Вопрос 176. Кто те враги, которых велено нам любить? И как любить нам врагов, благодетельствуя ли им только, или и самым расположением? и возможно ли это? Ответ. Врагу свойственно вредить и злоумышлять. Поэтому всякий, кто делает кому ни есть и какой ни есть вред, может быть назван врагом, по преимуществу же – согрешающий, потому что, сколько зависит от него, различным образом вредит и злоумышляет против всякого, кто только живет или встречается с ним. Поскольку же человек состоит из души и тела; то будем любить таковых, как по душе, изобличая их и вразумляя и всяким образом доводя до обращения, так и по телу, благотворя им, когда нуждаются в необходимом для жизни. А что любовь состоит в расположении, это известно всякому. А возможность показал и засвидетельствовал Господь, когда явил любовь Отца и Свою собственную в послушании «до смерти» ( Флп.2,8 ), ради врагов, а не ради друзей, как свидетельствует Апостол, говоря: « Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5, 8 ); и нас увещевает к тому же, говоря: «подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» ( Еф.5, 1–2 .). А Благий и Справедливый не предписал бы сего, если бы не даровал к тому способности. И Он привел в ясность, что такая способность необходимо вложена в нас в самом естестве. И звери естественно любят благодетелей. Но оказывает ли друг столько благодеяний, сколько-враги, которые доставляют нам ублажение от Господа, сказавшего: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Матф.5, 11–12 .)?    Вопрос 183. Если случится иным, живущим в братстве, рассориться между собою; то безопасно ли иметь с таковыми обращение ради любви? Ответ. Поскольку Господь сказал: «да будут едино, как Мы едино» ( Иоан.17,22 ), и Апостол написал: «будьте единодушны и единомысленны» ( Флп.2, 2 ), и Деяния повествуют, что «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян.4,32 ); то ссорящиеся чужды сказанного, а любовь, если она разумна, то соблюдает сказанное: «кто любит, тот с детства наказывает его» ( Притч. 13, 25 ); если же не разумна, то, какова бы она ни была, не одобрительна, потому что Господь сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Матф.10, 37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

    Но поскольку родословная Марии не соответствовала ее [личной] чистоте, чтобы [сделать ее достойной] воспринять действие Святого Духа, то вместо нее через обручение была заимствована [родословная Иосифа]. [Поэтому, когда] была избрана блаженная Дева, обручение нисколько не повредило [Ее] девству. Кроме того, кто-то из ранних [отцов] высказал и другую мысль, что обручение с Иосифом было устроено для того, чтобы скрыть девство Марии от князя века сего. В самом деле, Лукавый в своей гордыне обратил внимание только на внешнюю форму обручения Марии; ведь он давно следил за девами, поскольку знал слова пророка: " Се, Дева во чреве приимет и родит Сына " (Ис 7:14). Таким образом, посредством обручения был обманут зложелатель девства. Ибо он знал, что явление Господа во плоти будет концом его собственной власти.   4. " Прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого " (Мф 1:18). Иосиф обнаружил сразу и то, и другое: и беременность, и [ее] причину, ибо [сказано]: " От Духа Святого " . Поэтому он, испугавшись называться мужем такой жены, " захотел тайно отпустить Ее " (Мф 1.19), не дерзнув предать огласке Ее положение. Поскольку же он был праведным, то сподобился того, чтобы ему было открыто это Таинство. Ибо " когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: " Не бойся принять Марию, жену твою " " (Мф 1:20). [Этим он как бы говорит:] " И не помышляй о том, чтобы скрыть грех неуместными подозрениями. Ведь ты назван праведным, а праведному мужу не подобает молчанием покрывать беззаконие " . " Не бойся принять Марию, жену твою " , — [говорит ангел]. Это показывает, что [Иосиф] отнюдь не пришел в негодование или исполнился презрением, но он испугался Ее потому, что она была исполнена Духа Святого. " Ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого " (Мф 1:20). Из этого ясно следует, что тело Господа произошло не по общему естественному закону плоти.   В самом деле, Носимый во чреве мгновенно достиг совершенного состояния плоти, не проходя постепенного развития во времени. Об этом говорят сами [Евангельские] слова, ибо сказано не " зачатое " , но " родившееся " . Итак, эта плоть, будучи образована от Святости, была достойна того, чтобы соединиться с Божеством Единородного. " Родит же Сына, и наречешь имя Ему: Иисус " (Мф 1:21). Мы знаем, что имена, намеренно даваемые кому-нибудь, выражают лежащую в их основе природу, как, например, [имена] Авраам, Исаак, Израиль. Имя каждого из них скорее выражает достигнутую ими личную добродетель, чем телесные особенности. Это же относится и к имени " Иисус " , то есть " Спаситель народа " . И вот уже приоткрывается тайна, предопределенная прежде веков и проповеданная издавна пророками: " Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: " С нами Бог " " (Мф 1:23).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=402

§ 188. Здесь вкратце прилагается, каким образом смирение искать. 1) Стараться познать себя, свою бедность, немощь и окаянство, и ту немощь почаще перед душевными очами полагать. 2) О величестве Божием и о своей подлости рассуждать. 3) О смирении Христовом, Чья любовь к нам, как и смирение ради нас так велико, что и умом понять невозможно, размышлять с прилежанием, что святое Евангелие тебе представляет. 4) Не смотреть на то, какое имеешь добро, но смотреть, какого еще не имеешь. 5) Помнить прежде совершенные грехи. «Воспоминание прежних грехов, — говорит святой Иоанн Златоуст, — есть довольная узда, чтобы усмирить и уцеломудрить нас» (Беседа 31 на Книгу Бытия). А притом и о том рассуждать, что еще более и тяжелее можешь согрешить, если благодать Божия не поможет тебе, как блаженный Августин исповедует. 6) Какое добро сделал, Богу то приписывать и благодарить, а не считать своим. 7) Когда видишь или слышишь брата согрешающего, то не о грехе только его рассуждай, но и добре внимай тому, что он еще делает или делал, и так увидишь, что он лучше тебе, как говорит свт. Василий Великий (В слове о смирении). К тому же, от его падения своего берегись и свои грехи на ум приведи. Ибо падать — общее зло человеческое. Читай еще главу о гордости, и сравнивай одно с другим, чтобы лучше понять. Ибо что от гордости отводит, то приводит к смирению, которое всегда противно гордости. Глава 3: О презрении и отрицании мира «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»— говорит Христос (Мф.16:26). «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12:2). § 189. Под «миром» в Святом Писании понимается не одно и то же. 1) Мир понимается как весь небесный и земной круг, в котором все созданные вещи заклю­чаются. Так понимается слово: «в мире был, и мир чрез Него начал быть» (Ин.1:10). О создании этого мира пишется в главе 1 и 2-й книги Бытия. 2) Мир означает и лучшую часть мира сего, то есть человека. Об этом мире говорит Христос: «Так возлюбил Бог мир» (Ин.3:16-17) и прочее. 3) Мир берется и как все, что в мире сем услаждает и увеселяет нашу плоть, разжигает похоть ее, и от Христа отводит, и ведет к вечной погибели. Об этом говорит апостол: «Все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин.2:16). 4) Под миром понимаются и люди, кото­рые, служа своим прихотям, не хотят евангельской истины принять и следовать. На этот мир указывает Христос, говоря апостолам: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин.15:18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А в рассуждении слов: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня» ( 2Кор. 12, 8 ) надобно знать, что много различных причин внешних и телесных обстояний, которые Бог или насылает, или попускает по Домостроительству, более важному, чем освобождение от сих обстояний. Поэтому если кто мог узнать, что ему надобно и прошением освободиться от напасти, тот принес прошение, бывает услышан, как два слепца в Евангелии, и десять прокаженных, и многие другие. А если кто не узнал причины, по которой подпал искушению (ибо часто должно терпением достигать той цели, для которой послано на него искушение), и просит избавить от напасти, когда ее надлежит терпеть до конца, тот не бывает услышан потому, что не согласуется сие с целью Божия человеколюбия. Слова же: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» ( Мф. 18, 19 ) объясняют самое это место. Ибо речь идет об обличающем грешника и об обличаемом, а именно: поскольку Бог не хощет «смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» ( Иез. 33, 11 ), то если обличенный сокрушается душою и соглашается с намерением обличающего, о всякой вещи, то есть во всяком грехе, которому попросят отпущения, дано им будет оно человеколюбцем Богом. Но если обличаемый не согласится с обличающим, то бывает не отпущение, а связание, по присовокупленному: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» ( Мф. 18, 18 ), во исполнение известного суда: «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18 17).    Вопрос 262. Поскольку Писание в числе похваляемого поставляет нищету и убожество, например: «блаженны нищие» ( Матф.5, 3 ), и: «желание убогих услышал еси, Господи» ( Псал.9, 38 ), и еще: «нищ и убог восхвалита имя Твое» ( Псал.73, 21 ); то какое различие нищеты и убожества; и в каком смысле справедлив Давид, который говорит: «аз же нищ есмь и убог» ( Псал.39,18 )?    Ответ. Припоминая Апостола, сказавшего о Господе: «Он, будучи богат, обнищал ради вас» ( 2Кор. 8, 9 ) полагаю, что нищ тот, кто от богатства нисшел до скудости, а убог тот, кто с самого начала был в скудости, и таковое несчастье переносил благоугодно Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

А верующий во Христа, получающий от Него спасение, не хочет исполнять заповеданное Им! Так пусть уже и не говорит, что он верует в Спасителя. Дерево познается по плодам, а вера по делам. Оправдание познаем мы верою, а веру узнаем от плодов, или благих дел. Вера без них почитается мертвою, по учению слова Божия ( Иак.2:17 ). Добрые дела наши полезны и для ближних, как помощь им, пример и научение. Таким образом христианину нужно с верою правою соединять и жизнь благочестивую. Но ведайте, братие, что начало и корень всех благих дел наших есть Божия благодать. Так и Апостол Павел о сем говорит: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» ( Флп.2:13 ). «О, человече! если ты получишь жизнь вечную, то кажется, что за благочестие получил награду; но ты получишь ее по благодати, ибо по благодати в тебе и самое благочестие», говорит блаженный Августин . Значит, благоразумный христианин не станет превозноситься пред другими своею добродетельною жизнью и не осудит ближних своих. Кто может похвалиться, что он сотворил все повеленное и заповеданное нам Господом нашим Иисусом Христом? А между тем Спаситель прямо говорит: «когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего нестоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ). Но если человек чего-либо из заповеданного не исполнит, то какой он раб Христа? А между тем, по слову Писания, и праведники падают. Значит, все до единого неключимые мы и ничего нестоящие рабы. Будем же, братие, трудиться со всяким усердием в винограднике Христовом, будем исполнять все заповеди Господа и с сердцем сокрушенным возложим упование на Него. Милосердый и человеколюбивый, Он ущедрит нам спасение, но не за дела наши, а по милости, по благодати. Смиренные и покорные, казавшиеся людям малодеятельными, могут оказаться и первыми в царстве небесном. Те же, которые дерзали превозноситься и кичиться своим благочестием, пожалуй, явятся последними. Так и исполнится слово Господа: тако будут последний перви, и первии последни (–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

А если дети, то и наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо, думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». ( Рим.8:15–18 ). Святые желают прославиться со Христом. А для сего, самый надежный путь есть крестный, путь усеянный терниями, скорбный. Спаситель всем своим ученикам говорил: в мире скорбны будете ( Ин.16:33 ) и, побуждая их к терпению, заповедал: в терпении стяжите души ваша ( Лк.21:19 ). И Ап. Павел свидетельствует, яко многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие ( Деян.14:22 ). Так ради вечного блаженного царствия праведный человек с радостью несет и скорби. Вот в этом и найди разгадку, насколько полезны беды и напасти даже для благочестивых людей. Они суть горнило, в котором очищается, тлеет ветхий человек, но обновляется новый внутренний. Они суть ограда, защищающая праведного от внутренних падений в гордость и самомнение. Для благочестивых людей напасти и скорби не наказания, а средства испытания их веры, твердости в терпении. Посему и нам, братия, как православным христианам, не подобает малодушествовать, роптать и впадать в отчаяние при разного рода напастях. Но мы, скажете вы, немощны, слабы. Мы сил не имеем, чтобы нам не только радоваться, но и спокойным быть в бедах. Так будем Господа просить, чтобы Он избавил нас от тяжелых и небезопасных для нас искушений. Но зато в радостях и благополучии будем вести себя, как подобает истинным христианам, чадам Отца небесного, а иначе, ведь скорби и напасти будут для нас необходимы, как средство для обращения нас к Богу, для плача и покаяния в грехах. Но в чем же заключалась беда Иаира? Была у него единственная дочь, лет двенадцати. Ее постиг тяжелый недуг. Казалось, что жизнь ее была в опасности. Сам отец заявлял, что пока он шел к Иисусу Христу, дочь его, быть может, уже скончалась. Можно понять горесть отца. С тяжелым чувством грусти повергается Иаир к ногам нашего Спасителя. Приметь, каково его смирение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

– А как относятся к проблеме небесного покровительства приверженцы других конфессий и религий, могут ли они спастись? Ведь кто-то родился в традиции ислама , индуизма, буддизма или зороастризма, а кто-то – в христианской семье (причем эта семья может исповедовать православие, католицизм или различные формы протестантизма). Бог – один, и это понимают все, а вер так много, и все они столь различны! И каждый убежден, что именно его путь является истинным, в отличие от множества других... – Этот вопрос мне доводится слышать часто, но очень редко я чувствую за ним действительные переживания. В большинстве случаев речь идет об обычном человеческом любопытстве или, что гораздо хуже, об очередной попытке самооправдания, с тем чтобы ничего не предпринимать для спасения собственной души. Как правило, по-настоящему остро переживают эту драму люди, в силу житейских обстоятельств оказавшиеся на стыке двух культур и двух вер. Именно им приходится делать нелегкий выбор. Ну а все-таки, какая вера лучше? Об этом может судить лишь Бог . Решение этого вопроса остается вне нашей компетенции. О чем мы знаем абсолютно точно? Мы знаем, что Бог – Един и нет другого имени, которым бы надлежало спастись, кроме имени Иисуса Христа. Обо всем остальном, по большому счету, мы судить не смеем. Все остальное – пути Господни, которые неисповедимы. Есть путь спасения. И этот путь предлагает нам Церковь . Есть путь, которым прошла Богородица, прошли апостолы, Николай Чудотворец, Иоанн Златоуст , Василий Великий , Сергий Радонежский, Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский . Мы не говорим, что это – один из путей, мы утверждаем, что это – и есть путь. Христос учит нас: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14: 6 ). Это – путь к спасению, и других путей мы не знаем. Более того, нет их, других путей. Как говорил Блаженный Августин (354–430), «в главном – единство, во второстепенном – свобода, а во всем – любовь». Несмотря на разнообразие вероисповеданий, Един Бог , Один Господь, одна вера и одно Крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

а) на служение самому Себе и - б) на служение людям. Служение ангелов Богу двоякого рода: 1) Они служат Богу непосредственно тем, что предстоят Ему, поклоняются Ему и прославляют Его. Пророк Исаия видел, что Серафимы стояли окрест престола Божия, и взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его (Ис. 6:3). Пророк Даниил также удостоился видеть Ветхого днями , сидящего на престоле небесном, когда тысячи тысяч ангелов служили ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан. 7:10). Псалмопевец неоднократно призывает ангелов хвалить Господа (Пс. 148:2), благословлять Его (102:20), покланятъся Ему (96:7). Тайнозритель Нового Завета свидетельствуем о горних силах: ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр. 4:8); и в другом месте: все Ангелы стояли вокруг престола ... пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь ( 7:11—12). Тоже самое о непосредственном служении ангелов Богу повторяют Святые Отцы и учители Церкви: а) святой Василий Великий : «занятие ангелов — славословить Бога. Для всего небесного воинства одно дело — воссылать славу Создателю;» или: «главная и сообразная с естеством цель их жизни — погружать взор свой в красоту Божию и непрестанно славить Бога;» б) святой Григорий Богослов : «второе место (по Боге) занимают великие служители высочайшего Света, столько же близкие к первообразной Доброте, сколько эфир к солнцу;» «они песнословят Божие величие, созерцают вечную славу, и притом вечно;» в) святой Афанасий Великий : «какое занятие небесных сил? непрестанное славословие и постоянная любовь к Божескому величию;» г) блаж. Феодорит : «служение ангелов состоит в пении хвалебных песней. Ибо о серафимах блаженный Исаия говорит, что они взывают друг ко другу и говорят: свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его! (6:3). О херувимах же сказал божественный Иезекииль, что он слышал их глаголющих: благословенна слава Господа от места своего (3:12);»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

А речь о хлебе небесном, сшедшем с небес, который есть Господь наш Иисус Христос, соблазняет слушателей. После сей речи «многие из учеников Его отошли от Него, и уже не ходили с Ним» ( Ин.6:66 ). Видимо слово Господа падало на почву каменистую. Слушатели, сначала слушали с радостью. Слово производило благотворное действие. Но это продолжалось недолго. Не укоренилось оно в сердце слушателей, ибо там не было веры в Господа Иисуса. Когда же Спаситель обратился к Своим двенадцати ученикам и спросил их: «не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» ( Ин.6:67–69 ). Апостол Петр и прочие из двенадцати сердцем восприяли, что Иисус Христос есть Сын Бога живого, а потому имеет глаголы вечной жизни. Пусть слово Его пока остается невразумительными, но Он учит вечным, непререкаемым, Божественным истинам. Кто же мог бы заменить Его, и к кому они пойдут? Вот слово Божие упало на добрую почву и принесло плод. А те, которые ушли, говоря: жестоко есть слово сие (слово Господа Иисуса о таинстве причащения Тела и Крови Его) и кто может его послушати? ( Ин.6:60 ), и сами ответили, что слышать и воспринять слова этого они не могут, а потому и уходят. Слово Божие в этом случае пало на почву каменистую. Судя по началу, как будто можно было ожидать и доброго плода. Семя Божественного слова воспринималось слушателями. Но так как в сердцах их не оказалось корня веры, то оно и не могло укрепиться, произрасти и плода принести. Почитайте историю Церкви Христовой на земле в первые три века ее существования. Исповедников Христовой веры жестоко тогда преследовали. И что же? Одни из христиан терпели озлобления, биения, поношения, муки и смерть, радуясь о Господе. Другие, хотя добровольно принимали святое крещение по вере во Христа, однако во время испытаний кровавых, падали и отрекались от веры в Спасителя и будущую блаженную жизнь. У первых благовестие о Христе, упав на добрую почву сердца, принесло обильный плод для жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Апостол Иаков, внушая нам такое благотворение, поставляет в нем самое лучшее Богослужение. Так он говорит: Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их несчастии. ( Иак. 1 ,:27.) И какие побуждения имеем мы, Слушатели, к такому благотворению! Кроме Божественного удовольствия, которое здесь на земле вкушает истинный благотворитель, и которое превыше всех радостей сынов века сего, мы, как Христиане, имеем то сильнейшее побуждение к сему, что каждый несчастный, представляющийся глазам нашим, представляет нам прекраснейший случай к засвидетельствованию сердечной и деятельной нашей благодарности бесконечному нашему благодетелю, бесценною кровию своею искупившему нас от вечного несчастия. Ибо всякое благотворение, оказанное нами бедному, Иисус Христос, по бесконечной благости своей к нам, благоволит относить к Себе самому: Понеже сотворяете единому сих братии Моих меньших, Мне сотворяете. ( Мф. 25:40 .) И какие величественные награды ожидают истинных благотворителей там, в стране воздаяния! Представьте себе тот торжественный день всемирного суда, в который должна будет решиться вечная участь наша, представьте небесного Судию в полном Божественном величии, окруженного тьмами тем Ангелов: какая неописанная радость возблистает тогда на челе их, когда они в этом священном соборе небожителей услышат сладчайший глас призывания: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо Я алкал, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня. – Вы сделали сие одному из меньших Моих братьев, все сие Мне сделали! ( Мф. 25: 34, 35, 40 .) О блаженная, вожделеннейшая минута! О награда неизреченная! – И что же, Слушатели, препятствует нам, сделаться достойными этой величественнейшей награды истинных благотворителей? Не опасение ли того, что, благотворя щедрою рукою другим, мы можем чрез то повредить нашему благосостоянию и обнищать сами? Напрасное опасение! Ибо что говорит Премудрый? – Иже дает убогим, не оскудеет: а иже отвращает око свое от них, в скудости будет мнозе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010