Исход, гл. 13 1. Рече Господь к Моисею глаголя: 2. Освяти ми всякаго первен­ца перворожденнаго, разверзающаго всякая ложесна в сынех Израилевых от человека до скота, яко Мне есть. 12. И отлучиши всякое разверзающее ложесна, мужеск пол Господу, всякое разверзающее ложесна от стад или от скот твоих, елика будут тебе, мужеск пол освятиши Господу . 13. Всякое разверзаюгцее утробу ослю премениши овцею; аще же не премениши, искупишие, и всякаго первенца человеча сынов твоих да искупиши. 15. Егда бо ожесточися фараон отпустити нас, изби Господь всякаго первенца в земли Египетстей, от первенца человеча до первенца скотия, сего ради аз жертву приношу всякое разверзающее ложесна, мужеск пол Господу, и всякаго первенца сынов моих искуплю. 1. И сказал Господь Моисею, говоря: 2. Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они. 12. Отделяй Господу всё, разверзающее ложесна; и всё первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского иола, – Господу , 13. а всякого из ослов, разверзающего, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай. 15. Ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, – посему я приношу в жертву Господу всё, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю. Жертвы из крупного и мелкого рогатого скота, а также из птиц (горлиц) приносили Моисей с Аароном и все праведники Ветхого Завета. В Библии много страниц уделено предписаниям о «правильном» жертвоприношении. Наиболее обстоятельному изложению этой темы посвящена библейская книга Левит. «Заклание тельца». Фрагмент иконы «Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)». Северное письмо. Сольвычегодск. Начало XVII века. (СИХМ) По Закону в жертву приносили так называемых чистых домашних животных – парнокопытных жвачных, которые действительно являются «удобными» для жертвоприношения. Они как бы «предназначены» для заклания.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Память преподобного Филиппа Рабангского Преподобный Филипп полагал начало монашескому житию в обители преподобного Дионисия Глушицкого. В 1447 году он основал на реке Сухоне и Рабанге обитель с храмом Преображения Господня. Это в нынешнем Кадниковском уезде, в 32 верстах от Вологды. Здесь и почил он ноября 15. Мощи его покоятся под спудом в храме обители, закрытой в 1764 году 842 . День шестнадцатый Преставление преподобного Сергия Малопинежского Блаженный Сергий 62 года священствовал при Малопинежской приходской церкви Сольвычегодского уезда. Чувствуя близость кончины, он принял монашество и схиму и почил 16-го ноября 1585 года на 92 году своей жизни. Память его установлено праздновать в 1655 году 843 . День восемнадцатый Блаженной Магны Анкирской «В городе Анкире Галатской, – пишет усердный посетитель подвижников Палладий 844 , – много дев, около двух тысяч или более; они подвизаются в святой, добродетельной жизни, хранят воздержание и совершают дело святое с ревностью. Между ними первое место по благочестивой жизни занимает Магна, жена почтеннейшая и опытнейшая. Не знаю, называть ли ее девою или вдовою. Мать вынудила ее выйти замуж, но она отклоняла от себя мужа под разными предлогами, давала вид, будто больна она, и, таким образом, осталась неприкосновенною и непорочною, как говорят родные ее. Муж ее скоро умер, и она осталась единственною наследницею после него. Тогда она всю себя посвятила Богу». Великое приобретение быть благочестивым и довольным (умеренным в желаниях). Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него ( 1Тим. 6, 6–7 ). Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира ( Иак. 1, 27 ). Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим. 5, 17 ). Таково учение апостольское! Так и поступала блаженная Магна. «Богатство, какое было у нее, раздала она на монастыри, на дома бедных и странных, церквам, епископам, вдовам, сиротам и прочим нуждающимся. Охотною душою, но тайно, совершала она подвиги благотворительности». Не только не выставлялась пред людьми благотворительницею, но старалась скрывать добрые дела свои и от себя самой; она боялась обманчивой приятности славы людской так же, как своего самолюбия, и берегла сердце свое в смирении. Вместе с тем, она «ревностно посещала Богослужение церковное, вела жизнь подвижническую, воздержную. Знаменитейшие епископы уважали ее. Стараясь исполнить всякую добродетель, она жила надеждою на жизнь лучшую – загробную».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рай – Небесный Иерусалим. Алтарная дверь Благовещенского собора Сольвычегодска. 1570-е гг. Пришествие Царства Божия – событие исключительно внутреннего порядка: это встреча человека с Богом, откровение Бога человеку. Оно происходит в сердце и может быть незаметно для окружающих. В 3-й Книге Царств описывается явление Бога пророку Илии, которому Господь говорит: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» ( 3Цар.19:11–12 ). Это повествование в христианской традиции часто воспринимается как прообраз той встречи с Богом, которая происходит в сердце человека благодаря молитве. В свете сказанного слова молитвы Господней «Да приидет Царствие Твое» вовсе не следует понимать как просьбу о приближении второго пришествия Христа. В древней Церкви существовало представление о том, что второе пришествие должно наступить уже при жизни первого христианского поколения. Апокалипсис, являющийся по своему содержанию литургической книгой, завершается словами: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:20 ). Представление о том, что Иисус должен прийти «скоро», было следствием буквального толкования Его слов: «Не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» ( Мф.10:23 ). В соответствии с этими эсхатологическими настроениями Тертуллиан писал: «Да придет Царствие Твое». Молитва сия, как и предыдущая, имеет тот же смысл: да придет или да будет Царствие Твое в нас... Но если пришествие Царствия Божия согласно с Его волей и требует конца мира сего, то зачем просим мы Его иногда, чтоб Он продлил дни наши на земле? Царствие, испрашиваемое нами у Него, есть конец времен, исполнение веков мы молим Его о скорейшем вступлении в сие Царствие, а следственно, и о недолгом задержании нас в рабстве 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Так и не оставил этот в общем-то незаурядный человек, после себя воспоминаний, только краем приоткрыв тайну своей жизни. Что самое интересное – отец и сын, находясь почти рядом, ни разу не виделись с глазу на глаз и не сказали друг другу ни слова. Это ли не сюжет для романа!? Своей статьёй я не претендую на какое-то исследование жизни Константина Степановича Кузакова, но хочу побудить людей лично знавших его и работавших с ним, а таких ещё много в живых, вспомнить об этом человеке, у него были достойные дела. Р. S . Небольшая справка. В феврале 1913 г. Сталин был арестован в Петербурге и выслан в Туруханский край (станция Курейка), откуда вернулся 12 марта 1917 года после февральской революции. Этот период жизни Сталина наиболее загадочен и в своё время газеты муссировали его, приписывая ему рождение сына от малограмотной женщины-аборигенки. Потом эта версия заглохла, не получив достаточно доказательств и больше не поднималась. А вот Сольвычегодские ссылки Сталина, которых было две, мало кем исследовались и афишировались. Даже в БСЭ издания 1957 года, том 40 о сроках ссылок есть противоречия, которые я проиллюстрирую ниже: В марте 1908 г. С. был арестован и выслан в Вологодскую губернию в Сольвычегодск. В июне 1909 года он бежал из ссылки и возвратился в Баку. В марте 1910 г. С. вновь был арестован и отправлен в ссылку опять в Сольвычегодск. В феврале 1912 года он бежал из ссылки. СОЛЬВЫЧЕГОДСК с 1796 г. – уездный город Вологодской губернии. Сольвычегодск являлся местом царской ссылки. С февраля по июнь 1909 года и с октября 1910 г. по июль 1911 года в Сольвычегодске отбывал ссылку И.В. Сталин. Что это? Небрежность редактора или специальное упущение? Даже, в таких простых вопросах, есть свои тайны. А уж о выше рассказанной и думать нечего… В фундаментальной краткой биографии «Иосиф Виссарионович Сталин», Москва, 1950 года, изданной тиражом 4 875 000 экз., а ныне ставшей библиографической редкостью, о ссылках Сталина сказано весьма скромно: «25 марта 1908 года Сталина арестовывают и после почти восьми месяцев тюремного заключения высылают на два года в Вологодскую губернию, в Сольвычегодск. Уже 24 июня 1909 года Сталин совершает побег из ссылки…».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/20/vn...

Паисий и Феофилакт поехали на пароходе в Устюг, а мы, выгрузив всю нашу кладь в Ускорье на берег, начали нанимать тут же подошедших к нам лодочников доставить нас с кладью до Сольвычегодска, в котором рассчитывали подрядить новых лодочников для дальнейшего следования в Ульяновскую обитель. Наняли мы в Ускорье три легких лодки и отправились благословясь, сперва некоторое расстояние по Двине, а потом, войдя в Вычегду, поплыли вверх по ее течению, где на веслах, где тягою, которая весьма удобна была по обширным песчаным отмелям, в изобилии встречающимся по реке Вычегде. От Ускорья до Сольвычегодска около 25 верст водою. В переезде этого пространства мы, не видавшие столько дней солнца, обрадованы и оживлены были прояснившейся погодой. Ветер переменился, облака порастащило, пахнуло теплом и облило природу солнечным светом. В третьем часу дня, того же 6 Июля, мы подъехали к Сольвычегодску, приставши к берегу почти против Собора, знаменитого исторического памятника нашего дальнего севера. Построение его относят ко временам владычества графов Строгановых, оказавших помощь Ермаку, покорителю Сибири. В Соборе до сих пор сохранилось еще несколько заслуживающих внимания предметов старины, относящихся к Строгановскому владычеству. В нем хранится, как святыня, ветхое облачение Святителя Стефана, в котором он совершал обыденное богослужение. Доставивших нас в Солъвычегодск лодочников мы просили остаться до утра, для того собственно, чтоб, при найме лодки для дальнейшего следования, сделать перегрузку клади прямо с лодок, без излишней ломки. Двое не согласились и две лодки уплыли, а третья осталась. Какой багаж был на двух лодках, – выгрузили на берег, явилась необходимость безотлучно караулить кладь, как выгруженную на берег, так и оставшуюся в третьей лодке. Стали затем мы разыскивать, – не наймется ли кто-либо доставить нас водою от Сольвычегодска до Устьсысольска. Расспросы об этом продолжались не долго: нам указали на одного местного мещанина, у которого был крытый шняк, небольшое палубное суденышко, вместимостью до 200 пудов груза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1620 г. Каргопольский уезд, ссылаясь на разорение и запустение края от польских и литовских шаек, просит дать в Каргополь и Турчасово «государева писца с мерою и вервью» и произвести новое описание 369 . В 1643 и 44 гг. Сольвычегодский уезд подавал челобитные о писце, указывая на запустение деревень и тяжесть налогов. Государь указал в 1645 г. отпустить писцом к Соли Вычегодской Михаила Ртищева. Ртищев почему то долго не мог собраться в путь, и уезд подает новую челобитную о скорейшей отправке писца 370 . Результатом этих ходатайств и была посылка писцов Б. Приклонского и О. Трофимова в 1645 г. 371 . Ходатайствуя о новом описании, северные миры просят также о перемене единицы —408— обложения, жалуются на неравномерность существовавших в Поморье «малых сошек» и высказывают желание быть поверстанными в большие московские сохи. Сольвычегодский уезд указывает, что писцы П. Мансуров, И. Благов и подьячий В. Архипов, производившие описание в 1624 г., устанавливали чрезвычайно неравномерные, мелкие сошки, разнообразя их по волостям, кладя в сошку в иной волости по 5–8 вытей, а в иных волостях по 10–13 вытей. В Усольском уезде, замечает челобитная, добрых земель и угодий нет, земли плохие, песочные и безугодные, и от неравенства податных единиц крестьяне разоряются, бредут врознь и «скитаются меж двор». Уезд ходатайствовал о включении в наказ писцу, который будет послан, предписания класть землю в большие московские сохи 372 . Неправильные приемы описания, а тем более злоупотребления писцов, исходившие из корыстных стремлений и направленные к повышению тягла, вызывали жалобы земства. При разборе большого устюжского ходатайства 1638 г. мы уже видели такую жалобу: писцы писали леса и болота в подлежащую обложению пашенную землю. С подобными же челобитьями выступает тотемское всеуездное земство в 1624 и в 1646 гг., жалуясь на писцов, положивших в вытную пашню лесные кратковременные розчисти 373 . В 1626 г. Сольвычегодский уезд жаловался на писцов, писавших на выть слишком мало сена, по 40 копен малых летних волоковых, которых на одном возу умещается по пяти и по шести штук, так что всего количества сена, положенного на выть, не хватит на корм одной лошади в течение года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кайгородское земство в 1635 г. жалуется на чердынцев и соликамцев, задерживающих кайгородских лошадей и т. д. 400 . Препирательства чердынского земства с Соликамским из-за разверстки ямского тягла продолжаются и во второй половине столетия 401 . В 1661 г. чердынцы заявляют, что для них ямское тягло много обременительнее, чем для усольцев; чердынцы должны посылать своих ямщиков с подводами стоять на Соликамский ям, —415— тогда как для усольцев этот ям у себя дома, «живут в домех своих и проести им и волокиты перед чердынцами ничего нет». Наоборот усольцы обвиняли чердынцев в получении непомерно большой, непропорциональной поставляемым ими подводам, доли из той денежной подмоги, которая доставлялась вятским земством на содержание Соликамского яма. Вятское земство бьет челом о счете его в ямском тягле с пермским 402 . В 1632 г. в г. Котельниче был устроен средствами трех земств: хлыновского, котельнического и орловского небольшой ям из четырех ямщиков. В 1635 г. ямщики эти разбежались, и Котельническое земство ходатайствует об их возвращении 403 . В 1638 г. Сольвычегодск жалуется на кайгородское земство, которое в 1635 г. задержало 686 усольских да 437 устюжских подвод, которые перевозили ехавших через Сольвычегодск в Сибирь стрельцов и ямщиков. Эти 437 устюжских подводы были поставлены под стрельцов тремя волостями Устюжского уезда: Кивокурской, Черевковской и Ягрышской. В Сольвычегодске эти подводы не были переменены. Сольвычегодцы пропустили их в Кайгород, и поэтому устюжские волости взыскивали их на сольвычегодском земстве, а сольвычегодское на кайгородском, каждое посылая жалобу в Москву 404 . Эти расчеты в подводах между соседними земствами XVII в. напоминают теперешние расчеты между железными дорогами. Существовали освященные стариною обычаи такого расчета. Так напр., расчет между Сольвычегодским и Яренским уездами всегда совершался таким порядком, что яренцы присылали для этой цели уполномоченных в Сольвычегодск. В 1640 г. яренцам удалось выхлопотать предписание производить этот расчет не в Сольвычегодске, что их тяготило, а где-либо на пограничном между обоими уездами пункте на Усть-Виледи или в Чаколе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1398 А. Введенский упоминает мастеров разных специальностей, работавших в иконных горницах» Строгановых: «тёрщики» приготовляли краски, «писчики» писали надписи, «крестещики» изображали кресты (Введенский А. А. Дом Строгановых в XVI–XVII веках. М., 1962. С. 196). Однако, по нашему мнению, крестечники-«крестещики» – это мастера-специалисты в области миниатюрного рельефа, вырезавшие из дерева или из кости кресты напрестольные, наперстные или нательные. 1399 В Сольвычегодске мастерские Строгановых производили различную продукцию, необходимую для обслуживания вотчин, в том числе и серебряные сосуды «для своих вотчинных церквей». Затем всё это «вывозилось из строгановских сольвычегодских дворов по Сибирскому тракту через Пыелдинский ям на р. Сусоле и Кай-городок на Каме в пермские строгановские вотчины и зимним и летним путём» (Введенский А. А. Дом Строгановых в XVI–XVII веках. М., 1962. С. 198). 1400 Архивные документы свидетельствуют о том, что после смерти Никиты Строганова (1616 год) от него осталось множество икон-пядниц, резных по дереву складней в окладах и без окладов, золочёных и без позолоты. Причём оклады упоминаются – сканые, басменные, чеканные и резные, и часть деревянных образов не доделана – «в полуделе», и такие иконы сохранились в Сольвычегодском музее. И. И. Плешанова упоминает о подобных резных «микитинских» иконах, которые вывозились для продажи в Москву (Плешанова И. И. Произведения прикладного искусства строгановских мастеров XVI–XVII веков//Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С. 102). Всё это свидетельствует о налаженном письме не только икон, но и работе мастерских по изготовлению окладов на иконы и кресты, и работе в Сольвычегодске резчиков крестов и складней в последней четверти XVI – первой четверти XVII века. 1401 О налаженном изготовлении окладов на иконы и кресты в Сольвычегодске свидетельствуют также описи 1627 года, где упоминаются заготовки для икон «4 нки образовые», 22 узла с медными гвоздями для набивания окладов: «образного гвоздья медного в мешочке 22 узла, а в узле по 1000» (Введенский А. Торговый дом XVI–XVII веков. Л., 1924. С. 32; Введенский А. Дом Строгановых в XVI–XVII веках. М., 1962. С. 191).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Праведность Божия Корень   появляется в араб. языке в значении «то, что право». Когда что-то именуется   значит, это именно то, что должно быть. Основная идея   - нечто соотносящееся с нормой, к-рая должна быть определена в каждом конкретном случае. Праведность - то, что соответствует норме, в своем происхождении она не имеет отношения ни к наказанию, ни к оправданию - она есть верность состоянию или образу действия или мысли. Видение прор. Моисею Неопалимой Купины. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Видение прор. Моисею Неопалимой Купины. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Праведность всегда соотносительна, ею окрашены повседневные отношения, напр. двух людей. Праведность - это скорее действие, а не состояние; личность праведна, поскольку действует право, праведник не всегда действует праведно лишь потому, что он праведник, но наоборот - он праведник, потому что действует праведно. Пророки никогда не призывают людей стяжать праведность как состояние или качество, но они всегда требуют практической праведности. Когда праведность исходит от Бога - это зримое проявление бытия Яхве в его отношениях с человеком, поэтому проявления праведности всегда помещаются во временной последовательности: ВЗ свидетельствует о праведности Яхве, когда показываются Его действия в истории, праведность осуществляется в рамках завета и очень редко в отношении остального творения. Поскольку термин «праведность» не несет в себе специфических религ. коннотаций, то сложно определить праведность Божию. Она различна в зависимости от ситуаций, в к-рых проявляется. Праведность приписывается Святому Богу, Который не совершает зла и беззакония, она приписывается Богу, Который не может оставить греховность ненаказанной, а добро непризнанным, она приписывается Богу, Который долготерпелив и многомилостив, Который «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез 33. 11), она приписывается Богу любви, Который желает спасения Его людей, и сообщает Свою праведность грешнику, и оправдывает его.

http://pravenc.ru/text/149441.html

Воевода или сам удовлетворял земское ходатайство или, если почему либо в этом затруднялся, пересылал его в Москву в соответствующий приказ при своей отписке. Для наглядного примера укажем несколько случаев того и другого рода. В августе 1646 г. к сольвычегодскому воеводе обращались с челобитными Учецкая, Лальская и Ратмировская волости с жалобой на то, что волостным обществам приходится платить за брошенные впусте деревни, даже и за те, которые взяты прежними владельцами или другими съемщиками на льготу. На каждой из челобитных воевода наложил свои резолюции, которыми предписывал привлечь к платежам крестьян, пометавших деревни и потом взявших их на льготу 90 . В ноябре 1652 г. Варженская волость Устюжского уезда ходатайствовала о разрешении произвести переверстку тягла. Волость жаловалась, что после писцов мир произвел вытную разверстку только один раз, более двадцати лет тому назад. Теперь обстоятельства изменились. Деревни, которые тогда только вновь заселялись, начинали распахиваться и были поэтому обложены легко, теперь пользуются хорошими урожаями, а старые де- —139— ревни, которые тогда складывались тяжелее, теперь выпахались и стали «нехлебны». Воевода разрешил произвести переверстку, по сделать ее предписал самому волостному земскому собранию, а не одной только земской управе: «окладываться крестьяном тяглом всем меж себя с совету всей волости крестьян, а заочи судьям и целовальником никого тяглом не окладывать» 91 . Но вот случаи отсылки местной администрацией земских ходатайств в Москву. В 1636 г. устюжский воевода препроводил ходатайство нескольких устюжских волостей с жалобами на отказ устюжских монастырей и «деревенских владельцев» из посадских людей платить тягло с своих деревень вместе с волостным миром 92 . В 1650 г. волость Лузская Пермца подала сольвычегодскому воеводе просьбу об уменьшении числа кабацких целовальников, которых волость обязана была выбирать, так как раньше в ней числилось 87 вытей, а по новому письму она была положена только в 42 выти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010