роды игуменов: Каллистрата, игумена Василиска (написан на бумаге особого свойства, очевидно вставленной после, так как Василиск скончался после написания сего синдика, а именно около 1700 г.), род Московского хлебного приказа подьячаго Алексея Яковлева сына Кобякова ( а в февр. и), род игумена (Архим.) Арсения, бывшего настоятелем раньше Василиска на 10 лет и смененного Козмою. Вот почему после Арсения и нет более родов игуменских. 467 Далее идут роды неименитые, а именно: род гостя Гавриила Мартынова Фетиева вологжанина; р. стрельца «от города» Ивана Антонова Сараева, р. колмогорца Андрея Петрова Прелковых с Марилова острова; р. Афанасия Осколкова с Яренгского городка; р. москвитянина гостиные сотни Гавриила Романова сына Никитина; р. крестьянина Матвея Симеонова сына Головиных – Вознесенского приходу; р. иеромонаха Пахомия, где записаны Мамельфа-Босого, Вонифатий-Копыто; р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010