Одежда князей (л.227 об. и далее) представляет западную, своего рода, далматику с широкими рукавами, с подбоем из светлой материи, по-видимому, шелка. Женщины зачастую одеты в западные, волочащиеся по полу и узкие в талии (л.220 и др.) платья, которые – тоже следуя западной моде – они приподымают спереди, чтобы не наступать при ходьбе и обнаружить цветное исподнее платье. Мужчины (л.212) носят шляпу с узким околышем, протягивающимся в виде козырька над глазами, – известная мода cahpel à bec XIV века во Франции, всюду разошедшаяся. Меченосцы княжеств на л.212 имеют характерные высокие островерхие колпаки. Часто встречаются, особенно у князей, взбитые, очевидно, завитые волосы. Женский головной убор, вместо простого чепца, представляет западный, наверченный на голову, тюрбан. Наконец, к тому, что мы уже сказали об архитектурных чертежах рукописи, следует прибавить многие любопытные детали, которых ближайшее определение должны дать специалисты. Таковы, напр., любопытные башни, романского типа, с гульбищами, на л.224 и лл. 230, 235. Таковы, наконец, городские ворота на л.231, представляющие оригинальный башенный выступ вверху, над входом, с сидящими внутри башни, под навесом, людьми, и пр., и пр. Представленный здесь краткий перечень любопытных реальных подробностей назначен исключительно в виду вызвать внимание к замечательной рукописи. Ближайшее ее исследование должно быть исполнено сравнительно с памятниками как греко-славянскими, так и вообще средневековой письменности и искусства, и, быть может, объяснять нам, что внесенным в иллюстрацию рукописи бытовые детали не навеяны влияниями западных иллюстрированных хроник, но передают хотя в немногих, зато живых своей реальностью чертах, связь западнославянского мира c суздальской Русью XIII–XIV столетий. 1 Русские клады. Наследование древностей великокняжеского периода. 1896. Приложение, стр.212–213, рис.на стр.1, 8З, 212. 2 См. замечания в моей «Истории византийского искусства», 1870, стр.268–269. Также Ф.И. Успенского «О некоторых славянских рукописях в Лондоне и Оксфорде», Журн. М-ва Нар. Пр. 1878, сентябрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Русско-турецкая война 1877–1878 годов была последней в текущем столетии мерой России внедрить в сознание турецкой власти идею народного равенства. Но, насколько удалась эта цель, видно из недавних ужасных событий в Армении и на Крите. Чем же объяснить бесплодность усилий константинопольской церкви стать на лучший путь исторического существования? Причина этого грустного явления заключается, прежде всего, в религиозном строе турецкой империи, в силу коего гяуры никогда не могут и не должны пользоваться одинаковыми с мусульманами правами гражданской и политической жизни. Турки вправе употреблять в борьбе с ними всевозможные средства, лишь бы достигнуть превосходства над ними. «Обман по отношению к гяурам – вещь законная», говорят они. Руководясь таким принципом, турецкая дипломатия не раз в течение XIX столетия торжествовала победу над дипломатией западноевропейской: коварно уверив её в полной готовности турецкого правительства реформировать жизнь христиан, оттоманские дипломаты, посредством этих обещаний, хитро ускользали из критического положения, в котором оказывались во время дипломатических переговоров с западными державами, и этим спасали свою страну от тех или иных, нежелательных для Порты, перемен в её административном строе, а после открывалось, что христиане оставались statu quo. С этой точки зрения понятны слова одного компетентного европейского консула, касающиеся реформ в Турции: «европейские попытки преобразовать турок, – сказал он, – напоминают старую историю о людях, которые пытались отмыть негра добела: турок никогда не был, не будет и не может быть никем другим, как только варваром». Кроме причины религиозной, заключающейся в учении Корана, безуспешность усилий константинопольской церкви улучшить своё положение объясняется опасением турок, что христиане, если будут уравнены с турками в правах, с течением времени займут, как люди образованные и деятельные, все гражданские и военные должности, и таким образом власть и господство незаметно ускользнут от турок и перейдут к христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

В 1877 году, по их рассказам, между ними появились агенты бразильского правительства и начали рассказывать о благодатной стране Нового Света, где природа щедрою рукою рассыпает свои дары и земля приносит богатые урожаи почти без обработки. Бразилию они изображали настоящим раем, где без большого труда можно быстро разбогатеть, и где жизнь имеет множество таких прелестей, о которых и не ведает Самара, и предлагали свободный выбор любой и лучшей земли. Несчастные немцы поддались искушению и отправили из своей среды двух человек для исследования сказочной страны. Посланные соглядатаи совершили быструю поездку в Бразилию. Были ли они сами обмануты или нашли почему-либо выгодным обмануть своих доверителей, но только они дали благоприятный отчет о своих наблюдениях и, между прочим, даже уверяли, что бразильское правительство примет на свой счет издержки по их путешествию. Тогда немцы, недолго думая, решились ехать в обетованную землю и осенью того же года поднялись в числе восьмидесяти семейств, составлявших 350 душ. Из Бремена партия со светлыми надеждами катнула «на Америку». Путь их был тяжел и долог. Они прибыли в Рио-Жанейро в конце января 1878 года, потеряв двух престарелых людей и 32 детей, которые умерли во время пути от убийственной экваториальной жары и морской качки. Дорожные издержки бразильское правительство, конечно, и не думало платить, и это сразу значительно опустошило немецкие карманы. На другой день по прибытии в гавань, правительство отправило их вовнутрь страны по железной дороге и поселило их в окрестностях городка Пальмиры. Земли там дано им множество и на их личный выбор. Но выбирать было нечего. Вся земля была песчана и камениста и вообще непригодна для посева пшеницы, к которой так привыкли они в Самаре. Правительство снабдило их туземными семенами для посева риса, кофе, табаку и хлопка, но наши самарцы не знали, как и приступить к этому. Наученные нуждой, они, однако же кое-как приладились и сделали посевы. Но едва семена взошли и поднялись на два вершка, как жар попалил всходы и труды пропали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Довольно важную отрасль в сельском хозяйстве составляет картофель, хотя в общем производство его не особенно быстро возрастает. В 1874 году его было произведено 1.333.333 бушеля, а в 1878 году только 1.750.000. Нью-Йоркский штат поставляет l / 3 этого количества. Качество его вообще хорошо, за исключением юго-западных штатов. Общий урожай его не особенно велик, и оценивается в 88 бушелей на акр, 60 фунтов на бушель. В Америке существует два рода картофеля – обыкновенный, известный в России, и сладкий картофель. Последний американцы любят едва ли не более первого, но для европейца он приторный, имеет вкус обыкновенного картофеля, вываренного в патоке. Американские фермы производят громадное количество плодов всякого сорта, и вообще каждая ферма извне представляет нечто вроде сада. Каждую весну на пространстве от Делаварского залива до между океанской полосы северо-запада цветет более 5.000.000 персиковых дерев. В средних штатах и Новой Англии сотни семейств получают значительный доход от сбора и продажи диких ягод – клубники, малины, земляники, черники, ежевики и множества других, в избытке растущих по полям и лесам и по окраинам фермерских загородей. Эти мелкие плоды в большинстве потребляются туземным населением. Палисадники с грушами и персиками разбросаны повсюду. Даже кладбища усажены грушевыми и персиковыми деревьями, где они и служат для свободного и дарового употребления американцев, любящих справлять тризны по своим предкам. Целые поля засеяны подсолнечниками, причем стволы их часто поднимаются выше 11-ти футов и самые диски бывают более 13-ти дюймов в поперечнике. Виноград в избытке родится в Калифорнии, хотя своим качеством далеко уступает нашему крымскому. Выделываемые из него вина и особенно так любимое здесь «калифорнийское шампанское», по мнению американцев, ничуть не хуже французских, но европейские знатоки вин только подсмеиваются над ними. Арбузы и дыни производятся в громадном количестве и в некоторых штатах, особенно в Георгии, превосходного качества. Георгийские арбузы имеют продолговатую форму и часто так велики, что не под силу поднять. Но самым крупным предметом садоводства служат яблоки. Более чем 2.000.000 акров земли засажены яблонями, и в течение последних восьми лет разведение яблок быстро возрастало. Вместе с персиками яблоки тут, что называется, нипочем, и доступны для всех классов народа. В Нью-Джерси, Делаваре и Мэриланде много таких садов, в которых считается по 10.000, 20.000 и 30.000 дерев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

47 Авторитетный палеограф г. Гардтгаузен, Griech. Palaogr. 1879, L. р. 407–8, не отрицая значения александрийских традиций в деле развития христианской письменности и признавая возможным, что «Синайский кодекс» принадлежит к александрийской школе, все же считает случайным то обстоятельство, что «древнейшее образцы письменности» христианской нам стали известны именно из Египта, объясняя его климатическими условиями и суеверием, способствовавшими здесь сохранению рукописей. 48 О самом иконоборстве и его значении для искусства см. «Истор. виз. иск. по миниатюрам», стр. 101–9. Заметим, что сама эпоха точнее определяется периодом от конца VΙΙ по конец IX века. 49 Мое изд. «Миниатюр греч. ркп. Ncaлm. IX в. из собр. Хлудова в М., М. 1878 и Springer, А. Die Psalter-Illustrationen im fruhen Mittelalter», VIII Bd. d. Abh. d. phil. Cl. d. K. Sachs. Ges. d. W. p. 210 –17 Leipz. 1880. 50 Лабарт, Hist, des arts ind., t. III, p. 31–2 указывает только на одну ркп. Евангелия в нац. библ. Пар. fonds Colbert 63, м. б. VIII века. См. «Ист. виз. иск. по миниат.» стр. 106. 51 Montfaucon, Palaeogr. gr., p. 254, по поводу фигурной азбуки из ркп. Григ. Богосл. Пар. Нац. б. 510 (880 года) и друг. ркп. IX–XII стол, «с VIII уже столетия в греч. ркп. замечаются большие инициалы, искусно составленные каллиграфами из фигур людей, змей, птиц, рыб и пр.». Но снимки М. относятся к IX–XII стол. Ср. буквы Р и X с Синайскими рукописями, также О в снимке Монф. тождественно с фигурой буквы в Синайской ркп. И. Климака 417. 52 Сюда же отнесем мы и некоторые латинские рукописи, иллюстрированные явно по греческим образцам: церемониал при ркп. Exultet библ. Минервы в Риме, б. предметом изучения для Чиампини и д " Аженкура большое Д этой ркп. все составлено из плетений, обвивающих крест и зверей. Латинское Евангелие IX в. в Париж. Нац. 6. 265 имитирует орнаментику визант. ркп. IX стол., тогда как ркп. 11959 той же библ. сочетает ее с англосаксонскими образцами. 53 К сожалению, чаще всего повторяется А (δελφο) и Т (τχνα) в начале поучений, и поэтому рисовальщику мало простора для воображения и труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В изображенной нами историко-хронологической обстановке все настолько естественно фактически, что этим заранее обеспечивается в качестве аутентичного и неповрежденного апостольского произведения, которое действительно написано св. Павлом и сохранилось неприкосновенно. Наравне с другими немногими новозаветными памятниками – Галатийское письмо долго оставалось вне всяких сомнений и подозрений. Лишь в 50-х годах XIX столетия Bruno Bauer († 1882, IV, 15) начал разрушительный поход против всей новозаветной письменности. Он утверждал, что христианство представляет просто оригинальный естественный продукт римского стоицизма, выраставший постепенно и созревший лишь в позднейшую императорскую эпоху. поскольку же послания Павловы отражают законченные верования, – Bruno Bauer все их относил к эпохе от Адриана (117–138 г.г.) до Марка Аврелия (161–180 г.г.), а письмо в Галатию считал завершением всего процесса и усвоял ему специальную тенденцию – вытеснить из церковного сознания, как непригодный теперь, образ эллинского миссионера, начертанный в книге Деяний, хотя одинаково недостоверный исторически (Kritik der paulinischen Briefe, Berlin 1850–1852; Christus und die Caesaren, 1877). В 1878 году голландец Allard Pierson провозгласил в Галатийском послании подлинными только некоторые отрывки, а целое объявил переработкою анонимного крайнего павлиниста с карикатурным искажением истинной реальной фигуры. Предпочитая для нее Дееписательскую обрисовку, Голландский богослов А. D. Loman пытался (в Quaestiones Paulinae 1882–1886 г.г.) поддержать этот вывод пространною аргументацией того тезиса, что исторические свидетельства о всех посланиях Павловых и в частности к Галатам не простираются за границу II-ro века, когда фактически и сформировался типический идеализированный павлинизм по оппозиции иудаистическому мессианству первенствующих христианских церквей и в интересах торжества универсалистических начал. В Германии к сему примкнул (в 1883 г.) лишь раввин Joel и в Англии (в 1887 г.) Edvin Johnson (псевдонимный автор книги Antiqua Mater), но в Голландии постепенно слагалась целая критическая школа (Loon, Meyboom, Matthes, Bruins) с самыми резкими разрушительными стремлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Немедленно граф Граббе велел повернуть своим войскам и направиться правее. Несмотря на убийственный огонь, полки шли быстро, бодро и весело. Дойдя до первых ложементов, они взяли их штурмом. Михаил Павлович, видя успех, совсем повеселел и даже забыл о зловещем предчувствии. Огонь же все усиливался и не переставал поражать колонну с двух сторон. Впереди чернело громадное укрепление; надо было решиться атаковать его. Указывая саблей на форт и с криком «ура!» бросается граф Граббе во главе своих войск... Не прошло минуты, как ехавший рядом с Михаилом Павловичем офицер видит, что ведь освещаемый месяцем граф вдруг дрогнул, поднял руку, чтобы схватиться за грудь, но тотчас же опустил ее и затем стал валиться с лошади... К нему подбежали, но жизни уже не было: зловещее предчувствие сбылось. Карс сдался в эту же ночь. На другой день, несмотря на радость, можно без преувеличения сказать, что Кавказские войска оплакивали свою потерю. Сам Великий Князь Михаил Николаевич, Главнокомандующий Кавказской армией, сказал: «Смерть такого генерала, как Граббе, затмила для меня грустью весь праздник взятия Карса, и я убежден, что все его бывшие солдаты и офицеры испытали то же чувство, как и Я». XXI. Песня 13-го стрелкового батальона Сочинил эту песнь унтер-офицер Антон Шмаков. Вспомним, братцы, как стояли Мы на Шипке в облаках: Турки нас атаковали, Но остались в дураках... Только утро рассветает, Разнесет вокруг туман, И на Шипку наступает Вновь упорный Сулейман. Сулеймановы аскеры Крепко в Шипку били лбом; А мы били их без меры И прикладом, и штыком. Сорок таборов свалили, Навалили груды тел... Поздно турки отступили: Сулейман их всех поддел! Плохо было одну пору: Дрались турки жестоко, И как черти лезли в гору, Да взошли невысоко. Как стрелочки прискакали На казачьих лошадях, Турки разом закричали Свой «аман» и свой «аллах!» Вот была тогда потеха: Наши грянули «ура!», Мигом турки побежали, И досталась нам гора. Было, братцы, плоховато, Да помиловал нас Бог... От рассвета до заката Отдохнуть никто не мог! Накрест пули и гранаты День и ночь над головой, Холод, голод...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

2)              Средства содержания духовенства, служащего при церквях, разделяются точно также на общие и особенные. К первыми относятся: а) плата за требоисполнения. По церковным правилам, плата эта должна иметь характер добровольного приношения. Духовные лица, вперед требующие определенной платы за то или другое требоисполнение, совершают преступление симонии и нарушают евангельскую заповедь: «туне приясте, туне дадите». Но само собой, что эти приношения не могут быть для духовенства верным и всегда достаточным источником содержания. Поэтому уже Петр Великий в Духовном Регламенте выразил намерение, чтобы прихожане были обложены в пользу своего причта особою податью, и чтобы затем духовенство уже не требовало никакого вознаграждения за свои службы. Но и это намерение не осуществилось. При Екатерине II вышел указ, в котором определялась такса за требоисполнение: за молитву родильнице – 2 коп. за крещение и погребение младенца – 3 коп. за браковенчание и похороны возрастных – 10 коп. за поминовение умерших – что дадут, за исповедь и причащение не брать ничего. Впрочем, в том же указе оговорено было, что это полагается только для людей бедных и неимущих, а людям состоятельным предоставляется платить за все требы по своему состоянию и усердно. В 1809 г. комитет, учрежденный для устройства духовных училищ и изысканий средств содержания приходского духовенства, увидел необходимость отменить обязательную таксу за требы и установить различие между требами необходимыми и такими, исполнение которых зависит только от доброй воли прихожан. Первые положено исполнять безвозмездно, а плата за последние оставлена на произволение прихожан, причем духовенству по-прежнему запрещены всякие вымогательства. Это запрещение остается в силе до настоящего времени, но различие между требами необходимыми и не необходимыми отменено, и плата за те и другие оставлена на прежнем основании, как добровольное приношение. По правилам «о местных средствах содержания приходского духовенства». Высочайше утвержденным 24 марта 1878 года, добровольные приношения за требы разделены на два разряда: одни составляют личное вознаграждение или одного священника за исполнение исключительно его званию принадлежащих треб, или одного из низших членов причта за отправление свойственных его званию обязанностей; другие составляют вознаграждение причта в целом его составе за исполнение таких церковных или приходских треб, которые совершаются всеми членами причта. Первые безраздельно принадлежат тому члену причта, которому они сделаны, а вторые опускаются в общую (так наз. братскую) кружку и по прошествии месяца разделяются между ними в такой пропорции настоятель получает три части, помощник его две, псаломщик одну.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Навсегда – вот радостное, великое слово, которое одно может успокоить человеческую душу» (Свенцицкий В. Письма одинокого человека//Новая земля. 1911. 26). 7 ...нужно ещё что-то узнать... – «Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?» (Толстой Л. Исповедь//Собр. соч. в 22 т. Т. 16. С. 122). 8 ...до слёз, до исступления, до кусания подушки и нелепого крика... – Далее указано, что «непонятный испуг» возникал у автора лет с семи. Ср. строки, написанные до знакомства с романом-исповедью: Ай как постыдно страшно умирать – До нутряного воя, до трясучки!.. С начальных классов угнетала мысль, Пугался засыпать – не мог представить, Как это: вдруг – меня – не будет?.. Всё кончится и продолжаться станет, А я совсем (и навсегда!) исчезну... Мутился день в кошмаре вечной ночи. (С. Чертков «Страх», март 2005) 9 ...опять что-то не то и не то... – «Мысль о том, что я не может умереть – не доказывается, а ощущается. Ощущается, как живая жизнь. Раз сказав «я есмь», я не могу допустить себе, что я не буду, не могу никак» (Достоевский. 24, 234). 11 Один из моих братъев... – У Свенцицкого было три родных брата: Анатолий Матвеевич (1873–1921), Вячеслав Платонович (1876–1947), Борис Павлович (1878–1968). 12 ...верить в бессмертие... – «Веровать в бессмертие и не веровать – это вовсе не значит по-разному решать только вопрос о бессмертии. Это значит по-разному относиться к людям и к жизни, по-разному чувствовать, по-разному оценивать доброе и злое, по-разному страдать и радоваться – словом, это значит быть двумя совершенно разными людьми, людьми двух совершенно разных пород» (МвМ. 2, 270). Это «касается основной и самой высшей идеи человеческого бытия – необходимости и неизбежности убеждения в бессмертии души человеческой. Без веры в свою душу и в её бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо» (Достоевский. 24, 46). 13 Бессмертие – не мечта... – «...Идея о бессмертии – это сама жизнь, живая жизнь, её окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества» (Достоевский. 24, 50). Антиномичность понятия «мечта» образно выражена в драме «Смерть». То, чего нет в настоящем, может являться призраком (иллюзией) или должным (истинным).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

В конце этой главы Порфирий пишет: «С 1873 года я начал проводить лето с июня по 15-е августа в Феофании, и полюбил ее рощи сосновые и березовые, здоровый в ней воздух и большие пространства для прогулок в лесах ее по дорожкам, проложенным еще викарием Иннокентием Борисовым и отцом Иринархом, настоятелем скитской церкви и общества. Там я в уединении и тиши перевел по-русски Псалтирь с греческой наилучшей рукописи 862 года, написанной для Тивериадского в Палестине епископа Ноя. Там же живее сознавал и то, что у меня есть сильное влечение к отшельничеству, к созерцательной жизни и к ученым занятиям» (л. 180 б или стр. 364). 10) Какие люди окружали меня в Киеве (лл. 180 б –256 б ); это – одна из самых интересных глав автобиографии преосвященного Порфирия; здесь приведено много интересных сведений о многих лицах высшего круга тогдашнего киевского общества и между прочим о генерал-губернаторах А.П. Безик и князе А.М. Дундукове-Корсакове, киевском губернаторе Катакази, помощнике попечителя киевского учебного округа генерал-майоре Новикове и А.Н. Муравьеве, о котором отзывается весьма неблагосклонно. Больше половины этой главы посвящено митрополиту Арсению и несколько страниц его преемнику митрополиту Филофею; автор при этом делает сравнение между ними. Сведения о первом весьма интересны. Наконец здесь же рассказывается о столкновении преосвященного с киевской администрацией по случаю однодневной переписи г. Киева 2-го марта 1874 г. 11) 63 Случайности в моей жизни и мои заметки о погоде в Киеве (лл. 257–266), – где между прочим о. Порфирий рассказывает, что в 1872 г. ездил в Кострому на родину на один месяц, «с 12-го июня ради отдыха от трудов епархиальных и ученых, ради укрепления своего здоровья путешествием и бездельем и с тайным намерением приискать (себе) там теплое местечко для покоя» (л. 258 или стр. 519). На обороте последнего листа записок написано только ½ страницы, где было начало следующей за сим главы, – 12) Моя переписка с учеными, с университетами и обществами и мои ученые труды, а через несколько строк записано в виде рубрики: «I. Моя переписка (было: сношения) с немцами», но потом все это зачеркнуто карандашом, а на поле листа отмечено карандашом же: «Это будет помещено в особой монографии, начатой в 184½ году». За этим следуют три белых листа, после которых начинаются «Приложения к книге бытия моего с 1865 по 1878 год». Эти приложения составляют целый сборник писем официальных и частных лиц и нескольких статей. В свою очередь и эти приложения подразделяются на следующие отделы: «1) Письменные поздравления меня с саном архиерейским 1865 г.» от К.К. Львова и Е.К. Львовой, священника дворцовой церкви в Ораниенбауме Г. Любимова, протоиерея Мих. Павловского, архим. Иннокентия (настоятеля Железноборовского монастыря), проф. П. Казанского , свящ. 3. Соколовского, еписк. енисейского и красноярского Никодима, еписк. новомиргородского Софрония и краткая записка о. Порфирия к обер-прокурору Св. синода А.П. Ахматову.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010