Скачать epub pdf Ваше Святейшество, Богомудрые Архипастыри и Милостивые Отцы! Ныне услышал я, «что рече о мне Господь Бог» ( Псал. 84, 9 ), призывающий меня чрез Ваше Святейшество к епископскому служению, и ныне изрек на сие: «благодарю, приемлю и ничтоже вопреки глаголю». А между тем в Священном Писании , которое всех нас умудряет во спасение и полезно для нашего научения и наставления ( 2Тим. 3, 15–16 ), есть примеры того, как иные избранники Божии, сознавая трудность служения и свою немощь, уклонялись от бремени, на них возлагаемого. Вот Моисей, которому Господь повелевает вывести народ Божий из работы Египетской; он говорит: «кто я, чтобы идти к Фараону? ...что сказать мне сынам Израиля? не поверят мне и не послушают голоса моего! и человек я не речистый! Господи, пошли другого!» ( Исх. 3:11, 13, 4:1, 10, 13 ). А вот Иеремия; Господь от чрева матери избрал его, освятил и после поставляет пророком, а он отвечает: «о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» ( Иер. 1, 6 ). И из истории Церкви Христовой известно, что многие избранники Божии были при своем избрании «в... страсе и трепете мнозе» ( 1Кор.2:3 ), и что великие и сильные духом Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст и другие ужасались высоты, трудности и ответственности святительского служения и уклонялись от избрания на оное. А я, немощный, «ничтоже вопреки глаголю» на сие! Да не подумает кто-либо при этом, что мне совсем неведома трудность епископского служения. Конечно, неведома она мне на опыте, на деле, но научен и знаю, что епископство воистину есть бремя. Когда-то, в дни ранней юности, епископское служение представлялось мне, – да и мне ли одному! – состоящим из почета, поклонения, силы, власти. «Егда бех младенец, ...яко младенец мудрствовах и яко младенец смышлях; егда же бых муж, отвергох младенческая» ( 1Кор. 13, 11 ). Ныне разумею, что епископство есть прежде и более всего не сила, почесть и власть, а «дело, труд, подвиг». И в самом деле, легко ли быть «всем... вся» ( 1Кор. 9, 22 )? Легко ли изнемогать за всех, кто изнемогает, и воспламеняться за всех, кто соблазняется ( 2Кор. 11, 29 )? Легко ли быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим. 4, 12 )? Легко ли суметь, когда следует, одного «обличить», другому «запретить», третьего «умолить со всяким долготерпением» ( 2Тим. 4, 2 )? Легко ли нести ответственность и за себя, и за паству и пастырей? Легко ли все сие? Святый апостол Павел свидетельствовал о себе: «по вся дни умираю» ( 1Кор. 15, 31 ). И истинная жизнь епископа есть постоянное умирание от забот, трудов и печалей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Скачать epub pdf ГНЕВ Гнев убивает душу.. Ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать ( Лк. 9, 54–56 ). Гнев губит, умерщвляет душу и удаляет от Бога ( 28, 364 ). Гневающийся... убивает свою душу, потому что всю жизнь проводит в смятении и беспокойстве... Гневливый утрачивает мир и здоровье, потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и разум изнемогает, и помыслы льются рекой, и всем он ненавистен. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 15 ). Подчинившиеся страсти гнева не совершают ничего здравого. Святитель Василий Великий ( 8, 354 ). Гнев – опасный советник, что предпринято в гневе, никогда не бывает благоразумно ( 11, 368 ). Скажи, какое другое зло хуже преступившей меру гневливости? И есть ли от этого исцеление? В иных болезнях прекрасное исцеление – мысль о Боге. А гневливость, как только однажды преступила меру, прежде всего заграждает двери Богу. Самое воспоминание о Боге увеличивает зло, потому что разгневанный готов оскорбить и Бога. Видел я иногда, что и камни, и прах, и укоризненные слова (какое ужасное исступление ума!) люди бросали в Того, Которого никто, нигде и никак не может уловить. Законы отметались в сторону, друга, врага, отца, жену и родных всех сметал стремительный поток. Святитель Григорий Богослов ( 15, 159 ). Гневливый человек далек от долготерпения и любви, пустыми речами легко приводится в смятение, из безделицы заводит ссоры; где в нем нет нужды, там вмешивается и навлекает на себя все большую и большую ненависть. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 15 ). Горе людям, которые наносят ближнему оскорбления и бесчестия, ибо они не знают блаженства любви. Преподобный авва Исаия ( 34, 195 ). Ничто так не омрачает чистоту души и ясность мыслей, как необузданный и сильный гнев ( 35, 433 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf Собор трех святителей Сегодня великий праздник трех святителей, Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Каждый из них был велик, и каждый из них был богослов, и каждый из них был прекрасный проповедник, златоуст. Но святая Церковь их называет различными именами, в силу того что в каждом из них было что-то особенное, и вместе прославляет, потому что все они одинаково Богу угодили. В Евангелии от Матфея Господь говорит Своим ученикам: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Они, Василий, Григорий и Иоанн, три замечательных мужа, явились этим светом для мира, потому что они стали подлинными учениками Христовыми. Эти слова обращены ко всем ученикам Христовым. Каждый из нас тоже к этому призван. Крестят людей во имя Пресвятой Троицы не для того, чтобы у них здесь, на земле, была жизнь получше, а для того, чтобы они стали учениками Христовыми. Купель есть образ могилы, в которой человек должен умереть для греха и начать жить для новой жизни, то есть, выйдя из купели, он должен жизнь свою обновить. А в чем обновить? Весь мир лежит в грехе. Человек рождается в грехе, от грешных родителей, и вокруг него одни грешники. Что такое грех ? Это есть всякая жизнь, отделенная от Бога, иначе говоря, безбожная. Все люди, которые нас окружают, и мы с вами живем жизнью безбожной. Эта безбожность заключается в том, что Бог живет Своею жизнью, а мы своей. У нас своя личная, безбожная жизнь, со своими страстями, со своими скорбями, со своими обидами, со своими болезнями. Человек занят какими-то своими заботами, погружен в свою внутреннюю жизнь. А ученик Христов, он должен иначе жить, он должен быть погружен в жизнь Божественную. Человек должен всегда помнить о Боге, всегда помнить, что Господь рядом, всегда помнить, что Господь на него смотрит, всегда внимательно за собой следить: что я в настоящий момент делаю? куда я иду? зачем? что происходит в моей голове? что происходит в моем сердце? угодно ли это Богу? То есть быть в постоянном труде, смотреть, как бы чем Бога не оскорбить, чем бы не обидеть, чтобы Господь не отошел. Ученик Христов любит Бога, а когда человек любит другого, он старается ему угодить.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Общаться ли с «плохими» людьми? Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему. ( Сир. 13:1 ). Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви и брось от себя. ( Мф. 5:29 ). Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. ( 1Кор. 15:33 ). Входить в сближение с согрешающими не для чего иного должно, а только для того, чтобы побудить их к покаянию, если каким-нибудь способом можно это сделать без греха. Святитель Василий Великий (330–379). Воробей воробья заманивает в западню: и грешник подобного себе вовлекает в глубину зол. Если нетверд ты во нравах, не дружись с человеком, который слаб рассудком; говорю же сие не с тем, чтоб гнушался ты кем-либо, как грешником, но чтобы, когда обе стороны слабы, и ты не потерпел от него вреда, и он от тебя. Не живи вместе и не советуйся с людьми худыми, чтоб порок не помрачил твоей непорочности, чтоб лукавство не превозмогло в тебе над добротою и зависть не одержала верх над твоим бесстрастием. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Легче заимствовать порок, нежели передать добродетель, так как скорее заразишься болезнью, нежели сообщишь другому свое здоровье. Святитель Григорий Богослов (329–389). Не живи с гордыми, живи со смиренными. Кто находится в дружбе с зараженным ненавистью и сварливым, тот находится в дружбе с хищным зверем. Отступи – ускори это сделать – от человеков, чуждых благоразумия и духовного разума. Если любишь покойную жизнь, не входи в круг тех, у коих вся забота о суетностях, и если случайно попадешь в среду их, будь таков, как бы тебя там не было. Преподобный Антоний Великий (251–355). Не вступай в общение с тем, кем, как видишь, гнушаются добрые. Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.). Есть люди, которые силой приязни и дружбы влекут к делам неблагородным и неблагонравным, и мысль о приязни и дружбе может ослабить силу противоборства пороку. Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867). Такова уж немощь человеческая, что добрый человек, вступив в общество злых, становится сам злым: между тем как эти редко делаются добрыми. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Ничто так не вредит человеку, особенно юному, как злая компания. Ибо, как обхождение с добрыми – это такая школа, в которой без книг обучается человек философии христианской, то есть честной жизни, так обращение со злыми бывает причиной крайнего развращения. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ипостась — что это? Ипостась — это термин из области богословия, который означает одно из трех Лиц триединого Бога. 23 июня, 2012 Ипостась — это термин из области богословия, который означает одно из трех Лиц триединого Бога. Ипостась — это термин из области богословия, который означает одно из трех Лиц триединого Бога. Содержание статьи Ипостась в христианстве Ипостась — это термин из области богословия, который означает одно из трех Лиц триединого Бога: Это греческое слово применяется также в философии. «Ипо-стасис» буквально означает «под-стоящее», а на латыни обозначает «субстанция». Ипостасью Богочеловека Иисуса Христа в Православии признается Ипостась Сына Божия. «Тот, Кто ныне человек, а был и несложен, был прост по природе и по Ипостаси; ведь Он был только Бог, не облеченный в тело и в то, что относится к телу, хотя бы ныне приятием плоти, обладающей разумной душой, Он и сделался тем, чем не был – сложной Ипостасью, оставшись тем, чем Он был – простым по природе, дабы спасти тебя, человека». Св. Григорий Богослов Сложно представить себе другой термин, который мог бы описать, кем являются Бог Сын, Бог Отец и Святой Дух. Поскольку считать тремя отдельными Личностями Лица триединого Бога — неверное понимание сути вероучения. Ипостась, как считал святитель Василий Великий — «есть не понятие сущности неопределенное, по общности означаемого ни на чем не останавливающееся, но такое понятие, которое видимыми отличительными свойствами изображает и очертывает в каком-нибудь предмете общее и неопределенное». Ипостась в Писании Термин «ипостась» нередко встречается в Новом Завете: В посланиях апостола Павла, во втором послании к Коринфянам: «…чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, – не говорю «вы», – похвалившись с такою уверенностью (ν τ ποστσει τατ)» ( 2Кор 9:4); «Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности (ν τατ τ ποστσει) на похвалу» ( 2Кор.11:17). Видим мы слово ипостась и в послании к Евреям:

http://pravmir.ru/ipostas-znachenie/

< >< назад > «Свет миру». Память трех святителей Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий высоко на горе. И светильник зажигают затем, чтобы поставить его не под сосуд, но на подсвечник, и чтобы он светил всем в доме. Так да воссияет свет ваш пред людьми, чтобы увидели они от вас добрые дела и восславили Отца вашего, Пребывающего на небесах. Не подумайте, будто Я пришел, чтобы упразднить Закон или Пророков; не пришел Я, чтобы упразднить, но чтобы восполнить. Ибо воистину говорю вам: пока небо и земля не прейдут, не прейдет от Закона ни единая иота и ни единая черта, покуда все не сбудется. А потому, если кто самую последнюю из заповедей этих нарушит и научит тому же других, тот последним наречен будет в Царствии Небесном; а кто исполнит и научит, тот великим наречен будет в Царствии Небесном. (Мт. 5. 14-19) Перевод Сергея Аверинцева «Бог есть свет, и в Нем нет никакой тьмы». И с Воплощением Сына Божьего Свет Божественной любви пришел в наш мир, и этот Свет просвещает всякого человека грядущего в мир. И, прославляя святых, мы прежде всего прославляем «дивного во святых своих» Бога, Который «нас ради человек и нашего ради спасения» стал человеком и свет Которого может просиять в человеке. И в день памяти трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – мы слышим в Евангельском чтении слова Господа, обращенные к Его ученикам, к тем, кто тогда, две тысячи лет назад видел и слушал Господа, и к нам с вами, ко всем, кто понимает, что слово Господа обращено и ко всему миру, и к каждому человеку лично. И всем своим ученикам, всем нам Господь говорит: «Вы – свет мир. Не может укрыться город стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, да светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного» (Мт.5.14-16) Конечно же, эти слова согласуются с прошением из молитвы Господней «да святится Имя Твое», ибо Святость Бога должна воссиять в человеке. «Люди суть слава Божия», – эти слова произнес святитель Иоанн Златоуст (Толкование на Ис. Том 4,кн.1,гл.42) Эти слова – о призвании человека. Их исполнение мы видим на всех святых, угодивших Богу. В первые три века церковной истории слова Спасителя о невозможности укрыться городу, стоящему на вершине горы, понимались прежде всего как указание на мученический подвиг. А с окончанием гонений, когда на первый план вышли вопросы вероучения, эти слова стали относить к подвигу святительства. Именно епископ – святитель – в это время становится ключевой фигурой в Церкви, потому что именно от епископа зависело тогда единство Христовой Церкви и сохранение в неискаженном виде учения Господа. И тех святых епископов, которые в период великих богословских споров, будучи просвещенными Светом Христовой истины, принимали участие в формировании догматического учения Церкви, мы именуем еще Вселенскими учителями. И среди них Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

http://zavet.ru/b/braverman/euangelium/0...

Так что вы понимаете, ни у кого нет однозначного аргумента, никто не может убедительно предложить доказательство бытия Бога. И тем не менее. Сейчас я попытался показать вам точку зрения в хорошем смысле «обывателя». Обычную точку зрения. Человека, не занимающегося наукой, не профессионала в области философии, не богослова. А если посмотреть на это с точки зрения богословия великих философов и великих ученых, то ситуация окажется совсем другой. Начну, пожалуй, с богословской точки зрения. Читая отцов Церкви, я постоянно натыкаюсь… Как в Ветхом Завете, помните наверняка, как в Ветхом Завете пророки плакали, глядя на то, как живут их близкие, как живет их народ. Они никак не могут понять веру. Они то в одну крайность, то в другую, то золотого тельца — нет веры. Так же и у отцов Церкви, читаю и очень часто виден такой вот плач. Плач не только о том, что люди безнравственны, не только о том, что они не принимают Бога всем сердцем, но и о том, что они не любят науку. Они не читают философов. Об этом плачет Василий Великий, Григорий Богослов, Максим Исповедник, Иустин Философ, один из первых предсказал, вообще все философы — это почти христиане, хотя их многие считают за безбожников. Почему? Потому что они познавали ту же самую Истину, тот же самый Разум, Логос, который явился к нам в мир, «Воссия мирови свет разума…» — поется в тропаре Рождества, разум пришел, а греческие философы размышляли, поэтому они шли по этому же пути. Как потом скажет апостол Павел в Послании к Римлянам: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы . И как скажет блаженный Августин в своей книге «О граде Божием», многие философы, Платон фактически мыслили именно так, как об этом говорил апостол Павел. Удивительно услышать очевидную для историка философии фразу, которая поражает часто студентов, неважно — физиков, философов или богословов, что древнегреческие философы, все — от Фалеса Милетского и Пифагора до Порфирия и Плотина — монотеисты. Они все говорили: Бог — один.

http://foma.ru/dokazhi-mne-chto-bog-est-...

10 . Из этого ясно, что христианская вера не похожа на другие религии и веры в мире. Ибо другие веры [происходят] от людей с земли и от земли, от людей, которые говорили о духовном мире или по своему природному разуму или по обману от злых духов. Никто из основателей других вер не сказал, что он сошел с неба, ни что он послан Отцом, ни что он свидетельствует о небе то, что видел и слышал, ни что он снова вернется на небо. Поэтому не может быть и речи о примирении или уравнивании свидетельства Христова с прочими верами и верованиями в мире. 11 . Не спрашивай христианина, верует ли он в Бога, но спрашивай, верует ли он в Евангелие, в Радостную Весть Христову. Потому что если он скажет, что верует в Бога по своему разумению, а не по Евангелию, то он скорее язычник, потому что дошел до веры, которую люди имели и две тысячи лет назад, как, например, некоторые греческие и азиатские философы. Для чего же тогда Христос сошел с неба? И почему Своею кровью запечатлел Свое откровение миру, Свою Радостную весть? Поистине такой христианин так же принимает на свою главу [вину за] кровь Сына Божия, как и те, кто кричали: «Распни, распни Его!» 12 . Православная Церковь , единственная Церковь Христова в мире, с самого начала хранила Евангелие, без оглядки налево или направо и без того, чтобы полагаться на другие религии, на языческую философию или на естественные науки. Потому что когда идешь с опытным и хорошо видящим путеводителем, бессмысленно и смешно спрашивать о пути слепцов. 13 . Имея совершенную веру во Христа и в Его Радостную весть, отцы и учители Церкви энергично отвергали как эллинскую философию, так и мистерии азиатские и африканские. Хотя они и учились в Афинах философии, как Златоуст, Василий и Григорий Богослов ; так же, как и те, кто был рожден египтянином или сирийцем, как святые Антоний, Макарий, Исаак Сирин , Ефрем Сирин и другие. 14 . Хотя эти святые отцы хорошо знали языческие философии и религиозные мистерии, и притом из первых рук и на своем родном языке, они были решительными защитниками единоспасительной веры в Евангелие. Ни малейшего компромисса не допустили они ни с кем и ни с чем, что земное и от земли, что от человека и по человеку и что находилось вне Христа и Его Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В Евангелии этого нигде не сказано, а говорится только, что в последнее время умалится вера (см. Лк. 18, 8 ), и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь ( Мф. 24, 12 ). А святой апостол Павел говорит, что перед Вторым пришествием Спасителя явитсячеловек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом ( 2Фес. 2, 3–4 ), то есть антихрист. Но тут же сказано, что Господь Иисус убьет его духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Фес. 2, 8 ). Где же тут торжество зла над добром? И вообще, всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное. С другой стороны, несправедливо и то, будто человечество на земле постоянно совершенствуется. Прогресс, или улучшение, есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни. Например, мы пользуемся железными дорогами и телеграфами, которых прежде не было, выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земных, и т.п. В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет. Во все времена были люди, которые достигали высокого нравственного христианского совершенства, руководствуясь истинной верой Христовой и следуя истинному христианскому учению, согласному с откровением Божественным, какое Бог в Церкви Своей являл через мужей богодухновенных, пророков и апостолов. Такие люди будут и во время антихристово, которое их ради и сократится, по сказанному: ради избранных сократятся те дни ( Мф. 24, 22 ). И опять: во все времена были люди, которые предавались различным порокам и беззакониям или впадали в различные ереси и заблуждения, увлекаясь лжеименным разумом (см. 1Тим. 6, 20 ) и умствуя по земным началам, вопреки предостережению святого апостола Павла, который говорит:Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол. 2, 8 ). Советую вам купить недавно вышедшую книгу «Жизнь Григория Богослова », составленную архимандритом Агапитом. Сами прочтите ее и дайте прочитать вашему сыну. Тогда увидите, каковы были ученые в IV веке по Рождестве Христовом. Сравните их с учеными настоящего времени. Тогдашние ученые, как Василий Великий и Григорий Богослов , несмотря на то что были люди высокого учения и высокой нравственности, по христианскому смирению презирали земную славу и земные удовольствия и стремились к одним духовным вечным благам. А нынешние ученые следуют ли их примеру? Не большая ли часть из них преклоняется к земной славе, к земным наслаждениям и к приобретению благ временных, растворяя все это горделивым сознанием своего недостойного достоинства? После этого есть ли хоть малейшие признаки всеобщего нравственного совершенствования на земле?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

 1. Учение о Святом Духе в святоотеческой традиции 1.1. Начальный период. Обетование Святого Духа в прощальной беседе Господа с учениками раскрывает нам содержание заповеди любви к Нему и учеников друг ко другу: “кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Ин 14:23,26). Далее в беседе с учениками о Своем скором возвращении Господь, вероятно, говорит о возвращении в Духе Святом 1 . Об этом свидетельствует прежде всего дар Духа Святого, который дается ученикам. Это толкование, предложенное в древности святителем Кириллом Александрийским, было забыто и в православном богословии появилось вновь лишь в XX веке. Позднее Господь является тесному кругу учеников при затворенных дверях, выражающих отделенность Его и Его Церкви от мира. Прощальная беседа — это беседа Господа с Церковью, а день пришествия Святого Духа и возвращения Христа в Духе понимается не как астрономический день, но как мировая эпоха нового христианского человечества 2 . Поскольку Христос пребывает в Церкви, Он может являться верующим в Духе. Возможность таких явлений видна из случаев с апостолом Павлом (Деян 9:3–7; 1 Кор 15:8), диаконом Стефаном (Деян 7:55–56), тайнозрителем Иоанном (Откр 1:1) и др. Господь продолжает являться верным и до нашего времени 3 . Мужи апостольские и апологеты, время жизни которых было близко к веку Апостолов, также оставили свои свидетельства о Святом Духе, иногда четко не различая Сына и Духа 4 . Святитель Ириней Лионский учил о Духе Божием, сошедшем на Господа в “виде голубине”, как о Том Духе, о Котором сказано Исаией: “И почиет на Нем Дух Божий” 5 . При этом Дух уподобляется влаге, без которой из сухой пшеницы не может быть сделана одна масса и один хлеб, “так и мы, будучи первоначально сухим деревом, никогда бы не произвели плода жизни без добровольного орошения свыше” 6 . 1.2. Век тринитарных споров. В каппадокийском синтезе учение о Троице венчается фундаментальным трудом святителя Василия Великого “О Святом Духе”. Святитель Василий приводит семь аргументов, подтвержденных Священным Писанием, поясняющих, почему Святой Дух не тварь: в Нем нет переворота или перемены ни по сущности, ни по действованию; Он не освящаемое, но освящающее; Он не имеет нужды во святыне, потому что свят в сущности; Дух дает свободу и сыноположение, которые тварь дать не может; тварь не может подобно Духу вселиться существенно в разумную душу; Дух, в отличие от твари, ничего в Себя не приемлет — ни добродетель, ни порок 7 .

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-svyatit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010