Современные исследователи (напр., А. А. Турилов) связывают с реликвиями, принесенными в 1217 г. во Владимир, двойной наперсный ковчег-мощевик из собрания ГММК (Христ. реликвии в Моск. Кремле. М., 2000. С. 44-45. 4), внешний ковчег к-рого был сделан в Твери в 1-й пол. XIV в. Среди вложений названы: Крест, Кровь, части Гроба и риз Христовых, ризы Пресв. Богородицы, однако сведения о наличии частиц мощей Л. С. в нем отсутствуют. Очевидно, память об этих реликвиях Владимирской княжеской семьи сохранилась в монашеской среде не случайно, т. к. во Владимире рака с этими святынями находилась не только в храмах княжеского детинца, но и в соборе Вознесенского мон-ря у Золотых ворот (основан, видимо, при Андрее Боголюбском, разрушен при нашествии монголов в 1238, позднее восстановлен уже как приходская церковь). В 1415 г. при появлении на свет у вел. кн. Василия I Димитриевича сына Василия произошло чудесное событие. Во время тяжелых родов князь попросил молитв у прозорливого старца в монастыре св. Иоанна Крестителя под Бором, на что тот ответил: «Моли великого мученика Логгина, понеже тои ходатаи и молебник всему роду вашему». Василий Димитриевич последовал совету, и княгиня благополучно родила сына. В этот момент к великокняжескому духовнику, стоявшему на молитве в мон-ре св. Спаса на Бору, прибыл неизвестный и сообщил: «Иди к великому князю и нарци имя ему Василеи». После этого посланник исчез, и никто не смог найти его. Духовник «же опытав всех кто будет преже приходил по него, никто же обретеся, ни пославый, ни посланник, и вси дивишася» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. С. 40-41; Там же. Т. 23. С. 144). Не случайно в описании чуда упомянуты храмы Московского Кремля: престол св. Иоанна Крестителя под Бором (рядом с Боровицкой башней, историю появления и перенесения святынь см.: Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневек. Москвы. М., 2010. С. 218) и монастырь Спаса на Бору с каменным храмом (ок. 1330) - 1-я архимандрития в Москве. Еще И. М. Снегирёв заметил, что в названиях храмов, их топонимических характеристиках («на Бору», «под Бором») отразились именования кремлевских урочищ ( Снегирев И. М. Моск. урочища, древние и новые. М., 1852. Кн. 1. С. 5; Владимирская Н. С. Археол. изучение сев. части Соборной площади Моск. Кремля//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 9). Когда были построены эти храмы, рядом еще шумел старый лес («бор»). Возможно, кто-то из иноков владимирского Вознесенского мон-ря мог спастись в Москве от разорения Владимира монголами в 1238 г. и сохранить воспоминания о принесенных в 1217 г. святынях. Тем более что ц. св. Иоанна Крестителя под Бором была митрополичьей после переезда в 1321 г. из Владимира в Москву митр. Петра и до строительства Успенского собора в 1326 г. ( Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 1996. С. 106).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Калужская " Описания иконы Описание иконы Калужская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Явление Калужской иконы Божией Матери произошло в 1748 году в селе Тинькове, недалеко от Калуги, в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Две служанки перебирали на чердаке его дома старые вещи. Одна из них, Евдокия, отличавшаяся несдержанным нравом, позволяла себе резкие и даже непристойные речи, не обращая внимания на увещевания своей скромной подруги. Среди прочих вещей они случайно обнаружили большой сверток сурового холста. Развернув его, благочестивая девушка увидела изображение Женщины в темном одеянии с книгой в руках. Приняв изображение за портрет монахини и желая образумить Евдокию, она пригрозила ей гневом игумении. Дерзкая Евдокия ответила на слова подруги бранью и, поддавшись раздражению, плюнула на лик. Тотчас же с ней случился припадок, и она упала без чувств. Испуганная подруга рассказала о случившемся в доме. На следующую ночь родителям Евдокии явилась Царица Небесная и открыла им, что это над Ней кощунственно смеялась их дочь и повелела им совершить молебен п[...] Икона Калужская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона явилась в 1748 году в селе Тинькове Калужской губернии в доме помещика Василия Хитрово. Две служанки помещика перебирали на чердаке его дома старые вещи. Одна из них, Евдокия, отличавшаяся несдержанным нравом, позволила себе непристойные речи. Подруга стала увещевать её и во время пререканий случайно обнаружила среди вещей большой свёрток сурового холста. Развернув его, девушка увидела изображение женщины в тёмном одеянии с книгой в руках. Приняв изображение за портрет игуменьи и желая образумить Евдокию, она пригрозила ей гневом той, кто изображён на холсте. Евдокия же дерзко сказала: «Вот как я боюсь твоей игуменьи», – и плюнула на холст. Тотчас же с нею случился припадок, и она упала без чувств, скорчившись в судорогах с пеной на губах. По приказанию хозяина Евдокию сняли с чердака, положили в комнате в ожидании неминуемой смерти. В следующую ночь родителям Евдокии явилась Царица Небесная и открыла им, что над Ней кощунственно смеялась их дочь, и повелела им совершить молеб[...]

http://pravicon.com/icon-155

В том же году, 17 февраля, Правительствующий Сенат обратился к архитектору князю Дмитрию Ухтомскому с просьбой прислать опытных людей для составления рисунка и описи креста. Сенат прислал живописцев: Александра Полозова, Василия Иванова и архитекторских дел копииста Григория Полозова, а Московский магистрат назначил столяров: Ивана Кутилина, Василия Деревщикова, Семена и Петра Кондратьевых, Филиппа Кононова, а для караула назначен был сенатской конторы капрал Дмитрий Давыдов и к нему четыре солдата. С 29 марта по 7 апреля 1755 года происходила переноска и установка креста, а затем, по 4 апреля 1761 года, дополняли и отделывали некоторые части его, после чого он был сдан по описи игумену обители под расписку. Далее из делопроизводства видно, что в монастырь для богомолья, а более всего для осмотра креста во время святой службы, всегда приходит множество народа и бывает теснота, и хотя караул и существует, но все-таки трудно уберечь киот от повреждения, а поэтому устроена решетка и вставлены стекла в киот. 3 ноября 1755 года члены Московской духовной консистории игумен Угрешского монастыря Иларион и иерей Иоанн Спасский осматривали крест и, по освидетельствовании, «неприличностей и противностей святой Церкви» в украшении не найдено. 15 мая 1756 года члены Московской духовной консистории архимандрит Богоявленского монастыря Иоасаф, архивариус Дмитрий Кривинков и секретарь Филипп Донской еще раз осматривали крест после вновь произведенных в нем дополнений и поправок. Из описи монастыря 1763 года известно, что Сретенский монастырь в Москве, в Белом городе близ Сретенских ворот, построен благоверным великим князем Василием Дмитриевичем, от сотворения мира в лето 6903-е. В том монастыре каменных соборных церквей три, в них престолов шесть. Далее в описи показаны размеры земли, которой владеет монастырь, затем идет подробная перепись образов церковной утвари и облачений обители. До 1761 года более 40 лет монастырь и ризница с утварью обходились без описи. В этой же описи подробно показаны доходы и расходы обители, описана ризница и монастырская библиотека.

http://pravoslavie.ru/31444.html

Послали Толстякову письмо и посылку – ноты 397 . 2 октября (четверг) Я по скрипке отказался, за что получил выговор от инспектора. 5 октября (воскресенье) Обедню служили в соборе: Владимир – митрополит Московский, Парфений – епископ Можайский, Трифон – Дмитровский, Никанор – Якутский, преосвященный Григорий. Управлял Василий Сергеевич. Пели хорошо 398 . Розов Евангелие кончил в до диез и чрезвычайно хорошо прочел оное. Николай Николаевич оставил весь класс без отпуска, ибо четверо из класса не ответили – Бачманов, Гребенщиков, Дельфонцев, Кондратьев – ив конце урока бросил стул по классу 399 . 6 октября (понедельник) Гребенщикова и Дельфонцева Иван Иванович 400 посадил за решетку 401 , ибо они ушли в лавку без спросу. Вечером Павлов дал мне много книг: 18 различных поэтов, два больших романа и в изящном переплете «Сказки» Гримм. 10 октября (пятница) Посетил Синодальное училище Победоносцев. Пели много хороших вещей, от которых он пришел в восхищение и много острил. Он сказал перед «Вечери Твоея тайныя»: «А теперь споем на закуску» 402 . 15 октября (среда) Умер М. А. Морозов, и Синодальный хор отпевал в полном составе. Служил высокопреосвященный митрополит Московский Владимир. Служили у Покрова, что на Арбате 403 . Вечером того же дня в училище были туманные картины о Серафиме Саровском 404 . Прошли не особенно успешно – многим мальчикам захотелось уйти. Были князь, Василий Сергеевич, Александр Дмитриевич, Николай Петрович , Николай Михайлович, Дмитрий Андреевич 405 . 19 октября (воскресенье) Был концерт Шора, Крейна и Эрлиха. Концерт прошел очень успешно. В состав программы входили произведения композиторов Гайдна, Моцарта и Гуммеля 406 . Мне очень понравилось, особенно Allegro Гуммеля. Василий Сергеевич спрашивал нас по сольфеджио в учительской. Мальчиков из регентского отделения водили в Исторический музей на лекцию Богословского «Биография Чайковского». 25 октября (суббота) Была обедня в Большом Вознесении памяти Чайковского. Пели мы, управлял В. С. Орлов, которого мы полчаса ждали 407 . Он было поехал домой, потому что его полиция не пускала в храм, переполненный народом. Но Иван Николаевич 408 , видя, что мы ждем его и не начинаем, пробрался сквозь толпу и воротил Василия Сергеевича. После этого мы начали петь обедню. Пели всё прекрасно, особенно Херувимскую. Народу было очень много, так еще никогда не было. За обедом был виноград, присланный нам от Гнусина, около фунта.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви ознакомился с ходом строительства Никольского Морского собора в Новороссийске 21 сентября 2017 г. 20:03 21 сентября 2017 года, в завершение визита в Новороссийскую епархию , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал на месте строительства Морского кафедрального собора в честь святителя Николая Чудотворца в Новороссийске. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали губернатор Краснодарского края В.И. Кондратьев, глава муниципального образования город Новороссийск И.А. Дяченко, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий , епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност . Предстоятель Русской Православной Церкви ознакомился с ходом строительных работ. Новый кафедральный собор возводится на Малой земле на берегу Цемесской бухты — памятном месте не только в истории Новороссийска, но и в истории всей России. Здесь во время Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои. На окраине мыса Мысхако советские войска вели длительную героическую оборону с 4 февраля по 16 сентября 1943 года. Закладной камень в основание собора Святейший Патриарх Кирилл освятил 24 октября 2014 года. Близ будущего собора расположен густонаселенный Южный район Новороссийска, а также Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова — крупнейшее учебное заведение водного транспорта и единственное высшее учебное заведение на Юге России, выпускающее морских специалистов для судоходных компаний, судостроительных и судоремонтных заводов, предприятий водного транспорта, портов и транспортных терминалов. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5012330.ht...

Калужская икона явилась в 1748 году в сельце Тинькове в 7 верстах от Калуги, в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Две его дворовые девушки, разбирая на чердаке вещи, нашли свёрток сурового холста. Одна из них развернула свёрток и увидела живописное изображение женщины в тёмном одеянии наподобие монахини, читающей книгу. Девица была тронута благоговейным изображением, называя его игуменией. Другая же девица, Евдокия, легкомысленная и дерзкая, плюнула на изображение и сказала: «Вот как я боюсь твоей игуменьи», но в то же мгновение поражена была невидимою силою: она упала без чувств, руки и ноги её корчились от сильных судорог; вся она впала в расслабление, лишилась зрения и языка. Испуганная подруга тотчас известила о случившемся всех домашних. Евдокию нашли чуть живую с пеною на губах и положили её под св. иконы в ожидании её смерти. В наступившую ночь родителям Евдокии явилась во сне Пресвятая Богородица и сказала, что дочь их своим дерзким поступком оскорбила не игуменью, а Матерь Божию, потому что икона, поруганная ею, изображает Матерь Божию. При этом повелела утром объявить об этом явлении священникам и, вместе с ними помолившись пред поруганной иконой, окропить расслабленную святою водою, и тогда она получит исцеление. Наутро совершено было молебное пение; больная, окроплённая святою водою, исцелилась и с тех пор сделалась благочестивою. Икона была поставлена в доме Хитрово на приличном месте. Жители со всех окрестностей устремились к чудотворной иконе; совершалось множество чудесных исцелений, после чего Хитрово убоялся держать св. икону в своём доме и перенёс её с подобающею честью в церковь Рождества Христова, что на Калужке, завещав своим потомкам никогда не брать её обратно. Кроме благодеяний частным лицам, жители Калуги обязаны чудотворной иконе за спасение всего города неоднократно. В 1771 году в городе Калуге и окрестных весях свирепствовала моровая язва. Жители Калуги просили принести из села Калужки чудотворную икону Богородицы и в крестном ходе обойти с нею город. Посвятив некоторое время посту и молитве, они подняли икону и в продолжение трёх дней обходили вокруг города с усердными молитвами к Заступнице христиан, да ходатайствует у Сына Своего о помиловании согрешивших. Услышана молитва веры, и губительная сила моровой язвы тотчас ослабла. В воспоминание сего чудесного избавления установлено ежегодно 2 сентября обходить вокруг Калуги с крестным ходом и с чудотворною иконою Богоматери, которая за несколько дней торжественно приносится в город.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Можно вспомнить стихотворение Константина Симонова «Жди меня», «В землянке» Алексея Суркова, стихотворения Ольги Берггольц и, конечно же, «Василия Теркина» Александра Твардовского – это был тоже своего рода живой непосредственный отклик. Писательские бригады ездили по фронтам и потом, по горячим следам, создавали не только публицистику, но и художественные произведения. Литература о войне того времени отошла впоследствии в тень, потому что наиболее совершенные художественные произведения создавались все-таки после Великой Отечественной, но она тоже важна – это был первый отклик на события, переживаемые всей страной. – Осмысление войны началось сразу после ее окончания? – Самые глубокие произведения о Великой Отечественной в послевоенный период создавались теми, кто еще недавно воевал сам. Здесь, в первую очередь, стоит назвать «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. Несмотря на советское время, на цензуру, на идеологический пресс, было создано очень правдивое произведение, яркое, живое, интересное, которое показывало войну с подлинной, рабочей стороны. Именно отсюда пошла традиция, когда военная литература (как и деревенская литература) в советское время была, пожалуй, наиболее открытой стороной нашего искусства. Вслед за Виктором Некрасовым пришло поколение писателей, ставших профессионалами уже после войны – те, кто потом составит славу военной прозы. Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Вячеслав Кондратьев, Василь Быков, Константин Воробьев, Виктор Курочкин, Евгений Носов, Владимир Богомолов… Так называемая «лейтенантская проза» – вершина русской прозы XX века, соединяла в себе психологическое, социальное и историческое начало. Это книги, которые не были элементом пропагандистской кампании, это была литература, которую писали от сердца, со знанием дела, и эта литература никогда не устареет. – Именно у этого поколения писателей появляется мысль, что враг – не абстрактный «злодей», а живой человек? – По мере того, как война уходила в прошлое, в литературе шло ее осмысление от несколько условного, плоского, исторически обусловленного изображения в годы самой войны и в первые послевоенные годы – к нарастающей глубине, психологизму, сложности.

http://pravmir.ru/kak-ono-bylo-na-samom-...

Покровительство св. Сергия и Германа благочестию и трудолюбию. 23. Случай назидательный. Пётр Филиппов Микке, крестьянин Сердобольского уезда, деревни Очури, по смерти отца был выгнан старшим братом из родительского дома, с женою и детьми. Христолюбивые соседи дали приют несчастному семейству; но Пётр, не находя в селении своём средств к пропитанию, должен был оставить семью в чужом доме и определиться на Валааме в монастырские работники. Скудного жалованья едва доставало на семейные потребы. Пётр скорбел и, наконец, впал в болезнь. Однажды, когда он был уже на смертном одре, дверь кельи его отворилась, и предстали ему два светозарные старца. Судя по иконам, в них он узнал преподобных Сергия и Германа. Благоговейный трепет овладел болящим. Святые успокоили его и обещали бдеть о благе его семейства. С тех пор мир водворился в душе Петра, а довольство в его семействе. Однако же Пётр продолжал трудиться в обители, выполняя строго, наравне с монашествующими, все монастырские правила. Кротостью и благодушием снискал всеобщую любовь и уважение. Таким образом, пожив довольно лет, отошёл в мир к Утешителю всех утруждающихся и где, по вере своей, конечно, обрёл успокоение. Семейство его было призреваемо обителью, которая дала сыновьям его средства изучить ремесла и тем содержать престарелую мать и несовершеннолетних сестёр. Средний брат Петра, Федот, жил на Валааме и соревновал добродетелям брата. Малым временем он предшествовал Петру в вожделенное отечество, иде- же несть болезни, печали и воздыханий. Старший же брат получил мзду, достойную своей жестокости. В числе многих чудотворений были два случая таких, в которых чудотворная сила действовала от св. икон Сергия и Германа, Валаамских и всея России чудотворцев. 24. Вразумление словонарушителю. Настоятель Валаамского монастыря игумен Дамаскин, узнав, что в церкви во имя святого Василия Великого , существующей на месте упразднённого Валаамского подворья, в Новоладожском уезде, на Васильевском погосте, икона преподобных Сергия и Германа пришла в ветхость, пожертвовал, взамен её, вновь написанную в обители, по размеру прежней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Первое письменное упоминание о селе Александрово относится к 1607 году: «село Александровское в Молоцком стане Московского уезда». Происхождение названия точно неизвестно, но русская топонимика обычно связывает подобные названия с именем человека, основавшего здесь деревню, это мог быть некий Александр, и скорее всего он же был представителем государственной власти. В 1612 году боярин Василий Петрович Морозов закладывает в своей вотчине в честь победы над поляками новое село, где на высоком месте близ реки Лубенка ставит церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1627 году село Александрово переходит как приданное дочери Василия Петровича - Марии, вышедшей замуж за Андрея Васильевича Голицына. В 1646 году селом владеет их сын - Иван Андреевич Голицын, но в 1677 году село возвращается во владения рода Морозовых. С 1754 года Александровым владеют Иван Кондратьевич и Владимир Михайлович Грушевские. Сын Владимира - Александр на месте деревянного храма строит каменный с чертами модного тогда стиля классицизма. Особенно это проявилось в формах колокольни с часами. А четырехскатный центральный шлемообразный свод с небольшим куполом явно был заимствован у бывшей деревянной церкви. Иконостас был позолочен, храмовая икона Успения перешла из старой церкви Морозовых. В 1815 году село продали бригадному генералу Ивану Степановичу Арсеньеву. И.С.Арсеньев отдал Александрово в качестве приданого своей дочери Евдокии. Позже Евдокия Ивановна пристроила к церкви предел святого мученика Иоанна Воина. Весной 1889 года помещичью усадьбу и окрестности купил московский промышленник и благотворитель Илья Васильевич Щапов. Он отреставрировал церковь и стал благоустраивать прилегающую местность, построил три училища для местной молодежи: сельскохозяйственное, ремесленное и школу кружевниц, возвел конюшню, молочный двор, сараи для сельхозтехники. В 1892 году Московское Кирилло-Мефодиевское братство, многолетним членом которого был И.В.Щапов, в селе Александрово при Успенском храме открыло и церковно-приходскую школу. В ней обучалось до двухсот здешних детей.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/10/...

Брянск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Нижне-Никольская Успенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1783 и 1792. Год утраты:Не установлен. Адрес: Брянск, ул. Калинина, д. 81 Координаты: 53.2372, 34.3695 Проезд:угол улиц Калинина и Урицкого, на месте дома 81. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Согласно писцовым книгам 1622-1629 годов, за городом Брянском на посаде в Нижней посопной слободе (район вокруг современного сквера Кравцова) «церковь древяна во имя Бориса и Глеба, около церкви кладбище». Храм, известный брянцам как «Никола Нижний», был построен на Нижней посопной слободе за счет прихожан в 1732 году на месте старого, вероятно, деревянного, во имя Святителя и Чудотворца Николая. Сохранилось прошение прихожан Федота Преженцова, Григория Гридина, Тихона Сомова, Ивана Кондратьева, Петра Андросова и священника Петра Макариева, где сказано: «Церковь мирского построения весьма обветшала, и вкладчики средств желают церковь своим коштом разобрать до фундамента и к возобновленной церкви пристроить трапезу и придельный Алтарь во имя Пресвятые Богородицы Ее образа Казанской, которого во Брянске и Брянском уезде не имеется». Согласно Историческому описанию церквей и приходов города Брянска и Брянского уезда за 1905 год, страшное разорение от пожара, бывшего в 1762 году, надолго задержало постройку храма, так что она была окончена лишь в 1783 году. Первоначально в храме был один престол - в честь Успения Пресвятой Богородицы. Но в 1792 году на средства купца Василия Горбунова пристроен был к Успенскому храму теплый придел с двумя престолами: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя святых князей-мучеников Бориса и Глеба. По данным Л.Ф. Осипенко, в 1762 году храм сгорел. В 1783 году на его месте купец Горбунов заложил каменную церковь, и в 1792 году церковь освятили как Успенскую, т.к. в Брянске уже был храм, посвященный Святителю Николаю (Горно-Никольский). Но придел во имя Святителя Николая в церкви сохранили и старое название - церковь Николы Нижнего в народе сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=49115

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010