Кроме того, султан обещался ввести реформы на Крите, в Армении и во всей вообще империи, направленные ко благу христиан. Берлинский трактат 1878 года был последним дипломатическим актом Европы в целом ряде её договоров и соглашений с Турцией в течение XIX века, направленных к облегчению положения христиан востока. Как же жилось христианам в Турции после этого завершительного акта целого века? Профессор афинского университета Диомидис-Кириакос, изображая современное состояние константинопольской церкви и отметив статьи берлинского трактата о религиозной свободе христиан в Турции, о самоуправлении их, о безопасности жизни, чести и имущества, говорит, что ничего серьёзного для достижения этой цели турецким правительством не сделано и положение христиан в областях, входящих в состав Турции, в сущности, осталось то же самое, каким оно было и до последней русско-турецкой войны. Христиане по-прежнему считаются гяурами и райей, лишены тех гражданских и политических прав, которые принадлежат мусульманам не имеют свободы вероисповедания, платят харадж и другие подати, в весьма незначительном числе занимают административные должности и т. п. Вселенский патриарх не имеет уже той громадной светской и судебной власти, которая была ему дарована в прежние времена, и ограничен почти одними только церковно-административными правами. Мало того, султан Абдул-Гамид своим отношением к христианам показал, что ближайшая его цель состоит в том, чтобы удалить их от всякого участия в общественных делах и, если возможно, отнять у них последние остатки прежних преимуществ, дабы только одни турки всюду занимали общественные должности, а у христиан были подавлены все стремления к самоуправлению. Одну из таких попыток султан сделал в 1883 году, когда он потребовал, чтобы греческие архиереи и весь церковный клир судился в общих гражданских судах без предварительного разрешения высших церковных властей, а судебные дела по поводу наследств и завещаний по монастырским имуществам рассматривались не в смешанных судах, но в турецких, чтобы архиереи не председательствовали в епархиальных советах и не судили клириков по делам гражданским и уголовным, а патриархия не пользовалась правом рассматривать учебные книги, употребляющиеся в греческих школах, но предоставила это право Порте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Константинопольский патриарх Герман IV († 1853 г.) Когда Герман IV был низложен с кафедры в первый раз, его преемником был избран Мелетий III (1845 г.), по фамилии Панкалос, митрополит кизический. Он родился в 1772 году на острове Кфос, одном из Цикладских, служил сначала протосинкеллом патриархии, а потом (1828 г.) митрополитом амасийским. В звании патриарха, которое он носил только семь месяцев, Мелетий обнаружил энергию, человеколюбие и благородство убеждений. Из его деяний известны – окружное послание о епископах, избираемых лишь ради титула, дополняющее распоряжение его предшественника, и запрещение бывшим архиереям и патриархам жить в здании недавно открытой богословской школы, так как их пребывание в стенах её препятствует правильной деятельности учреждения. Патриарх Мелетий, скончавшийся 28 ноября 1845 года, погребён в храме Живоносного Источника. Через неделю после смерти Мелетия III, на патриаршую кафедру вступил Анфим VI, занимавшей её трижды (1845–1848, 1853–1855 и 1871–1873 гг.). Анфим Иоаннидис родился на острове Куталисе в Пропонтиде, получил некоторое образование, монашествовал на Афоне, был митрополитом деркским, прусским и ефесским. В нравственном отношении Анфим, по словам греческого учёного Мануила Гедеона, был человек дурной и между прочим, известен, как большой сребролюбец 14 . Из деяний его первого патриаршества известны – окружное послание, запрещающее хиротонисать в сан епископа лиц духовного звания, состоявших в браке, устав от 1845 года о правах греческих школ в патриархате и осуждение в 1846 году четерёхголосного церковного пения, проникшего в употребление при греческом богослужении. Лишённый в первый раз кафедры, Анфим жил на Афоне и в Константинополе, а во время восточной войны вторично занял патриарший престол. В силу тревожных обстоятельств этого времени, он не проявил особой деятельности в пользу церкви. За своё сочувствие России Анфим был лишён кафедры и проводил частную жизнь до 1871 года, когда, после низложения патриарха Григория VI, занял вселенский престол в третий раз. В этот период своей деятельности он учредил при патриархии центральную педагогическую эпитропию, на которую возложена обязанность следить за развитием и направлением образования в народных школах всего патриархата, заботился об улучшении материального положения патриархии, старался упорядочить взаимные отношения между греками и болгарами. Утомлённый жизненною борьбой, Анфим в 1873 году отказался от престола, удалился на покой и скончался в 1878 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Большую заслугу патриарха Софрония составляет и его попечение об охранении паствы от систематического и опасного напора иноверной пропаганды. Хотя средства для борьбы у стороны нападающей и защищающейся были далеко не равны, однако иноверная пропаганда не могла здесь похвалиться большими успехами. Кир-Софроний принимал весьма большое участие и в деле по поводу румынских имений, «преклонённых» святым местам. Румынское правительство, подвергнув в 1863 году секвестру все доходы с этих имений, в 1876 году резко заговорило уже о своём праве владения имениями. Восточные патриархи, во главе с Софронием, подали записку берлинскому конгрессу 1878 года, в которой изложили последствия своего положения в отношении к румынским имениям, но конгресс уклонился от решения вопроса. Дело обстояло в неопределённом положении до 1885 года, когда патриарх Софроний от имени своего, других восточных патриархов и большинства монастырей в Румынии, преклонённых святым местам, сделал через греческого посла при берлинском дворе г. Рангаве запрос в коллегию юридического факультета берлинского университета о правах святых мест в отношении к греческим монастырям, лежащим в Дунайском районе и конфискованным румынским правительством. Берлинские учёные юристы ответили на запрос в том смысле, что собственником румынских преклонённых имений должны быть восточные патриархи и что с 1833 года между сторонами шли взаимные переговоры, направленные к соглашению. Патриарх Софроний, в течение своей продолжительной жизни, праздновал два юбилея: 50-летие своего архиерейства (в 1889 г.), и 25-летие управления александрийской церковью (в 1895 г.). Эти торжества были поводом выражения знаменитому святителю необычайной любви и уважения почти от всего православно-христианского мира. Особенно живые связи существовали между маститым святителем Египта и Российским Императорским Домом, который оказывал кир-Софронию щедрую денежную помощь в различных его делах по благоустройству патриархата. Кончина Софрония (22 августа 1899 г.) вызвала общие сожаления во всём православном мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

В XIX столетии остров Кипр находился под властью турок до 1878 года, а потом по Берлинскому трактату перешёл под покровительство Англии. Во главе церкви находится архиепископ, носящий титул «блаженнейшего архиепископа Юстинианы и всего Кипра». Он имеет следующие преимущества: вместо обычного пастырского жезла, носит посох (σκπτρον), имеющий наверху золотое яблоко с крестом, надевает пурпуровую мантию, вместо виссонной, и подписывается только красными чернилами. Архиепископ живёт в Левкосии. Ему подчинены следующие епископы: пафский, китийский и киринийский. Архиепископ и епископы составляют священный синод, который и управляет кипрской церковью. Синод, при участии представителей низшего духовенства и народа, избирает и нового архиепископа. Из архиепископов Кипра минувшего столетия особенно известен Киприан, которого турки задушили вместе с другими архиереями и клириками в 1821 году за участие в греческом восстании; Киприан основал в Левкосии греческую школу, которая существует и в настоящее время. Весьма ревностным и полезным деятелем на Кипре был и архиепископ Макарий († 1865 г.), который усердно отстаивал права и независимость кипрской церкви, заботился о распространении образования среди народа и клира и о благоустройстве школ. Скончавшийся в мае 1900 года кир-Софроний также был замечательным архиепископом кипрской церкви. Он отличался обширным образованием, прекрасным даром слова и пользовался большой любовью народа за помощь в несчастиях и содействие всякому доброму делу. Софроний управлял церковью свыше 25 лет и за это время привёл народное образование в прекрасное состояние, заботился о просвещении клира и организовал правильную проповедь слова Божия народу. Его уважали не только англичане, но и турки. Смерть архиепископа вызвала общее сожаление. Преемник ему ещё не избран. На Кипре имеется несколько монастырей, довольно благоустроенных и богатых. Остров славится и своими школами. В 1900 году всех школ здесь было 204, как низших, так и средних. Из последних более других известна мужская гимназия в Левкосии, где прекрасно поставлено учебно-воспитательное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

В торговых оборотах с того времени произошла чудесная перемена. В течение 25 лет до минувшего пятилетия перевес ввоза над вывозом выражается цифрой 1.500.000.000 долларов, т. е. каждый год страна покупала за границей на 60.000.000 долларов более, чем продавала. В течение этой четверти столетия было только три года, когда вывоз превосходит ввоз, но средний перевес был не более как в 9.000.000. За последние же пять лет торговый баланс окончательно склонился в благоприятную сторону для наших друзей. Перевес вывоза над возом был за это время следующий: в 1876 году – 79.643.481 доллар; 1877 – 151.152.094; 1878 – 257.814.234; 1879 –264.661.666; за первую половину 1880 года 167.908.359 долларов. Всего за пять лет 921.179.828, или ежегодный средний баланс торговли в пользу страны 185.000.000 долларов. «Счастливым ярче светят звезды», – сказал какой-то малоизвестный поэт. Истина этого изречения в наше меркантильное время, пожалуй, будет больше понятна, если вместо «счастливым» сказать «богатым», и она, быть может, никогда не оправдывалась с такою полнотою, как и оправдалась в последние годы для утопающих в богатстве янки. Никогда еще на американском театральном горизонте не светило столько ярких звезд первой величины, сколько их светит теперь. В то время, как в России, по газетным известям, голод плачевно отразился на сцене, так что опера ходит с подвязанным горлом, а драма хромает на клюшках, американское богатство стянуло со всех концов мира такое множество первоклассных светил, что едва выдерживает их самое небо. Замечательна, в самом деле, притягательная сила золота для свободных служителей искусства. Они льнут к нему, как мухи к меду, а иногда и как мотыльки к огню. К последним можно причислить никого другого, как самого знаменитого творца музыки будущего –Вагнера. Он выкинул любопытную штуку. Прослышав, что янки большие любители музыки, а еще больше обладатели золота, он, в частном письме к бостонцу, предложил американцам купить себя у Европы в вечное владение. Именно он сделал такое предложение, что если американцы подпиской соберут миллион долларов и заплатят ему, то он согласен навечно переселиться в Америку, где он будет поставлять все свои оперы и посвятит свою дальнейшую жизнь и все будущее труды великой республике.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Какими молодцами шли егеря на штурм! Передовые ложементы были уже ими заняты; они доходили до главного рва, но в нем пришлось засесть и больше не показываться, ибо всякого, кто высовывал голову, турки тотчас убивали. Много легло егерей в этой молодецкой атаке. Возвращались они с поля сражения не пригорюнясь, а с песнями. Проходить один раненый егерь сквозь 5-ю конную батарею, стоявшую, на позиции, для прикрытия отступления. Офицер спрашивает его: «Куда ранен ты, братец?» –      «Во все места, ваше высокоблагородие»! отвечает егерь. «Как во все места?» –      «Так точно-с: обе руки прострелены; нога – вот в эвтом месте; за шею задело, да в боку две дырки». «Как же ты добрел сюда?» удивляется офицер. –      «Еще идти возможно, ваше благородие». «Чего тут возможно, – носилки!» крикнул офицер. –      «Никак нет-с ; ваше благородие, до дохтуров я и сам доберусь, а там офицеров одних сколько повыбито, да много есть таких, что идти не могут». Хотели было этого молодца положить на носилки, да он ни за что не согласился. Знаменщик Митрофан Иванов (12 октября) Герои 4-го батальона Лейб-Гвардии Павловского полка, атакуя Горно-Дубнякский редут, сильно пострадали. Да и все батальоны, участвовавшие в этом сражении, вышли из оного только в половинном составе. Долго Гвардия будет помнить 12 октября 1877 г. Знаменщиком в этом батальоне был унтер-офицер Митрофан Иванов, который заслужил память по себе за свой геройский подвиг. Он понимал, какую святыню ему вверили, он чувствовал, что честь и слава батальона в его руках. Сражение было в самом разгаре, всякий солдат стремился скорей достигнуть своей цели, т. е. редута, как вдруг два унтер-офицера, ассистенты при знамени, видят, что Митрофан Иванов покачнулся. «Что с вами?» спрашивают они, кидаясь поддержать знамя; но Митрофан Иванов удержался на ногах и только, строго взглянув на ассистентов, сказал: –      «Я жив еще!» Действительно, не смотря на свою смертельную рану, он продолжал нести с гордостью знамя, только на лице были видны сильные страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В своем неоконченном труде: «Из лекций по церковному праву», пытался было представить такую систему профессор Московского университета Соколов, но к сожалению преждевременная смерть попрепятствовала ему окончить хорошо задуманный труд 215 . Его преемнику по кафедре, профессору Алексею Степановичу Павлову , которого называют «одним из лучших знатоков канонического права в современной Европе» 216 , принадлежит множество замечательных трудов, но в выработке системы церковного права он ограничился пока лишь изданием программы этого предмета, напечатанной в XII томе Записок Новороссийского университета. Профессору Петербургского университета протоиерею Горчакову также принадлежит много весьма ценных историко-канонических монографий, но и он до сих пор не обнародовал ничего по системе церковного права. Профессор Киевского университета и академии Лашкарев пока издал только введение в церковное право, под заглавием: «Право церковное в его основах, видах и источниках», в котором он проводит ту мысль, что церковное право должно быть понимаемо в связи с греко-римским. Только в самое недавнее время профессор Казанского университета и академии И. С. Бердников издал «Краткий курс церковного права» и «Дополнение» к нему, труд, при сжатости изложения отличающийся богатым материальным содержанием. Точка зрения строго-православная. Что касается до монографий, принадлежащих профессорам университетов, то они отличаются тем же историческим характером, как и исследования профессоров духовных академий. 6. Другие учебные заведения, в которых преподается церковное право. – Кроме академий и университетов, церковное право в настоящее время преподается в Училище Правоведения, в Военно-Юридической академии (с 1878 г.) и в Ярославском Демидовском лицее. Бывшему (и умершему) законоучителю Училища Правоведения, протопресвитеру М. И. Богословскому принадлежит: «Курс общего церковного права», профессору Военно-Юридической академии протоиерею М. И. Альбову принадлежит «Краткий курс лекций по церковному праву», и профессору Ярославского лицея Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

С.-Петербург 31 января 1879 г. Подлинник Милостивый государь Александр Александрович, При всем желании я не успел кончить проекта доклада к 9 часам. Извините. Посылаю проект на Ваше усмотрение. Переделывайте, сколько хотите, если я не вполне угадал мысли Н.К. Гирса и Вашей. Зайду к Вам в 9 завтра утром. На всякий случай замечу, что я не знаю, в той ли форме прямого обращения к Е И В Николай Карлович желает поднесть доклад. Можно и изменить форму – выражаться везде, что Комиссия выразила то-то и положила доложить Его Имп Вел то-то 505 . В таком случае доклад может быть и не подписан членами Комиссии. Николай Карлович может доложить государю в виде записки результат – меморию того, что у нас положено. Тогда достаточно, чтобы Николай Карлович и Николай Павлович одобрили проект, мною писанный, – и тогда я могу уехать в четверг спокойно, и все может быть написано и доложено без меня. Завтра Вы разрешите мои вопросы. Пока усердно кланяюсь и прошу Вас верить душевному моему уважению и искренней преданности. Б. Мансуров Приписки на полях: NB. Переписку о испрошении для Духовной Миссии фирмана в 1857/1858 г. 506 необходимо найти и вывести для Вас на справку (то есть не в докладе), ибо в последней переписке с кн Лобановым арх Антонин прямо ссылается на этот фирман; см. письмо а Антонина к кн Лобанову от 23 дек 1878, 54, – лист 48 об. Знак NB красн карандаш . NB. Как кстати нашли инструкцию 1863 г.! 507 Она в силе и ныне все разрешает, и прямо нарушена арх Антонином, – даже формально нарушена. АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д. 2566, л. 52. 306. Памятная записка по вопросу об упразднении Духовной Миссии в Иерусалиме 508 . С.-Петербург без даты и подписи (после 13 марта 1879 г.) Отпуск Вопрос о преобразовании Духовной Миссии в настоятельство давно уже стоял на очереди вследствие частых несогласий, возникавших между Имп к вом и нач Дух Миссии архимандритом Антонином. Несогласия эти, принимая с течением времени все более и более острый характер, дошли наконец до того, что превратились в открытые столкновения, явив печальное зрелище двух враждующих между собою учреждений, призванных служить одному и тому же делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

285 Отсюда видно, правильно ли рассуждает проф. Павлов на стр. 45, от­нося правило номоканонов, предписывающее епитнмийцам оставаться в церкви за литургией только до молитв об оглашенных, к публичному или открытому покаянию за явные грехи. Составители покаянных номоканонов, пере­нося древне-церковные правила о покаянии за явные грехи на тайное покаяние, перенося на это последнее и требование древне-церковной практики о выходе кающихся из церкви пред началом литургии верных. Без какого-либо над­зора, понуждения и напоминания, потому что духовник-монах после исповеди мог не видеть епитимийца долгое время или никогда, а просто, помня „заповедь» духовника, епитимиец должен был сам добровольно оставлять литургию в известный момент. 288 Pertz, Monumenta Germaniae historica, Legum t. IV. Hannoverae, 1868, p. 512 §137 (139). Cp. Pitra, II, p. 338, k. 109. 290 Новеллы Льва Мудрого показывают, что регулирование даже и менее важных сторон церковной жизни исходило от императора, – тем более требовался императорский закон для проведения системы, подобной той, которая установлена была каролингами на западе. 295 Miklosich, Blutrache bei den Slaven, 20 и ср. на 21 замечание о Черногории. Wcsnitsch, Die Blutrache bei den Südslaven, Stuttgart, 1889, s. 21. 298 Herzog, Real-Enzyklopädie, Art. Liturgie, p. 781, Κ ö s t1 i n, Geschichte der christlichen Gottesdienstes, Freiburg, 1887, S. 70. 310 Павел диакон в „Historia Longobardorum» (V, 20, Monum. Garmaniae historica, Scriptores rerum Longobardue et Italicar., Hannoverae, 1878, p. 154) рассказывает о болгарском дуксе, по имени Alzeco, который, по неизвестной причине, удалился из своей страны со всем войском своего дуката в получил от лонгобардского короля Гриноальда место для жительства: эти бол­гары, по словам автора, еще и в его время жили в отведенноы им месте жительства в Беневенте и говорили латинскнм языком, хотя не забыли и своего собственного. Раз завязанные сношения с Италией, конечно, могли продолжаться в позднее. 311 Достаточно было одного слуха об обещании Богориса принять христиан­ство в Внзантин, чтобы Людовик германский пошел на болгар войной (Hergenröther, Photius, I, 600). Если Людовик германский не только знал о существовании Богориса и болгар, но и, услышав об обещании Бо­гориса, усмотрел в осуществлении этого обещанил комбинацию, неприятную для германской политики, то едва ли и Богорис мог не знать о существоаании западных государств и, по крайней мере, о главних отличительных чертах западного церковно-государственного порядка. О знакомстве болгар с лонгобардскими порядками свидетельствуют, как это выяснится ниже, и вопросы болгарскнх послов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010