В середине XVI в., как мы помним, с апологией иконопочитания наиболее активно выступали инок Зиновий Отенский и старец Артемий. В конце века в Юго-Западной Руси, где особенно сильно ощущалось влияние западных конфессий, эти же функции пришлось выполнять священнику Василию Острожскому. Его полемическое сочинение «О единой вере» 384 , содержащее и главу «О образох, рекше иконах», в первой трети XVII в. было переведено с южнославянского наречия и пользовалось популярностью в Московской Руси, куда к этому времени докатилась волна западноевропейской культурной экспансии. В своей защите иконопочитания Василий стремится возродить уже уходящие византийско-древнерусские традиции почитания икон. Он активно использует многие основные суждения и аргументы византийских защитников иконопочитания, выделяя из них то, что, с его точки зрения, представляет наибольшую значимость для русской действительности его времени. В частности, он делает акцент на эстетической и сакральной функциях иконы. В иконе, напоминает он древнюю патристическую идею, мы почитаем не дерево и краски, а образы изображенных святых- «не речь тую албо таблицу с фарбами [красками] честуючи, но вид взроку когождо святых почитаем, духом захвыцающе взрокъ красоты их» (929). Василий акцентирует внимание на приобщении к духовной красоте святых через посредство их изображений и в этом усматривает важнейшую функцию икон. Связь зрителя с архетипом изображения усиливается благодатью, которой иконы, по мнению Василия, наполняются уже в процессе их писания. И хотя бесчувственны и «бездушны» иконные образы, «но велика и дивна некаа нам выконьивают: не они, но невидимая и никако нами недомыслимая благодать Божиа, святых ради своих, их же i образы суть, то справует» (929). Как в деревьях зимой бывает сокрыта их летняя красота (листья, цветы, плоды), так и Бог «согрыл» свою благодать в святых, дав ей возможность проявляться в их изображениях (930). Василий много внимания уделяет этой благодатной (чудотворной) функции икон, вспоминая всю легендарную историю иконописания, начиная с нерукотворного образа, подаренного Христом царю Авгарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

И потому мы не отдадим наши святыни и надеемся, что те, кто приняли этот, вне всякого сомнения, беззаконный закон, осознают сей факт как можно скорее и отменят свое решение, дабы спасти тем самым честь правительства и президента, честь нашего государства и, что важнее всего, честь самой Черногории. В нашей истории подобные народные волнения всегда завершались очень грозными событиями и потрясениями. Сегодня мы наблюдаем, как впервые за XX и XXI век народ наш вернулся к истинному и подлинному поведению народа Божия, того народа, в гласе которого слышится глас Живого и Вечного Бога, а в этом и заключается главный смысл наших крестных ходов. И мы продолжим их до тех пор, пока глас народа Божия не будет услышан нашими правителями, если они действительно народные властители, а не представители демонократии – сатанинской власти, которая, к сожалению, управляла прежде всего славянскими народами со времен Ленина и Сталина до Иосипа Броз Тито. И Маркс, как известно, тоже был сатанистом, были и другие. Есть они и сейчас и даже находятся во главе отдельных государств. И теперь есть опасность того, что демонократия может (не дай Бог!) отравить европейские народы и все народы мира. Но наша народная душа-христианка остается здравой, неиспорченной и дух правдолюбия, боголюбия, истинолюбия и народолюбия сохраняется в ней и управляет ею. Благодаря не нам, но святому Василию Острожскому, святому Петру Цетинскому, Петру Ловченскому Тайновидцу. Закон, против которого борется наш народ, родился из греховного желания потакать своим страстям – тщеславию и властолюбию. И да исчезнут подобные законы во всем мире, а особенно в Черногории, бытие которой испокон веков основывалось на Божием законе и любви, на братской любви и согласии и на свободе. И мы преисполнены теперь духом свободы, носителем которого был и остается наш народ, что особенно проявилось во время этих крестных ходов. Такая свобода противится смерти и всему временному и тленному, неправде и всякой нечистоте. Она подготавливает людей не только к земному достоинству, но и к вечному, непреходящему достоинству. В этом и состоит призвание человека здесь, на земле, засвидетельствованное Христовой жертвой на Голгофе, ибо свобода приобретается жертвой, по слову Спасителя: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»(Мф. 20:28). Так поступали и святые Божии люди, отдавая душу за народ свой, так поступал и святитель Василий Острожский, и Петр Цетинский, а также все достойные люди на протяжении истории и у нас, и во всем мире.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/03/my_bud...

Видих вся неправды и насилия, иже племя твое родное от врагов Христовых приях, пострадал еси с народом своим яко изгнанный правды ради. Сего ради пришед в келию Острожску и молитве и бдению всего ся предаде. Ради добра всех скорби великия претерпел еси и Бога чудесьми прослави, сего ради вопием ти: Радуйся, до самыя смерти твоея свято Богу послуживый! Радуйся, у Бога в светлости вечной заблиставый! Радуйся, новаго престола митрополии Захумской зиждителю! Радуйся, великий и непостижимый благодетелю! Радуйся, вся молящиися тебе спасавый! Радуйся, и забывши тя помогавый! Радуйся, высоты Серафимов достигший! Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего! Кондак 6 Славный проповедниче, отче святый, возжелал еси для мира мир и мир для души своея, и дабы братския вражды избегнути, чрез страдания великия Горы Афонстей достигоша. В край же свой возвратихомся, мудраго совета патриарха Сербскаго Паисия книголюбца послуша, и яко архипастырь нестрашимо взыдоша, да народ свой спасеши от напасти Агарянской и да тако Христу Спасу нашему послужиши: Аллилуйя! Икос 6 Просия в Остроге святость жития твоего, сего ради люди, чудеса много познаша и болести и пороки свободишеся, Бога прослави и тебе благодарную песнь вопиюще: Радуйся, владыко, в бедах сильный, нас, немощных, Небесной силой спасаеши! Радуйся, в камени хладном теплоту Божественную обретоша! Радуйся, многия пред честными мощами твоими примиривый! Радуйся, труд апостольский показавый! Радуйся, славы Ангельския удостоенный! Радуйся, силою, Богом дарованною, яко древле Илия чудеса творящий! Радуйся, теплою милостию своею и по упокоении своем нас не оставляющий! Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего! Кондак 7 Егда пришед время оставити братию и из сего мира бреннаго отойти в Царство Небесное, учил еси пастыри и монаси: да хранят веру святую в народе твоем. Душу же твою чисту Херувимы ко Христу носяше и дивно вопияше Богу: Аллилуйя! Икос 7 Новаго святаго дарова нам Господь и по преставлении твоем тело твое прослави, силою душ спасения и всякия немощи исцеления украсив. Сего ради вся вселенная днесь вопиет ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

«Мы хотели обмануть Бога (пишет современник, один из знатных Ляхов), уверяя бессовестно, что Король и республика не участвуют в Димитриевом предприятии». – Уже Самозванец начал действовать, а Царь велел Патриарху Иову еще писать к Духовенству Литовскому и Польскому, чтобы оно для блага обеих держав старалось удалить кровопролитие за богоотступника расстригу; все наши Епископы скрепили Патриаршую грамоту своими печатями, клятвенно свидетельствуя, что они все знали Отрепьева Монахом. Такую же грамоту написал Иов и к Киевскому Воеводе Князю Василию Острожскому, напоминая ему, что он сам знал сего беглеца Диаконом, и заклиная его быть достойным сыном церкви: обличить расстригу, схватить и прислать в Москву. Но гонцы Патриарховы не возвратились: их задержали в Литве и не ответствовали Иову ни Духовенство, ни Князь Острожский: ибо Самозванец действовал уже с блестящим успехом. Лжедимитрий шел с мечем и с манифестом: объявлял Россиянам, что он, невидимою десницею Всевышнего устраненный от ножа Борисова и долго сокрываемый в неизвестности, сею же рукою изведен на феатр мира под знаменами сильного, храброго войска и спешит в Москву взять наследие своих предков, венец и скипетр Владимиров; напоминал всем чиновникам и гражданам присягу, данную ими Иоанну; убеждал, их оставить хищника Бориса и служить государю законному; обещал мир, тишину, благоденствие, коих они не могли иметь в Царствование злодея богопротивного. Вместе с тем Воевода Сендомирский именем Короля и Вельможных Панов обнародовал, что они, убежденные доказательствами очевидными, несомненно признали Димитрия истинным Великим Князем Московским, дали ему рать и готовы дать еще сильнейшую для восшествия на престол отца его. Сей манифест довершил действие прежних подметных грамот Лжедимитрия в Украйне, где не только сподвижники Хлопковы и слуги опальных Бояр, ненавистники Годунова – не только низкая чернь, но и многие люди воинские поверили Самозванцу, не узнавая беглого Диакона в союзнике Короля Сигизмунда, окруженном знатными Ляхами; в витязе ловком, искусном владеть мечем и конем; в Военачальнике бодром и бесстрашном: ибо Лжедимитрий был всегда впереди, презирал опасность, и взором спокойным искал, казалось, не врагов, а друзей в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

«Вот, мы с ним уверились по-христиански, чтоб ехать нам вместе, и уговорились на завтрашний день сойтись в иконном ряду, чтоб вместе ехать. На другой день, в урочный час, мы сошлись в иконном ряду. А у него приговорен ехать с ним еще один старец, именем Мисаил: в мире его звали Михайло Повадин, а я его знал у князя Ивана Ивановича Шуйского. Вот мы пошли за Москву-реку и наняли подводы до Болхова и поехали; а из Болхова поехали до Карачева, а из Карачева до Новгорода-Северского. Тут мы вошли в Преображенский монастырь, строитель Захария Лихарев поставил нас на клиросе; а Григорий, в день Благовещения, служил в обедне за диакона и ходил за пречистою. Мы пробыли там до третьей недели по пасхе. Тогда мы наняли вожа Ивашка Семенова, отставленного старца, и пошли на Стародуб. Иван провел нас в киевскую землю. Первый литовский город нам был Лоев; второй Чернигов, а третий Киев. Мы стали жить в Киеве, в Печерском монастыре‚ и жили три недели. После того Гришка вздумал ехать ко князю Василию Острожскому и отпросился у архимандрита Елисея Плетенецкого. Я извещал про него архимандрита и братию и говорил, что мы хотели идти в Иерусалим, а он теперь хочет идти к Острожскому. Он там скинет с себя иноческое платье и заворуется. Архимандрит Елисей сказал: «здесь, в Литве, земля вольная; в какой вере кто хочет, в такой и пребывает». Я просил у архимандрита, чтоб дал мне сожительствовать в Печерском монастыре, но архимандрит с братиею не дозволяли и сказали: «Четверо вас пришло; четверо и подите отсюда». Пришли мы в Острог, ко князю Василию Острожскому, а тот князь Василий Острожский в сущей христианской вере пребывает. Мы у него перелетовали, а на осень меня и Мисаила князь отправил в Дерманский монастырь, а Гришка уехал в Гощу к пану Гойскому и там скинул с себя иноческое платье и стал учиться по-латыни, и по-польски, и по-лютерски. И стал Гришка отметник и законопреступник православной сущей христианской веры. Я князю Острожскому говорил, чтоб он взял из Гощи Гришку и велел, по прежнему, быть ему чернецом и диаконом; а князь Острожский сказал: «здесь земля вольная; в какой вере кто хочет, в такой и пребывает. Сын мой Януш родился в православной вере, и принял латинскую; мне его не унять. Да теперь и пан Краковский в Гоще».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Почитание свт. Василия Острожского широко распространялось в Черногории и окрестных областях со второй половины XVIII века, после ликвидации турецкими властями Печского Патриархата и прихода греческих епископов (1766), власть которых не признал Цетинский митрополит. Монастырь Острог стал одной из главных святынь Черногории, а Василий Острожский - олицетворением борьбы за независимость страны от турецкого владычества. Согласно монастырскому преданию, в Остроге до нашествия в 1852-1853 году Омер-паши хранилась рукопись Жития Василия Острожского, о ее дальнейшей судьбе ничего не известно, скорее всего была уничтожена турками. Краткое проложное житие и канон Василия Острожского были написаны патриархом Василием  во время его пребывания в Остроге, опубликованы в " " в 1861 году. В житии особое внимание уделено борьбе свт. Василия Острожского против " латинской ереси " и таким чертам его характера, как гостеприимство, милосердие, терпимость и всепрощение. Имя свт. Василия есть в общей стихире сербским святым, автором которой является митр. Карловацкий Иоанн (Джорджевич) (1769-1773). " Акафист иже во святых отцу нашему Василию митрополиту Острожскому чудотворцу " написан в 1947  году свящ. Василием. В уставе служба отмечена красным крестом с полукругом внизу. Василию Острожскому посвящено свыше десятка храмов, напр., в Автоваце, Благае, близ Мостара, Мишлене под Любине, в Невесине (Босния и Герцеговина), в горах Синяевина, Кумборе близ Херцег-Нови, Доброте (Черногория), храм Сербской Православной Церкви в Чизолме (шт. Миннесота, США) и др. Наиболее известной является соборная церковь в Никшиче , построенная в 1876-1877 годах по проекту русского архитектора М. Преображенского при денежной помощи российского имп. Николая II и Святейшего Синода Российской Церкви черногорским кн. Николаем для воодушевления соотечественников на борьбу с армией Сулеймана-паши (освящена в 1900). Изображения свт. Василия Острожского получили распространение в XVIII веке. Одно из наиболее ранних - фреска над ракой с его мощами в монастыре Острог. Святитель изображен вместе с пятью святыми в клеймах иконы Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Морача работы Гавриила Димитриевича (1713). Иконы свт. Василия находятся во многих храмах, в т. ч. в иконостасе церкви во имя свт. Николая в Дечанах  (написана в 1816 Алексием Лазаревичем). В 1969 году иконописец монастыря Острог Н. Андрич изобразил сцену " Чудеса свт. Василия " .

http://drevo-info.ru/articles/10441.html

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в торжествах в Черногории, посвященных свт. Василию Острожскому 16 мая 2019 г. 16:59 11-12 мая 2019 года в Черногории прошли торжества по случаю дня памяти святителя Василия Острожского, одного из самых почитаемых святых Сербской Православной Церкви . В торжествах приняли участие митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий , викарий  Новгородской епархии   епископ Юрьевский Арсений , духовенство Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.  11 мая, накануне дня памяти святителя Василия Острожского,  епископ Юрьевский Арсений совершил всенощное бдение в кафедральном соборе свт. Василия Острожского в г. Никшич. По завершении богослужения владыка Арсений передал в дар епископу Будимлянско-Никшичскому Иоанникию Евангелие. Владыка Иоанникий в свою очередь подарил викарию Новгородской епархии памятную панагию. 12 мая Божественную литургию в монастыре Острог, где покоятся мощи святителя Василия Острожского, возглавил митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий, епископ Юрьевский Арсений, епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий, епископ Восточно-Американский Ириней, епископ Славонско-Пакрочский Иоанн, епископ Бихачско-Петровацкий Сергий, духовенство епархий Сербской, Русской и Румынской Православных Церквей. По окончании богослужения митрополит Черногорский Амфилохий обратился к сослужившим иерархам с приветственным словом. К участникам торжеств также обратился митрополит Тернопольский Сергий, передавший верующим благословение и поздравление Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия , а также слова благодарности митрополиту Амфилохию за «молитвы, за единение в любви, за единство в чистоте Православия». По слову митрополита Сергия, в нынешнем неспокойном мире самым страшным является разобщение людей — разъединение в вере. «Наш народ переживает это разъединение, раскол, и новое бедствие — очередной раскол внутри Церкви, спровоцированный, можно сказать, не человеками, а из преисподней. — сказал архипастырь. — Но радостно свидетельствовать, что благодаря жизни в вере и братской поддержке, в том числе и народа вашего, наш народ хранит веру. И если раскольники забирают у нас храмы, то народ служит в домах, в палатках, под открытым небом, но хранит чистоту Православия. И в этом радость жизни со Христом, и в этом радость того, что мы с вами, через благословение владыки Амифолохия, едины в вере».

http://patriarchia.ru/db/text/5435851.ht...

Патриарх Василий, преследованный турками, нашел убежище в Черногории. В Остроге он пробыл шесть месяцев в посте и молитве, написав тем временем Службу св. Василию и его житие. В тяжелые военные и послевоенные годы, находя у раки Святителя утешение, пресвитер Василий в 1947 г сочинил Акафист св. Василию, рукопись которого находится в Остроге. И наше время к острожскому чудотворцу приезжают многочисленные паломники из всех уголков нашей страны, несмотря на веру и национальность. Более того, приезжают и из-за рубежа. Возле раки Святителя возносятся молитвы и на нашем и на других языках. Многие приезжают крестить своих детей именно у мощей св. Василия, а многие своих детей нарекают именем Василий, многие здесь венчаются или многие здесь приступают к Таинству Исповеди и Причащения Святых Тайн, или приезжают, чтобы отслужить молебен о здравии, исцелении, спасении. Приносят они многие пожертвования св. Василию в Острог, но лучшее пожертвование - это искреннее покаяние и очищение сердца перед Господом и св. Василием. Св. Василия уважают даже безбожники и со благоговением произносят его имя, так как все знают, что со св. Василием нельзя было нелепо шутить ни при его жизни, ни после. К милостивому острожскому святителю весь сербский святосаввский народ несет свои боли и недуги, возносит горячие молитвы за упокоение и о здравии своих родных. В праздники и по будням из ближних и отдаленных краев к святому Василию стекаются паломники, подготовившиеся молитвой и постом, чтобы у раки со его святыми мощами рассказать о своей беде, выплакаться, исповедаться и получить благословение. Помимо постов установленных Церковью народ налагает на себя и особые заветные посты. Время этого поста называется " седмицей Святого отца Василия " . Этот пост народ особенно часто налагает на себя накануне праздника Введения Пресвятой Богородицы. В Черногории народ клянется именем св. Василия, подтверждая таким образом правдивость своих слов и поступков. У мощей св. Василия раньше приносили клятвы и давали обеты.

http://pravicon.com/info-1939

Игорь Иванович 13 мая 2019, 15:10 Как переводчик, знаком с сотнями может тысячами паломников из Сербии. Все без исключения говорили о чудесной помощи Святого Василия Острожского им или их семьям! Такого у нас я не слышал. Море чудес и милости изливает Святой Василий на свой народ ради укрепления веры и радости духовной. Эту радость испытал и я. Великий чудотворче Василие Острожский моли Бога о нас! Александр 13 мая 2019, 08:11 Великий святой.Святой Василий моли Бога о нас. Аминь. Олег Кувичкин 12 мая 2019, 22:31 В сентябре 2008г я была в монастыре с нашей группой.у моего мл сына 8 лет не было детей.они лечились в клинике г Киева.и по промыслу Божию я .мама.приехала сюда.в келии святого Василия плакала и просила помощи .т к наш гид говорил. что по просьбам к святому и молитвам рождаются дети. съедают ягоду или лист святой лозы родители и монахи молятся. со мной была мама моей невестки она не крещенная.я ей говорю.нужно молиться и будут внуки.она мне говорит .но вы же молитесь.я ей ответила .что этого мало.по приезду домой недели через 3 мне позвонил сын и сказал .что невестка ждет ребенка. потом родилась еще девочка.я плакала и благодарила Господа и святого Василия Острожского за чудо .Слава Тебе. Инна 9 апреля 2019, 22:31 Святой Василий Острожский,моли Бога об исцелении рабы Божьей Инны Алексий 26 октября 2018, 11:20 Святой Василий, помоги нам и спаси души наши, будь милостив и благ! Любовь 22 сентября 2018, 00:42 Святой Василий чудотворец! Моли Бога об исцелении рабы Божией Любови. Татьяна 21 мая 2018, 23:03 И я имела счастье припасть к святым мощам Святого Василия Острожского. Святой Василий Острожжский чудотворец,моли Бога о р.Б. Татиане, чадах Андрее и Ирине, Владимире и Владимире! Алексей 20 мая 2018, 17:58 Мой брат со своей женой долго не могли забеременеть. Много чего испробовали. Однажды, во время отпуска, побывали в Остроге. Помолились Святому Василию. И через 9 месяцев у них родился сын. Почти в день памяти Святого Василия Великого. Назвали сына Василием. Тамара 14 мая 2018, 00:42

http://pravoslavie.ru/112833.html

Разделы портала «Азбука веры» 16 Май 2022 Патриарх Сербский Порфирий возглавил ежегодный всенародный крестный ход в честь свт. Василия Острожского В Избранное По улицам черногорского города Никшич, в знак глубокой веры и любви к небесному защитнику и покровителю города святителю Василию Острожскому, вечером 12 мая 2022 года, в день памяти святого, прошел традиционный Святовасильевский крестный ход. С 1996 года он ежегодно проводится в Никшиче в память о дне, когда мощи чудотворца посетили город, сообщает «Православная жизнь» со ссылкой на Mitropolija. В этом году всенародное мероприятие, начавшееся перед собором свт. Василия Острожского, возглавил Патриарх Сербский Порфирий, который по случаю 425-летия со дня сожжения мощей святителя Саввы и 350 лет со дня кончины святителя Василия Острожского, пребывает с каноническим визитом в Свято-Саввинских епархиях Сербской Православной Церкви – Милешевской, Захумско-Герцеговинской, Черногорско-Приморской и Будимлянско-Никшичской. В Святовасильевском крестном ходе приняли участие архиереи Сербской Православной Церкви и других Поместных Церквей: митрополит Корфский Нектарий, митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий, епископ Будимлянско-Никшичский Мефодий, епископ Милешевский Атанасий, епископ Дюссельдорфский и всея Германии Григорий, епископ Западно-Американский Максим, епископ Восточно-Американский Ириней, епископ Крушевацкий Давид, епископ Тимочский Иларион, епископ Буэнос-Айресский и Южно-Центральноамериканский Кирилл, епископ Валевский Исихий, епископ Захумско-Герцеговинский Димитрий, епископ Ремесианский Стефан, многочисленное священство и монашество. В колоннах прошли десятки тысяч верующих, включая представителей муниципальной и городской властей. Епископ Будимлянско-Никшичский Мефодий, поблагодарив Патриарха Порфирия и братьев архиереев за приезд, напомнил, что возглавляемая им епархия на протяжении восьми веков пробуждает в народе историческую память, благодаря которой православные в Черногории «стали чадами Божиими, чадами святого Саввы и святого Василия».

http://azbyka.ru/news/patriarh-serbskij-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010