Подпишитесь на наш Телеграм Богатейший духовный опыт, накопленный епископом Василием (Родзянко) , опыт духовного возрастания и преображения со всей ясностью отображен в сборнике его бесед «Живет во мне Христос. О смысле жизни и православной веры». Предлагаем вашему вниманию отрывок из этой книги — экзегетический опыт владыки Василия. В Священном Писании мы встречаемся с клятвой, с одной стороны, и проклятием — с другой. Первая — это утверждение истинности сказанного или обещанного, второе — полное отвержение. Вот два противоположных значения этого древнего слова. В древнеславянском языке оно означало и то, и другое. Та же особенность сохранилась и в наше время, например, в сербском языке, есть слово «клетва», и для различения его значений применяется приставка «за». Когда кто-то хочет подчеркнуть положительный смысл клятвы как присяги, говорят «заклетва». В русском языке семнадцатого века слово «клятва» употреблялось и как «проклятие». Хотя в греческом есть разные слова для их обозначения, сама идея связи клятвы и проклятия, в Священном Писании в целом и в частности в Послании апостола Павла к Евреям, очевидна. Она-то и повлияла на их лингвистическую связанность в славянском, английском и других переводах. В этом есть глубокий смысл. Утверждение истины имеет такую силу, что оно само отсекает от истины тех, кто ей противится. Отсюда  и происхождение слова «проклятие», и отсылка к проклятому, то есть к дьяволу. В Послании к Евреям апостол Павел говорит о клятве Бога Аврааму. А евангельский текст повествует о проклятии бесноватого, обреченно- го силой духа зла на многократное погружение  и в огонь, и в воду. Такова судьба всех, кто оказывается во власти проклятого — дьявола. Эти противоположные тексты сопоставлены не случайно. Чтобы это понять и усвоить, надо обратиться к контексту всего Священного Писания и вникнуть в историю древности. Апостол Павел цитирует 21-ю и 22-ю главы Книги Бытия из ветхозаветного Пятикнижия Моисея. …И теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь меня, — сказал Авимелех Аврааму, — ни меня, ни сына моего, ни внука моего, и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь.

http://blog.predanie.ru/article/kak-vera...

Бог все взял на Себя Самого. Клятва Божия исполнилась. Аврааму было дано потомство, распространившееся по всему миру. Но потомство это отпало и от Бога, и от Авраама, как свидетельствует Христос, скорбя о случившемся и утверждая, что Господь может и из камней сделать детей Аврааму. В этом смысле, духовно, клятва не осуществилась. Бог дал этому потомству свободу, и оно ушло на страну далече (Лк 15:13). И за это Сам Господь сошел на землю, взяв на Себя это проклятие. Вот как страшна клятва! Поэтому Сам Христос, придя на землю, отменяет ее для своих учеников вообще, раз и навсегда. Слышали вы, что было сказано древним: не приноси ложной клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои. А я говорю вам: не клянись вовсе, ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он город великого царя, ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Да будет же слово ваше «да, да» и «нет, нет», а что сверх этого, — от лукавого (Лк 5:33–37). Да, от лукавого. От проклятого, от того, кого именуют отцом лжи. Потому что клятва психологически предполагает ложь, обман, фальшь, недоверие и неверие. И когда Бог клянется Самим Собой Аврааму, Он снисходит к греховной немощи человеческой, искушаемой дьяволом — лжецом и отцом лжи. Но вот клятва совершилась. Бог снизошел, дал клятву. И стал жить на земле в теле человеческом и в муках человеческих сходил в ад. И уничтожил Собою клятву. Больше нет и намека на ложь! Не клянись вовсе, ты теперь в правде Божией, ты искуплен, ты теперь не знаешь ни лжи, ни фальши, ты веришь без клятвы — она не нужна тебе, истинному христианину. Вера побеждает без клятвы — «да, да» и «нет, нет». В этом разница между Ветхим и Новым Заветом. Ветхий Завет основан на клятве, Новый — на вере и любви в надежде. Но апостол Павел пишет евреям, а они пребывают в своей прежней, ветхозаветной психологии. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их (6:16), — пишет апостол верующим Святой земли.

http://blog.predanie.ru/article/kak-vera...

Все эти дары и способности связываются воедино, по мысли апостола Павла, одним высшим даром — даром христианской любви. И это в точности то же самое, что говорит ученикам накануне Своих страданий Христос! Чтобы не отпасть от лозы и не «засохнуть», необходимо научиться любить. И друг друга, и Самого Христа. Заповедь о любви — важнейший лейтмотив прощальной беседы Спасителя с учениками. По сути именно с этого беседа и начинается: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:34–35). Эти слова сбылись с точностью и сыграли важную роль в истории христианской Церкви: глядя на первых христиан и их искреннее старание соответствовать призыву апостола Павла: будьте братолюбивы друг к другу с нежностью (Рим 12:10), — язычники восхищались: «Как же они любят друг друга!» И в них рождалось желание тоже стать христианами. В чем же новизна заповеди о любви? Ведь вроде бы еще в ветхозаветные времена Бог повелел людям: люби ближнего твоего, как самого себя (Лев 19:18)? Но для христианина точка отсчета — уже не он сам, а именно ближний, полагал известный богослов и проповедник, епископ Православной Церкви в Америке Василий (Родзянко) (1915–1999). «Любовь Христова не знает себя и не уравнивает с этим свою любовь, не ищет равной оплаты, не торгуется и не преследует своего законного интереса, а всецело и просто жертвует собой», — писал владыка. Христос так и говорит: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13). Другую интересную мысль высказывал священник Георгий Чистяков (1953–2007): под «новизной» заповеди о любви имеется в виду ее вечная современность. Новый Завет «не противопоставлен Старому, Ветхому Завету, он Новый совсем по другой причине — потому что он всегда новый, — рассуждал отец Георгий. — Об этом когда-то хорошо сказал святитель Ириней Лионский: христианство… всегда жгуче современно и не воспринимается как что-то устаревшее, древнее, взятое из тьмы веков… Заповедь любви, которую дает нам Иисус, потому всегда новая, что не устаревает. Все, чему учит нас Христос, относится ко дню сегодняшнему и ко дню завтрашнему, в который мы должны идти вслед за Ним».

http://foma.ru/chto-hristos-otkryl-uchen...

Всё дальнейшее творение, а после грехопадения, божественный промысел, ведущий творение ко спасению, совершается этой материнской любовью Духа Святого, божественной любовью Отца и Сына, триединством Святой Единосущной Тройцы. Во всём творческом акте этого действия сияет несотворенный свет Духа Святого, его божественная благодать, преображающая всё творение. Эта благодать видима именно в единодушии. Благодать Святого Духа собирает воедино первооснову творения, первозданную энергию и её первую стадию – воду. Как мы видили в рассказе Библии : «Дух Святой осуществляет совместное единство, сотрудничеством всех частей единого мира, в разнообразии видов и многоразличной жизни». Это осущестляется в шести днях дальнейшего творения. Райский сад – высшая форма этого многоразличного мира и его центра – древа жизни. Так, Спаситель называет Себя виноградной лозой: «Я есмь лоза, а вы – ветви»,( Ин. 15, 5 ) которые ничего не могут сделать без лозы. И как говорит Спаситель ученикам: «И вы не можете ничего делать без Меня». Боговоплощение – для соединения человечества, и друг с другом, и с Богом во Христе. Голос Божий в Раю, после грехопадения, воззвавший: «Адам! Где ты?» (Бт. 3, 9) – тот же свет Духа Святого, на этот раз призывающий, благодать зовущая к покаянию. Этот Божественный зов, этот голос райский, этот призыв будет звучать во все века подготовки к пришествию: сначала, Спасителя и созревание того народа и той семьи, в которых произойдёт Воплощение, а потом, сошествие Святого Духа на Апостолов и на всю Церковь . Об этом будут говорить в последствии пророки, через которых будет звучать тот же голос Святого Духа и виден тот же свет его, созидающий единый дух спасённого человечества. Одно из этих пророчеств будет цитировать Святой Апостол Пётр, в самый день сошествия Святого Духа, узнает этот голос и увидит этот свет: «И будет в последнии дни, говорит Бог , излию от Духа Моего на всякую плоть и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны и юноши ваши будут видеть видения, и так же на рабов и рабынь в те дни излию Духа Моего и покажу знамение на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма, солнце превратится во тьму, и луна в – кровь, прежде ли чем наступит день Господен – великий и страшный, и будет всякий, кто призовёт имя Господне – спасётся, ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовёт Господь» (Дн. 2:17–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Дух, злой дух овладевает духом человека. Описывая такие психические явления, великий психолог Достоевский прямо говорит, за кем числится авторство этих явлений, этого состояния: за бесами. Он так и называет свой психологический роман, и цитирует Евангелие, ставя цитату о бесноватом в виде эпиграфа ко всему произведению. Исцеление бесноватого отрока. Фреска. Гора Афон, XVI в. Конечно, у людей бывает не просто депрессия, а что-нибудь совсем другое. Демоны используют многое в человеческой психике. Когда отец юноши сказал Христу, что он привел сына к ученикам и они не смогли ничего сделать, первой реакцией Спасителя были слова: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне (Мк 9:19). Род неверный. Это то самое психологическое состояние неуверенности, сомнения, колебания, которое видит в современных ему евреях апостол Павел и приводит им в пример Авраама и клятву Божию, чтобы убедить. Ученики Иисуса были такими же колеблющимися евреями, тогда еще не уверовавшими. Но Иисус не прибегает ни к клятве, ни к ветхозаветному очищению, он обращается к вере. И на призыв несчастного отца: …если что можешь, помоги нам и сжалься над нами! — отвечает: …если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тогда вырываются эти сильные, трогательные, отчаянные слова: верую, Господи, помоги моему неверию! (Мк 9:22–24). Да, клятва, даже Божия, уже не нужна. Нужна вера, и только вера! И потом молитва. Все возможно верующему. … Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе: выйди из него и впредь не входи в него . И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал… ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не смогли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк 9:25–29). Молитва — обращение к Богу, Источнику всего. Пост — обращение к себе, контроль над собой. Двуединое действие Бога и человека. Господь отвечает вере в молитве. Человек изгоняет, прежде всего из себя, духа самости и эгоцентризма, семя неверия и проклятия, перекрывает источник беснования, то есть демонов. Так подымается дух человека над духом зла и над клятвой в обоих ее значениях: и утверждения, и проклятия. И возвышается на крыльях веры в небесное, молитвенное богообщение, спасая любовью ближнего и исцеляя от охватившего его беса — духа немого и глухого, как образно обращается к нечистому Христос.

http://blog.predanie.ru/article/kak-vera...

Если ещё не пролилась кровь в значительной степени, то всё-таки уже пролилась у Белого Дома и мы видели своими глазами, по телевидению что там происходило тогда и как Каин восставал на брата своего Авеля. И сейчас это вот есть наш барьер ещё один. Посмотрим ещё, что нам говорит Библия: Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божие увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказхал Господь: не вечно Духу моему быть прнебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим ( Быт. 6: 1–4 ). Кто это такие сыны Божии? И кто это такие дочери человеческие? Кого имеет в виду бытописатель библейский? Мы знаем, что уже тогда, в результате этого страшного греха, который совершил Каин, первого братоубийственного и жуткого явления в жизни человеческой, человечество сразу разделилось. Авель оказался жертвой, но на его место пришёл другой брат, Сиф. Но для того, чтобы и дальше не происходила братоубийственная война в этой первой семье человеческой, Господь сделал так что Каин ушёл, оказался далеко, а Сиф оказался ближе к своим родителям и был лучше, чем, в каком-то смысле, даже Авель. И вот те, которые были с Сифом, и которые произошли от него, названы сынами Божиими, потому что осталась у них память о Творце, которого они знали в Раю. А детьми Каина стали те, которых стали звать детьми человеческими. И вот уже после многих-многих лет и поколений встретились сыны Божии с дочерьми человеческими, и началось в человечестве как бы заражение, болезненное состояние, когда чисто человеческое грехопадение охватило тех, кто ещё хоть как-то старался быть детьми Божиими. И растлилось всё человечество до такого состояния, что не было другого выхода как уничтожить всех, или почти всех. И наступил новый барьер: И увидел Господь, что велико разращение человеков на земле, и что все мысли и помыщления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных... ( Быт. 6: 5–7 ). И началось это истребление, которое мы называем сейчас Всемирным потопом. Всемирный потоп уничтожил все человечество, потому что оно перестало быть человеческим. Это страшный новый барьер падения. От барьера к барьеру, прямо как на скачках, только в обратную сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

И сказал Авраам: я клянусь. И было после сих происшествий , — продолжается рассказ, — Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди… и принеси его во всесожжение . И далее рассказывается о том, как Авраам послушался Бога, и взял Исаака, и повел его на указанную ему гору, и там связал, положил его на жертвенник, и собирался уже заколоть его… Как вдруг ангел Господень остановил его руку и сказал: Авраам! Авраам!.. Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что так как ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря, и благословятся в семени твоем все народы земли, за то, что ты послушался голоса Моего (ст. 11–18). История говорит нам, что клятва Господня исполнилась. И мы в наши дни, через пять тысяч лет после тех событий, становимся свидетелями того, что потомки Авраама до сих пор существуют, и живут теперь в той самой земле Авраама, где он клялся Авимелеху и где Бог клялся ему, — в Израиле. Апостол Павел ссылался на эту же клятву Господню почти две тысячи лет тому назад и уже тогда свидетельствовал, что клятва эта действительно исполнилась. Св. праотец Авраам. Икона. Земли Галича Костромского, XVIII в. Обратим внимание на саму клятву. Мною клянусь , — говорит Господь. Перед этим мы видели, как Авраам сам клялся Авимелеху, клялся Богом. Обычай этот тогда был распространен повсеместно. Язычники клялись множеством своих богов, верующие в Единого Бога клялись Богом Истинным. Обычай этот дошел до наших дней: в Америке до сих пор присягу приносят с Библией в руке и призывают имя Божие. Апостол Павел принимает этот обычай как нечто само собой разумеющееся и обращает на не- го внимание в связи с его особой спецификой: Бог клянется Самим Собой.

http://blog.predanie.ru/article/kak-vera...

Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2,8–17 ). При чтении этих сладчайших слов возникает первый вопрос: рай, насажденный на Востоке, был ли чисто духовным символом, или в нем было нечто постигаемое чувством? Некоторые придерживаются первого мнения и сейчас (например, еп. Василий (Родзянко) и прот. Александр Мень), но это толкование было уже отвергнуто Церковью вместе с другими ересями Оригена , как об этом свидетельствует преп. Иоанн Дамаскин . Этот же великий отец Церкви учит нас: «Подобно тому, как человек сотворен был состоящим из чувственной вместе и из духовной природ, так и священнейший его храм был чувственным вместе и духовным и имевшим двоякий вид; ибо телом пребывая, как мы рассказывали, в месте божественнейшем и прекрасном, душею же он жил в высшем и более прекрасном месте, жившего в нем Бога имея своим жилищем и Его также своим славным покровом, и будучи облечен Его благодатию, и наслаждаясь одним только сладчайшим плодом: созерцанием Его». Где же находится это прекраснейшее место, куда стремится душа наша? Прот. Стефан Ляшевский считал, что рай ныне – под водою озера около Персидского залива. Некоторые ищут его в Армении и даже в Израиле. Но не так учат святые Отцы. Боговидец Моисей указывает, что он находится на Востоке. И где бы не находился христианин, рай всегда будет на восток от него, поэтому на эту сторону света ориентированны наши храмы. Это прекраснейшее место находится «выше всей земли». «Духовным оком воззрел я на рай, – говорит святой Ефрем Сирин . – Вершины всех гор низки пред его высотою. Едва пяты его касались высокие волны Потопа; благоговейно лобызали стопы его, и возвращались назад, подавить и попрать вершины гор и высот...

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Наш ответ однозначен – это грехопадение и его последствия. Каковы физические последствия греха во вселенной? Все то, на что у физиков нет ответа, как у Хокинга, ожидающего от философов ответа на вопрос: почему, откуда все в этом мире? Например, оборотная сторона ньютоновского закона притяжения – сопротивление материалов. Теперь это серьезная и глубокая отдельная научная дисциплина в университетах; изучение фактов как таковых и использование их безо всякой философской попытки ответить, откуда это сопротивление и почему. По Плотину (увидим позже) и вообще неоплатонической философии, это не так в мире ином, где вместо «сопротивления» – взаимопроникновение. В человеке это выразилось в виде сопротивления Я и НЕ-Я, а также в раздвоении личности и даже «легионе» в ней ( Мк.5:9 ) вместо первобытной гармонии. Медицинская технология также достигла огромных успехов: никогда ранее не было возможности совершать такие чудодейственные операции, как сегодня, а также знать так хорошо человеческий организм. Мы теперь знаем то, чего не знали древние: всем известно слово иммунитет. А в чем он заключается? Это – борьба двух микроскопических армий: нападающих на организм бактерий, вирусов и грибков с «оборонителями», иммунными клетками, отражающими нападения и не принимающими «чужеродных», кем бы они ни были. С другой стороны, – сам организм человека с его клетками, составляющими единое целое друг с другом по отдельности и с целыми органами. Какая удивительная жизнь и работа! Апостол Павел, сравнивающий Церковь с телом человека, так много мог бы теперь добавить к тому, что он сказал почти две тысячи лет назад! А в то же время, лишь слегка нарушится гармония – будь то радиацией, вроде Чернобыля, будь то каким-либо ударом или духовно-психическим нарушением, – как начинают бесноваться и расти за счет всего другого в организме раковые клетки, типичное явление непослушания ради себя, в ущерб целому, – одна из самых страшных болезней нашего мира. Откуда так и почему это? Почему так устроен наш мир? У науки нет ответа на этот вопрос. У Христа есть: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:19–21 ). Господь дает научный ответ: «моль» – борьба в биосфере; «ржа» – борьба в неорганической природе; «воры» – борьба в человеке... «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются»... ( Мф.24:29 ) – борьба во вселенной... Есть ответ и у веры отцов, их ответ: не было так в начале. Этот ответ мы найдем во второй части книги. А пока только скажем: наше единство (всех нас) во Адаме – источник исцеления всех от всего! Началось во Адаме Древнем, завершается во Адаме Новом – Христе!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Но не все человечество оказалось в таком состоянии Ной обрел благодать перед очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сыновей: Сима, Хама и Иафета. Но земля растилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег (Быт., 6: 9–14). И Ной сделал себе ковчег. В этот ковчег вошло все его семейство и пары животных, которые должны были сохранить живую жизнь на земле. Ноев Ковчег и Всемирный потоп это последний наш барьер, последний барьер нашего падения, всех нас, людей. Мы все в некотором отношении участники этого последнего барьера тоже. Этот барьер заключается в том, что в воде Всемирного потопа произошло окончательное очищение того жуткого озверения (если это не обидно для зверей) человеческого естества, извратившегося до такой степени, что понадобился уничтожающий всё человечество за исключением одной только семьи Всемирный потоп. Однако мы должны признаться, что всё это изумительное и очень глубокое, символическое описание Библией этих барьеров нашего падения (самого падения и предварительно райской жизни, и начала всего творения до этого) является той частью богословия, которая носит название «апофатического», а не исторического «катафатического». То есть, говоря другими словами, всё это от начала до конца от творения человека в Раю и вплоть до Ноева ковчега и Всемирного потопа нельзя понимать буквально по той простой причине, что описано все языком нашим, теперешнего нашего мира, и описан мир, который не принадлежит нашему миру вплоть до Потопа. И поэтому мы не можем понимать все буквально, ибо это будет искажением того что хочет автор. Автор совершенно ясно говорит нам о мире ином и переходит из мира иного в этот мир, и окончательное вступление в этот мир это уже после Всемирного потопа, это уже когда Ной и его семья вышли из ковчега.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010