Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Ha пути к новому литературному сознанию (сочинения царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского) Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным Первое послание Курбского Ивану Грозному Первое послание Ивана Грозного Курбскому Второе послание Курбского Ивану Грозному Второе послание Ивана Грозного Курбскому Третье послание Курбского Ивану Грозному Послания Ивана Грозного Послание английской королеве Елизавете I Послание шведскому королю Юхану III 1572 года Послание шведскому королю Юхану III 1573 года Послание в Кирилло-Белозерский монастырь Послание Василию Грязному Послание польскому королю Стефану Баторию 1579 года Послание польскому королю Стефану Баторию 1581 года Послание Александру Полубенскому Ответ Яну Роките Гимнографическое творчество Ивана Грозного Канон Ангелу Грозному, воеводе Молитва к Господу нашему Иисусу Христу, к святому архангелу Михаилу Стихиры митрополиту Петру Стихиры сретенью Владимирской иконы Божией Матери Тропарь и кондак на перенесение мощей Михаила Черниговского Рассказ о болезни царской 1553 года в приписке к Лицевому летописному своду Сочинения Андрея Курбского История о великом князе Московском Послания Курбского Ответ о правой вере Первое послание Вассиану Муромцеву Второе послание Вассиану Муромцеву Третье послание Вассиану Муромцеву Послание Марку Сарыхозину Первое послание Кузьме Мамоничу Второе послание Кузьме Мамоничу Послание Кодиану Чапличу Послание княгине Чарторыйской Первое послание князю Константину Острожскому Второе послание князю Константину Острожскому Третье послание князю Константину Острожскому Послание Семену Седларю Предисловия к переводам Андрея Курбского Предисловие к Новому Маргариту Предисловие к «Диалектике» Иоанна Дамаскина Предисловие к переводам житий Симеона Метафраста     Вступление. Ha пути к новому литературному сознанию (сочинения царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важнейшим событием в России при митрополите Варлааме было взятие и воссоединение с нею города Смоленска, более ста лет находившегося под властию князей литовских. Вслед за тем последовало и присоединение Смоленской епархии к митрополии Московской от Литовской. Но это радостное событие как для государства, так и для Церкви имело свою и печальную сторону. Смоленским епископом был тогда Варсонофий. Он явился первым ходатаем пред Василием Иоанновичем, осаждавшим Смоленск, и во главе всего духовенства и граждан предложил великому князю сдачу города. Он же потом, когда жители начали присягать в верности русскому государю, сам добровольно произнес такую же присягу, хотя государь от него этого не требовал. Он со всею торжественностию встретил (1 августа 1514 г.) Василия Иоанновича, вступавшего в Смоленск, и после молебствия в соборной церкви и многолетия приветствовал князя следующими словами: «Божиею милостию радуйся и здравствуй, преславный царь Василий, великий князь всея Руси и самодержец, на своей отчине и дедине, в городе Смоленске, на многие лета». И что же? Едва успел великий князь выехать из Смоленска (10 сентября), как туда пришла весть о кровопролитном бое русского войска с литовским под предводительством князя Константина острожского, происходившем 8 сентября на левом берегу Днепра у Орши, и о совершенном поражении русских. Весть эта поразила всех в Смоленске, особенно же некоторых бояр и епископа; думали, что русские теперь не в силах уже отстоять город; не могли не ожидать страшных для себя последствий и казней от литовского государя. Под влиянием таких мыслей епископ в согласии с некоторыми боярами поспешил отправить к королю Сигизмунду своего племянника с известием: «Если теперь двинешься к Смоленску сам или пошлешь воевод со многими людьми, то возьмешь город без труда». Но другие бояре и мещане передали об этом умысле наместнику русского государя в Смоленске князю Шуйскому, который немедленно велел схватить заговорщиков. И хотя вскоре князь острожский явился под Смоленском с шеститысячным отрядом, но не имел никакого успеха: все злоумышленники в городе, на которых он рассчитывал, были повешены на городских стенах в виду литовского войска за исключением одного Варсонофия. А этот несчастный епископ был потом отправлен к великому князю Василию Иоанновичу, который приказал сослать его на Кубенское озеро в Каменный монастырь . Нового епископа на Смоленскую кафедру избрали в Москве из своих, именно чудовского архимандрита Иосифа. В половине февраля 1515 г. он был рукоположен митрополитом Варлаамом, а в марте отправился в Смоленск .

http://sedmitza.ru/lib/text/435972/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Трус, пекущийся о себе самом, никогда не станет героем» Беседа с протоиереем Серафимом Недосекиным о святом Георгии и Великой Победе 06.05.2021 831 Время на чтение 10 минут В преддверии Дня Победы и к престольному празднику храма Святого великомученика Георгия Победоносца, что на Поклонной горе, продолжаем публикацию интервью с настоятелем храма протоиереем Серафимом Недосекиным. Протоиерей Серафим Недосекин у Смоленской иконы Божией Матери – Отец Серафим, вы служите в месте воинской славы. Та же акция «Бессмертный полк» собирает миллионы по стране и за рубежом. Это же практически христианское исповедание того, что у Бога все живы (ср. Мф. 22, 32). Многие ли сейчас воцерковляются через соприкосновение с опытом новомучеников и исповедников Церкви Русской, а памятуя о своих павших, приходят в храм? – Конечно, люди обращаются. Погибшие на фронтах войны – это же тоже мученики. Когда в детстве к моим родителям приезжали священники-собратья с семьями, мы, дети, между собою перезнакомились. Знаю священников отца Кирилла Каледу и его брата Иоанна. Мы общаемся. Многие такие истории рассказывали они. Да и мой брат, отец Павел , входил в комиссию по канонизации новомучеников. Постоянно передавал нам что-нибудь порою ошеломительное из тех лет, что сохранилось в данных архивов или собрано по свидетельствам. Сначала была война против своего народа, потом война со внешним врагом, – но и там, и там война. Перестаешь как-то идеалистически представлять: вот, мол, святой… Святые – это такие же люди, как и мы с вами. Они жили на этой же земле. Состояли из той же плоти и крови. Каждый вел свою внутреннюю борьбу. Главное – каков итог жизни человека. Иногда бывают просто мистические истории. У нас в храме как-то появилась икона святителя Василия Острожского. И вот приходит женщина и чуть ли в обморок не падает. Вообще-то она просто сюда на Поклонную гору, в музей, зашла, так как у нее в Великую Отечественную войну воевал отец, погиб, – таких потомков к нам много идет. Еще и потому, что именно у нас хранятся Книги памяти погибших в войну. И вот она решила подняться в храм. А до этого была в Черногории и там молилась святителю Василию, а после его икону всюду искала-искала… А тут пришла, смотрит: вот он! «Ой, а откуда это у вас эта икона?!» – стала расспрашивать. – «Такой-то, – объясняю, – нам пожертвовал ее». А это, оказывается, ее знакомый… Видимо, все эти совпадения выстроились для нее в какую-то внутренне глубоко пережитую промыслительную цепь событий, что она была совершенно потрясена. Часто именно так человек и обращается к глубинной, внутренней вере.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/06/trus_p...

Закрыть Крестные ходы как училище соборности В свете учения свт. Николая Сербского Александр Сороковиков   10:25 09.08.2022 536 Время на чтение 7 минут Фото: из личного архива Если говорить о крестоходном, иначе – Богомольческом движении, получившем новое дыхание в России 90-х годов, то, главная его парадигма – крестный ход как монастырь в движении, исчерпала себя еще десять-двенадцать лет назад. Отсюда не приходится удивляться, что численность участников многодневных крестных ходов стала стремительно падать, так как крестоходцы всё менее видят на таких шествиях братскую взаимоподдержку и христианское к себе отношение. Напротив, они всё более встречают требования, как по-армейски жесткой дисциплины, так и по-монастырски безпрекословного послушания. Разумеется, на крестных ходах нужны, и послушание и дисциплина, но, доведённые до абсолюта и поставленные во главу угла, они приводят к обратному результату. «Народ Божий» перестаёт принимать участие в таких крестных ходах. Совершенно иную задачу поставил для Богомольческого (крестоходного) движения свт. Николай Сербский. Главная парадигма возглавляемого им Богомольческого движения состояла не в формальном руководстве народной инициативы, но в возрождении национального духа, и возвращения «народа Божьего» в лоно Православной Церкви. Свт. Николай Сербский поставил перед собой задачу, ни много ни мало – возродить и духовно укрепить, очень серьезно пострадавший во время Первой мировой войны сербский народ. Средством для такого возрождения было избрано всё более набиравшее силу (начиная с 1920 года) Богомольческое движение в Сербии. Святитель Николай с самого начала обозначил задачу крестных ходов – стать школой для возрождения души народа, стать училищем для возрождения соборности. Масштабные крестные ходы в Сербии, в период после Первой мировой войны, были изначально народной инициативой. Православные люди, потерявшие в военные годы своих родных и близких (а по статистике, начиная с 1912 года, когда началась Балканская война, каждый второй взрослый мужчина был убит), эти православные люди собирались группами и совершали крестные ходы по монастырям, которых в Сербии, и до сей поры великое множество. Должно отметить, что сербский народ как-то по особому монахолюбив, и монахолюбие это проявилось в нём с древних времён, когда сербские крали и деспоты строили монастыри, в которых устраивали фамильные усыпальницы. Вспомним, что главный сербский святой свт. Савва Сербский принадлежал к царскому роду. А также о том, что именно ему было суждено утвердить Сербскую Православную Церковь как Церковь Поместную. А потому, не случайно, что в Сербии, монастырей на душу населения больше, чем в других странах. Также, не случайно, что на Престольные праздники в некоторые обители до сей поры приезжают по 300 тыс. богомольцев, а к свт. Василию Острожскому в Черногорию приезжают на день его памяти по 600 тыс. человек.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/09/kr...

Приветов. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:2014. Адрес: Координаты: 50.044665, 27.797342 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты 13 мая 2008 года архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий освятил временный храм и престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Привитов Любарского округа. Нынешний временный храм размещен в помещении продуктового магазина, находящегося в нескольких метрах от места поруганной святыни. http://www.zhitomir.info/news_18931.html Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Привитове Новоградволынского уезда Привитов - село Новоградволынского уезда Волынской губернии при р. Чепалевке. В 1686 году упоминается в составе Чудновской волости, принадлежавшей кн. Василию Острожскому . Церковь в Привитове в честь Рождества Пресв. Богородицы, находится среди села, на горе, около которой с северной, восточной и западной стороны пролегает дорога через плотину возле пруда в местечко Мирополь и в села Печановку и Гордиевку, а с южной стороны идет дорога в м. Новую Чарторыю. Церковь построена в 1760 году, о чем свидетельствует надпись на косяках входной двери ; она освящена, как видно из визиты генеральнаго визитатора Малеванского, записанной в приходо-расходную книгу 1790 г., с благословения митрополита Феликса Володкевича, данного 12 мая 1766 года. В конце XVIII века униатская церковь обращена в православную. Церковь деревянная, построена частью из дубового материала (от основания в вышину на 3½ арш.), частью из соснового (остальная часть здания); с внешней стороны изменениям не подвергалась, только раньше была покрыта гонтою, а с 1852 года жестью и снаружи обшита новыми досками. Церковь состоит из трех восьмиугольных срубов с тремя куполами-башнями. На западной стороне храма находится притвор или паперть с двускатной крышей. Вокруг храма идет особый, теперь закрытый, навес («опасание» или «ганок»).

http://sobory.ru/article/?object=37440

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в торжествах в Черногории, посвященных свт. Василию Острожскому 16 мая 2019 г. 16:59 11-12 мая 2019 года в Черногории прошли торжества по случаю дня памяти святителя Василия Острожского, одного из самых почитаемых святых Сербской Православной Церкви . В торжествах приняли участие митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий , викарий  Новгородской епархии   епископ Юрьевский Арсений , духовенство Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.  11 мая, накануне дня памяти святителя Василия Острожского,  епископ Юрьевский Арсений совершил всенощное бдение в кафедральном соборе свт. Василия Острожского в г. Никшич. По завершении богослужения владыка Арсений передал в дар епископу Будимлянско-Никшичскому Иоанникию Евангелие. Владыка Иоанникий в свою очередь подарил викарию Новгородской епархии памятную панагию. 12 мая Божественную литургию в монастыре Острог, где покоятся мощи святителя Василия Острожского, возглавил митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий, епископ Юрьевский Арсений, епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий, епископ Восточно-Американский Ириней, епископ Славонско-Пакрочский Иоанн, епископ Бихачско-Петровацкий Сергий, духовенство епархий Сербской, Русской и Румынской Православных Церквей. По окончании богослужения митрополит Черногорский Амфилохий обратился к сослужившим иерархам с приветственным словом. К участникам торжеств также обратился митрополит Тернопольский Сергий, передавший верующим благословение и поздравление Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия , а также слова благодарности митрополиту Амфилохию за «молитвы, за единение в любви, за единство в чистоте Православия». По слову митрополита Сергия, в нынешнем неспокойном мире самым страшным является разобщение людей — разъединение в вере. «Наш народ переживает это разъединение, раскол, и новое бедствие — очередной раскол внутри Церкви, спровоцированный, можно сказать, не человеками, а из преисподней. — сказал архипастырь. — Но радостно свидетельствовать, что благодаря жизни в вере и братской поддержке, в том числе и народа вашего, наш народ хранит веру. И если раскольники забирают у нас храмы, то народ служит в домах, в палатках, под открытым небом, но хранит чистоту Православия. И в этом радость жизни со Христом, и в этом радость того, что мы с вами, через благословение владыки Амифолохия, едины в вере».

http://patriarchia.ru/db/text/5435851.ht...

Разделы портала «Азбука веры» 16 Май 2022 Патриарх Сербский Порфирий возглавил ежегодный всенародный крестный ход в честь свт. Василия Острожского В Избранное По улицам черногорского города Никшич, в знак глубокой веры и любви к небесному защитнику и покровителю города святителю Василию Острожскому, вечером 12 мая 2022 года, в день памяти святого, прошел традиционный Святовасильевский крестный ход. С 1996 года он ежегодно проводится в Никшиче в память о дне, когда мощи чудотворца посетили город, сообщает «Православная жизнь» со ссылкой на Mitropolija. В этом году всенародное мероприятие, начавшееся перед собором свт. Василия Острожского, возглавил Патриарх Сербский Порфирий, который по случаю 425-летия со дня сожжения мощей святителя Саввы и 350 лет со дня кончины святителя Василия Острожского, пребывает с каноническим визитом в Свято-Саввинских епархиях Сербской Православной Церкви – Милешевской, Захумско-Герцеговинской, Черногорско-Приморской и Будимлянско-Никшичской. В Святовасильевском крестном ходе приняли участие архиереи Сербской Православной Церкви и других Поместных Церквей: митрополит Корфский Нектарий, митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий, епископ Будимлянско-Никшичский Мефодий, епископ Милешевский Атанасий, епископ Дюссельдорфский и всея Германии Григорий, епископ Западно-Американский Максим, епископ Восточно-Американский Ириней, епископ Крушевацкий Давид, епископ Тимочский Иларион, епископ Буэнос-Айресский и Южно-Центральноамериканский Кирилл, епископ Валевский Исихий, епископ Захумско-Герцеговинский Димитрий, епископ Ремесианский Стефан, многочисленное священство и монашество. В колоннах прошли десятки тысяч верующих, включая представителей муниципальной и городской властей. Епископ Будимлянско-Никшичский Мефодий, поблагодарив Патриарха Порфирия и братьев архиереев за приезд, напомнил, что возглавляемая им епархия на протяжении восьми веков пробуждает в народе историческую память, благодаря которой православные в Черногории «стали чадами Божиими, чадами святого Саввы и святого Василия».

http://azbyka.ru/news/patriarh-serbskij-...

Память 29 апреля/12 мая «Каждому народу и во всякое время, — пишет архимандрит Иустин (Попович) , — человеколюбивый Господь посылает через Свою Церковь святых, которые будут верный народ просвещать, и освящать, и руководить им на его земном пути к Царству Небесному. Так и Захолмской земле Сербской, а через нее и всему роду святосаввскому подал Бог в тяжелое время турецкого рабства сего святого и богоносного отца нашего Василия, новоявленного чудотворца Острожского и Захолмского».      Будущий святитель родился в Холмской земле, нынешней Герцеговине , которой владел святой Савва перед своим уходом на Святую Гору. Здесь еще самим сербским первосвятителем была основана одна из епархий самостоятельной Сербской Церкви, Захолмская епископия, которая со временем и досталось в управление святому Василию. Попово поле. Герцеговина      Святой Василий был родом из села Мрконич, что на Поповом поле. Он появился на свет 28 декабря 1610 года в семье благочестивого Петра Йовановича и его супруги Анастасии. Родители при крещении дали ребенку имя Стоян, а затем научили его страху Божию и всякой добродетели и премудрости. С детства мальчик отличался сообразительностью и обладал хорошей памятью, а душою весь был обращен к Богу. Пройдя начальную школу благочестия в доме родителей, Стоян приучился к посту, молитве и постоянному посещению церковных богослужений. С детства он отличался особым смирением и серьезностью, а также милосердием. Семья его была бедной, не всегда имела в достатке хлеб для пропитания, однако и этой скудной пищей Стоян охотно делился с ближними, особенно с пастухами, когда пас овец. Родители Стояна испытывали на себе ненависть злых соседей потурченцев, отпавших от отеческой веры и принявших ислам. Их ненависть и злоба распространялись и на молодого Стояна. Эти первые испытания как будто предзнаменовали те скорби, которые предстояло пережить подвижнику в своей жизни. Желая оградить сына от коварства соседей и обучить его грамоте, родители отвели его в ближайший монастырь Завала во имя Введения Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был родной дядя Стояна Серафим. В то время эта святая обитель была известна на всю Герцеговину. Здесь были и ученые монахи, и достаточное количество книг, так что благоразумный Стоян изучил Священное Писание и творения святых отцов, преуспел во многих полезных науках. При чтении книг и творений святых отцов душа его возжигалась любовью к Богу и желанием монашеского жития.

http://pravoslavie.ru/112833.html

Епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий: Мы будем бороться за свободу веры Никшич, 16 мая 2020 г.         Архиерей Сербской Церкви епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий освобожден из заключения, в котором находился с вечера 12 мая по решению властей Черногории. 16 мая около часов 30 минут он вышел из полицейского участка г. Никшич. Вместе с епископом 72 часа в заключении провели священники кафедрального собора свт. Василия: Данило Зироевич, Желько Роевич, Остоя Кнежевич, Мирко Вукотич, Василий Брборич, Драган Крушич, Никола Мароевич и Слободан Йокич. Последний после допроса был возвращен в больницу, где находился под охраной полиции.    Накануне руководитель Основного суда Стефо Шекарич сообщил журналистам, что заключение для епископа и священников продлено не будет. Выйдя из полицейского участка владыка первым делом направился к зданию Основного суда, где с 9 часов утра 15 мая собралось большое количество граждан, ожидавших его освобождения. Владыка в первую очередь поблагодарил верующих за поддержку и любовь, которые, по его словам, являются выражением любви к Церкви. Архиерей призвал всех к миру и взаимному уважению. «Несмотря на то, что я не понимаю некоторых действий властей и не могу согласиться с ними, должен сказать, что полицейские в участке, где мы были заключены, были более, чем корректны», – подчеркнул владыка Иоанникий.      Комментируя действия черногорских властей, епископ отметил, что его очень удивляет их поведение, по которому можно подумать, что вера и Церковь – это единственные проблемы в Черногории. Владыка выразил сожаление, что власти решили воевать со святынями. По мнению епископа, современные «неокоммунисты наследники Тито» заходят все дальше в гонениях на Церковь, и это вызывает все большее сопротивление в народе. – В эти дни мы все были свидетелями вашей преданности Церкви и вере и особенно святому Василию Острожскому. Пусть же вас за это наградит Господь и святой Василий! – подчеркнул владыка. Епископ напомнил собравшимся, что нужно быть готовыми к длительной борьбе за веру.   

http://pravoslavie.ru/131132.html

Почему мы поем о Сербии? Потому что о ней нельзя не петь. Сами сербы на каждую беду и на каждую радость откликаются песней. И в песнях их – то, что понятно и без слов: в них бескрайняя любовь к отечеству земному и готовность умереть за Отечество Небесное, в них – мужество, сила и упование на Живого Бога. Сестры Ново-Тихвинского монастыря г.Екатеринбурга записали диск сербских патриотических песен «Онамо намо за брда она». Они рассказали нашему сайту, что лежало в основе этого необычного проекта. Почему мы поем о Сербии? Потому что о ней нельзя не петь. Сами сербы на каждую беду и на каждую радость откликаются песней. И в песнях их – то, что понятно и без слов: в них бескрайняя любовь к отечеству земному и готовность умереть за Отечество Небесное, в них – мужество, сила и упование на Живого Бога. Почему мы поем о Сербии? Потому что чем еще мы можем послужить этому народу, который теперь навсегда в нашем сердце? Молитвой – безусловно. Но нам хотелось сделать что-то еще, чтобы поддержать тех, кого мы теперь с полным осознанием называем братьями и сестрами во Христе. Когда мы поем о Сербии, к нам за тысячи километров доносится благоухание бесчисленных сербских святынь, а перед глазами вновь встают зеленые долины, холмы и скалы, а среди них повсюду высокие каменные монастыри… Райский сад… Как говорится в одной из песен: „ Край родной — роза майская! Ораховац – райский сад!“ Все время, пока мы были в Сербии, нам казалось, что там даже птицы поют Богу, и вся эта страна – один большой старинный храм. За несколько дней мы успели побывать в десяти древних монастырях (это было не трудно, ведь они в Сербии чуть ли не через каждые два километра!). О любом из них можно было бы написать отдельный рассказ. Монастырь Острог. Высоко в горах пещера два на два метра – главный храм монастыря. Здесь у мощей святого Василия Острожского в шесть утра мы пели раннюю Литургию и думали, что с нами молятся всего несколько человек. Но когда мы вышли из пещерного храма, то увидели, что к нему поднимается по горе длинная-длинная цепочка людей, конец которой теряется где-то в долине. Это жители окрестных селений пришли, по своему обычаю, рано утром поклониться святому Василию и помолиться на богослужении, которое хорошо слышно в округе благодаря динамикам, выведенным наружу из храма. Говорят, такую картину можно наблюдать здесь каждое утро: торжественные песнопения, осеняющие гору, и сотни людей, поднимающиеся к святыне…

http://pravmir.ru/strana-o-kotoroj-nelzy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010