Подполье под новой соборной ризницей. Справа - фрагмент первоначальной фасадной стены середины XVIb. с декоративной белокаменной облицовкой 6 июня 2014 г. 10:00 Василий Блаженный и тайная комната РИЗНИЦА ПОКРОВСКОГО СОБОРА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ РАСКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ Тоя же осени, месяца Октября, благоверный и христолюбивый царь и великий князь Иван Васильевич всея Руссии самодержец с великою верою и со многим желанием тщателне повеле поставити храм Пречистей Царицы Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова с приделы о Казанской победе, что милостию Ея и молением к Сыну своему и Богу нашему Иисусу Христу о роде христианского молится, и помощию Ея и святых молитвами и новых чудотворец Руских всемилостивый Бог покорил безсерменский род казанских татар царю государю Ивану Васильевичу самодержцу всея Руси под его державу. Патриаршая (Никоновская) летопись Подполье «Наши гости любят допытываться, есть ли у нас подвал. Обычно мы отвечаем отрицательно: храм стоит на неглубоком ленточном фундаменте и возведен фактически на дневной поверхности, - говорит заведующая филиалом «Покровский собор» Государственного исторического музея Татьяна Сарачева. – Открывшееся при недавнем ремонте помещение, строго говоря, тоже нельзя считать подвалом. Скорее это неглубокое подполье между полом ризницы и верхними сводами находящейся ниже паперти. Но до недавнего времени о нем знали лишь считанные единицы музейных работников. Теперь же возможность заглянуть туда предоставляется всем желающим». Возникновение потайного помещения высотой меньше двух метров архитекторы-реставраторы из Государственного исторического музея, филиалом которого является храм-памятник, объясняют чисто строительными причинами. Сыграла свою роль сложная внутренняя геометрия возводившихся в разное время церквей Покровского собора. «Нижние ярусы всего соборного комплекса построены задолго до появления ризницы – в XVI веке 1 , - объясняет главный архитектор проектов Центральных научно-реставрационных и проектных мастерских Татьяна Никитина. – В частности, в первом уровне под нами – паперть церкви Василия Блаженного 2 . А в конце XVII столетия с северной стороны к стене собора пристроили двухъярусную церковь Феодосии девицы 3 (ранее престол с этим посвящением располагался в одном из соседних храмов над разрезавшим Красную площадь рвом 4 ). И пол ее второго яруса, что вполне естественно и логично, выполнили в одном уровне с внутренней обходной галереей второго (в современной терминологии) этажа. Между этим полом и объемом нижнего яруса и возник небольшой зазор. Никакого потайного хода там нет – только слуховое окно для вентиляции. Последние десятилетия, насколько мне известно, это помещение было заполнено строительным мусором».

http://e-vestnik.ru/culture/riznitsa_vas...

Промыслом Божиим, 21 ноября 1917 г., в Русской Православной Церкви восстановлено патриаршество, отмененное Петром Великим слишком двести лет тому назад. Долго и томительно ждали этого радостного дня целые поколения искренних православных русских людей и наконец, дождались его в пылу войны и междоусобной брани. Призирая на скорбную Русскую землю Своим всевидящим оком, Господь послал нам великого господина, отца и молитвенника, Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. Святейший Тихон родился в 1866 г. в Псковской епархии. Первоначальное образование он получил в Торопецком духовном училище и Псковской духовной семинарии, по окончании которой, как лучший воспитанник, послан был на казенный счет в Петроградскую духовную академию. Здесь веселый и общительный студент Василий Иванович Беллавин (мирское имя Патриарха) был любимец курса. По окончании в 1888 г. Академии, одним из первых студентов, он был определен в родную ему Псковскую духовную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. Это был наставник, умевший не строгостью, а любовью и глубоко интересным преподаванием заставить всех любить и знать преподаваемые им предметы. В 1891 г., Василий Иванович принял монашеское пострижение с именем Тихона. Все присутствовавшие, при совершении этого глубоко трогательного чина, были поражены той глубокой одушевленностью и какой-то особой проникновенностью, с какой произносил обеты постригаемый. В 1892 г. семинария рассталась с любимым наставником, переведенным инспектором Холмской духовной семинарии. В том же году, иеромонах Тихон был назначен ректором сначала Казанской, а затем, опять Холмской семинарии. 19 октября 1897 г. архимандрит Тихон был рукоположен в епископа Люблинского, а уже в 1898 г. назначен в Америку епископом Алеутским, где провел 8 лет и стяжал общую любовь своим архипастырским любовным ко всем отношением. В Ярославле, куда архиепископ Тихон был переведен в 1897 г. из Америки, он также оставил по себе редкую память. Здесь, он святительствовал 7 лет и старожилы сравнивали его со «святым» Дмитрием (Муретовым). Когда в 1913 году архиепископ Тихон, против своего желания, был переведен в Вильну архиепископом Литовским, его провожали с непритворными слезами, избрав его почетным гражданином г. Ярославля, каковая честь редко выпадала на долю наших святителей. На прощанье архиепископ Тихон раздал все, что имел, в разные благотворительные учреждения. Отзывчивый и любвеобильный, архиепископ Тихон и в Вильне за короткое пребывание успел стяжать себе любовь. В 1916 г., он был в действующей армии и объехал передовые позиции многих полков, благословляя воинов иногда под градом пуль.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Роженцово. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери с. Роженцево Приход в честь иконы Казанской Божией Матери в починке Роженцовском был основан в 1872 году. Приход состоял из 15 селений в 7 верстах вокруг села Роженцово. Первоначально была построена небольшая деревянная церковь, которая была освящена 1 апреля 1872 года. Богослужение совершалось до 9 декабря 1893 года. В 1893 году огромный каменный Казанско-Богородский храм был построен. Здание каменное с таковой же колокольней в одной связи, крепкое, покрыто железом. В художественной росписи церкви принял участие житель деревни Малые Килемары – Василий Тимофеевич Новоселов. По штату при церкви положено: два священника, дьякон, два псаломщика и просфорница. Первым настоятелем храма был священник Василий Александрович Дьяконов. При церкви было земли усадебной вместе с погостом церковным 5 десятин 480 квадратных саженей, пахотной земли 43 десятины, сенокосной – 4 десятины; под кладбищем, дорогами и неудобной землей 4 десятины 1920 квадратных саженей. Земля находится около церкви, всего 57 десятин. Церковнослужители проживали в 6 деревянных домах, построенных тщанием прихожан. Церковно-приходскому попечительству принадлежали: на церковной земле – один деревянный амбар, две каменные лавки, крытые железом; на крестьянской земле – рядом с церковной площадью шестистенный двухэтажный дом деревянный, занимаемый бесплатно земским начальным училищем. Также была церковная библиотека. В ней находилось 172 тома книг предназначенных для чтения. Приход состоял из 22 селений, расстоянием 2-12 верст. В 1930 году на зимнего Николу в церкви случился пожар: сторож плел лапти и топил железную печку, от которой произошло загорание колокольни. Огромный колокол упал и проломил потолок. Во время Великой Отечественной войны помещение церкви использовалось под зерносклад, но богослужения не прекращались, они проходили на паперти. В 1946 году помещение было возвращено церкви. В 1963 году церковь была электрифицирована, в 1987 году крыша и купола покрыты оцинкованным железом.

http://sobory.ru/article/?object=12594

Скачать epub pdf «Ешь её, она дерётся» У московского священника протоиерея Константина Зверева и его супруги Анны в 1880-х годах было четверо детей: три сына и дочь. Характеры сыновей с самого детства определились весьма различными. Арсений любил писать разные бумаги – сделался чиновником. Кассиан играл в войну – и стал офицером. Он был убит на фронте в 1914 м году. Василий любил ходить в церковь  и дома играл в церковную службу. Когда отец Константин служил еще под Москвой, в Вишняках, он всегда брал с собой Василия. Звонарь, видя идущего священника, ударял три раза в колокол. Мальчик считал, что два раза звонят отцу, а третий раз – ему. Маленький Вася был «пончиком». «В детстве я был очень толстый и пухлый, и взрослые любили меня тискать, а я этого очень не любил, – вспоминал он впоследствии. – И вот вижу сон. Сидит за столом Спаситель в синей и красной одежде и держит меня на руках. А под столом – страшная собака. Спаситель берет мою руку и протягивает под стол собаке со словами: „Ешь её, она дерётся“. Я проснулся и с тех пор уже никогда не дрался, а во всем старался себя сдерживать, не сердиться и не делать ничего дурного». Василий, в отличие от большинства поповичей, решивших пойти по стопам отца, в семинарию пошел не сразу. До поступления в духовные школы он получил основательное светское образование – закончил гимназию, затем историко-филологический факультет Московского университета. Превосходная гуманитарная подготовка помогла ему в дальнейшем – проповеди священномученика Петра были всегда интеллектуально-насыщенными. Святой Патриарх Тихон обращался к нему как к консультанту по историко-богословским вопросам. Он закончил Казанскую Духовную академию, стал кандидатом богословия. Еще на втором курсе в 1900 году легендарным «аввой» – архиепископом Антонием (Храповицким) – был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен в сан иеромонаха. По окончании академического курса остался работать в системе российского духовного образования. Преподавал в Орловской семинарии, позже в Новгородской. На посту инспектора последней, в 1907–1909 годах, задолго до революции, отцу Петру стали впервые досаждать недоброжелатели из числа революционеров. «Доставим ему счастье проехаться на Соловки»

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

Содержание Глава 1    В лета благочестиваго и христолюбиваго самодержца Русския земли, великаго князя Василия Васильевича всея Русии, при святейшем митрополите Фотие Киевском и всея Русии. Егда восхоте Бог болма своего угодника прославить, светильнику не под землею быти, но всеми-же видиму быти. Случися и се по некоему строению Божию. Церкви обвалившеся весма во время божественныя Литургия; священником еще во алтари. Но благодатию л. 358 об. Христовою и молитвою угодника его Святаго Чудотворца митрополита Алексия вси невредими сохранени быша. И тако тоя место очистивши, хотяще паки воздвигнути новую церковь. И начаша копати рвы во основание церкви, и абие обретоша тело блаженнаго Алексия цело и невредимо, и ризы его не истлевша. О, превеликое чудо! толиким летом поминувшим и святому во гробе лежащу — не изменися святое его тело и ризы его, яко вчера оболчены; понеже убо да сбудется реченное Богом во святом Евангелии — «не может град укрытися верху горы стоя, и никтоже, вжег светильник л. 359. поставляет его под спудом», или под одром (Мф.5:14–15). Такоже и саму светильнику не мощно на толико лет сокровену быти под землею; се же все бысть премудраго Бога промышлением. Яко же слышано бысть Святаго обретение, и се слышавше благоверный и христолюбивый князь Василий Васильевич и вси благовернии князи — приидоша скоро на дивное чудо и на обретение тела Святаго и при святейшем же Фотии, митрополите Киевском и всея Руссии, и с ним же епископы и прозвитеры, весь чин церковный приидоша со псалми и пением и свещами и с кандилы хвалу велию воздающе всемогущему Богу л. 359 об. и угоднику его Чудотворцу Алексию.    Народи же московстии мнози с радостию стекошася видети честное и святое его тело. Пришед же благоверной и великий князь Василий Васильевич всея Русии и вси благовернии князи — видевша таковую славу Божию и поклонишася Святому и божественному его телу преподобнаго отца нашего Алексея и возрадовася радостию великою зело; и, вздохнув из глубины сердца, глаголя: «хвалю и славлю Тя Господи Боже мой и Пречистую и Непорочную Твою Матерь, яко сподобил мя еси раба твоего в моя лета видети таковое сокровище и благости л.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

сост. протодиакон Василий Марущак Проповеди святителя Гурия Речь Архимандрита Гурия при наречении его во Епископа Чебоксарского, викария Казанского, произнесенная в присутствии Святейшего Синода (1 июня 1866 года) 5 Ваше Святейшество, Богомудрые Архипастыри и Отцы! Вам угодно было избрать меня в Епископское служение Церкви Божией, и Его Величество Всемилостивейший Государь наш Император соизволил на ваше избрание. Не знаю, что вы нашли во мне достойного столь великого сана. Ни мое скромное прошедшее, ни закрытое для всех будущее не объясняют мне этой великой милости. Правда, я потрудился для Церкви Божией и не мало и не без успеха. Но кто ж из нас не трудится, кто не рад, кто не готов содействовать успеху общего дела? И однако ж между равными оказано предпочтение мне. Благословен Бог , остановивший ваше внимание на моих посильных трудах и сердце царево расположивший к соизволению на ваше избрание. Вечная моя благодарность и вам, и Боговенчанному Государю нашему Императору за оказанное мне внимание! Принимаю ваше избрание как великую награду за небольшую мою службу Церкви Божией на отдаленном востоке, лучше же сказать – как вызов и поощрение к усердному прохождению возлагаемых на меня обязанностей. От меня не скрыты ожидающие меня трудности нового служения и разнообразные препятствия добрым начинаниям. Богоборный, всего с бесстыдством касающийся и все стремящийся разрушить, дух нашего времени, при особых, местных условиях Церкви Божией в Казани, не обещает и, конечно, не даст мне вожделенного покоя, не дозволит, может быть, даже труда, сменяемого отдохновением. Хорошо знаю я и мою неопытность, и недостаточность сил, и несмотря на то, не уклоняюсь от возлагаемого на меня бремени. Это делаю я в уверенности, что в устроении нашего спасения Господу нужны не столько наши силы и опытность, сколько готовность исполнить Его святую волю. Притом Господь в орудие Своих спасительных действий на мир часто намеренно избирает немощное и ничего не значащее, да премножество силы будет Божия, а не от нас, и да не похвалится всяка плоть пред Богом. Может быть, Господь Вашею святынею призывает меня именно для того, чтоб в немощи моей вселилась и могущественно открылась сила Христова... Боюсь пререкать суду Божию о мне; не страшусь препятствий; готов на труды и беспокойство. Пойду навстречу им с твердою уверенностью, полагаясь не на мою опытность или силу, но на Божию помощь, всегда готовую ищущим ее с верою и терпением.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Тихон (Белавин Василий Иванович), Патриарх Московский и всея Руси Родился 19января 1865 года вг.Торопце всемье священника Псковской губернии. Когда наступило время обучения его наукам, родители определили отрока в Торопецкое духовное училище, где он с необыкновенным желанием и старанием впитывал в свое сердце и ум преподаваемые дисциплины. Кроткий и молчаливый нрав отрока приводил в удивление его товарищей, которые, зная его незлобие, часто над ним смеялись и подшучивали, обращаясь к нему со словами: «Ваше святейшество». А однажды, желая еще больше позабавиться над ним, сделали из каких-то отбросов жести кадило и, махая на него, восклицали: «Вашему Святейшеству, многая лета». Так десница Божия и через невинные шалости детей указывала на присущую благодать Божию в сердце отрока, приготовлявшую его к высшему служению Церкви. Окончив училище, он поступил в Псковскую духовную семинарию, в которой учился одним из первых, а по окончании семинарии поступил в СПБ духовную академию. В 1888 году окончил академию и был определен преподавателем Основного, Догматического и Нравственного богословия в Псковской духовной семинарии. Преподавал он и французский язык. В декабре 1891 года пострижен в монашество, а 22 декабря – рукоположен во иеромонаха. В марте 1892 года назначен инспектором Холмской духовной семинарии, а в июле того же года определен сначала ректором Казанской, а затем Холмской духовной семинарии. Здесь он, кроме обязанностей по семинарии, выполнял и другие поручения. Он состоял председателем Епархиального Училищного Совета, председателем православного братства и цензором изданий. На нем лежало руководство монастырским благочинием Холмско – Варшавской епархии. 19 октября 1897 года хиротонисан во епископа Люблинского, вик. Холмско-Варшавской епархии. Хиротония была совершена в Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом СПБ и Ладожским Палладием, архп. Казанским и Свияжским Арсением, архп. Финляндским и Выборгским Антонием и Преосвященными: Иоанном, епископом Нарвским и епископом Гурием.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Фото Олеси Василенко ЖМП 6 июнь 2018 /  15 июня 2018 г. 12:20 Берег левый, берег правый 17 июня в г.Тутаев состоится традиционный правобережный крестный ход с древней чудотворной иконой Всемилостивого Спаса, пребывающей в городском Воскресенском соборе. Крестный ход с этой иконой бывает два раза в году — на правом и на левому берегу Волги. Причем правый крестный ход совпадает с семнадцатидневным Казанским, который уже начался в Ярославской митрополии. Тутаевский крестный ход собирает прихожан не только Воскресенского храма и жителей Тутаева, но и многих паломников из других городов.Об особеностях этого крестного хода нам рассказал настоятель Воскресенского собора протоиерей Василий Мозяков. ПДФ версия   У Тутаевского крестного хода есть как минимум три особенности. «Первая в том, что в течение каждого лета у нас совершается два крестных хода с иконой Всемилостивого Спаса. Сначала по правой (Борисоглебской), затем по левой (Романовской) стороне Волги, так как река рассекает наш город на две части (до революции это было два города — Борисоглебск и Романов. — Примеч. ред.). Вторая особенность в том, что Борисоглебский крестный ход совпадает с 17-дневным крестным ходом с Казанской иконой Божией Матери, который начинается в Ярославле, доходит до Рыбинска по левой стороне Волги и обратно идет по правой», — говорит настоятель Воскресенского собора протоиерей Василий Мозяков. Третье его отличие от других известных крестных ходов в том, что у Борисоглебского — «плавающая» дата, и люди путают не только день его проведения, но и не могут сказать, по какой стороне Волги он проходит.                                                          Три рейса вместо одного        На самом деле, крестный ход по Борисоглебской стороне совершается в 10-е воскресенье по Пасхе и приурочен ко дню возвращения иконы Всемилостивого Спаса из Ростова Великого в Тутаев. В этом году он состоится 17 июня и, как всегда, начнется после Литургии в Воскресенском соборе. Его участники обходят весь город, посещая два храма (в честь священномученика Вениамина и Благовещения Пресвятой Богородицы) и социальные учреждения — центр социального обслуживания «Милосердие», центральную районную больницу, Дом-интернат для ветеранов войны и труда, а также Тутаевскую православную школу. Везде совершаются молебны о здравии. Обычно в этом крестном ходе участ­вует около полутора тысяч человек.

http://e-vestnik.ru/church/tutaev_krestn...

Храм во имя святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот Вот уже десять лет на Арбатской площади стоит храм-часовня во имя святых Бориса и Глеба, воссозданный в память славного московского храма, помнившего времена Ивана III. У святых ворот Храм-часовня свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба на Арбатской прощади Арбатские ворота почитались в Москве святыми. По легенде, в 1440 году, когда казанский хан Магмет осадил Москву, а великий князь Василий II будто бы со страху заперся в Кремле (на самом деле он ушел собирать войско), на помощь пришел князь-схимник Владимир Ховрин, тот самый, который вместе с отцом возводил московский Симонов монастырь. К тому времени он давно ушел от мира и основал на своем дворе близ Кремля Крестовоздвиженский монастырь, давший имя улице. Когда враг напал на Москву, он собрал из своей монастырской братии боевой отряд и присоединился к московскому военачальнику князю Юрию Патрикеевичу Литовскому. Под натиском татары стали отступать, а воины-монахи отбили у них обоз с пленными. Тогда Ховрин окропил их святой водой на том месте, где потом появились Арбатские ворота Белого города. В то время Арбат был пригородом Москвы, так как собственно городом, то есть крепостью, был сам Кремль: по традиционной версии слово «Арбат» и означает пригород или предместье. Может быть, деревянная церковь Бориса и Глеба была свидетельницей этого события. Начальная ее история теряется в тумане. Есть версия, что она известна в Москве с 1453 года – года падения Византии! Согласно летописному повествованию, именно в ней великий князь Василий II во время богослужения узнал о гибели своего заклятого врага Дмитрия Шемяки в Новгороде: эту весть гонцы принесли ему в храм. Другие исследователи считают, что в летописи имелась в виду другая Борисоглебская церковь – та, что и сейчас стоит на Варварке, более известная по приделу как церковь Максима Блаженного. Но именно арбатская церковь упоминается в летописи в повествовании о великом пожаре, разбушевавшемся 28 июля 1493 года от копеечной свечки в окрестном храме Николы на Песках. В том же летописном сообщении впервые встречается и название Арбат. Таким образом, церковь Бориса и Глеба оказывается не только летописной ровесницей Арбата, но даже старше Красной площади. Поскольку пламя тогда перекинулось и на Кремль, великий князь Иван III повелел отнести посадские дворы подальше от восточной стены Кремля, чтобы обезопаситься от пожара впредь – так появилась Красная площадь.

http://pravoslavie.ru/4221.html

ЦВ 12 (409) июнь 2009 /  26 июня 2009 г. Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: О моем пути Столько раз мне уже приходилось отвечать на разные вопросы о своей жизни, что, в конце концов, пришлось серьезно заняться воспоминаниями. И вот теперь к юбилею издана книга «О моем пути». Не знаю, заинтересует ли она читателей. Но немного осталось живых свидетелей церковной истории за такой значительный и долгий период. Я родился в Таллине в 1924 году, при Патриархе Тихоне. В то время Эстония была самостоятельной республикой. Таллинскую кафедру тогда возглавлял митрополит Александр (Паулус), два раза переходивший под омофор Константинопольского Патриарха, а в 1944 году и вовсе покинувший свою паству и сбежавший в Швецию, где через несколько лет образовал так называемый «Синод Эстонской Православной Церкви в изгнании». Мой отец, Василий Васильевич Якобс, дворянин, потомственный военный, полковник Белой армии, оказался в Эстонии с остатками войск Юденича. Его родители имели собственный дом в Санкт-Петербурге. Мой дед, генерал-майор Василий Христианович (Христофорович), бабушка и другие родственники отца похоронены на Петербургском Новодевичьем кладбище. Мать, Татьяна Леонидовна, происходила из известной в Ревеле (Таллине) купеческой семьи Епинатьевых, потомственных почетных граждан Ревеля, получивших впоследствии дворянство. Она вышла замуж, едва закончив гимназию. Меня крестили в честь благоверного князя Вячеслава Чешского. Отец до самого своего ареста в 1941 году всегда был рядом, много занимался со мною. Он навсегда остался в моем сердце самым близким и дорогим человеком. С детских лет меня тянуло в храм, мальчиком я начал прислуживать в Казанской церкви, Там же я учился петь, читать, звонить в колокола. Потом я стал иподиаконом у Владыки Павла (Дмитровского), приезжавшего поначалу из Нарвы, а после бегства митрополита Александра переехавшего в Таллин. Стоял я с посохом и у митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского), экзарха Латвии и Эстонии, во время его посещений Эстонии.

http://e-vestnik.ru/church/o_moem_puti/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010